Конспект конституция рф 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Раздел ЕГЭ: 5.4. Конституция Российской Федерации.
Основы конституционного строя Российской Федерации

Законы регламентируют все сферы жизни правового государства. Свод правил, лежащих в основе законодательства, записан в конституции.

Конституция — основной закон государства, который обладает высшей юридической силой и определяет основы государственного строя, взаимоотношения между гражданином и государством, а также организацию государственной власти.

Действующая Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. С 1917 г. она является пятой по счёту. Конституции Российской Федерации подчинены все субъекты федерации.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

Главный закон страны имеет отличительные черты, которые выделяют его среди остальных нормативных правовых актов.

  • Вся жизнь государства регулируется Конституцией.
  • Конституция является основополагающим документом. Она определяет права и обязанности граждан, государственное и территориальное устройство, очерчивает деятельность государственной власти, а также устанавливает правопорядок, законность и основные принципы жизнедеятельности государства.
  • Конституция наделена высшей юридической силой. Новые нормативно-правовые акты создаются с опорой на Конституцию и не должны противоречить ей.
  • Конституция является верховным законом. Ей подчиняется вся территория государства, его население, организации, органы власти.
  • Конституция имеет прямое воздействие. Для претворения в жизнь конституционных норм не нужно утверждение каких-либо органов государственной власти или должностных лиц.
  • Конституция принимается и изменяется особым порядком. Поскольку она является главным законом страны, утвердить или изменить её можно только через сложную процедуру, отличающуюся от других законов.
  • Конституция особо защищается государством. Президент РФ и Конституционный суд РФ обеспечивают исполнение норм Конституции, поскольку они регулируют всю деятельность государственного механизма.
  • Конституция принимается народом или от его имени.
  • Конституция может выступать прямым основанием для защиты в суде.
  • Конституция определяет виды и иерархию всех остальных законов и нормативных документов.
  • Конституция стабильна и предусматривает строго установленный порядок пересмотра и принятия в неё поправок (обычно посредством референдума).

Правопорядок — порядок отношений, принятый в обществе, который основывается на точном исполнении законов и их требований.

Законность — подчинение всех государственных органов, должностных и иных лиц требованиям закона и других нормативных правовых актов.

СТРУКТУРА КОНСТИТУЦИИ

Как и любой другой нормативный документ, Конституция имеет чётко обозначенные элементы.

  • ПРЕАМБУЛА ⇒ Вступительная часть.
  • РАЗДЕЛ 1 ⇒ Главы, статьи
  • РАЗДЕЛ 2 ⇒ Заключительная часть

Основная часть Конституции содержит главы, каждая из которых занимает определённые статьи.

ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ

Конституция определяет государственное устройство страны, регламентирует права и обязанности власти и граждан.

Конституционный строй РФ — система общественных отношений, установленных и охраняемых Конституцией РФ и иными правовыми актами РФ.

Особенности конституционного строя:

  • Всесторонность. Охват всех сфер жизни государства, общества, определение прав и свобод граждан страны.
  • Неизменность. Конституционный строй невозможно отменить или пересмотреть во время действия Конституции РФ.
  • Базовость. Существующий конституционный строй выступает основой для самой Конституции РФ и, соответственно, для всей правовой системы РФ.

Принципы конституционного строя:

  • Демократия (ст. 1). Обеспечение суверенитета народа, прав и свобод человека и гражданина.
  • Федерализм (ст. 1). Общая власть для РФ действует в союзе с субъектами РФ и органами местного самоуправления, которые также имеют свои властные полномочия.
  • Гуманизм (ст. 2). Человек и его права — наивысшая ценность, поэтому главной обязанностью государства является их соблюдение и защита.
  • Республиканская форма правления (ст. 1). Разграничение деятельности и полномочий органов власти, высшие органы власти избираются или назначаются на определённый срок.
  • Правовое государство (ст. 2). Закон стоит в основе всех действий внутри государства. Государство поддерживает соблюдение закона, прав и свобод граждан, гарантируемых Конституцией.
  • Равенство россиян (ст. 2). Все граждане РФ вне зависимости от места их рождения, проживания и приобретения гражданства равны перед законом и имеют одинаковые права.
  • Суверенитет народа (ст. 3, ч. 1). Народ является единственным источником власти, способным на неё влиять и осуществлять её. Осуществление власти может происходить двумя путями: непосредственно (выборы и референдумы) и опосредованно (местное самоуправление, органы государственной власти).
  • Многообразие и равноправие форм собственности (ст. 8, ч. 2). Каждая форма собственности защищается равнозначно (государственная, частная и др.).
  • Идеологическое многообразие (плюрализм) (ст. 13, ч. 3). В государстве не может быть принята одна официальная идеология, подавляющая все другие.
  • Социальность (ст. 7). Обеспечение достойной жизни населения государства путём создания достойных экономических и юридических условий. Поддержка неимущего населения.
  • Разделение властей (ст. 10). Ветви власти разграничены между друг другом, каждая имеет свои особые полномочия и не зависит от двух других.
  • Многопартийность (ст. 13, ч. 3). В связи с существованием разных идеологий возможно соседство различных политических мнений, которые ведут к определённым действиям, в том числе к созданию и деятельности партий.
  • Светскость (ст. 14). Признание равноправия всех религий. Государство не отдаёт приоритет ни одной из них и не может признать какое-либо вероучение обязательным или предпочтительным.

Международное право приоритетно. Внутреннее законодательство имеет меньший вес, чем подписанные и утверждённые РФ международные договоры. Правовая система РФ изначально включает в себя общепризнанные нормы международных прав и договоров.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознания в 9 классе с использованием ИКТ

Учебник: Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2014.

Используемое оборудование: ПК, проектор, экран, текст Конституции РФ

Тип урока: открытие новых знаний.

Знакомство учащихся с Конституцией РФ.

Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.

Развитие умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы.

Развитие умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли.

Планируемые образовательные результаты:

На основе рассмотрения глав 1,3,5 Конституции РФ проследить, как в Конституции закреплены форма государства и политический режим.

развитие навыков работы в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

развитие навыков работы в группе;

развитие коммуникативных и творческих способностей учащихся;

расширение правового кругозора обучающихся.

воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

Вопрос: Что означает этот термин?

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Найдите, пожалуйста, в словарях определение термина Конституция

(стр.203) и запишите его в тетрадь

Конституция – основной закон государства, нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, определяющей основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения государства и гражданина.

Сегодня на уроке мы и поговорим о государственном строе и организации государственной власти.

Откройте, пожалуйста, содержание Конституции РФ.

Как вы думаете, с какими главами мы будем работать?

Но прежде обратимся к истории.

Вопрос : В каком государстве и когда была принята первая Конституция?

"Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос : Когда и кто в России поставил вопрос о введении Конституции?

: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля.

2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод: Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Вопрос: Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население?

Это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех

Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели урока:

  • продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,
  • расширение правового кругозора обучающихся, привитие навыков коммуникативной деятельности.
  • воспитание сознательной гражданской позиции, чувства уважения к государственным символам и Основному закону страны.

ХОД УРОКА

Я рада вас видеть на уроке на сегодняшнем уроке. Надеюсь, как всегда он пройдет плодотворно, во взаимопонимании и взаимоуважении. Итак, начнем наш урок.

Ребята, скажите пожалуйста, какими документы вы пользуетесь, когда необходимо удостоверить вашу личность? (паспорт, свидетельство о рождении)

Какую информацию можно извлечь из паспорта. (ФИО, год рождения, прописка, гражданство, семейное положение).

Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение ученика? (дневник)

Как вы считаете, а у государства может быть подобный документ? (да, Конституция)

Самым важным документом для нашего государства, является Конституция. А с чем у вас ассоциируется это слово?

Давайте попробуем подобрать к нему ассоциации

Итак, КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

  • Как устроено государство
  • Как образованы органы власти
  • Каковы права и обязанности граждан.
  • Герб, гимн, флаг и столица государства

Вопрос: В каком государстве и когда была принята первая Конституция? "Конституция США 1787 г., Декларация прав человека и гражданина 1793 г. Франция".

Вопрос: Когда в России поставил вопрос о введении Конституции?

Ответы с мест: "1. декабристы – Конституция Муравьева; законопроект Павла Пестеля. 2. Манифест 17 октября 1905 г."

После 1917 года было 4 советских Конституции, они часто менялись, так как они носили идеологический характер. С распадом СССР советские Конституции изжили себя и 12 декабря 1993 г., прошел референдум – всенародное голосование, где была принята первая российская конституция.

Как основной закон страны, она обладает высшей юридической силой.

Используя текст учебника на стр. 187, докажите, что Конституция – это основной закон страны. (имеет высшую юридическую силу, все законы должны ориентироваться на конституцию)

Вывод Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ.

Предлагаю вам обратиться к тексту Конституции РФ (работа с текстом) Проанализируйте данный документ.

Конституция РФ

Конституция РФ — не только сложный, но и достаточно большой политико-правовой документ: он состоит из краткой вступительной части (преамбулы) и двух разделов.

Преамбула – это вступительная, вводная часть.

В первом разделе содержатся все основные положение Конституции. В нем 9 глав, 137 статей.

Почему не законодательный орган страны принял Конституцию, а все взрослое население. (это основной закон страны, по которому живет каждый, надо знать мнение всех)

Обратите внимание на ст. 3 Единственным источником власти является народ.

Физминутка.

Конституционный строй (схема)

В первой главе Конституции РФ дается характеристика форме государства.

Но прежде, скажите что входит в понятие форма государства.

Какие бывают формы правления (Республика, монархия)

Какие бывают формы государственного устройства (унитарное, федерация, конфедерация)

Какие бывают формы правления политического режима (демократический, тоталитарный, авторитарный)

Работая в группах с главой 1 Конституции РФ ст. 1, 2, 3, 5 ч.1, 6 ч.2, 10, 11 ч.2, 13 ч.3, заполните схему форма государства, подтверждая правильность заполнения статьями Конституции. На работу 5 мин.

Итак, назовите форму нашего государства (республика)

Докажите статьями главы 1, что у нас республиканская форма правления. (ст. 1, 3)

Докажите статьями главы 1, что у нас федеративное государственное устройство. (ст. 1, 5, 11)

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите субъекты федерации.

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

А в каком субъекте РФ мы живем?

А как вы думаете, легче управлять федеративным или унитарным государством?

Именно поэтому весь многонациональный народ принимал Конституцию.

Докажите статьями главы 1, что у нас демократический режим. (Ст. 1, 2, 3, 10, 13)

Представьте такую ситуацию:

Я участвую в митинге протеста, это пример демократического государства?

Какая партия имеет больше прав Единая Россия или ЛДПР?

Демократический режим и форма правления взаимосвязаны. Одним из принципов демократического режима является принцип разделения властей.

Назовите три ветви государственной власти.

Кто представляет законодательную власть?

На основания ст. 94,95 опишите структуру законодательной власти РФ

Кто является председателем Государственной Думы?

Кто осуществляет исполнительную власть

Имя председателя правительства РФ

Кем осуществляется судебная власть

Виды судов на основании ст. 118 ч. 2

Кто является главой государства? (президент)

Назовите имя президента.

Кто был первым президентом.

Кто был вторым президентом.

А почему президент не входит не в одну из ветвей власти? (Он является главой государства и занимает особое положение в системе органов государственной власти, контролирует их)

Мы с вами на основе Конституции РФ разобрали форму нашего государства.

А идеальна ли наша Конституция, как основной закон страны.

Спасибо всем, что вы высказали свое мнение. Я предлагаю вам послушать мнение президента РФ Д.А. Медведева о нашей Конституции, которое он озвучил в 2008 г., на торжественном заседании, посвященном 15-летию конституции (видео).

И все же никто из нас не будет отрицать ведущую роль Конституции РФ как основного закона нашей страны. А мы с вами не должны забывать о своих обязанностях по отношению к обществу и государству, вырабатывая в себе активную жизненную позицию.

Какие ждут нас в будущем дела?
Об этом думать мы должны все чаще.
И если гражданин ты настоящий,
Большой отдачи ждет от нас страна!

Сегодня мы только начали изучение Конституции РФ, на следующем уроке мы приступим к изучению главы 2 «Права и свободы человека и гражданина, которая играет важное значение в жизни каждого человека.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий: Конституция, Федеральное собрание, Совет Федераций, Государственная Дума, конституционные права и обязанности человека;

- создать условия по обеспечению у школьников умений анализировать, выделять главное в познавательном объекте;

- содействовать развитию у детей умений общаться, вести спор, уважать чужое мнение.

Тип учебного занятия: первичное закрепление новых знаний и способов

Форма проведения: традиционный урок.

Методы: словесные, наглядные, работа с документами.

Логика урока:

1. Организационный этап.

2 Стадия вызова. – этап актуализации субъектного опыта учащихся

3. Стадия осмысления – этап изучения новых знаний и способов деятельности, первичной проверки понимания изученного, закрепление и применение изученного.

4. Стадия рефлексии – этап обобщения и систематизации изученного.

- Доброе утро ребята! Меня зовут Ольга Александровна Назарова, сегодня я буду вести у вас урок. Предлагаю познакомиться: перед вами на столах лежат пирамидки и фломастеры. Напишите, пожалуйста, на них, как бы вы хотели, чтобы я к вам обращалась, а я сделаю тоже самое. Отлично.

2. Вызов. Актуализация субъектного опыта.

Совершенно верно. Это Конституция Сётоко. Япония. 604 г.н.э.

Как видите, конституция появилась еще в древности. А сегодня в нашем государстве есть подобный документ?

Учащиеся: Да. Конституция Российской Федерации.

Учитель: Запишите, пожалуйста, число и тему урока в тетрадь.

Учитель обращает внимание на цели урока.

А с чем у вас ассоциируется это слово?

Составьте ассоциативный ряд к слову Конституция.

(работа по составлению кластера).

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. Constitution установление, устройство).

Конституция – Основной Закон государства

Как устроено государство

Как образованы органы власти

Каковы права и обязанности граждан.

( запись определения в тетрадь)

Как вы понимаете Основной Закон государства?

- главный закон, на его основе разрабатываются все

остальные законы страны.

В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Действующая Конституция РФ принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993г.

Давайте теперь обратимся непосредственно к Конституции. Что же представляет Основной Закон государства? Какова структура Конституции?

Преамбула, 2 раздела, 9 глав, 137 статей.

Преамбула - введение, вступление. Под гимн РФ зачитывается часть преамбулы.

Теперь давайте попытаемся разобраться как устроено государство. Что же составляет основу российской государственности?

Основы конституционного строя




Форма правления Форма государственного Политический


устройства режим

Республика Федерация Демократический

Разбор признаков: демократическое, правовое, республиканская форма правления, федеративное.

Что значит федеративное государство?

Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

Пользуясь статьей 65 Конституции РФ назовите

субъекты федерации.

Республики – 21 Края -9 Области - 46

Города федерального подчинения – 2

Автономная область –1

Автономные округа – 4

Каждая республика имеет свою Конституцию, законодательство, остальные субъекты – Устав и законодательство

г. Челябинск является субъектом федерации? (Нет)

Челябинская область – субъект Федерации.

Итак, мы выяснили, что Конституция - Основной Закон государства. С образованием и развитием государства происходило и разделение ветвей власти.

2) На основании ст. 10 выделите три вида власти в Российской Федерации.

3) На основании ст. 94,95 , 110 ,118 опишите структуру власти в РФ.




Законодательная Исполнительная Судебная







Пользуясь ст. 94 п.1, 95, 109, главы 5 Конституции РФ, составьте рассказ о законодательной власти в РФ:

«Парламент в РФ называется __________________ , он является _____________________________________ органом Российской Федерации. ________________________ состоит из 2-х палат: ____________________

______________________________. Совет Федерации формируется ______

В Государственную думу входит_____________ депутатов. ______________________________ является верхней палатой, а _________

______________________ нижней. ______________________(какая палата?) может быть распущена _____________ (кем?)

Итак, основной деятельностью парламента является разработка,

обсуждение и принятие законов.

Конституция подтверждает правовой статус человека – составляет совокупность его прав и обязанностей.

Используя текст учебника пар. 11 на стр. 93-95 заполните схему ПРАВА ЧЕЛОВЕКА.






Гражданские Политические Гражданские социально-экон. культурные

Приведите пример из учебника на каждый из видов прав.

Хорошо, о правах мы с вами узнали. А каковы конституционные обязанности человека?

Используя текст на стр. 95-96 учебника найдите и выпишите конституционные обязанности гражданина.

Соблюдать законы государства.

Платить налоги и сборы

Заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

Беречь памятники культуры.

Сегодня на уроке мы узнали что:

Основами конституционного строя России

Парламент РФ называется………

Верхней палатой парламента является…………………..

Конституцию от всех других федеральных законов отличает

1) высшая юридическая сила

2) обязательность для всех граждан

3) государственная обеспеченность

4) нормативно-правовой характер

Укажите черту, не относящуюся к Конституции.

Закрепляет базовые принципы государственного устройства.

Характеризуется постоянными изменениями.

Содержит нормы, имеющие прямое действие.

Обладает высшей юридической силой

К субъектам РФ не относится

Установите соответствие между правами (свободами) человека и группами прав (свобод), к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ПРАВА (СВОБОДЫ) ЧЕЛОВЕКА

А) право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Б) защита от произвольного вмешательства в личную жизнь

В) право на защиту чести и достоинства

Г) право на свободу мирных собраний

Д) право на жизнь

ГРУППЫ ПРАВ (СВОБОД)

1) гражданские (личные)

2) политические

3) социальные

В Российской Федерации правосудие осуществляется:

Судом, президентом и правительством.

Установите соответствие между органами государственной власти РФ и ветвями власти, к которым они относятся. К каждой к каждой позиции подберите позицию из второго столбца.

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ ВЕТВИ ГОС. ВЛАСТИ

Администрация Красноярского края. 1) законодательная власть

Федеральное Собрание 2) исполнительная власть.

Министерство юстиции РФ

Департамент образования г. Москвы.

Все ребята молодцы, все работали в меру сил и возможностей. Спасибо за работу!

Читайте также: