Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве конспект изо 7 класс

Обновлено: 03.07.2024

Цель: Познакомить учащихся бытовым жанром в изобразительном искусстве.

Развивающая: Рассказать о истории развития бытового жанра

Воспитательная:

- уважительно относиться к окружающим нас вещах;

- познакомить с особенностями бытового жанра

Тип урока: комбинированный

Методы: словесные (беседа), наглядный (демонстрация репродукций,), практическая работа в классе.

Оснащение урока: фотографии разных репродукций, демонстрирующих бытовой жанр

- организационный момент (отметка присутствующих, постановка целей и задач).

- Давайте вы попробуете дать определение, что такое бытовой жанр? На экране представлены картины - это произведения, которые демонстрируют, что мы сегодня будем изучать. Что вы видите на картине? Далее постановка целей и задач с позиций компетентного подхода, с позиций обучающихся. Цели озвучены. Объяснение нового материала и самостоятельная работа в классе.

Бытовой жанр

Сюжеты для бытового жанра мы с вами встречаем каждый день. Хотя правильно сказать ежесекундно. Ведь все, что мы видим, делаем и где бы мы не находились, это все можно изобразить. А значит, если мы эти сюжеты и место действия перенесем на холст или бумагу, это будет бытовой жанр.

Поэтому, давайте с вами запишем точнее определение бытового жанра.

Бытовой жанр (он же жанровая композиция) – это жанр изобразительного искусства, который представляет собой изображение повседневной жизни человека, а также частной и общественной жизнью общества.

Жанровые сюжеты встречаются уже в первобытных наскальных рисунках, а также на стенах древнеегипетских гробниц и древнегреческой вазописи. Эти изображения были посвящены сбору плодов, охоты, рыбалки, танцев и пиров.

Бытовая живопись зародилась в эпоху Возрождения, так как тогда был большой интерес к человеку, к его среде обитания, к его повседневным занятиям.

Подлинные жанровые произведения создавали Караваджо, и мастера Северного Возрождения Босх, П. Брейгель Старший. Они первые начали изображать людей из низов.

Бытовая живопись, как самостоятельный жанр оформилась в 17 в. в Голландии.

Художники особенно остро ощущали прелесть тихой, мирной жизни; поэтому самые простые занятия забота о детях, уборка помещения, чтение письма – овеяны в голландской живописи 17 в. высокой поэзией.

Предметом исторической живописи были исключительно события, важные для целого народа или для всего человечества.

Бытовая живопись изображает то, что происходит в жизни поколений людей из года в год, из века в век Это - труд и отдых, свадьбы и похороны, многолюдные праздники и многое другое.

А вот в 18 в. английский живописец и график У. Хогарт положил начало сатирическому направлению в бытовом жанре.

А художники - реалисты 19 в. стремились к точному, объективному отображению действительности и в то же время возвеличивали труд человека на земле.

И импрессионисты писали не только природу и ее состояние, но и счастливые мгновения, выхваченные из потока обыденной жизни.

Бытовой жанр был и в русской живописи, но сформировался позднее других. Сам термин стал использоваться со второй пол. 19 в., когда Петербургская академия художеств официально признала бытовую живопись. Живописцев, создающих картины на бытовые сюжеты, называли жанристами.

Родоначальником русской бытовой живописи стал А. Г. Венецианов.

Он изображал труды и дни крестьян. В его полотнах как вечный праздник, представлены единения с природой; красота женщин овеяна духом высокой классики: в их образах та же ясность и гармония.

Жанровые мотивы появляются в творчестве и других мастеров первой пол. 19 в.

Например, в полотнах П. А. Федотова. В его работах присутствует социальная сатира счастливо быта с поэзией, с любованием красотой окружающего мира.

Традиции бытового жанра передвижников продолжили в 1920-е гг. живописцы, входившие в Ассоциацию художников революционной России.

С уверенностью можно сказать, что бытовой жанр, очень важен для нас с вами и тем более для изобразительного искусства. Ведь с помощью изобразительного искусства, мы с вами можем узнать, как жили наши предки, другие народы, их быт, окружение и традиции.

Теперь, после услышанного и просмотренного материала, начните работать над эскизом композиции в бытовом жанре. Продолжите работу дома.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Родоначальники жанровой живописи в России: А. Венецианов и П. Федотов Алексей Гаврилович Венецианов (1780-1847)

Венецианов Алексей Гаврилович биография и творчество художника. Родился в семье купца грека по происхождению Г. Ю. Венецианова. В детстве молодой художник полюбил рисование и осваивал основы живописи и рисунка, как самоучка. Более точной информации о его первых наставниках неизвестно, судя по его работам в юношеском возрасте можно с уверенностью сказать так, как начинающий художник он был очень наблюдательный и кто то с ним все таки занимался и показывал ему некоторые нехитрые премудрости в приготовлении необходимым материалов для работы и процесс живописного писания красками.

Известно, что в 1807 году Венецианов приехал в столицу в Петербург, где первое время был принят на работу в почтовую службу. Будучи в столице он часто посещает картинные галереи и выставки, чувствую страсть к живописи он знакомится с различными художниками, среди которых оказался известный на то время художник Боровиковский, чье наставничество положительно сказалось в дальнейшей творческой судьбе Венецианова. Вместе с Боровиковским художник работает в мастерской изучает процесс работы мастера, копирует знаменитые картины и совершенствует свои навыки в рисовании и написании различных портретов с натуры.

Некоторое время он принимает участие в карикатурном журнале, где пробует себя, как шаржиста. Конечно в карикатурах он не находит своего полного призвания, да и сам журнал впоследствии был под запретом в 1809 году, из за государственной цензуры тех времен. Тем не менее к карикатурному жанру он будет обращаться в последствии, после войны с Наполеоном 1812 году были популярны сатирические карикатуры высмеивающие дворян тяготевших к французскому стилю, моде и языку.

Значение вклада художника Венецианова Алексея Гавриловича в русском изобразительном искусстве имеет просто огромное значение. Он один из первых открывателей живописного направления связанного с крестьянским бытом и это в эпоху классического академизма, эпоху крепостного права, угодничающего и чванливого дворянства. Живописные произведения этого талантливого живописца донесшего отпечаток того времени и рассказавший нам о другой стороне жизни русского простого народа 19 века, просто неоценимо.

А. Г. Венецианов. На пашне. Весна (1820-е годы) А. Венецианов. Жнецы. 1820 А. Венецианов. На жатве. Лето. 1820 А. Венецианов. Гумно. 1821 Девушка в клетчатом платке А. Венецианов. Гадание на картах. 1842 А. Венецианов. Крестьянка с васильками. 1820 А. Венецианов. Вот-те и батькин обед. А. Венецианов Девушка с теленком А. Венецианов. Спящий пастушок. Павел Андреевич Федотов (1815-1852)

Федотов Павел Андреевич русский художник, в своей творческой биографии Федотов фактически является родоначальником критического направления в русской живописи, тема сатиры, юмора, высмеивания отчетливо заметно по его небольшим картинам.

Сатирический жанр его работ просто уникален, если учесть, что до Федотова этой темой просто никто и не занимался, да и общество того времени с тем укладом жизни было просто к этому не совсем готово.

П. А. Федотов. Свежий кавалер, или Утро чиновника, получившего первый крестик. 1846 П. А. Федотов. Сватовство майора. 1848 П. А. Федотов. Завтрак аристократа. 1849 П. А. Федотов. Разборчивая невеста. 1848 П. А. Федотов. Портрет Н. П. Жданович у фортепиано. 1849 П. А. Федотов. Вдовушка. 1851 П.А.Федотов. Игроки. П. Федотов. Офицер и денщик.

Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве. Урок изобразительно

№ слайда 1

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист

№ слайда 3

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист.Автопортрет 1830 г.

Из биографии художника…В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил

№ слайда 4

Из биографии художника…В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он серьезно занялся живописью — брал уроки у Боровиковского Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, нап

№ слайда 5

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни, напрямую связанные с землёй. Сенокос Крестьянские дети в поле 1810 г.

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства.Кормилица с ребенко

№ слайда 7

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства.Кормилица с ребенком. 1830Девушка с васильками. 1820

Сенокос В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и

№ слайда 8

Сенокос В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками.

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина

№ слайда 9

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.

В картине

№ слайда 10

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства, с темой красоты родной природы. Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художн

№ слайда 11

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности.Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На пере

№ слайда 12

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и п

№ слайда 13

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одн

№ слайда 14

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве. В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытово

№ слайда 15

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картиныАвтопортрет . 1830 г.

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он ок

№ слайда 16

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург.В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы ЭрмитажаНесколько портретов однополчан сделали Федотова известным.

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павлови

№ слайда 17

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец

№ слайда 18

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту: стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. . Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнив

№ слайда 19

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.Свежий кавалер. 1846 г. ГТГ

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась

№ слайда 21

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.


№ слайда 22

"Сватовство майора" 1848 ГТГ

Напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест его рук,

№ слайда 23

В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника --

№ слайда 24

В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- "Вдовушка" (ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка.

Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины

№ слайда 25

Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!"(1850--1851, ГТГ) -- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Это произведение -- вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века .

В последней картине Федотова тема карточной игры развивается в загадочное драмат

№ слайда 26

В последней картине Федотова тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие. Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Лиц у них как будто нет. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Он похож на Федотова. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них."Игроки" (1852, ГРМ)

Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к

№ слайда 27

Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.

http://www.artsait.ru/arthttp://artclassic.edu.ruhttp://bibliotekar.ruhttp://www

№ слайда 28

Гост

ГОСТ

Бытовой жанр – это жанр изобразительного искусства, изображающий реальную повседневную жизнь людей.

Чаще всего на полотнах художников, работающих в бытовом жанре, изображены сюжеты сложившегося жизненного уклада. Это могут быть праздники и будни, труд и отдых, нравы, обычаи, взаимоотношения.

Зарождение и развитие бытового жанра

Первые зарисовки повседневной жизни существовали еще во времена наскальной живописи. В древних пещерах археологами были обнаружены рисунки охоты, рыбалки, танцев и пиров. В Древнем Египте такие рисунки изображались на стенах гробниц и имели сакральный смысл. Они должны были обеспечить умершему богатую и успешную жизнь в загробном мире. А в Древней Греции бытовые рисунки были распространены на вазах.

Рисунок 1. Севильский водонос. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 2. Семейство молочницы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Благодаря картинам люди знали о жизни других жителей страны. Становились все популярнее сцены из городских таверн, рынков, сельских хижин и подворий.

Перемены в тот период затронули все страны Европы, поэтому и новый жанр в живописи нашел там свое распространение. Многие известные художники все чаще стали обращаться к бытовому жанру и к жизни своих неприметных соотечественников.

Революционные веяния побуждали художников вносить свой вклад в борьбу за права угнетенных жителей своих стран и бороться за права человека. Своими творениями они пытались обратить внимание на неравноправие со стороны буржуазии, и убогую и сложную жизнь низших слоев населения.

В тоже время многие картины показывали и восхваляли человеческий труд. Они восхваляли ремесла, те или иные слои населения без труда и работы которых не было бы нормального существования других слоев.

Голландцы показали, что бытовой жанр прячет в себе не менее достойные сюжеты, чем сюжеты из Библии, античных времен или военных действий.

На полотнах художников-реалистов, творивших в XIX веке, появляется стремление к точному и объективному отображению действительности и в тоже время возвеличивание человеческого труда. А импрессионисты того времени вычленяли счастливые моменты из обыденной жизни.

Особенности бытового жанра в России

В России бытовой жанр живописи получил свое развитие довольно поздно, только к концу XIX века. Бытовой жанр пришел на смену классического и романтического направления. Тогда художники пытались изучить частную и общественную жизнь человека, такой, какая она есть.

Но как считают искусствоведы, бытовой жанр начал зарождаться в России еще в XVIII веке, именно тогда художники впервые начали обращать внимание на сюжеты из жизни простого народа.

В процессе развития и становления бытового жанра в России он получил возможность раскрытия достоверности во взаимоотношениях и поведении людей в быту и глубокое развитие внутреннего смысла и общественно-исторического содержания явлений повседневной жизни.

Широкое распространение и развитие бытового жанра пришлось на переломный период в истории России. Ни один художник не смог остаться в стороне видя все трудности русского народа в такой непростой период.

Живопись конца XIX века представляет попытку через картины и изображенные на них сюжеты понять то, что происходило в жизни. Русские художники имели цель рассказать не только о бытовой жизни народа, но и показать отношение народа к самому себе, его стремления.

Представители бытового жанра в живописи

Родоначальником крестьянского бытового жанра является Венецианов Алексей Гаврилович. На его картинах присутствуют самые простые и обыденные сюжеты деревенской жизни:

  • крестьяне в повседневной и нелегкой работе;
  • простые крепостные девушки на жатве;
  • мужики на сенокосе или на пахоте.

Венецианов любил простых людей, показывал их душевную привлекательность. Художник очень сочувствовал крестьянской доле и прилагал много усилий для облегчения положения крепостных художников.

Репутация Яна Вермеера опирается на небольшое количество работ. Темы и сюжеты для своих картин он брал из обычной повседневной жизни: девушка, читающая письмо, черепичные крыши и церковные шпили, девушка в красной шляпе. Во всем этом он видел вечные ценности и эмоции. На протяжении веков картины очаровывают и привлекают зрителей наполненностью смыслом и размышлениями о вечности.

Федотов Павел Андреевич был мастером сатиры в бытовом жанре. Федотов как никто другой показал все темные стороны русской действительности, высмеивал людские недостатки и пороки. Он обладал наблюдательностью и умело показывал жизнь горожан: купцов, офицеров, чиновников и бедняков. Часто действия его картин построены на конфликте, где показывается социальная характеристика героев его картин.

Особый вклад в развитие реалистического бытового жанра внесли художники социалистических стран. Они ярко отразили становление новых общественных отношений в жизни своих народов и показали характерные черты национального быта. К таким представителям можно отнести:

Читайте также: