Загадки 1 класс школа россии конспект и презентация

Обновлено: 02.07.2024

Оборудование: презентация (см Приложение 1), кроссворд, карточки с загадками, картинки (шифровка к слову загадка), слоговые таблицы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока

Прочтите слово по первым буквам названий изображённых предметов.



Рисунок 1

- Какое слово у вас получилось?

- Любите ли вы отгадывать загадки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками, узнаем какие бывают загадки, научимся составлять загадки.

III. Изучение нового материала

1. Разминка (Чтение по слоговым таблицам.)

2. Просмотр презентации по теме урока

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны.

Загадки в виде вопросов. Например:

Что стучит без рук? (Дождь)
У кого усы длиннее ног? (У таракана)
Кто на себе свой дом возит? (Улитка)
Что вверх корнем растёт? (Сосулька)

Прозаические загадки, например:

Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок)
Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Поэтические загадки, например:

Днём молчит,
Ночью кричит. (Филин)

На дворе горой,
А в избе водой. (Лёд)

2) С помощью загадки испытывали мудрость, находчивость человека. Для этого загадки включали в различные обряды: посвящения юношей в воины, в свадебный обряд.

И в наше время загадка используется как увлекательное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

3. Чтение загадок в учебнике (с.42-43). Анализ и сравнение

- Прочтите первую пару загадок.

- О чём эти загадки?

- С какими предметами сравнивается луна?

Ответ: с девицей, которая смотрится в зеркало; с тарелкой.

- На какие признаки луны указывают эти предметы?

- Какое сравнение вам нравится больше?

- Прочитайте вторую пару загадок.

- О чём эти загадки?

- Как вы узнали, как догадались?

- Какие действия предмета описываются в загадках?

- С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?

- Прочтите третью пару загадок.

Ответ: о крапиве.

- Как вы догадались?

- Какие действия предмета описываются в этих загадках?

- Прочтите четвёртую пару загадок.

-О ком эти загадки?

- О каких особенностях ёжика говорится?

- Сравните эти загадки.

- В какой загадке слова рифмуются?

- Прочтите последние три загадки.

- В каких загадках описываются признаки котёнка?

- В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

Прочтите загадки, которые построены в виде вопросов.

- Отвечайте быстро, кто это или что это:

Вкусный, алый, сочный – арбуз

Жёлтые, красные, осенние – листья

Холодный, белый, пушистый – снег

Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь

Прилежный, послушный, старательный – ученик

Аккуратная, послушная, весёлая – девочка

Ветвистая, зелёная, колючая – ёлка

Новый, кирпичный, четырёхэтажный – дом

Красное, спелое, сочное - яблоко

Маленькая, пугливая, серенькая – мышка

Белоствольная, высокая, стройная – берёза

Овальный, жёлтый, кислый - лимон

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного материала

- Как устроена загадка?

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки. Важно подумать над вопросами : кто? какой ? на что похож? что делает?

( Учитель выкладывает на доске цветок из вопросов, по которым составляется загадка. Смотри рисунок 1.)

- Попробуем вместе сочинить загадку о сороке.

(Учитель демонстрирует изображение сороки.)



Рисунок 2

- Рассмотрите изображение сороки.

- Какое действие она выполняет

- Каковы особенности строения туловища ?(Длинный хвост.)

- Каковы особенности её окраски? (Белые бока).

(Учитель читает то, что получилось.)

По лесу летает,
Всегда всё знает,
Длиннохвоста, белобока,
А зовут её …(сорока)

VI. Итог урока

- С какими произведениями мы сегодня познакомились?

- Прочтите загадки и тогда вы отгадаете ключевое слово кроссворда.

(Учащиеся читают загадки на карточках и заполняют кроссворд.)



Рисунок 3

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация1.pptx

ЗАГАДКИ,ПЕСЕНКИ Выполнила: учитель начальных классов Михалева Т.Н

Описание презентации по отдельным слайдам:

ЗАГАДКИ,ПЕСЕНКИ Выполнила: учитель начальных классов Михалева Т.Н

ЗАГАДКИ,ПЕСЕНКИ Выполнила: учитель начальных классов Михалева Т.Н

1.Назови действующих лиц сказки 2. Как начинается сказка? 3. Кто за кем появл.

1.Назови действующих лиц сказки 2. Как начинается сказка? 3. Кто за кем появляется в сказке? 4. Пустили зверя медведя в рукавичку? 5. Кто испугал зверей?

загадка Песенка

– Прочтите на одном выдохе слоги: ста-сто-сты-сту-стё сна-сно-сны-сну-снё ска.

– Прочтите на одном выдохе слоги: ста-сто-сты-сту-стё сна-сно-сны-сну-снё ска-ско-скы-ску-скё

Сорок сорок Для своих сорочат Сорок сорочек, Не ссорясь, строчат. Сорок строч.

Сорок сорок Для своих сорочат Сорок сорочек, Не ссорясь, строчат. Сорок строчек Прострочены в срок – Сразу поссорились, Сразу поссорились, Сразу поссорились Сорок сорок!


Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведен.

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.

По лесу летает, Всегда всё знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут её … СОРОКА

По лесу летает, Всегда всё знает, Длиннохвоста, белобока, А зовут её … СОРОКА



МОЛОДЦЫ.

Выбранный для просмотра документ Урок 10.docx

Урок 10. Загадки. песенки

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования умения находить сходство и различие между произведениями разных жанров литературы; воспитывать интерес к устному народному творчеству.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты образования:

Предметные: умение слушать и читать произведения устного народного творчества, сочинять загадки или потешки и придумывать к ним иллюстрации, определять жанр и тему произведения.

Личностные: познавательный интерес к изучению произведений устного народного творчества; умение оценивать свои эмоциональные реакции на произведения фольклора.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: умение осознанно и произвольно выстраивать речевое высказывание в устной форме; умение отгадывать загадки;

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результат своих действий.

Коммуникативные: умение высказывать свою точку зрения.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: карточки с загадками; кроссворд; изображения сороки, зайца.

Сценарий урока

I. Актуализация знаний.

Коммуникативные УУД: сотрудничать с одноклассниками, пересказывая содержание сказки, отвечая на вопросы, уметь аргументировать свою позицию.

– Кто автор этой сказки?

II. Постановка цели урока.

Познавательные УУД: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов, понимать и интерпретировать знаки, символы, рисунки.

Прочтите слова по первым буквам названий изображённых предметов.(слайд3)

Отве т: загадка.

Отве т: песенка.

– Какие слова у вас получились?

– Любите ли вы отгадывать загадки?

– Любите ли вы читать и слушать народные песенки?

Сегодня на уроке мы познакомимся с загадками и песенками.

III . Изучение нового материала.

1. Отработка навыка чтени я.

Регулятивные: уметь различать способ и результат действия, выполнять учебное действие в устной форме в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации.

– Прочтите на одном выдохе слоги Слайд ;)

ста-сто-сты-сту-стё

сна-сно-сны-сну-снё

ска-ско-скы-ску-скё

– Прочтите четко и быстро шуточное стихотворение Ю. Н. Кушак Слайд 5)

Для своих сорочат

Не ссорясь, строчат.

Прострочены в срок –

2. Чтение загадок. Анализ и сравнени е.

Познавательные УУД: уметь осуществлять анализ структуры загадки, самостоятельно находить значение слова в толковом словаре учебника.

Регулятивные УУД: уметь сравнивать свой ответ с ответами одноклассников и правильно его оценивать.

– Прочтите первую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– С какими предметами сравнивается луна?

– На какие признаки луны указывают эти предметы?

– Какое сравнение вам нравится больше? Почему?

– Прочтите вторую пару загадок.

– О чём эти загадки?

– Как вы узнали, как догадались?

– Какие действия предмета описываются в загадках?

– С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке?

– Что же такое загадка?

Загадка – это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки – излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.(слайд 7)

У тебя есть, Что стучит без рук?

У меня есть, (Дождь.)

– Прочтите третью пару загадок.

– Как вы догадались?

– Какие действия предмета описываются в этих загадках?

– Прочтите четвёртую пару загадок.

– О ком эти загадки?

– О каких особенностях ёжика говорится?

– Сравните эти загадки.

– В какой загадке слова рифмуются?

– Прочтите последние три загадки.

– В каких загадках описываются признаки котёнка?

– В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

– Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро.

– Отвечайте быстро, кто это или что это:

• Звонкий, быстрый, веселый –

• Вкусный, алый, сочный –

• Жёлтые, красные, осенние –

• Холодный, белый, пушистый –

• Бурый, косолапый, неуклюжий –

• Жёлтые, красные, зелёные –

• Старательный, послушный, вежливый –

• Зеленый, продолговатый, сочный –

• Аккуратная, послушная, веселая –

• Ветвистая, зелёная, колючая –

• Новая, интересная, библиотечная –

• Старый, кирпичный, четырёхэтажный –

• Красное, спелое, сладкое –

• Чистое, голубое, горное –

• Белый, пушистый, лесной –

• Пугливая, беленькая, маленькая –

• Белоствольная, высокая, стройная –

• Белое, пушистое, легкое –

4. Сочинение загадок .

Познавательные УУД: уметь анализировать содержание и структуру произведения и выделять существенные признаки.

– Как устроена загадка?

Загадка – замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо определить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?.

Учитель демонстрирует изображения зайца и сороки.

– Попробуем вместе сочинить загадки о сороке и зайце.

– Рассмотрите изображение сороки. Каковы особенности её окраски? (Белые бока, длинный хвост.)

Запись загадки о сороке на доске (слайд 8)

Всегда всё знает,

А зовут её … (сорока).

Аналогично учащиеся отмечают отличительные признаки зайца и составляют загадку.

Физкультминутка

IV. Закрепление изученного.

1. Чтение народных песено к.

Регулятивные УУД: уметь выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой учителя и ориентиром на правильность их выполнения, самостоятельно оценивать правильность выполненных действий, вносить необходимые коррективы.

Познавательные УУД: уметь самостоятельно находить объяснений значение слов и выражений в словаре и сносках к тексту.

– Как в песенке названа весна? Почему?

– Как еще можно было назвать весну?

– Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил – отворил

при-гла-шай – приглашай

– Объясните значение выражений:

Отворяй-ка ворота – открывай ворота.

Солнце в терем приглашай – открывай окна.

Белый снег сошел – снег растаял.

– Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

– С какой интонацией надо читать эту песенку?

– Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

– Прочтите зашифрованные слова:(слайд9)

hello_html_24977e.jpg

– Как их назвать одним словом?

– Объясните значения слов и выражений:

Принеси ржаной колосок – просьба дать богатый урожай.

Снопок – связка стеблей с колосьями.

– Сравните эту песенку с предыдущей.

– Чем они похожи и чем отличаются?

– Какая из двух песенок похожа на закличку?

V. Итог урока. Рефлексия.

Коммуникативные УУД: уметь сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, оценивать высказывания одноклассников, вырабатывая общую позицию.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Прочтите первую пару загадок. О чём эти загадки? С какими предметами сравнивается луна? На какие признаки луны указывают эти предметы? Какое сравнение вам нравится больше? Почему? Прочтите вторую пару загадок. О чём эти загадки? Как вы узнали, как догадались? Какие действия предмета описываются в загадках? С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке? Что же такое загадка?

Прочтите первую пару загадок.

О чём эти загадки?

С какими предметами сравнивается луна?

На какие признаки луны указывают эти предметы?

Какое сравнение вам нравится больше? Почему?

Прочтите вторую пару загадок.

О чём эти загадки?

Как вы узнали, как догадались?

Какие действия предмета описываются в загадках?

С чем сравнивается листва (крона) дерева во второй загадке? Что же такое загадка?

Загадка - это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде. Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки построены в виде вопросов.

Загадка - это прозаическое или поэтическое выражение или небольшое произведение, в котором признаки отгадываемого предмета даны в зашифрованном виде.

Загадки - излюбленный жанр устного народного творчества. Они точны, остроумны. Многие загадки

построены в виде вопросов.

Прочтите третью пару загадок . О чём они? Как вы догадались? Какие действия предмета описываются в этих загадках? Прочтите четвёртую пару загадок. О ком эти загадки? О каких особенностях ёжика говорится? Сравните эти загадки. В какой загадке слова рифмуются?

Прочтите третью пару загадок .

Как вы догадались?

Какие действия предмета описываются в этих загадках?

Прочтите четвёртую пару загадок.

О ком эти загадки?

О каких особенностях ёжика говорится?

Сравните эти загадки.

В какой загадке слова рифмуются?

Прочтите последние три загадки. О ком они? В каких загадках описываются признаки котёнка? В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета? Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

Прочтите последние три загадки.

В каких загадках описываются признаки котёнка?

В какой загадке говорится о действиях отгадываемого предмета?

Прочтите загадки, построенные в виде вопросов.

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро. Отвечайте быстро кто это или что это. Звонкий, быстрый, весёлый - . Вкусный, алый, сочный - . Жёлтые, красные, осенние - . Холодный, белый, пушистый - .

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять чётко и быстро. Отвечайте быстро кто это или что это.

Звонкий, быстрый, весёлый - .

Вкусный, алый, сочный - .

Жёлтые, красные, осенние - .

Холодный, белый, пушистый - .

Старый, кирпичный, четырёхэтажный - . Красное, спелое , сладкое - . Чистое, голубое, горное - . Белый, пушистый, лесной - . Пугливая, беленькая, маленькая - . Белоствольная, высокая, стройная - .

Старый, кирпичный, четырёхэтажный - .

Красное, спелое , сладкое - .

Чистое, голубое, горное - .

Белый, пушистый, лесной - .

Пугливая, беленькая, маленькая - .

Белоствольная, высокая, стройная - .

Бурый, косолапый, неуклюжий - . Жёлтые, красные, зелёные - . Старательный, послушный, вежливый - . Зелёный, продолговатый, сочный - . Аккуратная, послушная, весёлая - . Ветвистая, зелёная, колючая - . Новая, интересная, библиотечная - .

Бурый, косолапый, неуклюжий - .

Жёлтые, красные, зелёные - .

Старательный, послушный, вежливый - .

Зелёный, продолговатый, сочный - .

Аккуратная, послушная, весёлая - .

Ветвистая, зелёная, колючая - .

Новая, интересная, библиотечная - .

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти.

Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуть, разогнуться, Три - в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место ти.

Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека. В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо опреде­лить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Загадка - замысловатое описание предмета, составленное для того, чтобы испытать сообразительность человека.

В загадке подчёркнуты главные признаки предмета. Чтобы сочинить загадку, надо опреде­лить эти признаки, подумать над вопросами: кто? какой? на что похож? что делает?

Отгадай загадки. Рогатый, а не бодается.

Отгадай загадки.

Рогатый, а не бодается.

Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват, А порой такой красивый Кружевной и синий-синий.

Это что за потолок?

То он низок, то высок,

То он сер, то беловат,

То чуть-чуть голубоват,

А порой такой красивый Кружевной и синий-синий.

Как в песенке названа весна? Почему?

Как еще можно было назвать весну?

Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, а потом целыми словами:

от-во-рил отворил

при-гла-шай приглашай

Отворяй-ка ворота - открывай ворота. Солнце в терем приглашай - открывай окна. Белый снег сошел - снег растаял.

Отворяй-ка ворота - открывай ворота.

Солнце в терем приглашай - открывай окна.

Белый снег сошел - снег растаял.

Какие признаки каждого весеннего месяца отмечены в песенке?

С какой интонацией надо читать эту песенку?

Прочтите песенку, передавая голосом радость прихода весны.

Рассмотрите иллюстрации на странице 44 к народным песенкам.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью. С радостью, радостью, С великою милостью: Уроди лен высокий, Рожь, овес хороший.

Объясните значения слов и выражений:

Принеси ржаной колосок - просьба дать богатый урожай.

Снопок - связка стеблей с колосьями.

Сравните эту песенку с предыдущей.

Чем они похожи и чем отличаются?

Какая из двух песенок похожа на закличку?



Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!

Весна! Весна красна! Тепло солнышко! Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! С льном высоким! С корнем глубоким! С хлебом богатым!

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.

Жаворонки-жавороночки! Перепелки-перепелочки! Прилетите к нам, принесите нам весну теплую, лето плодородное Весну с дождем, лето с травами. Весну с солнышком, лето с зернышком.

Данный ресурс выполнен в программе Microsoft Office PowerPoint 2010 с применением технологического приёма "Инфографика". Работа ведётся по управляющим кнопкам, для перехода на следующий слайд, нужно кликать на горизонтальные плашки-разделы.
Народные загадки способствуют развитию внимания, памяти и сообразительности.



Читайте также: