Земельный закон братьев гракхов конспект урока 5 класс презентация

Обновлено: 22.07.2024

Тип урока: изучения нового материала.

Формируемые УУД

Уважение к истории, культурным историческим памятникам. Потребность в самореализации. Устойчивый познавательный интерес.

Коммуникативные

Владение устной и письменной речью; Умение задавать вопросы. Осуществление взаимоконтроля; Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем

Регулятивные

Целеполагание, постановка целей, постановка практических и познавательных задач, планировать пути достижения целей. Осуществлять контроль своего времени и управлять им.

Познавательные

Устанавливать причинно-следственные связи, проводить поиск информации в историческом источнике, анализировать исторический источник

Оборудование: медиапроектор,компьютер,доска, учебник, раздаточный материал (на каждого ученика, на пару).

Обучающийся получит возможность научиться

Определять место исторических событий во времени.
Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов.
Описывать условия существования людей в древности.
Раскрывать характерные, существенные черты.
Давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

Высказывать суждения о значении и месте исторического наследия древних обществ в мировой истории.

Ход урока

Время

Постановка цели урока

Актуализация знаний. Постановка проблемы. Формулировка темы урока и задач урока

Решение хронологической задачи,записи в рабочих листах

Применяем полученные знания, делаем вывод

Информация о домашнем задании

1. Постановка цели урока

Учитель:

Salve dilecti filii!
Salve collegis!
Nomen meum est Александр Васильевич!
Vulputate sit scriptor cooperantur!
Gloria historia!

Учитель: Давайте вспомним виды исторических источников. (Читаем со слайда)

Мы сегодня будем работать с сочинениями древнегреческого историка Плутарха и древнеримского историка Аппиана. К какому виду источников они относятся? Так как мы будем работать как историки исследователи с письменными историческими источниками, какую цель мы поставим себе на уроке?

2. Актуализация знаний

Вводное слово учителя: во II веке до н.э., после победы над Карфагеном римляне установили свою власть в Средиземноморье. В это же время в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения. Вражда привела к вооруженным столкновениям, наступило время гражданских войн. Т.е. войн между гражданами одного государства.

Не последнюю роль в этом сыграли следующие исторические факты:

Определение проблемы:


Текст послания:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх

Учитель: «Давайте сформулируем тему нашего урока.

Записывают тему урока

Учитель: Эти вопросы и будут задачами нашего урока.

А чтобы их успешно решить давайте повторим пройденный материал, который поможет нам успешно решить задачи урока.

- Какие реформы связанные с переделом земли мы уже изучали в курсе Истории Древнего мира?

- Что представляли собой реформы Солона (594 г.до н.э)

- Кто такие патриции? Плебеи?

- Какое управление было в древнем Риме?

- Как получили право участвовать в управлении государством плебеи?

- Каких должностных лиц они выбирали?

- Какие были права у народных трибунов?

- Кому принадлежала высшая власть в древнем Риме.

Учитель: Теперь мы готовы приступить к исследованию исторических источников.

Работать будем в парах, по вариантам. У вас, на каждой парте, раздаточный материал, в котором определенный исторический источник и вопросы на которые вы должны дать ответ исследовав данный источник.

Для исследования источника даю вам 10 минут. Ответы пишем в листе

3. Работа в парах

4. Физкультминутка

Выступления 1 группы

Каждая группа выступает по плану.

Выступление 2 группы

Во время выступления 2 группы, когда называют дату принятия закона

Решение 1 хронологической задачи

Земельная реформа Тиберия Гракха

620 год Римской Эры
?
Год в нашей системе летоисчисления


В уроке анализируются причины гражданских войн в Риме. Описывается борьба Тиберия Гракха за проведение передела земельных владений и его коварное убийство. Рассказывается о продолжении борьбы за передел земли, которую возглавил Гай Гракх. Рассматривается суть земельного закона Гракхов и значение их реформ.

Содержимое разработки

Земельный закон братьев Гракхов

Земельный закон братьев Гракхов

Марк По́рций Като́н,

Пу́блий Корне́лий Сципио́н,

Гай Юлий Цезарь.

Третье – семейное прозвище.

 Гай Семпро́ний Гракх Тибе́рий Семпро́ний Гракх



В итоге римские крестьяне стали массово разоряться . Богатые земледельцы в свою очередь начали за бесценок скупать земли разорившихся крестьян. А случалось просто отнимали участки у семей легионеров, бывших в походе. Простые люди были недовольны , но не могли ничего поделать. Жаловаться в сенат не было смысла, так как там чаще всего заседали знакомые богачей. Долгое время ситуация не менялась: богатые римляне наживались за счет сограждан.

В итоге римские крестьяне стали массово разоряться . Богатые земледельцы в свою очередь начали за бесценок скупать земли разорившихся крестьян. А случалось просто отнимали участки у семей легионеров, бывших в походе. Простые люди были недовольны , но не могли ничего поделать. Жаловаться в сенат не было смысла, так как там чаще всего заседали знакомые богачей. Долгое время ситуация не менялась: богатые римляне наживались за счет сограждан.

Во второй половине II века до нашей эры на защиту бедняков встал юноша из известного своими заслугами плебейского рода. Его звали Тибе́рий Гракх .

Во второй половине II века до нашей эры на защиту бедняков встал юноша из известного своими заслугами плебейского рода. Его звали Тибе́рий Гракх .

Большое скопление невольников Италия Пахари Пастухи Угроза государству Возможность бунта Ослабление армии

Большое скопление невольников

Это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей Народный трибун

Это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей

При завоевании Италии часть земель покоренных народов стала собственностью Римской республики (общими владениями римских граждан). Но знатные римляне захватили лучшие участки этих земель и распоряжались ими, как хотели.

При завоевании Италии часть земель покоренных народов стала собственностью Римской республики (общими владениями римских граждан). Но знатные римляне захватили лучшие участки этих земель и распоряжались ими, как хотели.

133 год до н.э . – принят земельный закон братьев Гракхов

Югер – это римская мера площади, был равен 2518,2 м².

Тиберий возглавил комиссию по переделу земли. В помощники он выбрал своего младшего брата – Га́я Гракха .

Тиберий возглавил комиссию по переделу земли. В помощники он выбрал своего младшего брата – Га́я Гракха .

Выступление богачей против всяких переделов земли Поддержка земельного закона Гракха бедняками Разделение римлян на два враждующих лагеря

Выступление богачей против всяких переделов земли

Поддержка земельного закона Гракха бедняками

Разделение римлян на два враждующих лагеря

 133 год до нашей эры –начало гражданских войн в Риме Гражданская война – вооруженное столкновение между гражданами одного государства.

133 год до нашей эры –начало гражданских войн в Риме

Гражданская война – вооруженное столкновение между гражданами одного государства.

Во время голосования они устроили свалку. Когда среди шума и смятения Тиберий поднес руку ко лбу, чтобы показать народу, что его жизнь в опасности, его противники стали кричать, что Гракх требует царскую корону. Об этом было незамедлительно доложено в сенат, где только и ждали удобного случая. Народ расступался перед сенаторами. А они, вооружившись ножками разломанных скамей сената, сопровождаемые слугами, шли прямо на Тиберия, разя его сторонников. В тот день было убито более 300 граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун – лицо священное и неприкосновенное.

Во время голосования они устроили свалку. Когда среди шума и смятения Тиберий поднес руку ко лбу, чтобы показать народу, что его жизнь в опасности, его противники стали кричать, что Гракх требует царскую корону. Об этом было незамедлительно доложено в сенат, где только и ждали удобного случая.

Народ расступался перед сенаторами. А они, вооружившись ножками разломанных скамей сената, сопровождаемые слугами, шли прямо на Тиберия, разя его сторонников. В тот день было убито более 300 граждан. Погиб и сам Тиберий Гракх – народный трибун – лицо священное и неприкосновенное.

Спустя 9 лет после гибели Тиберия народным трибуном был избран его брат Гай Гракх . Он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки. Кроме продолжения земельного передела, Гай добился принятия закона, согласно которому хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низким ценам . Реформы Гая Гракха

Спустя 9 лет после гибели Тиберия народным трибуном был избран его брат Гай Гракх . Он продолжил передел земли. Тысячи земледельцев получили участки.

Кроме продолжения земельного передела, Гай добился принятия закона, согласно которому хлеб для римских бедняков должен был продаваться по самым низким ценам .

Реформы

Гая Гракха

По указу Гая, как в Италии, так и за ее за пределами были организованы колонии. Переселяясь, бедняки получали землю на новом месте. Также Гай Гракх облегчил трудности военной службы для бедных граждан.

По указу Гая, как в Италии, так и за ее за пределами были организованы колонии. Переселяясь, бедняки получали землю на новом месте.

Также Гай Гракх облегчил трудности военной службы для бедных граждан.

Но Гай Гракх, как и прежде его старший брат, был неугоден богачам. Желая остановить реформы, сенат ввел в Рим войска. Погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. Сам Гракх, не желая сдаваться врагам, приказал рабу убить его. Богатые римляне одержали верх. Они снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжилось.

Но Гай Гракх, как и прежде его старший брат, был неугоден богачам.

Желая остановить реформы, сенат ввел в Рим войска. Погибли 3 тысячи сторонников Гая Гракха. Сам Гракх, не желая сдаваться врагам, приказал рабу убить его.

Богатые римляне одержали верх. Они снова стали скупать землю у бедняков. Разорение земледельцев Италии продолжилось.


-75%

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ.

№ слайда 1

ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН БРАТЬЕВ ГРАКХОВ.

План презентации. 1.Разорение земледельцев.2.Тиберий Гракх.3.Земельный закон бра

№ слайда 2

План презентации. 1.Разорение земледельцев.2.Тиберий Гракх.3.Земельный закон братьев Гракхов.4.Убийство Тиберия.5.Попытка Гая Гракха продолжить земельную реформу.

1.Разорение земледельцев. Войны в Средиземноморье стали приводить к разорению зе

№ слайда 3

1.Разорение земледельцев. Войны в Средиземноморье стали приводить к разорению зем-ледельцев, составлявших основу римской армии. Во время войны их участки приходили в запустение и их стали захва-тывать богатые соседи. Жаловаться в Сенат не имело смыс-ла, там заседали богачи. Земельный кадастр(план) усадьбыримского вельможи.

2.Тиберий Гракх. До нас дошли только разрозненные фрагменты его выступлений пере

№ слайда 4

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 1.Каждому владельцу разрешает

№ слайда 5

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 1.Каждому владельцу разрешает-ся иметь не более 500 югеров зем-ли. Если у него есть сыновья, то на каждого сына приходится по 250 югеров, но на каждую семью не может приходиться больше 1000 югеров земли (250 гектаров)

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 2.Излишки государственной зем

№ слайда 6

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 2.Излишки государственной зем-ли должны быть переданы в каз-ну и из них нарезаются участкипо 30 югеров бедным гражда-нам в наследственную аренду.Продажа этих участков кате-горически запрещается.Аренда-пользование чем-либо за плату

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 3. Для проведения реформы соз

№ слайда 7

3.Земельный закон братьев Гракхов. ЗЕМЕЛЬНЫЙ ЗАКОН 3. Для проведения реформы соз-дается специальная комиссия из 3-х человек, избираемая Народ-ным собранием сроком на 1 годс правом последующего переиз-брания. ТИБЕРИЙ ГРАКХ

4.Убийство Тиберия. Сенаторы получив это известие, вооружились дубин- ками и гро

№ слайда 8

4.Убийство Тиберия. Сенаторы получив это известие, вооружились дубин- ками и громя сторонников Тиберия, двинулись к нему.300 человек и сам Тиберий Гракх, невзирая на его депутатскую неприкосновенность, были убиты.Их тела тайком от народа ночью бросили в Тибр.Убийство ТиберияГракха.

5.Попытка Гая Гракха продолжить земельную реформу. Через 9 лет после смерти Тибе

№ слайда 9

5.Попытка Гая Гракха продолжить земельную реформу. Через 9 лет после смерти Тиберия реформу продолжил его брат - Гай.Несколько тысяч землевла-дельцев получили участки.Для бедняков зерно прода-вали по низким ценам.Сенат ввел в город войска и когда в Риме началась резня Гай Гракх покончил жизнь самоубийствомСкульптурный портретбратьев Гракх.

Выполнил Замура Олег

№ слайда 10

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: сформировать представление о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, ознакомить учащихся с личностью Тиберия Гракха, дать понятие сути земельного закона.

Планируемые результаты: предметные: выявлять закономерности исторических событий; датировать события, определять их последовательность и длительность; метапредметные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий;анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; строить логические цепочки рассуждений; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; овладевать методом решения проблемных задач.

Задачи урока:

1. Рассмотреть причины разорения крестьян во II в до н.э. и его последствия. Принятие земельного закона. (дата, суть, обстоятельства.)

3.Уяснить суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение.

4. Развивать умение рассуждать, сравнивать, сопоставлять факты и события.

5. Воспитывать чувство сопереживания к судьбам простого народа, умение различать добро и зло, стремиться совершать хорошие поступки.

Тип урока: комбинированный урок.

I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас, сегодня, на уроке и, надеюсь, он пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное, полезным для вас. Сегодня, у нас присутствуют гости, давайте дружно поприветствуем их.

Учитель: Садитесь! Итак, дорогие ученики, настраиваемся на хорошую, продуктивную учебу, а ее закон таков:

II.Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: Мы продолжаем наше путешествие по Древнему Риму, но на пути каждого путешественника могут встретиться преграды. А, чтобы их с легкостью преодолевать, нам необходимо вспомнить ранее изученный материал. Итак, кто мне скажет, какую тему мы проходили на прошлом занятии?

Учитель: А как оно возникло?

Ученики: Рабство возникло в ходе завоеваний и установления господства Рима во всем Средиземноморье.

Учитель: Хорошо. Давайте, проверим, как вы подготовились на сегодня. Начинаем работу с карты.

Итак, с картой будет работать __________. Взгляни пока на карту, освойся. А я раздам карточки для устного ответа. ________ и ___________ готовьтесь по следующим вопросам. Вы будете дополнять друг друга.

А мы, пока, приступаем к работе с картой.

1) Работа с картой. (на мультимедийной доске)

Учитель: I. Укажи географическое положение Рима.

Ученик 1: Рим располагается в центральной части Апеннинского полуострова на реке Тибр. Омывается Тирренским и Адриатическим морями.

Учитель: II. Какие территории были завоёваны Римом в ходе установления его господства во всем Средиземноморье?
Ученик 2: Римом были завоёваны: Греция, Македония, Сицилия, Галлия, Карфаген, Сирия (Антиохия).

Учитель: Все согласны?

III. А теперь, давайте, подумаем все вместе, что изменилось в Риме в результате этих завоеваний?
Ученик 3: Завоевания были основным источником рабов. Таким образом, в Риме появилось много дешевой рабочей силы и увеличились его территории.

Учитель: Ну, а сейчас, мы послушаем __________ . Он(-а) нам расскажет про рабство в Древнем Риме. ____________ внимательно слушает и готовится дополнять, исправлять ошибки.

2 ) Карточка для устного ответа.

- Что являлось главным источником рабства в Древнем Риме? Как появились рабы в Древнем Риме?

- Какую территорию римляне называли провинцией?

- Кого римляне обращали в рабство?

- Как римляне обращались с рабами?


Ответы учеников. Взаимное дополнение.

Учитель: Теперь, мы проверим, как вами были усвоены термины и их определения.
Итак, внимание на экран. Вы выполняете задание в своих тетрадях. Соотнесите термины их определения. Вы не переписываете ни термин, ни определение. У вас должно быть соотношение только цифр и букв. Вам дается 2 минуты.


3) Проверка терминов. Мини-тест с самопроверкой.

Определение

А. вражда между различными группами населения одного государства.

Б. специальное сооружение для гладиаторских игр.

В. завоеванная Римом область, территория.

4. Гражданская война

Г. земельное владение богатого человека.

Учитель: Вам предоставлены правильные ответы и шкала оценивания. Проверьте и оцените себя.

Самопроверка. (Проверка выполняется простым карандашом)

III. Мотивационно-целевой этап.

Учитель: Работаем дальше. После того как римляне установили свою власть в Средиземноморье, в Римском государстве вспыхнула вражда между различными группами его населения. Одни становились богаче, а другие разорялись. И, все это было следствием бесконечных завоеваний.

Вражда привела к вооруженным столкновениям, наступило время гражданских войн. Их первой жертвой стал народный трибун Тиберий Гракх. Он выступил в защиту земледельцев Италии.

Сегодня, мы с вами попробуем выступить в роли исследователей. Скажите, пожалуйста, а с чем работают исследователи?

Ученики: С археологическими раскопками, историческими источниками.

Учитель: Верно. И у нас с вами есть сегодня возможность поработать с историческим источником. Перед вами исторический документ. Ознакомьтесь с ним, а, затем, ответьте на мои вопросы.

Текст документа:

Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость?

Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что

этот земельный закон может изменить ситуацию.

Тиберий Гракх.

Учитель: Кто автор данного документа?

Ученик 1: Автор документа – Тиберий Гракх.

Учитель: Чем прославился Тиберий Гракх?

Ученик 2: Он защищал интересы бедняков. Он считал, что государство относилось к ним несправедливо.

Учитель: Так, что еще?

Ученик 3: Совместно с братом, он разработал закон, в защиту земледельцев.

Учитель: Как вы уже поняли, наша сегодняшняя тема будет связана, непосредственно, с кем, чьей деятельностью? Верно, с деятельностью братьев Гракхов – Тиберия и Гая. Давайте сформулируем тему нашего урока. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вам представлены ключевые термины. Вы их уже встретили в историческом документе. (Гракх, земля, братья, закон.)

попытки учеников сформулировать тему и ее объявление учителем, затем, запись в тетрадях

Учитель: Отлично. Записываем тему урока.

Ученик 1: Почему Тиберию Гракху пришлось выступить в защиту земледельцев?

Ученик 2: Изменилось ли что-то в жизни земледельцев с появлением закона Гракхов?

Учитель: Верно. Именно на эти вопросы, нам предстоит ответить в ходе изучения новой темы. А как вы думаете, какие еще вопросы мы будем рассматривать?

ученики самостоятельно пытаются сформулировать задачи урока

Учитель: Верно. Вашему вниманию план работы на урок.

Итак, сегодня мы:

- рассмотрим причины разорения крестьян во II в до н.э. и его последствия;

- уясним суть земельного закона Тиберия Гракха и его значение;

-узнаем, почему Тиберия Гракха прозвали заступником бедняков;

- как был принят земельный закон;

1. Причины разорения воинов-земледельцев.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

3. Принятие земельного закона.

Учитель: Ну, и перед нами становится главный, проблемный вопрос урока.

Проблемный вопрос: Почему большая часть населения Рима проголосовала за принятие земельного закона?

IV. Работа по теме урока.

1. Причины разорения воинов-земледельцев.

Учитель: Итак, мы приступаем к изучению новой темы.

Пока римляне завоёвывали Средиземноморье, простые воины-земледельцы, т.е. крестьяне разорялись.

Каковы были причины разорения воинов-земледельцев?

Вашему вниманию дополнительный материал, ознакомившись с ним, вам удастся ответить на поставленный вопрос. А после, мы вместе составим схему.

работа с дополнительным материалом

Дополнительный материал

Факт 1. Вернулся римский крестьянин в Италию после длительных заморских походов, а его земельный участок зарос сорняками, плетень развалился, сарай для скота пуст, т. к. жена вынуждена была продать быков. Чтобы восстановить хозяйство, купить скот, нужны большие средства. Махнёт на всё крестьянин рукой, продаст за бесценок участок соседу-рабовладельцу и уйдёт с семьёй в Рим в поисках лучшей жизни.

Какая первая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 2. Не все крестьяне сразу продавали участок. Вернувшись, они работали от зари до зари, пытаясь восстановить хозяйство. Однако и такие крестьяне разорялись. Соберёт он, например, пшеницу, привезёт её в город на продажу. А там за зерно предлагают такую ничтожную плату, что хоть вываливай весь урожай в реку.

Какая вторая причина разорения крестьян в Риме?

Факт 3. Крупные землевладельцы давно поняли, что пшеницу выращивать невыгодно, дешевле её завозить из Сицилии и других провинций. Нанимать на работу в своё хозяйство крестьян тоже накладно. Ведь можно бесплатно использовать труд рабов. И пусть по качеству оливковое масло и вино, произведённое рабами, хуже, чем произведённое в хозяйстве крестьянина, но труд рабов в имении обходился настолько дёшево, что рабовладелец продавал вино и оливковое масло по более низкой цене. Это неизбежно вело крестьян к разорению.

Какая третья причина разорения крестьян в Риме?

Ученики перечисляют 3 причины. По ходу выполнения задания составляется схема; каждый из учеников пытается огласить и обобщить свою причину.

П ричины разорения
воинов-земледельцев в Риме



Военные походы Отсутствие рынка сбыта

Большой приток рабов

Учитель: А почему разорение крестьян было для Рима опасно?
Ученики: Разорение крестьян было опасно тем, что оно вело к восстаниям бедноты и ослаблению армии, так как ее большую часть составляли простые воины-земледельцы.

V. Физкультминутка.

2. Заступник бедняков Тиберий Гракх.

Учитель: Ребята, немного ранее, вам был предоставлен исторический документ, где уже были упомянуты братья Гракхи. Как выдумаете, почему Тиберия Гракха прозвали заступником бедняков? Давайте еще раз обратимся к этому документу.

Ученики: Тиберий Гракх был обеспокоен положением простых земледельцев. Он видел людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Они с братом выступили в защиту простого рабочего населения, создав земельный закон.

Учитель: Действительно, большинство рабовладельцев проявляли полное равнодушие к бедствиям разоряющихся крестьян. Но среди римской знати были и такие люди, которые думали не только о своей выгоде, но и об укреплении Римского государства. Среди них были братья Гракхи. Сначала, Тиберий, а уж затем, продолживший его дело брат Гай.

3. Принятие земельного закона.

Учитель: Теперь, давайте перенесёмся с вами в 133 год до н.э. и, представим, что мы члены народного собрания и перед нами выступает народный трибун Тиберий Гракх с предложением принять его земельный закон. На сходах он произносил такую речь:

___________, зачитай её, пожалуйста.

Учитель: А, чтобы, подробнее узнать о земельном законе вы ознакомитесь с информацией, представленной в §50 п.3. стр. 244.

Вопросы по прочитанному материалу.

Учитель: В чем заключалась суть земельного закона, предложенного Тиберием Гракхом?

Ученик 1: Уравнять права жителей Италии. Ни одна семья не должна пользоваться более чем тысячью югеров государственной земли. Излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздавать их бедным.

Учитель: На кого опирался Гракх, на чьи интересы?

Ученик 2: Римскую бедноту, жителей итальянских провинций.

Учитель: Поддержал ли сенат предложение Тиберия? Почему?

Ученик 3: В сенате, Тиберий не нашел поддержки. Тиберий Гракх считал, что излишки земли следует отобрать и небольшими участками без права продажи раздавать их бедным. А это не устраивало знать.

Учитель: Кто противостоял Тиберию Гракху?

Ученик 4: Римские патриции и богатые плебеи.

Учитель: Что представляло собой противостояние Тиберия Гракха и народного трибуна Октавия?

Учитель: Был ли принят земельный закон?

Ученик 6: Граждане проголосовали против Октавия, лишив его должности народного трибуна. Вслед за тем, народное собрание приняло земельный закон.

Учитель: Итак, ребята, скажите мне, пожалуйста, в каком году был принят земельный закон и имя его создателя.

Ученики: В 133 г. до н.э. Его создатель – Тиберий Гракх.

информацию на слайде зачитывает кто-то из учащихся!

Учитель: Считаете ли вы, справедливым данный закон?
Ученики: Да, земельный закон братьев Гракхов можно назвать справедливым. Он был в пользу простых воинов-земледельцев, которые принимали участие в военных, завоевательных походах Рима. Эти граждане составляли основную часть римского войска.

Учитель: Действительно, данный закон был справедливым, но он наносил удар крупному аристократическому обществу, а находил деятельную поддержку только в тесном кругу друзей и родственников Тиберия Гракха. Он, (закон), вызвал ожесточённое противодействие со стороны большинства сенатской аристократии.

Что же было дальше с Тиберием Гракхом и его законом, вы узнаете самостоятельно и расскажите на следующем уроке.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель: А теперь, давайте закрепим все то, что мы узнали сегодня на уроке. На экране вам представлены задания. Заполните пропуски, выбрав нужное слово. Ответ записываем следующим образом цифра-буква: 1-а, и т.п.

Выберите правильный вариант ответа:

1. Тиберий Гракх защищал интересы ___________.
а) бедняков / б) богачей.

2. Тиберий Гракх был избран ___________.
а) Сенатором / б) народным трибуном.

3. Он предложил новый земельный закон в __________.
а) 133 г до н.э. / б) в 134 г до н.э.

4. Гай Гракх __________.
а) брат Тиберия/ б) отец Тиберия.

5. Новый земельный закон ____________ продавать землю.
а) запрещал / б) разрешал

6. По новому закону каждая семья может иметь
не больше ________ югеров земли.

а) 1000 / б) 500

Учитель: Поменяйтесь работами с соседом по парте и проверьте задание. Ключи перед вами. Подсчитайте количество ошибок, и согласно шкале, оцените работу.

Читайте также: