Зеленая аптека донбасса конспект урока 2 класс

Обновлено: 02.07.2024

Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться использовать лекарственные растения для оздоровления организма.

Регулятивные: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: осознают важность лекарственных растений.

Оборудование: мультимедийный проектор, картинки лекарственных трав, ребусы, карточки, игрушки.

I. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)

Настроенье, каково!

Все такого мнения?

- Все без исключения!

Может Вы уже устали?

- Мы- с собой таких, не брали!

Может, ляжем, отдохнём?

- Лучше мы урок начнем!

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей,

пожелали друг другу удачи.

II.Выявление места и причины затруднений. (1 мин)

1.Создание проблемной ситуации.

- Миша с Машей отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?

III. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

- А как оказать помощь без лекарств?

Дети: Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?

- О лекарственных растениях.

- Тема урока: Лекарственные растения или зелёная аптека.

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:

Мы должны ознакомиться _______________________

Мы должны выяснить_____________________

Мы должны научиться______________________

- А как вы думаете, для чего нам это нужно?

-Мы сегодня научимся узнавать, собирать, применять лекарственные растения. Для этого совершим прогулку. Куда? Догадайтесь.

Загадка: Есть у меня зелёный друг, весёлый друг, хороший. Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.

-Это лес. (Картина лесная поляна).

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (3 мин)

- Можно отправляться в путь. Но нужно помнить, что в гостях надо вести себя вежливо. Существуют определённые правила поведения. И надо помнить, что в лесу мы в гостях у природы.

- Не шуми! (Лес - это дом, в котором живут растения и животные; нельзя шуметь в чужом доме).

- Не срывай растения для букетов.

- Растения собирай только там, где их много.

- В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.

- Не повреждай кору деревьев.

-Внимание! Сколько погибло бы цветущих растений, если каждый ученик нашего класса сорвал по 1 цветку, а по 10 цветов? (26, 260 цветов).

Поэтому, помните: собирая, сохраняй.

- А теперь, добро пожаловать в лес.

Ученик: Здравствуй, лес, дремучий лес. Полный сказок и чудес. Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою? Что там шепчешь на заре? Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится? (С. Погореловский)

- Почему мы с лесом дружим?

Дети: Лес наше богатство. Лес - это дом для зверей и птиц. Лес - это чистый воздух и здоровье. Лес - богатство и краса, береги свои леса.

V. Реализация построенного проекта (13 мин)

-Ребята, смотрите, а кто это сидит под деревом? (доктор Айболит)

-Давайте посмотрим мультфильм и узнаем, кого же он лечил.

-Ребята, как вы думаете, чем лечил зверей Айболит?

1) работа в группах по карточкам: Составьте из букв названия растений, которыми Айболит лечил зверей.

1 группа: чистотел

2 группа: ромашка

3 группа: зверобой

4 группа: тысячелистник

5 группа: подснежник

-Являются ли эти растения лекарственными?

-Из каких источников мы можем узнать о лекарственных растениях? (Из книги, интернета, от учителя).

-Найдите названные растения в учебнике на с.60-61.

-Какие растения вам знакомы?

-Что вы знаете об этих растениях?

-Какое растение отсутствует на картинке? Почему? (Подснежник - это тоже лекарственное растение, но оно находится на грани исчезновения, поэтому занесено в Красную книгу. В Красную книгу включают растения, которые больше других нуждаются в защите. Красный цвет- сигнал опасности, тревоги.).

-Какие лекарственные растения растут в нашем крае?

2)словарная работа

-Найдите среди названия растений слова, значение которых вам непонятно.

-Давайте обратимся к толковому словарю.

3)рассказ учителя о растениях.

Пастушья сумка получила свое название из-за своих плодов, напоминающих формой заплечную сумку, которую носили с собой пастухи. Еще в старину знали, что пастушья сумка останавливает кровь и заживляет раны.

Но кроме целебных свойств, это растение имеет еще одно качество - оно ядовито. Поэтому применение его требует большой осторожности.

Траву чистотела применяют и в ветеринарии для лечения ран и других болезней у животных. Любопытно, что домашние животные на пастбищах не трогают это растение из-за его ядовитых свойств.

У тысячелистника каждый лист, как перышко птицы, собран из множества небольших листиков. Таких листиков у одного растения действительно может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали растение тысячелистником. Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, останавливают кровь и заживляют раны.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли. Давайте научимся её отличать от той, которая не лечит. У лекарственной ромашки листья рассечённые и много мелких цветков, у обычной ромашки листья цельные, на каждом стебельке один цветок.

Ученик: А мне бабушка рассказывала, что ромашку лекарственную терпеть не могут мыши. Если в вашу кухню, кладовую или сарай стали наведываться эти грызуны, то их визиты легко прекратить. Для этого достаточно посыпать пол и полки пахучими сухими цветками ромашки.

Зверобой. Лечит она, говорят, от 99 болезней. А чаще её пьют от болей в желудке. На листочках пятнышки прозрачные, будто листья- то продырявленные иголочкой. Наделила народная молва страшной силой эту травку: будто она всякое зверьё убивает. Вот ведь какая травка - и лечит и калечит.

А знаете, как пользоваться подорожником при ушибе или ране? Лист подорожника обязательно надо очистить от пыли, затем немного поцарапать, чтобы выделился сок, и затем прикладывать к ране.

Кирилл: Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Саша: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица,
Жжется как горчица.
Что это за диво?
Это же …

Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Саша: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова "коприна" - шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей, делают бумагу. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива - лекарственное растение.

Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.

Саша: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.

-С каким лекарственным растением познакомились? Где оно применяется?

-Но почему всё-таки крапива обжигает? (На листьях и стеблях крапивы имеютя особые волоски. Каждый волосок, как игла крошечного шприца. Внутри волосков - едкая жидкость. Дотронулся - получай уколы. Поэтому, когда заготавливают крапиву, одевают перчатки.).

VI.Физкультминутка. (1 мин)

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4 мин)

-Узнайте растение по описанию, найдите его на картинке и расскажите о его применении.

1.Это красивое лекарственное дерево с тёмной корой и раскидистой кроной. Цветки этого дерева - старинное народное средство, применяемое при заболевании. (Липа: применяется при простуде.).

2. А эту травку всякий видел. Растет она вдоль тропок да дорожек. Семечки свои не теряет и не раскидывает: ждёт, когда человек мимо пройдет, да к его ногам семена и приклеит. Кустики травы с широкими листьями. Полезная, целебная трава, её ещё называют зелёным бинтом. (Подорожник: поранил руку, натер ногу - приложи листок, и он мигом кровь остановит, и заживет ранка. Желудок ли болит - попей настой из листьев, и легче станет.)

Ученик: Существует легенда о том, как были открыты лечебные свойства подорожника.

Однажды две змеи грелись на солнышке у дороги. Вдруг из-за поворота выехала повозка. Одна змея успела уползти с дороги, а другая нет, и колесо переехало её. Люди, сидевшие в повозке, увидели, как первая змея, оставшаяся невредимой, уползла, но вскоре возвратилась с листом подорожника и исцелила пострадавшую змею. Говорят, что будто бы этот случай и натолкнул людей на мысль использовать растение для лечения ран.

-Что такое повозка?

3. Это растение похоже на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзиночки. Цветки могут предсказывать погоду. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные снизу. Лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Что это за растение? (Мать - и - мачеха: помогает при кашле.).

- Ребята, а почему это растение получило такое название? (Листья сверху блестящие, жестковатые, холодные, снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет.)

4. Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни). Занесена в Красную гнигу.

5.Запах у него приятный, ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый запах название …. (Душица: чаем из душицы вылечивается простуда, заболевание крови).

Вывод: О каких лекарственных растениях узнали?

Отгадайте ребусы и расскажите о целебных свойствах растений.

Календула: Цветки растения извещают о начале дня: раскрываются с восходом солнца, закрываются на ночь. Да и цветет растение долго, до поздней осени.

Цветки календулы обладают противомикробным, противовоспалительным действием.

Настоем цветов ромашки полощут горло при боли.

VIII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (10 мин)

1.Самостоятельная работа в парах.

-Рассмотрите серию картинок и сформулируйте правила сбора лекарственных растений.

Собирай не все лекарственные растения: оставляй для созревания семян для их дальнейшего размножения. Собирать растения должны взрослые, а дети только помогать.

-Сравните правила с советами Маши и Миши. (Учебник с.61).

-Правильно составили правила сбора лекарственных растений?

IX. Включение в систему знаний повторение.

-А сейчас я вам предлагаю поиграть в больницу. Так как больных зверей много, то вы будете помогать Айболиту лечить их.

1 группа: У нашего Миши болит горло, давайте порекомендуем ему лечение? (Очень полезен отвар календулы. Им можно полоскать горло.).

2 группа: А у нашей лисички простуда, сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (Очень полезно будет ей попить отвар мать - и - мачехи).

3 группа: Вы обратили внимание, какая бледная обезьяна? У неё нет сил. Что же делать? (Ну конечно же, ей поможет отвар зверобоя и крапивы).

4 группа: Как жалко бедного ослика: его так знобит. Наверное, он простыл. Что ему нужно дать, чтобы он пропотел? (чай из липы, чай из малины).

5 группа: А вот Зайка порезал лапу. Что вы ему посоветуете? (Помыть и приложить к ране лист подорожника).

Вывод: Я думаю, нашим зверюшкам будет намного легче. Молодцы! Вы научились правильно применять лекарственные растения.

- Как помочь Мише и Маше, бабушке и маме? Чем их лечить?

X.Рефлексия УД на уроке. (2 мин)

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг лесной поляны весёлых смайликов, а кому не удалось, то грустных смайликов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок гражданственности Донбасса

Макросфера 1. Донбасс – мой родной край

Тема урока: Зелёная аптека Донбасса

Метапредметная тема: здоровье

Планируемые результаты:

уметь: распознавать лекарственные растения и их свойства, бережно относиться к зеленым растениям

Метапредметные:

Регулятивные : определять цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем; оценивать успешность решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем

Познавательные : определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или игровой ситуации; допускать существование различных точек зрения; уметь договариваться, приходить к общему мнению.

Личностные: осознавать важность лекарственных растений; проявлять уважительное отношение при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельности.

Межпредметные связи

Окружающий мир, литературное чтение, русский язык, физическая культура, музыка, рисование.

Оборудование: картинки лекарственных трав, сбор лекарственных растений, , карточки, таблица, толковые словари Ожегова.

“ Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.” (Р.Рождественский).

I. Мотивация к учебной деятельности.

Настроенье, каково!

Все такого мнения?

- Все без исключения!

Может Вы уже устали?

- Мы- с собой таких, не брали!

Может, ляжем, отдохнём?

- Лучше мы урок начнем!

Все за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели,

Посмотрели на гостей,

Улыбнулись поскорей,

пожелали друг другу удачи.

II. Информационный вестник.

На урок гражданственности Донбасса мы всегда входим через дверь информационного вестника. Какие же события произошли за прошлую неделю в нашем городе? в г. Донецке? в ДНР? в мире?

III. Проблемная ситуация .

Но вот к нам пришли еще гости. Это Маша и Миша. Они отправились в поход. Вскоре Маша начала хромать: она натёрла ногу. Миша ушиб колено и рана кровоточила. Дети вернулись назад. Их встретили мама и бабушка. У мамы разболелась голова, а у бабушки от волнения заболело сердце. Как же быть?

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- А как оказать помощь без лекарств?

Дети: Применить лекарственные растения.

-Так о чём же будем говорить сегодня на уроке?

- О лекарственных растениях.

- Давайте вместе попробуем вывести тему нашего урока

- Какого цвета большинство растений? (Зеленого)

-Где люди берут лекарства? (В аптеке)

- Как называется наш край, где находится зеленая аптека? (Донбасс)

- Тема урока: зелёная аптека Донбасса

- Отталкиваясь от темы, сформулируйте цели урока, продолжив мои предложения:

Мы узнаем… (названия и внешний вид растений).

Мы выясним… (их лечебные свойства).

Мы научимся… (применять и собирать растения).

Откуда мы получим информацию?

(Интернет, книги, жизненный опыт)

Заглянем в корень нашей темы

- А как вы думаете, для чего нам нужны эти знания и умения?

- Чтобы быть здоровыми.

- Корень этот питается знаниями и умениями разных предметов. (Появляется схема-ромашка).

Окружающий мир расскажет все о лекарственных растениях.

V. Реализация построенного проекта.

1. Презентация.

МИНИ-ИТОГ. - О каких растениях услышали? –Что запомнили?

- Назовите и выберите карточку растения, расскажите, что лечит и какая часть его используется. (На доске собирается в течении урока атлас изученных растений).

- Большое значение для укрепления здоровья играет физкультура. Физически активные люди реже болеют и живут дольше. Упражнения не только укрепляют физическое здоровье, но и улучшают психическое состояние и вселяют чувство благополучия. Давайте проведем физкультминутку и разомнем мышцы.

- Литературное чтение дает нам возможность узнавать информацию из книг. Человечество черпало накопленные знания о растениях и их лечебных свойствах. Сотни лет люди передавали своим потомкам сведения о растениях, составляли целые тома книг. Мы учимся читать, чтобы получать новые знания. Предлагаю выполнить 1 задание

2. Работа в группах. 1 ЗАДАНИЕ

Найдите файл с цифрой 1. Координатор раздает из конверта каждому ученику картинку лекарственного растения. Надо приклеить ее в таблицу возле названия растения и внимательно прочитать, запомнить информацию о нем.

МИНИ-ИТОГ. Самопроверка. Учитель показывает картинку растения. Ученик, который работал с ним, рассказывает информацию и заполняет атлас растений на доске.

-Ребята, где растут лекарственные растения?

Лекарственные растения растут не только в лесах и на лугах, их можно встретить в саду, у дороги, на огороде.

Давайте послушаем сценку об одном таком растении.

Кирилл : Ай-ай-ай! Тут что-то кусается.

Карина: Кусается? Знаю, знаю эту кусачку. Ребята, отгадайте что это?

Злая как волчица,
Жжется как горчица.
Что это за диво?
Это же …

Кирилл: Хочешь сказать, что эта жгучка может еще и нужная?

Карина: Сейчас узнаем, пусть крапива нам сама о себе расскажет.

Крапива: Моё русское название происходит от древнерусского слова “коприна” – шелк. Из моих стеблей получали волокно для выработки тканей. Огородники считают меня жгучим сорняком, но ведь от меня и польза людям большая. Все знают, что крапива – лекарственное растение.

Кирилл: Лекарственное растение? Где у тебя таблетки и порошки спрятаны?

Крапива: Таблетки и порошки спрятаны в моих листьях и стеблях. Я могу прекрасно остановить кровотечение, вылечить простуженное горло, насытить ваш организм витаминами, укрепляю волосы. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить вкусные и полезные блюда: крапивный салат, щи.

Карина: Спасибо тебе, крапива, за то, что ты и накормить можешь, и вылечить.

Кирилл: Надо же сорняк и лекарственное растение одновременно.

- Спасибо, ребята, за исполнение. Что мы отметим в нашем атласе растений? (Крапиву)

МИНИ-ИТОГ первого мини-модуля. - Вы прекрасно справляетесь с заданиями. Узнали о некоторых растениях, начали составлять атлас растений. Пришло время переменки.

Прозвенел, друзья, звонок

Мы снова будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать,

А, чтобы урок пошёл каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Природа – сказочное царство,

В ней кругом растут лекарства –

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки.

Нужно только научиться

(Это в жизни пригодится)

Находить кругом растения,

Что пригодны для лечения.

- Мы продолжаем узнавать и вспоминать растения зеленой аптеки. Откройте файл с №2 и достаньте карточку.

-Узнайте растение по описанию, запишите в таблицу название, группу растений, какая часть используется, какие лекарственные свойства знаете.

1. Красная ягода этого полукустарника сладкая и ароматная. Чай с ней пьют при простуде, сбивают жар.(Малина)

2. Ягода этого кустарника бывает не только черной, но и красной или белой. Чай из листьев снижает температуру. Ягоды содержат витамины. (Черная смородина)

4. Лесная ягода с прекрасным ароматом и вкусом. Растет близко к земле. Содержит много витаминов. Лечит простуду. Улучшает аппетит. (Земляника)

МИНИ-ИТОГ. Представитель каждой группы вешает на доске в атласе растений картинку своего растения по заданию.

5. Работа со словарем.

- Следующим помощником в познании здоровья выступает русский язык. Он уточнит и объяснит незнакомые слова и знакомые тоже. Попробуйте объяснить, что такое здоровье. Найдите в толковом словаре.

- Лечение травами давно известно в народе. Приглашаю вас посетить уголок травника. А кто такой травник? (работа по толковым словарям). Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями. Травник имеет еще одно значение – отвар из трав.

6. Работа в группах. 3 ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

Здесь вы видите сборы некоторых трав: полынь 2 видов, тысячелистник,… . А другие сборы растений попробуйте определить в группах. Рассказать о растении и его пользе.(Каждой группе раздаются высушенные сборы: шиповник, липа, мята, укроп)

МИНИ-ИТОГ. Заполняется атлас растений.

-А вы знаете, ребята, что такой предмет, как музыка, тоже способствует укреплению здоровья. Игра на музыкальных инструментах помогает развитию мелкой моторики рук. Кроме того, когда человек поет определенные звуки, стимулируются определенные органы. Полезно петь гласные:

Любые занятия музыкой положительно влияют на общее состояние здоровья

Предлагаю вместе спеть песню о лекарственном растении, которое повышает аппетит.

Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство. Мы узнали о некоторых растениях и определили их лечебные свойства. Теперь пора их собирать. Но не спешите.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача. (Сок чистотела)

Некоторые лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ . (Валериана)

6. Работа в группах. 4 ЗАДАНИЕ ГРУППЕ

Возьмите карточку из файла №3. Прочитайте утверждения. Зачеркните неправильное.

Сформулируйте правила сбора растений.

Правила сбора

Что собирать – человек должен уметь различать лек. растения и знать, что у этого растения нужно взять (корень, листья, соцветия и т.д.)

Когда собирать – собирай растения в сухую погоду.

Как собирать – нельзя брать растения, занесенные в Красную книгу, и из года в год нельзя на одном и том же месте проводить сбор лекарственных растений.

Где собирать – поляна, луг, болото, лес. Нельзя использовать растения близ шоссе, дорог т.к. в них накоплены ядовитые вещества из выхлопных труб машин (цинк, сера, свинец)

МИНИ-ИТОГ. Проверка. Читают по одному пункту, исправляют и добавляют другие команды.

VI. Решение проблемной ситуации.

Пришло время решить проблему урока и отыскать нашим больным Маше, Мише, маме и бабушке лекарственные растения, которые вы видите на доске в атласе изученных растений. (Дети в группах определяются с выбором и представитель группы берет картинку растения. Рассказывает как его применить).

VII. Рефлексия

-Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итоги.

-Скажите, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой сегодня на уроке?

-Удалось ли нам её достичь?

-Что нового узнали?

-Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

Кому удалось сохранить хорошее настроение - наклейте вокруг ромашки на доске картинку солнышка, а кому не удалось, то картинку тучки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА 2 класс ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ДОНБАССА КАДИНА ОЛЬГА.

Описание презентации по отдельным слайдам:

УРОКИ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ ДОНБАССА 2 класс ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА ДОНБАССА КАДИНА ОЛЬГА.













  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 828 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 11.05.2018 747
  • PPTX 2.1 мбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кадина Ольга Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока:

1. Обобщить знания учащихся о растениях, полученные ими в первом классе, дополнить их сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах.

2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира (растения), сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.

3. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.

ХОД УРОКА

I. Введение в урок.

Я люблю побродить

По зеленой стране.

Здесь друзей заводить

Очень нравится мне.

На сюрпризы горазд

И за то, что отдаст,

Ничего не берет.

В той стране благодать,

Вот бы нам разгадать:

В чем тут главный секрет?

Загляни-ка со мной

В эту славную жизнь

И с зеленой страной

Приглашаю вас в путешествие по зеленой стране. Путешествовать мы будем вместе со знаменитым Доктором Айболитом и его помощницей Собакой Аввой. Путешествие будет необычным, а кроссворд поможет нам определить тему урока.

– Ягоды этого растения помогают восстановить зрение (черника).

– Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповник).

– Листьями этого растения очищают кожу (чистотел).

– Ягоды этого растения оранжевого цвета, густо облепляют ветки, сок применяют при внутренних болезнях (облепиха).

– Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник).

– Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях (липа).

У. – А причем здесь название растений и аптека? (дети рассуждают).

Айболит.-Аптека – специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства.

А если это аптека из зеленой страны, значит ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА .

Если ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА – значит растения не простые, а лекарственные.

Вот мы и определили тему сегодняшнего урока: ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА.

II Работа по теме урока.

У. – Сегодня на уроке вы будете соавторами учителя. Давайте послушаем выступления ваших одноклассников о лекарственных растениях (выступления детей с опорой на гербарий)

Черника – это кустарник, 15-40 см высотой с очень длинным корневищем. Ягоды черники сочные, имеют мягкий чуть вяжущий сладковатый вкус. Единственный минус – они пачкаются, чернят пальцы, губы, язык. Поэтому дано название растению черника. Черника хороший медонос, из ягод делают варенье, сок. Ягоды черники используют и в лечебных целях: это нежное вяжущее средство при расстройствах ЖКТ. Сок черники улучшает зрение, им даже можно промывать глаза.

Подорожник – растет вдоль дорог, на лугах, пустырях. Подорожник – путешественник, хотя вроде и сидит в земле неподвижно. Один экземпляр осенью дает примерно 14 тысяч семян. Растение очень быстро расселяется по всем дорогам. Листья подорожника оказывают ранозаживляющее действие, а отвары используют как эффективное средство при болезнях желудка.

Липа – стройное дерево до 30 метров в высоту. Цветет в июне, июле. Живет обычно 150-200 лет. Цветки собраны в соцветия с желто-зеленым крылышком. Привлекают насекомых-опылителей, и это крылышко и яркость самих цветков, и их аромат. Пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи собираются на липе, а после захода солнца – бабочки ночные, жуки, златоглазки. Насекомые 70 видов посещают липу, всем хватает пыльцы и нектара. Липовый мед очень ценный продукт. Рекомендуется при простудных заболеваниях, сердечных, и желудочных.

Малина – почти всегда растет зарослями. Знайте: то, что мы называем ягодой малины, – это вовсе не одна ягода, а много-много маленьких ягодок, может быть 50, а может быть, и 100. Эти ягодки сидят на маленькой шишечки, да так тесно, что самой шишечки не видно. Красные душистые плоды малины едят в свежем виде, варят варенье. Чай из сухой малины – хорошее потогонное средство. Веточки малины используют для принятия ванн.

Чистотел – травянистое растение. Растет в огородах, по обочинам дорог. Издавна люди используют его при заболеваниях кожи. Потому и название – чистое тело. Белый сок в стебельках растения – ядовит. Поэтому растение требует осторожного обращения с собой.

Назовите части растений, используемых в народной медицине. Приходилось ли вам лечиться этими растениями? (дети рассказывают о лечении малиной, липовым медом и т. д.)

(Собака Авва читает стихотворение и показывает детям движения, дети повторяют)

Цветут ромашки на лугу,

В траве краснее мак.

Из них венок сплести могу

Вот так, вот так, вот так!

Давай вдвоем сплетем венок,

Ведь это же пустяк:

Вплетай за кашкою вьюнок

Вот так, вот так, вот так!

Сорвем красивый василек,

С дорожки сделав шаг –

И можно примерять венок

Вот так, вот так, вот так.

В роще вырос можжевельник

И в тени его ветвей

Он из дома спозаранку выбегает с веником,

Подметает всю полянку

Замечает все соринки,

Начищает все травинки,

Каждый куст, каждый пень,

Каждый месяц, каждый день.

А однажды Муравьишка

Вдруг упала с елки шишка, отдавила ножку!

От волнения сова перепутала слова.

Где же помощь скорая?

Звери бросились гурьбой

За лекарственной травой.

Рвут аптечную ромашку,

Вот из чащи на опушку

Он решил Медвежье Ушко

На опушке посмотреть.

Зайцы заячьей капустой

Муравья приводят в чувство.

Если б жил в той роще лев –

Предложил бы львиный зев.

На спине у ёжика

Он больному обещает:

От компресса полегчает!

И другое средство тоже

Вдруг укол тебе поможет?

Я иголку дам свою!

Все больного навещают.

Все больного угощают:

Кто морошкой, кто черникой.

Кто сушеной земляникой.

Даже волк помочь не прочь.

Думал-думал, как помочь.

К муравейнику повез

Волчьих Ягод целый воз.

Но заметила сорока.

Что от волка мало прока,

И спешит по просеке

С новостью на хвостике:

– Я, друзья, не ябеда.

Только Волчья Ягода,

Даже если мытая

А потом девчонки-пчелки

Притащили мед в бочонке.

Ничего, что тяжело, –

Лишь бы другу помогло!

Муравей пощиплет травку

И попьет Цветочный мед.

Значит дело на поправку

Все лесные витамины

От брусники до малины

Принесли ему друзья.

Ведь Зеленая аптека,

Лечит даже человека,

А не только муравья.

У. – О ком шла речь в сказке? (о Муравьишке).

Что с ним случилось? (с ёлки упала шишка и отдавила ему лапку).

Кто стал помогать Муравьишке? (медведь, зайцы, ёж, сова).

Чем звери лечили Муравьишку? (ромашкой, зверобоем, медвежьим ушком, заячьей капустой, подорожником, морошкой, черникой, земляникой, брусникой, малиной – всего 13, соревнование по рядам, кто запомнил больше названий растений) .Кто из вас сможет расшифровать название какого либо растения? Рассказать о нем?

Как эти растения можно назвать одним словом? (лекарственные).

Айболит.-Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками. (словарная работа)

Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных растений. (словарная работа)

Собака Авва. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.

Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.

У. – Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .

Айболит. – Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Послушаем их. Собака Авва зачитывает советы, потом раздает буклеты (прилагается).

Советы сборщика лекарственных растений .

Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.

– Траву и цветы собирают во время цветения.

– Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.

– Семена собирают при полном их созревании.

– Почки растений заготавливают ранней весной.

Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.

Высушенные травы должны легко ломаться, но не крошиться и иметь практически свой натуральный цвет.

Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.

Сроки хранения лекарственных трав:

Травы, цветы, листья, почки – два года.

Плоды – три года.

Корни, кора, корневища – до пяти лет.

Проверка знаний.

Айболит. –На экране названия растений и картинки. Я зачитываю о любом из них, а вы на листочках пишите номер растения.

1. Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток.

2. Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти. Нагнись, солдатик у дороги готов помочь тебе в пути.

3. Чай из этого варенья помогает как жаропонижающее средство.

4. Растение очень богато витаминами. Весной его добавляют в щи и пироги.

5. Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях.

6. Ягода черного цвета – улучшает зрение.

Шиповник, подорожник, малина, крапива, липа, черника .

У. – Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итог. Лекарственные растения помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, отвары, настойки, мази. Ими лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны. Целебными могут быть листья, цветки и корни растений. Некоторые лекарственные растения ядовиты. Применять их можно только по рекомендации врача.

Какое значение имеют растения в жизни человека? (они дают кислород, имеют целебные свойства, в жару дают прохладу, тень)

Где растут лекарственные растения? (в лесу, в саду, на лугу).

– Что вас удивило на уроке? Что показалось самым интересным?

Что узнали нового? О чем расскажете дома родителям?

Кого мы должны поблагодарить за интересный урок?

Желаю вам всем крепкого здоровья!

Список литературы:

Бибко Н.С. Сказка приходит на урок, Начальная школа,- М.: Просвещение, 1996г., №9, с. 31-34 и 47-48.

Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000 г.

Косачева И.П. Нравственное воспитание младшего школьника в процессе обучения и воспитания. - М.: АРКТИ, 2005

Лобынцева С.Н., Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б. Программа для общеобразовательных организаций. - Д: Истоки, 2015

Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников,- Мн.: Народная асвета, 1968 -215с.

Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика, 1990 - 304 с.

Чернявская И.С. Эстетическое и этическое воспитание школьников. Уроки внеклассного чтения в начальной школе,- М.: Просвещение, 1982 – 103 с.

Читайте также: