Язык и языкознание конспект урока 5 класс русский язык рыбченкова
Обновлено: 06.07.2024
Универсальные учебные действия
Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.
Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).
Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.
Планируемые образовательные результаты
Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала.
Компьютер, проектор, экран, колонки, презентация к уроку.
Организационная структура (сценарий) урока
Основные этапы урока.
Содержание педагогического взаимодействия
Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.
Приветствует класс, настраивает на урок
Прозвенел звонок и смолк -
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
Пускай улыбнётся сегодня удача,
Совсем ведь несложная это задача.
-Давайте настроимся на урок.
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.
Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.
Знакомит с заданием.
Ставит учебную задачу.
-Посмотрите на экран.
-Прочитайте эпиграф, вставляя недостающее слово.
Ты волен и плавен,
Как Волга и Ладога,
Как наши равнины, широк и велик,
Живой, как родник,
Многоцветный, как радуга,
Звучащий, как музыка, русский ______________.
-Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?
Работают с эпиграфом.
Отвечают на вопросы, корректируют ответы.
Коллективная поисковая деятельность.
Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.
П.Построение логической цепочки рассуждений.
К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли.
3. Введение в тему.
Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.
С помощью вопросов подводит учащихся к выводу.
-Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам. Я прошу вас прокомментировать их.
-Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?
-Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?
-Почему наш язык многоцветен?
-Почему язык сравнивается с музыкой?
Выводы: благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём; благодаря языку мы общаемся друг с другом.
Советуются. Высказывают предположения на основе наблюдений.
Волга - это река-кормилица, символ самой России, а Ладога - олицетворение суровости, неприступности, величавости.
Приводят примеры музыкальности, напевности нашего языка. Делают выводы.
Работа в парах, индивидуально. Задают вопросы, отвечают на вопросы других.
П.Постановка и решение проблемы.
Построение речевого высказывания.
Р.Принимают и сохраняют учебную задачу.
К.Высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Л.Нравственно-этическая ориентация.
4.Целеполагание,
объяснение темы и цели урока.
Самостоятельно формулировать тему и цель урока.
Показывает презентацию. Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.
- Обратитесь к п.1(с.4,5) и попробуйте объяснить название сегодняшней темы урока.
- Попробуйте сформулировать цель урока.
Составляют и записывают вопросы.
Участвуют в диалоге.
Используют справочную литературу.
Формулируют цель урока.
Работа в парах, индивидуально.
П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.
К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.
Р.Постановка учебной задачи
Анализ имеющихся знаний.
Открытие новых знаний.
Запись в тетради: Язык - система знаков и обозначений и средство человеческого общения.
-Найдите в материалах учебника подтверждение данной мысли.
Язык - 4б.,5зв. (Фонетика).
Языкознание - соединительная О!(Состав слова, словообразование)
Языкознание - сущ. 2 скл., ср.р.(Морфология).
Язык средство человеческого общения. (Синтаксис).
Фронтальная, работа в парах (группах).
П. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Р. Принимают и сохраняют учебную задачу.
Напоминает о минуте отдыха.
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А потом их развернём
И к себе скорей прижмём.
А потом быстрей, быстрей
Крутим, вертим веселей.
Выполняют элементарные физические упражнения.
Л.Понимают значение профилактики переутомления организма.
Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе.
Предлагает группам учащихся практическую работу с текстом упр.4, раздаёт каждой группе задания.
Распределяются в группы.
Знакомятся с памяткой работы в группах.
Задают вопросы для уточнения.
Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию.
Выполняют различные роли в группе.
Групповая, индивидуальная, в парах.
К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач.
Р. Составление плана и последовательности действий.
П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий.
Представить отчёт о выполненной работе.
Координирует отчёт групп
-К каким выводам о роли языка в жизни людей привели нас выполненные упражнения?
Каждая группа даёт отчёт о проделанной работе. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.
Оценивают работу групп.
Работа в группах.
П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.
К.Учатся выступать перед аудиторией.
Оценивание действий партнёра и своих собственных.
Р.Оценка результатов работы.
Обобщить полученные на уроке сведения.
Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме.
Осуществляет контроль и коррекцию.
Предлагает сконструировать синквейн.
-Что нового узнали на уроке и как вы их преодолевали?
-Дайте оценку нашей работе.
(Пятистрочная стихотворная форма).
Первая строка - обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное).
Вторая строка - характеристика темы (двумя прилагательными).
Третья строка - описание действия (тремя глаголами).
Четвёртая строка - отношение к теме (фраза из четырёх слов).
Пятая строка - синоним (метафора).
(из одного слова, которое повторяет суть темы).
Звучит, меняется, помогает
Дарит людям общение
Сегодня на уроке я узнал…
Я бы хотел, чтобы …
Работают с листком оценивания.
Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.
КВО (комментирование выставленных оценок).
Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
11.Домашнее задание дифференцированного плана.
Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.
Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться, получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.
Оборудование для учителя: учебник, ПК, презентация.
Оборудование для учащихся: учебник, презентация.
Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
(На доске: число, классная работа, тема урока, которые дети записывают в тетради)
Предлагаю начать урок с разминки. Словарный диктант (орфография; проверяемые безударные гласные в корне)
Голубиная стая, домашний обед, рогатый козёл, напоить крольчат, терпеть боль, далёкая деревня, поддержать друга, одолжить деньги, наколоть дров, приносить подарки, ветвистый дуб, восковая свеча.
(Самопроверка диктанта) - СЛАЙД 1.
Проверка домашнего задания.
-Что такое язык? (система знаков и обозначений, средство человеческого общения; в нём отражены история народа, его культура, его обычаи; язык нужен, чтобы думать, выражать мысли, эмоции)
-Что такое языкознание (лингвистика)?(наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развития)
-Какие разделы изучает языкознание? (лексикология, фонетика, орфоэпия, графика и орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис).
- Что изучает лексикология? (словарный состав языка)
-Что изучает фонетика? (звуковой состав языка)
- Что изучает орфоэпия? (произношение слов)
-Что изучает графика и орфография (написание слов)
-Что изучает морфемика и словообразование (состав слов и образование новых слов)
-Что изучает морфология? (слова как части речи)
-Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)
Совершенствование умений работать с информацией.
Вопросы на размышление:
Запись в тетради:
Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.
Во дворе дома встретились два приятеля.
– На! – сказал один и протянул другому яблоко.
– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.
– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.
Запись в тетради:
Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.
Закрепление изученного материала.
-Что нового вы узнали на уроке?
- Давайте сделаем вывод: животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Колеева Дарья Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ Дятьковская СОШ № 1
Тема: Введение. Язык и языкознание.
Цели урока : осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.
Оборудование для учителя : учебник, ПК, презентация.
Оборудование для учащихся : учебник, ТСРЯ, презентация.
Тип урока : урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.
Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.
I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дарья Викторовна. Я буду вести у вас русский язык и литературу.
(Знакомство с учебником)
- Давайте начнем наш первый урок со смешных картинок (презентация, слайд №1).
- Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (язык)
( 1 . подвижный мышечный орган в полости рта. 2 . Орган животного как кушанье. 3 . В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4 . о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени . 5 . (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка . 8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка ).
-О каком значении этого слова мы будем говорить сегодня на уроке? (предположения учеников)
- Что оно означает?
- Образуйте от него существительное. (знание)
- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и языкознании )
II. Целеполагание
- Что бы вы хотели узнать?
III. Актуализация знаний и умений.
Работа с учебником (стр. 4-5)
- Давайте заглянем в учебник (стр. 4): что же такое языкознание?
- Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.
Вопросы, данные в учебнике: Возможно ли общение без слов? Как вы себе это представляете?
Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что такое язык.
Запись в тетрадях:
Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.
Язык в узком смысле – средство человеческого общения.
В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.
Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.
V. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.
- Попробуйте ответить на мои вопросы, не используя речь ( мимика, жесты )
- Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?
- Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.
2. Чтение сказки
- Перед вами текст сказки (цель: прочитать сказку)
Что дальше?
- Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему? Ваши размышления.
- А теперь послушайте продолжение сказки:
Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся .
- Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение .
Была ли решена поставленная в начале урока задача?
Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.
6 выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился: - Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: - Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть чтонибудь хуже языка?!
Читайте также: