Конспект урока старинные азбуки и буквари 1 класс перспектива

Обновлено: 05.07.2024

Урок по литературному чтению в 1 классе по УМК "Перспектива". . Тема "Старинные азбуки и буквари". Описание урока данного для студентов Педагогического училища №7.
Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.
Задачи:
Познавательные:
• закрепить знания детей об изученных буквах;
• познакомить детей со старинными азбуками и букварями;
• формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:
• развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;
• развивать навыки работы с текстом;
• развивать речь, логическое мышление и внимание.
Воспитательные:
• воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
• прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;
• воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:
• осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;
• воспроизводить прочитанный текст;
• применять полученные знания и умения на практике;
• работать в парах.

Оценить 423 0

Открытый урок

Литературное чтение 1 класс.

Учитель : Умина Маргарита Александровна

Невский район

Санкт- Петербург

21.01.2020 год

Тема: Старинные азбуки и буквари

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Познавательные:

закрепить знания детей об изученных буквах;

познакомить детей со старинными азбуками и букварями;

формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;

воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

воспроизводить прочитанный текст;

применять полученные знания и умения на практике;

работать в парах.

Мотивация к деятельности. ( 1мин)

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.


2.Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

Работа над дикцией.

- Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа

Три карася, три карпа.

- Что мы произносим?

-Ка называются знаки, для чтения и письма?

-Как называются собранные вместе буквы?

-Сколько букв с алфавите?

-Как называется учебная книга, по которой вы учили алфавит?

- Как еще называют азбуку?

- Вы со всеми буквами познакомились на уроках чтения. Значит уже умеете писать и читать.

3.Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Работа в парах.

- Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

- Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

-На буквы какого алфавита похожи эти буквы?

- А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?

- Кто придумал первую азбуку?

- Видел ли кто из вас старинные книги?

4.Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

- О чем же мы сегодня буде говорит на уроке? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

5.Реализация построенного проекта. (8 мин.)

- А как же называется наша учебная книга? (азбука)

- Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит.

-Прочитайте. Ответы на вопросы.

- Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки. (слайд 5)

(слайд 6)- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад эти два проповедника создали славянскую письменность. А почему славянскую, потому что сначала мы были славянами, потом руссечами.

- Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

(8 слайд)ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2мин)

6.Первичное закрепление. ( 7 мин)

Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.72. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

Чтение рассказа вслух по частям.

-Понравился ли текст?

-Все ли было понятно ?Какие слова и выражения вызвали у вас затруднения?

- Какого цвета была дощечка?

- Какого цвета был уголь?

- Почему писали углем?

- Что написал учитель?

- По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

- Почему каждая буква обозначалась словом?

-Какими словами обозначались буквы?

- Как они переводятся?

- Кто составил Букварь для детей?

- Кто автор рассказа?

- Нужно ли нам еще раз перечитать этот рассказ?

Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.

( 9 слайд) Первые книги были рукописными, а более 400лет назад Иван Федоров напечатал первую книгу.

(10 слайд)(11 слайд)

6.Самостоятельная работа (4 мин)

(14 слайд)Посмотрите на задания на листочках.
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.(презентаия)

8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

(12 слайд) Л.Н.Толстой

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

(13 слайд)Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

- Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

- Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

- Что узнали о старинной азбуке?

- Что обозначали буквы?

- Кто был основателем русской азбуки?

- Что заинтересовало на уроке?

Продолжите фразы и оцените свою работу на уроке:

Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных огоньков.

Красный – высокая активность на уроке, все получилось.

Зеленый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки , недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

(14 слайд)Посмотрите на задания на листочках.
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Тема: Старинные азбуки и буквари.

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре

Задачи:

Образовательные: сформировать представления об азбуке.

Развивающие: развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитывающие: воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Дидактические средства:

для учителя: средства ИКТ (презентация), изображение старинного алфавита.

для обучающихся: учебники.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

Актуализация опорных знаний.

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит с подарком …

Рвом глубоким огорожен

Этот хищник от прохожих.

Кто в охоте знает толк?

Это страшный серый …

Самый рослый из зверей –

Ходит гордо, словно граф,

Этот серенький грызун –

От беды в кустах скрываясь,

Вот еще гигантский кот –

С ним водить не стоит игр,

Грозный рык раздался вдруг,

Распугал всех птиц вокруг.

Ходит в клетке, озверев,

Царь зверей, короче …

Какое слово вы можете прочитать?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

А что такое алфавит?

Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?

А вы знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

Аист, волк, заяц, жираф, лев, тигр

Алфавит – это порядок постановки букв.

Мы узнаем об алфавите.

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Формирование новых знаний.

Как называется наша первая учебная книга?

Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

А теперь ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72

Что вы узнали нового?

Почему так говорят?

Как появилась слово азбука?

Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз, Б-буки.

Из этих названий появилось слово азбука. (слайд презентации)

Давайте рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их.

Что вы можете сказать о них?

Чтение статьи учебника

В современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 42. Дети анализируют и делают выводы (работа в парах)

Познавательные: умение добывать информацию из учебника.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

А где используется алфавит?

С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен, В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.

Поставьте фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке.

Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок. (слайды презентации)

Кто считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил ошибки?

Прочитайте фамилию последнего автора!

Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека?

Ребята, посмотрите раньше ваши родители учились по букварям (показ учебника)

А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь?

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд)

Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги.

Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?

А можно ли эти поучения применять в наше время?

Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: Создание условий для формирования представлений у учащихся о старинной азбуке и букваре, развитие полноценного навыка чтение.

Планируемые результаты:

Предметные: Иметь представление о старинной азбуке и букваре, уметь сравнивать старинные книги с современными, совершенствовать навык чтения.

Личностные: Формировать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности; иметь мотивацию к учебной деятельности.

Метапредметные:

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу урока; контролировать и корректировать свои действия, организовывать свое рабочее место.

Коммуникативные: вступать в беседу, диалог; слушать и понимать речь других; высказывать сое мнение.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, делать выводы и обобщения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Первым делом гоним лень!

На уроке не зевать,

А активно отвечать!

Актуализация опорных знаний.

Этой белокрылой птице

В зоопарке не сидится.

Чтобы люди улыбались,

К ним летит с подарком …

Рвом глубоким огорожен

Этот хищник от прохожих.

Кто в охоте знает толк?

Это страшный серый …

Самый рослый из зверей –

Ходит гордо, словно граф,

Этот серенький грызун –

От беды в кустах скрываясь,

Вот еще гигантский кот –

С ним водить не стоит игр,

Грозный рык раздался вдруг,

Распугал всех птиц вокруг.

Ходит в клетке, озверев,

Царь зверей, короче …

Какое слово вы можете прочитать?

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?

А что такое алфавит?

Подумайте, что нового мы можем узнать сегодня на уроке?

А вы знаете, что слово алфавит пришло к нам из греческого языка. Первые буквы назывались альфа и вита. Из этих двух названий получилось слово.

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

Аист, волк, заяц, жираф, лев, тигр

Алфавит – это порядок постановки букв.

Мы узнаем об алфавите.

Формирование новых знаний.

Как называется наша первая учебная книга?

Попробуйте объяснить, почему её так назвали?

А теперь ребята, проверим верны ли наши предположения, откроем учебники на странице 72

Что вы узнали нового?

Почему так говорят?

Как появилась слово азбука?

Слово азбука появилась 1000 лет назад из двух первых русских букв- А это Аз, Б-буки.

Из этих названий появилось слово азбука. (слайд презентации)

Давайте рассмотрим как выглядели буквы в древности и сравним их.

Что вы можете сказать о них?

Чтение статьи учебника

В современном алфавите 33 буквы, а в старом алфавите 42. Дети анализируют и делают выводы (работа в парах)

А где используется алфавит?

С какой целью слова располагаются в алфавитном порядке?

А давайте мы представим, что мы пришли в библиотеку и нам нужно выбрать книги следующих авторов С.Я. Маршак, А.С. Пушкин, А.Л. Барто, Г.Х. Андерсен, В.Г. Сутеев, Л.Н. Толстой.

Поставьте фамилии авторов в алфавитном порядке, чтоб нам легче было найти их на полке.

Проверка самостоятельной работы и исправление допущенных ошибок. (слайды презентации)

Кто считает, что он правильно выполнил задание? А кто думает, что допустил ошибки?

Прочитайте фамилию последнего автора!

Посмотрите, перед вами портрет Льва Николаевича Толстого. Что вы можете рассказать об этом человека?

Ребята, посмотрите раньше ваши родители учились по букварям (показ учебника)

А вы знаете кто и когда написал первый русский букварь?

Первый русский букварь был написан и напечатан в 1574 году Иваном Фёдоровым.(слайд)

Первый печатный учебник был в двух частях: одна часть посвящена изучению букв и слогов, другая содержала тексты-поучения. Знакомила эта книга и с цифрами. Прослушайте отрывки из данной книги.

Как вы понимаете данное высказывание? Чему оно нас учит?

А можно ли эти поучения применять в наше время?

Алфавит используется для составления словарей, различных справочников, в каталоге, в школе, в классном журнале, в библиотеке.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Тема: Старинные азбуки и буквари

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: формировать у учащихся представления о старинной азбуке и букваре, учить читать научные тексты, рассказы, осмысливать их.

Познавательные:

закрепить знания детей об изученных буквах;

познакомить детей со старинными азбуками и букварями;

формировать навыки сознательного и плавного чтения;

Развивающие:

развивать грамматически правильную речь детей, точность, полноту, эмоциональность, последовательность и содержательность в ответах;

развивать навыки работы с текстом;

развивать речь, логическое мышление и внимание.

Воспитательные:

воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;

прививать усидчивость, умение преодолевать трудности;

воспитать интерес и уважение к истории и культуре русского народа.

Формируемые УУД:

осмысливать читаемые тексты и выделять в них основную мысль;

воспроизводить прочитанный текст;

применять полученные знания и умения на практике;

работать в парах.

Мотивация к деятельности. ( 1мин)

Цель: мотивировать (самоопределить) учащихся к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход ученика из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности на уроке, а именно:

Чтобы хорошо учиться

Надо очень много знать,

Каждый день копилку знаний

Что мы изучаем на уроках обучения грамоте? А для чего нам это нужно? Правильно, самое главное – мы научимся хорошо читать, будем много знать.

2.Актуализация опорных знаний. (4 мин.)

1) актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их вербальная (в речи) и знаковая (эталон) фиксация и обобщение;

2) актуализация мыслительных операций и познавательных процессов, достаточных для построения нового знания;

4) фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

Для начала немного подготовим наш речевой аппарат.

Работа над дикцией.

- Что такое скороговорка?

В пруду у Поликарпа —

Три карася, три карпа.

Вспомним, о чем говорили на прошлом уроке.

1.Умный Ивашка,
красная рубашка,
Где пройдет-коснется,
там след остается.
(Карандаш)

2.На беленькой страничке книжки необычной

Могут появиться море, лес и дом.

Если не лениться, если потрудиться,

И карандашами раскрасить весь … (альбом)

3.Новый дом несу в руке

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные.

4.Будем весь урок писать

От рожденья все немые.

Станут в ряд – Сейчас заговорят.

6.Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу,

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте учиться.

Всем детям пример лишь с него нужно брать

Скажите, ребята, кто тот ученик? (Отличник)

Какое слово вы можете прочитать?

А что такое алфавит?

А кто мне может перечислить буквы алфавита?

3.Выявление места и причины затруднения (3 мин)

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать(вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Работа в парах.

- Как вы думаете, всегда ли на Руси умели читать и писать?

- Перед вами лежат карточки с записью предложения. Что вы можете сказать об этих записях. Обсудите это в парах.

Объясните, почему не получилось прочитать? В чем трудность?

-На буквы какого алфавита похожи эти буквы?

- А знаете ли вы когда, где и как появились первые знаки письменности на Руси?

- Кто придумал первую азбуку?

- Видел ли кто из вас старинные книги?

4.Построение проекта выхода из затруднения. (3 мин)

Цель: построить проект выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ (дополнение или уточнение), строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.

- Догадались, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О старинных книгах и алфавитах)

- Какие цели и задачи ставим на урок? Составим план действий.

- Что нового хотим узнать на уроке по данной теме? (Узнать о возникновении алфавита. Узнать о старинных азбуках и букварях)

- Чему будем учиться? (Различать старинные буквы, читать тексты из старинных азбук и пр.)

- Что будем развивать на уроке? (Технику чтения, устную речь, память, мышление).

5.Реализация построенного проекта. (8 мин.)

1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2)организовать решение исходной задачи, данной для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения;

3)уточнить общий характер нового знания.

- А как же называется наша учебная книга? (азбука)

- Как появилось это название? Поможет нам ответить на этот вопрос старинный алфавит. Посмотрите на розовые листочки на ваших партах.

- Догадались, название первой книги всех школьников происходит от названия первых букв алфавита Руси: аз и буки.

- Создателями этой азбуки были братья Кирилл и Мефодий из Византии. Почти 1000 лет назад древнерусский князь Ростислав обратился к византийскому императору Михаилу с просьбой прислать проповедников, которые могли бы распространять христианство на славянском языке (проповеди в тех краях читались на латинском языке, незнакомом и непонятном народу). Император Михаил направил греков – учёного Константина Философа (Кирилл ) и его старшего брата Мефодия. За создание славянской азбуки и принялся Константин. В работе ему помогал Мефодий, также хорошо знавший славянский язык.

Сейчас мы прочитаем небольшую научную статью . Какой текст мы называем научным?

- Какие азбуки самые древние?

- Что узнали про буквы старославянского алфавита?

"Веди Глаголь" – ведай учение;

"Твердо Оукъ" – укрепляй закон;

"Рцы Слово Твердо" – изрекай слова истинные и т.д.

- Какое послание мы получили от древних мудрецов?

- Прочитаем еще одну мудрость в азбуке.

6Первичное закрепление. ( 7 мин)

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи. На данном этапе происходит оформление в мышлении (усвоение) построенного способа действий. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия - сначала фронтально, затем в группах и в парах - решают типовые задания с проговариванием алгоритма решения вслух. Этап сопровождается рефлексией (обдумыванием) того, что делается, как делается и все ли понятно.

Работа с иллюстрацией

Посмотрите на иллюстрацию на с.80. Предположите, о чем будет этот текст.

Кто на картинке?

Что он показывает?

Какие это буквы?

Чтение рассказа вслух по частям.

- Какого цвета была дощечка?

- Какого цвета был уголь?

- Почему писали углем?

- Что написал учитель?

- По какой книге учились дети грамоте с давних пор?

- Почему каждая буква обозначалась словом?

-Какими словами обозначались буквы?

- Как они переводятся?

- Кто составил Букварь для детей?

- Кто автор рассказа?

- Нужно ли нам еще раз перечитать этот рассказ?

Повторное чтение текста. Работа над выразительностью.

Работа в группах по вопросам в рамке.

6.Самостоятельная работа (4 мин)

1)проверить на основе сопоставления с эталоном свое умение применять новое учебное содержание в типовых ситуациях;

2)организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности).

Посмотрите на задания на листочках.
Закрасьте букву и слово, которое она обозначает одним цветом. (Самостоятельная работа детей)

Проверка по эталону.

8. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

1)выявить границы применимости нового знания;

2)повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.

А) Старые буквари.

Первоначально книги на Руси были рукописные.

Самый первый букварь напечатан Иваном Федоровым, основателем книгопечатания на Руси, во Львове более 400 лет назад.

Первое московское пособие для обучения грамоте – Букварь Василия Бурцова.

Выпущен Московским печатным двором около 300 лет назад.

Букварь языка славенска, сиречь начало учения детем хотящим учитися чтению писаний" издан в Москве Симеоном Полоцким еще через 50 лет. Букварь С. Полоцкого по сравнению с предыдущими уже более объемный – в нем 160 листов.

Букварь Кариона Истомина. Издан в Москве в 1694 г. Карион Истомин, монах Московского Чудова монастыря, вместе с тем известный просветитель, поэт, художник, книжных дел мастер, служил на Московском печатном дворе сначала "справщиком" (редактором), а затем, с 1698 г., и его начальником.

Л.Н.Толстой в своём имении открыл школу для детей крестьян и создал учебники, по которым они учились.

В) Викторина.

Из чего сделана самая древняя азбука

Что означает каждая буква в старославянской азбуке?

Кто является создателем старославянского алфавита?

Г) Выставка современных букварей

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока). (2 мин)

1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2)провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся;

3)оценить собственную деятельность на уроке;

4)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

- Сегодня наши знания пополнились новой информацией. О чем говорили на уроке?

- Сумели ли мы ответить на вопросы урока?

- Что узнали о старинной азбуке?

- Что обозначали буквы?

- Кто был основателем русской азбуки?

- Что заинтересовало на уроке?

Продолжите фразы и оцените свою работу на уроке:

сегодня я узнал…

у меня получилось …

Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных огоньков.

Зеленый – высокая активность на уроке, все получилось.

Желтый – Хорошая активность на уроке, многое получилось, но присутствовали ошибки , недочеты.

Синий – многое на уроке осталось непонятным.

Поднимите огоньки, посмотрим, какой свет у нас загорится.

Замечательно! Я рада, что вам всё понравилось. Спасибо всем за урок. До новых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока. Решение учебной задачи

1. формирование четкого представления о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;

2. объясняют смысл непонятных слов с помощью словаря,

2. Продолжить формирование осознанно, правильно читать вслух;

3. Формировать приемы выразительного чтения;

1. Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2. произведения;

3. Проявляют интерес к культуре своего народа

4. Воспитывать заботливое отношение к культуре страны

1. Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

2. Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

1. Развивать умение выделять нужную информацию из текста;

2. Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

3. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

4. Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

1. Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

2. Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование:

презентация по ходу урока;

портреты Кирилла и Мефодия

Организация (мотивация к учебной деятельности)

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А проснулся и вставать!

Актуализация знаний[/i]

- Как называется наша страна?

- Почему мы называем отечеством Россию?

- Почему Россию называем Родиной?

- Почему мы её называем матерью?

На доске изображение

Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.

Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Сегодня на уроке мы перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны

Работа с текстом до чтения.

Подготовка к первичному восприятию. [/i]

1. – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)

– Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки).

И эту азбуку учили предки.

-Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она обозначала не только звук, но и слово и несет в себе смысл. !

Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная азбука, а таинственное, зашифрованное послание наших предков, древних славян, к нам.

Соедините первые три буквы в предложение. Какое предложение у вас получилось.

Аз- я, Буки – буквы, письмена, Веди – ведать, познавать.

История создания славянской азбуки.

Жили на святой Руси добры молодцы и красны девицы. У них были добрые матушки, да бородатые мудрые батюшки.

Умели они пахать да косить, терема возводить, холсты ткать, узоры вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не могли книги читать, не могли письма писать. Не было ещё у славян своей азбуки.

Слайд 5. Славянский князь Ростислав попросил у греческого царя прислать к славянам учителей, чтобы рассказывали они христианские книги.

И явились на Русь из Греции братья мудрые Кирилл и Мефодий. Они знали и славянский язык и греческий. В Греции была уже письменность. И решил брат Кирилл написать книги, понятные славянам, а для этого необходимо было переработать греческий алфавит и создать славянскую азбуку. Много работал Кирилл, и вот азбука готова.

Теперь надо было перевести книги с греческого языка на славянский. Это оказалось трудным делом. Стал Кириллу помогать Мефодий.

И выполнили это великое дело братья Кирилл и Мефодий. Произошло это в 863 году.

Слайд 7. Посмотрите на азбуку, которую создали Кирилл и Мефодий, называется она кириллицей, по имени одного из братьев. 44 буквы смотрят на нас с этого старинного свитка Каждая буква в славянском алфавите имеет своё имя.

В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию. В России все помнят, какое огромное дело сделали эти два человека для развития нашей письменности.

Слайд 10. Слайд 11. В разных городах России и в других славянских странах им поставлены памятники, в их честь называют церкви, храмы, библиотеки, институты. И каждый год весной, 24 мая, отмечают Праздник славянской письменности и культуры.

Читайте также: