Конспект логопедического занятия звуки и буквы п б

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: картинки (бочка-почка); буквы Б, П,; буквы "Б-П" на карточках с недостающими элементами; музыка для психогимнастики и физминутки.

Ход занятия

Организационный момент

Психогимнастика
- Доброе утро, дети!
- Сегодня прекрасный день. Сейчас я улыбнусь всем вам, и вы улыбнетесь мне. Мы улыбнемся друг другу. У нас хорошее настроение.

- Хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Все спокойны и добры, мы дружелюбны и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! А теперь выдохните. Снова вдохните и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы!
Давайте снова улыбнемся друг другу и начнем наш урок.

Актуализация знаний

- Назовите слова по первым звукам названий картинок. (Бочка-почка)

- Назовите первые звуки полученных слов.
- Какие звуки гласные или согласные?

- Произнесите звук Б. Используйте свою руку, чтобы определить, какой звук звонкий или глухой?
- Произнесите звук П. Используйте свою руку, чтобы определить, какой этот звук звонкий или глухой?
- В чем разница между звуками Б-П?

- Чем они похожи?
- Какая буква на письме обозначает звук Б?
- Какая буква на письме обозначает звук П?
- У вас на столе лежат карточки с буквами. Некоторые элементы у букв отсутствуют. Подумайте и допишите их.

- Как вы думаете, над какими звуками мы будем работать?
- Тема занятия: "Различай Б-П". Ребята, мы будем учиться различать Б-П в словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация звуков Б-П на слух в словах

- Поднимите карточку и покажите нужную букву: балка, забор, палка, лопата, бабушка, победа, поплавок, букашка, глобус, наводнение, беспокойный.

Составте и запишите слова из слогов:

боч, ка, ба;
па, ба, лу;
на, жи, пру;
бан, ба, ра;

са, по, ло;
гай, по, пу;
каш, бу, ка;
ба, ка, со;
ла, ко, об.

Вставьте недостающие буквы и запишите их в тетрадь:
_очка, ка_уста, _улка, ра_ота, _а_ушка, _одушка, _о_еда, _о_еда, _о_лавок.

Физкультминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.

По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.

Прочитайте предложения, исправьте ошибки

Паутина плетет паучка. Яблоня созрела на яблоках. Над поляной бабочка порхает. Тропинка шагала по путнику. Ботинки поставили Борю под стол.
- Назовите слова со звуком Б-П, запишите слова в тетрадь.

Итог занятия

- Чему мы учились на занятии?
- Какие задания были интересными?
- Что казалось трудным?

Волкова Е.Ю., учитель-логопед ГБОУ детский сад комбинированного вида № 582 город Москва.

Оборудование и материалы : картинки; рабочие конверты детей; печатные буквы П-Б ; картинки–индивидуальные; простые карандаши, цветные карандаши – синий, зелёный, красный; рабочие тетради детей; схемы слов.

Кто скажет наоборот? (“ я буду говорить твёрдо, а вы мягко)

“Ребята, посмотрите на картинку. Что это? Какой первый звук в этом слове? БОЧКА (Б)

А это что? Какой первый звук в этом слове? ПАРУС (П)

Сегодня мы будем с вами играть со звуками П-Б

3. Акустико-артикуляционный образ звуков:

“Давайте произнесём звук П. Этот звук, гласный или согласный?”

Л: Он глухой или звонкий? (рука на горлышке-горлышко не дрожит)

Л: твёрдый или мягкий?

Л: каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?

Л: достаньте синий кружочек

Логопед выставляет на доске синий кружок.

“Теперь давайте произнесём звук Б. Этот звук, гласный или согласный?”

Он глухой или звонкий? (рука на горлышке-горлышко дрожит, звенит)

Л: твёрдый или мягкий?

Л: каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук?

Л: достаньте синий кружок с колокольчиком.

Л: Почему кружок с колокольчиком?

Д: Потому что звук звонкий

Логопед выставляет синий кружок с колокольчиком на доске.

“Ребята, давайте ещё раз произнесём звуки П-Б. Чем же они отличаются?

Д: звук П-глухой, звук Б-звонкий.

4. Развитие фонематического слуха.

На доске висят картинки: “Этого котёнка зовут Пушок, а этого щенка Барон. Мы будем дарить им картинки. На какой звук начинается имя котёнка (ПУШОК)? (П). Котёнку Пушку мы подарим картинки со звуком П.

На какой звук начинается имя щенка (Барон)? Щенку мы подарим картинки со звуком Б.

“Переверните свои картинки и посмотрите, что на них изображено. Определите, какой звук есть в ваших словах П или Б?”

Дети называют своё слово и дарят (вешают) свою картинку либо Пушку, либо Барону.

“Катя, какое у тебя слово? Какой звук в этом слове П или Б? Кому подарим картинку?”

5. Соотношение звука и буквы:

Л: Что такое звук?

Д: Звук-это то, что мы слышим и говорим?

Л:Что такое буква?

Д: Буква-это то, что мы видим и пишем.

Л: Какая это буква ?(выставляет на доске печатную букву)

Л: Посмотрите внимательно, сколько палочек у буквы П? Сколько палочек у буквы Б?

У каждого на столе лист с недописанными буквами П или Б.

“Перед вами картинки. Посмотрите внимательно и допишите недостающие части букв П или Б. Кому-то досталась бука П, а у кого-то буква Б.

7. Динамическая пауза

Беленькое облачко ( руки сцеплены перед собой )

Поднялось над крышей ( руки над головой )

Устремилось облако ( выпрямить руки )

Выше, выше, выше ( потянуться вверх )

Ветер это облако ( покачивание руками )

Зацепил за тучу ( сцепить руки )

Превратилось облако ( описать круг, опустить руки, присесть )

В дождевую тучу.

8. На доске схема слова, подобрать к ней слова (картинки)

Л:“Посмотрите, на доске схема слова. Давайте назовём все звуки по порядку в этой схеме.

Л: Какой первый звук-гласный или согласный?

Л: Он твёрдый или мягкий?

Л: Какой второй звук-гласный или согласный?

Л: Какой третий звук?

Л: Он твёрдый или мягкий?

Л: А сколько всего здесь звуков?

Логопед вывешивает картинки, дети определяют, какое слово подходит к схеме?

“Давайте назовём то, что изображено на картинках? Подумайте, какое слово подходит к нашей схеме?”

Л: Почему слово КИТ нам не подходит?

Д: Потому что в слове КИТ первый звук согласный мягкий.

9. Определение первых звуков в словах. Составление из них слова.

На доске картинки: Павлин –П

Л:“Кто изображён на первой картинки? Какой первый звук в этом слове?”

Д: Павлин. Звук П

Л: Звук П, а какую букву напишем?

Логопед выставляет соответствующие буквы на доске.

“Откройте тетради и запишите это слово. Какая первая буква? Вторая и т.д.”

11. Звуко-буквенный анализ слова ПОНИ

Л: Какой первый звук в этом слове?

Л: Этот звук гласный или согласный?

Л: Он звонкий или глухой?

Л: мягкий или твёрдый?

Л: Как мы его обозначим?

Д: синим кружочком

Дети рисуют в тетради. Логопед выставляет на доске.

Л: Какой второй звук?

Л: Какой третий звук?

Л: Какой последний звук?

Сколько всего звуков в этом слове? 4

Логопед предлагает некоторым детям стать звуками из слова. Дети выбирают соответствующие кружочки (зелёный, красный, синий) и выстраиваются в правильном порядке.

Л: Кирилл ты будешь звуком П, Саша-звук О, Лиза- звук НЬ, Таисия –звук И. Возьмите свои звуки и встаньте так, чтобы получилось слово ПОНИ.

У логопеда: предметные картинки, изображения 2-х мальчиков, элементы букв П и Б, магнитная доска.

У детей: предметные картинки с изображением колокольчиков, элементы букв П и Б, наборы цветных ручек, зеркала.

Предварительная работа:

Ход занятия.

1. Qpг. момент

-Ребята, сегодня к нам пришли гости, но занятие у нас обычное. Давайте покажем, что мы умеем.

2. Артикулярная гимнастика.

1) Жил — был Веселый Язычок. Он любил играть, путешествовать. Захотелось Язычку порезвиться. Открыл он сначала одну дверку домика, затем вторую. Выглянул он из домика, увидел ласковое солнышко и решил погреться, позагорать.

Язык широкий положи
И спокойно подержи.

2) Позагорал и опять спрятался в домик. Снова выглянул из домика и посмотрел направо, потом налево. Понравилось ему смотреть по сторонам, и закачался он как маятник старинных часов: вправо, влево. Покачался (2 р) и в домик спрятался.

3) Через минуту непоседа выглянул опять. Увидел, как девочка на качелях качается вверх-вниз. Сначала медленно, потом быстрее и быстрее.

4) Посмотрел Язычок, а под ним стоит сказочный домик с тремя ступеньками.

Язычок пошел гулять
По ступенечкам шагать.

Прыгнул он сначала на 1 — ю ступеньку, затем на 2 — ю, на 3 — ю. На 3 — й весело попрыгал: д-д-д.

5) Любопытный был язычок: заглянул в окошко и увидел, как там девочка собралась чистить зубы. Решил Язычок вместе с девочкой и свои зубки почистить. Чистил он их старательно. Вычистил добела. В это время девочка умылась и ушла. Загрустил язычок, но ненадолго.

6) Огляделся вокруг и увидел, как возводится новый многоэтажный дом. Интересно стало Язычку, что делают внутри дома и он с любопытством посмотрел в окно. Кого же он там увидел?

Красить комнаты пора
Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем
Маляру мы помогаем.

7) Хорошо потрудился Язычок, увидел он лошадку и вспомнил, что давно не катался. А лошадка хороша!

Ну и лошадка-
Шерстка гладка,
Чисто умыта
С головы до копыта. Овса поела
И снова за дело.

-Ну вот, ребята, мы вместе с язычком совершили целое путешествие. Вам понравилось? Теперь ваш язычок стал послушным и ловким, но…..

3. Дыхательная гимнастика.

Чтобы речь звучала плавно, Мы дышать умеем правильно: Носом вдох, а выдох ртом, Дышим глубже, а потом…
Руками хлоп (2 р).
Громко хлопнем: хлоп (3 р).
Руками хлоп (2 р)
Тихо хлопнем: хлоп (3 р).

-Молодцы ребята, после такой разминки хорошо пойдет вся дальнейшая работа.

4. Введение в сюжет занятия.

5. Беседа по картинкам.

  • Вот какие важные эти звуки. Без них наша речь становится непонятной.

6. Упражнение со значками.
Ребята, королева нам прислала для этих звуков значки (каждому ребенку предлагаются две картинки с изображением колокольчиков, один из которых перечеркнут). Сейчас вы их получите. Первое задание злой феи будет связано с этими значками. Я буду называть слова. Если в слове звук [п], какой значок вы покажете?

А если звук [б]? Правильно, звук [п] — глухой, колокольчик не звенит, звук [б]-звонкий, колокольчик звенит. Итак, приготовились (воспитатель называет слова, дети показывают значки).

Молодцы, ребята, какие вы внимательные и сообразительные, справились с таким трудным заданием.

Мальчика слева зовут Павел, а мальчика справа — Боря. Мальчики перепутали свои вещи. Давайте поможем им разобраться. Названия вещей Павла содержат звук [п], а вещей Бори — звук [б]. Сейчас я вам раздам эти картинки, и вы будете по очереди выходить к доске, называть свои картинки и класть их в корзинку Бори или Павла.

Молодцы, и снова все выполнили задания злой феи.

  • Назовите эти картинки (бабочка, банан, баран, паук, банка)
  • Какая картинка лишняя?
  • Почему?
  • Давайте еще раз назовем картинки.
  • Молодцы, и с этим заданием вы справились.

10. Конструирование букв из элементов
Нам осталось последнее, самое сложное задание. Если вы правильно его выполните, чары злой феи рассеются и звуки [п] и [б] вернуться назад. Давайте мы попробуем выполнить это задание, но для этого нужно пальчики приготовить к работе.

Злая фея спрятала на карточках буквы П и Б. Вы должны найти все буквы П и Б на своей карточке и обвести. Но сначала, чтобы не ошибиться давайте вспомним из каких элементов состоят буквы П и Б. У каждого на парте лежат элементы букв. Элементы П — красные, элементы Б — зеленые. Сложите эти буквы у себя на парте, а я на доске. Молодцы.

11. Обведение букв.
Возьмите ручки зеленую и красную и обведите все буквы П — красным цветом, и все буквы Б — зеленым цветом. Будьте очень внимательными, не пропустите ни одной буквы.

А теперь, ребята, подойдите все сюда и давайте вместе посчитаем сколько получилось букв. Всего должно быть 5 букв П, и 6 букв Б.

Молодцы, ребята! Вы справились с самым сложным заданием злой феи. Вы были очень внимательными и сообразительными, старательными и поэтому выполнили все задания злой феи. И если она вздумает и наши звуки похитить, теперь нам не страшны ее чары.

Занятие закончено. Можете идти.

Краткая аннотация: Данную методическую разработку можно использовать в коррекционной работе с детьми подготовительного к школе возраста, имеющими диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Подобранные игровые задания способствуют устранению проблем с дифференциацией звуков по звонкости — глухости, формированию у детей правильного фонематического восприятия и предотвращают в дальнейшем появление дисграфии.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ФФНР

· Обучение слуховой дифференциации звуков П – Б

· Формирование навыка звуко-буквенного анализа и синтеза слов

· Формирование фонематических представлений

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Вовлечение детей в игровую ситуацию: Ёжик и Крош приглашают детей посетить урок в сказочной Школе Смешариков и выполнить их задания.

2. ЗАДАНИЯ на ДИФФЕРЕНЦИАЦИЮ ЗВУКОВ П – Б:

· ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СЛОГОВЫХ РЯДОВ:

Дети делятся на две команды: одной команде нужно вспомнить как можно больше слов со звуком П, другой команде – как можно больше слов со звуком Б.

Логопед называет слова со звуками П, Б. Если в слове есть звук П, дети должны хлопнуть в ладоши, если в слове есть звук Б, — дети должны топнуть.

Предлагаемые слова: память, бассейн, пассажир, паяльник, балет, баркас, пароль, пастух, бадминтон, паркет, парус, балка, базар, башмак, барометр, пахарь, пасека, панцирь, байдарка, парашют, палисадник, баклажан,

баллада, бахрома, парк, паук, парад, башня багаж, басня, бархат, партизан, парта, батарея, баржа, пантера.

Предлагаемые картинки: павлин, панама, пальто, паук, попугай, липа, плита, подкова, бант, батон, ботинки, альбом, автобус, баранки, буквы, бумага, бусы, соболь

Слова для диктанта: памятник, парусник, башмачок, пастушок, багажник, паутина, панцирь, баллада, баночка, батарея, байдарка, паркет, пароль, базар, парк, баркас.

На магнитной доске выложены слова, в которых пропущены буквы П или Б. Детям предлагается прочитать слова и вставить пропущенные буквы.

. АРУС . АКЛАЖАН . АРК . АУК

.УКВЫ . УМАГА . АВЛИН . АНАМА

. УСЫ . АЗАР ЛИ . А . АЛЕТ

Детям предлагается составить слова со звуками П – Б и схемы к ним.

Выход из игровой ситуации: Смешарики благодарят детей за помощь и приглашают детей приходить на другие уроки сказочной школы.

Читайте также: