Жизнь и творчество толстого 10 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели : вызвать интерес к жизни и личности великого Толстого, его общественной и педагогической деятельности; помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя, сложное и противоречивое, менявшееся на протяжении его долгой жизни; дать краткую характеристику творчества (с обобщением изученного).

Эпиграфы к урокам :

Граф Лев Толстой – гениальный художник… Это самый удивительный человек, коего я имел наслаждение видеть. Я много слушал его, и вот теперь, когда пишу это, он стоит передо мной чудесный, вне сравнений.

Какое чудо творчества, ума, души, страсти гения. Что за счастье, что есть такие люди на свете и что мне привелось быть его (Толстого) современником…

I. Вступительное слово учителя.

жизнь и творчество Л. Н. Толстого (1828–1910)

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Вот портрет писателя (работы И. Е. Репина). Вы видите прежде всего глаза: небольшие, круглые – и в этом их особенность, – совершенно плоские и одноцветные, но всегда сияющие; точно на сильный источник света смотришь: видишь сплошное сияние и различить не можешь, откуда и как оно происходит… Остальное – и широкий нос, и высокий лоб, и брови густые, и даже все тело – кажется пристроенным к этим глазам. Сначала – глаза, а затем уже прочее…

Те современники, которые имели наслаждение видеть, общаться и слушать Толстого, считали себя счастливыми людьми.

Литературное наследие Толстого – это 90 томов Юбилейного издания сочинений! Литература была для него делом, в которое он вкладывал всю свою душу. В книгах гениальный Толстой выражал мысли и чувства русского народа, показывал всю силу и величие народного духа, народного патриотизма и народной любви к родине.

Обратимся к драгоценным событиям биографии великого художника слова Льва Николаевича Толстого.

II. Рассказы учащихся о жизни Л. Н. Толстого, богатой событиями.

1. Детство, отрочество и юность писателя

1847 г. Толстой, не закончив учебу, уезжает в Ясную Поляну, чтобы посвятить себя хозяйственной деятельности, а также улучшить быт своих крестьян.

Анализ некоторых сцен, выразительное чтение диалогов и монологов героя – по выбору учащихся.

2. Л. Н. Толстой на Кавказе.
Начало литературной деятельности

3. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого

4. Литературная деятельность Л. Н. Толстого
до и после идейного перелома.
Религиозно-этические взгляды писателя

1862 г. Толстой женился на дочери московского врача – Софье Андреевне Берс.

Лучши е произведения Л. Н. Толстого:

Религиозно-этические взгляды Л. Н. Толстого опираются, как объясняет Ю. В. Лебедев[13], на учение об истинной жизни. В чем ее смысл? В духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Пути человека к истинной жизни конкретизируются в учении о нравственном самосовершенствовании человека, которое включает в себя пят ь заповедей Христа:

1) Заповедь о непротивлении злу насилием. (Злом нельзя уничтожить зло, бороться с насилием – значит, необходимо воздержаться от насилия, только добро способно в активном духовном противостоянии злу победить его.)

2) Не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни.

3) Не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды.

4) Не клянись и не присягай ни в чем, никому.

5) Помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Л. Н. Толстой развертывает критику современных ему общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Следует сказать, что в основу воспитания детей в семьях должен быть положен закон об истинной жизни, ведущей к духовному братству и единению людей.

7 ноября 1910 года на маленькой станции Астапово умер Лев Николаевич Толстой.

ВложениеРазмер
urok-portret_zhizni_i_tvorchestva_l.n._tolstogo.rar 2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы

Цель: раскрыть своеобразие характера Л.Н. Толстого как человека, писателя в разные периоды жизни; развить интерес к изучению творчества великого писателя.

План изложения нового материала:

  1. Ясная поляна – колыбель великого писателя.
  2. Изображение Л.Н. Толстого на портрете кисти И.Н. Крамского в 1873 году и И.Репина.
  3. Портреты Л.Н. Толстого в разные годы жизни.
  4. Л.Н. Толстой и военная служба.
  5. Деятельность писателя.
  6. Толстой и семья.
  7. Толстовское учение
  8. Последние годы жизни Л.Н. Толстого и смерть.

Сегодня мы приступаем к изучению жизни и творчества Л.Н. Толстого, великого писателя земли русской. Огромно наследие этого гиганта русской литературы, имя его известно всему миру. Мы будем глубоко изучать его произведения, со многими знакомиться. Это все впереди. Но в нашей первой беседе мы поведем разговор о Л.Н. Толстом как о человеке и писателе. Вы мне сегодня поможете, потому что вы получили опережающие задания. Постараемся, вглядываясь в портреты писателя, понять его внутренний мир и черты характера.

Посмотрите, пожалуйста, на тему урока и постарайтесь определить, какие задачи стоят сегодня перед нами.( Слайд 1)

(Учащиеся называют задачи, которые надо решить на уроке: дать очерк жизни и творчества писателя, раскрыть его характер, внутренний мир, опираясь на портреты писателя, запечатлевшие его в разные периоды времени)

Посмотрите на портрет Л. Толстого кисти Крамского, опишите его и попробуйте представить писателя этого периода. ( Слайд 3)

Ученики пробуют описать портрет.

Интересна история этого портрета. Крамской, уже известный художник, получил задание написать портрет Л.Н. Толстого для Третьяковской галереи. (Слайд 4) Вот он у входа в имение Ясной Поляны. Его приветливо встречают башни у входа и дубы, посаженные ещё дедом Л.Толстого – князем Волконским. А далее удивительно живописная березовая аллея (Слайд 5), а у дома – море цветов ( Слайд 6 ). Крамской уже читал произведения Толстого и представлял его высоким, могучим, сильным. Он вошел в дом. Вскоре вышел Лев Толстой, Крамской увидел человека среднего роста, худощавого, элегантного. Так началось их знакомство.

Нам все интересно знать об этом непостижимо великом человеке, олицетворяющим собой былинную Русь. Все места, связанные с именем Л.Толстого, нам дороги. Прежде всего, усадьба Ясная Поляна, находящаяся в 14 верстах от Тулы.

(Слайд 7) Когда начали золотиться березы, липы и клены стройных аллей яснополянского парка, когда пожелтелые листья отрывались от деревьев и медленно падали на ещё зеленевшую траву и расчищенные дорожки, в трехэтажном доме с большими колонами на верхнем этаже в маленькой комнатке, в окна которой заглядывали ещё не успевшие пожелтеть листья лиственницы, 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье родился будущий писатель.

Отец его, - граф Николай Ильич Толстой, а мать – Мария Николаевна Волконская, которая принесла в приданное Ясную Поляну. Это была дружная семья, мать серьезно относилась к воспитанию детей, а их было пятеро ( Николай, Сергей, Дмитрий, Лев, Маша). После рождения Маши Мария Николаевна умерла, а Левочке тогда было 1.5 года, так что он не мог помнить мать, но память о ней он пронес через всю жизнь, и все хорошее было связано с ней.

Каким он был в детстве и как формировался его характер? У нас нет портрета Л.Толстого в детские годы. Давайте послушаем о детстве писателя и устно нарисуем его портрет.

Ученик, получивший опережающее задание, рассказывает о детстве писателя.

Приблизительный ответ ученика.

Поразительно то, что уже в малом возрасте Льва Николаевича волновала мысль о том, что жизнь на земле должна быть устроена так, чтобы все люди жили счастливо, и эта мысль сопутствовала ему всю жизнь.

Дети Толстых были тесно связаны с бытом Ясной Поляны, с крепостными. И наблюдательный мальчик полюбил мужика, его обычаи, взгляды, песни, язык. А через несколько десятилетий он заявит, что только народная, мужицкая правда является спасением России. В усадьбе была довольно большая библиотека, в которой можно было найти книги Державина, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Лермонтова. Любимым был Пушкин. Дети читали его стихи наизусть.

Учитель: Так каким был Лев Николаевич в детстве?

Ученики рисуют портрет писателя.

Учитель: Об этой замечательной поре жизни Лев Николаевич расскажет через несколько лет в произведении. Как оно называется?

Учитель: Вы читали эту повесть? Кто может кратко рассказать о ней?

Приблизительный ответ ученика.

Приблизительный ответ ученика.

Год выдался трудным, горестным, печальным. Семья переехала в Москву 10 января. Здесь Лев Толстой первый раз увидел людей, которые не знали, кто такие толстые. Это изумило его. Постепенно он стал понимать, что. Кроме Толстых, на свете ещё есть люди, и у каждого своя жизнь, свои трудности. С переездом в Москву кончилось детство. Отрочество было сложным. Летом 1837 года умер Николай Ильич, отец. Это было несчастье. Горе мальчиков ещё усилилось тем. Что бабушка в дом взяла нового гувернера Сен-Тома, который оказался человеком серьезным, строгим учителем. Он мог обидеть, оскорбить чуткое сердце Левушки. Однажды, когда гувернер незаслуженно наказал его и запер одного в комнате, мальчик даже заболел. Он не терпел насилия, протестовал против тирании. Годы жизни с 1837 по 1841 тяжелые. Смерть преследовала близких людей, которые опекали детей: умерла бабушка, затем старшая сестра отца. И вот в 1841 году детей берет младшая сестра отца Пелагея Ильинична Юшкова и Л.Толстой переезжает в Казань к тетке. В эти годы мы видели Л. Толстого добрым, чутким, не терпящим насилия над собою. Таков он был в свои 11-14 лет.

Давайте поговорим о Льве Николаевиче в юности. Посмотрим внимательно на портрет, послушаем рассказ о его юности. (Слайд 9)

Ученики смотрят на портрет писателя и описывают его.

Приблизительный ответ ученика.

Чудесная пора – юность! У Толстого она совпала с поступлением в казанский университет на факультет восточных языков. Учился Лев Николаевич, как ни странно плохо. Он увлекался арабским и турецким языками, но больше всего читал по-французски. Много мечтал. Решил заниматься гимнастикой, чтобы сделаться первым силачом в мире, ходил без определенной цели по комнатам, разглядывал себя в зеркало, от которого отходил с чувством глубокого уныния, потому что находил, что его наружность не только не красива, но, по его мнению, неблагородна, невыразительна. Самые обыкновенные черты лица. Мужественного, как ему казалось, в нем было еще меньше, лицо как у простого мужика, большие руки и ноги, а это стыдно. Когда же в университете выдали форму, Толстой, одевшись в шинель с бобрами, в белых перчатках и треуголке, со шпагой на левом бедре. Почувствовал себя взрослым. У него уже нет гувернеров, у него есть собственные лошади. Он ходил по комнате, смотрел во все зеркала, и ему казалось, что он выглядит отлично. А разве можно, чтобы только он себя видел таким, надо, чтобы все видели, какой он хороший. Вот лев Николаевич едет гулять. Заехал в кондитерскую, хотел притвориться, что его интересуют газеты, но на самом деле его привлекли сладкие пирожки. Сделав покупки, он вернулся домой, решил покурить. Ведь он взрослый. Запах табака был приятен, но во рту было горько, захватывало дыхание, но он крепился и все затягивался. Закружилась голова. Лев поднялся и упал. Послали за доктором. Так закончилась его попытка научиться курить. Он дал себе слово: больше не касаться сигарет, курение – глупости и напрасная трата денег.

Толстому, внуку бывшего губернатора Казани, были широко открыты двери самых богатых и знатных домов. И Лев Николаевич увлекся балами, вечерами, светской жизнью. Показывался всегда с напускной холодностью и презрительным выражением прищуренных глаз, но всегда немножко грустных. Он считал себя несчастливым, потому что на земле, по его мнению, нет счастья человеку с широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами. Тогда Толстой делил всех на – комильфо и не комильфо. К человеку-комильфо предъявлялись следующие требования: быть изысканно одетым, иметь светские манеры, отлично знать французский язык и презрительно смотреть на людей не-комильфо. Потом он понял, что это абсурдно. Конечно, и сердечные дела занимали юношу Толстого. В это время он был серьезно влюблен в Зинаиду, подругу своей сестры Маши. Она отвечала ему взаимностью. Их чувства были светлы, чисты, но навсегда остались невысказанными. Шло время. Духовные интересы Льва Толстого расширялись. Ему не нравился образ жизни аристократов. Впервые он стал осознавать себя барином, и ему было стыдно.

Лев Николаевич разочаровался в выборе факультета и перешел на юридический.

В его душе шла упорная напряженная работа. Он много читал, увлекался идеями французского просветителя Жан-Жака Руссо. Критическая работа ума приводит к разочарованию жизнью, занятиями в университете, и он в 1847г. Со второго курса уезжает в Ясную Поляну, чтобы осесть на земле.

Таков портрет девятнадцатилетнего юноши Л.Н. Толстого. Он еще не нашел себя, еще много у него впереди.

Вы видите, что Лев Николаевич был всю жизнь искателем и непрерывно изменял решения, пытаясь найти себе настоящее место в жизни. Он всю жизнь занимался анализом и мир анализировал через себя. Ему хотелось быть всегда лучше, добрее.

Весна 1847 г. В Ясную Поляну приехали все братья и сестра. Радостно встретились, вспоминали детство. С ними была их любимая тетенька Татьяна Александровна Ергольская. Но собрались они для того, чтобы произвести раздел наследства. Каждый получил по поместью, а младшему Льву досталась Ясная Поляна, он стал владельцем 330 крестьянских душ.

Чем же занимался на пороге двадцатилетия Лев Николаевич Толстой? Каким он был? Каков его портрет в эти годы? ( Слад 10)

Ученики пытаются описать гравюру .

Обращение к гравюре В.В. Матэ. На нас глядит молодой человек, широколобый, широконосый с серьёзным видом. Он будто во что-то всматривается. Да, он многое хочет познать, он ищет себя, мечется. Что мы знаем об этом периоде жизни Л.Толстого? (рассказ учащегося об этом периоде жизни Льва Толстого).

Приблизительный ответ ученика.

Лев Николаевич увлекся философией. Он поставил перед собой задачи:

  1. Изучить курс юридических наук и сдать экзамены в университете.
  2. Изучить следующие языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский, латинский.
  3. Изучить сельское хозяйство.
  4. Изучить историю, географию, математику.
  5. Заняться музыкой, живописью.

Учитель . Из этой программы выполнено многое. Это говорит о способностях молодого человека, о целеустремленности.

Л. Толстой с братом ехали однажды из Ясной Поляны на тарантасе. Дорога была долгая и трудная. Ехали через Тулу в Москву, где сфотографировались с братом.

Вот этот снимок. ( Слайд 11 )Сидит, опершись на палку, юноша, одетый в куртку. Он молод, усы еще не закрыли сильный рот, над голубыми глазами густые брови, широкий подбородок выбрит, густые волосы пострижены. Таким мы видим его в 23 года.

Братья выбрали дорогу на Кавказ через Казань, ехали в тарантасе, потом на лодке по Волге. Толстой ехал на Кавказ 40 дней. Пробыл там 2 года и семь месяцев. Кавказ очаровал его причудливыми очертаниями гор, природой. Русские войска завоевывали Кавказ, уничтожая горские аулы, встречая отчаянное сопротивление, боровшихся под предводительством Шамиля местных жителей. Лев Николаевич принимал участие в набегах. Вел себя храбро. Однажды его чуть не убило: ядро попало под колеса той пушки, у которой он стоял, другой раз он чуть не попал в плен.

Но вскоре ему пришлось поехать в действующую армию.

Учитель показывает портрет Толстого 1854 года . ( Слайд 12)

Ученики описывают его.

Вот таким был Лев Николаевич Толстой повзрослевшим. У него появились усики, небольшие бакенбарды. Он одет в форму артиллерии.

О годах 1854-55 расскажет________________________

Приблизительный ответ ученика.

К середине марта Толстой прибыл в Бухарест, где шла война с турками. Находясь здесь, он видел войну пока издали. Однако политические внешние события осложнялись. Англия в союзе с Турцией и Францией начала войну с Россией. Враги, хорошо вооруженные, напали на военный порт в Севастополе. Толстой, охваченный патриотическим чувством, едет в Севастополь. Он прибыл туда7 ноября 1854 года. То, что увидел, поразило его. Солдаты, моряки готовы были умереть, но не сдавать города. Лев Николаевич находился полтора месяца на 4-ом бастионе – это было опасное место обороны. Он дежурил на бастионе четверо суток, вел себя храбро. Его наградили медалью. Зимой, весной и летом 1855 года неоднократно многие замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, вглядывавшимися во все глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это и был мало кому тогда известный молодой поручик и писатель, которому суждено было прославить себя и весь русский народ, - Л.Н. Толстой. Наблюдавшие за ним тогда люди недоумевали, как он умудрился уцелеть среди страшного побоища.

Толстой осудил и себя, и окружающих его аристократов, и всю царскую Россию как недостойных подвига севастопольцев. Вот таким был Лев Толстой.

1856 г.. Толстому уже 34 года. Вот таким он был. ( Слайд 13 )

Обращается внимание на фотографию, учащиеся описывают её.

Учащийся рассказывает об этом периоде жизни.

(Слайд 15) 17 сентября была помолвка, а 24 сентября 1862 года – свадьба. Венчались они в Кремлевской церкви. Сразу после свадьбы подали шестерку лошадей, впрягли в новенькую карету, и молодые отправились в Ясную Поляну, где их встретили элегантный Сергей Николаевич, брат Толстого, и тетенька Татьяна Александровна. С тех пор Софья прожила в Ясной Поляне всю жизнь. Она охраняла труд Толстого.

Это были первые 9 лет из жизни, но семейная обстановка в доме толстых была сложная. Супруги часто ссорились, но быстро прощали друг другу – и все кончалось миром. Софья Андреевна была очень ревнивой и всегда переживала охлаждения мужа. Обязанностей у нее было много: все хозяйство, издательство произведений толстого, переписывание его рукописей, а к тому же воспитание детей, причем некоторые умерли. Особенно дорог был Льву Николаевичу Ванюша, который очень был похож на отца, но в 7 лет умер то скарлатины. Это был страшный удар и для Софьи Андреевны, и для Льва Николаевича.

В живых было 8 человек. Софья Андреевна упрекала мужа, говоря, что он мало внимания уделяет детям, на что тот очень сердился. (Слайд 17)

В 1881 году Толстой с семьей переехал в Москву. (Слайд 18)

Учитель обращает внимание на фотографию Толстого того периода. Ученики описывают фотографию.

( Слайд 19) В 80-е годы он был могучим, желающим все изменить, знал мир хорошо, но неполно. Рядом с Толстым жила говорливая, энергичная, преданная мужу, довольная его успехами, но не разделяющая его взглядов жена. Она не принимала новых идей мужа ни в религии, ни в образе жизни.

Учитель обращается к фотографиям того времени. Ученики пытаются описать их, сделать вывод, каким стал Толстой.

В голодные 90-е годы Толстой организовал помощь голодающим. (Слайд 25)

(учитель читает отрывок из романа – Катюша на станции).

Не может не волновать история жизни Катюши Масловой. Она полюбила Нехлюдова. Это чувство сохранилось надолго. Нехлюдов отвечал ей взаимностью, пока его не развратила барская мораль. Чистые отношения молодых людей, принадлежащих к разным классам, были неестественны в обществе, где царило социальное неравенство.

Все это сказалось на здоровье Льва Николаевича. Он серьезно заболел и лечился в Крыму. Шло время. Выздоровев, Толстой вернулся в Ясную Поляну. Тяготился своей обеспеченной жизнью.

В доме было неспокойно. Писатель старел. Он устал от того, что за ним постоянно следили. В доме узнали, что есть завещание, в котором Лев Николаевич хочет все, что написал, оставить в общее пользование. Вся семья восстала против этого завещания.

Обращение к фотографиям последних лет. Ученики описывают фотографии, пытаются определить, как изменился писатель.

Толстой оставался вдохновенным тружеником, крепким человеком, несмотря на годы. Он не верил в скорую смерть. ( Слайд 33)

Прибыли дети и Софья Андреевна.

7 ноября в 6 часов 5 минут остановилось сердце великого писателя.

Долгий путь Толстого был окончен. Газеты всего мира печатали печальную весть. Тело Толстого от станции несли на руках до Ясной Поляны. Люди огромными потоками шли проститься с гениальным писателем и необыкновенным человеком. 11 ноября, в 14.30, гроб подняли сыновья и передали крестьянам. Никто из духовенства не отпевал Льва Толстого. Но когда появился гроб, многотысячная толпа опустилась на колени и запела.

Толстого похоронили на том месте, где он в детстве играл в зеленую палочку. Вырос холмик, на котором нет креста, зимой этот холмик покрыт снегом, а весной и летом – ковром из цветов. (Слайд 34)

Запомните эти слова Толстого, читайте его книги, сделайте произведения бессмертного писателя своими друзьями, и вы многому научитесь.

Ученики отвечают, рассуждают.

Вы правильно определили характер и особенности Толстого как писателя и человека, и мы с вами смогли проследить, как в разные периоды жизни портреты помогают определить и раскрыть черты характера человека.

- Скажите, пожалуйста, можно ли отделить Толстого-писателя от Толстого-человека?

- Изменилось ли ваше представление о Толстом после сегодняшнего урока?

4. Домашнее задание.

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОК 71
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
ЖИЗНЬ, СУДЬБА, ЭТАПЫ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ,
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ

Цель:
ознакомить учащихся с жизнью и мировоззрением Л. Н. Толстого, этапами его творческого пути; дать представление о мировоззрении писателя; вызвать интерес к личности и творчеству автора; формировать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации; совершенствовать умение составлять тезисы; воспитывать личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую принимать решения и нести ответственность за свои поступки.

Оборудование:
учебник, раздаточный материал, иллюстративный материал.

Тип урока: комбинированный; урок-лекция с элементами беседы.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, по-новому взглянуть на уже прочитанные произведения.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

В последующие десятилетия вплоть до наших дней наследие гениального художника продолжает поражать и жизненными, и творческими открытиями. Читатель любого возраста найдёт здесь ответ на свои вопросы. И не просто разъяснит себе непонятное, а подчинится редкостно живым толстовским героям, воспримет их как реальных людей. Вот он — феномен писателя. Мудрость его постижения человека, эпохи, страны всего сущего приходит к нам в близких каждому переживаниях. Стремление к нравственному совершенствованию, проповедь любви к ближнему, добра, поиски смысла жизни — ведущие идейные мотивы творчества писателя. Они представляют путь истинный, дорогу к разумному, доброму, вечному.

— Великие русские художники, скульпторы, композиторы, режиссёры и актёры черпали в дружбе с Толстым творческое вдохновение. Указания и советы писателя помогали им создавать выдающиеся произведения реалистического искусства. И. Е. Репина и Л. Н. Толстого связывала тридцатилетняя дружба, начавшаяся осенью 1880 г., когда Лев Николаевич впервые пришёл в мастерскую художника. Преклоняясь перед гением великого писателя, И. Е. Репин в то же время расходился с ним во многих убеждениях. Несмотря на это, писателя и художника связывала на протяжении долгих лет тёплая дружба. Портрет, написанный в 1887 г.,— один из целой серии портретов Л. Н. Толстого, сделанных И. Е. Репиным. Необыкновенно простой по выбранной позе и краскам, портрет написан талантливо и правдиво. Так изобразить Репин мог только человека, которого глубоко понимал, уважал, ценил, и художнику в полной мере удалось показать величие писателя. Толстой изображён сидящим в несколько необычном кресле. В одной его руке — небольшая книжка, другая — удобно лежит на ручке кресла. Тёмная блуза стянута ремнём на поясе и чем-то напоминает подрясник.

Писатель показан в минуту тревожной задумчивости — вероятно, оторвавшись от прочитанного, он обдумывает какую-то мысль. Слегка наклонив голову с нависшими бровями и пышной седой бородой, Толстой смотрит на зрителя.

Словно вопрос, который мучает его сейчас, он адресует и ему. В глубоко сидящих глазах писателя — мудрость и проницательность, кажется, что они пытливо заглядывают прямо в душу.

У ч и т е л ь.
Весной 1847 г. Л. Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он начал вести дневник, а затем продолжал его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Толстой записывал наблюдения, мысли, заметки, планы будущих произведений, словечки, подхваченные в беседах людей… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти.

Предлагаю вам для анализа выдержки из дневниковых записей, сгруппированные по годам.

Задания

• Проследите становление личности Л. Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

• Выскажите ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

ИЗ ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

1847 г.
17 марта. …Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

18 апреля. Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее: № 1. Исполняй всё то, что ты определил быть исполнену.

1848 г.
1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2. Довольствоваться настоящим.
3. Искать случаев делать добро…
Правила исправления. Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре… Не повторять чужих мыслей…

1849 г.
1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4. Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.
5. Изучить историю, географию и статистику.
6. Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10. Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

1881 г.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Серёжей о непротивлении злу…

9 мая. …Из 700 дворов 100 едят свой хлеб. Земли 1/2 десятины на душу. Грамотных два.

1900 г.
30 августа. Ясная Поляна. 72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом…

1910 г.
7 января. …Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

26 октября. Всё больше и больше тягощусь этой жизнью…

• Как, по-вашему, Лев Толстой оценил бы происходящее в нашей жизни: в политике, в нравственном состоянии общества, в любви.

• Как события детских лет отразились на творчестве писателя?

• Что дала Л. Н. Толстому служба на Кавказе?

• Как изменились взгляды Л. Н. Толстого во время Крымской войны?

• В чём суть религиозно-философской программы Л. Н. Толстого?

• Какие причины побудили Л. Н. Толстого покинуть Ясную Поляну?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

• Чтобы ещё лучше понять личность Л. Н. Толстого, его мировоззрение и творчество, ознакомьтесь с некоторыми афоризмами писателя (запись на доске).
Прокомментируйте 2–3 высказывания.

• Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.
• Самое могущественное внушение добра есть пример доброй жизни.
• Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи.
• Быть правдивыми и честными с детьми, не скрывая от них того, что происходит в душе, есть единственное воспитание.
• Важно не количество знаний, а качество их. Можно знать очень многое, не зная самого нужного.
• Великие предметы искусства только потому и велики, что они понятны и доступны всем.

VI. Домашнее задание

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь учащимся понять художественное мировоззрение писателя.

алмаз, который может очистить

и не очистить себя. В той мере,

в которой он очищен,

через него светит вечный свет.

Стало быть, дело человека

не стараться светить,

но стараться очищать себя.

Оборудование: таблицы, папки учащихся со справочными материалами, распечатанные тексты, толковые словари, компьютер, презентация с фотографиями Л.Н.Толстого

актуализировать имеющиеся знания, умения и навыки в связи с изучаемым материалом;

пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу;

помочь учащимся самостоятельно определять направление в изучении темы и самостоятельно решать проблемы.

Учитель: Как вы понимаете эпиграф урока?

Что вы знаете по теме сегодняшнего урока?

Ответы учеников:

Рассказы учащихся о жизни Льва Толстого, богатой событиями.

(во время рассказа учащихся можно показать фотографии писателя, имеющие отношение к называемым фактам)

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Толстого.

Вопросы к учащимся:

1.Сведетелем каких исторических событий был писатель?

2. На какие годы падает расцвет его творчества?

Слово учителя.

Лев Николаевич Толстой – писатель огромного дарования и трудолюбия, автор известных всему миру гениальных произведений.

Та нравственная высота, которой достиг Толстой-человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость - на эти недостатки указывал сам Толстой).

Помочь учащимся активно воспринимать изучаемый материал:

Помочь соотнести старые знания с новыми.

Учитель: Заполненную таблицу озвучивает один человек из группы (желательно слабый).

Что вы знаете по этому вопросу? Какие ассоциации у вас возникают? (заранее дано было задание выписать в тетрадь заповеди Христа)

Для афиширования эти листочки вывешиваются на доску.


Работа с толковым словарем.

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

Весной 1847 года Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе… Последняя дневниковая запись была сделана за три дня до смерти. В нём мы и можем увидеть истинные взгляды Л.Н.Толстого.

Учитель: Попробуйте продолжить формулировку темы урока, составив проблемный вопрос, используя слово анафема (например, влияет ли отлучение от церкви (предание анафеме) на нравственную чистоту человека?)

Учитель: Может ли помочь эпиграф урока в ответе на этот вопрос?

Этот вопрос и станет вашим Д/З. Письменно ответьте на него, приведя два аргумента из художественной литературы.

Помочь учащимся самостоятельно обобщить изученный материал

Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

(самостоятельно учащиеся заполняют левую часть таблицы)

В годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. Комнаты имения, огромная библиотека, комната для приезжающих (нижняя библиотека). Отсутствие роскоши.

Шесть этапов творческого пути

1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Лучшие произведения Л.Н.Толстого

Духовные искания (5 заповедей Христа)

- заповедь о непротивлении злу насилием.

- не прелюбодействуй, соблюдай чистоту семейной жизни

- не мсти никогда и никому, не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, терпи обиды

- не клянись и не присягай ни в чём и никому

- помни, что все люди – братья – и учись во врагах доброе видеть.

1-я строка – одно слово, обычно существительное или местоимение, которое заключает в себе объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне;

2-я строчка - два слова, чаще всего прилагательные или причастия, описывающие признаки или свойства выбранного предмета;

3-я строчка образована глаголами или иными глагольными формами, описывающими совершаемые данным объектом или предметом характерные действия;

4-я строчка – фраза из трех, четырех или пяти слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;

5-я строчка содержит одно или два слова, характеризующее суть предмета или объекта

Темы для синквейна

Читал, писал, исследовал.

Учит, воспитывает, раскрывает.

Воспитывает, беспокоится, пишет.

Узнал очень много нового.

Важную для нас тему.

О проблемах всех поколений.

Спасибо за урок!

Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали Дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идём по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким – то особенным – яснополянским…

Итак, мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней – шкафы с книгами. Это часть огромной библиотеки, принадлежавшей трём поколениям Толстых: деду со стороны матери – князю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комната была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаянсовый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо представляешь себе, как в 12 часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берёт записную книжку, вечное перо и делает очередную запись.

Список используемой литературы:

"Истина в движеньи". О человеке в мире Л. Толстого: Ольга Сливицкая — Москва, Амфора, 2009 г.

Яснополянский мудрец. Традиции русского философствования в творчестве Л. Н. Толстого: А. Д. Сухов — Москва, ИФРАН, 2001 г.

Читайте также: