Ночь перед рождеством фольклорные источники и мотивы конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).


Цель:

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке.

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва?льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге?нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

Нажмите, чтобы узнать подробности

выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием.

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

Оксана и кузнец Вакула.

Колядки в Малороссии.

Колядки в Малороссии.

Чёрт и Солоха

Чёрт и Солоха

Солоха

Солоха

Оксана перед зеркалом.

Оксана перед зеркалом.

Разговор с кузнецом.

Разговор с кузнецом.

Приход подружек.

Приход подружек.

Художник А.П.Бубнов.

Вакула

Вакула

Во дворце

Во дворце





-75%

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


выявить историческую основу, фольклорные источники и мотивы повести; сформировать представление об образе рассказчика, определить черты сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Повторение изученного на предыдущем уроке..

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

Продажа души чёрту, поездка на чёртовом коне, анекдот о кузнеце и чёрте, свидание чёрта с ведьмой, полёт ведьмы на помеле через трубу, мотив ведьмы-мачехи.

Украинские былички, бывальщина и легенды (легенда о благочестивом маляре).

Быва́льщина (быль) — в русском народном творчестве краткий устный рассказ о происшествии, случае, имевшем место в действительности, без упора на личное свидетельство рассказчика.

Леге́нда — одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии

Традиции житийной литературы.

Время действия – первая половина 1770-х гг., накануне упразднения императрицей Екатериной II в 1775 г. Запорожской Сечи. В повести упоминается участие запорожцев в войне с турками и покорение Крыма, дан достоверный портрет императрицы.

- Объясните лексические значения слов и словосочетаний: бричка, волость, заниматься малеванием, заседатель, капелюхи, фуражка, кныш.

Бричка – легкая дорожная повозка преимущественно без рессор, иногда с открытым верхом.

Волость – сельская территория, подчинённая городу.

Заниматься малеванием – заниматься рисованием .

Заседатель – человек, избранный для участия в работе государственного или судебного заведения.

Капелюхи – шапка с ушами.

Фуражка – головной убор с околышем и козырьком.

Кныш - небольшой круглый пирожок с запеченным внутри творогом или другой начинкой: вареньем, или луком со шкварками.

- Назовите черты, объединяющие повесть с волшебной сказкой. (В её основе – самый распространённый из сказочных сюжетов: поездка героя в тридевятое царство за волшебным предметом, необходимым для того, чтобы завоевать красавицу. К этому сюжету присоединены ещё два – тоже распространённых: о кузнеце, одолевшем чёрта, и из бытовой сказки – о любовниках, спрятанных в мешки. Как и в настоящей сказке, побеждает добро).

1. Образы Оксаны в повести.

- Когда происходят события в повести?

1.1. Рассказ о сочельнике.

1.2. Рассказчик в повести.

- От чьего лица ведётся повествование?

- Составьте устный портрет рассказчика.

- Как воспринимает происходящее рассказчик? О чём свидетельствуют подробности характеристик, которые он даёт героям повести?

- Назовите героев повести.

- Какие качества Оксаны проявляются в эпизодах:

1.7. Художественный пересказ учащимися эпизода, изображенного на иллюстрации М.С.Родионова. (С.169-172)

- Чем отличается Оксана от положительных героинь народных сказок? (Образы героинь народных сказок схематичны. Оксана – живой человек. Гоголь не идеализирует героиню. Однако в её кокетстве нет ничего отталкивающего. Она выглядит довольно просто, а иногда и комично).

- Похоже ли испытание, придуманное Оксаной для Вакулы, на испытание героя в народных сказках?

2. Образ Вакулы в повести.

- Каким изображён кузнец Вакула? Запишите ключевые слова, которые могут рассказать о характере кузнеца Вакулы.

- Чем похож Вакула на героя сказки? (Вакула, как и любой положительный герой сказки, описан крайне скупо, образ его несколько схематичен. Он искусный кузнец и талантливый художник. Герой очень силён, благочестив, набожен. Описания любовных переживаний Вакулы позволяют понять, что это человек, умеющий тонко чувствовать, искренне любить).

- Что мы узнаём о Вакуле-художнике?

(Вакула красит заборы, расписывает миски, хаты и сундуки, но при этом может и картину нарисовать, и оценить по достоинству европейскую живопись того времени, когда видит её во дворце в Петербурге. Вакула – художник, он посрамляет черта не только крестом, но и искусством, рисуя его в позорном виде.)

- В повести есть несколько выразительных описаний искусства Вакулы. Присутствуют ли на картинах Вакулы детали и полутона? О чём это свидетельствует? (В картинах Вакулы отсутствуют полутона и нет ярких деталей. Цветовые контрасты резки и смелы. Это говорит о прямоте нрава, искренности художника.)

- Как изображена зимняя ночь в повести? Выразительное чтение эпизодов. (Ночь как будто нарисована Вакулой. Она изображена скупо, без полутонов, яркими красками, без лишней детализации. Природа и люди созвучны друг другу.)

IV. Подведение итогов урока.

- Какими изобразил Гоголь Вакулу и Оксану? (Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера).

V. Домашнее задание.

1.Подготовить рассказ о фантастических существах, действующих в повести, с цитированием наиболее значимых фрагментов (Солоха, чёрт, Пацюк).

Читайте также: