Падежи закрепление 3 класс конспект урока
Обновлено: 06.07.2024
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? Чего вы ждете от урока?
- Послушайте внимательно и догадайтесь, о чем сегодня на уроке пойдет речь.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам. (существительное)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, который посвящен закреплению знаний о падежах и типах склонения имен существительных? (ответы детей)
- Да, сегодня на уроке мы будем закреплять умения определять падеж и склонение имен существительных, правильно употреблять существительные в нужном падеже.
- Назовите звук, с которого начинается название части речи, о которой идет речь. ([с])
- Какой буквой обозначается звук [с]?
- Из какого элемента состоит буква С?
- Напишите безотрывно три разных по величине полуовала. ССс
- В написании каких букв можно встретить такой элемент?
- посмотрите, красиво, аккуратно ли вы написали? На полях поставьте себе отметку.
3. Орфографическая минутка.
- Продолжая нашу работу, давайте вспомним, какие орфограммы мы уже знаем. Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Х…л…дильник, п…так, хищ…ник, жил…ё, об…езд, п…м…дор, брош…, плащ…, чес…ный, улы…ка (после выполнения работы – самопроверка, оценка на полях)
- Какое слово здесь лишнее? Почему? Докажите, что все остальные слова – имена существительные.
4. Повторение теоретических сведений.
- Что такое имя существительное?
- Какие грамматические признаки у существительного постоянные, а какие – нет?
- Какие категории у имени существительного на ваш взгляд самые трудные?
- Как определить склонение имени существительного?
5. Тренировочные упражнения.
- А теперь давайте свои теоретические знания используем при выполнении письменных упражнений.
1. Спишите, вставив пропущенные буквы. Укажите склонение и падеж имен существительных (проверка – орфографическое чтение с объяснением)
Наступила х…лодная з…ма. (К)…кну (п…д)л…тела синич…ка. Бабушка пож…лела птич…ку. Через открытую форточ…ку она (в)пустила синицу в комн…ту. Всю долгую зиму прож…ла синич…ка (в)кв…ртире.
После проверки – самооценка.
Чтобы выполнить заданья,
Чуть-чуть надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем,
Надо косточки встряхнуть.
Руки в стороны, вперед,
Вверх, назад прогнулись,
К солнцу потянулись.
На носочки встали,
Лучики достали.
На корточки сели,
Вокруг посмотрели.
А теперь за парты
Тихо-тихо сели.
3. Упражнение в морфологическом разборе имен существительных.
- А сейчас, ребята, давайте вспомним алгоритм морфологического разбора имени существительного (Ученики пользуются памятками. См. Приложение 1)
- Из второго предложения (предыдущее задание) выпишите все существительные и разберите их как часть речи (после выполнения задания – самопроверка, оценка)
Пока ученики выполняют это задание самостоятельно, 2 ребенка выполняют морфологический разбор существительных у доски (по окончании – взаимопроверка, оценка друг другу)
4. Упражнение в согласовании имен существительных.
- А сейчас переходим к выполнению следующего задания. Спишите. Раскройте скобки и поставьте существительные в нужном падеже. Но будьте особенно внимательными.
Решить (задача), спустился с (гора), лежать на (стол), плыть по (река), полить (вода), греться около (печь), думать о (друг)*, подойти к (бабушка)*, случай из (жизнь)*
- Написание каких слов вызвало затруднение? Почему? Как была решена эта орфографическая задача? За выполнение этого задания поставьте себе отметку на полях.
- Ребята, чему вы сегодня научились на уроке? Что узнали нового?
7. Рефлексия и самооценка.
- Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас в конце урока? Оцените свои знания.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема . Закрепление знаний о падежах имён существительных.
создать условия для закрепления и обобщения знаний учащихся о падежах имён существительных;
формировать навыки определения падежа имени существительного по вопросу, предлогу, роли в предложении;
воспитывать взаимовыручку, поддержку, коллективизм;
развивать монологическую речь, мышление при помощи умения анализировать, оценивать результаты выполненных заданий по изучаемой теме.
Планируемые результаты (предметные) : определять падеж имён существительных, выполнять морфологический разбор имени существительного
Метапредметные:
Регулятивные : понимать и принимать учебную задачу, работать с памяткой по алгоритму, планировать действия по выполнению задания, осуществлять само- и взаимоконтроль;
Познавательные : в сотрудничестве с учителем находить способы решения учебной задачи
Коммуникативные : высказывать и обосновывать свою точку зрения, понимать и принимать доказательства других.
Личностные : выявлять причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;
адекватно оценивать свой вклад в решение учебной задачи урока.
Оборудование:
карточки для групповой работы.
1. Организационный момент.
-Проверьте, ребята: вы готовы начать урок?
Все на месте? Всё в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все мы правильно сидим?
Все внимательно глядим!
2.Самоопределение к деятельности.
-Послушайте стихотворение. О чём оно?
В рощах птичье пение, а в классе тишина.
-Весна, весны, весне, весну, весною, о весне.
Гуляет зайчик по окну, как солнце на блесне.
- Какая тема сегодняшнего урока? (Падежи имен существительных).
- Сегодня мы обобщим знания по этой теме. Будем разбирать существительное как часть речи.
-Вы уже много знаете об имени существительном. Объясните значение словосочетания – книга Саши . (Это сочетание слов учитель произносит). (Дети объясняют, кто как понял: книга чья – Саши, или книга кому - Саше).
-Почему вы по - разному объясняли? ( Разные падежи, разные окончания, разное значение). Показываю запись. (Слайд 1)
Книга Саши - Книга Саше.
- Поставьте своё имя и произнесите эти сочетания слов. У кого были окончания –и, –е? У кого другие? Какие?
- Для чего нам нужно изучать падежи?
- Чтобы имя существительное могло в разговоре (или на письме) правильно соединяться с другими словами, образуя предложения, оно имеет возможность менять свои окончания. В разных случаях, отвечая на разные вопросы, существительное применяет разные окончания.
3. Словарная работа
Работа с орфографическим словарём со словом вокруг.
Найдите это слово в словаре.
-Какие синонимы к этому слову? ( около, рядом). К какой части речи относятся?
Мороз, январь, пальто, платок, февраль, север, снегирь, погода, ветер, декабрь, коньки, лопата.
4. Работа по теме урока.
4.1.Творческая работа с произведениями искусства.
- Когда вы шли в школу, обратили внимание на погоду сегодня. Постарайтесь найти самое точное, яркое слово для описания сегодняшнего утра. (Пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое и т.д.) - Закроем глаза и шепотом произнесем слово зима …
-Какое чувство у вас возникло? (Стало холодно, грустно. А мне стало радостно, я люблю зиму и т.д.) - А каким вы видели или представляете себе зимний лес? (Неподвижный, белый, загадочный, сонный, кружевной и т.д.)
- А вот каким увидел зимний лес великий русский поэт С. Есенин. (Слайд 2)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
- Назовите имена существительные, записанные на второй строчке, определите их род, число, падеж.
- А вот таким увидел зимний лес русский художник И.И.Шишкин. (Слайд 3)
- Составьте предложение по этой картине.
Земля покрыта пушистым снегом. Среди деревьев пролегла лесная дорожка. На стволах деревьев лежит снег. Сквозь деревья пробивается синева неба. Снег прикрыл прошлогоднюю траву.
Записывают: Стволы деревьев покрыл снег. Определяют падежи имён существительных.
4.2. Разбор существительного как часть речи.
Упр. 106. Разбор одного существительного из первого предложения сначала устно по образцу памятки №1, потом письменно по памятке (2-е, 3-е, 4-ое предложения -каждый ряд разные предложения). Несколько человек разбирают у доски (из последнего предложения берут слова).
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
Условие игры: Каждая группа выбирает себе падеж. Выигрывает тот, кто первый наберёт карточки с существительными в своём падеже.
на полянке, о грибочке, в дороге, из чащи, от радости, без помощи, по дороге, по тропинке, к бабушке, в огороде, на грядке, в рядочке, из моркови, около изгороди, у мышки, по арбузу, к ягоде, по кукурузе, у яблони, из малины, для земляники, на груше, об урожае, в деревне, по ягоде, к сирени, по вишне, у речки, для Тани, из глубины, по воде, по глупости, к рыбке, о лодке, об улове, при встрече.
4.4.Работа с электронным приложением. Упражнение на различение Т.п. и П. п.
4.5. Самостоятельная работа с перфокартами. Укажите падеж . ( Слайд 4)
прячутся под берёзами
вспоминали о лете
пролетала над лесом
был на экскурсии
вырастают из земли
шли по тропинке
4.5. Взаимопроверка. (Слайд 5)
- А теперь проверьте.
бродил по лесу (Д.п.)
прячутся под берёзами (Т.п.)
вспоминали о лете (П.п.)
пролетала над лесом (Т.п.)
был на экскурсии (П.п.)
вырастают из земли (Р.п.)
шли по тропинке (Д.п.)
-Кругом я обозначила все знания об имени существительном.
-Что может обозначать синий и оранжевый цвет на диаграмме? (Синий цвет обозначает то, что мы узнали о существительном до сегодняшнего урока, а оранжевый- то, что нам предстоит узнать в дальнейшем.
- О чём вы подумали, глядя на доску?
- Какие у вас чувства после увиденного? (Рады, что мы так много уже знаем).
- На какой балл вы оцените ваши знания и работу сегодня на уроке?
6. Итог урока.
-Что такое склонение имён существительных?
-Сколько падежей в русском языке?
- Что такое начальная форма существительного?
- Какие падежи называем косвенными?
-Какой падеж не имеет предлогов ?
-А какой падеж без предлогов не употребляется?
-Какие предлоги имеет дательный падеж?
В русском языке склоняются (изменяются по падежам) не только имена существительные, но и прилагательные, местоимения, числительные. Так что знания падежей нам будут помогать и на других уроках.
7. Домашнее задание.
Подберите загадки или пословицы, предложения или стихи с зимними словами. Определить падежи существительных. С 61, задние 7.
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний. Цель урока: совершенствование умения различать падежи имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам. Задачи урока: 1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже. 2.Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание. 3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку и здоровому образу жизни.(правильному питанию) Оборудование: компьютер, слайды презентации, раздаточный материал.
Содержимое разработки
Конспект урок русского языка в 3 классе.
Тема: Все падежи
Тип урока: Урок закрепления и систематизации знаний.
Цель урока: совершенствование умения различать падежи имён существительных по вопросу и предлогу, разбирать предложение по членам.
Задачи урока:
1.Образовательная: Закреплять умения различать падежи по совокупности их признаков, правильно употреблять существительное в нужном падеже.
2.Развивающая: развивать умение ставить падежные вопросы, распознавание падежа по вопросу, окончанию, предлогам, развивать речь, мышление, внимание.
3.Воспитательная: Воспитывать интерес к русскому языку и здоровому образу жизни.(правильному питанию)
Оборудование: компьютер, слайды презентации, раздаточный материал.
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок,
Встали все ровненько, покажите нашим гостям, что вы все готовы к уроку.
-Настроение каково? ( Во!)
-Все такого мнения? (Все без исключения!)
Чистописание.
Назовите букву, которая ассоциируется с понятием здоровье.
-запись заглавной и строчной буквы Зз
Здоровье дороже богатства. (на доске)
-Как вы понимаете эту пословицу?
Назовите пословицы о здоровье? (дом. Зад.)
(Чистота- залог здоровья. Ешь чеснок и лук- не возьмёт недуг. В здоровом теле- здоровый дух. Оденешься в мороз теплее- будешь здоровее. )
- Сегодня на уроке мы отправимся в страну падежей. Попробуйте высказать предположения чем будем заниматься? Что будем делать на уроке? (Да) Будем учиться определять падежи имен существительных и поговорим о правильном питании.(слайд №1)
- Сколько падежей в русском языке? -Какие шутки-прибаутки придумал народ про падежи? (Иван рубил дрова, Варвара топила печку) Назовём падежи. Именительный, Родительный, . (На доске ). И.п. Р.п. ….
Из–за снежинок рассыпались падежные вопросы и помощники. Возьмите зелёные карточки и определите вопросы какого падежа у вас. (есть кто? Что?) .
Нужно правильно подобрать к падежам вопросы. (Работа в группах). 6 групп ( 1 уч. выходит к доске и прикрепляет вопрос к своему падежу)
-Какие стихи о падежах мы учили?
В стихотворной форме ученики рассказывают про падежи. (слайд №2)
В каком падеже стоит подлежащее? (И.п.)
Какой падеж без предлога не употребляется? (П.п.)
Предлоги к и по пишутся с существительными в ( Д.п.)
Какой падеж никогда не имеет при себе предлога?( И.п.)
Этап Учебно-познавательная деятельность.
Цель: усвоение содержания темы.
1)- Определить падеж у выделенных имен существительных. На листочках.
Как определить падеж имени существительного?
(От главного слова поставить вопрос к существительному и по вопросу определить падеж)
Ребята шли из школы. (Записать предложения в тетрадь)
Лисий след ведёт к норе.
С неба летел мокрый снежок
К дому подъехала грузовая машина.
-Как определить падеж имени существительного?
(1.найти главное слово от которого ставим вопрос к существительному
по вопросу и предлогу определить падеж)
2)Просклонять существительные : зима, снег.(Работа в парах)
Что значит просклонять?(Изменить по падежным вопросам).
-Проверяем (слайд №11)
- Что происходит с существительными при склонении? (Изменяется окончание.)
Ребята, вам пришло письмо от сказочного друга Карлсона. (слайд№3) Послушайте: (слайд №4)
- Ребята, от чего же у Карлсона так ухудшилось здоровье?( потому что он не правильно питался). Мы конечно ему поможем, Что вы заметили в письме? ( написано с ошибками)
Сначала давайте исправим ошибки в письме Карлсона, так как он в русском языке не силен.
-Выписать из текста с/с в Р.п. И Т.п.( пишу (из чего?) из больницы, торт (с чем?) с лимонадом)
-Мы постараемся помочь Карлсону в выборе продуктов питания.
Выбрать и записать в тетрадь полезные продукты питания (овощи и фрукты определить род имён существительных). (слайд №5)
1) Морковь, помидор, картофель, огурец, яблоко, горох. (слайд №6)
В каком падеже стоят имена существительные?
- Что вы знаете об именительном падеже? (Существительные в именительном падеже всегда употребляются без предлога).
- Как называются остальные падежи? (Косвенными).
- Скажите, а почему вы выбрали для Карлсона фрукты и овощи? ( в них много витаминов)
Без витаминов человек болеет. Известно более 25 видов витаминов. Сегодня мы повторим витамины А, В, С, и в каких продуктах они содержатся.
(работа в группах по карточкам) Определить падеж имён существительных . Чтение каждой группы.
Витамин А 1 группа
Расскажу вам, не тая,
Как полезен я, друзья!
Я в морковке, винограде,
В масле , перце и салате,
Съешь меня – и подрастёшь,
Будешь ты во всём хорош!.(слайд №7)
Витамин В 2 группа
-Рыба, хлеб, яйцо и сыр,
Банан, курица, кефир,
Дрожжи, курага, орехи,
Вот для нас секрет успеха!(слайд№8)
Витамин С 3 группа
А вот С едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате. (слайд №9)
Работа с деформированным текстом. (карточки зеленого цвета)
Составить предложения и подчеркнуть главные члены предложения
А) Витамины, с, организму, помогают, нашему, болезнями, бороться. (1 группа)
(Витамины помогают нашему организму бороться с болезнями.)
Б) Фрукты, перед, и, водой, овощи, люди , горячей, моют, едой. ( 2 группа)
(Фрукты и овощи перед едой люди моют горячей водой.)
В) В огороде, витамины, Полины, для, созревают. (3 группа)
(В огороде для Полины созревают витамины). (слайд №10)
Творческое домашнее задание: придумать сказку о падежах и их помощниках. (с
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся о падежах имени существительного.
1. Сформировать понятие о падеже как непостоянном признаке имени существительного.
2. Совершенствовать навык правильного употребления падежа имени существительного.
3. Закреплять умения определять падеж имени существительного.
1. Развивать навыки определения падежа по вопросам; вспомогательным словам; предлогам.
2. Развивать мышление (логическое), память, связную речь.
3. Развивать орфографическую зоркость.
1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу во время выполнения заданий в парах, группах.
Ключевые понятия урока: часть речи, имя существительное, падеж, склонение.
Педагогический инструментарий:
Словесный (беседа, фронтальный опрос).
Наглядный (раздаточный и иллюстративный материал).
Игровой (дидактическая игра).
Практический (задание в парах, группах).
Технологии: ИКТ-технологии, инновационные технологии (легоконструирования), технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Планируемые результаты
· Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
· Доброжелательное отношение к участникам совместной деятельности.
· Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.
Метапредметные (УУД):
· Личностные: проявляют стремление к получению новых знаний, положительное отношение к занятиям учебной деятельностью.
· Регулятивные: корректирующая деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают способы их устранения.
· Познавательные: осуществляют поиск нужной информации, используют знаки, символы, анализируют объекты, выделяют главное, осуществляют синтез, устанавливают причинно – следственные связи, строят рассуждения об объекте, обобщают.
· Коммуникативные : умеют строить высказывания, аргументировать свои ответы.
· Умеют находить имя существительное в предложении, тексте.
· Умеют правильно употреблять падеж имени существительного в речи и на письме.
· Умеют склонять слово по падежам.
· Умеют правильно определять падеж по вопросам, вспомогательным словам, предлогам.
Читайте также: