Живопись и скульптура 18 века в россии конспект урока 8 класс торкунов

Обновлено: 06.07.2024

3. Антропов А.П. русский портретист (1716 - 1795)

АНТРОПОВ А.П.
РУССКИЙ ПОРТРЕТИСТ
(1716 - 1795)
Еще будучи учеником, принимал участие в декоративных
росписях Зимнего (1744), Летнего (1748), Царскосельского (1749) и других
императорских дворцов. Под руководством Антропова был расписан
Андреевский собор в Киеве (1752-1755). Заслуги молодого талантливого
живописца были оценены, и с 1761 его назначили главным надзирателем
живописных и иконописных работ Синода. Однако в истории русского
искусства Антропов остался как замечательный портретист.
Для портретов Антропова характерна подчеркнуто
простая, несколько грубоватая трактовка образа, лишенная утонченности и
психологизма "парадных" портретов.
Смелое сопоставление цветов, насыщенные
колористические контрасты, разнообразие приемов письма - все это
характеризовало манеру Антропова. Грубовато-откровенный в своих
правдивых портретных характеристиках, Антропов был чрезвычайно далек
от какой бы то ни было поверхностной идеализации фигуры, даже если
героем картины становился монарх. Что и проявилось в портрете Петра III
(1762).
Замечательный русский портретист стал учителем таких
выдающихся мастеров русской портретной живописи, как Д. Левицкий и П.
Дрожжин.

Алексей Антропов – матер камерного
портрета. Особенно удавались старые
лица, в портретах которых он сохранил
реалистические черты пережитых чувств
и страстей. Для изображения одежды
использовал стиль барокко.
Автопортрет
Портрет А.В. Бутурлиной
Портрет Т.А. Трубецкой
Портрет М.А. Румянцевой

5. Алексей Петрович Антропов (1716-1795)

6. А. П. Антропов (1716 – 1795)

А. П. АНТРОПОВ
(1716 – 1795)
А. П. Антропов избегал
изображать на портретах
поверхностное изящество.
Его образы конкретны,
реалистичны и вместе с
тем – психологичны.

Иван Петрович Аргунов (1729–1802 гг.)
Крепостной художник графов
Шереметьевых.
Мастер портретного жанра,
создавший галерею
парадных изображений
графов Шереметьевых.
Автопортрет

9. Аргунов Иван Петрович

10. И. П. Аргунов (1729 – 1802)

И. П. АРГУНОВ
(1729 – 1802)
И. П. Аргунов не
идеализирует внешность
модели, он смело передает и
косящие глаза, и некоторую
одутловатость лица. При
этом обращает на себя
внимание мастерское
владение художником
кистью в передаче фактуры,
изысканность теней.

13. Николай Иванович Аргунов (1771 – 1829)

НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ АРГУНОВ
(1771 – 1829)
Портрет П. Ковалёвой-Жемчуговой
Портрет Т. Шлыковой-Гранатовой

14. Рокотов Ф.С. выдающийся русский хуложник-портретист (1735 - 1808)

РОКОТОВ Ф.С.
ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ
ХУЛОЖНИК-ПОРТРЕТИСТ
(1735 - 1808)
О его жизни сведений почти не сохранилось. Известно, что
он был из крепостных князя И. Репнина.
В 1757 художник переехал в Петербург. Ему
покровительствовал глава Академии художеств И. Шувалов. Для него Рокотов
создал картину "Кабинет Шувалова" - практически первый интерьер в русской
живописи. Художественное образование получил под руководством Л.Ж. Ле
Лоррана и гр. П. де Ротари.
В 1762 был назначен в Академию художеств адъюнктом за
картину "Венера" и за портрет Петра III. К моменту вступления на престол
Екатерины II был уже хорошо известным художником. Императрица заказала
ему в 1763 свой портрет, давая сеансы в Петергофе. На портрете императрица
изображена в полный рост, в профиль, среди красивой обстановки - это один из
лучших портретов Екатерины. Рокотов создал множество портретов, в которых
избегал парадных изображений, поз и поворотов. Всем работам мастера присущ
тонкий психологизм.
В 1765 возведен в академики. После чего оставил Академию
и поселился в Москве. Здесь, не отвлекаясь на посторонние темы, создал свои
лучшие работы.
На рубеже 1770-1780 произошло изменение типа портретов
Рокотова. В эти годы писал, главным образом, женщин большого духовного
богатства.
В последние десятилетия работал очень мало, как полагают
из-за ухудшившегося зрения. В начале XIX века им не было создано ни одной
картины.

Федор Степанович Рокотов
(1735(?)–1808 гг.)
Крупнейший московский
портретист, работавший в
период Русского Просвещения.
Он вышел из крепостных,
учился в Академии художеств,
прославился как мастер
интимного портрета.
Портрет молодого
человека в гвардейском
мундире (ок. 1757 г.)
Предположительно
автопортрет Рокотова

В этом портрете
художник дал тонкую
психологическую
характеристику
своему персонажу: на
его полнокровном
лице играет
насмешливая улыбка,
умные глаза слегка
прищурены. Во всем
облике Майкова
сквозит ироничность и
самодовольство.
Портрет В.И. Майкова.
Художник Ф.С. Рокотов.
Около 1766 г.

Одна из самых известных
работ Рокотова – портрет
А.П. Струйской.
Прекрасные черты модели
слегка размыты, словно ее
отделяет от нас тонкая
завеса времени.
Портрет А.П. Струйской.
Художник Ф.С. Рокотов. 1772 г.
Её глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Её глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных
мук.
Н.Заболоцкий

18. Рокотов Федор Степанович

Левицкий Д.Г.
выдающийся русский художник-портретист
(1735 - 1822)
Первоначальные навыки в искусстве получил, по-видимому, от
своего отца. Уже в ранних работах показал себя первоклассным мастером парадного
портрета, способным найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность
цвета с тональным единством и богатством оттенков (портреты Н. Сеземова, 1770; П.
Демидова, 1773).
В серии парадных портретов воспитанниц Смольного института
(1773-1776) художник создал галерею очаровательных юных образов, сумев увидеть и
передать веселье, грацию, воплощенную юность. Серия "Смолянок" - шедевр
мирового искусства (все портреты в Гос. Русском музее).
Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает
портрет Екатерины II "законодательницы" (1783). Художник старался создать образ
"просвещенной" монархини, сходный с тем, что воспевался в одах Г. Державина.
В 1780-х художник создал уникальную портретную галерею
деятелей русской культуры. Особой теплотой отличаются интимные портреты
Левицкого, созданные в период расцвета творчества художника (середина 70-х - нач.
80-х). Еще в 1773 мастер исполнил портрет Д. Дидро, поражавший современников
своей жизненной убедительностью, исключительной правдивостью в воссоздании
облика философа. Одно из лучших созданий Левицкого - портрет молодой М.
Дьяковой (1778), поэтичный, жизнерадостный, написанный в богатой гамме теплых
оливково-зеленых и розовых тонов. Последние 20 лет жизни из-за болезни глаз он
почти не работал.
Творчество Левицкого стало вершиной в развитии
реалистического портрета ХVIII века.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822 гг.)
Русский художникживописец украинского
происхождения, мастер
парадного и камерного
портрета.
Его портретам была
присуща яркая
индивидуальность
образов.
Академик Императорской
Академии художеств.
Автопортрет Д.Г.Левицкого

Одной из первых его
работ был портрет архитектора
А.Ф. Кокоринова.
Вопреки традиции на
парадном портрете предстает
не монарх, не вельможа, а
зодчий – строитель здания
Академии художеств (на его
план он указывает
красноречивым жестом руки).

В 1773 году была создана
одна из интереснейших
работ Д. Левицкого –
портрет философа Дени
Дидро,
французского
философаэнциклопедиста, писателя.
Энергию,
творческое
беспокойство и душевное
благородство которого так
живо и непосредственно
передал русский художник.

24. Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)

25. Левицкий Дмитрий Григорьевич

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825)
Портрет В.Л. Боровиковского.
Художник И.В. БугаевскийБлагодарный. 1824 г.
Художник является
связующим звеном между
искусством XVIII и XIX
веков. В его творчестве
проявились черты нового
художественного стиля –
сентиментализма,
который обратился к
человеческой личности –
ее настроениям, чувствам.
Герой сентиментализма –
обычный человек,
способный любить,
страдать, переживать.

Владимир Лукич Боровиковский
(1757 - 1825)
Владимир Лукич родился в
украинском городке Миргороде.
Его отец, Лука Боровик,
принадлежал к местной
казачьей старшине, владел
домом и двумя небольшими
участками земли.
Следуя традиции, 4 его сыновей
служили в Миргородском полку,
но Владимир в чине поручика
вышел в отставку и посвятил
себя живописи, иконописи,
которой учился под
руководством отца.

Традиционный парадный портрет XVIII века, в
котором основной задачей является демонстрация
высокого социального положения модели.

Портрет А. Б. Куракина в одеянии
кавалера Мальтийского ордена
Примером блестящего парадного
изображения человека служит портрет А.
Б. Куракина , передающий всю
значительность общественного положения
"бриллиантового князя".

Наиболее ярко талант художника раскрылся в серии
женских портретов. Они не столь эффектны, как
мужские, невелики по размерам, порой сходны по
композиционному решению, но их отличает
исключительная тонкость в передаче характеров,
неуловимых движений душевной жизни и объединяет
нежное поэтическое чувство.

Поэт Я. Полонский посвятил этому портрету:
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали.
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать.
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Портрет М. И. Лопухиной (1797)

35. В свои последние годы В. Л. Боровиковский вернулся к религиозной живописи.

Антон Павлович Лосенко (1737–1773 гг.)
Современник Рокотова,
представитель классицизма,
основоположник русской
исторической живописи. Он
родился на Украине, окончил
Академию художеств,
продолжил образование во
Франции.

39. Скульптура

СКУЛЬПТУРА
Во второй половине XVIII в. были заложены
основы русской скульптуры. Она развивалась
медленно, но русская просветительская мысль и
русский классицизм явились величайшими
стимулами для развития больших
гражданственных идей.

В 1792 году Шубин по памяти
создает
портрет
М.В.
Ломоносова. Скульптор дает
выразительную, правдивую и
точную
характеристику
выдающемуся отечественному
ученому,
первому
русскому
академику.
В отличие от других, эта работа
композиционно
проста.
В
трактовке формы нет элементов
парадности. Портрет насыщен
глубокой интеллектуальностью
и
демократизмом.
В
нем
отчетливо
видны
черты
реалистического искусства.

46. скульптура

Этьен Морис Фальконе (1716–1791 гг.)
Во второй половине XVIII в.
в России работал
выдающийся французский
скульптор Этьен Морис
Фальконе.
Екатерина II заказала ему
памятник Петру Великому.
12 лет Фальконе трудился
над конной статуей Петра I

Этьен Морис Фальконе (1716-1791) выдающийся мастер скульптуры.
Приехал в Россию по приглашению
Екатерины II для создания монумента
в честь Петра I.
По смелости композиционного и
технического решения, строгости и
лаконизму форм памятник Петру одно
из
лучших
произведений
монументального
искусства
того
времени.
В использовании естественной скалы
для постамента нашел выражение
главный
эстетический
принцип
просветительства XVIII в. – верность
природе.

Важная деталь - змея под копытом коня.
Бронзовая змея, соединенная с хвостом лошади
выполняет конструктивную роль - является
третьей точкой опоры - одновременно служит
аллегорией
символизирует
зависть
и
недоброжелательство. Это новаторский прием,
благодаря которому конь кажется стоящим на двух
точках - задних ногах, третья же точка укрепления
зрительно не воспринимается.
Памятник императору Петру I установлен на Сенатской
площади в Санкт-Петербурге.

Михаил Иванович Козловский
(1753 - 1802)
Главная тема произведений тема гражданской доблести, силы
духа и самопожертвования.
Два типа красоты: юноши в
изменчивом состоянии и воиныгерои как воплощение зрелой
красоты.
Использование аллегорий.
Воспитал плеяду выдающихся
скульпторов: С.С. Пименов, В. И.
Демут-Малиновский и др.
Автопортрет(?). 1788, сепия

Самсон, раздирающий пасть
льву. Фонтан в Петергофе.
Скульптор
М.И.
Козловский.
1800-1802.
В конце XVIII в. лучшие русские
ваятели были привлечены к
работе
по
обновлению
скульптур Большого каскада в
Петергофе.
Скульптура
являла
собой
аллегорию победы Петра I над
Швецией.
Статуя бесследно пропала во
время Великой Отечественной
войны. После войны по образцу
была выполнена новая модель
скульптуры.

Это аллегория Полтавской
битвы: изображение льва
входит в шведский герб, а
произошла битва в день
святого Самсона. Могучий
Самсон олицетворяет силу
русского оружия.
Во время Великой
Отечественной войны
памятник был похищен
фашистами. В 1947 г.
скульптор В.Л.Симонов
воссоздал памятник на основе
фотодокументов.
Самсон, раздирающий пасть льва

Среди балтийских солнечных просторов,
Над широко распахнутой Невой,
Как бог войны, встал бронзовый Суворов
Виденьем русской славы боевой.
В его руке стремительная шпага,
Военный плащ клубится за плечом,
Пернатый шлем откинут, и отвага
Зажгла зрачки немеркнущим огнем.
В. Рождественский
Памятник славы русского воинства.
Главное — не личность, а идея
военного триумфа России.
Памятник Суворову (бронза, 17991801, находится на Суворовской
площади в Петербурге).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

урока истории (в 8 классе)

Учитель: Гавенко Ольга Александровна

Раздел: Культурное пространство Российской Империи в 18 веке.

Тема: Живопись и скульптура в 18 веке 8 класс.

Цель: Характеризовать развитие русской живописи и скульптуры в 18 веке.

Задачи: - называть популярные сюжеты; описывать работы известных живописцев и скульпторов; выделять общие черты в судьбе российских художников 18 века; обяснять различия между стилями барокко, рококо, классицизмом;

- развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, отбор материала по заданному вопросу;

- на примерах художественных достижений способствовать пробуждению у обучающихся чувства гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.

Планируемые результаты: предметные: объяснять и применять понятия: барокко, рококо, классицизм, сентиментализм; называть и описывать произведения классицизма и барокко в живописи и скульптуре; характеризовать творчество художников и скульпторов 18 века;

метапредметные УУД: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности;выстраивать алгоритм действий, соотносить свои действия с планируемым результатом; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 3) познавательные: на основе текстового и графического материала характеризовать произведение искусства 18 в.; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, оценивать ее достоверность; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи и представлять результаты своей деятельности;

личностные УУД: выражать личное отношение к духовному, нравственному опыту наших предков, проявлять уважение к историческому наследию страны.

Оборудование: учебник, слайды с репродукциями картин и изображениями скульптурных работ 18 века, раздаточный материал для работы в группах, дополнительный материал, карточки для оформления доски с названиями стилей в живописи.

Приветствует учащихся. Организует проверку готовности учащихся к уроку.

Приветствуют учителя и друг друга. Рассаживаются по группам

2. Актуализация знаний

- Что такое культура? (Достижения людей в материальной и духовной области)

-Как связана культура с историческими событиями? (Напрямую.Преобразования в государстве ведут к изменениям и в культурной жизни).

- Какое главное событие произошло в России на рубеже 17 – 18 веков? (Россия стала империей при Петре I , отвоевав выход в Балтийское море)

- Как называют эпоху 18 века? (Эпоха дворцовых переворотов, эпоха Просвещения).

Эпоха Просвещения наложила отпечаток и на развитие культурного пространства в России.

Включает учащихся в учебную деятельность.

Организует работу по проверке теоретического материала.

Отвечают на вопросы учителя

3. Мотивационно-целевой этап

- Прочитайте слова, которые видите на доске. (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм (стили); пейзаж, портрет, натюрморт, историческая картина(жанры), бюст, памятник, постамент, пьедестал, скульптура (скульптура).

- Подумайте, о чем пойдет сегодня речь на уроке и попробуйте сформулировать новую тему.

1. Особенности развития живописи в 18 веке.

2. Алексей Петрович Антропов (1716-1795)

3. Иван Петрович (1729-1802) и Николай Иванович (1771-1829) Аргуновы.

4. Владимир Лукич Боровиковский (1757-1825).

5. Иностранные мастера на русской службе. Этьен Морис Фальконе.

6. Коллекционирование живописи и скульптуры.

План записан на доске

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение. Осмысливают цель и задачи урока. Записывают тему в тетрадь.

Учащиеся знакомятся с планом

4. Работа по теме

Вступительное слово учителя:

- Представим, что мы с вами сейчас не в нашей родной школе и сегодня, а в то далёкое время, в 18 веке… В какой город нам нужно поехать и почему? (В Санкт-Петербург, столица, много интересного и красивого)

- Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в Петербург 18 века.

Учитель: - Здравствуйте, милостивые государи и государыни! Не удивляйтесь, такое обращение было принято в той эпохе, куда мы с вами сегодня отправляемся. (Работа в группах по плану)

1. Особенности развития живописи в 18 веке.

- Работая с учебником на стр. 91-92 п.1, выделите новые черты изобразительного искусства 18 века и укажите основные жанры.

Запись в тетради:

- разнообразие жанров: портреты, исторические картины, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены

- интерес к жизни крестьян

2. Выступление подготовленных учащихся:

Андрей Петрович Антропов (1716-1795)

- Кто был учеником Андрея Петровича Антропова во время росписи храма Андрея Первозванного в г. Киеве? (ученикам)

3. Выступление о жизни и творчестве Аргуновых Ивана Петровича и Николая Ивановича )

4. Выступление о жизни и творчестве Владимира Лукича Боровиковского

Вопрос: - Какая картина В.Л.Боровиковского понравилась вам больше всего и почему?

Вопрос учащимся: - Какое главное отличие камерного портрета от парадного

Вступительное слово учителя: …Петербург. Вторая половина 18 века. В России в то время еще не было художественных выставок или музеев изобразительных искусств. Но одним из обязательных украшений богатых домов были коллекции живописи и скульптуры. Мода на это существовала и ранее. Теперь же такие коллекции становились показателем престижа хозяев. Именно в это время на русский престол вступила императрица, положившая начало Эрмитажу. Кто же это? У вас есть уникальная возможность познакомиться с нею. Императрица покажет вам шедевры своей коллекции, а вы слушайте внимательно и продолжайте заполнять таблицу в тетради. (Выходит Екатерина II )

Ек. II : - Добрый день, господа!

Учащиеся: Добрый день,Ваше императорское Величество!

Учиитель: - Не согласитесь ли Вы, Ваше императорское Величество показать нам свою коллекцию?

Ек. II : - С превеликим удовольствием! (рассказ о картинах Антона Павловича Лосенко и Федора Степановича Рокотова)

Создает обстановку и настроение для восприятия нового материала.

Учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению 1 вопроса.

Учитель дает установку на выполнение задания по рассказу учащихся. Учитель объясняет суть ролевой игры.

Учитель задает вопрос экскурсоводу

Проверяет правильность записи в тетрадях об Антропове А.П.

Учитель напоминает учащимся, как выполнять задание.

Оценивает ответы учащихся и выступающего.

Ведет счет баллов по командам.

Аналогично первым двум выступлениям учитель ведет работу.

Объясняет суть игры-разминки, ведет счет баллам.

Дает установку на восприятие театрализации

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, настраиваются на изучение нового.

Учащиеся включаются в игровой момент.

Учащиеся перечисляют новые черты и указывают жанры.

Учащиеся заполняют таблицу в тетради по рассказу учащихся. Капитан заполняет оценочный лист.

Экскурсовод задает вопрос, учащиеся отвечают.

Заполнение таблицы в тетрадях

Заполнение таблицы в тетрадях учащихся. Капитан оценивает экскурсовода. Желающие учащиеся задают вопрос по выступлению. Экскурсовод задает вопросы учащимся.

Заполнение таблицы, ответы на вопросы, оценивание.

Выполняют задание, получают доп. баллы.

Настраиваются на восприятие нового материала.

5. Первичный контроль и закрепление знаний

6. Задание для работы в группах после театрализации.

- Какое увлечение , как самих императорских особ, так и просто богатых людей 18 века, ценителей искусства, показано в предложенной сцене? (Коллекционирование произведений живописи и скульптуры)

Организует работу в группах – задание на карточках.

Выполнение задания учащимися в группах. Работа по заполнению таблицы.

6. Работа по теме

7.ТворчествоЭтьена Мориса Фальконе (1716-1791г.г.)

1. В чем смысл надписи на пьедестале Медного всадника? («Петру Великому Екатерина II . Надпись подчеркивает одновременно величие и скромность как Петра I , так и Екатерины II ).Отвечает выступающий.

2. (ученикам) Почему памятник Э. Фальконе Петру I называют одним из символов Санкт-Петербурга? (При Петре I Россия, одержав победу в Северной войне, стала империей, а Петр I стал императором.Медный всадник-визитная карточка Петербурга, олицетворяет величие Петра Великого)

НРЭО: Наш край в 18 веке

Учитель: особенности живописи Урала в XVIII в.

Организует работу по созданию атмосферы восприятия нового материала.

Рассказ с опорой на стену

Заканчивают работу по заполнению таблицы.

Отвечают на вопросы учителя и экскурсовода.

Оценку юному экскурсоводу выставляет капитан.

7. Первичный контроль и закрепление знаний

8.Задание для работы в группах: (на время)

Ответить на вопросы:

1. Автор картины

(Николай Иванович Аргунов «Портрет П.И. Ковалевой-Жемчуговой. Сентиментализм, камерный портрет.

9.Задание для капитанов

- Какие два великих живописца (учитель и ученик) встретились в храме Андрея Первозванного в Киеве при его расписывании? (Учитель- А.П. Антропов, ученик-Дмитрий Левицкий).

Организует работу по выполнению задания в группах

Организует работу по выполнению заданий для капитанов

Оценивает ответы капитанов

Выполняют задание в группах. Перед учащимися репродукции картин

Выполнение заданий капитанами. Члены команды заполняют листы рефлексии.

8. Подведение итогов. Рефлексия

Какое задание было самым сложным? Почему?

Какое задание больше понравилось выполнять? Почему?

Оцените свою работу во время урока, показав жетоны разного цвета (5,4,3).

Подведение итогов урока, работы экскурсоводов, команд, капитанов. Награждение лучших.

Заключительное слово учителя:

- Дорогие ребята! Спасибо за работу на уроке. Надеюсь, что вам было интересно и познавательно. До свидания, восхитительный 18 век, подаривший нам и миру величайших мастеров живописи и скульптуры эпохи Просвещения и, конечно, прекрасные музеи города Санкт-Петербурга. На этом нашу экскурсию считаю завершенной. До скорой встречи на следующем уроке.

Организует формулирование итогов по теме урока в виде беседы.

Организует и выполняет контроль рефлексии.

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Историк-консультант (учитель или ученик?)

НРЭО: Живопись и скульптура 18 века на Урале.

Живопись на Урале по-прежнему была представлена прежде всего иконописным искусством. Продолжала свою деятельность иконописная мастерская Строгановых. Расцвет иконописания и иконостасной резьбы в Туринске специалисты связывают с появлением в начале 18 века при Нижнетагильском заводе демидовской школы живописи. Для школы были выписаны из-за границы искусные живописцы. Набирали в школу мальчиков из демидовских вотчин. Демидовская школа ориентировалась на западноевропейские принципы искусства и способствовала их проникновению в местное иконописание.

В 18 веке на Урале возникает и развивается роспись металлических изделий. Центрами ее стали Нижний Тагил и Невьянск. Зарождение искусства росписи по металлу на Урале также было связано с открытием школы живописи на Нижнетагильском заводе. Из стен школы искусство перекочевало в Туринск. Уральские живописцы особенно любили разнообразные растительные мотивы. На подносах часто изображали красочные букеты цветов. Наряду с этим помещались различные сюжетные картины. Художественные приемы, вырабатываемые в живописи по металлу, переносились в роспись и резьбу по дереву.

Новой ветвью уральского искусства стало чугунное художественное литье. Чугунные архитектурные детали, отливаемые на уральских заводах, использовались в месиных постройках, и отправлялись в большом количестве в Москву и Петербург.

18 столетие положило начало уральскому камнерезному искусству. В 1782 году на гранильной фабрике в Екатеринбурге началось изготовление первых уральских ваз из цветных камней. Первоначально уральские камнерезы использовали твёрдые породы (топазы, сердолик, горный хрусталь и пр.) В дальнейшем они работали с мрамором и различными красочными яшмами. Декоративные вазы, чаши, столешницы, созданные екатеринбургскими мастерами, - замечательные памятники камнерезного искусства.

· На Урале развивается промышленная архитектура

· Продолжает свою деятельность иконописная мастерская Строгановых

· На Урале возникает и развивается искусство росписи металлических изделий

Тема урока: Художественная культура России второй половины XIX века.

Предмет: История России XIX в.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и театрализации

Цели урока: 1. Образовательная- создать у учащихся представление о российской культуре второй половины XIX в., обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; познакомиться с творчеством художников, скульпторов, литераторов, архитекторов данного периода;

2. Развивающая- развивать навыки самостоятельной работы, работы в группах, отбора материала по заданному вопросу;

3. Воспитательная- на примерах художественных достижений пробуждать у учащихся чувство гордости и любви к Родине, интереса к ее богатейшей культуре.

  1. Вступительное слово учителя
  2. Актуализация знаний
  3. Изучение нового материала

А. развитие образования

5. Домашнее задание

Здравствуйте, милостивые государи и государыни! Не удивляйтесь – именно такое обращение было принято в той эпохе, куда мы сегодня с вами отправимся.

Заканчивается 18 век…


О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек;
Мощно, велико ты было, столетье! дух веков прежних
Пал пред твоим олтарем ниц и безмолвен, дивясь.
Выше и выше лети ко солнцу, орел ты российский,
Свет ты на землю снеси, молньи смертельны оставь.
Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.

Благодаря реформам Петра I на европейском олимпе зажглась звезда Российском империи. Блистательной, самобытной, готовой продемонстрировать всему миру свое величие.. Россия удивит Европу не только победами оружия, но и богатством духовной жизни, целой плеядой ярких имен в науке, литературе, духовной жизни.

Именно культуре посвящен наш урок.

Тема урока: Художественная культура России второй половины XIX века.

Почему у вас возникли затруднения с ответом?

Действительно, стиль барокко получил распространение только в архитектуре первой половины 18 века.

Задание : выберите из предложенных здания в стиле барокко. По каким чертам вы определили их стилевую принадлежность?

Однако единого стиля во всех направлениях искусства в первой половине века не сложилось.

Мелькание слайдов, связанных с 18 веком (здания, портреты, мода, скульптуры).

Слайд с названием темы урока.

На экране: Зимний дворец,

Ансамбль Смольного монастыря в Петербурге,

Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе,

Мариинский дворец в Киеве.

Наша с вами цель - выяснить, какой стиль утвердился в русской культуре во второй половине 18 века;

- на основе анализа произведений искусства назвать важнейшие признаки этого стиля;

-сформулировать свое отношение к достижениям русского искусства второй половины 18 в.

Учитель: Прошу вас, милостивые государи и государыни, следовать за мною.

В 18 в. Летний сад служил местом устройства ассамблей, придворных празднеств, неспешных прогулок… О чем говорили тогда дворяне? Что обсуждали? У нас есть возможность подслушать их беседу.

Возьмите ручки и запишите из их диалога то, что покажется вам необычным, интересным, неизвестным.

Представьте себе: Апрель, 1785 год, Санкт- Петербург, Летний сад…

Юноша: Добрый день, сударыня! Прекрасный день для прогулки!

Девушка: Добрый день, сударь! Летний сад так очарователен в это время года!

Юноша: Соблаговолите, сударыня, разрешить мне нарушить ваше уединение. Что вы читаете? Верно, это последнее сочинение модного сейчас господина Державина:
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,

Металлов тверже он и выше пирамид;

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

И времени полет его не сокрушит!

Так! Весь я не умру, но часть меня большая,

От тлена убежав, по смерти будет жить,

И слава возрастет моя, не увядая,

Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Девушка: Ваше обращение выдает в вас выпускника Университета.

Рома: Вы удивительно прозорливы. Я действительно недавно окончил Петербургский университет по юридической части. А вы, сударыня, где обучались?

Девушка: Я совсем недавно покинула стены Смольного института благородных девиц. Заботами наших учителей я изучила географию, историю, архитектуру, иностранные языки, музыку и танцы.

Юноша: Как много делает государыня императрица для развития просвещения! Теперь и благородные, и мещанские девицы получают образование .

Настя: Невозможно представить, что еще 100 лет назад женщина была заперта в тереме!

А Maman на днях сказала, что скоро мы отправимся в путешествие по Европе.

Рома: Поверьте, сударыня, в Петербурге можно увидеть гораздо больше интересного. Настоятельно вам рекомендую посетить Астрономическую обсерваторию , Публичную библиотеку или Физический кабинет Петербургской Академии наук!

Настя: Благодарю вас, сударь. По правде сказать, меня гораздо больше привлекает театр. Ах, с каким удовольствием посетила я недавно театр господина Волкова! Говорят, в порыве вдохновения он бросает в зрительный зал табуреты!

(продолжая диалог, уходят).

Вопрос учителя: Какие же новые слова, понятия, явления вы отметили?

Посмотрите на слайд. Все ли новшества вы назвали?

Какой вывод об образовании и науке мы можем сделать?

Развитие образования и науки сопровождались расцветом художественного творчества.

Аллеи Летнего сада в СПб

1. Развитие высшего образования

2. Распространение научных знаний

3. Становление общедоступного театра

4. Начало женского образования

5. Открытие первой публичной библиотеки

Учитель: сейчас мы будем работать в группах. 1- архитекторы, 2 - литераторы , 3- скульпторы.

Перед вами текст, посвященный одному виду искусства. Почитайте его внимательно. Рассмотрите прилагающиеся иллюстрации. Приготовьтесь назвать особенности нового стиля и рассказать о них классу. Выделенные вами особенности запишите на карточки.

После выступления всех групп мы сможем назвать общие черты нового стиля, то есть определить его суть.

Алгоритм работы группы

Учитель: Вместе с группой архитекторов мы отправляемся на прогулку по Петербургу.

После блистательной победы русской армии в русско-турецкой войне Екатерина II приказывает возвести дворец. В память о борьбе за Крым он получил название Таврический. Господа архитекторы, расскажите нам, пожалуйста, об этом архитектурном памятнике.

Дополнение учителя: Державин написал о здании Таврического дворца: “древний изящный вкус - его достоинство; оно просто, но величественно”. Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания - петербургского, русского и вместе с тем европейского. Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад.

Учитель: Продолжаем наше путешествие по Петербургу. Перед нами – одно из самых загадочных зданий северной столицы. Михайловский замок, построенный для Павла I, стал местом его убийства заговорщиками в 1801 г. Господа архитекторы, что вы можете рассказать об этом здании?

Дворянскую культуру 18 века невозможно представить без загородных усадьб. Итак, мы с вами в Царицыно. Обратите внимание на работу В. Баженова. Это Полуциркульный дворец.

Обобщение: Господа архитекторы, какие же черты нового стиля в архитектуре вы отметили?

Вторая и третья группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями архитектуры крепятся на доску

Нам очень повезло, что в нашем классе есть группа учеников, серьезно занимающаяся литературой. Они помогут нам лучше понять тематику и особенности русской литературы 18 века.

Один из членов группы выразительно читает стихотворение Г. Державина.

Господа литераторы, поясните нам, пожалуйста, к каким вопросам обращались русские поэты в ту эпоху, что хотели выразить в своем творчестве?

Члены группы на примере данного стихотворения рассказывают об особенностях литературы второй половины XVIII в.

Учитель: Какие же особенности отличают литературу?

Первая и третья группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями литературы крепятся на доску

Учитель: А сейчас мы обратимся к рассмотрению живописи. Во второй половине 18 века в России еще не было художественных выставок или музеев изобразительных искусств. Но именно в это время на русский престол вступила императрица, положившая начало Эрмитажу. Кто же это?

У нас есть уникальная возможность познакомиться с нею. Императрица покажет нам шедевры своей коллекции, а вы слушайте внимательно и записывайте особенности нового стиля в живописи.

Екатерина II: Добрый день, господа!

- Добрый день, Ваше императорское величество! Не согласитесь ли вы показать нам свою коллекцию?

Екатерина II: С превеликим удовольствием! Правда, она еще невелика, но я стараюсь пополнять ее новинками. Просвещенный правитель обязан уделять внимание искусству, чтобы его подданные совершенствовались нравами. Прошу следовать за мною!

А вот перед вами работы моего любимого живописца Ф. Рокотова. Это парадный портрет графа А. Орлова. Посмотрите, как богат его наряд, украшенный драгоценностями. Но не внешняя красота и обаяние привлекает художника! Под парадным плащом графа мы видим военные доспехи, в руке графа- шлем. Это не случайно, ведь граф Орлов – герой турецкой войны! На его груди – орден, именно он- главное украшение героя. Такой человек, служащий Отечеству, несомненно, достоин того, чтобы его деяния помнили потомки.

Коллекция моя еще невелика. Но, я уверена, она многократно увеличится со временем, найдите время, чтобы его посетить! А сейчас прошу меня извинить- спешу на заседание Правительствующего Сената.

Учитель: какие же черты отличают живопись второй половины XVIII века? Что вы отметили?

Карточки с особенностями живописи крепятся на доску

Учитель: А теперь обратимся к скульптурным изображениям. Господа скульпторы, расскажите об особенностях скульптуры данного периода.

Какие же особенности отличают скульптуру?

Первая и вторая группы, запишите, пожалуйста, эти черты в свои бланки самоконтроля

Карточки с особенностями скульптуры крепятся на доску

Работа с карточками и бланками самоконтроля.

Какие признаки общие для всех видов искусства?
Какими эпитетами вы охарактеризовали бы новый стиль?
Как же он называется?
Какой признак из всех кажется вам главным, основополагающим?

В. Баженов. Михайловский замок, Полуциркулярный дворец в Царицыно.

Каких успехов добились российские мастера в сфере изобразительного искусства в XVIII в.?

1. Особенности развития живописи в XVIII в.

Век Просвещения привёл к расцвету живописи практически во всех европейских странах. Художественная культура этого времени отличалась разнообразием жанров: художники писали портреты и исторические картины, пейзажи и натюрморты; появился бытовой жанр (сцены из народной жизни); с развитием театра совершенствовалась театральная декорация.

В развитии жанра портрета проявились две особенности: стремление к отображению правды жизни и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах вельмож крупные государственные деятели и царствующие особы представали реальными людьми, не лишёнными недостатков.

В самом конце XVIII в. в живописи появляется целое направление, представленное сценами из крестьянской жизни, портретами крестьян. Этот бытовой жанр отражал идеи модного тогда сентиментализма, проявлявшегося в идеализации крестьянской жизни.

Одним из самых известных художников школы барокко был Алексей Петрович Антропов (1716—1795). Свою заметную карьеру художника Антропов начал в 1742 г., когда он в качестве художника оформлял коронационные торжества императрицы Елизаветы Петровны в Москве. После возвращения в Петербург ему заказали картины для триумфальных ворот в Аничковой слободе. Он с успехом участвовал в росписях плафона и создании икон для Зимнего дворца. Работал над оформлением убранства Летнего дворца, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, Большого дворца в Петергофе.

Знакомство с И. И. Шуваловым помогло художнику получить место куратора живописцев, работавших при Синоде. Ему было поручено также обучать талантливую молодёжь живописи, иконописи, мастерству финифти. В художественной студии Антропова всегда было много способных учеников.

И всё же не этим стал знаменит Антропов. Он был одним из первых художников России, начавших писать светские портреты. При этом глубина проникновения в характер своего героя и реализм в подаче портретного сходства восхищали современников. Его портреты отличались правдивостью характеристик, подчёркивали волевые качества людей, достоинство, уверенность в себе. Такими, например, были изображения императора Петра III, архиепископа Кулябки.

3. И. П. и Н. И. Аргуновы

Мастерами портретного жанра были крепостные художники Иван Петрович Аргунов (1729—1802), создавший галерею парадных портретов графов Шереметевых, и его сын Николай Иванович Аргунов (1771 —1829), прославившийся изображениями крепостных актрис Останкинского театра (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой).

Иван Петрович начинал свой творческий путь подмастерьем у придворного художника императрицы Елизаветы Петровны Г. X. Гроота. Показав себя способным учеником взыскательному учителю, Иван Петрович вместе с ним писал иконы для церкви Большого Екатерининского дворца в Царском Селе. Затем в 1760-е гг. он создал самые лучшие свои портретные работы. Однако Аргунов оставался крепостным, даже будучи широко известным художником. Вскоре П. Б. Шереметев решил переселиться в Москву, оставив

Ивана Петровича считали своим учителем крупные художники той поры — А. П. Лосенко, Д. Г. Левицкий и др.

Творческий путь отца продолжил сын — Николай Иванович. В его портретах индивидуальный облик людей, которых он рисовал, стал ещё более отчётлив. Лучшими его работами стали портреты крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Ковалёвой-Жемчуговой, ставшей женой графа Шереметева.

Портрет князя И. И. Барятинского. Художник Ф. С. Рокотов

Особой душевной тонкостью и умением передать многогранность личности отличались работы Фёдора Степановича Рокотова (1735—1808). Большинство его картин написаны в стиле рококо. Лишь поздние его работы относятся к классицизму.

Родившись в семье крепостных, Фёдор Степанович не мог и рассчитывать на карьеру художника. Но даром и талантом живописца обладал от рождения. Этот его талант был замечен. В 1760 г. Рокотов был принят в Академию художеств в Петербурге. Здесь его дар раскрылся в полной мере. Он написал парадный портрет нового императора Петра III. Картина получила хорошие отзывы при дворе. После этого была создана целая галерея портретов известнейших и самых знатных современников — Екатерины И, И. И. Шувалова, Г. Г. Орлова, князей Куракиных, П. Г. Демидова и др.

Написанные им парадные портреты отличались высоким мастерством исполнения. Особенно удавались Рокотову женские портреты. Тонкие по живописи, глубоко поэтичные, они были проникнуты осознанием духовной и физической красоты человека.

Вскоре Дмитрий Григорьевич переехал в Петербург и продолжил обучение в Академии художеств. Картины его были настолько совершенны, что вскоре вчерашний ученик сам был удостоен звания академика. В эту пору им были написаны множество портретов известнейших людей империи. Во главе этого ряда — портрет императрицы Екатерины II в образе не столько матери Отечества, сколько мудрой законодательницы. Большинство портретов Левицкого созданы таким образом, что персонаж изображён на фоне тех или иных важных объектов, дополняющих характеристику личности. К примеру, известный заводчик и богач Прокофий Акинфьевич Демидов изображён им во весь рост, на большом холсте, но не на фоне своих заводов, а на фоне кадок с цветами и лейки. Лишь вдали, в соответствии с традицией, виден его роскошный дворец. Зато у всех, кто с тех пор смотрит на портрет, главным в характеристике Демидова является его любимое дело — садоводство.

Все портреты Левицкого отличались яркой индивидуальностью образов. Он создал глубокие по содержанию образы деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова. А вершиной его творчества по праву считается серия портретов воспитанниц Смольного института, хранящаяся ныне в Русском музее.

М. И. Лопухина. Художник В. Л. Боровиковский

6. В. Л. Боровиковский

Черты сентиментализма и классицизма были присущи творчеству Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825). Он родился в Миргороде в семье казака. Его отец, дядя и братья были иконописцами. С обучения иконописи начинал и сам будущий мастер. Во время службы в Миргородском казачьем полку он продолжал заниматься иконописью. А после выхода в отставку посвятил себя живописи.

При подготовке к путешествию Екатерины II в Крым ему было поручено расписать дом приёмов в Кременчуге. Императрица высоко оценила талант художника и вызвала его в столицу.

Шубин известен не только портретными работами. Он был также талантливым декоратором. Им были созданы 58 мраморных исторических портретов для Чесменского дворца (1771—1775) и 42 скульптуры для Мраморного дворца (1775—1785).

9. Иностранные мастера на русской службе

На русской службе трудилось немало иностранцев. Но не каждому было дано сделать такой вклад в историю культуры России, как Этьену Морису Фалъконе (1716—1791). Он был одним из признанных европейских скульпторов эпохи Просвещения. Академик Парижской академии, директор Севрской фарфоровой мануфактуры, он был другом Дидро, который и рекомендовал его Екатерине II. Царица хотела увековечить в граде Петра образ великого царя-реформатора. Фальконе согласился сделать этот памятник, так как давно хотел создать монументальное произведение.

10. Коллекционирование живописи и скульптуры

В XVIII в. одним из обязательных украшений богатых домов были коллекции живописи и скульптуры. Мода на это существовала и ранее. Но теперь такие коллекции становились показателем престижа хозяев.

Одной из самых роскошных и больших коллекций стало собрание живописи И. И. Шувалова — основателя Академии художеств. Выехав после смерти Елизаветы Петровны за границу,

Медный всадник. Скульптор Э. Фальконе

Шувалов подарил коллекцию созданной им академии. Это была 101 картина великих художников предшествующих эпох: Рембрандта и Рубенса, Ван Дейка и Тинторетто, Веронезе и Пуссена. В Екатерининскую эпоху эти картины стали основой коллекции живописи Эрмитажа. Во многом они подвигли и Екатерину II на создание собственной коллекции живописи и скульптуры.

Практически все правители России в XVIII в. внесли большой вклад в собирание за границей произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные времена. Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах России.

В XVIII в. в России произошло становление целой плеяды выдающихся художников и скульпторов, прославивших Отечество в веках своими великими произведениями.

Вопросы и задания для работы с текстом материала, предназначенного для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся

1. Какие сюжеты были особенно популярны среди российских живописцев XVIII в.? 2. Какие атрибуты обязательно присутствовали на парадном портрете XVIII в.? Что отличало их от камерных портретов? 3. Какие культурные традиции были характерны для русской скульптуры XVIII в.? 4. Как в произведениях, написанных в стиле сентиментализма, отражалась жизнь крестьян России? При ответе используйте иллюстрации. 5. Какую пользу для историков могут принести исследования иллюстраций полотен художников XVIII в. на с. 93—94? 6. Определите сословное происхождение и чин персонажа, изображённого на портрете на с. 93. Объясните свой вывод. 7. Что было общим в судьбе большинства российских художников XVIII в.? 8. Кого из российских живописцев XVIII в. можно назвать мастером женского портрета?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Используя Интернет, составьте электронный словарь важнейших терминов и понятий, которые использовались в XVIII в. в живописи и скульптуре.

2. Разработайте (в альбоме) проект обложки дневника с коллажем из картин и скульптур XVIII в.

3. Используя дополнительные материалы, соберите данные об одной из технологий создания скульптуры в XVIII в. Опишите эту технологию в виде алгоритма (последовательности операций).

5. Сравните представленные образцы российской скульптуры XVIII в. с образцами западноевропейской скульптуры.

Читайте также: