Язык и языкознание конспект урока 5 класс русский язык рыбченкова

Обновлено: 06.07.2024

Универсальные учебные действия

Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему, проблему урока и искать её решения. Соотносить цели и результаты своей деятельности. Определять степень успешности работы.

Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий. Преобразовывать информацию (составлять алгоритм рассуждения на основе правила и действовать по нему).

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения. Уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, быть готовым корректировать её, слушать и слышать других.

Планируемые образовательные результаты

Формировать стартовую мотивацию к изучению нового материала.

Компьютер, проектор, экран, колонки, презентация к уроку.

Организационная структура (сценарий) урока

Основные этапы урока.

Содержание педагогического взаимодействия

Создание доброжелательной атмосферы. Эмоциональная подготовка учащихся к освоению изучаемого материала.

Приветствует класс, настраивает на урок

Прозвенел звонок и смолк -

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

Пускай улыбнётся сегодня удача,

Совсем ведь несложная это задача.

-Давайте настроимся на урок.

Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Л. Самоопределение. Положительно настраиваются на учение, на познавательную деятельность.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Знакомит с заданием.

Ставит учебную задачу.

-Посмотрите на экран.

-Прочитайте эпиграф, вставляя недостающее слово.

Ты волен и плавен,

Как Волга и Ладога,

Как наши равнины, широк и велик,

Живой, как родник,

Многоцветный, как радуга,

Звучащий, как музыка, русский ______________.

-Выскажите предположения о том, что станет предметом нашего сегодняшнего разговора?

Работают с эпиграфом.

Отвечают на вопросы, корректируют ответы.

Коллективная поисковая деятельность.

Р. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П.Построение логической цепочки рассуждений.

К.Умение с достаточной полнотой выражать мысли.

3. Введение в тему.

Создать условия для погружения в проблемную ситуацию.

С помощью вопросов подводит учащихся к выводу.

-Давайте обратимся к очень важным для сегодняшнего урока словам. Я прошу вас прокомментировать их.

-Почему язык такой же вольный и плавный, как Волга и Ладога?

-Почему русский язык сравнивается с широкими и великими равнинами?

-Почему наш язык многоцветен?

-Почему язык сравнивается с музыкой?

Выводы: благодаря языку мы можем описать (назвать) движение, цвет, звук, объём; благодаря языку мы общаемся друг с другом.

Советуются. Высказывают предположения на основе наблюдений.

Волга - это река-кормилица, символ самой России, а Ладога - олицетворение суровости, неприступности, величавости.

Приводят примеры музыкальности, напевности нашего языка. Делают выводы.

Работа в парах, индивидуально. Задают вопросы, отвечают на вопросы других.

П.Постановка и решение проблемы.

Построение речевого высказывания.

Р.Принимают и сохраняют учебную задачу.

К.Высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Л.Нравственно-этическая ориентация.

4.Целеполагание,

объяснение темы и цели урока.

Самостоятельно формулировать тему и цель урока.

Показывает презентацию. Подводит учащихся к самостоятельной формулировке цели урока.

- Обратитесь к п.1(с.4,5) и попробуйте объяснить название сегодняшней темы урока.

- Попробуйте сформулировать цель урока.

Составляют и записывают вопросы.

Участвуют в диалоге.

Используют справочную литературу.

Формулируют цель урока.

Работа в парах, индивидуально.

П.Поиск необходимой информации. Установление причинно-следственных связей.

К.Инициативное сотрудничество. Умение выражать мысли.

Р.Постановка учебной задачи

Анализ имеющихся знаний.

Открытие новых знаний.

Запись в тетради: Язык - система знаков и обозначений и средство человеческого общения.

-Найдите в материалах учебника подтверждение данной мысли.

Язык - 4б.,5зв. (Фонетика).

Языкознание - соединительная О!(Состав слова, словообразование)

Языкознание - сущ. 2 скл., ср.р.(Морфология).

Язык средство человеческого общения. (Синтаксис).

Фронтальная, работа в парах (группах).

П. Осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Р. Принимают и сохраняют учебную задачу.

Напоминает о минуте отдыха.

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернём

И к себе скорей прижмём.

А потом быстрей, быстрей

Крутим, вертим веселей.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Л.Понимают значение профилактики переутомления организма.

Раскрытие сущности новых понятий. Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Развитие навыков работы в сотрудничестве, организация самостоятельной работы в группе.

Предлагает группам учащихся практическую работу с текстом упр.4, раздаёт каждой группе задания.

Распределяются в группы.

Знакомятся с памяткой работы в группах.

Задают вопросы для уточнения.

Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию.

Выполняют различные роли в группе.

Групповая, индивидуальная, в парах.

К. Осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретно-познавательных задач.

Р. Составление плана и последовательности действий.

П. Поиск и выделение нужной информации, выполнение предложенных заданий.

Представить отчёт о выполненной работе.

Координирует отчёт групп

-К каким выводам о роли языка в жизни людей привели нас выполненные упражнения?

Каждая группа даёт отчёт о проделанной работе. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения.

Оценивают работу групп.

Работа в группах.

П.Учатся выделять существенные связи, устанавливать и структурировать отношения между элементами информации.

К.Учатся выступать перед аудиторией.

Оценивание действий партнёра и своих собственных.

Р.Оценка результатов работы.

Обобщить полученные на уроке сведения.

Осмыслить выполненную на уроке работу, определить своё отношение к теме.

Осуществляет контроль и коррекцию.

Предлагает сконструировать синквейн.

-Что нового узнали на уроке и как вы их преодолевали?

-Дайте оценку нашей работе.

(Пятистрочная стихотворная форма).

Первая строка - обозначение темы, чаще одно слово (имя существительное).

Вторая строка - характеристика темы (двумя прилагательными).

Третья строка - описание действия (тремя глаголами).

Четвёртая строка - отношение к теме (фраза из четырёх слов).

Пятая строка - синоним (метафора).

(из одного слова, которое повторяет суть темы).

Звучит, меняется, помогает

Дарит людям общение

Сегодня на уроке я узнал…

Я бы хотел, чтобы …

Работают с листком оценивания.

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

КВО (комментирование выставленных оценок).

Р.Выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

11.Домашнее задание дифференцированного плана.

Инструктирует обучающихся по выполнению дифференцированного домашнего задания.

Цели урока: осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться, получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя: учебник, ПК, презентация.

Оборудование для учащихся: учебник, презентация.

Тип урока: урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

(На доске: число, классная работа, тема урока, которые дети записывают в тетради)

Предлагаю начать урок с разминки. Словарный диктант (орфография; проверяемые безударные гласные в корне)

Голубиная стая, домашний обед, рогатый козёл, напоить крольчат, терпеть боль, далёкая деревня, поддержать друга, одолжить деньги, наколоть дров, приносить подарки, ветвистый дуб, восковая свеча.

(Самопроверка диктанта) - СЛАЙД 1.

Проверка домашнего задания.

-Что такое язык? (система знаков и обозначений, средство человеческого общения; в нём отражены история народа, его культура, его обычаи; язык нужен, чтобы думать, выражать мысли, эмоции)

-Что такое языкознание (лингвистика)?(наука о языке, его природе, структуре, закономерностях развития)

-Какие разделы изучает языкознание? (лексикология, фонетика, орфоэпия, графика и орфография, морфемика и словообразование, морфология, синтаксис).

- Что изучает лексикология? (словарный состав языка)

-Что изучает фонетика? (звуковой состав языка)

- Что изучает орфоэпия? (произношение слов)

-Что изучает графика и орфография (написание слов)

-Что изучает морфемика и словообразование (состав слов и образование новых слов)

-Что изучает морфология? (слова как части речи)

-Что изучает синтаксис? (словосочетания и предложения)

Совершенствование умений работать с информацией.

Вопросы на размышление:

Запись в тетради:

Человек способен думать. Думать, мыслить можно только с помощью языка.

Во дворе дома встретились два приятеля.

– На! – сказал один и протянул другому яблоко.

– На! – сказал второй, откусив от яблока хороший кусок.

– Продолжите диалог, чтобы в нём проявилось использование языка.

Запись в тетради:

Язык позволяет людям общаться, высказывать мысли.

Закрепление изученного материала.

-Что нового вы узнали на уроке?

- Давайте сделаем вывод: животные общаться не могут, они обмениваются сигналами. Пользоваться языком – значит высказывать мысли, обмениваться ими. Язык позволяет людям общаться, сообщать мысли друг другу.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Колеева Дарья Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МБОУ Дятьковская СОШ № 1

Тема: Введение. Язык и языкознание.

Цели урока : осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться; получить представление о языке как знаковой системе: о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Планируемые образовательные результаты: понимать связи развития языка с развитием культуры русского народа; положительно относиться к познавательной деятельности, приобретать новые знания, овладевать новыми умениями, совершенствовать имеющиеся; осознавать роль языка в жизни человека, важность умений общаться. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.

Основные понятия: язык как система знаков и средства человеческого общения.

Оборудование для учителя : учебник, ПК, презентация.

Оборудование для учащихся : учебник, ТСРЯ, презентация.

Тип урока : урок актуализации знаний и умений, приобретенных в начальной школе.

Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1/Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, А.В.Глазков, А.Г.Лисицын.

I. Организационный момент. Мобилизация: определение темы урока и постановка учебной задачи.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Дарья Викторовна. Я буду вести у вас русский язык и литературу.

(Знакомство с учебником)

- Давайте начнем наш первый урок со смешных картинок (презентация, слайд №1).

- Что, на ваш взгляд, объединяет эти картинки? (язык)

( 1 . подвижный мышечный орган в полости рта. 2 . Орган животного как кушанье. 3 . В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки. 4 . о чем-нибудь, имеющем удлиненную, вытянутую форму. Пример: Языки пламени . 5 . (о предметах и явлениях) то, что выражает, объясняет собой что-нибудь. Пример: Я. фактов. Я. цветов. 6. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. Пример: Великий русский я. 7. речь, способность говорить. Пример: Лишиться языка . 8. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Пример: Я. животных. 9. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе. Пример: Я. Пушкина. 10. Пленный, захваченный для получения нужных сведений. Пример: Взять, привести языка ).

-О каком значении этого слова мы будем говорить сегодня на уроке? (предположения учеников)

- Что оно означает?

- Образуйте от него существительное. (знание)

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? (О языке и языкознании )

II. Целеполагание

- Что бы вы хотели узнать?

III. Актуализация знаний и умений.

Работа с учебником (стр. 4-5)

- Давайте заглянем в учебник (стр. 4): что же такое языкознание?

- Прочитайте вопросы, напечатанные вверху страницы, обсудите их в парах и дайте ответ.

Вопросы, данные в учебнике: Возможно ли общение без слов? Как вы себе это представляете?

Всем: Пользуясь учебником на стр. 4, запишите в тетрадях, что такое язык.

Запись в тетрадях:

Язык в широком смысле – система знаков и обозначений.

Язык в узком смысле – средство человеческого общения.

В языке отражены история народа, его культура, его обычаи.

Язык нужен, чтобы общаться, думать, выражать мысли, эмоции.

V. Совершенствование умений работать с информацией, представленной в разных видах.

- Попробуйте ответить на мои вопросы, не используя речь ( мимика, жесты )

- Легко ли общаться без помощи слов так, чтобы вас поняли окружающие?

- Давайте проверим, легко ли выжить человеку, потерявшему умение общаться, разговаривать.

2. Чтение сказки

- Перед вами текст сказки (цель: прочитать сказку)

Что дальше?

- Кто из братьев вернулся домой первым, кто – вторым, а кто не смог вернуться домой? Почему? Ваши размышления.

- А теперь послушайте продолжение сказки:

Первым возвратился домой слепой и тут же прозрел. Гораздо позже вернулся глухой и сразу же стал слышать. А тот, кто потерял способность говорить, совсем не вернулся .

- Почему же не смог вернуться домой немой брат? Аргументируйте свое мнение .

Была ли решена поставленная в начале урока задача?

Оцените свою работу по критериям: готовность к уроку, активность на уроке, записав в тетрадях слово «самооценка и поставив себе оценку за устную работу на уроке. Письменную работу я проверю сама, поэтому сдайте мне свои тетради.

6 выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка. Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился: - Иди, Эзоп, снова на рынок и приобрети к обеду самое худшее. Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: - Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть чтонибудь хуже языка?!

Читайте также: