Возникновение ислама арабский халифат и его распад 6 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Изучение данной темы можно связать с современностью. В настоящее время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и Северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива. В VII-VIII вв на этой огромной территории существовало могущественное государство - Арабский халифат. Сегодня нам предстоит узнать о возникновении Ислама, как образовалось государство Арабский халифат, и проследить его судьбу.

Цели и задачи : Охарактеризовать социально-политическое положение Аравии в VI-VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата.

Планируемые результаты

предметные: научиться объяснять причины возникновения новой религии; овладевать целостными представлениями об историческом пути арабов; изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников; давать образную характеристику исторических ценностей;

метапредметные УУД : самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точка зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; составлять простой план; формулировать и обосновывать выводы; решать творческие задачи; представлять результаты своей деятельности в различных формах; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Тип урока : изучение нового материала с использованием ФГОС.

Ключевые понятия : бедуины, Ислам, мечеть, халиф, эмир, мусульмане.

В течение всего урока учитель переключает слайды презентации на интерактивной доске, соответственно каждой части объясняемого материала.

Организационный момент. Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

Проверка домашнего задания (§8 Образование славянских государств). Блиц-опрос. Работа по карточкам

III . Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Что такое религия?

Когда и почему она зародилась?

Когда появилось христианство?

Какую роль оно сыграло в жизни античного мира? (Ответы учеников.)

Мы начинаем знакомство с новой страной, которая стала родиной новой мировой религии.

— Предположите, какие вопросы мы должны обсудить на нашем уроке.

IV .Постановка целей и задач урока

Объявление темы, учебных результатов и хода занятия

(презентация)

Учитель открывает доску, на которой заранее написан план урока, знакомит с планом учащихся (Слайд 1).

2) Судьба пророка (c.а.с.)

3) Ислам и его распространение

4) Арабский халифат и его распад

Знакомство с темой и планом урока, делают соответствующие записи в тетради

Формулирование проблемных вопросов урока. Почему арабы так

легко покоряли соседние страны? Что способствовало объединению арабских племен? Почему произошел распад Арабского халифата?

Мотивация УД

Ислам — самая молодая из мировых религий, возникшая и VIIв. в Аравии на перекрестке культур и цивилизаций Востока и Запада. В исламе получили дальнейшее развитие идеиединобожия (монотеизма) и пророческих мессий, свойственных христианству и иудаизму, а также некоторым другим верованиям народов Ближнего Востока и Средиземноморья. О религии, которая играет важную роль в мире, и пойдет речь на нашем уроке.

Родиной арабов был обширный Аравийский полуостров.

Аравия (слайд 2).

Работа с картой.

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омы­вался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. (Слайд 3) На большей территории по­луострова существуют степи и пустыни, (слайд 4) земли пригодной для зем­леделия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. (Слайд 5) Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. (Слайды 6, 7) Важное значение для арабов имел го­род Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. (Слайды 8, 9) В центре города находилась Кааба – черный камень в Мекке, посланный Аллахом. Арабы по большей части были язычниками. Однако, постепенно среди арабов распространилось и единобожие.

Беседа с учащимися:

Вопрос-загадка. Как вы думаете, почему именно верблюдов разводили бедуины?

Продолжение изучения нового материала

Текст учебника прочитать (стр.75) факт разложения родового строя у арабов.

(Слайды 10, 11, 12) Какие изменения начинают происходить в жизни кочевников бедуинов?

К началу 7 века в жизни кочевников – бедуинов начинают происходить изменения:

- выделяется племенная знать, владевшая пастбищами, большими стадами и рабами-пленными.

- появляется очень много бедняков

Постепенно среди арабов возникает стремление к объединению. Этому способствовали следующие причины:

1.Прекращение вражды племён между собой.

2.Борьба с внешними врагами.

4.Знать желала объединить племена с целью укрепления власти над бедняками.

5.Знать стремилась объединить племена с целью захвата и завоевания соседних стран.

Судьба Пророка.

Дальнейшая история арабов связана с именем Мухаммеда (с.а.с).

Запись в тетради: 570-632 гг.- годы жизни Мухаммеда (с.а.с).

- Как вы думаете, после кого? (Мусса, Иса)

Жители Мекки враждебно отнеслись к проповеди Мухаммеда(с.а.с). (Слайд 16) В 622 г. Пророк вместе со своими сторонниками бежал в соседний город Ясриб. Это событие получило название хиджра, с которого и начинается мусульманское летоисчесление.

Запись в тетради: 622 г.- год хиджры.

Жители Ясриба приняли учение Мухаммеда (с.а.с). Ясриб был переименован в Город Пророка – Медина. В Медине был построен первый дом для молитв поклонников учения Мухаммеда (с.а.с) – мечеть. В 630 г. Мухаммед (с.а.с) покорил Мекку, а к моменту его смерти в 632 г. большинство арабов приняло новую религию и новую власть.

Проблемное задание. Чем можно объяснить, что зарождениие классов и возникновение государства сопровождались появлением новой религии: франки приняли христианство, а арабы ислам?

- Какие мировые религии вы знаете? (Христианство, Ислам, Буддизм).

Запись в тетради:

-Свидетельство веры в одного Аллаха и никого, кроме него.

-Намаз (пять раз в день)

-Пост в месяц Рамадан

-Паломничество в Священный город Мекку (хадж)

Запись в тетради:

Шариат - совокупность религиозных и юридических норм, основанных на Коране, мусульманское право.

- Кому прежде принадлежали эти территории? (Византии)

В начале VIII в. арабы возобновили наступление. В Северной Африке они подчинили племена берберов и вынудили их принять Ислам. Постепенно все африканское побережье Средиземного моря стало арабо-мусульманским.

(Слайд 21) В 711-714 гг. - арабы покорили Испанию. На востоке завоеватели встретили сопротивление народов Кавказа и Средней Азии. (Слайд 22)Лишь направив большие армии и пользуясь раздорами между племенами, арабы покорили Северный Кавказ, но их власть была здесь непрочной. В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем, и в 751 году нанесли китайскому войску поражение. Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

(Слайд 23) Так в течении VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов - Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. (Слайд 24) Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.

Арабский халифат и его распад

Запись в тетради: 632 г. - год основания; 1258 г.- год распада.

(Слайд 26) При первых халифах многочисленные отряды арабов вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, легкая конница.

Серьезный внутренний кризис затронул систему власти в Арабском халифате в период правления Али, двоюродного брата и зятя Мухаммеда (с.а.с). После его смерти к власти приходят представители старой арабской аристократии - род Омейя. В 661-750 гг. установился Халифат Омейядов со столицей в Дамаске.

Запись в тетради: 661-750гг. – Халифат Омейядов.

С этого момента среди мусульман возникает деление на шиитов суннитов. Сунниты получили свое название от священного текста Сунна. Сунниты считали, что имамом - верховным главой всех мусульман – должен быть халиф, светский глава государства. Шииты отрицали сам титул халифа и настаивали на том, что имамом мог быть лишь потомок Али. Эта борьба заметно подрывала силы Арабского халифата.

(Слайд 27) В 750 г. к власти пришла династия Аббасидов - потомки дяди Мухаммеда Аббаса. Столицей нового Халифата стал Багдад.

Запись в тетради: 750 год - воцарение династии Аббасидов.

Распад халифата

(Слайд 30) Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. (Слайд 31) В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивала силы халифата. Чтобы успешно подавлять народное восстание, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок – жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями.

(Слайд 32) В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).

(Слайд 33) В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифата осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.

(Слайд 34) К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. (Слайд 35) В 1055 году они захватили Багдад. В XIII в. монголы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил свое существование.

Сегодня Ислам исповедует около 1,5 млрд. человек во всем мире. Пророк Мухаммед (с.а.с.) остается самым почитаемым пророком. Ислам не наделяет его сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что посланник Бога – такой же человек, как и все. В отличие от предыдущих пророков он почти не творил чудес. Однако для каждого мусульманина Пророк Мухаммед (с.а.с.) – совершенный человек, и жизнь Его – наилучший пример для подражания.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

V. Рефлексия

Что нового узнали на уроке?

Какие умения и навыки отрабатывали?

С какими новыми терминами познакомились?

Что понравилось и что не понравилось на уроке?

Какие выводы сделали?

Домашнее задание (дифференцированное)

Халиф – верховный правитель мусульман в арабских странах до XIII в., а также титул египетского и турецкого султанов. От этого титула происходит и название государства: Халифат.

Джихад – слово означает усердие на пути Аллаха, борьба за веру, в том числе с пороками. Цель джихада распространение исламской веры и расширение сферы влияния мусульманской власти.

Вязь – тип письменности, где буквы соединяются и составляют непрерывный орнамент.

Мечеть – мусульманское молитвенное архитектурное сооружение.

Минарет – башня, рядом с мечетью или в составе её композиции с которой верующих призывают на молитву.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На обширных территориях Аравийского полуострова, который по своим природным условиям является сплошной пустыней, издавна жили арабские племена. Их основным занятием было кочевое скотоводство, а также торговля со странами Северной Африки и Средиземноморья.

В V – VII веках в аравийских племенах происходит разложение родоплеменных отношений, племенная верхушка стремится закрепить за собой право на земельную собственность, скот и доходы от торговли. В это же время на юге Аравии приходят в упадок рабовладельческие государства. Центром объединения территорий Аравии стал район Хиджаз, на котором возникают города Мекка, Медина и Таиф. Столицей Хиджаза стал город Мекка, правил Меккой род Омейядов.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Расположите на ленте времени завоевательные походы арабов.

Захват Багдада турками – сельджуками.

Захват Сирии и Палестины.

Переименование Кордовского эмирата в халифат.

Походы в Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию.

Правильный вариант ответа:

Захват Сирии и Палестины

Походы в Иран, Афганистан, Северо-Западную Индию

Переименование Кордовского эмирата в халифат

Захват Багдада турками-сельджуками

Задание 2. Восстановите текст. Ответы введите с помощью клавиатуры.

Объединению арабских племён способствовало принятие новой религии – ___________, основателем которой являлся Мухаммед, житель города _______. В ___________ году Мухаммед назвал единого бога ________________, а себя его Пророком.

Правильный вариант:

Объединению арабских племён способствовало принятие новой религии – ислама, основателем которой являлся Мухаммед, житель города Мекка. В 610 году Мухаммед назвал единого бога Аллахом, а себя его Пророком.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование понятий: бедуины, мусульманство (мусульмане), Коран, шариат, халиф, имам, эмир.

Знание: сформировать представление о жизни арабов на Аравийском полуострове, о возникновении ислама и о его влияние на арабов, о основных положениях ислама, о возникновении Арабского халифата и его распаде.

Умения: продолжить формирование умений работы с исторической картой.

Отношение: какую роль сыграл Арабский халифат в истории Европы, сформировать представление об исламе у учеников, т.к. ислам является второй по численности религиозной конфессией РФ.

Оборудование урока:

Презентация Power Point

Проверка домашнего задания

Изучение новой темы

Закрепление изученного на уроке

План изучения темы:

1.Природа и занятия населения Аравии

3.Основные положения ислама

4.Арабский халифат и его распад

Организационный момент.

2.Проверка домашнего задания.

-что такое бортничество?

-при каком правители завершилось объединение Польши?

-в какое государство направились Кирилл и Мефодий для проповеди христианства?

3.Изучение новой темы.

1.Природа и занятия населения Аравии. Учитель объясняет учащимся, какой народ принято называть арабами (семитский народ, их родственники евреи, ассирийцы, финикийцы). Своим предком они считают Измаила – сына Авраама (общий предок евреев и арабов). Работая с картой, ученики составляют опорную схему территории расселения арабов в тетради:

. Ученики, рассматривая карту, составляют схему расселения арабов. Схема расселения арабов (зарисовывается в тетради) Средиземное море, полуостров Малая Азия

Красное море Персия, Персидский залив

. Ученики, рассматривая карту, делают предположения чем могли заниматься древние арабы.

Арабы издавна жили на этой территории, её часть занимают сухие степи и безводные пустыни. Для земледелия были пригодны лишь небольшие оазисы на юге и западе Аравии. Там жили оседлые арабы. Из колодцев и ручьев они брали воду, возделывали сады, рощи финиковых пальм и виноградники, выращивали хлебные злаки, сахарный тростник, хлопчатник.

Арабы жили племенами, во главе которых стояли шейхи. Шейхов выбирали, их власть была ограничена советом родовой знати. Действует принцип кровной мести. Следовательно, общественный строй определяется как переходный от первобытно-общинного к раннефеодальному с пережитками родовых отношений.

Схема управления арабскими племенами (зарисовывается в тетради):



Вопрос: Как можно назвать данную политическую структуру?

Завоевания арабов в VII-VIII веках:





Западная Европа Византия Азия

Правление Аббасидов. В 750 году власть в халифате перешла к династии Аббасидов. Во время их правления арабы проникли на такие важные территории, как острова Сицилия, Кипр, Крит и часть юга Италии. Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Своих родственников и приближенных он назначал наместниками провинций. Наместники - эмиры - за счет налогов с населения содержали чиновников и войско, руководили завоевательными походами. Крестьяне в завоеванных областях были обложены высокими налогами. Сначала принявшие ислам освобождались от подушного налога, что подталкивало многих жителей завоеванных стран к переходу в новую веру. Затем эта льгота была отменена. Мусульмане составили большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Индонезии. Позже ислам утвердился в Средней Азии, у ряда народов Северного и Восточного Кавказа и Поволжья. Вскоре после прихода к власти Аббасидов халиф основал на месте небольшого селения на реке Тигр новую столицу - Багдад. Место для столицы было выбрано удачно: в плодородной, густо заселенной долине Междуречья пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана. Государство арабов при Аббасидах называли Багдадский халифат.

Распад халифата. Все немусульмане в халифате были обложены высокими налогами и должны были содержать за свой счет армию. Жители завоеванных стран не имели права носить оружие, должны были отличаться от арабов одеждой, ездить верхом только на мулах. Им не разрешалось выступать в суде свидетелями против мусульман. В VIII-IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний против владычества арабов, что подтачивало силы халифата.Чтобы успешно подавлять народные восстания, один из халифов приказал набрать войско среди пленных тюрок - жителей Средней Азии. Из них была создана преданная халифу гвардия. Но позднее начальники гвардии приобрели такую власть, что по своей воле возводили на престол и свергали халифов. Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление провинциями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми правителями. В середине VIII века один из противников халифа захватил власть в Кордове. Образовалось самостоятельное арабское государство в Испании - Кордовский эмират (с X века - Кордовский халифат).В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет и другие провинции в Северной Африке, Средняя Азия, Иран, Афганистан. Под властью багдадского халифа осталась лишь Месопотамия. Но и ее подчинила правившая в Иране династия.К середине XI века большая часть арабских владений на Ближнем Востоке была завоевана турками-сельджуками, пришедшими из Средней Азии. В 1055 году они захватили Багдад. Правитель турок-сельджуков был коронован халифом и получил от него титул султана.

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Возникн овение ислама.

Цели: - дать пре дставлени е о возникнове нии, ценностях и особенностях исламской

- выяснить роль и слам а в объедине нии арабски х племён, познакоми ться с

характерным и чертами феодального строя на Ближнем Востоке.

1. В VI веке славя не занимали об ширные терр итории от:

3. Какая группа славян являлась предкам и русского, ук раинского и бе лорусского наро дов?

6. Какое знаменател ьное событие произош ло в Болгарии в середине IX века?

7. Какой византийск ий и мператор приказал ослепить 14 тысяч пленных ?

8. В каком году Кирилл и Мефодий были направлены в Великоморавс кую державу для

9. Какой деятел ьностью занималис ь Кири лл и М ефодий в Бо лгарии ?

А) строили х рамы, открыли шко лу для подготовки священников

Б) строили шко лы, переводили к ниги на болгарски й язык

11. Какой князь положи л начало созда нию Польско го государства?

1 – а, 2 – в, 3 - а , 4 – б, 5 – б, 6 – в, 7 - б, 8 – а , 9 – а. 10 – в , 11 – а

Почему распалас ь такая ве ликая дер жава – арабский х алифат?

- Найдите и пока жите г осударства, которы е б ыли соседями ар абов к нача лу 7 века (

- Какими морями омыв ается Аравийски й полуост ров? ( Красным , Аравийск им,

- Можете ли вы, гля дя на карту , описать при родные особе нности и з анятие населе ния?

( сл. 6) Арабы издав на жили на Аравий ском по луострове в Юго – Восточной Азии. Для

земледелия были пригодны лишь небольши е оазисы на юге и западе Аравии. Там жили

осёдлые арабы, которые заним ались выра щиванием хлебных з лаков, сах арный

тростник, хлоп чатник. В озделывали са ды, выр ащивали финиковые па льмы и

( сл. 7) Кочевые ара бы – беду ины пере двигали сь со своими ста дами. Они разво дили

- Как вы думаете , почему именно верблю дов разводили бедуины?

( Они питались его молоком и мясом, о девались в ткани из верб люжьей шер сти,

укрывались в палатке и з верблюжье го войлока от зноя. Из ко жи вербл юда шили обу вь,

сёдла. Сбру ю. При перех оде на новое место верблюд перевозил бедуи на с семьёй и е го

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 75 –Караван – сарай на торговом пути.

Вдоль берега Красного моря пролегал старинный торго вый пу ть из Ви зантии в Африк у и

( сл. 8) Самым кру пным был город Мек ка. Состоятельные граждане жили в больших

каменных домах , а бед ные в лачу гах. Богачи ску пали у кочевников то вар и дважды в год

снаряжали кара ваны в С ирию и Йемен . Зимой и летом они снар яжали караваны в

соседние страны . Кажду ю весну 4 месяца в Мек ке проходили ярмар ки ( е жегодные или

сезонные торги). Бе дуины при гоняли скот и об менивали его на оружи е, хлеб, ткани,

служивший с вятым мес том для всех арабов. Знать М екки руководила рели гиозными

( сл. 10) Да вайте побл иже познакомимся с племенем бедуинов.

Бедуины дели лись на н есколько племё н, очень часто между ним и возникали стычки из - за

недостатка земли. Ожесточённые схватки вызывали у них обычаи кровной мести : за

убийство или оскорбле ние родича мстил весь род или даже плем я. Во йны длились

иногда десятилети ями. Во главе племе ни стояли во жди, которые выбира лись из богато го

- Постепенно сре ди арабов возни кает стрем ление об ъединиться. Почему ?

4) знать желала о бъедин ить племена с целью у крепления власти над

( сл. 11) О бъединению арабских племё н способствова ла новая религия – ислам.

Основателем и слама являетс я житель Мек ки – Мухаммед. С 6 лет он остаётся сиротой,

его берут на воспи тание родст венники, у которых он пасёт ове ц и коз. Его посещали

видения – он говори л, что слышал голос Бога. Примерно в 610 году М ухаммед высту пил

с проповедью новой религии. Он утверждал, ч то нет дру гих богов, кроме Аллах а, а себя

бедным, выку пать на волю и освобождать рабов. Все, кто принима ли его веру, стали

Опасаясь за с вою жизнь, в 622 году М ухаммед со сторо нниками переселился в сосе дний

оазис, названный в его честь - Медина. Год пере селения ( хи джра) – стал начал ьной

( сл. 13 ) В Медину стал и стекаться сторо нники новой религии . В 630 году знать подписала

договор с Му хамм едом и большинство арабо в приняли ис лам и при знали власть

Мухам меда. Мекка и Медина превратились в священные города, а Кааба – их главное

( сл. 14) Ре чи Мух аммеда записывали его у ченики на пальмо вых лис тьях и камнях ,

заучивали наизу сть. После е го смерти эти за писи были перера ботаны и составлена

( сл. 15) Коран включа ет в себя 114 глав, первая из них выполняет ту же роль что и

трактаты, а пос ледние занимают всего нескол ько строчек. Содер жан ие сур край не

разнообразно — и пер есказ библейск их истори й, и изложения основ му сульманского

права и описания реал ьных историческ их соб ытий периода прот ивостояния М екки и

( сл. 16) В Коране сказ ано, что Аллах сотворил мир за 6 дней, о н создал Адама и Еву. А

седьмой день – у му сульман п ятница – стал д нём отдых а.

1) Государство не должно изда вать зако ны, т.к. …( все зако ны из ложены Мухаммедов,

2) Правила повед ения м усульман называют ся ( шариатом)

3) Му сульманская мораль при писывала: ( не убий , не укради, не лги, люби ближнего ,

4) Му сульманам запрещалос ь… ( пить ви но, играть в азарт ные игры, есть свинину ,

( сл. 18) Пос ле смерти М ухамм еда Арабским госу дарством управл яли халифы

( заместители пророка) При них многочис ленн ые отряды ара бов вышли за пределы

Аравийского по луострова и о брушились на Ви зантию и Иран. М ногие города сдавались с

( сл. 19) В начале VIII века арабы возобновили наступле ние. Подчини ли племена

берберов. В 711 г. переправились через Гибра лтарский проли в. В 75 1 году нанес ли

( сл. 20) А ббасиды рас правились с народом и облагодете льствовали иранцев - из них

стали назначать Визиров. Завое вания почти прекрати лись. В халифа т вошли Сици лия,

Кипр, Крит и Ю г Италии . Земля при надлежала х алифам, а эмиры (намест ники),жили за

счет налогов. Ис лам распростра нялся за счет налоговых льгот. Но по том эту ль готу

отменили. Тем не менее практи чески во всех завоеванных странах в к ачестве единой

религии был утвержден ислам. Нова я династи я создала нову ю столи цу - Багдад, на р.

Тигр. Здесь пересекались тор говые пу ти. Государство стало называться Ба гдадский

Расцвет халифата пришелс я на правление Халифа Харун ар - Рашида - героя «1000 и 1

Опасаясь жить в город е халиф поселился в соседней кре пости. Его визи рь был

казнен из - за зависти к его богатст ву. Хару н хотел продол жить войны , но потерпе л

неудачу. Борьба покоренных народов подры вала власть арабов. Из жителей Сре дней

Азии халифы на бирали гвардию, но скор о ее н ачальники стали назна чать халифов .

Наместники - эмиры передавали свои престо лы по наследству и не под чинялись х алифам.

В 8 в.возник Кор довский халифат, в 9 веке отделились Египет, Север ная Африк а, Иран и

Афганистан. В 1055 г. Турк и - сельджуки зах ватили Баг дад и халиф короновал их

Читайте также: