Что такое банк и чем он может быть полезен конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цель: рассмотреть истоки банковской системы и услуги, оказываемые банками с древнейших времен.

Сценарный план:

4. Практическая работа

5. Вопросы для закрепления

Ход занятия

1.Организационный момент

-Ребята, наше занятие я хочу начать с анекдота. Есть такой анекдот, американского богача спрашивают:

— Где Вы храните свои миллионы?

— В банке,- отвечает тот.

-А где Вы раздобыли такую большую банку?

-Но вам то, наверное, понятно, что богач свои миллионы хранит не в какой-нибудь стеклянной или консервной банке, а в специальном учреждении, которое именуется банком. И сегодня на занятии мы поговорим об истоках банковской системы, о видах банках и их функциях.

Современные банки — это учреждения, которые, во-первых, собирают и копят деньги.

— Какие функции выполняет банк? (Ответы детей.)

— Любой человек может положить свои свободные деньги в банк. Открыть счет в банке можно, выполнив определенные формальности по оформлению.

Например, в банках Намибии есть два типа счетов для детей:

а) до 11 лет; б) для подростков от 12 до 18 лет.

Там людей приучают жить, с детства считая собственные средства,

Банки служат для осуществления расчетов между предприятиями и гражданами. При этом все устроено так, что расчеты могут осуществляться без самих денег. Например, одно предприятие переводит со своего счета в банке на счет другого предприятия необходимую сумму денег. Это делается путем оформления необходимых для этого бумаг.

-У нас в стране сей час множество банков. Чем же они могут отличаться один от другого? ( Ответы детей.)

-Давайте попробуем разобраться.

Ведь у нас, почти как во всех экономически развитых странах, существуют два уровня банков. Первый уровень — это Центральный банк, второй уровень — коммерческие банки.

-Чем занимается Центральный банк? ( Ответы детей.)

— Центральный банк — государственный, но он может быть и акционерным при условии, что контрольный пакет акций принадлежит государству.

Центральный банк имеет право выпускать деньги и ценные бумаги,

управлять кредитной системой страны, временно хранить свободные

средства и резервы коммерческих банков. Это основной проводник государственной политики в области финансов. Центральный банк относительно независим и подчиняется, как правило, парламенту.

— А что представляют собой коммерческие банки? ( Ответы детей.)

-Они могут быть и частными, и государственными, но функционируют они

как коммерческие фирмы.

Их главная цель — получить прибыль от операций с деньгами и ценными бумагами. Коммерческих банков несколько видов:

1)Депозитные банки принимают вклады (депозиты) и выдают ссуды (кредиты). При этом депозитные банки получают определенный процент за предоставление кредита и выплачивают процент за вклады. Разница между этими процентами и составляет доход банка.

2)Инвестиционные банки осуществляют вложение денег (инвестиции) в различные отрасли, например, в строительство заводов, различные науки, на длительный срок.

3)Инновационные банки дают кредит для внедрения научно-технических

достижений. Иногда они идут при этом на рискованное финансирование ( его называют венчурным).

4)Ипотечные банки предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества (земли, зданий).

5). Сберегательные банки привлекают и хранят свободные средства населения. За это они выплачивают определенный процент, который возрастает с увеличением срока хранения.


Принцип работы банка

— Каким же образом появляются дополнительные деньги, которые сберегательный банк выплачивает в качестве процента? (Ответы детей).

— Дело в том, что деньги, помещенные в сберегательный банк, сразу же пускаются в оборот. Их передают для развития производства, для организации выпуска продукции. Эти деньги приносят доход. Поэтому часть

дохода банк может выплачивать вкладчикам в виде процента, как бы благодаря их за то, что они одолжили ему свои деньги.

4. Практическая работа

-А теперь мы перейдем ко второй половине нашего занятия.

Подумайте и примите решение.

Существует много разных банков с различными процентами. Как выбрать лучший банк?

Сберегательный банк Ипотечный банк Инвестиционный банк

Вклад- 2000 р. 2000 р. 2000 р.

Возврат- 2500 р. 2600 р. 2400 р.

Заем- 1200 р. 1200 р. 1200 р.

Возврат- 2000 р. 2100 р. 2300 р.

Ответ: вкладывать деньги выгоднее в Ипотечный банк, а брать заем — в Сберегательном банке.

а) Семья Ивановы взяли в банке 50 000 р. в кредит на неотложные нужды, а через три года они должны будут возвратить в банк 70 000 р. Сколько денег они должны заплатить за предоставленный кредит?

б) В это же время соседка Петрова положила в банк 10 000 р. И через год к своей пенсии получит 10 500 р. Сколько денег заплатит банк Петровой за пользование ее деньгами?

б) Семья Ивановы возвратили банку 70 000 р., а соседке Петровой выплатили только 10 500 р. Куда же делись деньги?

Ответ: деньги идут на деятельность банка.

Принимают вклады, выдают кредиты, но при этом получают определенный процент за предоставление кредита и выплачивают процент за вклады

Предоставляют долгосрочные кредиты под залог недвижимого имущества

Выпускает деньги и ценные бумаги

Дают кредит для внедрения научно-технических достижений

5.Вопросы для закрепления

1.Зачем хранить деньги в банке? ( Там они будут в безопасности, и через некоторое время их будет больше, чем положили.)

2. Если в городе много банков, как выбрать, в каком банке брать заем, а в каком делать вклад? ( Вклад нужно делать в том банке, где больше за него платят, а заем брать в том банке, где за него меньше придется платить.)

3.Что вы знаете о деятельности банков? (Банк- учреждение, где осуществляются разные операции с деньгами. Деньги можно положить в банк (вклад) на хранение, взять в любое время. За то, что банк хранит деньги, он платит вкладчику — проценты.)

— Ребята, вы молодцы. Надеюсь, что все это вам пригодится в жизни.

Список использованной литературы
1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. учреждений/ Л.Н.Боголюбов и др.

2. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности: Учебник для 7 кл./ Липсиц И.В.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем Урок 1 Что такое банк и чем он может быть вам полезен

Финансовая грамотность 9 класс

Гудзишевская Н.В.

hello_html_m1fcca555.jpg

Цель: выяснить роль банковской системы в жизни общества и семьи

выяснить устройство банковской системы, определять роль Центрального банка и коммерческих банков в жизни общества и семьи;

характеризовать виды банковских операций

рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам

формировать понимание необходимости ответственных финансовых решений

формировать основы финансовой грамотности

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, ИКТ

1.Оргмомент. Приветствие, проверка готовности класса к уроку.

Слайд 1. Начать урок я предлагаю с работы над синквейном. В нем не хватает названия, т.е. ваша задача определить тему синквейна и нашего урока. (Ответы учащихся).

банк
надежный, стабильный

сохраняет, берет, дает

здравый смысл, трезвый подход к действительности, к партнерам

3. Изучение нового материала.

Слайд 2. Тема урока: Что такое банк и чем он может быть вам полезен.(запись темы в тетрадь).

Слайд 3. Цель: выяснить роль банковской системы в жизни общества и семьи

выяснить устройство банковской системы, определять роль Центрального банка и коммерческих банков в жизни общества и семьи;

характеризовать виды банковских операций

рассчитывать банковский процент и сумму выплат по вкладам

Что такое банк и банковская система?

Слайд 5. 1.Что такое банк и банковская система?

Банк – это финансово-кредитное учреждение, занимающееся операциями с деньгами, ценными бумаги и драгоценными металлами и предоставляющее услуги финансового характера частным и юридическим лицам.

Вспомните другие финансовые учреждения. Чем они отличаются от банка? (ответы учащихся).

(анализ данных диаграммы):

Слайд 7. А теперь познакомьтесь с ответами на вопрос о доверии другим финансовым учреждениям.

hello_html_m1fab94a4.jpg

К каким выводам можно прийти на основе данных диаграммы?

Чем можно объяснить разную степень доверия к финансовым учреждениям?

Слайд 8. Банковская система во многих странах, в том числе в РФ, представляет собой двухуровневую систему.

Слайд 9. Анализ таблицы:

Коммерческий банк

- регулятор и надзорный орган, а также финансовая организация, оказывающая услуги юридическим лицам

- полномочия:

осуществлять эмиссию (то есть выпуск денег) в нашем государстве;

устанавливать правила совершения и учёта банковских операций;

выдавать лицензии коммерческим банкам и осуществлять надзор за всеми кредитными организациями государства

- это фирма, организующая движение ссудного капитала с целью получения прибыли

• размещение на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и других ценностей;

• денежные переводы в разные территориальные образования;

Слайд 10. Как взаимодействуют ЦБ РФ и коммерческие банки (комментарии к схеме)

hello_html_1e54d861.jpg

Слайд 11. Кроме Центрального банка и коммерческих банков банковская система включает:

небанковские финансово-кредитные организации;

Для осуществления своей деятельности банки должны получить в ЦБ лицензию.

Банковская лицензия - это специальное разрешение Банка России на ведение банковской деятельности в форме официального документа бессрочного характера действия, удостоверяющего с соблюдением установленной формы (реквизитов) право банка проводить

указанные в нём банковские и другие операции (сделки).

Слайд 12. 2. Кредиты.

Кроме кассово - расчетного обслуживания клиентов коммерческие банки занимаются разного вида кредитованием. Комментарии к схеме:

% по кредиту % по вкладам

Слайд 13. Виды кредитов.

- всегда под залог кредитуемого имущества

- если вы не платите банку за кредит, банк забирает ваш автомобиль

- часть кредита обязательно идёт на страхование автомобиля

- на оплату собственно автомобиля вы можете потратить не более 85% величины кредита

- оставшаяся часть кредита может быть предоставлена на оплату стра-хования автомобиля

Почему обязательным условием автокредитования является страхование автомобиля? (ответы учащихся).

Обобщение учителя: Таким образом, банк ликвидирует риск того, что кредит не будет ему возвращён в случае повреждения, полной гибели.

- предоставление очень больших сумм и длительность (до 30 лет)

- предоставление поручителя (а иногда даже двух)

Кто такой поручитель? (ответы учащихся)

Обобщение учителя: Поручитель - человек, который в случае невозможности выполнения вами своих обязательств по кредиту будет делать это вместо вас.

- относительно небольшая максимальная сумма (например, в Сбербанке РФ это сумма до 1,5 млн р.)

- срок от 3 месяцев до 5 лет

- более высокая ставка кредита

В чем отличие потребительского кредита от ипотечного или автокредитования? (ответы учащихся).

Слайд 16. 3. Кредитный договор.

Кредитный договор – это договор, заключаемый между кредитором и заёмщиком, согласно которому банк или иная кредитная организация (кредитор) берёт на себя обязательство перечислить денежные средства (кредит) заёмщику в размере и на условиях, прописанных в кредитном договоре. А заёмщик принимает на себя обязательство вернуть полученные денежные средства и заплатить начисленные проценты на полученную сумму денежных средств, которая является платой за пользование кредитом.

Слайд 17. Стороны и предмет кредитного договора

Лицо, предоставляющее денежные средства в кредит, называется кредитором, а лицо, получающее денежные средства, – заёмщиком. В качестве кредитора может выступать только банк или иная кредитная организация.

Отметим, что предметом кредитного договора могут быть только денежные средства.

Слайд 18. Форма кредитного договора

Согласно требованиям ГК РФ, кредитный договор обязательно должен быть заключен в письменной форме. Если не соблюдено условие о письменной форме кредитного договора, данное кредитное соглашение признаётся недействительным кредитным договором. Такой договор следует считать ничтожным.

Существенные условия кредитного договора:

стороны кредитного договора

размер выданного кредита

цель выданного кредита

срок выданного кредита

способ обеспечения кредитных обязательств

условия выдачи / погашения

размер платы за пользование кредитом, выраженный в процентах.

Закрепление изученного материала.

4.1.Какое место занимает ЦБ РФ в банковской системе?

4.2.Какие финансовые учреждения относятся к второму уровню банковской системы?

1. дать детям элементарные представления о работе банка, о сотрудниках банка.

2. активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас;

3. познакомить детей с новыми словами, которые встречаются в современной жизни, объяснить их значение

1. Уточнить и закрепить ранее полученные знания о денежных купюрах.

1. Продолжать совершенствовать диалогическую речь детей

3. Развивать память, внимание, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать;

1. Воспитывать ответственность, самостоятельность, умение выполнять правила поведения в общественных местах и транспорте.

Оборудование: мультимедийная техника, слайды, банковская карточка, сберегательная книжка.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети: -На деньги можно купить продукты, одежду, игрушки, оплатить за свет и газ.

Воспитатель: -А где люди берут деньги?

Ответы детей: -На работе работают и зарабатывают, Что-нибудь продают и за это получают деньги. А еще их можно копить и т. д.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию в дом, где живут деньги. А называется этот дом – банк. Кто-нибудь с родителями был в банке? (ответы детей). Расскажите, что ваши родители там делали. (ответы детей.).

2 слайд. Воспитатель

-Заходим в банк, в фойе. Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Обратить внимание детей на банкоматы)

Рассматриваем картинку как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.

Воспитатель: -Да правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки (показать карточку) в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. Здесь так же есть машина для выдачи талонов.

Воспитатель: «В помещении банка есть несколько залов: в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку). Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.

4 слайд. Переходим в другой зал, там, где оформляют ссуды.

Воспитатель: -Посмотрите, что вы видите здесь?

Дети: -Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы.

Воспитатель: -Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например: квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг. Это называется ссуда. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги (ссуду). Я люди потом частями этот долг возвращают.

Ребята, а сейчас я предлагаю вам отдохнуть и посчитать свои денежки

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: -А как вы думаете, какие еще профессии есть в банке?

5 слайд. Воспитатель: -Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранники, которые охраняют банк. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель: -Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли. Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества.

6 слайда. Воспитатель: -А еще в банке работает инкассатор - сотрудник банка в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Инкассаторы перевозят наличные деньги между различными, банковские карты и пр. Они так же наполняют банкоматы наличными деньгами.

7 слайд. - Люди, которые обращаются в банк, являются клиентами банка.

Человек, который управляет работой банка – это управляющий.

Воспитатель: Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке?

Работа в банке

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать:

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Прикреплённые файлы:

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников

Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Лэпбук по финансовой грамотности для дошкольников Экономика поможет нам понять Как решенья принимать, Как ресурсы сберегать И страной.

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности

Создание развивающей среды для воспитания у дошкольников финансовой грамотности . Из опыта работы. Ко Дню денег и банков В наше время обучать ребёнка основам финансовой грамотности очень важно. Чем лучше он знаком с.

1. Способствовать формированию элементарных представлений о работе банка, о профессиях банковской сферы.

2. Активизировать, обогащать и расширять словарный запас по теме;

3. Развивать память, внимание, логическое мышление, умение анализировать.

4. Закреплять знание букв, умение составлять из них слова.

5. Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности.

6. Воспитывать социально-нравственные качества личности: бережливость, трудолюбие, желание познавать новое.

1. Мотив. Воспитатель обращает внимание детей на конверт, предлагает посмотреть, что в нем. Дети с воспитателем обнаруживают разрезные картинки с изображением частей букв, составляют слово из них

- Зачем люди в него ходят?

- Откуда в банке берутся деньги?

- Кроме хранения денег, для чего еще нужен банк? И т.п.

После беседы педагог предлагает совершить виртуальную экскурсию в банк и узнать много нового и интересного о нем.

2 слайд. -Заходим в банк, в фойе. Как вы думаете, что это такое и для чего они здесь стоят? (Обратить внимание детей на банкоматы )

Рассматриваем картинку как люди подходят к банкоматам и снимают деньги. Дети приходят к выводу, что они нужны для того, чтобы снимать деньги.

Воспитатель : -Да, правильно, эти машины называются банкоматы. С помощью вот такой банковской карточки (показать карточку) в банкомате можно взять свои деньги. На каждой карточке есть свой пароль и свой код. И другой человек уже не сможет снять с твоего счета деньги. А еще такие банкоматы стоят в некоторых больших магазинах, на почте, в больнице – там, где людям удобно снимать деньги. Посмотрите, как с помощью банковской карточки можно снять деньги со своего счета. Здесь так же есть машина для выдачи талонов.

Воспитатель : «В помещении банка, есть несколько залов : в одном зале стоят стойки, за ними сидят работники банка (операторы, к которым подходят посетители с талончиками. Здесь принимают сберегательные книжки, Вот такие (показываю книжку) . Сберегательная книжка похожа на маленькую книжечку, эту книжку нельзя вставить в банкомат, её принимают операторы. С неё тоже можно снимать деньги или оплачивать что-нибудь.

4 слайд. Переходим в другой зал, там, где оформляют кредит.

Воспитатель : -Посмотрите, что вы видите здесь?

Дети : -Здесь зал разделен на кабинки. Там стоят столы, за ними сидят работники банка. К ним подходят люди и садятся за эти столы.

Воспитатель : -Здесь работают консультанты. Когда у людей не хватает своих денег чтобы что-нибудь купить, например : квартиру, мебель, машину, они обращаются в банк, и банк дает им деньги в долг, т.е в кредит. Консультанты помогают людям оформлять документы, чтобы получить эти деньги. А люди потом частями этот долг возвращают.

Мы игрушки бережем, (потираем плечи обеих рук)

В них играть не устаем. (крутим ладонями, при этом подушечки

больших пальцев соприкасаются друг с другом,

остальные широко расставлены)

Если что-то поломалось, (вскользь хлопаем правой о левую руку и наоборот)

То приклеим и пришьем. (кладут ладонь правой руки на левую и наоборот)

Глазки, ушки, лапки, хвост (показать на себе)

У зверюшек наших. (хлопать в ладоши в ритм)

И колеса, и мотор (обеими руками нарисовать в воздухе колеса, затем

покрутить мотор перед собой)

Для игрушек разных. (развести руками)

Что бы маме помогать, (потереть ладошки)

Нужно бережливым стать! (погрозить указательным пальчиком)

-Продолжаем нашу экскурсию. Ребята, как вы думаете, кто еще работает в банке?

5 слайд. Воспитатель : -Посмотрите, кроме банковских работников, в банке еще есть охранник. А зачем нужны в банке охранники, как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель : - Охранники охраняют банк, чтобы не зашли плохие люди и ничего не украли. Охранник – одна из древнейших профессий. Он осуществляет охрану помещений и территорий объектов. Охрану имущества.

6 слайда. Воспитатель : - А еще в банке работает инкассатор - сотрудник банка, в обязанности которого входит сбор и перевозка наличных денежных средств. Они так же наполняют банкоматы наличными деньгами.

На этом наша виртуальна экскурсия, в банк окончена.

Как вам ребята понравилось в банке? А кто-нибудь хотел бы работать в банке? Как вы думаете, легко ли работать в банке? Ответы детей.

4. Чтение ребенком (ранее разученного) стихотворения

Работать в банке я хочу,

Эта работа не всем по плечу!

Нужно очень много знать :

Нужно деньги выдавать,

Нужно деньги принимать,

С людьми не быть сердитым.

Нужно хорошо учиться,

Чтоб ни в чем не ошибиться.

Нет на работе свободной минутки —

Работа в банке — это не шутка!

Педагог показывает картинку с изображением сотрудника банка (консультант, оператор, инкассатор и т.д.), предлагает назвать профессию и его трудовые действия.

Воспитатель : - Скажите, ребята, что нового вы сегодня узнали, что вам больше всего понравилось?

Читайте также: