Занятие физической культурой конспект обж

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Директор ГБОУ РХГИ

_________ Садыкова Г.Х.

ПЛАН – КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Основы безопасности жизнедеятельности + Биология

Дата: 22.09.2018г.

Тип урока: традиционный.

Предмет : Основы безопасности жизнедеятельности.

Вид урока: комбинированный.

Время: 1 учебный час ( 45 минут )

Место: Кабинет 2007 ОБЖ.

Материально-техническое обеспечение:

Ноутбук, переносной проектор, интерактивная доска.

Межпредметные связи: Основы безопасности жизнедеятельности + Биология.

Планируемые результаты:

- давать определения понятий;

- последовательность выполнения мероприятий;

Познавательные

- запоминания материала, познавательный интерес к предмету;

Регулятивные

- определить цель занятия;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания;

- делать выводы о качестве проделанной работы;

- осуществлять рефлексию своей работы;

личностные (личностные УУД):

- понимание значимости двигательной активности для здоровья человека ;

- понимание значимости физической культуры для здоровья человека.

- формирование познавательного интереса к изучению ОБЖ.

Провёл : Преподаватель – организатор ОБЖ Азнагулов Рузан Айсович

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Глава 11. Здоровый образ жизни и его составляющие.

Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Дать обучающимся понятие о значении двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Задачи урока:

Цель урока:

Дать обучающимся понятие о значении двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

Познакомить обучающихся с значением двигательной активности для здоровья человека

Познакомить обучающихся с значением физической культуры для здоровья человека

Развивающая задача :

Развить кругозор обучающихся, логическое мышление и творческие способности обучающихся путем решения проблемного вопроса.

Развитие умения обучающихся самостоятельно оценивать обстановку и принимать решение.

Воспитание у обучающихся мотивации к здоровому образу жизни.

I. Вступительная часть. (8 минут) * Организационный момент. 1 мин.

* Актуализация опорных знаний . — 2 мин. 30 сек.

* Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала. — 4 мин.

* Проблемный вопрос. — 30 сек.

II. Основная часть. (32 минут)

* Что такое двигательная активность? — 5 мин.

* Для чего необходима физическая культура? —5 мин.

* Знакомо ли вам слово гиподинамия ? — 5 мин.

* Активное движение – это здоровый образ жизни. — 10 мин.

* Закрепление материала. — 2 мин.

* Обобщение и систематизация изучаемого материала. — 4 мин.

III. Заключительная часть. (5 минут)

* Актуальность урока. — 4 мин.

* Домашнее задание, прощание — 1 мин.

I . Вступительная часть. (8 минут)

Строевые упражнения на месте.

Объявление темы урока. Учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач. Презентация. Слайд № 1 - 3

Класс строится в две шеренги,

доклад дежурного, приветствие.

Подготовка обучающихся к работе на занятии.

Актуализация опорных знаний

Презентация. Слайд № 4; 7

Начнем наш урок с простого, но мудрого умозаключения, к которому пришли еще

жизнь – это движение; без движения нет жизни.

Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом – выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). Главное помнить - ничего в жизни не даётся даром. И мускулистое, гармонично развитое тело, и лёгкая походка, и способность долго не утомляться в трудной работе – всё это достигается путём тренировок и требует постоянных усилий для своего поддержания.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

ЗОЖ и социальные факторы -50%.

Формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания.

Включение обучающихся в деловой ритм.

Контроль знаний обучающихся по усвоения ранее изученного материала

А сейчас давайте вспомним с вами, что мы проходили на прошлом уроке.

Презентация. Слайд № 8 - 9

1. Что такое утомление?

Утомление - это состояние организма, вызванное физической или умственной работой, при котором понижается его работоспособность. Ощущение усталости является одним из признаков утомления.

2. В чем заключается профилактика утомления?

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого обучающегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности .

Обучающиеся отвечают на заданные преподавателем вопросы.

Выяснение степени усвоения, задаваемого на дом материала, определение пробелов в знаниях и их коррекция.

Используется метод контроля фронтальный опрос.

Презентация. Слайд № 10

Почему космонавтам приходится выполнять в период полёта очень большой объем специальных физических упражнений?

Обучающиеся внимательно слушают преподавателя.

Организация внимания обучающихся.

Основная часть. (32 минут)

Презентация. Слайд № 3; 5 - 6

Цель, которая будет стоять перед нами — разобраться, каково значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека?

Я надеюсь, что ответ на этот вопрос вы найдете при изучении этой темы на уроке.

Обучающиеся записывают название темы занятия.

Преподаватель сообщает тему урока и нацеливает обучающихся на изучение нового материала.

Что такое двигательная активность?

Презентация. Слайд № 11

Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.

Работа любой клетки организма осуществляется за счет накопленной энергии. В развивающем организме клетка запасает энергии больше, чем тратить, и следующий акт ее работы будет большим по величине, чем предыдущий. В этом заключается так называемое энергетическое правило скелетных мышц. Поэтому одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц.

В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью. Движения стимулируют выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием – эндорфинов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм; они также сокращают избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Презентация. Слайд № 12

Проявление аффекта бывает:

- Физическим - телесное расстройство.
- Умственным - расстройства ментальной, интеллектуальной деятельности. Нарушение памяти на текущие события.
- Эмоциональным - неадекватная эмоциональная реакция.
- Поведенческим – неконтролируемая ситуация (драка, или другие противоправные деяния).

Таким образом, с биологической точки зрения эмоции существуют как усиливающий механизм, позволяющий осуществлять и выдерживать значительно большие напряжения в чрезвычайных обстоятельствах по сравнению с повседневными нагрузками нервной и мышечной систем. Вместе с тем эмоции при полном исключении мышечной деятельности способны также вызвать резкие энергетические и вегетативные изменения в организме. Достаточно вспомнить состояние любого болельщика наблюдающего за футбольным или хоккейным матчем.

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради определение двигательной активности.

Преподаватель обращает внимание на значение двигательной активности.

Для чего необходима физическая культура?

Презентация. Слайд № 13

Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных

препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.

Физическая культура оказывает важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой — лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.

Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.

В школах два урока физической культуры в неделю лишь частично могут компенсировать потребность организма в физической нагрузке. Основная цель уроков физической культуры научить правильным экономным движениям при ходьбе, беге, прыжках, катании на лыжах, коньках, при работе на спортивных снарядах

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради необходимость физической культуры.

Преподаватель обращает внимание на необходимость физической культуры.

Физкульт -минутка : «Зайчики, Колечки,

Презентация. Слайд № 14 - 16

Зайчики - показываем два пальчика;

Колечки – большим и указательным пальцем делаем колечко;

Пилот – правую руку прикладываем в лоб.

Обучающиеся внимательно слушают и выполняют движение преподавателя.

Выполнение игровых упражнений для расслабления мышц спины, пальцев и эмоциальной разгрузки.

Знакомо ли вам слово гиподинамия ?

Презентация. Слайд № 17

Этот термин встречается и в научной литературе, и в газетах, а происходит от греческих слов hypo – вниз и dinamo – сила, т.е, пониженная, недостаточная физическая нагрузка, малоподвижность, характерная особенность образа жизни лентяев или очень больных людей. А болеют чаще те, кто занят работой, не требующей физических усилий.

В результате малоподвижного образа жизни ослабляется деятельность сердца, возникают сердечно-сосудистые заболевания; нарушается обмен веществ, а в итоге – избыточный вес, ожирение, что становится ответным ударом по сердцу; преждевременно дряхлеет, дегенерирует мышечная ткань — это уже дистрофия; излишне возбуждается и изнашивается центральная нервная система. А все это в целом приводит к снижению защитных свойств организма, иммунитета, устойчивости к

инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность и человек преждевременно стареет. Развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, сахарный диабет. Как по Вашему, кто страдает от болезней больше, мужчины или женщины?

Если затраты энергии на 1 кг массы тела (пропорциональны величине физической нагрузки) при вождении самолета принять за 100 %,

то при мытье посуды они составляют - 131 %,

при стирке мелких вещей — 224 %,

при глажении — 237 %.

Подсчитано, что работа санитарки в больнице сопровождается не меньшей затратой энергии, чем работа токаря или сварщика.

Презентация. Слайд № 18

Практические советы.

1. Движения должны доставлять удовольствие.

2. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность, занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой.

З. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время.

5. Заставляйте себя ходить пешком.

6. Подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница.

С раннего возраста нужно начинать день с утренней зарядки. Это нужно для того, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию. Но это не спортивная тренировка, где требуется работа с максимальными нагрузками.

Обучающиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос.

Обучающиеся записывают в тетради необходимость практических советов.

Преподаватель обращает внимание на значение термина гиподинамия.

– это здоровый образ жизни.

Презентация. Слайд № 19 - 24

Итак, тело человека создано для движения .

Движение – необходимое условие развития вашего молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с настроением, с эмоциональным состоянием человека. Оно снимает напряжение, положительно влияет на нервную систему.

Обучающиеся рассказывают о походах, экскурсиях и о пользе на здоровье, впечатлениях о родной природы

Преподаватель обращает внимание на значение родной природы и любовь к Родине.

Справочный раздаточный материал

Презентация. Слайд № 25 – 26

Ребята, сейчас вы будете работать с раздаточным материалом и наглядным пособием.

1) На современном этапе развития цивилизации какие нагрузки и активность отрицательно влияют на здоровье?

2) Какие занятия необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни?

3) Что должен каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья и в каком размере выполнять необходимый объём работ?

самостоятельно работают со справочным раздаточным материалом и наглядным пособием.

Применяется объяснительно-иллюстрированный метод, используются справочный раздаточный материал и наглядное пособие для эффективного восприятия нового материала.

Обобщение и систематизация изучаемого материала

Я предлагаю вам обратиться к записям в своих тетрадях с целью изучения материала.

Ребята, ответьте на вопросы теста.

Предлагает рассказать, что нового обучающиеся узнали на уроке.

1) На современном этапе развития цивилизации эмоционально- психические нагрузки и резко пониженная физическая активность отрицательно влияют на здоровье.

психические нагрузки и резко пониженная физическая активность

отрицательно влияют на здоровье.

2) Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к полноценной взрослой жизни.

3) Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе трудовой деятельности выполнять необходимый объём работ.

работают со своими тетрадями и отвечают на вопросы теста.

Слушают вопросы, отвечают, делают выводы по изученному материалу.

Самостоятельная работа с тетрадями.

Используется метод контроля

(письменная проверка знаний

III. Заключительная часть. (5 минут)

Я надеюсь, что вы уже сможете ответить на этот вопрос.

1. Какова цель нашего занятия?

2. Достигли ли мы ее?

3. Я помогал однокласснику – он помогал мне

(чего было больше? почему?)

4. Что нового вы сегодня узнали?

5. Вам понравилось занятие?

Преподаватель помогает обучающимся провести рефлексию. Знакомит с оценками за работу на уроке.

высказывает свое мнение по данному вопросу.

отвечают на поставленные преподавателем вопросы, слушают, анализируют, делают выводы, оценивают себя.

Решение проблемного вопроса.

Домашнее задание. Прощание.

Презентация. Слайд № 27

Составьте индивидуальный план занятий физической культурой и спортом на неделю с учётом учебной нагрузки

спортом на неделю и месяц с учётом учебной нагрузки, домашних дел и др

и домашних дел. Благодарит учеников за урок.

записывают домашнее задание.

Инструкция по выполнению домашнего задания.

Список литературы.

3. Интернет ресурсы;

4. Авторская презентация,

5. Фотографии для презентации взято из архива .

Цель: создать условия для двигательной активности детей, закрепления у них знаний о правилах безопасности в различных ситуациях.

- продолжать совершенствовать умения и навыки правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;

- упражнять детей в ходьбе и беге в колонне по одному;

- упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед, с мешочком зажатым между ног;

- упражнять в ползании по гимнастической скамейке;

- упражнять в ходьбе по канату приставным шагом;

- закреплять знания детей о правилах безопасного поведения в различных ситуациях, об опасных предметах.

Развивающие :

- развивать ловкость при прыжках из обруча в обруч;

- развивать устойчивое равновесие при ходьбе по канату;

- развивать умение ориентироваться в пространстве.

- воспитывать желание помогать окружающим, если они в беде.

Рассматривание иллюстраций по безопасности

Загадывание загадок о сказках

Оборудование и материалы: письмо, массажная дорожка, Картинки сказок Красная Шапочка, Кошкин дом, Спящая красавица, массажная дорожка, гимнастическая скамейка, канат, плоские обручи, несколько мячей (диаметр 10-12 см, картинки с опасными предметами по количеству детей, ящик для инструментов, аптечка, шкатулка.

Ход НОД:

- Дети, сегодня у нас будет необычный день. Я получила письмо от Феи Сказок. Как вы думаете, что она написала? (ответы) Давайте прочитаем:

Воспитатель: Вы хотите помочь сказочным героям? (ответы)

Воспитатель: А что такое правила безопасности? (правила, как правильно вести себя в опасных ситуациях)

Воспитатель: Где нужно соблюдать правила безопасности? (на дороге, дома, на воде, на природе, при пожаре, с электроприборами и т. д.)

(Дети поочередно загибают пальчики, на последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть Рукавичка,

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Сейчас отправимся мы в путь

Там сказки разные живут.

Нам сказки лучшие друзья.

Бросать друзей в беде нельзя.

Воспитатель: Группа равняйсь, смирно! Направо (раз, два) В обход по залу шагом марш.

Содержание Речитатив Дозировка Методические указания

Ходьба по массажной дорожке.

Ходьба на носочках.

Солнечным весенним днем

В гости к сказкам мы идем.

Время даром не теряем

Ноги выше поднимаем.

Вот с тропинки мы сошли

И по камешкам прошли.

Ой, ребята, посмотри, лабиринты впереди, входим в лабиринты мы.

Дорога коротка, узка

Идем ступая мы с носка.

На носочках мы идём

И ничуть не устаём.

По дорожке побежим,

В гости к сказкам поспешим.

Мы бежали, мы бежали

И нисколько не устали.

Следить за дыханием.

Следить, чтобы шли не широкими шагами

Следить за правильным выполнением

Следить за осанкой.

Бежать легко на носках.

Следить за дыханием.

Перестроение в 3 колонны

Воспитатель: Дети, посмотрите, в какую сказку мы попали? (Красная Шапочка)

- Что случилось с героями этой сказки? (Волк съел бабушку и Красную Шапочку)

- Эта трагедия не произошла бы, если бы Красная Шапочка и бабушка знали о правилах безопасного поведения с незнакомцами. Давайте расскажем им о них.

Общеразвивающие упражнения (без предметов)

Содержание Речитатив Дозировка Методические указания

1. И. п. : ноги слегка расставлены, руки на поясе, повороты головы в стороны.

2. И. п. : ноги на ш. п, руки вдоль туловища, 1-руки вперед, 2-вверх, 3-в сторону, 4-и. п.

3. И. п. : ноги на ш. п., руки на поясе, 1-поворот вправо, ладонь приставить ко лбу, 2-верн. в и. п., то же влево.

4. И. п. : ноги на ш. п., руки вдоль туловища. 1- руки в стороны; 2- наклониться вправо, правую руку опустить вниз, левую поднять вверх; 3-выпрямиться, руки в стороны; 4 – и. п., то же влево.

5. И. п. : ноги на ш. с., руки в сторону, 1-присесть, руки за голову, 2-верн. в и. п.

6. И. п. : лёжа на спине, руки прямые за головой. 1- 2- поднять правую прямую ногу вперёд-вверх, хлопнуть в ладоши под коленом правой (левой) ноги; 3 - 4 – и. п.

7. И. п. : ноги вместе, руки вдоль туловища; 1-прыжком ноги врозь, с хлопком в ладоши над головой, 2-верн. в и. п.

Ходьба в колонне по одному Каждый грамотный ребёнок

Должен твёрдо знать с пелёнок

Если вас зовут купаться,

В телевизоре сниматься,

Обещают дать конфет

Твёрдо говорите – Нет!

От конфет, игрушек, жвачки

Ты сейчас же откажись.

Не нужны тебе подачки.

Дальше от чужих держись!

Если в дверь звонит звонок,

Посмотри сперва в глазок,

Кто пришел к тебе, узнай,

Сразу дверь не открывай!

Не открывай чужому дверь,

Любым словам его не верь.

Незнакомым людям Доверять не надо.

В лифт с незнакомцами

Незнакомцам секреты не открывай.

Помни об этом, не забывай.

Могут обидеть тебя, напугать.

Можешь серьезно, мой друг, пострадать.

4-5 раз в каждую сторону

4-5 раз в каждую сторону

4-5 раз в каждую сторону

Спина прямая, ноги от пола не отрывать.

Спина прямая, руки в локтях не сгибать.

Следить за правильным выполнением.

Ноги от пола не отрывать,

Построение в шеренгу

Воспитатель: Пожар – одно из самых злейших бедствий. Дети, скажите, от чего возникают пожары? (от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит и т. д.).

Воспитатель: Любое возгорание, которое не удаётся потушить в несколько минут, требует вмешательства пожарных, они должны действовать быстро и слаженно. Предлагаю вам стать пожарными и проверить, сможете ли вы быстро, пройдя все испытания, прибыть на пожар.

Построение в шеренгу.

Основные виды движений.

1. Ползание по гимнастической скамейке, упор на ладони и колени.

2. Прыжки из обруча в обруч, положенные в шахматном порядке.

3. Ходьба по канату боком приставным шагом.

4. Прыжки c продвижением вперед с мешочком, зажатым между ног.

Упражнения выполняются поточным методом.

Воспитатель: Молодцы! Вы с честью справились со всеми испытаниями! Пора нам отправляться дальше.

Ходьба в колонне по одному друг за другом.

Воспитатель: А вот ещё одна героиня сказки.

Веретеном уколола пальчик нежный

И уснула безмятежно. (Спящая красавица)

- Какие еще опасные предметы, которыми можно навредить себе, вы знаете? (пила, топор, молоток, нож, иголки, кнопки, таблетки, шприц, градусник и др.)

Воспитатель: Назовите правила безопасного пользования опасными предметами:

- не трогать лекарства без разрешения взрослых, они могут стать ядом.

- острыми, колющими и режущими предметами надо пользоваться осторожно, только в присутствии взрослых

- все опасные предметы должны храниться на своих местах.

Построение в шеренгу.

Дети разбирают себе картинки. Под музыку бегают по залу, по окончании музыки вкруг встают к тому предмету, в котором должны храниться принадлежности.

Игра повторяется 2-3 раза.

Инструменты (в ящик)

Таблетки (в аптечку)

Иголки, нитки (в шкатулку)

Воспитатель: Молодцы! Вот теперь сказочные герои в безопасности – теперь они знают, как поступать! А нам пора в детский сад.

Ходьба в колонне по одному.

Спокойная ходьба. Построение в шеренгу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с учетом требований ФГОС для показа на заседании методического объединения преподавателей ОБЖ Сальского района Ростовской области в марте 2017 года.

Урок проводился с учащимися 8 класса школы № 5 г. Сальска.

Технологическая карта открытого урока

Деятельностная:

формирование умения использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержательная:

закрепление полученных знания, способов действия и корректировка их при необходимости.

Планируемые результаты:

научиться систематизировать основные составляющие здорового образа жизни, применять полученные теоретические знания на практике, анализировать явления и события

Метапредметные:

Личностные УУД: укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; культуры здорового и безопасного образа жизни человека, развитие умения выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, вырабатывать план действий в конкретной ситуации, анализировать явления и события.

Коммуникативные УУД: определять здоровый стиль жизни как приоритетное направление в общении сверстников. развитие способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение, формировать навыки сотрудничества с учителем и друг с другом, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения.

Познавательные УУД: формировать потребность в соблюдении норм здорового образа жизни как способа сохранения и укрепления личного здоровья; творческая деятельность учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура в развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности. Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций ор­ганизма коснулись в большей или меньшей степени всех систем че­ловека. Наиболее значительные изменения претерпели психика чело­века и процессы ее воздействия на регуляторы жизненных функций организма.

ТЕМА: ЗНАЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ

ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Цель урока: Сформировать у учащихся убеждение в возрастании роли двигательной активности и

физической культуры для укрепления и сохранения здоровья.

Время: 40 минут

Тип урока: комбинированный

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс, ПК, проектор

I. Вступительная часть

* Организационный момент

* Контроль знаний учащихся:

- Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепе­редач?

- Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.

- Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способству­ют появлению усталости?

- Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восста­навливают вашу учебную

работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

II. Основная часть

- объявление темы и цели занятия

- объяснение нового материала:

1. Значение физкультуры и закаливания для обес­печения полноценной жизни.

Физическая культура в развитии духовных и физических ка­честв всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной, плодотворной жизнедеятельности.

Общеизвестно, что в процессе эволюции изменения функций ор­ганизма коснулись в большей или меньшей степени всех систем че­ловека. Наиболее значительные изменения претерпели психика чело­века и процессы ее воздействия на регуляторы жизненных функций организма.

Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека по­стоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьша­лась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложи­лась в человеческом организме свыше миллиона лет назад. Челове­ческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает. Физи­ческие силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реали­зовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за нас механизмы. Мы как бы пребываем в си­туации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Поток информации постоянно растет, и увеличение эмоциональ­ных нагрузок неизбежно. Обязательные физические нагрузки постоян­но сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддер­жания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привыч­ку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это од­на из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для ее выработки — подростко­вый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем.

Итак, физическая культура может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духов­ного и физического здоровья.

На современном этапе развития цивилизации эмоционально-психические нагрузки и резко пониженная физическая активность от­рицательно влияют на здоровье.

Систематические занятия физической культурой необходимы для развития своих духовных и физических качеств и подготовки к пол­ноценной взрослой жизни.

Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное в процессе тру­довой деятельности выполнять необходимый объем работ.

Дополнительные материалы

Целесообразно взглянуть на главные проявления телесных реакций на стресс и тот вред, который может принести каждая из них, если допустить их слишком длительное существование. Здесь же для удоб­ства рассмотрения вопроса реакции тела на различные раздражители сгруппированы условно в четыре блока. Остановимся на трех из них подробнее.

Выброс в кровь адреналина или норадреналина из надпочечников. Эти гормоны действуют как мощные стимуляторы, ускоряющие реф­лексы, увеличивающие частоту сердцебиения, повышающие кровяное давление и уровень сахара в крови и усиливающие обмен веществ. В результате улучшаются кратковременные возможности и деятель­ность организма. Но если все это не переходит в действие и не реа­лизуется в двигательной активности, последствия могут привести к на­рушениям в деятельности сердечно-сосудистой системы и ряду других нарушений, связанных с работой почек.

Поступление в кровь гормонов щитовидной железы. Эти гормоны интенсифицируют обмен веществ, тем самым увеличивая скорость, с которой энергия может быть усвоена и превращена в психическую активность. Но, если допустить слишком длительное усиление обмена веществ, это приведет к истощению.

Поступление в кровь холестерина из печени. Эта реакция способствует дальнейшему повышению энергетического уровня, обеспечивая работу мышц. В то же время постоянно растущий уровень холестери­на и крови тесно связан с возрастанием риска артериосклероза.

Таким образом, увеличение эмоциональных нагрузок неиз­бежно (поток информации постоянно растет), обязательные физи­ческие нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходи­мом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных индивидуальной системы здорового образа жизни. Самое благоприятное время для ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных проблем.

Итак, физическая культура может решить проблему нару­шенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь укрепления духовного и физического здоровья.

Обобщая все сказанное, сделаем вывод о необходимости систематических занятий физической культурой для развития своих духовных и физических качеств и для подготовки к полно­ценной взрослой жизни.

Каждый человек для обеспечения хорошего уровня здоровья должен иметь тренированное, гибкое тело, способное обеспе­чить реальные замыслы по работе в процессе жизнедеятельно­сти. Для этого человек должен обладать определенными скоро­стными качествами, быть сильным, выносливым и гибким.

III. Закрепление материала;

- Каково значение физкультуры и закаливания для обес­печения полноценной жизни?

- Как можно наиболее рационально распределить физиче­ские нагрузки в течение учебной недели?

IV. Итог урока

Читайте также: