Конспект по мдк на тему разметка

Обновлено: 05.07.2024

Цели и задачи урока: знакомство обучающихся с видами дорожной разметки; выработка навыков чтения и использования при движении дорожной разметки.

Материалы к уроку:

Дорожная разметка – средство организации дорожного движения, представляющее собой линии, надписи и иные обозначения которых наносятся на различные элементы дорог и дорожных сооружений. Разметка может применяться самостоятельно, а также в сочетании с другими средствами регулирования движения – дорожными знаками и светофорами. Выделяют два вида разметки: горизонтальную, которая наносится непосредственно на проезжую часть либо по верху бордюра, и вертикальную, которая наносится на вертикальные поверхности опор мостов, путепроводов и других сооружений, а также на элементах оборудования дорог. В этом случае разметка выполняется в виде черных и белых чередующихся полос.

Для пешехода важно уметь определять дорожные разметки, указывающие на то, что в данном конкретном месте можно перейти проезжую часть дороги, т.е. пешеходные переходы:

– регулируемый пешеходный переход, где движение регулируется светофором, и пешеход должен руководствоваться сигналами регулировщика или светофора. Если сигналы светофора противоречат сигналам регулировщика, то пешеход обязан выполнять требования регулировщика.

Дорожная разметка на проезжей части дороги также подсказывает пешеходам как разрешается переходить дорогу:

– если на проезжей части имеется сплошная разделительная линия и поблизости ни слева, ни справа в зоне видимости нет обозначенного пешеходного перехода, то пешеход имеет право перейти дорогу при отсутствии пешеходного перехода, предварительно убедившись в хорошем обзоре (хорошо просматривается в обе стороны) в том месте, где решил ее пересечь под прямым углом к краю проезжей части. Пешеход, не успевший закончить переход, может остановиться на разделительной линии;

– если на проезжей части нанесена разделительная полоса конструктивно выделенный элемент дороги (газон, зеленые насаждения, огражденная полоса и т.п.), разделяющий смежные проезжие части, то пешеходу нельзя переходить дорогу вне зоны пешеходного перехода. Пешеход должен на такой дороге найти участок, где обозначен пешеходный переход и в этом месте перейти проезжую часть. На разделительной полосе запрещено движение и остановка как пешеходов, так и водителей.

Вертикальная разметка предназначена для исключения случаев наезда транспортных средств на опоры мостов, надолбы, бордюры и другие элементы дорожных сооружений.

ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ


Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения.

Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, временная - оранжевый цвет.

1. Горизонтальная разметка:

1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;

1.2.1. (сплошная линия) – обозначает край проезжей части;

1.2.2. (прерывистая линия, у которой длина штрихов в 2 раза короче промежутков между ними) – обозначает край проезжей части на двухполосных дорогах;

1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;

1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.5 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих две или три полосы; обозначает границы полос движения при наличии двух и более полос, предназначенных для движения в одном направлении;

1.6 (линия приближения – прерывистая линия, у которой длина штрихов в 3 раза превышает промежутки между ними) – предупреждает о приближении к разметке 1.1 или 1.11, которая разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений;

1.7 (прерывистая линия с короткими штрихами и равными им промежутками) – обозначает полосы движения в пределах перекрестка;

1.8 (широкая прерывистая линия) – обозначает границу между полосой разгона или торможения и основной полосой проезжей части (на перекрестках, пересечениях дорог на разных уровнях, в зоне автобусных остановок и т.п.);


1.9 - обозначает границы полос движения, на которых осуществляется реверсивное регулирование; разделяет транспортные потоки противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на дорогах, где осуществляется реверсивное регулирование;

1.10 - обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;

1.11 - разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота,

Нумерация разметки соответствует ГОСТ Р51256-99. 38 съезда и выезда со стояночных площадок и т.п., где движение разрешено только в одну сторону;

1.12 (стоп-линия) – указывает место, где водитель должен остановиться при наличии знака 2.5 или при запрещающем сигнале светофора (регулировщика);


1.13 – указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге;

1.15 - обозначает место, где велосипедная дорожка пересекает проезжую часть;

1.16.1–1.16.3 – обозначает направляющие островки в местах разделения или слияния транспортных потоков;

1.17 – обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси;

1.18 – указывает разрешенные на перекрестке направления движения по полосам. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаками 5.8.1, 5.8.2; разметка с изображением тупика наносится для указания того, что поворот на ближайшую проезжую часть запрещен; разметка, разрешающая поворот налево из крайней левой полосы, разрешает и разворот;

1.19 – предупреждает о приближении к сужению проезжей части (участку, где уменьшается количество полос движения в данном направлении) или к линиям разметки 1.1 или 1.11, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений. В первом случае разметка 1.19 может применяться в сочетании со знаками 1.18.1 – 1.18.3;

1.20 – предупреждает о приближении к разметке 1.13;

1.2.2 – указывает номер дороги (маршрута);

1.23 – обозначает специальную полосу для маршрутных транспортных средств.

1.24.1–1.24.3 – дублирует соответствующие дорожные знаки и применяется совместно с ними;


1.25 – обозначает искусственную неровность на проезжей части.

Линии 1.1, 1.2.1 и 1.3 пересекать запрещается.

Допускается пересечение линии 1.2.1, обозначающей край проезжей части и располагающейся справа от водителя, для остановки транспортного средства на обочине.

Линии 1.2.2, 1.5 - 1.8 пересекать разрешается с любой стороны.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или их отключении разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя при включенных реверсивных светофорах – с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9.

Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается.

Линию 1.11 разрешается пересекать со стороны прерывистой, а также и со стороны сплошной, но только при завершении обгона или объезда.

В случаях, когда значения временных дорожных знаков, размещаемых на переносной стойке, и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

В случаях, когда линии временной разметки и линии постоянной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться линиями временной разметки.

В населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на скоростных дорогах и магистральных улицах, а также на других дорогах, по которым проходят маршруты общественного пассажирского транспорта. Вне населенных пунктов разметка применяется на автомобильных дорогах, имеющих проезжую часть шириной 6 м и более при интенсивности движения 1000 и более транспортных средств в сутки.

В других случаях горизонтальная разметка наносится, если это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Все линии продольной разметки, кроме линий 1.2 и 1.8, имеют ширину 0,1 м (такой же ширины промежуток между линиями разметки 1.3, 1.9 и 1.11). Разметка 1.2 имеет ширину 0,2 м , а линия 1.8 может быть шириной 0,4 м , если она применяется для отделения полосы ускорения или торможения на пересечениях и примыканиях дорог, и 0,2 м - в других случаях (в зоне автобусных остановок, у автозаправочных станций и т. п.).

К поперечной разметке относятся линии 1.12-1.14. Разметка 1.12 (стоп-линия) имеет ширину 0,4 м , разметка 1.13 образуется из равнобедренных треугольников с основанием 0,5 м и высотой 0,9 м , разметка пешеходного перехода 1.14.1 и 1,14,2 представляет собой полосы шириной 0,4 м с промежутками между ними 0,6 м (разметка 1.14.2 дополнена направляющими стрелами для упорядочения движения пешеходов на широких переходах).

К другим видам горизонтальной разметки относится разметка 1.15-1.23.

Переезд для велосипедистов 1.15 обозначается квадратами размером 0,4x0,4 м (ширина переезда не менее 1,8 м ). Островки 1.16, применяемые для разделения транспортных потоков, представляют собой площадь, ограниченную разметкой 1.1, с нанесенными под определенным углом широкими полосами (для лучшей видимости островка).

Разметка 1.17 наносится линиями шириной 0,1 м и применяется в основном в населенных пунктах для обозначения мест остановки маршрутных автобусов, троллейбусов или автомобилей-такси. Ширина полосы, на которой наносится такая разметка, составляет 2 м .

В зоне, обозначенной разметкой 1.17, разрешается остановка других транспортных средств, если это не создает помехи движению маршрутному автобусу, троллейбусу или автомобилям-такси. Стрелы 1.18 и 1.19 на участках дорог, где разрешено движение со скоростью не более 60 км/ч , имеют длину 3 м , а на участках с большей разрешенной скоростью - 6 м .

Разметка 1.18 с изображением тупика наносится перед пересечением дорог с несколькими проезжими частями, когда поворот на ближайшую проезжую часть запрещен.

Пересекать линии 1.1 и 1.3 запрещается, кроме случая, когда линия 1.1 использована для обозначения края проезжей части.

Сплошные линии продольной разметки наносятся на участках, где необходимо запретить маневрирование (на закруглениях малых радиусов, при ограниченной видимости, перед вершинами подъемов, на подходах к перекресткам, железнодорожным переездам и т.п.). Поэтому пересекать сплошные линии продольной разметки или даже наезжать на них запрещается. Исключение составляют случаи, когда линия 1.1 используется для обозначения края проезжей части. В этом случае ее можно пересекать для последующей остановки,

Линии 1.2, 1.5-1.8 разрешается пересекать с любой стороны. Линию 1.9 разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя. Линию 1.11 разрешается пересекать только со стороны прерывистой линии.

Прерывистые одинарные линии продольной разметки применяются для разделения встречных потоков транспортных средств и выделения полос движения. Прерывистая осевая линия наносится главным образом на участках с обеспеченной видимостью, где не запрещаются обгоны, Пересекать прерывистые одинарные линии разрешается. Однако если полосы движения обозначены такими линиями, то водители должны придерживаться середины полосы и без необходимости не. наезжать на линию разметки.

Прерывистые двойные линии продольной разметки 1.9 применяют для выделения полос, на которых направление движения может изменяться на противоположное.

Линию 1.9 при отсутствии реверсивных светофоров или когда они отключены разрешается пересекать, если она расположена справа от водителя; при включенных реверсивных светофорах - с любой стороны, если она разделяет полосы, по которым движение разрешено в одном направлении. При отключении реверсивных светофоров водитель должен немедленно перестроиться вправо за линию разметки 1.9. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. Линию 1.9, разделяющую транспортные потоки противоположных направлений, при выключенных реверсивных светофорах пересекать запрещается. Разметку 1.9 разрешается пересекать, только если она расположена справа от водителя.

Линия 1.11 применяется для ограничения маневрирования, как правило, на участках с ограниченной видимостью. Пересекать ее можно только со стороны прерывистой линии при выполнении любых маневров, а со стороны сплошной – лишь при завершении начатого ранее обгона. Если линия 1.11 применяется для разделения полос попутного направления, а не в качестве осевой, то ее пересекать можно только со стороны прерывистой линии для перестроения в соседний ряд.

На проезжую часть могут наноситься надписи и другие обозначения, помогающие водителям ориентироваться в обстановке, но не вводящие каких-либо ограничений.

В случаях, когда значения дорожных знаков и линий разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться знаками.

Такая ситуация может возникнуть, как правило, в тех случаях, когда возникает необходимость временно изменить существующую схему организации движения (например, при проведении массовых мероприятий, народных гуляний). Водители должны руководствоваться временными знаками (устанавливаемыми на стойках), если даже их требования противоречат требованиям дорожной разметки.

Вертикальная разметка.

Вертикальная разметка в виде сочетания черных и белых полос на дорожных сооружениях и элементах оборудования дорог показывает их габариты и служит средством зрительного ориентирования.


2.1.1-2.1.3 – обозначают элементы дорожных сооружений (опор мостов, путепроводов, торцевых частей парапетов и т.п.), когда эти элементы представляют опасность для движущихся транспортных средств;

2.2 – обозначает нижний край пролетного строения тоннелей, мостов и путепроводов;

2.3 – обозначает круглые тумбы, установленные на разделительных полосах или островках безопасности;

2.4 - обозначает направляющие столбики, надолбы, опоры ограждений и т.п.;

2.5 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на закруглениях малого радиуса, крутых спусках, других опасных участках;

2.6 – обозначает боковые поверхности ограждений дорог на других участках;

2.7 – обозначает бордюры на опасных участках и возвышающиеся островки безопасности.

Как уже отмечалось, для вертикальной разметки используются сочетания черного и белого цвета. Черно-белые полосы разметки 2.1 наносятся под углом 45° к вертикали таким образом, чтобы их наклон был направлен в сторону проезжей части. При большой ширине вертикальной поверхности размечают только ближайший к проезжей части край на ширину 0,5 м , а при большой высоте - на высоту 2 м .

Применение вертикальной разметки

Разметка 2.2 применяется при вертикальном габарите искусственного сооружения менее 5 м и наносится над серединой каждой полосы движения.

При невозможности нанесения разметки 2.1 и 2.2 на поверхности сооружения ее выполняют на щитах, прикрепляемых к элементам пролетного строения или устанавливаемых перед ними.

Чередующиеся черно-белые полосы разметки 2.3 применяются для обозначения только тумб или маяков, устанавливаемых на островках безопасности в местах разделения или слияния транспортных потоков.

С помощью разметки 2.4 в виде наклонной полосы на белом фоне обозначают различные столбики, надолбы, опоры ограждений, а также растущие близко к проезжей части деревья. Черная полоса, проведенная под углом 60° к вертикали, имеет наклон в сторону проезжей части.


Разметка 2.5 представляет собой сочетание участков, окрашенных в черный и белый цвет (длина белого участка – 2 м , черного – 1 м ).

Разметка 2.6 выполняется в виде черной горизонтальной полосы шириной 0,1 м на белом фоне боковых поверхностей дорожных ограждений.

Бордюрный камень и боковые поверхности островков в местах повышенной опасности окрашивают в черно-белый цвет при соотношении длины белого участка к черному 2 : 1.

Вертикальная разметка не вводит каких-либо ограничений в движение и служит средством дополнительной информации водителей.

В целях лучшей видимости белые полосы вертикальной разметки 2.1-2.3 могут быть на 2/3 их ширины покрыты световозвращающей пленкой.

В настоящее время выпускается световозвращающая пленка, предназначенная для производства дорожных знаков. Эта пленка изготовляется из алюминиевой фольги, на которой с помощью специального синтетического лака закрепляется слой микрошариков диаметром 40-200 мкм с коэффициентом преломления 2,2. Эта пленка может использоваться в сочетании с вертикальной разметкой для улучшения видимости обозначаемых элементов в темное время суток. С этой же целью могут применяться световозвращатели (катафоты), аналогичные применяемым на транспортных средствах.

Вопросы для закрепления:

1. Какие правила должны соблюдать пешеходы находясь на остановке общественного транспорта?

2. Ты вышел из трамвая, посадочной площадки нет, как поступить в этом случае?

3. Что означает разделительная полоса?

4. В чем отличие назначения вертикальной и горизонтальной разметок?

5. Какую бы вы предложили схему разметки школьного двора, если бы в нем осуществлялось интенсивное движение велосипедистов?

Разметкой называется операция нанесения линий и точек на заготовку, предназначенную для обработки. Линии и точки обозначают границы обработки.

Существуют два вида разметки: плоская и пространственная. Разметка называется плоской, когда линии и точки наносятся на плоскость, пространственной – когда разметочные линии и точки наносятся на геометрическое тело любой конфигурации.

Пространственная разметка может быть выполнена на разметочной плите с помощью разметочного ящика, призм и угольников. При пространственной разметке для поворота размечаемой заготовки используются призмы.

Для плоской и пространственной разметки требуются чертеж детали и заготовки для нее, разметочная плита, разметочный инструмент и универсальные разметочные приспособления, измерительный инструмент и вспомогательные материалы.

К разметочному инструменту относятся: чертилка (с одним острием, с кольцом, двухсторонняя с изогнутым концом), маркер (несколько видов), разметочный циркуль, кернеры (обычные, автоматические для трафарета, для круга), кронциркуль с конусной оправкой, молоток, циркуль центровой, прямоугольник, маркер с призмой.

К приспособлениям для разметки относятся: разметочная плита, разметочный ящик, разметочные угольники и бруски, подставка, рейсмус с чертилкой, рейсмус с подвижной шкалой, прибор для центрирования, делительная головка и универсальный разметочный захват, поворотная магнитная плита, струбцины сдвоенные, регулируемые клинья, призмы, винтовые подпорки.

Измерительными инструментами для разметки являются: линейка с делениями, штангенрейсмус, рейсмус с подвижной шкалой, штангенциркуль, угольник, угломер, кронциркуль, уровень, контрольная линейка для поверхностей, щуп и эталонные плитки.

К вспомогательным материалам для разметки относятся: мел, белая краска (смесь разведенного в воде мела с льняным маслом и добавлением состава, препятствующего высыханию масла), красная краска (смесь шеллака со спиртом с добавлением красителя), смазка, моющие и травящие материалы, деревянные бруски и рейки, небольшая жестяная посуда для красок и кисть.

Простыми разметочными и измерительными инструментами, используемыми при слесарных работах, являются: молоток, чертилка, маркер, кернер обыкновенный, угольник, циркуль, разметочная плита, линейка с делениями, штангенциркуль и кронциркуль.

Плоскую или пространственную разметку детали проводят на основании чертежа.

До разметки заготовка должна пройти обязательную подготовку, которая включает в себя следующие операции: очистка детали от грязи и коррозии (не производить на разметочной плите); обезжиривание детали (не производить на разметочной плите); осмотр детали с целью обнаружения дефектов (трещин, раковин, искривлений); проверка габаритных размеров, а также припусков на обработку; определение разметочной базы; покрытие белой краской поверхностей, подлежащих разметке и нанесению на них линий и точек; определение оси симметрии.

Если за разметочную базу принято отверстие, то в него следует вставить деревянную пробку.

Разметочная база – это конкретная точка, ось симметрии или плоскость, от которой отмеряются, как правило, все размеры на детали.

Накерниванием называется операция нанесения мелких точек-углублений на поверхности детали. Они определяют осевые линии и центры отверстий, необходимые для обработки, определенные прямые или кривые линии на изделии. Накернивание делают с целью обозначения на детали стойких и заметных знаков, определяющих базу, границы обработки или место сверления. Операция накернивания выполняется с использованием чертилки, кернера и молотка.

Разметка с использованием шаблона применяется при изготовлении значительного количества одинаковых деталей. Шаблон, выполненный из жести толщиной 0,5–2 мм (иногда придается жесткость уголком или деревянной рейкой), накладывается на плоскую поверхность детали и обводится чертилкой по контуру. Точность нанесенного контура на детали зависит от степени точности шаблона, симметрии острия чертилки, а также от способа продвижения острия чертилки (острие должно двигаться перпендикулярно к поверхности детали). Шаблон является зеркальным отображением конфигурации деталей, линий и точек, которые должны быть нанесены на поверхность детали.

Точность разметки (точность перенесения размеров с чертежа на деталь) зависит от степени точности разметочной плиты, вспомогательных приспособлений (угольников и разметочных ящиков), мерительных инструментов, инструмента, используемого для перенесения размеров, от степени точности метода разметки, а также от квалификации разметчика. Точность разметки обычно составляет от 0,5 до 0,08 мм; при использовании эталонных плиток – от 0,05 до 0,02 мм.

При разметке следует осторожно обращаться с заостренными чертилками. Для предохранения рук работника до начала разметки на острие чертилки необходимо надевать пробку, деревянный или пластмассовый чехол.

Для установки на разметочную плиту тяжелых деталей следует пользоваться талями, тельферами или кранами.

Разлитые на полу или разметочной плите масло или другая жидкость могут послужить причиной несчастного случая.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

3. Разметка

3. Разметка Для получения качественных заготовок нужно подобрать необходимое количество пиломатериалов (досок, брусков) таким образом, чтобы при раскрое на заготовки получилось минимальное количество отходов. В строительных конструкциях зданий и сооружений применяют

Разметка, пиление и строгание плит

Разметка, пиление и строгание плит Одной из самых распространенных причин допускаемых ошибок при изготовлении деталей мебели из плит можно назвать неправильную разметку. Следовательно, эта операция должна проводиться с большой тщательностью.Предварительно нужно

Узоры, их зарисовка, составление, перенос и разметка

Узоры, их зарисовка, составление, перенос и разметка Очень часто рукодельницы не только увеличивают или уменьшают рисунки, но и сами составляют узоры так, чтобы они соответствовали формой и размером изделия. Существует несколько правил при составлении своего узора.

Разметка потолка

Разметка потолка После того как потолочные перекрытия выровнены и покрыты грунтовкой, можно приступать к разметке потолка. Для этого в каждый верхний угол комнаты вбивают по гвоздю. На них закрепляют веревки, которые диагонально протягивают через комнату. Место

Предварительная разметка основания и укладка плиток

Предварительная разметка основания и укладка плиток Начинать укладку пробкового покрытия из плиток нужно с центра помещения. Чтобы найти его, можно использовать два шнура. Один шнур натягивают по одной диагонали, второй — по другой. Точка их пересечения и будет центром.

Разметка и нанесение текста

Разметка и нанесение текста Качество надписи при гравировании зависит от правильных пропорций букв, их расстановки в словах и правильного выбора промежутков между отдельными словами.Поэтому, прежде чем выбирать резцом металл, надо разметить и набросать карандашом

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Виды слесарных работ и их назначение Разметкой называется операция нанесения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Виды слесарных работ и их назначение Разметкой называется операция нанесения.

Виды слесарных работ и их назначение Разметкой называется операция нанесения на обрабатываемую поверхность разметочных линий (рисок). Основное назначение разметки заключается в указании границ, до которых следует обрабатывать заготовку в механическом цехе или на слесарном участке. Разметка играет важную роль в единичном, опытном, мелкосерийном производстве, она также необходима в инструментальных цехах при изготовлении различных шаблонов, штампов, приспособлений. Разметка разделяется на плоскостную и пространственную (объемную). Плоскостная разметка используется для геометрических построений, указания границ контура детали и межосевых расстояний отверстий на плоских поверхностях заготовок. В этих случаях риски наносятся только на одной плоскости. Погрешность размеров при плоскостной разметке колеблется от 0,2 до 0,5 мм.

Инструмент и приспособления, применяемые при разметке, объединяются в три ос.

Инструмент и приспособления, применяемые при разметке, объединяются в три основные группы: 1) инструмент для нанесения и накернивания рисок — чертилки, рейсмасы, штангенрейсмасы, пружинные циркули, разметочные штангенциркули, кернеры инструмент для нахождения центров деталей — кернер-центроискатель, угольник-центроискатель, транспортир-центроискатель, специальные приспособления для разметки деталей с большими отверстиями; 3) приспособления для размечаемых заготовок— подкладки, домкраты, поворотные приспособления, вертикальные стойки для измерительных линеек, дополнительные плоскости к разметочной плите, делительные приспособления и центровые бабки.коробчатую форму и снабжены внутри ребрами жесткости

Перед разметкой заготовку очищают от пыли, окалины, коррозии стальной щеткой.

Перед разметкой заготовку очищают от пыли, окалины, коррозии стальной щеткой, шлифовальной шкуркой и т. п. Затем измеряют ее размеры и сравнивают их по чертежу с окончательными размерами детали. Намечают последовательность разметки (установку заготовки на плите, ее выверку в горизонтальной и вертикальной плоскостях). Определяют поверхность (базу) заготовки, от которой следует откладывать размеры при разметке (основание детали, отверстие, ось симметрии и т. п.).

Чертилка употребляется для прочерчивания линий (рисок) на размечаемой поверх.

Чертилка употребляется для прочерчивания линий (рисок) на размечаемой поверхности по линейке, угольнику или шаблону При нанесении рисок чертилку держат в руке, как карандаш, плотно прижимая ее к линейке или шаблону и немного наклоняя в сторону движения, для того чтобы она не дрожала. Риску проводят только один раз, она тогда получается чистой и правильной, Способы пользования чертилкой показаны на рис. 1.

Рис. 1. Чертилка и ее применение: а — чертилка, б — два положения чертилки п.

Рис. 1. Чертилка и ее применение: а — чертилка, б — два положения чертилки при проведении риски: правильное (слева) и неправильное (справа), в — нанесение риски загнутым концом чертилки

Нажмите, чтобы узнать подробности

-соблюдать технику безопасности при работе со столярным инструментом.

по профильному трудовому обучению

Учитель: Долбин А.Е.

Тема для повторения: Выполнение разметки на плоскости.

Практическая часть: измерение на плоскости

- ознакомление учащихся с выполнением разметки на плоскостях;

-осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в ходе теоретической и практической части урока;

-способствовать осознанию существенных признаков, понятий технологических процессов;

-способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся;

-способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

- приступить к измерению заготовки на плоскости;

-соблюдать технику безопасности при работе со столярным инструментом.

Наглядно-методический комплекс:

-инструменты (угольник, линейка, рейсмус, отбивочный шнур, карандаш, стерка):

- оборудование (компьютер, проектор, плакат);

-наглядное пособие (образцы контрольно-измерительных инструментов)

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Объект изучения: Измерение на плоскостях с помощью линейки, рейсмуса, угольника и отбивочного шнура.

I. Организационный момент.(2-3 мин)

1. Приветствие (Здравствуйте ребята! Присаживайтесь).

2. Проверка присутствующих.

3. Выяснение причин отсутствия.

4. Проверка готовности учащихся к уроку.

5. Назначение дежурных

II. Проверка знаний по пройденному материалу. (3-5 мин)

Разметка – это процесс нанесения на заготовку (древесину)контурных линий. Разметку наносят так, чтобы она была точной и аккуратной: ошибка в разметке влечет за собой брак детали или вызывает кропотливую доработку ее при сборке изделия (ПРИМЕР)(нечеткие линии разметки, прерывистая линия, нет разметки…)

Точность разметки в большей степени зависит от подготовленности к работе разметочного инструмента. Повреждение кромки столярного угольника, затупленные концы ножек циркуля или разметочного шила, вмятины на кромках линейки или на примере шаблона – все это отражается накачестве разметки.

Качественная разметка требует правильных приемов работы: разметочным инструментом. Острием шила или карандаша следует проводить риску (линию разметки) у самой кромки линейки, применяемой при разметки. Ножку циркуля необходима устанавливать острием строго в центре.

1.Что называют разметкой?

2.Что влечет за собой неправильность нанесения разметки?

3. Что необходимо соблюдать при разметке?

III. Изложение нового материала (10-15 мин)


Как мы уже заем, что процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой.

Разметка — одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. В зависимости от формы деталей применяется плоскостная или пространственная разметка. При плоскостной разметке линии точки наносятся только на одной плоскости, а при пространственной – на нескольких пересекающихся плоскостях. (ПРИМЕР)


Для того, что бы нам было легче ориентироваться в плоскостной разметке вспомним, какие элементы различают в пиломатериалах ( пласти, кромки, ребра, торцы)


(ПРИМЕР)

Пласть- продольная широкая сторона пиломатериала; пара противоположных поверхностей пиломатериала с прямоугольным сечением, имеющих большую ширину.

Кромки- узкая продольная поверхность. Ребро- граница между кромкой и пластью. Пиломатериалы квадратного сечения имеют 4 пласти. Именно на пластях производится плоскостная разметка.

Плоскостной разметкой называется нанесение на поверхность обрабатываемого материала линий, обозначающих границы, до которых материал должен быть обработан, а так же линий, определяющих центры будущих отверстий. По разметкам разметочным линиям (рискам) осуществляется вся последующая обработка материала : разрезание, опиливание, сверление и др.

Плоскостная разметка является одной из наиболее ответственных операций, так как от качества ее выполнения зависит точность дальнейшей обработки. Плоскостная разметка широко применяется в индивидуальном и мелкосерийном производстве (штампы, шаблоны, приспособления и тд.)

Для разметки на плоскостях мы будем использовать привычные для нас инструменты такие, как, линейка , метр, рейсмус, угольник и отбивочный (молярный) шнур.



Линейка служит для провидения прямых линий, имеет сантиметровые и миллиметровые деления. Для проведения длинных прямых линий, линейку обычно заменяют метром


(ПРИМЕР)


Рейсмус или рейсмас (из нем. Reißmaß) — инструмент для проведения на заготовке разметочных линий, параллельных выбранной базовой линии, или перенесения размеров с чертежей на заготовку.

Обычно представляет собой стойку с зажимом, в котором закрепляется чертилка.

Рейсмусы могут изготавливаться из дерева твёрдых пород и представляют собой колодку с прямоугольным отверстием, в которой с помощью клина или винта закрепляются одна или две рейки. На одном из концов реек установлены заостренные металлические штыри. Рейсмус с двумя рейками используется, например, для разметки шипов и гнёзд для них в столярном деле.

Для одновременного прочерчивания большего количества линий или в случае, когда нет необходимости в изменении размеров, вместо рейсмуса может быть использована скоба. Скоба представляет собой деревянный брусок с выступом, в который забито необходимое количество гвоздей

Рейсмус применяют для нанесения линий, параллельных сторонам заготовок. Состоит он из двух брусков и колодки. Бруски закрепляются в колодке клином. На брусках имеются небольшие шпеньки-гвоздики, которые царапают древесину, оставляя на ней риски.


(ПРИМЕР)

Для того чтобы провести разметку рейсмусом, необходимо выполнить несколько обязательных условий:

сторона относительно которой будет проводиться разметка должна быть исключительно ровной;

колодка рейсмуса должна плотно прилегать к кромке размечаемой детали;

вести колодку рейсмуса по кромке необходимо ровно, без рывков и перекосов;

следите за состоянием шпилек инструмента, для получения четких и точных рисок шпильки должны быть остро отточены;

не следует допускать сколов и вмятин на колодке инструмента.

Все мастера относятся к инструменту с особым трепетом, поэтому его хранение и обслуживание для мастера является первостепенной задачей.



Угольник — чертёжный, слесарный, столярный инструмент для построения углов, обычно представляет собой прямоугольный треугольник с острыми углами 30° и 60° или по 45°. Является разновидностью линейки.

Обычно производится из таких материалов как дерево и пластмасса, реже используется металл. На одну из сторон угольника часто наносятся деления (миллиметры или сантиметры).

Известен с глубокой древности, использовался в работе каменщиков и плотников и вместе с циркулем являлся одним из символов их работы. Угольник и линейка являются атрибутами апостола Фомы, считающегося покровителем строителей. В художественных олицетворениях семи свободных искусств угольник использовался для передачи образа геометрии или арифметики. Используется как один из символов в масонстве.

Угольник – предназначен для проверки прямоугольности элементов конструкции. Он состоит из основания, в которое под прямым углом вмонтирована линейка с делениями. Угольники изготавливают из дерева и из металла. Так же с помощью угольника производится разметка деталей, которые должны быть обрезаны под прямым углом.


Отбивочный шнур


Отбивочный шнур - это не сложный, но незаменимый в строительстве инструмент, по-другому, иногда называемый как малярный шнур. Он представляет собой контейнер с катушкой внутри него, и выведенной сбоку рукояткой от катушки. На катушке в корпусе намотан шнурок, и один его край выведен наружу, через отверстие.

К этому краю привязан специальный лепесток ( необходимый для того, что бы во время работ натягивать шнур самому, без посторонней помощи, зацепив один край шнура за какой либо выступ, или даже прикрутив лепесток через отверстие в нём).

Использовать отбивочный шнур довольно просто. Необходимо натянуть шнур между двумя предварительно поставленными метками, и оттянув шнурок от поверхности на небольшое расстояние, хлопнуть им о поверхность, на которой требуется разметка. Таким образом, мел, прилипший к шнурку, оставит чёткую, цветную прямую линию на этой поверхности. Так как в устройстве применяется специальный строительный мел, то чёткая линия получается почти на любой поверхности: на бетоне, на кирпиче, на стяжке, на пластике, на гипсокартоне, на дереве, и даже на стекле.


(ПРИМЕР)


- Что такое _________________?

- На какие виды делятся _______________________________________?

2)___________________________________

- Что называю пиломатериалом?

- Назовите несколько видов пиломатериалов.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.(3-5мин)

1. Что такое лесоматериалы?

2. Какие бывают лесоматериалы? пиломатериалы?

3. Назовите 3 стороны бруса .

V. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УРОКА.(30-35мин)

Техника безопасности при пилении, сверлении и поведение в мастерской.

Постановка задачи

Изготовление деталей ящика для прикроватной тумбочки.

Сборка ящика для прикроватной тумбочки.

Последовательность работы:

- деление учащихся на 2-е группы;

- измерить длину и ширину передней части ящика;

-разметить заготовку по полученным размерам;

-разметить на заготовке боковые детали ящика;

-разметить на заготовке переднюю и заднюю детали (380мм х 100мм);

-пиление заготовок по размерам.

-разметка на детали под сверления;

-сверление деталей по заданной отметке;

-выполнение соединения деталей на шурупы;

-разметка на заготовке для дна ящика;

-прибивание нижней части ящика

Контроль пиления, сверления.

Правила техники безопасности

-Перед пилением заготовки следует правильно установить и закрепить ее на верстаке.

-Работать пилой или ножовкой надо без рывков и наклонов.

-Нельзя проверять остроту зубьев пальцем.

-В целях исключения отколов и ровности линии пропила, используйте деревянные бруски.

Читайте также: