Ю яковлев полосатая палка конспект урока 3 класс планета знаний

Обновлено: 03.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

Технологическая карта (план-конспект)

урока литературного чтения,

гимназии им. А. С. Пушкина

Дреевым Дмитрием Александровичем

Дата проведения: 16.02.2016 г.

Учитель: Астраханцева Т. В.

Преподаватель-руководитель практики: Асидулина М. И.

Дата 16.02.2016 ФИО учителя Астраханцева Татьяна Викторовна

Технологическая карта урока № 5

Предмет: Литературное чтение

Целевой блок

Тема урока:

Цель урока:

-На примере читаемого материала проследить образ героя;

-Обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

-Воспитывать ответственность за свои поступки.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

-Умение давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;

-Умение читать выразительно выборочно;

-Умение рассуждать и делать выводы.

Личностные УУД:

-Умение оценивать свое и чужое высказывание по поводу произведения;

-Умение оценивать позитивное отношение к чтению.

Метапредметные УУД:

*Регулятивные: 1.Умение планировать и регулировать свою деятельность;

2.Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3.Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

4.Умение оценивать характер героя, его поступки и их мотивы, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

*Коммуникативные: 1.Умение получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства;

2.Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами;

3.Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию;

4.Умение взаимодействовать в парах, в группах, слушать мнение других, высказывать свое мнение;

5.Умение донести свою позицию до других;
6.Умение выразительно читать и пересказывать текст.

*Познавательные: 1.Умение понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения;

2.Умение давать определения понятиям;

3.Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
4.Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
5.Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Инструментальный блок

Тип урока:

Урок введения нового знания и формирования УУД

Формы, приёмы и методы

Словесный, наглядный, практический, частично – поисковый, логические

Образовательные ресурсы:

1. Организация начала урока.1-3 мин.

2. Актуализация знаний.10 мин.

3. Постановка проблемы.10-15 мин.

4. Физминутка 3-5 мин.

6. Итог урока. Рефлексия.3-5 мин.

1. Организация начала урока

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Дмитрий Александрович и урок литературного чтения сегодня проведу у вас я. Садитесь. Проверили готовность к уроку (на парте всё необходимое).

Сегодня на уроке литературного чтения мы познакомимся с творчеством замечательного писателя и просто удивительного человека Юрия Яковлевича Яковлева.

Яковлев Юрий Яковлевич - Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М. Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

-Ребята, в тексте нам встретятся непонятные слова, поэтому разберем их сейчас

-Общественники, всеобуч, колония, разболтанный, наступление, девиз, герб, ринулся.

-Как вы понимаете эти слова?

Общественник - человек, который активно участвует в общественной жизни, занимается общественной работой

Всеобуч- обязательное всеобщее начальное обучение (составлено из сокращения слов: всеобщее обучение)

Колония -поселение (исправительно-трудовое учреждение с облегчённым режимом)

Разболтанный - лишённый устойчивости, твёрдости, недисциплинированный, несобранный.

Наступление - процесс действия

Девиз - краткое изречение, в котором выражается главная, руководящая мысль

Герб - эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах

Ринулся - стремительно броситься, устремиться.

3. Постановка проблемы.

Чтение рассказа учителем.

-Вам понравился рассказ? (Понравился)

-Какое у вас настроение после прочтения? (Грустное)

-Почему? (Потому что показывается плохое поведение мальчика)

-Почему он так поступал? (Потому что ему всё сходило с рук.)

-Почему был уверен в своей безнаказанности? (Потом что он умел нащупывать слабые места взрослых и пользовался с выгодой для себя.)

-От чьего имени ведётся рассказ (автора или персонажа)?

-Что было его девизом? (Лучшая оборона – наступление.)

-От кого ему надо было обороняться? (От тех, кого сам и обижал.)

-Он хотел иметь свой герб. О чём это говорит? (Чувствовал себя выше остальных)

-А что думают о нём люди? Какие чувства он вызывает у других людей?

Анализ произведения:

Главный герой рассказа – Мишка.

-Какой он по характеру? Словесное описание героя. (наглый, равнодушный, грубый, безответственный мальчик, драчливый, непослушный, не держит слово

-Какие из перечисленных качеств подходят к главному герою?

равнодушный

безответственный

непослушный

не держит слово

Анализируем содержание первой и второй сюжетных линий рассказа:

Прочитаем начало 1 часть.

Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?

-Задумывался ли он над своими поступками? (Нет, не задумывался)

-В каких словах это выражено? (А он стоял в стороне, словно это его не касалось).

-Ребята, скажите, как можно озаглавить первую часть рассказа? (Знакомство с Мишкой)

-Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение * восхищение

* равнодушие * неловкость

* обиду * доброжелательность

* чувство бессилия * недовольство.

-Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? (Нет, не хотели бы)

Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательностью.

Урок-рассуждение с сопровождением презентации.

  • организовать деятельность учащихся по формированию целостного представления об основной идее произведения, толкование понятий “совесть”, “доброта”, “милосердие”;
  • создать условия для формирования выразительного чтения, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств.

Оборудование: учебник, презентация “Ю.Яковлев “Полосатая палка”, карточки для парной работы и рефлексии.

1. Мобилизующее начало урока.

Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

2. Мотивация учебной деятельности (2 слайд)

- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.

- О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке:

- мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

- постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

- Сколько частей мы выделили в рассказе? (6)

4. Основной этап:

- Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

- Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки. (4 слайд)

- Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним. (5 слайд)

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

- Прочитайте строчки, характеризующие его.

- Это авторская характеристика?

- Таким же видим его и мы.

- Родной человек – мама, но и её он не слушал. (6 слайд)

- Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

- К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

- В рассказе описан эпизод встречи с дворником. (7 слайд)

- Прочитаем отрывок по ролям.

Дворник Мишка
огрел метлой не бросился бежать
нерешительно опустил метлу ринулся в наступление
выкатил глаза, сплюнул,
пошёл прочь от греха подальше. провожал насмешливым взглядом

- Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка. (8 слайд)

- Таким он был всегда.

- Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

- И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой. (9 слайд)

- Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

- Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

- В рассказе появляется следующий главный герой – старушка. (10 слайд)

- Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

- Прочитайте диалог по ролям.

- Как ведёт себя Мишка? (11 слайд)

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

- Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

- Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

- Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).

- Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки. (12 слайд)

- Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

- Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

- И вот Мишка получил желаемое. (13 слайд)

- Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

- Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

- Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

- В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек. (14 слайд)

- В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

- Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

- Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

- Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

- Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

- Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

- Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

- Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

- Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

- Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

- Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

- Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

- Значит себя он считал несчастным.

- Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

- Какое он принял решение? Почему? (15 слайд)

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

- Итак, Мишка начал поиски героя. (16 слайд)

- Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

- Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

- И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

- Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек. (17 слайд)

- Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

- Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

- Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

- Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

- Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки. (18 слайд)

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

- Почему Мишка решил идти с ней на перекресток? (19 слайд)

- Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?

- Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

- Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

- Какова главная мысль произведения? (20 слайд)

2) Выбор пословицы к идее произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

- Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

- Что же такое “совесть”? (21 слайд)

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

- Давай подумаем и поработаем в паре. (22 слайд)

Никогда не поздно .

- Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. (23 слайд)

- В нашей стране много людей с ограниченными возможностями. (24 слайд)

- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

- Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

- У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

- К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

- Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим? (25 слайд)

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.

8. Рефлексия. (26 слайд)

- Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос: (Приложение 2)

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

Звонок голосистою птицей
Опять нас зовёт на урок.
И мы начинаем учиться
Труду, вдохновенью, добру.

2. Мотивация учебной деятельности

- Есть на свете дома, в которые приходят без приглашения. Приходят, как говорится, на огонёк, – когда грустно и одиноко. Творчество писателя такой дом. Сегодня мы с вами заглянем в гости к детскому писателю Юрию Яковлеву.

- О чём его книги? Давайте обратимся к словам самого писателя: “Мои книги – моя душа. Всё, что я пережил, – всё это оставило след в моём творчестве. Я незримо присутствую в каждом рассказе, в мыслях и чувствах своих героев. Они сокровенные, но я открыл их вам. Может быть, они помогут вам в жизни”.

- Главными героями рассказов являются дети, и сам Ю.Яковлев так сказал об этом: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого человека”.

- Сегодня мы с вами обратимся к рассказу с простым названием “Полосатая палка”.

- О чём подумали, когда прочитали заголовок?

3. Постановка цели урока

- Сегодня на уроке:

- мы с вами попытаемся увидеть, как же удаётся писателю в ребёнке разглядеть завтрашнего взрослого человека,

- попытаемся понять мысли человека, услышать их нравственное звучание,

- постараемся понять, что в человеке главное – личность, а не внешний вид. Он, к сожалению, часто бывает обманчив.

- Сколько частей мы выделили в рассказе?

4. Основной этап:

- Как зовут главного героя произведения? (Мишка)

- Портрет героя покажем через два образа Мишки: до появления палки и палка в руках Мишки.

- Вспомните своё первое впечатление от знакомства с ним.

(наглый, грубый, забияка, задира, хулиган)

- Прочитайте строчки, характеризующие его.

- Это авторская характеристика?

(Нет. Таким он был в жизни).

- Таким же видим его и мы.

- Родной человек – мама, но и её он не слушал.

- Прочитайте строчки о маме.

(молча выслушивала жалобы,
виновата опускала глаза,
пожимала плечами,
дрогнувшим голосом говорила,
начинала тихо плакать)

- К сожалению, мама не знала, что с Мишкой делать, только сильно переживала за сына.

- В рассказе описан эпизод встречи с дворником.

- Прочитаем отрывок по ролям.

не бросился бежать

нерешительно опустил метлу

ринулся в наступление

выкатил глаза, сплюнул,

пошёл прочь от греха подальше.

провожал насмешливым взглядом

- Таким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка.

- Таким он был всегда.

- Прочитайте, как автор описывает его внешний вид.

(расхаживал по двору,
засунуты руки в карманы,
руки сжаты в кулаки,
брюки топорщились, как будто в карманах яблоки или камни)

- И вот однажды Мишка появился во дворе с палкой.

- Как выглядел этот предмет? Прочитайте.

- Палка в руках Мишки. Какое применение он нашёл ей? Прочитайте.

- В рассказе появляется следующий главный герой – старушка.

- Давайте проследим, какое влияние оказала на мальчика встреча с ней.

- Прочитайте диалог по ролям.

- Как ведёт себя Мишка?

(Как обычно, грубо, но его одолевает любопытство).

- Как слова старушки подействовали на Мишку? Прочитайте.

(не оставляли в покое,
как крючья вцепились в его мысли и тащили на перекрёсток)

- Итак, старушка – главный герой рассказа, т.к. после встречи с ней в сознании Мишки произошёл переломный момент.

- Интересно авторское построение сюжета: сначала рассказывает о палке, о её применении Мишкой и только потом, как она попала в руки героя (через его мысли и чувства).

- Прочитайте эпизод, как палка попала в руки Мишки.

- Что побудило мальчика совершить этот поступок?

(Желание Мишки овладеть этой палкой.)

- Прочитайте строчки, которые говорят нам о неспособности управлять своим поведением.

(манила, звала, притягивала, дразнила своими резкими цветами,
нетерпеливо повёл плечами,
рука сама по себе стала тянуться,
рука коснулась палки,
рука вцепилась в палку)

- И вот Мишка получил желаемое.

- Мишка – обладатель полосатой палки! Конечно, он испытывал радость. Прочитайте строчки счастья и радости.

(мчался по улице,
прижимал к себе полосатую палку)

- Мишка испытал спокойствие и уверенность. Прочитайте эти строчки.

- Но самого главного не понял Мишка! Ведь человек был слепым!

- В рассказе появляется следующий главный герой – слепой человек.

- В этой истории он не произносит ни одного слова, но постоянно присутствует в мыслях Мишки.

- Второй портрет Мишки: палка в руках главного героя.

- Чем была палка в руках Мишки до встречи со старушкой?

(предметом игры, забавы)

- Чем стала палка после встречи со старушкой? Прочитайте нужные строки.

(стала обузой,
перечеркнула всё хорошее настроение,
решил немедленно избавиться от палки,
не хотел вспоминать о случае на перекрёстке,
появились мысли об избавлении палки)

- Мысли и представления – это сильные чувства, которые одолевали Мишку и не давали ему спокойно жить.

- Мысли о человеке на перекрёстке перечеркнули в сознании Мишки все желания избавиться от палки. Прочитайте.

- Какими были его действия? (Решил вернуться на перекрёсток).

- Возвращение на перекрёсток – кульминационный момент истории – важный для главного героя.

- Мысли и чувства Мишки:

(противно на душе,
всыпал бы другому, себе не может,
порывался повернуть обратно,
уговаривал себя не ходить, требовал, угрожал, рассорился сам с собой)

- Сильное чувство, которое не давало покоя – это мысли о слепом человеке.

- Мишка не расставался с палкой. Он не встретил человека на перекрёстке. Чем стала теперь палка в руках героя? Прочитайте строчки.

(не размахивал, волочил за собой)

- Что думал о встречных людях на перекрёстке? Прочитайте.

- Значит себя он считал несчастным.

- Что больше всего напугало Мишку после услышанного на перекрёстке?

- Какое он принял решение? Почему?

(Палка – глаза слепого, его проводник, его неизменный друг).

- Итак, Мишка начал поиски героя.

- Он хорошо запомнил образ незрячего человека, ведь Мишка долго за ним наблюдал на перекрёстке, прежде чем подойти.

- Мишка всматривался в лица прохожих. Но поиски были безуспешными.

- И вот наш герой встречается с другим незрячим человеком. Что он почувствовал?

(покраснел,
спрятал палку за спину,
прижимаясь к стене, проскользнул мимо,
решил его охранять, проводил до дому)

- Открытие самого себя – самое прекрасное, что может испытать человек.

- Но что значит открыть себя? В этих поисках каждый человек может раскрыть свои возможности. Определить свой жизненный путь, научиться управлять своей жизнью.

- Каково теперь отношение Мишки к предмету в руках?

(остался один с тяжёлой палкой,
желание перебросить через крыши домов в другой город, в другую страну,
но не может, палка словно приросла к руке)

- Мысли героя о себе.

(палки выдают преступникам,
безжалостный буравчик сверлил сознание, заставлял думать о человеке,
нет радости в жизни,
какая радость, если из-за тебя погиб человек?)

- Как вы думаете, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения)

5. Творческий этап (с предварительной подготовкой в паре)

- Прочитайте часть “Возвращение на перекрёсток” от лица Мишки.

6. Актуализация знаний:

1) Главная мысль произведения.

- Почему Мишка решил идти с ней на перекресток?

(Его стала мучить совесть)

- Автор говорит читателям о безжалостном буравчике. О чём идёт речь?

(о совести человека)

- Автор заканчивает историю словами: “Ещё есть надежда, и надо спешить”. Куда спешить? Кому надо спешить? Зачем надо спешить?

(Мишка должен спешить найти слепого, отдать ему палку и попросить прощения.)

- Сделать это непросто. Но герой идёт к этой цели. А значит надо спешить стать хорошим человеком, внимательным к другим людям, пока ты слышишь голос своей совести.

- Какова главная мысль произведения?

2) Выбор пословицы к идее произведения.

- Выберите из данных пословиц ту, которая раскрывает идею произведения.

  • Совесть без зубов, а загрызёт.
  • Стыд не дым, а глаза ест.

(Надо вовремя задумываться о своих поступках.
Хорошо, если просыпается совесть.
Никогда не поздно отказаться от плохих дел).

- Как вы понимаете выражение “угрызения совести”, “мучает совесть”?

- Что же такое “совесть”?

Из словаря Ожегова:

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

3) “Продолжи высказывания” (работа в паре).

- Давай подумаем и поработаем в паре.

Никогда не поздно .

- Человек должен учиться жить со своей совестью в согласии, чтобы быть счастливым и дарить радость другим. - В нашей стране много людей с ограниченными возможностями.

- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

- Созданы специальные книги для слепых. Печатаются они на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом. Для каждой буквы - своя комбинация. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

- У слепых тактильная память особенно развита. Существуют целые библиотеки для слепых людей. В городах работают необычные предприятия, на которых трудятся слепые и слабовидящие люди. Слепые рабочие производят провода для двигателей, снеговые лопаты, щётки, мышеловки. Движения рук слепых отточены до мелочей. В работе такие люди нуждаются больше из-за потребности в общении.

- К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

- Так что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим?

Из словаря Ожегова:

Доброта – отзывчивость, стремление делать добро другим.

Милосердие - готовность помочь или простить из сострадания.

- Вернёмся к словам Ю.Яковлева: “В детях стараюсь разглядеть завтрашнего человека”.

Я хочу вас попросить написать ответ на вопрос:

“ А какого завтрашнего человека я вижу в себе?”

- Мне бы хотелось, чтобы в вашей жизни не было места поступкам, после которых у вас было тяжело на душе.

Что счастье?
Счастье нам прямое
Жить с нашей
Совестью в покое.

- Автор размышляет о своём герое:

Ещё есть надежда.

9. Домашнее задание (творческое).

- Придумать продолжение истории о Мишке. Записать свой рассказ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по литературному чтению УМК "Планета Знаний" 2 класс А.С. Пушкин "Золотая рыбка"

В разработанном мною уроке содержится обобщение материала по теме сказки А.С. Пушкина "Золотая рыбка". Урок состоит из конспекта с презентацией, кроссворда, эектронной физкультминутки.


Тема: Особый взгляд на мир. С. Козлов.


Конспект урока по литературному чтению.УМК "Планета знаний"2 класс.

Тема урока "Очень Высокий Человек".


Цели:1.Совершенствовать работу над составлением плана, умение рассказать, создать творческие работы.2.Развивать устную речь. Расширять кругозор, развивать мышление, творческое воображение.3.Воспитыват.


Урок по литературному чтению "Школа России" 3 класс. Тема: "А. Блок - А. П. Чехов"

Представлены: тетнологическая карта и презентация урока по А. Блоку, презентация краткой биографии А.П. Чехова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе Ю.Яковлев "Полосатая палка".На уроке представлены различные виды работ:групповая,работа в парах,индивидуальная.На уроке предусмотрены разнообразные виды разминок и гимнастик.Различные виды работы с текстом помогают лучше понять смысл произведения.

Урок литературного чтения

2) Развивать навыки беглого выразительного чтения, дикции, правильного речевого дыхания, а также умение анализировать характеры и поступки героев, выделять главную мысль текста.

3) Продолжать воспитывать в ребятах такие общечеловеческие качества, как доброта, милосердие, сострадание, совесть.

Ребята, встаньте правильно, подтянитесь.

Посмотрите на гостей, улыбнитесь.

Посмотрите влево - вправо, вверх-вниз, на меня.

Психогимнастика.

-Ребята, вы знаете, как бывает переменчива погода, так же как и настроение у людей: то прохладно, хмуро, то тепло и радостно. Представьте, что нам холодно, солнце скрыто облаками, не греет. Сожмитесь в комочек, прижмите к себе руки, тело напряжено.

- Но выглянуло солнышко, пригрело, сразу стало тепло и радостно. Мы согрелись, тело расслабилось. Нам тепло, хорошо и уютно. Улыбнитесь друг другу.

-А теперь начинаем наш урок чтения. Передайте по азбуке Морзе, что вы готовы к уроку: хХххх ХххХх ХхххХ.

- Молодцы! Все готовы!

Дыхательная гимнастика.

-Без рук, без ног, а ворота открывает. Что это? (ветер).

- Чтобы при чтении было дыхание правильным, необходимо потренироваться.

-Давайте мы с вами изобразим весенний ветерок, который еще прохладный. Глубокий вдох носом - выдох длительный, сильный, щеки не надуваются, подставим ладошку ко рту и почувствуем прохладный ветерок.

А теперь теплый летний ветерок подул на ладошку.

Речевая разминка.

-Чтобы наша речь была четкой, чтение выразительным, потренируемся на слоговых рядах:

Проверка домашнего задания.

-Чтобы перейти к заключению рассказа, сначала проверим домашнее задание. Что вам было задано на дом? (Чтение с.71-73, пересказ 3 части)

1)Проверка чтения с. 71-73.

-Как мы озаглавили первые три части рассказа?

2.На крючке у бабушки.

- Как вы думаете, Ребята, пошел бы Мишка к перекрестку, если бы его заставили вернуть палку?

(Нет, т.к. Мишка делал все назло, нарушал правила поведения, морали)

-Каким был Миша до того, как в его руки попала полосатая палка?

(Наглый, грубый, безответственный, хулиган, бессовестный, расчетливый, задира, забияка).

- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение * восхищение

* равнодушие * неловкость

* обиду * доброжелательность

* чувство бессилия * недовольство.

- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? А что бы вы выбрали?

Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

- Ребята, почему Мишка сначала хотел избавиться от палки? ( Она напоминала о содеянном, портила настроение, стала обузой).

- Почему потом Мишка решил идти с ней на перекресток? ( Т.к. мальчика стала мучить совесть)

- А сейчас переходим к чтению заключительной части, в это время вы подумайте, изменился ли Миша в конце произведения, каким он стал. Поэтому слушайте внимательно.

1) Первичное чтение подготовленными учениками.

- Итак, изменился ли Мишка?

2) Вторичное чтение (выборочное). Работа в парах.

-Каждая пара выбирает себе вопрос, на который будет искать ответ в тексте при самостоятельном прочтении заключительной части, затем зачитаем, что у нас получится.

* Что побудило Мишку на поиски слепого?

*Что взволновало Мишку на перекрестке?

* Выберите из текста предложение, которое можно взять в качестве заголовка к 4 части.

3)Проверка работы в парах.

- Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)

-СОВЕСТЬ- это сознание нравственной ответственности за свое поведение. Внутренняя убежденность, что является добром и злом.

- Какое предложение вы выбрали для заголовка к 4 части7

(ЕЩЕ ЕСТЬ НАДЕЖДА).

- Что означают эти слова, на что надежда?

-Правильно, молодцы, ребята. Надежда на то, что человек жив, что Мишка исправится, будет жить в согласии со своей совестью, научится быть милосердным, добрым к людям.

-Какова главная мысль произведения? Выберите из данных пословиц ту, которая больше всего подойдет: Слайд.

* Совесть без зубов, а загрызет.

* Стыд не дым, а глаза ест.

- Ребята, а вам было когда-нибудь стыдно за свои поступки?

7. Беседа о доброте и милосердии.

-Так, что же такое доброта, милосердие, о которых мы сегодня говорим?

-Какие качества необходимы людям, чтобы жить со своей совестью, чтобы быть счастливыми самим и дарить радость другим? Чтобы ответить на этот вопрос, подберем синонимы к словам ДОБРОТА и МИЛОСЕРДИЕ.

-Правильно, молодцы, ребята, вот мы и открыли секрет нашего волшебного цветка.

*сострадание

*приветливость

*отзывчивость

*бескорыстие.

-Нужно ли проявлять милосердие к людям с ограниченными возможностями здоровья?

- Чтобы они не чувствовали себя ущемленными, существуют общества, которым помогает государство и просто окружающие.

-Создали специальные книги для слепых. Печатаются на специальной бумаге шести точечным рельефным шрифтом – брайлевские рельефно-точечные издания. Для каждой буквы - своя комбинация. Полный алфавит Луи Брайля состоит из 63 комбинаций букв и знаков. Люди могут читать самостоятельно при помощи кончиков пальцев.

- Как вы думаете, почему? (т.к. у человека есть тактильная память, а у слепых она особенно развита).

- Существуют целые библиотеки для слепых людей.

-Почему слепые люди работают хорошо руками?

Как вы думаете, для чего?

- Чтобы мяч был звонкий как погремушка. Тренер громко комментирует правее или левее надо бить. Но в воротах стоит зрячий.

-К сожалению, здоровые люди не всегда с пониманием относятся к людям с ограниченными возможностями здоровья, могут пройти мимо и не предложить помощь, если она требуется.

8.Итог урока.

-Понравился вам наш урок? Что для себя вы усвоили?

9. Домашнее задание.

- Читать заключительную часть рассказа, по выбору - пересказ или придумать свое окончание к рассказу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

— на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В 3 КЛАССЕ

Цель: — на примере читаемого материала проследить эволюцию развития образа героя;

— обучение анализу художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка;

— развитие умения определять тему и идею произведения;

— воспитывать ответственность за свои поступки.

модели героя (чёрная и белая)

Толковый словарь В. И.Даля.

Используемые технологии: работа в парах

проблемное обучение ИКТ

Содержание деятельности урока

Формируемые УУД

1.Эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение. Поприветствуем улыбкой гостей, пожелаем друг другу мысленно удачи и тихо сядем за парты.

Я хочу, чтобы вы на протяжении всего урока были внимательные и наблюдательные. А в голову приходили отличные идеи, мудрые мысли.

2. Мотивация.

Свой урок мы начинаем в необычном месте, где нас радушно встречают мудрецы, которые все знают о человеческой жизни.

Однажды предрассветною порой

ТРИ мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

—Что главное, скажите в человеке?

—Конечно, разум— первый мне ответил.

С ним каждый путь и правилен и светел.

— Благодарю, что просветил меня.

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: — Воля на пути,

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу.

Я поклонилась в пояс мудрецу.

Да нет, не то, заволновался третий

Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…

—Что же считал главным в человеке третий мудрец?

(Дети высказывают свои варианты)

— Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.

3.Краткая биографическая справка об авторе и его творчестве

— Кто автор этого произведения? Что вы знаете о нём?

Юрий Яковлевич Яковлев. Российский детский писатель. Родился в Ленинграде.

Защищал Родину во время Великой Отечественной Войны. После войны окончил Литературный институт имени М.Горького. Работал журналистом. Сотрудничал в газетах, журналах, ездил по стране. Начал писать для детей, когда у него родился сын.

Писатель много думал о детях, об их радостях и проблемах. Писал для детей рассказы, школьные учебники и даже сценарии к мультфильмам. Основные темы его произведений – это школьная жизни, память о героях войны, дружба человека с животными. В своих рассказах автор опирается на действительные случаи из жизни, поэтому его рассказы правдивы и интересны.

Слайд с произведения Ю.Яковлева

—А сейчас я хочу зачитать обращение автора к читателям :

— По названию произведения мы можем предположить о чём оно? (Рассуждения учащихся)

Своё произведение автор закончил такими словами:

Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.

-Что хочет он сказать этими словами?

— Чтобы понять духовный мир писателя, не достаточно просто прочитать его произведение, ведь литературное произведение можно сравнить с айсбергом: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Этому и будем учиться на уроке.

Какие цели мы поставим при изучении этого произведения? (Предположения учащихся)

— Мнения разделились. Давайте разберёмся, кто же из вас прав?

5. Работа над произведением. Словарная работа. Составление характеристики героя

—Каким автор представляет нам главного героя рассказа? Давайте охарактеризуем его.

Итак, при первом знакомстве мы видим:

драчуна и задиру

— Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой?

— Задумывался ли он над своими поступками?

— В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)

2) Характеристика чувств окружающих людей

— Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов.

* возмущение* восхищение

* равнодушие* неловкость

* обиду* доброжелательность

* чувство бессилия* недовольство.

— Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам испытывали окружающие такие же чувства? Почему? (……….)

Вывод: Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.

Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя.

— Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)

Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.

4) Наблюдение над эволюцией характера героя. Чтение частей учащимися

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

5.Ещё есть надежда

— Какая главная мысль каждой части? О чём она? (…..)

— На протяжении рассказа он остаётся таким же плохим?

— Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим?

5) Работа над сюжетом и композицией произведения текста

План (композиция текста)

1. Знакомство с Мишей

2.Встреча с бабушкой

3.Как Мишка отнял палку у слепого

5.Ещё есть надежда

— События (сюжет) в жизни мальчика происходят в таком же порядке?

(Сначала Мишка отнимает палку у слепого, а потом- появляется с ней во дворе и разговаривает с бабушкой.)

Отчего автор сознательно нарушает ход событий?

(Картина ожила в Мишкинах мыслях после слов старухи. Если бы он не встретил старуху, то не задумался о похищении палки.)

— Давайте прочитаем эпизод встречи мальчика со старушкой по ролям.

— На каких словах автор акцентирует внимание, он трижды употребляет их в тексте? Почему?

Как на крючок

Цепкий крючок

— Для чего автор использует этот приём, что помогают увидеть нам эти слова? (Мишка узнаёт, что человек был слепым. Эта встреча начала менять его сознание)

— Сейчас мы подошли к вопросу, над котором вы работали дома: взял бы Мишка палку, зная, что её хозяин слепой?

Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (Ответы детей)

(Вывод: Именно с этого момента Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным и совершать поступки, совсем необычные для такого человека, каким показал его автор в начале рассказа)

7) Продолжение наблюдения над эволюцией характера героя. Анализ чувств героя

Как вы её поняли?

(Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).

-А какой человек победил в душе Мишки: хороший или плохой?

(Победил хороший, ведь мальчик не выбросил палку, а стал искать незрячего человека и даже решил охранять другого от случайных хулиганов- совершил благородный поступок.)

— И снова у нас нет однозначного ответа. Какую же роль в произведении отводит автор полосатой палке?

—Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам объединиться в группы и поработать с отрывками, которые помогут в этом разобраться.

Проследите за тем, как автор описывает палку и соотнесите описание палки с состоянием мальчика. Занесите свои наблюдения в таблицу.

Читайте также: