Возникновение христианства особенности христианского вероучения и церковной структуры конспект

Обновлено: 02.07.2024

Как я уже писала в предыдущей статье , здание средневековой культуры было построено на фундаменте религии. Для Европы - таким фундаментом стало христианство. Очевидно, для того, чтобы в дальнейшем говорить о развитии искусства на этих территориях, нужно представлять себе, хотя бы в самом общем виде, основы вероучения, основные идеи и постулаты. Без этого многие явления культуры окажутся нам непонятны, их восприятие будет затруднено, а иногда и недоступно.

В этой статье я попробую сформулировать самые важные (на мой взгляд) моменты христианства, как вероучения. Разумеется - это не подробный теологический анализ. Я ни в коем случае не претендую на всесторонний и глубокий подход к этому вопросу. Всех читающих статью, я прошу относится к данному тексту, как к попытке сформулировать некий "культурный минимум", который необходим для дальнейшего разговора о европейской средневековой культуре и искусстве. Считайте, что это глава из учебника для тех, кто вообще не знаком с христианством, и знакомится с ним впервые.

Зарождение христианства. Бог

Датой начала европейского средневековья принято считать 4 сентября 476 г., когда последний римский император Ро́мул Авгу́стул отрёкся от престола, и Рим был захвачен германскими племенами, которых римляне называли ва́рварами. (кратко о периодизации древнеримской истории можно почитать здесь ).

Казалось, что варвары разрушили до основания не только Вечный Город, но и всю античную культуру. Однако ничто не может исчезнуть абсолютно бесследно, тем более столь великая и мощная цивилизация как Древний Рим. (О культуре и искусстве Древнего Рима есть ряд статей). Вскоре варвары стали считать себя прямыми наследниками античной культуры, а своё государство называть Священной Римской Империей германской нации (название сохранялось вплоть до 1806 года!).

Главным же вкладом Древнего Рима в будущую культуру Европы стало христиа́нство – религия, впоследствии связавшая на века многочисленные племена, населявшие земли бывшей Римской Империи, создав определённую культурную целостность, которую принято называть христианский мир .

Зародилась эта религия в далёкой восточной провинции Римской Империи - Палести́не , в среде иудеев на основе исповедуемого ими иудаизма .

Христианство базировалось на вере в Единого Бога , Непознаваемого, Всемогущего, Всевидящего, Всезнающего, являющегося воплощением Абсолюта и Совершенства, создателя Мира и Человечества. Данное представление о Боге принципиально отличалось от языческих верований и стало толчком к формированию нового взгляда на Мир, центром, причиной, смыслом которого теперь являлся Бог.

Такое мировоззрение, ставшее приоритетным в средние века, называется теоцентри́зм (от греч. теос – бог).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лекция №5 Христианство

Личность Иисуса Христа. Нагорная проповедь.

Основные идеи христианства, культы и традиции.

Христианские тексты, структура Библии.

После подавления выступлений народа широкое распространение получали настроения депрессии, отчаяния, усталости и вместе с тем ненависти по отношению к угнетателям. Эти настроения нередко выливались в религиозную форму. Активная борьба сменялась мечтой об избавлений от гнета при помощи сверхъестественных сил. Все греческие и римские боги были далеки от страданий широких масс. А для народов окраин Римской империи эти боги являлись еще и символом чужеземного гнета. Необходима была новая религия, которая могла бы помочь всем народам. Такая религия появилась. Это было христианство.

Новая религия сначала выступала как религия рабов, бедных, бесправных людей. Среди христиан преобладали настроения борьбы, жажды мести, осуждалось богатство, прославлялась бедность. Единой империи христианство предлагало единого Бога. Первые христианские общины имели демократическое устройство. Христиане называли друг друга братьями и сестрами, устраивали совместные трапезы, бескорыстно помогали друг другу. Объединения общин (церкви) не существовало, не было и духовной иерархии (клира). Рядовой верующий, на которого бы снизошла харизма (благодать), назывался пророком.

2. Личность Христа. Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является и до сих пор дискуссионным. Однако отрицать историчность Иисуса означает обвинять во лжи не только авторов 27 книг Нового Завета, всех ранних отцов церкви I - II вв., оставивших свои сочинения, но также римских историков и писателей Тацита, Плиния Младшего, Светония, Лукиана и др.

Проповеди Иисуса вызывали не только внимание и сочувствие, но и гнев, враждебность, в первую очередь, со стороны фарисеев, которые следили за буквальным исполнением обрядов, заменяя искреннюю веру гордыней и лицемерием. Служители иудейской религии не хотели иметь рядом столь могучего конкурента, каким был Иисус. Они завидовали ему, копили злобу и сеяли ее в народе.

Перед еврейской Пасхой Иисус, сопровождаемый учениками, вошел в Иерусалим. Сидя на ослице, он ехал по улицам древнего города, приветствуемый людьми. В

течение последней (страстной) недели земной жизни Иисуса Христа происходили ежедневно очень важные события, которые и по сей день вспоминаются и почитаются верующими. В пятницу во время пасхального ужина с учениками - Тайной Вечери - Иисус предсказал предательство одного из них, а также свои земные страдания и смерть. Он подал своим ученикам хлеб и вино, олицетворяя ими свое

тело и кровь. Отсюда в большинстве христианам церквей берет свое начало таинство евхаристии, или причащения.

Так рассказывается о жизни Иисуса Христа в его жизнеописаниях-Евангелиях и в Новозаветной книге Деяний Апостолов. Русский богослов Г.В. Флоровский, отвечая противникам признания историчности Христа, писал, что Христос пришел в мир неузнанным, т.е. его современники (за исключением немногих) не поняли, с кем имеют дело, а потому и не отразили факт явления Христа в исторической хронике. Осознание масштаба и величия этого события произошло гораздо позже. Не согласиться с разумностью этого мнения нельзя.

3. Основные идеи христианства: культы и традции

Далее Символ веры констатирует, что христианин верит и в единого Бога-Сына, ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, распятого за нас при Понтии Пилате и воскресшего на третий день и вознесшегося на небеса к своему отцу, и во второе пришествие для суда над живыми и мертвыми. Христианин также верит в Святого Духа, исходящего от Бога-Отца и говорившего через пророков; в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение, ради оставления грехов, в воскресение из мертвых и жизнь будущего века.

Большую роль в христианском культе играют таинства. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

В число семи таинств христианской церкви входит и таинство брака, во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа. Освящая брачный союз людей, христианская церковь как бы берет новую семью под свое покровительство. Она поучает, как должны вести себя в семье муж и жена, как они должны воспитывать детей и т.д.

Таинство елеосвящения совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом - елеем. Считается что елеосвящении на человека сходит божественная благодать, исцеляющая его от болезней телесных и душевных.

При посвящения в духовный сан совершается таинство священства, во время которого епископ передает чудесным образом посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Семь ангелов наделены именами, остальные - безымянные.

Следующую категорию святых составляют пророки, наделенные Божественным даром пророчества, авторы ветхозаветных и пророческих книг. В особый раздел христианская церковь выделяет апостолов - учеников Иисуса Христа, проповедовавших Евангелие. К святым также относятся святители из числа высшего духовенства и мученики, пострадавшие за веру, но не отступившие от христианства. Особое место среди святых занимают преподобные - верные последователи христианства, отказавшиеся от жизненных благ, ушедшие в монастыри и осененные божественной благодатью.

Католическая и православная церкви большое значение придают культу икон. Поклоняясь изображенным на иконах Иисусу, Богородице, святым, верующие стремятся облегчить свои невзгоды, достичь в жизни желаемого. Объектом поклонения верующих являются также святые места, связанные с различными событиями церковной истории, деяниями Иисуса Христа, Богородицы, святых. Особым почитанием пользуются святыни в Палестине, связанные с жизнью, проповеднической деятельностью, мученической смертью и воскресением Иисуса Христа. В православии почитаются места, где хранятся чудотворные иконы, мощи божьих угодников, а также источники, горы, холмы, где людям являлась какая-либо икона.

Вторая часть - страстная седмица - посвящена памяти о страданиях Иисуса Христа перед казнью.

Троица, или Пятидесятница - один из важнейших христианских праздников, который отмечается на 50-й день после Пасхи. Он установлен в память реального исторического события - сошествия Духа Святого на апостолов.

Характерной для этого праздника является проповедь особой, исключительной роли христианской церкви как хранительницы заветов Христовых и наставницы верующих.

Праздник Сретения Господня посвящен описанному в Евангелиях представлению родителями Иисуса Христа Иосифом и Марией своего божественного младенца Богу.

В память вознесения Иисуса Христа на небо также установлен специальный праздник. Согласно евангельским повествованиям, после мученической смерти Христос воскрес чудесным способом и вознесся на небо. Событие это совершилось на 40-й день после воскресения Христа. Священнослужители называют праздник Вознесения праздником завершенного спасения, ибо все дело спасения: рождество, страсти, смерть и воскресение завершаются вознесением.

В сражении Константин одержал победу и с тех пор уверовал в чудодейственную силу креста. Видное место в христианстве занимает культ Богородицы. В ее честь воздвигнуто множество храмов, ее изображение встречается на многих иконах, ей посвящены четыре из всех двунадесятых праздников: Рождество Богородицы, Введение во храм Богородицы, Благовещение Богородицы и Успение Богородицы.

4. Христианские тексты: Священное писание, структура Библии.

Новый Завет (27 книг) написан в I - II вв. н.э. на древнегреческом и арамейском языках.

В IX в. братья Кирилл и Мефодий осуществили перевод Библии на древнеболгарский язык. Этот перевод использовался во многих славянских государствах, в том числе и на Руси, вплоть до XIX в., когда был сделан так называемый синодальный перевел на современный русский язык. В настоящее время Библия переведена почти на все языки народов мира и является самой издаваемой книгой.

Рассмотрим структуру и основное содержание Библии. Ветхий Завет разделен на несколько частей.

Первая часть, Закон (древнееврейский - Тора), состоит из пяти записанных в X в. до н.э. книг, называемых также Пятикнижием Моисея.

Священные Писания (древнеевр. - Кетувим) представляют третью часть Ветхого Завета. Сюда вошли Псалтырь (сборник песен царя Давида), книги Притчей Соломоновых, Иова, Песнь Песней, Екклезиаста, Эсфири, Даниила, Неемии, две книги Ездры, две книги хроник (Паралипоменон) и Плач Иеремии. В этих книгах в основном содержатся исторические, пророческие, религиозно-поэтические, нравоучительные тексты. Перечисленные 39 книг Ветхого Завета признаются как боговдохновенные всеми христианскими церквами: католической, православной и протестантской. Православные включают в Ветхий завет еще четыре книги в качестве боговдохновенных, которые были написаны на древнегреческом языке и не включены в Септуагинту. Существует еще много ветхозаветных книг, не признанных каноническими.

5. Раскол христианства . Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый процесс порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями социальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных направлений в христианстве и церковным расколам.

Один из таких расколов возник на основе догматических разногласий, касающихся споров о триединой сущности Бога. Последователи александрийского священника Ариана не желали признавать основной христианский догмат о единой сущности Бога-Отца и Бога-Сына. По их мнению, Бог-Сын (Христос), будучи творением Бога-Отца, является по отношению к нему существом нижестоящим.

Арианство получило широкое распространение во всем христианском мире, однако в итоге было осуждено и запрещено решением двух Вселенских соборов 325 и 381гг.

Ряд христианских общин воспринял несторианство - учение, основанное в Византии Константинопольским патриархом Несторием, которое утверждало, что Иисус будучи рожден человеком, лишь в последствии, в результате Боговоплощения и Преображения, стал Сыном Божьим, Христом Спасителем. Вселенским собором 413 г. это учение было осуждено как ересь, однако в средние века получило широкое распространение на Востоке и в настоящее время сохраняется как разновидность христианства в Иране, Ираке, Сирии.

Своеобразным ответом на несторианство явилось учение монофизитов, возникшее в Византии в V В. Монофизиты (от греч. слов монос - один, физис - природа) отказывались признавать Иисуса Христа одновременно и человеком и Богом. Учение это было осуждено Вселенским собором 415 г., окончательно утвердившим определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице. Несмотря на запрет, монофизиты распространили свое учение в ряде провинций Византийской империи (Египет, Сирия, Армения), где вследствие раскола образовались церкви, до сих пор стоящие особняком от остального христианства: армянская, эфиопская, коптская, сирийская и малабарская. С 1971г. они стали называться древним восточными церквами.

Еще более крупным был раскол в XI в., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную.

На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти. Они почти не пытались выйти изпод опеки императоров. Во время иконоборческого движения в Византии (VII - IX вв.) независимости церкви был нанесен особенно сильный удар: чтобы еще больше подчинить ее себе, императоры запрещали поклонение иконам, ослабляя тем самым притягательность церковных обрядов, и конфисковывали церковно-монастырские земли.

Правда, почитание икон позже было восстановлено, но церковные земли не были ей возвращены, что окончательно подорвало самостоятельность церкви.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти.

Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами, отражавшие политическую борьбу, постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054г. С тех пор восточная ветвь христианства стала называться греко-кафолической (православной).

Третий, последний, раскол христианства произошел в период Реформации XVI в., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве - протестантизм. В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма - от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVI в. в христианстве существуют три основных направления: католицизм, православие и протестантизм.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практическое занятие №3

Возникновение христианства.

Особенности христианского вероучения и церковной структуры

Цель: выявить особенности христианского вероучения и церковной структуры; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.1/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014.

Понятия для актуализации: христианство, догмат, епископ, Святая Троица, Символ веры.

Персоналии: Иисус Христос.

Прочитайте текст (§7, С.69).

Заполните таблицу "Возникновение христианства", используя текст учебника и знания по дисциплине "Обществознание").

Основы вероучения

Церковная структура

Ответьте на вопросы:

Чем отличаются монотеистические религии от политеистических?

Почему христианство стало мировой религией?

Сделайте вывод о значении принятия христианства в качестве государственной религии Римской империи.

Практическое занятие №3

Возникновение христианства.

Особенности христианского вероучения и церковной структуры

Понятия для актуализации:

Христианство - монотеистическое учение, сложившееся как течение в иудаизме, но распространившееся и ставшее мировой религией благодаря своей направленности ко всем людям независимо от пола, национальности, социального положения; основано на учении Иисуса Христа, описанном в Новом Завете; христиане верят, что Иисус из Назарета есть мессия, Сын Божий и Спаситель человечества.

Догмат- неопровержимая истина.

Епископ - глава христианской общины.

Святая Троица - в христианстве три Лица единого по существу Бога: Тог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой.

Символ веры - краткий свод христианского вероучения, принятый на Первом Никейском Вселенском соборе в 325 г. .

Иисус Христос - в христианстве Сын Божий, пришедший в мир, чтобы спасти человечество; основатель христианства.

Прочитайте текст (§7, С.69).

Заполните таблицу "Возникновение христианства", используя текст учебника и знания по дисциплине "Обществознание").

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Лекция: Христианство.
Цель:
?способствовать пониманию студентами предпосылок возникновения христианства, сути данного религиозного мировоззрения;
? показать особенность христианской картины мира, течения и направления современного христианства;
? способствовать формированию представления о положении христианства в Казахстане.

План:
1. Христианство – мировая религия.
2. Исторические условия и предпосылки возникновения христианства.
3. Иисус- личность, пророк, мессия.
4. Основные идеи христианства, особенность христианской картины мира.
5. Библия как источник познания христианства.
6. Основные течения и направления современного христианства.
7. Особенность христианства в Казахстане.

Читайте также: