Конспект занятия глаголы антонимы

Обновлено: 05.07.2024

Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чув­ство языка.

Ход занятия

Логопед рассказывает детям историю:

— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все де­лал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Про­сит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.

После чтения рассказа логопед уточняет действия с противо­положным значением: ложиться — вставать, убирать — разбра­сывать и т. п.

2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:

опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п.

Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.

Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как состав­лено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.

Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:

Девочка снимает фартук (надевает).

Папа вешает картину (снимает).

Малыш строит башню (ломает).

Мальчик пачкает костюм (чистит).

Бабушка выдергивает морковку (сажает).

Мальчик ловит мяч (бросает).

Девочка ловит бабочку (выпускает).

4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в кото­ром будет противоположное действие — антоним (уже без на­глядной опоры).

У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующи­ми противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завя­зать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.

5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При проведении занятий данного профиля мы предлагаем те­матическую последовательность несколько отличную от той, что описана в специальной литературе. Наши многолетние исследо­вания показали, что дети с указанной патологией при формиро­вании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах. При подборе таких средств мы основывались на факторах, об­легчающих и направляющих процесс становления связной речи.

Одним из таких факторов, по мнению С. Л. Рубинштейна, Л. В. Эльконина, А. М. Леушиной и других, является наглядность, при которой (или по поводу которой) происходит речевой акт. В каче­стве второго вспомогательного средства мы выделили моделирова­ние плана высказывания, на значимость которого указывал известный психолог Л. С. Выгодский, а также педагоги В.К. Воро­бьева и В.П. Глухов.

воспроизведение рассказа, составленного по следам демон­стрируемого действия;

составление рассказа по демонстрируемому действию;

пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;

пересказ рассказа с использованием сюжетных картинок;

составление рассказа по серии сюжетных картинок;

пересказ рассказа с использованием одной

— составление рассказа по одной сюжетной картинке.

К этим видам рассказывания мы предлагаем, добавить опи­сание а также, сравнение предметов и объектов но проводить их с помощью вспомогательных средств.

Экспериментальными данными подтверждается, что при опи­сании и сравнении предметов и объектов дети испытывают зат­руднения, связанные:

с самостоятельным определением при рассмотрении предмета его главных признаков и свойств;

установлением последовательности в изложении выявлен­ных признаков;

удержанием в памяти этой последовательности. Учитывая сказанное, мы разработали схемы для составления описательных и сравнительных рассказов в рамках наиболее типичных групп предметов, таких как игрушки, одежда, живот­ные, посуда и другие (см. приложение III)*. При использовании этих схем возможно проведение занятий по описанию и сравне­нию предметов на 1-м году обучения.

В работе воспитателя группы для детей с общим недоразви­тием речи мы советуем вначале использовать те виды работ, ко­торые не требуют контекстной, объемной, самостоятельной речи. Ими могут быть:

чтение и раэбор коротких рассказов и сказок;

рассматривание сюжетных картинок;

рассматривание объектов и предметов;

беседа по картинке, а также виды работ для логопеда, ука­занные выше.

Однако для достижения большего обучающего эффекта целесообразно на занятиях воспитателя переходить к новому виду рассказывания после отработки его на занятиях логопеда.

При проведении занятий по формированию связной речи мы предлагаем учитывать следующие методические принципы:

1. Постепенное усложнение в ходе занятия речевого материа­ла (от простых фраз к сложным, от 3-словных к 4,-словным, от фраз к рассказу).

Исключение, особенно на первых порах, отрицательной оценки деятельности детей. Акцентирование внимание на их успехах и достижениях с целью повышения речевой активности.

Определенная последовательность опроса детей при рассказы­вании. Сначала вызываются дети из сильной подгруппы, за­тем из средней).

Перенесение отработки связного рассказывания с детьми из слабой подгруппы на индивидуальные логопедические занятия. (На групповом занятии такие дети выступают только по достижении ими среднего уровня. Одновременно это является стимулом в обучении.)

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Личностные:проявлять интерес к новым знаниям; осознавать важность изучения русского языка; учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку; учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Предварительный просмотр:

ФИО учителя: Ларина М.Г.

Школа: №8 (г.Комсомольск – на – Амуре)

ФИ студента: Галдина Екатерина

ФИО методиста: Кошкарова Л.С.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Цели деятельности учителя: развитие умения употреблять в речи близкие и противоположные по смыслу глаголы.

знать: что такое глагол-синоним, глагол-антоним;

уметь : подбирать синонимы и антонимы к глаголам, отличать глагол-синоним от глагола-антонима;

Личностные: проявлять интерес к новым знаниям; осознавать важность изучения русского языка; учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку; учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Методы и приемы

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный – пословица, беседа

Частично-поисковый – подбор синонимов.

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Посмотрите на слайд. Кто прочтет пословицу?

Грамоте учиться - всегда пригодится.

- Как вы её понимаете?

- Верно, молодцы. Прочитайте ещё раз слово учиться. Можно ли его заменить какими-нибудь другими словами? Какими? Верно.

- Это я у вас спросила неспроста, если хорошо поработаете на минутке чистописания, то обязательно узнаете.

- Всё, что мы изучаем на уроках, когда-нибудь нам пригодится в жизни.

- Можно. Учить, постигать, выучить, овладевать.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный – беседа, объяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Практический – минутка чистописания, выполнение упражнения,

Работа с книгой – упражнение.

- Откройте свои тетради по минутке чистописания и аккуратно каллиграфическим почерком пропишите сочетания букв, слова и предложение.

- Закончили работу, в конце урока сдадите мне тетради.

- Откройте тетради и запишите число (девятое апреля), классная работа.

- Откройте стр. 71 упр. 528.

- Кто прочитает задание?

- Что нужно сделать?

- Какую особенность заметили?

- Из кольки слов должна состоять цепочка?

- Сколько слов есть? Сколько осталось дописать?

- Приступаем к работе.

- Кто прочтет ответы?

- Кто не согласен?

- Почему все эти слова в одной группе? Докажите.

- Прочитайте только первые три слова. Что можно о них сказать?

- Каково их значение?

- Как по–другому их можно назвать?

- Совершенно верно, слова – друзья.

- Прочитайте оставшиеся слова. Что можно о них сказать?

- Верно, это слова - спорщики.

- Как по-другому их можно назвать?

- Выполняют минутку чистописания.

- Написать цепочку из слов с безударными гласными в корне.

- Новое слово начинается с букву, на которую заканчивается предыдущее слово.

- учить детей пересказать рассказ с помощью наводящих вопросов.

Оборудование: предметные картинки, мяч.

Ход занятия

Игра с мячом, на развитие словаря.

- Я кидаю вам предмет, а вы должны придумать действия к этому предмету. Например, я скажу машина, а вы уехала.

- Сегодня мы поиграем в упрямых и послушных детей. Послушайте мой рассказ.

У мамы обезьянки были двое сыновей. Старшого звали Послушный, младшего - Упрямый. Упрямый любил все делать наоборот. Послушный соберет игрушки, Упрямый разбросает их. Если брат закроет дверь, Упрямый. ( интонацией незавершенности логопед стимулирует детей к ответу: откроет). Если принесет. (унесет, пришьет. (оторвет, вычистит. (испачкает, замолчит. (заговорит, повесит. (снимет).

3. Пересказ рассказа. С помощью наводящих вопросов дети должны пересказать рассказ.

– Как звали сыновей обезьянки?

– Что любила делать младший сын обезьянки – Упрямый?

4. Нахождение пар глаголов – антонимов.

- А теперь вы должны найти двух картин противоположных по смыслу действия.

– А теперь все встали, и на некоторое время мы с вами будем упрямыми детьми. Если я скажу какое-либо действие, то вы должны делать противоположное действие. Например, я скажу вам открыть глаза, то вы должны закрыть его.

6. Игра с мячом на развитие мышления, активизация словарного запаса антонимами.

– Я буду говорить слова-действия, а вы должны сказать как младшая дочь обезьянки все наоборот. Например: - открыть-закрыть.

Слова: стоять - лежать, приходить – уходить, говорить – молчать, опустить – поднять, найти – потерять, входить – выходить, плакать – смеяться, строить – разрушать, работать – отдыхать, любить – ненавидеть, радоваться – печалиться, приходить - уходить, давать – брать, спрашивать – отвечать, включать – выключать, одеваться – раздеваться, продавать – покупать, прилетать – улетать.

7. Итог: - Что мы делали сегодня на занятии?

- Что вам понравилось?

8. Оценка: - Вы сегодня все молодцы, очень хорошо занимались.

3. Сидорова, У. М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. / У. М. Сидорова — М. : ТЦ Сфера, 2005.

Конспект фронтального логопедического занятия. Звуки [ч], [ш, ]. Буквы Ч, Щ Тип занятия:занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: дифференцировать звуки [ч], [ш,].Основные задачи:Коррекционно-образовательные:.

Загрузить презентацию (345 кБ)

Тип урока: урок объяснения нового.

Форма урока: традиционный урок.

Цель урока: совершенствование умений правильно подбирать слова близкие и противоположные по смыслу и пользоваться ими для эффективного общения в устной и письменной речи.

  • Закрепить знания о синонимах и антонимах.
  • Развивать умение находить глаголы в тексте.
  • Совершенствовать умение правильно подбирать глаголы – синонимы и глаголы – антонимы и пользоваться ими в устной и письменной речи.
  • Развивать языковой и речевой опыт учащихся, врожденное чувство языка.

– Следующее задание обсудите и выполните в парах.
Подберите антонимы.

добро /зло/ смелый /трусливый/
работа /безделье/ аккуратный /неряшливый/
утро /вечер/ верхний /нижний/
тепло /холод/ ленивый /прилежный/

Дети внимательно слушают информацию, в глазах должно читаться одобрение.

Дети внимательно слушают информацию, рассматривают материалы на доске, партах.

  • небе звезды в последние погасли утреннем
  • разноцветные на огни зажглись ёлке

Минус – плюс,
Огонь – вода,
Истинный и ложный.
Все антонимы всегда противоположны.

Оценить 1475 0

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 3 б классе.

Мария Ивановна.Аввакумова, учительница начальных классов

МБОУ СНОШ им. В.Г.Павлова 2014-15 уч.год.

с. Сунтар Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия).

План открытого урока по русскому языку. 3 б класс, 4 четверть, 24 апреля 2014 года.

Цель урока:Формировать умение грамотно использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.

Задачи:

Закрепить знания детей о глаголе, как о части речи;

развивать умение анализировать и рассуждать;

обучать умению находить близкие и противоположные по смыслу глаголы;

расширять словарный запас;

формировать умение работать со словарем.

УУД обучающихся, на развитие которых направлен урок:

принимать учебные цели, проявлять желание учиться;

развитие у обучающихся мотивов учебной деятельности

регулятивные:

следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам;

осуществлять само- и взаимопроверку;

ориентироваться в учебниках, словарях;

наблюдать и делать простые выводы;

выполнять задания по аналогии;

учить употреблять в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы;

коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных ситуаций;

участвовать в диалогах, слушать и понимать других, дополнять, задавать вопросы;

выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Организационный момент. Релаксация.

Уч. Ребята, сегодня у нас необычный, интересный урок. К нам сегодня пришли гости и сегодня нам придется много работать, чтобы узнать новое. А, чтобы хорошо и легко работать, давайте настроимся на работу. Всегда, на каждом уроке мы учимся учиться. Стремитесь к лучшему, идите вслед за знанием и удача станет вашей постоянной и приятной спутницей. А теперь – за работу!

Постановка проблемы.

На доске написаны слова:

Строить, разрушать, сооружать.

УЧ. Прочитайте слова.

-Что можете сказать об этих словах? (Это глаголы)

- Откуда вы узнали, что это глаголы? (отвечают на ? что делать?, показывают действие предмета)

-Что такое глагол? (Глагол – это …)

-Ещё что можно сказать о значении этих слов? (строить, разрушать - это слова противоположные по значению, строить и сооружать говорят об одном и том же)

3. Постановка темы и цели урока.

УЧ. Значит у нас сегодня тема урока?

УЧ. Тогда какую цель мы перед собой поставим? При помощи подсказки поставим мы цель урока.

Чистописание.

УЧ. А начнем мы выполнение цели нашего урока с чистописания.

Какую букву мы сегодня будем писать? (букву Е).

Это какая буква? (большая, заглавная)

А это? (маленькая, строчная)

Ежиха ежата лежала

- пишем слова красиво (комментарий ученика)

-на какое правило?

- что общего заметили в этих словах? (буква е есть, 3 слога, 2-й слог у всех ударный, по 6 звуков).

-а чем отличаются? (ежиха, ежата – имя сущ., лежала – глагол)

Придумаем предложение с этими словами (дети …)

Запишем моё предложение под диктовку:Весной у ежихи появились маленькие ежата.

-А зимой что делают ежи? (спят). Правильно. Зимой ежи спят. А весной, как мы написали, у ежихи появляются ежата. А как вы думаете, они сразу колючими рождаются? Оказывается, ежата рождаются голые и слепые. Кожа у них сначала покрыта мягкими белыми молочными иглами. Они постепенно выпадают, и заменяются на постоянные тёмные и острые иглы. Посмотрите на маленьких ежат.

Разобрать предложение по членам предложения , указать части речи.

4.Актуализация новых знаний.

УЧ. Прочтите четверостишие на доске. Что это? (загадка) Доскажите слово.

Лежала между ёлками

Подушечка с иголками.

Тихонечко лежала,

Потом вдруг … (убежала).

УЧ. Кто это? (Ёж)

-Какое слова вставили? (убежала). Найдите в тексте ещё один глагол. Прочитаем их вместе. Что о них можно сказать? (Они противоположны по значению).

- Как называются такие слова? (Антонимы)

-Читаем второй стишок.

Между сосен, между ёлок

(Ходит) тысяча иголок.

Бродит тысяча иголок,

Но не сделать ни стежка

Все иголки без ушка! (ЁЖ)

- Какое слово вставили в эту загадку? Какая эта часть речи?

-Какой глагол из загадки составит ему пару? (ходит- бродит)Запишите

-Что можно сказать об этих словах? (они похожи по смыслу. Это синонимы)

- А к другим частям речи мы раньше подбирали антонимы, синонимы? К каким? –(к существительному – пол - …; гном - … , к прилагательным – весёлый - … , высокий - …)

- Какие синонимы, антонимы мы слышали уже на этом уроке, давайте вспомним.

(синонимы: большие-заглавные, маленькие-строчные, ходит-бродит, антонимы: большая-маленькая, заглавная-строчная, лежала-убежала)

УЧ. Значит, какие глаголы бывают? (глаголы-синонимы, глаголы-антонимы).

5.Формирование новых знаний.

5.1. Работа с правилом.

УЧ. -Кто попытается сформулировать правило самостоятельно? (Глаголы , близкие по смыслу, называются синонимами, глаголы, противоположные по смыслу, называются антонимами).

УЧ. Проверим по учебнику на стр. 73.

5.2.Игра на распознавание синонимов и антонимов.

УЧ. Сейчас немножко отдохнем и поиграем. Я буду называть пары слов. Если вы услышите антонимы, то выполняйте действия, которое обозначает каждое из этих слов. Если это будут не антонимы, вы садитесь на свои места.

5.3. Письмо по памяти.

УЧ. Выполняем упр. 533. Читаем задание.

-Объясните смысл, почему так говорят?

-Написать пословицы по памяти, смотрим памятку №3, алгоритм действия.

-Какие это глаголы. (глаголы – антонимы, они противоположные по смыслу)

- Да, соловей известный ночной певец. В конце мая – в июне его можно слышать всю ночь (пение соловья – презентация, слайд №6)

5.4 Знакомство со словарями синонимов и антонимов.

УЧ. А что делать, ребята, если я не смогу найти к словам подходящие антонимы и синонимы? ( обратиться к словарю). Для таких случа5ев есть специальные словари, словари антонимов и словари – синонимов). Найти в словарях примеры и прочитать.

6. Закрепление нового материала.

6.1 Упражнение в подборе синонимов и антонимов. Работа в парах.

1 задание: подобрать к словам синонимы.

Спать - … (дремать, почивать)

2 задание: подобрать к словам антонимы.

6.2. Индивидуальное занятие. (на доске работают 2 учащихся, один соединяет линиями антонимы, другой – синонимы)

брать идти идти шуметь

летать кричать кричать приносить

плакать отдавать отдавать смеяться

стоять ползать хохотать ходить

молчать хохотать ползать

6.3 Игра (если останется время)

Ну, а теперь немного поиграем. Готовы?

Послушайте рассказ о двух девочках. Рая и Лена сидят на лавочке.

- Белый, - говорит Рая.

- Черный, - отвечает ей Лена и продолжает, - небо.

УЧ, Что можете сказать об этих словах? (Это однокоренные антонимы, значение изменяется благодаря приставке. В этих парах работают антиприставки:

В – вы, у - при, по - от, при - от.

6.4. Работа с учебником.

-Что вы заметили в этих глаголах-антонимах? (антиприставки)

7. Итог урока . Рефлексия.

УЧ. Над какой темой мы сегодня работали?

Какую задачу перед уроком мы себе поставили?

Выполнили задачу свою?

Какие задания запомнились?

Кто очень старался сегодня?

Кто может сказать, что хорошо разобрался в теме?

Кому ещё надо позаниматься?

И что вам поможет в этом?

8. Домашнее задание.

- Давайте подумаем, что нужно будет повторить к следующему уроку? (правило на стр. 79).

- А еще выполните упражнения №534, 535.

_ Спасибо за урок! Проводим гостей.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Очень хорошая разработка урока! Спасибо! Можно четко проработать все вопросы по данной теме и нацели. Подробнее.

Спасибо большое за интересную разработку! Обязательно проведу библиотечный урок по данному материалу. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: