Зачетное занятие по русской лирике xx века 9 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Перед началом урока учащиеся распределяются на 4 условные группы.

I. Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы обратимся к серебряному веку русской поэзии. Запишите тему сегодняшнего урока в опорный конспект. Приложение 1

II. Актуализация новой темы.

Ребята, вспомните, имена каких поэтов вам уже знакомы?

Время, когда творил Пушкин (важный период в русской литературе), называлось золотым веком русской поэзии, но была в русской литературе и другая эпоха, когда на рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. (Слайды 2-14) И это время получило название серебряный век русской поэзии.

Понятие "серебряный век" появилось позже, а современники использовали термин - "модернизм". (От франц. модерн - новый, современный), термин точно передавал заложенную в литературе серебряного века идею создания новой литературы по отношению к литературе классической. (Слайды 15-16)

Модернисты были ослеплены "сумасшедшей мечтой быть в жизни только художниками", это были молодые, талантливые люди, посвятившие себя искусству. С каким жаром они спорили о том, какой должна быть новая поэзия. А происходили эти споры в актовом зале Политехнитеческого музея, в кабаре, в кафе. Вот и мы с вами побываем в "Кафе поэтов" и откроем для себя поэзию серебряного века, познакомимся с основными направлениями модернизма и их художественными особенностями. (Слайд 17)

Ребята, ваша задача дополнить недостающие фразы в опорных конспектах.

А) Символизм - литературно-художественное направление, считавшее целью искусства постижение мира через символы. Ключевым понятием является символ - многозначное иносказание. (Условное изображение чего-либо) (Слайд 18)

Пример символа: голубь, дерево, свет, дорога.

Символисты приучили публику глубже воспринимать поэзию, освежили поэтический язык, обогатив музыкальность стиха.

Поль Верлен, французский символист утверждал: "Музыка превыше всего", и символисты использовали звукопись для создания своих символов. (Слайд 19)

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно бесшумно шуршат камыши. (Какие звуки передают шуршание камыша?)

Много ярких имен дал символизм. Попробуйте отгадать одно из них. (Слайд 20)

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь - начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
1912 г.

  • Какие образы-символы вы увидели?
  • Какие ассоциации у вас возникли?
  • Какие звуки создают настроение стиха?

Б) Акмеизм от греч. Акме - цвет, цветущая сила, вершина чего-либо) - литературное направление, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Н.Гумилева, О.Мандельштама, А.Ахматову. Он был связан с символизмом, но противостоял его крайностям, акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя через значимый жест, движение, деталь.

Они воспевали прекрасную ясность, любовь и красоту. (Слайд 21)

Бесконечно любящая Пушкина, Ахматова провела свое детство и юность в Царском Селе, где все, казалось, было пропитано поэзией. (Слайд 22)

Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни.
Здесь лежала его треуголка
И растрепанный том Парни.
1911

  • Кому посвящено это стихотворение?
  • Какие детали свидетельствуют о любви Ахматовой к Пушкину?

А теперь сравним, чем отличаются символизм и акмеизм, что было главным для каждого направления? (обратиться к конспекту)

В) Имажинизм - течение в русской литературе. Имажинисты пропагандировали победу образа (имажа) над смыслом. "Но мы нашли способ оживить мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы". (Слайд 23)

Стихи следующего поэта имели отношение к имажинизму. Хотя нам он известен прежде всего своими задушевными, необычайно прекрасными, мелодичными стихотворениями, проникнутыми глубоким, беззаветным чувством любви к родине. (Слайд 24)

О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
1916

  • Какие образы-имажи помогают представить родную поэту деревню?
  • Какие изобразительно-выразительные средства создают эти образы?

Устали? Давайте отдохнем, порисуем. Нарисуем-ка лицо. Но поскольку мы с вами в литературном кафе - нарисуем лицо звуками, словами.

А поможет нам стихотворение одно замечательного поэта серебряного века. Поэт предлагает "слышать" портрет, т.е. соединить зрительное и звуковое восприятие облика.

Бобэоби пелись губы,
Вээоми пелись взоры,
Пuээо пелись брови,
Лuэээй - пелся облик,
гзu-гзu-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий вне протяжения жило лицо. (Слайды 25-26)

Это удивительное стихотворение написано Велимиром Хлебниковым. (Слайд 27)

Он открывает нам еще одно направление серебряного века: футуризм.

Уже в самом названии этого направления заключено стремление к будущему (от лат. Будущее)

Г) Футуризм - передовое направление в европейском искусстве начала века. В своем манифесте "Пощечина общественному вкусу" футуристы провозгласили отказ от старой культуры, поиски новой формы выразительности: слово-новшество, звукоподражания, приемы плаката, лозунга, графический стих, поиски новых ритмов, пауз, новых жанровых форм и многое другое. (Слайд 28)

Вот вам один из примеров: (Слайд 29)

я сразу смазал карту будня,
плеснувши краску из стакана;
я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
1913

Кто автор этого стихотворения?

Как вы определили, что это Маяковский? (стихотворение-вызов, новые образы-метафоры)

Ребята, поднимите руки, кто все правильно сделал, а те, кто ошибся, исправьте недочёты.

III. Организация групповой работы. (Слайд 31)

А теперь я предлагаю продолжить нашу дискуссию и доказать следующими примерами, что каждое из направлений внесло много интересного в русскую поэзию. Вам предлагается стихотворение одного из авторов, проанализировав которое, вы должны будете определить, к какому направлению модернизма относится, кто его автор, какая картина лучше всего иллюстрирует ваше стихотворение, подтвердить свой ответ доказательствами. Приложение 2

(На доске представлены названия 4-х направлений модернизма, портреты поэтов, репродукции картин). Приложение 3, Рисунки 1-8








V. А теперь оцените работу друг друга в группе. Приложение 4

VI. Заключение. Слово учителя.

Мысленно охватывая безбрежное море поэзии "серебряного века", нельзя не восхититься ее поразительным многообразием и богатством. Гуманные идеалы, воплощенные в их произведениях, будут всегда находить отклик в сердцах читателей.

VII. Рефлексия.

А вам, ребята, близки стихи поэтов серебряного века?

Какие из них нашли в вашем сердце отклик?

Стихами какого поэта вы бы выразили любовь к родному краю, матери, близкому человеку.

6. Домашнее задание. Я предлагаю написать письмо запомнившемуся поэту и выразить свое мнение о его творчестве, задать интересующие вас вопросы, поделиться своими поэтическими открытиями, чувствами. (Слайд 36)

Я искренне вам завидую, ребята, потому что вам еще предстоит открыть сокровищницу серебряного века и уже не расставаться с ней никогда.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зачётная работа по лирике XX века проверяет знания учащихся по творчеству поэтов "Серебряного века". Содержит ключи.

Тест по русской лирике 20 века

А) футуризм; Б) акмеизм; В) романтизм; Г) символизм.

2. К какому течению Серебряного века относится раннее творчество А. Блока?

А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.

А) Н.Н.Волоховой; Б) Л.Д.Менделеевой; В) Л.А.Дельмас; Г) другой женщине.

4. Узнайте произведения А.А.Блока по строкам из них:

А) Я сидел у окна в переполненном зале.

Где-то пели смычки о любви.

Б) Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

В) Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

5. Какому литературному течению был близок С.Есенин?

А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.

6. Определите художественные средства выразительности, используемые С.Есениным, для создания образа:

А) «Рассвет рукой прохлады росно

7) Восстановите пропущенные слова в приведённых отрывках из стихотворений С.Есенина:

А) И если время, ветром разметая,

Сгребёт их все в один ненужный ком…

Скажите так, что роща ______________________

Отговорила _______________ языком.

Б) Потому что я севера, что ли,

Что луна там ______________ в сто раз,

Как бы ни был красив _______________,

Он не лучше _______________ раздолий.

8) . Какому литературному течению был близок В.Маяковский?

А) символизм; Б) акмеизм; В) футуризм; Г) имажинизм.

9). Одно из ранних стихотворений В.Маяковского называется:

10) Узнайте произведение В.Маяковского по фрагменту:

Ведь, если звёзды

Значит – это кому-нибудь нужно?

11) В. Маяковский часто использует в своей поэзии гротеск. Гротеск – это:

А) Художественный приём намеренного искажения чего-либо, причудливое соединение фантастического с жизнеподобным.

Б) Один из тропов, художественное преувеличение.

В) Один из видов комического, едкая, злая, издевательская насмешка.

12. М.Цветаева оказалась в эмиграции:

А) По политическим соображениям.

Б) В связи с неодолимым желанием встретиться с мужем и невозможностью его приезда в послереволюционную Россию.

В) По другим причинам.

13. Кому из поэтов М.Цветаева посвятила эти строки:

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток.

С именем твоим – сон глубок.

А) Ахматовой; Б) Пушкину; В) Блоку; Г) Есенину.

14. Укажите неверное утверждение:

А) Настоящая фамилия Ахматовой – Горенко.

Б) В 1910 г. Ахматова вышла замуж за Н.Гумилёва.

В) В самом начале творчества Ахматова принадлежала к литературной группе символистов.

Г) неоднократно коммунистическая власть критиковала творчество Ахматовой.

15. Лирика А.Ахматовой особенно в её первых книгах почти исключительно любовная. Это сборники стихов (найдите лишнее):

16. Лирическая героиня А.Ахматовой:

А) Женщина, окружённая бытом, заботами сердца.

Б) Женщина, погружённая в чувства, интимные переживания персональной судьбы.

В) Боец – революционер.

17. Назовите автора стихотворных строк

Я убит подо Ржевом,

В безыменном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

А) Твардовский Б) Пастернак В) Рубцов.

18. Укажите произведение, которое стало главной книгой Твардовского:

19. В каких войсках служит Василий Теркин?

А) в танковых; Б) в артиллерии; В) в пехоте; Г) в ракетных войсках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Вариант 1.docx

Зачёт по произведениям второй половины XIX и XX века

1. Соотнесите:

А) М.А.Шолохов

4) ”Толстый и тонкий”

2. ”Собачье сердце” - это…?

А) роман Б) рассказ В) повесть Г) проза

3. Кем был Преображенский?

А) врачом Б) поэтом В) простым человеком Г) писателем

4. В какой семье родился М.А.Булгаков?

А) поэта Б) профессора В) прозаика Г) драматурга

5. Кто написал произведение ”Тёмные аллеи”?

А) М.А.Булгаков Б) Л.Н.Толстой В) А.П.Чехов Г) И.А.Бунин

6. Писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы – это…

А) А.И.Солженицын Б) М.А.Шолохов В) А.П.Чехов Г) И.А.Бунин

7. Какое произведение заканчивается словами: ”Ни город. Ни вся земля наша”?

А) ”Тёмные аллеи” Б) ”Матрёнин двор” В) ”Судьба человека” Г) ”Лошадиная фамилия”

8. Известный писатель, драматург, который написал много рассказов, одним из которых является ”Анна на шее” – это…

А) А.Н.Островский Б) И.А.Бунин В) М.А.Булгаков Г) А.П.Чехов

9. Какое произведение посвящено теме русской деревни?

А) ”Судьба человека” Б) ”Матрёнин двор” В) ”Тёмные аллеи” Г) ”Собачье сердце”

10. О чём произведение И.А.Бунина ”Тёмные аллеи”?

А) о любви Б) о войне В) о природе Г) о животном

11. Каким композиционным приёмом пользуется Шолохов в рассказе : а) последовательность событий; б) рассказ в рассказе; в) зеркальная композиция.

14. Как называется значимая подробность в художественном тексте?

Иконин, хотя взял билет с тем же раскачиванием всем телом, с каким он это делал на предыдущих экзаменах , отвечал кое-что, хотя и очень плохо…

Задания с развернутым ответом (минимум 70 слов)

15. Объясните смысл последних строк рассказа ”Матрёнин двор”: ”Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни вся земля наша.”

Выбранный для просмотра документ Вариант 2.docx

Зачёт по произведениям второй половины XIX и XX века

1. Какое произведение принадлежит А.П.Чехову?

А) ”Юность” Б) ”Тоска” В) ”Судьба человека” Г) ”Матрёнин двор”

2. Кто главный герой произведения М.А.Шолохова ”Судьба человека”?

А) Матрёна Б) Шариков В) Андрей Соколов Г) Игнатьич

3. Какому событию посвящено произведение ”Судьба человека”?

А) Великой Отечественной войне Б) Гражданской войне В) Бородинскому сражению

Г) Куликовской битве

4. Каков жанр произведения М.А.Булгакова ”Собачье сердце”?

А) рассказ Б) быль В) повесть Г) басня

5. Кто автор произведения ”Тёмные аллеи”?

А) И.А.Бунин Б) М.А.Шолохов В) А.П.Чехов Г) А.И.Солженицын

6. Кто автор произведения ”Матрёнин двор”?

А) А.П.Чехов Б) М.А.Булгаков В) А.И.Солженицын Г) И.А.Бунин

7. Что предлагает Швондер прочитать Шарикову в произведении ”Собачье сердце”?

А) переписку Энгельса с Каутским Б) энциклопедию В) исторический роман

Г) научную литературу

8. Какое произведение посвящено теме русской деревни?

А) ”Тоска” Б) ”Анна на шее” В) ”Судьба человека” Г) ”Матрёнин двор”

9. Каков жанр произведения М.А.Шолохова ”Судьба человека”?

А) поэма Б) роман В) рассказ Г) повесть

10. Почему Андрей Соколов и Ванечка уехали из Урюпинска? ( ”Судьба человека”)

А) сшибли корову и забрали водительские права Б) по семейным обстоятельствам

В) из-за болезни Г) из-за смерти семьи

А) полностью достоверен и автобиографичен

Б) основан на художественном вымысле

В) основан на рассказах очевидцев, содержит элементы вымысла.

Как называется изобразительное средство?

Иконин просил позволения переэкзаменоваться, как будто милостыни…

Задания с развернутым ответом (минимум 70 слов)

Какова тема и идея произведения А.И. Солженицына ”Матрёнин двор”?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 677 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.04.2017 5129
  • RAR 32 кбайт
  • 26 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Трефилова Алёна Витальевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Войти через uID

  1. Обучающие: с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века.
  2. Развивающие: развивать - активное, творческое, ассоциативное мышление, навык выразительного чтения стихотворений/ чтения наизусть, умение слушать музыку и слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе; умение самостоятельно искать и отбирать материал; эмоционально-чувственную сферу учащихся в процессе анализа стихотворений, совершенствовать навыки монологического ответа.
  3. Воспитательные: воспитывать интерес к родной литературе, музыке, к поэзии; формировать чувство эстетического вкуса; воспитывать читательскую культуру школьников; воспитывать умение слушать выступающего, умение работать в мини-коллективе.
  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия;
  • уметь
  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  • находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета);
  • ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью.

Дидактическая цель - подготовка учащихся к работе на занятии. Актуализация прошлого опыта.
Постановка целей и задач урока (целеполагание и мотивация)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Читают эпиграфы к уроку и размышляют (в парах) о том, что предстоит делать во время урока: 1-2 ученика
Ответ учащихся: Беседовать о литературе, поэзии серебряного века, о поэзии ХХ века, о трагичности судеб поэтов и нашей Родины в те годы

Дидактическая цель - создать целостный образ ХХ века, поэзии Серебряного века путем постижения духовной жизни этой эпохи, эпохи всплеска, подъёма в науке, искусстве и литературе; с применением ИКТ ввести демонстрационную информацию, углубляющую знания учащихся о представителях русской поэзии ХХ века.

Учащиеся смотрят фотофильм, вспоминая поэтов ХХ века, тематику их произведений и жизненный путь

Возможно, учащиеся захотят прокомментировать увиденное/услышанное

Слово учителя:
Сейчас я предлагаю посмотреть фотофильм "Поэты Серебряного века" (Музыкальное сопровождение "Элегия" С. Рахманинова), вспомнить имена таких гениев русской словесности, как А. Блок, А. Ахматова, И. Бунин, М. Цветаева и др. (Многие портреты, представленные в фотофильме, написаны представителями серебряного века живописи - Валентином Серовым, Борисом Кустодиевым и др.)
Увиденное/ услышанное вы можете, при желании, прокомментировать (какие картины/ образы появляются, о каких эпизодах жизни могли бы вы вспомнить).
Обратите внимание на то, как трактуется слово Элегия в БСЭ " Элегия (греч. elegeia, от elegos — жалобная песня), литературный и музыкальный жанр; в поэзии — стихотворение средней длины, медитативного или эмоционального содержания (обычно печального), чаще всего — от первого лица, без отчётливой композиции".

= По окончании просмотра, если учащиеся не стали комментировать:
Мне кажется, "Элегия" С. Рахманинова (жалобная песня) как нельзя ярко отразила то, что мы отмечали в поэзии ХХ века – ее трагичность и пророчество. Грозовая атмосфера XX столетия, небывалые потрясения войн и революций предельно обострили все процессы в стране. "Неслыханные перемены. Невиданные мятежи", - так точно и ярко охарактеризовал это время А.Блок. Возникла необходимость понять этот "страшный мир" (А.Блок). Почти каждый из поэтов чувствует трагизм собственной судьбы, приближение конца. Мотив самоубийства звучит в их стихотворениях.
"Мир раскололся. Трещина прошла по сердцу поэта". Эти слова Генриха Манна, сказанные не о русской поэзии, как нельзя лучше характеризуют то, что происходило в России и в сердце каждого русского поэта XX века.

Фотофильм – 4,26
Комментарий – 2-3
минуты


Учитель не настаивает на комментариях со стороны учащихся

3. Актуализация знаний учащихся по изученному ранее материалу
Дидактическая цель – этап рефлекии, выявление качеств и уровня овладения знаниями, самоанализ теоретической подготовленности по теме
Методика интеллект - карт (ИК)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Учащиеся предлагают свои ассоциативные ряды


Выступление 1-2 групп
учащихся с ИК

Слово учителя:
Есть слова, действующие магически, вызывающие в сознании вереницу ярчайших имен, образов, ассоциаций. Таким является выражение "серебряный век" русской литературы, период конца Х1Х – начала ХХ веков.
Что мы уже знаем о том времени – о литературных течениях, о поэтах и, конечно, поэтессах? Что связано у вас со словами "Серебряный век"?.

Сейчас предлагаю вам обратиться к ИК, составленным на прошлом уроке и доработанным дома, - воссоздадим литературный образ ХХ века.

5 минут
Цель создания ИК – получить целостную картину, привести в порядок мысли, найти новые ассоциации.

Создатель технологии (Т. Бьюзе) считает, что ИК позволяют лучше управлять мыслительными процессами и дают мышлению большую свободу.

4. Контроль домашнего задания = проектной деятельности
Дидактическая цель - установление правильности и осознанности выполнения домашнего задание учащимися, выявление пробелов и их коррекция

Деятельность учащихся

Деятельность учителя


Ответ учащихся: это было личностное восприятие великого русского поэта, была создана "читательская биография" своего прихода к нему

Выступления учащихся: 1-2 группы

Слово учителя:
Сегодня мы завершаем нашу работу над проектом по созданию книги "Мой. (поэт "серебряного века", поэт ХХ века)".
Напомню, что замысел этого проекта мы взяли у самих деятелей русской литературы рубежа веков. "Мой Пушкин" — так назывались книги В.Брюсова и М.Цветаевой.
Вопрос классу:
А какими представали великие поэты в книгах поэтов "серебряного века"?


Работа носит личностный характер, отражающий вкусы, поэтические пристрастия, индивидуальность ученика.

На одном из первых уроков были созданы ред. коллегии, готовящие к выходу
книгу о поэте: художники, биографы, литературоведы

5. Подведение итогов урока. Задание на дом
Дидактическая цель - дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы; мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя




Отвечают на вопрос о том, что такое антология








Отвечает 1 уч-ся


Слово учителя:
Итак, мы завершили изучение лирики ХХ века, благодаря вашим книгам у нас появилась антология (Вопрос классу об этом понятии) лирических произведений ХХ века, которая будет неполной без ваших размышлений о поэте и поэзии. Предлагаю еще раз вернуться к словам, взятым в качестве эпиграфа к уроку – возьмите одну из цитат для своего сочинения - рассуждения.
Напишите дома сочинение-рассуждение по типу того, которое встретится вам во время ГИА (С 2) (вопрос классу о структуре сочинения – рассуждения).
Кроме этого, в качестве дополнительного задания предлагаю по данным рифмам написать стихотворение (см. раздаточный материал).
Завершающее слово учителя, комментирование выставленных оценок

В конце урока можно провести еще "Пять минут с искусством" - прочитать обучающимся цитаты* из стихотворений А. Блока, Б. Пастернака и др. – обучающиеся должны назвать автора и продолжить цитирование стихотворений)

2-3 мин
Антология (от греч. anthologia — букв. собрание цветов) — непериодич. сборник избр. произведений разных авторов, представляющий образцы одного жанра (сказка, элегия, баллада, ода и т. д.), рода (поэзия) в одной или многих лит. разных стран и народов, в лит. к.-л. эпохи, произведений разных жанров писателей одного направления и т. Д
(Издательский словарь-справочник)

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые -
Как слезы первые любви! А. Блок

Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака. С. Есенин

Я спросила у кукушки,
Сколько лет я проживу.
Сосен дрогнули верхушки.
Желтый луч упал в траву. А. Ахматова

Я убит подо Ржевом,
В безымянном болоте,
В пятой роте,
На левом,
При жестоком налете.

Я не слышал разрыва
И не видел той вспышки, -
Точно в пропасть с обрыва -
И ни дна, ни покрышки. А. Твардовский

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. М. Цветаева

Книгу переворошив,
намотай себе на ус -
все работы хороши,
выбирай
на вкус! В. Маяковский

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо? В. Маяковский

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. Б. Пастернак

Теркин - кто же он такой? Скажем откровенно: Просто парень сам собой Он обыкновенный. А. Твардовский

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься? В. Маяковский

А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб? В. Маяковский

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет. С. Есенин

Умрешь - начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь. А. Блок

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой. С. Есенин

Моим стихам о юности и смерти,
- Нечитанным стихам! -

Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!),
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. М. Цветаева

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-лекция по одной из наиболее сложных тем в изучении русской литературы.Обзор многообразия жанров и литературных направлений ХХ века.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА:

МНОГООБРАЗИЕ ЖАНРОВ И НАПРАВЛЕНИЙ (ОБЗОР)

Цели: ознакомить обучающихся с общей характеристикой, своеобразием русской литературы XX в. с точки зрения истории, литературы; дать представление о многообразии жанров, направлений в литературе XX в.; показать значение русской литературы этого периода в развитии русского и мирового литературного процесса; воспитать чувство сопричастности и сопереживания к истории России, любовь к её культуре.

Оборудование: учебник, опорная схема-конспект, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты: учащиеся знают общую характеристику и своеобразие

русской литературы XX в. с точки зрения истории и литературы; имеют представление о многообразии жанров и тенденций в литературе XX в.; определяют значение русской литературы данного периода в развитии русского и мирового литературного процесса; участвуют в беседе.

Век мой, зверь мой, кто сумеет

Заглянуть в твои зрачки?

О. Э. Мандельштам

I. Организационный этап

В русской литературе начала XX в. будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет происходить переоценка ценностей. Этот период в развитии русской литературы остаётся самым трудным для усвоения, поскольку оценки многих явлений ещё не устоялись, часто мнения исследователей были (и до сих пор остаются) противоречивыми, а сама картина литературы XX в. постоянно дополняется.

II.Работа над темой урока.

Обратите внимание на эпиграф нашего урока. Какие эмоции и мысли вызывают у вас эти строки?

Как вы думаете, к какому периоду ХХ в. могут относиться эти слова?

Как бы вы оценили то время, о котором пишет О. Э. Мандельштам?

Задание: по ходу лекции составить тезисы

ХХ в. как историко-литературный цикл завершился. И это позволяет попытаться увидеть его целостно — выявить те качества, которые определяли его сущность, нащупать те процессы, которые направляли его развитие. Однако как раз здесь современная литературная наука встречается с очень серьёзными трудностями. Одна из них — это вопрос о координатах, в которых наиболее целесообразно рассматривать развитие русской литературы в ХХ в. И здесь в числе наиболее важных — вопрос о периодизации русской литературы ХХ в. Наиболее распространённой является следующая периодизация литературных процессов XX века.

В целом для первого периода развития литературы ХХ в. характерно многообразие художественных школ и направлений. В начале века рождались и сосуществовали рядом такие разные по своей художественной природе литературные течения, направления, школы, как символизм, реализм, акмеизм, футуризм и т. п. То же самое можно наблюдать и в изобразительном искусстве, и в музыке. Эта особенность культурной жизни начала ХХ в. позволила современным исследователям говорить о её многоголосии, симфоничности. Эта симфоничность, многоголосие являются характерной особенностью культуры именно конца ХIХ — начала ХХ вв., так как в ХIХ в. наблюдается другая картина литературного процесса, где художественные течения и направления развивались в целом последовательно: сентиментализм сменялся романтизмом, романтизм сменялся реализмом.

40-е гг. Однако именно в военные годы формировалось личностное и национальное самосознание воюющего народа. Главная мысль воюющих и думающих при этом людей была мысль о том, что народ, победивший фашизм, не может больше подвергаться тем репрессиям, которые он перенёс в предвоенные годы. Но эти надежды на послевоенное освобождение не оправдались. В послевоенные годы по-прежнему проводилась партийно-государственная политика подавления личности, не дававшая возможности реализовать становящееся самосознание в полноценных художественных произведениях.

Четвёртый этап: середина 1980-х — 2000-е гг. (этап не завершён). Тотальный социальный и духовный кризис. Рождение русского постмодернизма и его эволюция. Поиски новых космографических моделей мира (постреализм, натуралистический сентиментализм).

Таким образом, литературный процесс ХХ в. представляет собой довольно сложное явление, изучая которое необходимо учитывать множество факторов как социально-политического порядка, так и, собственно, художественно- эстетического. Русская литература развивалась в эти очень разные периоды с большими трудностями, испытывая попеременно ненужную опеку, губительное руководство командный окрик, послабление, сдерживание, преследование, раскрепощение.

Коллективное (выборочное) ознакомление со статьёй учебника по теме урока: чтение вслух с пояснениями учителя.

Эвристическая беседа

Какие традиции сохранялись в русской литературе на рубеже XIX–XX вв.?

Почему после 1917 г. русская литература разделилась на две, развивающиеся параллельно?

Какая тема господствовала в литературе 20-х гг.?

Какие события нашли отражение в литературе 30-х гг.?

Что исследовали писатели, посвятившие свои произведения Великой Отечественной войне?

Каковы основные особенности литературы 50–70-х гг.?

Какие имена драматургов, поэтов, прозаиков этого периода вам знакомы?

Что принципиально нового было осуществлено в литературе 80–90-х гг.?

Уч и т е л ь. Русская литература XX в. была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом.

Представители литературных направлений

Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб и др.

Мистики-богоискатели: Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минский.

Декаденты-индивидуалисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб.

Младшие символисты: А. А. Блок, Андрей Белый (Б. Н. Бугаев), В. И. Иванов и др.

Акмеисты: Н. С. Гумилёв, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут.

В. В. Маяковский, А. Е. Кручёных.

Эгофутуристы: Игорь Северянин, И. В. Игнатьев, К. К. Олимпов, Василиск Гнедов.

(М. А. Ковалёв) и др.

Читайте также: