Загадки 1 класс школа россии конспект и презентация
Обновлено: 02.07.2024
Оборудование: презентация (см Приложение 1), кроссворд, карточки с загадками, картинки (шифровка к слову загадка), слоговые таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Постановка цели урока
Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.
Рисунок 1
- Какое слово у вас получилось?
- Любите ли вы отгадывать загадки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, узнаем какие бывают загадки, научимся составлять загадки.
III. Изучение нового материала
1. Разминка (Чтение по слоговым таблицам.)
2. Просмотр презентации по теме урока
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны.
Загадки в виде вопросов. Например:
Что стучит без рук? (Дождь)
У кого усы длиннее ног? (У таракана)
Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)
Прозаические загадки, например:
Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)
Поэтические загадки, например:
Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)
2) С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд.
И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.
3. Чтение загадок в учебнике (с.42-43). Анализ и сравнение
- Прочтите первую пару загадок.
- О чём эти загадки?
- С какими предметами сравнивается луна?
Ответ: с девицей, которая смотрится в зеркало; с тарелкой.
- На какие признаки луны указывают эти предметы?
- Какое сравнение вам нравится больше?
- Прочитайте вторую пару загадок.
- О чём эти загадки?
- Как вы узнали, как догадались?
- Какие действия предмета описываются в загадках?
- С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
- Прочтите третью пару загадок.
Ответ: о крапиве.
- Как вы догадались?
- Какие действия предмета описываются в этих загадках?
- Прочтите четвёртую пару загадок.
-О ком эти загадки?
- О каких особенностях ёжика говорится?
- Сравните эти загадки.
- В какой загадке слова рифмуются?
- Прочтите последние три загадки.
- В каких загадках описываются признаки котёнка?
- В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
Прочтите загадки, которые построены в виде вопросов.
- Отвечайте быстро, кто это или что это:
Вкусный, алый, сочный – арбуз
Жёлтые, красные, осенние – листья
Холодный, белый, пушистый – снег
Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь
Прилежный, послушный, старательный – ученик
Аккуратная, послушная, весёлая – девочка
Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка
Новый, кирпичный, четырёхэтажный – дом
Красное, спелое, сочное - яблоко
Маленькая, пугливая, серенькая – мышка
Белоствольная, высокая, стройная – берёза
Овальный, жёлтый, кислый - лимон
IV. Физкультминутка
V. Закрепление изученного материала
- Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?
( Учитель выкладывает на доске цветок из вопросов, по которым составляется загадка. Смотри рисунок 1.)
- Попробуем вместе сочинить загадку о сороке.
(Учитель демонстрирует изображение сороки.)
Рисунок 2
- Рассмотрите изображение сороки.
- Какое действие она выполняет
- Каковы особенности строения туловища ?(Длинный хвост.)
- Каковы особенности её окраски? (Белые бока).
(Учитель читает то, что получилось.)
По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её …(сорока)
VI. Итог урока
- С какими произведениями мы сегодня познакомились?
- Прочтите загадки и тогда вы отгадаете ключевое слово кроссворда.
(Учащиеся читают загадки на карточках и заполняют кроссворд.)
Рисунок 3
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
ЗАГАДКИ,ПЕСЕНКИ Выполнила: учитель начальных классов Михалева Т.Н
1.Назови действующих лиц сказки 2. Как начинается сказка? 3. Кто за кем появляется в сказке? 4. Пустили зверя медведя в рукавичку? 5. Кто испугал зверей?
– Прочтите на одном выдохе слоги: ста-сто-сты-сту-стё сна-сно-сны-сну-снё ска-ско-скы-ску-скё
Сорок сорок Для своих сорочат Сорок сорочек, Не ссорясь, строчат. Сорок строчек Прострочены в срок – Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились Сорок сорок!
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.
По лесу летает, Всегда всё знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут её … СОРОКА
Выбранный для просмотра документ Урок 10.docx
Урок 10. Загадки. песенки
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Тип урока: комбинированный.
Планируемые результаты образования:
Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.
Личностные: познавательный интерес к изучению произведений устного народного творчества; умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;
Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.
Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.
Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.
Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.
Сценарий урока
I. Актуализация знаний.
Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, пересказывая содержание сказки, отвечая на вопросы, уметь аргументировать свою позицию.
– Кто автор этой сказки?
II. Постановка цели урока.
Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, понимать и интерпретировать знаки, символы, рисунки.
Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.(слайд3)
Отве т: загадка.
Отве т: песенка.
– Какие слова у вас получились?
– Любите ли вы отгадывать загадки?
– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?
Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.
III . Изучение нового материала.
1. Отработка навыка чтени я.
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, выполнять учебное действие в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.
– Прочтите на одном выдохе слоги Слайд ;)
ста-сто-сты-сту-стё
сна-сно-сны-сну-снё
ска-ско-скы-ску-скё
– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак Слайд 5)
Для своих сорочат
Не ссорясь, строчат.
Прострочены в срок –
2. Чтение загадок. Анализ и сравнени е.
Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ структуры загадки, самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.
Регулятивные УУД: уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников и правильно его оценивать.
– Прочтите первую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– С какими предметами сравнивается луна?
– На какие признаки луны указывают эти предметы?
– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
– Прочтите вторую пару загадок.
– О чём эти загадки?
– Как вы узнали, как догадались?
– Какие действия предмета описываются в загадках?
– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?
– Что же такое загадка?
Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.(слайд 7)
У тебя есть, Что стучит без рук?
У меня есть, (Дождь.)
– Прочтите третью пару загадок.
– Как вы догадались?
– Какие действия предмета описываются в этих загадках?
– Прочтите четвёртую пару загадок.
– О ком эти загадки?
– О каких особенностях ёжика говорится?
– Сравните эти загадки.
– В какой загадке слова рифмуются?
– Прочтите последние три загадки.
– В каких загадках описываются признаки котёнка?
– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро.
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
• Звонкий, быстрый, веселый –
• Вкусный, алый, сочный –
• Жёлтые, красные, осенние –
• Холодный, белый, пушистый –
• Бурый, косолапый, неуклюжий –
• Жёлтые, красные, зелёные –
• Старательный, послушный, вежливый –
• Зеленый, продолговатый, сочный –
• Аккуратная, послушная, веселая –
• Ветвистая, зелёная, колючая –
• Новая, интересная, библиотечная –
• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –
• Красное, спелое, сладкое –
• Чистое, голубое, горное –
• Белый, пушистый, лесной –
• Пугливая, беленькая, маленькая –
• Белоствольная, высокая, стройная –
• Белое, пушистое, легкое –
4. Сочинение загадок .
Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.
– Как устроена загадка?
Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.
Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.
– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.
– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)
Запись загадки о сороке на доске (слайд 8)
Всегда всё знает,
А зовут её … (сорока).
Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.
Физкультминутка
IV. Закрепление изученного.
1. Чтение народных песено к.
Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснений значение слов и выражений в словаре и сносках к тексту.
– Как в песенке названа весна? Почему?
– Как еще можно было назвать весну?
– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил – отворил
при-гла-шай – приглашай
– Объясните значение выражений:
Отворяй-ка ворота – открывай ворота.
Солнце в терем приглашай – открывай окна.
Белый снег сошел – снег растаял.
– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
– С какой интонацией надо читать эту песенку?
– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
– Прочтите зашифрованные слова:(слайд9)
– Как их назвать одним словом?
– Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.
Снопок – связка стеблей с колосьями.
– Сравните эту песенку с предыдущей.
– Чем они похожи и чем отличаются?
– Какая из двух песенок похожа на закличку?
V. Итог урока. Рефлексия.
Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.
Прочтите первую пару загадок.
О чём эти загадки?
С какими предметами сравнивается луна?
На какие признаки луны указывают эти предметы?
Какое сравнение вам нравится больше? Почему?
Прочтите вторую пару загадок.
О чём эти загадки?
Как вы узнали, как догадались?
Какие действия предмета описываются в загадках?
С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке? Что же такое загадка?
Загадка - это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.
Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки
построены в виде вопросов.
Прочтите третью пару загадок .
Как вы догадались?
Какие действия предмета описываются в этих загадках?
Прочтите четвёртую пару загадок.
О ком эти загадки?
О каких особенностях ёжика говорится?
Сравните эти загадки.
В какой загадке слова рифмуются?
Прочтите последние три загадки.
В каких загадках описываются признаки котёнка?
В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?
Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.
Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро. Отвечайте быстро кто это или что это.
Звонкий, быстрый, весёлый - .
Вкусный, алый, сочный - .
Жёлтые, красные, осенние - .
Холодный, белый, пушистый - .
Старый, кирпичный, четырёхэтажный - .
Красное, спелое , сладкое - .
Чистое, голубое, горное - .
Белый, пушистый, лесной - .
Пугливая, беленькая, маленькая - .
Белоствольная, высокая, стройная - .
Бурый, косолапый, неуклюжий - .
Жёлтые, красные, зелёные - .
Старательный, послушный, вежливый - .
Зелёный, продолговатый, сочный - .
Аккуратная, послушная, весёлая - .
Ветвистая, зелёная, колючая - .
Новая, интересная, библиотечная - .
Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти.
Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.
В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?
Отгадай загадки.
Рогатый, а не бодается.
Это что за потолок?
То он низок, то высок,
То он сер, то беловат,
То чуть-чуть голубоват,
А порой такой красивый Кружевной и синий-синий.
Как в песенке названа весна? Почему?
Как еще можно было назвать весну?
Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:
от-во-рил отворил
при-гла-шай приглашай
Отворяй-ка ворота - открывай ворота.
Солнце в терем приглашай - открывай окна.
Белый снег сошел - снег растаял.
Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?
С какой интонацией надо читать эту песенку?
Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.
Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам.
Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.
Объясните значения слов и выражений:
Принеси ржаной колосок - просьба дать богатый урожай.
Снопок - связка стеблей с колосьями.
Сравните эту песенку с предыдущей.
Чем они похожи и чем отличаются?
Какая из двух песенок похожа на закличку?
Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!
Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.
Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технологического приёма "Инфографика". Работа ведётся по управляющим кнопкам, для перехода на следующий слайд, нужно кликать на горизонтальные плашки-разделы.
Народные загадки способствуют развитию внимания, памяти и сообразительности.
Читайте также: