Конспект урока обращение 4 класс школа россии

Обновлено: 07.07.2024

Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.

I . Организационно – мотивационный этап.

1) Приветствие. Эмоциональный настрой на урок.

– Здравствуйте, ребята! 2) Повторение пройденной темы.

1) О чем вы говорили на прошлом уроке? (О предложениях и их видов.)

2) Какие виды предложения вы знаете по цели высказывания? (По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.)

3) Какие виды предложения вы знаете по интонации? (Восклицательные и вопросительные.)

II. Операционально – исполнительский этап.

1) Постановка проблемного вопроса. Постановка цели и задач.

— Послушайте отрывки из сказок А.С. Пушкина и назовите тех, к кому обращаются с речью.

• Что, Соколко, что с тобою? (Соколко.)

• Здравствуй, красная девица, — говорит он, — будь царица. (Красная девица.)

• Отпусти ты, старче, меня в море! (Старче.)

— Как называются слова, которые называют того, к кому обращаются? (Обращения.)

— Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Обращение) (Тема на доске.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое обращение, какой частью речи оно обычно бывает выражено, правила выделения обращений на письме, научиться правильно оформлять предложения с обращениями.)

2) Работа по теме урока.

— Давайте откроем учебник на странице 17 и выполним упражнение 20. Сначала прочитаем задание.

— Вспомните, как называются выделенные слова. Какова их роль в предложении?

(Данные слова называются обращением. Обращение не становится членом предложения.)

— Сделайте вывод: как выделяется обращение на письме? (Запятыми.)

— Как обращения выделяются в устной речи? (Они произносятся более высоким тоном и после них или перед ними делается пауза.)

— Назовите все обращения в предложениях. Словами какой части речи они выражены? (Именами существительными.)

— Прочитайте предложения и сравните их. (В предложениях говорится об одном и том же, одинаковыми словами, но обращение стоит в разных частях предложения.)

— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в начале. Как обращение выделяется на письме? (Если обращение стоит в начале, то оно отделяется запятой.)

— Прочитайте предложение, в котором обращение стоит в середине. Как выделяется обращение в этом предложении? (Если обращение стоит в середине, то оно выделяется с обеих сторон запятой.)

— В каком предложении обращение стоит в конце? Как оно выделяется в письменной и устной речи? (Если обращение стоит в конце, то перед обращением ставится запятая.)

— Спишите предложения. Подчеркните в них обращения. Составьте и запишите свое предложение с обращением. (Два ученика выполняют на доске грамматические разборы.)

Физкультминутка

3) Продолжение работы по теме урока

Работа по учебнику. Открываем на странице 18 упражнение 22. Давайте прочитаем задание к упражнению.

— Что такое диалог? (Разговор двух лиц.)

Как оформляется диалог в письменной речи? (Слова каждого участника разговора пишутся с новой строки, а перед ними ставится тире.)

— Прочитайте диалог выразительно в парах.

— Какие слова вы выделили интонацией? Почему? (Это обращения.)

Объясните употребление знаков препинания в предложениях.

— В каких предложениях допущены ошибки?

— Определите вид предложений по цели высказывания.

Дополнительное задание: вспомнить и записать отрывки из литературных произведений, в которых встречаются обращения.

4) Карточки по теме.

1. Прочитай предложения. Найди обращения, поставь знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1. Расскажи мне ска…ку милая мамоч…ка!

2. Игорь как ты сможешь помочь?

3. Галина Петровна выслушайте сначала.

4. Нет, это совсем другое море Машен…ка.

5. Милая м…я подру…ка мы будем бр…сать дру… другу мячик.

6. П…ссажиры будьте осторожны при вых…де из последнего вагона!

2. Прочитайте предложения. Найдите обращение, обозначьте его. Выделите запятыми.

Речка спрячь меня!

Ребята не забывайте, что книга — ваш помощник в учёбе.

Юные натуралисты прочитайте книгу Г. Скребицкого “Лесные переселенцы”.

Дима прочитай книгу о животных.

Не шуми ты рожь спелым колосом.

Ты не пой косарь про широку степь.

Куда ты светлый ручеёк стремишься?

Спой светик не стыдись!

Друзья к чему весь этот шум?

Как милый петушок поёшь ты громко важно!

3. Расставь недостающие знаки препинания. Обозначь обращения.

1. Что дремучий лес призадумался?

2. Эй, вратарь готовься к бою.

3. Присядем друзья перед дальней дорогой.

4. Эй, костровой за костер огневой ты отвечаешь нам головой.

5.Радуй девочка людей добротой, красой своей.

6. Ты проснись Аленушка, уж восходит солнышко.

7. Еж не верь словам лисицы, лучше верь друзьям своим.

8. Подождите немного леса и поля, я вернусь к вам листочком, травинкой, соломкой.

9. Узнаю тебя рыжая по шубке пушистой, по хвосту роскошному, по поступи осторожной.

10. Роза для чего тебе шипы?

III . Рефлексивно – оценочный этап.

1) Подведение итогов урока

— Что мы повторили на сегодняшнем уроке?

— Что такое обращение?

— Какой частью речи оно бывает выражено?

— Как обращение выделяется на письме, в устной речи?

2) Оценка детей.

3) Домашнее задание .

Придумать или выписать из текстов художественной литературы три предложения с обращениями в разных частях предложения (в начале, в середине, в конце).

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

Список литературы

Основная литература

  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.
  • Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 — М.: Просвещение, 2018. – 160 с.

Дополнительная литература

  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2018.
  • Канакина В. П. и др. Русский язык. 4 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Девочка Катя собирается написать письмо бабушке:

Здравствуй, бабушка! Как твои дела? У меня всё хорошо. …

Обращение – это слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак. При обращении наблюдается особая интонация: на слове-обращении голос повышается, а после обращения соблюдается пауза.

Ира, где ты была?

Где ты была, Ира?

Обратите внимание! Слова ТЫ и ВЫ не должны использоваться в качестве обращения.

  • Рассмотрите схемы оформления обращения на письме. Объясните правило.

Текст, обращение, текст…

! Обращения на письме выделяются запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак.

  • Вспомните, является ли обращение членом предложения.

Нет, обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1. Соедините картинки и предложения с обращениями:




  1. Не пей, братец, козленочком станешь.
  2. Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!
  3. Не ешь меня, Серый волк, я тебе песенку спою!

Задание 2. Выделите цветом обращения:

- Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

И ей зеркальце в ответ:

- Ты, конечно, спору нет: ты, царица, всех милее, всех румяней и белее.

Задание 3. Выберете предложения с обращением:

  1. В домике жили кот, петух и лиса.
  2. Петушок, выгляни в окошко.
  3. Полно, Петя, стану ли я тебя есть.
  4. Лиса пела за окном.

Задание 4. Составьте два предложения из слов и знаков препинания.

Слова: Играть, подожди, в, футбол, ты, меня, пожалуйста, Паша, пойдешь.

Задание 5. Выделите обращения запятыми:

  1. Привет Маша пойдем сегодня играть в волейбол?
  2. Вася помоги мне решить задачу.
  3. Ну Заяц погоди!

Задание 6. Найдите в предложениях обращения. Сделайте вывод, какую позицию в предложении они могут занимать.

  1. Здравствуй, племя младое, незнакомое (Пушкин). 2. Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени! (Некрасов). 3. Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (Пушкин). 4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи (Пушкин). 5. Родная земля! Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал! (Некрасов). 6. Учись, мой сын (Пушкин).

Задание 7. Разгадайте кроссворд:

1.Чаще всего обращением является … человека

2. Знак препинания в виде крючка – это …

3. Слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

РУССКИЙ ЯЗЫК

4 класс (школа России)

Учитель нач. кл. Старцева С. А.

ознакомить со знаком препинания при обращении;

совершенствовать умения распознавать и записывать предложения с прямой речью;

совершенствовать умение распознавать простые и сложные предложения, в постановке знаков препинания;

Ход урока:

Однажды зимой больной, голодный кабан забрел в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку Васька. Потом он окреп и исчез.

Повторение о прямой речи .

Прочитайте текст. Найдите предложения с прямой речью. Прочитайте их, составьте схемы.

- Как она выделяется при письме?

Изучение нового материала .

а) Постановка проблемного вопроса.

- Почему вы растерялись, не выполнили моей просьбы, в чем проблема?

(не понятно к кому обратился учитель)

- Почему теперь вы смогли выполнить мою просьбу?

(назвали конкретного ученика, который

должен выполнить данную просьбу).

б) Решение проблемы.

- К кому я обратилась с посьбой?

- В русском языке Артем – это …

- Слово Артем , в данном предложении называется ОБРАЩЕНИЕ.

в) Вывод, составление определения.

- Попробуйте дать определение, что такое ОБРАЩЕНИЕ.

ОБРАЩЕНИЕ – это слово, к которому обращаются с речью.

г) Оформление обращения на письме и при чтении.

- Запишите это предложение в своих тетрадях и на доске.

Артем выйди к доске и запиши число.

- Запишите это предложение так, чтобы обращение было в середине предложения.

Выйди Артем к доске и запиши число.

- Запишите это предложение так, чтобы обращение стало в конце предложения.

Выйди к доске и запиши число Артем.

- Как вы думаете, верно ли записаны предложения?

- В предложении ОБРАЩЕНИЕ выделяется запятой.

*. Если обращение стоит в начале предложения, то запятая ставится после

него. Артем, выйди к доске и запиши число.

* . Если обращение стоит в конце предложения, то запятая ставится до

него. Выйди к доске и запиши число, Артем.

*. Если обращение стоит в середине предложения, то выделяется запятой с

обеих сторон. Выйди , Артем , к доске и запиши число.

- А теперь прочитайте данные предложения с нужной интонацией.

(в устной речи обращение выделяется паузами)

- Итак, сделайте вывод, что такое ОБРАЩЕНИЕ и назовите его особенности.

д) Сравнение определения с определением в учебнике. Стр. 50 ( )

А) - Найдите в вашем тексте предложение с обращением.

Васька, подойди же ко мне!

Б) Работа по учебнику.

Устно: упр. 97 ( Прочитайте и назовите обращения).

В тетрадях: упр. 99. (1 предложение = 1 ученик у доски).

В) Придумайте и запишите по 1 предложению с обращением.

- обращение в начале предложения;

- обращение в середине предложения;

- обращение в конце предложения;

Г) - Сделайте вывод по обращению.

Повторение о простых и сложных предложениях. (по тексту)

Выпишите простые предложения с однородными членами, составьте схемы;

Выпишите сложные предложения, выделите грамматическую основу, составьте схемы.

Итог урока. Домашнее задание.

Выписать из художественной литературы 2 предложения с обращением. Обращения записать зеленой ручкой.

Краткое описание документа:

4 класс (школа России)

Учитель нач. кл. Старцева С. А.

· ознакомить со знаком препинания при обращении;

· совершенствовать умения распознавать и записывать предложения с прямой речью;

· совершенствовать умение распознавать простые и сложные предложения, в постановке знаков препинания;

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 396 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 24.11.2014 10082
  • DOCX 20.3 кбайт
  • 97 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Старцева Светлана Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

  • Наблюдать над ролью обращений в речи, местом в предложении.
  • Рассмотреть постановку знаков препинания при обращении.
  • Развивать речь, внимание, мышление, память, творческое воображение.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, самостоятельность.

2. Минутка чистописания

3. Словарная работа

1. Корабль, солдат, батон, салют, билет, вагон, газета, вокзал.
2. Самопроверка.
3. Мне покажут свои тетради.

4. Изучение нового материала

Давайте же, дети, учиться начнём
И знания светлые нити навек
В свою благодарную память вплетём!

Ы. Алтынсарин

3) А теперь обратимся к учебнику и прочтём правила на с. 215-214.

5. Закрепление знаний

1) – Обращения не всегда обособляются запятыми.

Люди! Берегите природу.

– Запишите предложение в тетрадь.
– Найдите обращение. Почему после него стоит восклицательный знак?
– В какой части предложения стоит обращение?
– Итак, если обращение стоит в начале предложения и произносится с сильным чувством, то после него ставится восклицательный знак.
– Обратите внимание, что после восклицательного знака слово необходимо писать с большой буквы
– Приведите примеры предложений с обращениями, чтобы оно выражало сильное чувство.

2) Комментированное письмо

Друзья, вперёд нас жизнь зовёт.
Ой, Миша, ты испачкался.
Ты сегодня прекрасно отвечала, Юля.

– Где располагается обращение в предложении?

3) Самостоятельная работа (по вариантам)

Изменить предложения, чтобы обращение стояло в начале, в середине, в конце предложения

Помоги мне решить задачу, Ира.
Мама, разреши мне сегодня пойти в кино.

6) Запись предложений под диктовку, разбор их по членам (у доски)

Друзья радуются своим успехам.
Друзья, я радуюсь вашим успехам.

Вывод: Обращение не соединено грамматически ни с одним членом предложения и поэтому не является членом предложения.

7) Обобщение по таблице с. 215 № 714

8) Работа в группах

10) Творческая работа (Домашнее задание)

– А сейчас, дети, я предлагаю вам послушать чудесную песню и найти в ней предложения с обращением.

– Назовите предложения с обращениями. С какой просьбой обращается девочка к оленю?
– Итак, представьте себе, что олень выполнил просьбу девочки, и мы вместе с ней оказались в сказке. В нашем классе не осталось обычных мальчиков и девочек, все стали волшебниками. Вокруг нас сказочные герои: Кот в сапогах, Алиса из Зазеркалья, Смелый Чиполлино, домовёнок Кузька и многие другие. Представьте себе, что вы попали в
трудную ситуацию и вам необходимо написать мини-письмо сказочному герою с просьбой о помощи. Но, пожалуйста, не забывайте о вежливых словах и предложениях с обращениями.

Читайте также: