Животные обитатели населенных пунктов конспект

Обновлено: 04.07.2024

Цель. Познакомить учащихся с разнообразным миром животных - обитателей населённых пунктов Кубани, с их уникальными возможностями, определить их пользу или вред для человека. И что значит для них жилище человека.

Задачи. 1. Познакомить учащихся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнёзд, звуковой сигнализаци и т. п. 2. Продолжить развитие познавательного интереса школьников к фауне , умений наблюдать за животным миром родного края и делать выводы. 3. Определить пользу и вред насекомых и грызунов, обитающих рядом с человеком. 4. Обосновать необходимость охраны животного мира родного края.

Работа с терминами. Основные понятия: синатропные животные, санитарная работа, орнитология

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

2. Схемы -таблицы, наглядные пособия, фотоиллюстративный демонстрационный материал.

3. Презентация к уроку.

Тип урока: урок развивающего контроля.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Опрос домашнего задания.

III. Изучение нового материала.

1.Животний мир Кубани.

2. Синатроные животные.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

I. Организационный момент (1 мин).

II. Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

1. Проверка выполнения задания: вопросы стр. 21;

2. Подготовить ответы по карточкам сильным учащимся (2 карточки)

можно встретить возле жилища

Ответы к 1 карточке:

Зонами; с севера на юг изменения.

растений, разрушают погибшие или больные деревья, улучшают

Америки. Встречается на пустырях,

насыпях железных дорог?

Ответы к 1 карточке:

3. Пока учащиеся готовят ответы по карточкам, учитель проводит фронтальный устный опрос класса.(5 мин.)

III. Изучение нового материала (25 мин).

1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации с опорой на таблицу, выведенную на проектор).

Учитель. Сегодня наш урок будет состоять из разнообразных форм его проведения. Думаю, ребята вам понравится.

Территория Краснодарского края весьма разнообразна по природным условиям, в связи с чем здесь встречается множество видов животных. Животные - самая многочисленная группа живых организмов не только в мире, но и на территории Краснодарского края: обитает 86 видов млекопитающих, 20 - пресмыкающихся, свыше 300 - птиц, 11 видов земноводных, при этом значительное количество животных занесено в Красную книгу России (11 млекопитающих, 24 - птиц, 2 - земноводных, 3 вида пресмыкающихся). Среди них есть такие редкие виды, как хорь-перевязка, кавказская выдра, беркут, змееяд, каравайка, дрофа, колпица, могильник, степной орёл, орлан-белохвост, кудрявый и розовый пеликаны, сокол сапсан, скопа, кречет, стрепет, кавказский тетерев и другие.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. ЖИВОТНЫЕ - ОБИТАТЕЛИ НАСЕЛЁННЫХ ПУНКТОВ.

Цель. Познакомить учащихся с разнообразным миром животных - обитателей населённых пунктов Кубани, с их уникальными возможностями, определить их пользу или вред для человека. И что значит для них жилище человека.

Задачи. 1. Познакомить учащихся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнёзд, звуковой сигнализаци и т. п. 2. Продолжить развитие познавательного интереса школьников к фауне , умений наблюдать за животным миром родного края и делать выводы. 3. Определить пользу и вред насекомых и грызунов, обитающих рядом с человеком. 4. Обосновать необходимость охраны животного мира родного края.

Работа с терминами. Основные понятия : синатропные животные, санитарная работа, орнитология

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

2. Схемы -таблицы, наглядные пособия, фотоиллюстративный демонстрационный материал.

3. Презентация к уроку.

Тип урока: урок развивающего контроля.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Опрос домашнего задания.

III . Изучение нового материала.

1.Животний мир Кубани.

2. Синатроные животные.

IV . Закрепление изученного материала.

V . Подведение итогов.

VI . Домашнее задание.

I . Организационный момент (1 мин).

II . Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

1. Проверка выполнения задания: вопросы стр. 21;

2. Подготовить ответы по карточкам сильным учащимся (2 карточки)

Как и чем отличается растительный покров? _______________________

Растения, которые чаще всего

можно встретить возле жилища

Лекарственное растение, которое помогает остановить кровь ?

Сорняк, доставляющий большие хлопоты сельским жителям своим корневищем?______________________

Роль грибов в природе? ______________

Ответы к 1 карточке:

Зонами; с севера на юг изменения.

Питаются они гниющими остатками

растений, разрушают погибшие или больные деревья, улучшают

Сорное растение родом из Америки, вызывающее аллергию?

Красивый сорняк, отнимающий воду и минеральные вещества у культурных растений?

Стелется под ногами как взъерошенный зеленый ковер?

Растение, случайно завезенное из

Америки. Встречается на пустырях,

насыпях железных дорог?

Гриб-тарелочка, прикреплённая к стволу дерева?

Ответы к 1 карточке:

3. Пока учащиеся готовят ответы по карточкам, учитель проводит фронтальный устный опрос класса.(5 мин.)

III . Изучение нового материала (25 мин).

1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации с опорой на таблицу, выведенную на проектор) .

Учитель. Сегодня наш урок будет состоять из разнообразных форм его проведения. Думаю, ребята вам понравится.

Территория Краснодарского края весьма разнообразна по природным условиям, в связи с чем здесь встречается множество видов животных. Животные — самая многочисленная группа живых организмов не только в мире, но и на территории Краснодарского края: обитает 86 видов млекопитающих, 20 — пресмыкающихся, свыше 300 — птиц, 11 видов земноводных, при этом значительное количество животных занесено в Красную книгу России (11 млекопитающих, 24 — птиц, 2 — земноводных, 3 вида пресмыкающихся). Среди них есть такие редкие виды, как хорь-перевязка, кавказская выдра, беркут, змееяд, каравайка, дрофа, колпица, могильник, степной орёл, орлан-белохвост, кудрявый и розовый пеликаны, сокол сапсан, скопа, кречет, стрепет, кавказский тетерев и другие.

Наименование класса типа хордовые

Количество видов

Лучеперые (костные рыбы)

2 . Синатроные животные

Учитель: Некоторых животных учёные называют синантропными , так как они предпочитают жить поблизости от человека. Давайте запишем и повторим определение.

Синантропные организмы — животные и растения, существование которых тесно связано с человеком и населёнными пунктами.

-Не все животные, обитающие по соседству с человеком, полезны ему. Назовите животных и насекомых, которые живут рядом с человеком.

Дети называют: крысы, мыши, мухи, тараканы, муравьи и т.д.

серая крыса (пасюк)

Серая крыса вредит сельскому хозяйству, портит продукты

питания, корма для

животных, иногда нападает

на молодняк домашней

заболеваний, как чума,

Защищают растения от гусениц, личинок мух, слизней, паутинных клещей и так далее. Муравьи — прекрасная едa для пeвчих птиц, для тетеревов, рябчиков, барсуков, лис и медведей. Птицы запускают муравьёв под крылья и давят их о перья. Так пернатые избавляются от паразитов и лечатся муравьиной кислотой.

Доставляют массу неудобств. Продуктами питания им служат сладости, фрукты, мясные и молочные продукты, растительное масло, хлеб, сахар и даже зубная паста, мыло и сапожный крем.

Борьба с муравьями — отравленные пищевые приманки.

Уничтожая гниющие растительные остатки и навоз, мухи проводят огромную санитарную работу. Без мух луга, поляны, леса были бы покрыты разлагающимися остатками погибших

растений, насекомых, зверей. Среди мух даже есть опылители растений не хуже пчёл.

Переносят возбудителей кишечных инфекций.

Нет. Необходимо уничтожать.

Питаются остатками хлеба, овощей, масла и других продуктов. Могут повреждать бумагу, переплёты книг, изделия из кожи. Разносят опасные

для человека бактерии и яйца

паразитических червей, которые находятся не только внутри их кишечника, но и на поверхности усиков и ног. Тараканов необходимо уничтожать.

Производится коллективная работа со всем классом по составлению таблицы. Работа с учебником – новый материал, так же основываясь на личные знания. Таблицу заносят в тетрадь.

Учитель. Давайте познакомимся ближе с прекрасным миром пернатых Кубани, нашего района. Ведь они впервые после капели предвестники весны. Пробуждается природа. Наполняются живительным соком деревья – всюду жизнь! И птичий гомон с побеждающей силой приветствует возрождение природы у нас на Кубани. Какие же они птицы нашего края, городов, станиц? Помогут в этом разобраться наши юные орнитологи

О рнитология –наука, изучающая птиц.

Динамическая минута. Слушание пение птиц (аудиозапись, 1 мин.)

А теперь отгадайте загадки:

1.Быстро над землёй порхает, Мошек на лету хватает И мелькает в высоте С чёрной стрелкой на хвосте. Домик у неё из глины, Вроде маленькой корзины. (Ласточка) Е. Груданов

2 . Вот пернатый городской,
Всюду жмется к людям.
Мы голодною зимой
С ним делиться будем,
Просит серый озорник:
"Дайте хлеба крошку!
Я устал, чирик-чирик,
И замерз немножко!"
(Воробей)

3. Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Крикунья хрипловатая – Известная персона. Кто она. (Ворона)

4.Прилетает он весной.
Чёрный, важный. Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что - то вроде слова врач.
Да не врач! А птица - . ! (Грач) Н. Меркушова

5. Птица эта небольшая,
Целый день она летает –
Не желает приземлиться,
И на ветки не садится.
Выше леса, выше крыш –
Всех быстрей летает … (Стриж) Рысаков А.

6. Эта птица - символ мира,
Чердаки её квартира,
Там, где площади, фонтаны,
Ищет крошки постоянно! (Голубь) В. Кузьминов

Закрепление изученного материала( 5мин)

Работа с терминами. Используя материал урока:

а. Объяснить понятие синатропные животные. б. Назвать представителей синатропных животных своей местности, их польза и вред. в. Обосновать необходимость охраны животного мира родного края. г. что изучает наука Орнитология.

V . Подведение итогов (2 мин) Рефлексия учащихся VI . Домашнее задание (2мин) Прочитать параграф № 4 стр. 22 -26 Ответить на вопрос № 5, стр. 26

Оценить 4772 0

Конспект урока по кубановедению в 6 классе.

Учитель Сидоренко Ирина Владимировна

Дата проведения:

Цель.Познакомить учащихся с разнообразным миром животных - обитателей населённых пунктов Кубани, с их уникальными возможностями, определить их пользу или вред для человека. И что значит для них жилище человека.

Задачи. 1. Познакомить учащихся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнёзд, звуковой сигнализаци 2. Продолжить развитие познавательного интереса школьников к фауне, умений наблюдать за животным миром родного края и делать выводы. 3. Определить пользу и вред насекомых и грызунов, обитающих рядом с человеком.

4. Обосновать необходимость охраны животного мира родного края.

Работа с терминами. Основные понятия:синатропные животные, санитарная работа, орнитология

Учебное оборудование.

1. Б. А. Трёхбратов, И. А. Терская, К. П. Казарян, А. Н. Криштопа, С. А. Лукьянов.

Кубановедение, 6 класс: учебник. - Краснодар, 2009

2. Схемы -таблицы, наглядные пособия, фотоиллюстративный демонстрационный материал.

Тип урока: урок развивающего контроля.

I . Организационный момент.

II . Актуализация опорных знаний учащихся.

Опрос домашнего задания.

III . Изучение нового материала.

1.Животний мир Кубани.

2. Синатроные животные.

IV . Закрепление изученного материала.

V . Подведение итогов.

VI . Домашнее задание.

I . Организационный момент (1 мин).

II . Актуализация опорных знаний учащихся (5 мин)

1. Проверка выполнения задания: вопросы стр. 21;

2. Подготовить ответы по карточкам сильным учащимся (№ 2 карточки), слабые (№1 карточки)

3. Пока учащиеся готовят ответы по карточкам, учитель проводит фронтальный устный опрос класса.(5 мин.)

III . Изучение нового материала (25 мин).

1. Интерактивная беседа (передача и объяснение информации с опорой на таблицу, выведенную на проектор).

Учитель. Сегодня наш урок будет состоять из разнообразных форм его проведения. Думаю, ребята вам понравится.

Территория Краснодарского края весьма разнообразна по природным условиям, в связи с чем здесь встречается множество видов животных. Животные — самая многочисленная группа живых организмов не только в мире, но и на территории Краснодарского края: обитает 86 видов млекопитающих, 20 — пресмыкающихся, свыше 300 — птиц, 11 видов земноводных, при этом значительное количество животных занесено в Красную книгу России (11 млекопитающих, 24 — птиц, 2 — земноводных, 3 вида пресмыкающихся). Среди них есть такие редкие виды, как хорь-перевязка, кавказская выдра, беркут, змееяд, каравайка, дрофа, колпица, могильник, степной орёл, орлан-белохвост, кудрявый и розовый пеликаны, сокол сапсан, скопа, кречет, стрепет, кавказский тетерев и другие.

Учитель:Некоторых животных учёные называют синантропными, так как они предпочитают жить поблизости от человека. Давайте запишем и повторим определение.

Синантропные организмыживотные и растения, существование которых тесно связано с человеком и населёнными пунктами.

-Не все животные, обитающие по соседству с человеком, полезны ему. Назовите животных и насекомых, которые живут рядом с человеком.

Дети называют: крысы, мыши, мухи, тараканы, муравьи и т.д.

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Всюду эта птица составляет ядро орнитонаселения, пары гнездятся под карнизами домов, по – пиратски захватывают скворечники. В период гнездования от них польза несомненна и очень велика, 40 раз подлетают к птенцам с гусеницей или личинкой в клюве. Поэтому одна такая птичья семья за время выкармливания птенцов уничтожает до 4 кг вредных насекомых, т. е. в среднем от 100 до 160 граммов в сутки.

2. О сообразительности этих птиц рассказывают легенды, птицы выдающиеся, они находят выход из положений, в которых не только другие птицы, но и многие млекопитающие стали бы в тупик, они решают трудные задачи и не раз поражали людей. Птицы – в основном хищники и падальщики. Уничтожают множество грызунов – вредителей, очищают леса от трупов умерших животных. Массивные, крупные птицы с большими чёрными клювами и сами совершенно чёрные.

3. Среди водоёмов и пойм – обычный объект охоты, по размерам она немного меньше домашней утки. На земле вблизи воды она строит из травы, устилая своим пухом, гнездо, а в нём 8 – 11 яиц.

Читайте также: