Волшебные сказки по схеме проппа конспект

Обновлено: 05.07.2024

В.Я. Пропп, российский учёный-фольклорист, проанализировал огромное количество сказок и пришел к выводу, что все ВОЛШЕБНЫЕ сказки подчиняются определённым законам:
1. Постоянными, устойчивыми элементами сказки служат функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются.
2. Число функции, известных волшебной сказке, - ограничено 31.
3. Последовательность функций всегда одинакова. Не все функции присутствуют всегда, но порядок, в котором они выступают по ходу развития сказки, неизменен.

Пропп так же называет 7 неизменных действующих лиц, выполняющих одну или несколько функций:
1. Герой
2. Отправитель
3. Атагонист (злодей)
4. Даритель
5. Царевна /Царевич
6. Помощник
7. Ложный герой

В.Я.Пропп обнаружил типологическое соответствие между древними обрядами инициации и волшебной сказкой. Он полагал, что именно тогда, когда подобные обряды стали вымирать, общественное сознание, будучи не в состоянии оценить их значимость, постепенно трансформировало эти представления в область волшебной сказки.
Инициация представляет собой ритуал перехода из одной возрастной категории в другую, прохождение испытания и, как следствие - трансформацию, переход на новый уровень развития.
Процессуальная сказкотерапия как раз и позволяет обнаружить те самые "грабли", на которые мы наступаем из раза в раз, увидеть стереотипы и не осознаваемые сце

Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

ВложениеРазмер
Сочинение сказок по картам Проппа 24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение сказок по картам Проппа

Цель: Знакомство детей с картами Проппа, обучение детей использованию карт для сочинения новых сказок.

  • Учить образовывать существительные в родительном и творительном падежах множественного числа.
  • Развивать воображение, образное мышление, связную речь. Воспитывать человечность: способность переживать судьбу сказочных героев, как свою.
  • Способствовать через сказку развитию общения со сверстниками, доброте, дружбе.

1. Игра “Что в дороге пригодится?”

Дети входят под музыку “В гостях у сказки”.

  • На ковре-самолете
  • В сапогах-скороходах
  • На крылатом коне
  • На сивке-бурке
  • На коньке-горбунке
  • На сером волке
  • На летучем корабле и т.д.

Кто нам может указать дорогу?

Кто нам поможет от голода и жажды не умереть?

  • Скатерть-самобранка
  • То, не знаю, что и т.д.

Вспомните помощников, выполняющие любое приказание героя:

  • Двое из сумы
  • Джин из бутылки
  • Волшебная лампа Алладина
  • Молодцы из ларца

Вспомните чудодейственные напитки, плоды:

  • Живая и мертвая вода
  • Молодильные яблоки
  • Плоды (орехи, яблоки), от которых растут уши, нос.

Назовите музыкальные инструменты:

  • Барабан
  • Дудочка
  • Рог (появляется войско)

Назовите помощников, которые нужны, чтобы задержать погоню?

  • Гребешок в волосы воткнуть (умирает – оживает)
  • Гребешок – лес
  • Полотенце – речка
  • Щетка, зуб – горы
  • Другие средства:
  • Матушкино благословение, куколка, топор (обухом вверх или вниз)

2 . Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (волшебное средство “то – не знаю, что”).

Отгадайте волшебное средство, с помощью которого мы совершим путешествие в волшебную страну? – “Только позвал, откуда не возьмись, появился стол, на нем разные кушанья, закуски, заедки, вина и меды”?

Воспитатель: Сват Наум, ты здесь? Покажись нам.

Голос: Нет, меня никто не может видеть, я, то – не знаю, что”

Воспитатель: Сват Наум, доставь нас в тридевятое царство.

Голос: Крепко держитесь, вниз не смотрите.

(Звучит сильный ветер, буйный ветер, в конце ослабевает)

Дети, держась за руки, “сворачиваются” в клубок.

Подхватил детей буйный ветер и понес – горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослабевает ветер, и мы спустились в тридесятое царство.

Воспитатель: Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игрушку найдешь”

3. “Налево пойдешь – игру найдешь”

(на пеньке игра, ее охраняет змея Скарапея) – Игра “Конструктор сказок”

В.Я. Пропп изучил много сказок и составил конструктор, с помощью карт Проппа можно легко сочинять сказки.

Задания: Отгадайте, кто я? Из какой сказки

4. “Путешествие по прямой дорожке ”. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

Цель: Воспроизведение сказки “Красная шапочка” (старая сказка по – новому), дифференциация на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Давайте позвоним в колокольчик.

– Никто не открывает.

В дверях записка: “Злая колдунья перепутала все страницы в моей книге сказок. Помогите собрать книжку, и я тогда смогу вернуться в свою избушку”.

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Кот в сапогах”, “Маша и медведь”, “Маленький Мук”, “Доктор Айболит”.

. Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, а когда прибежал к ней, у нее в гостях был Доктор Айболит, который зашел узнать, как со здоровьем у бабушки.

А тут и Красная шапочка подошла.

. Волк побежал к бабушке, а Красная шапочка встретила Карлсона, который предложил ей прокатиться до бабушки и пили чай с вареньем. А волка угостили сосисками, и он остался сторожить дом у бабушки.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось.

Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно, получились новые и интересные сказки. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

5. Возвращаемся к перекрестку. “Направо пойдешь – пропадешь”

Б.-Я.: “Фу-фу-фу! Прежде русского духа слыхом не слыхано, видом не видано; нынче русский дух на ложку садится, сам в рот катится.”

Вос-ль: Ты, бабусенька не бранись, слезь-ка с печи, да на лавочку садись. Успеешь на наших косточках покататься. Лучше поиграй-ка с нами. Угадай, из какой сказки сыновья Маланьи. Отгадаешь – мы останемся у тебя. Не отгадаешь – нас с миром отпускаешь.

Физминутка Игра “У Маланьи, у старушки”

Цель: Формирование грамматического строя речи. Образование слов в творительном и родительном падежах единственного и множественного числа, образование новых слов с помощью суффиксов (объедало, воевало, холодило, убегайло, стреляло, слухало, опивало)

У Маланьи, у старушки,
В тесной маленькой избушке,
Было пять сыновей
И все без бровей.
Вот с такими ушами,
Вот с такими глазами
Вот с такой головой
Вот такой бородой
Ничего не ели
Целый день глядели
И делали все вот так!

Вос-ль:– Кто нам помог Б.-Я. победить. Верно смекалка – уму добавка. На волшебство надейся, а сам не плошай.

6. Скорей, сват Наум, возвращай нас в детский сад.

Звучит “сильный вихрь” – Подхватил буйный ветер и понес детей: горы и леса, города и деревни так внизу и мелькают. Ослаб ветер, и мы спустились. В гостях хорошо, а дома лучше.

7. Игра “Репортер”

Сочинение сказок по картам Проппа по опорным таблицам.

Давайте назовем карты Проппа. Перечисление: отлучка (отъезд героя из дома),

запрет, нарушение запрета , беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа.

Цель: Воспроизведение новых, придуманных детьми сказок, по порядку функций (по картам Проппа), (использование карт из игры “Конструктор сказок”, “опорные” карты).

  1. Сказка “Про добрую девочку Машу”.
  2. Сказка “Заколдованная царевна”.

Про добрую девочку Машу.

Жила-была девочка, она ходила в детский сад. Но почему-то часто ссорилась с детьми,

обижала их. Она этого не хотела, но у неё почему-то всё получалось плохо.

Мама и воспитатели просили её: «Олечка, живи с детками дружно, будь доброй и

Однажды, когда воспитательница куда-то вышла, Оля толкнула мальчика и убежала. Он

стал её догонять. Девочка выскочила за дверь и стала её держать. Затем она высунула

любопытный носик и нечаянно прищемила его в дверях. Нос стал синий, длинный,

приплюснутый. Оле было больно и обидно. Все дети собрались возле девочки и стали

думать, как ей помочь. Окно было открыто, и возле окна пролетала ворона. Дети

попросили её слетать за целебной водой. Но вороне было некогда, она высиживала

Тогда один мальчик вспомнил, что показывала ему старинные туфельки. Они ссохлись

и стали маленькими. Но если их обуть, становились всем впору по ноге. А если стукнуть

каблучок об каблучок и загадать желание, они его исполнят. Но надеть туфельки могла

только девочка. А девочки были обижены на Олю и не хотели ей помочь.

Согласилась одна добрая девочка Маша, которую Оля чаще всего обижала. Она

надела туфельки, стукнула каблучками и исчезла. Скоро сказка сказывается, но нескоро

дело делается. Очутилась Машенька в царстве Берендея у колодца с целебной водой.

Охраняют колодец драконы огнедышащие, не дают ей подойти к колодцу. Одарила она

их киндер-сюрпризом. Налила водички, стукнула каблучками и очутилась в детском саду.

Умылась Олечка целебной водой, и нос стал красивее прежнего. Обрадовались

дети, стали обниматься. И с тех пор почему-то Олечка перестала дразнить и обижать

детей. Она их полюбила и они её тоже.

Когда мама пришла в детский сад за дочкой, то не узнала её: она стала весёлой,

ласковой, нежной, доброй девочкой.

Вот и сказке конец, а кто придумал - молодец!

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь с царицей. И были у них две дочки-

красавицы. Одна дочка была добрая, весёлая, а другая

Добрая дочка вышла замуж в другое царство-государство. Родители долго не видели её и

решили её навестить. А капризную дочку оставили дома, наказав ей не обижать слуг, быть доброй

и весёлой. Однажды царевна гуляла по саду и вдруг увидела старика. Старик попросил попить

водички, а царевна не только не дала водички, но и облила его водой. И вдруг, царевна

превратилась в зайчика. Заплакала она горькими слезами и решила попросить прощения у старика.

Но старик исчез, его нигде не было.

Побежал зайчик искать старика, долго бегал, устал и заснул в трухлявом пне сломавшегося

А утром опять побежал искать старика, а повстречал охотника.

Охотник каждое утро ходил в лес на охоту: подстрелит дичь, отнесёт на царскую кухню и

продаст, тем и жил. Увидел он зайчика, обрадовался, вскинул ружьё, прицелился и спустил курок.

А ружьё и не подумало стрелять!

- Пум! - крикнуло оно звонким и весёлым голоском и плюнуло пулю на

землю. Охотник замер от удивления.

А зайчик идёт по тропинке к лесу, нисколько его не опасаясь. Утирает слёзы платочком и

- Не убивай меня охотник, я не зайчик, а красивая девица - заколдованная царевна. Помоги мне

найти старика, которого я обидела, я хочу у него попросить прощения.

- Где искать этого колдуна - старика?

Едва успел подумать это охотник, как вдруг оказались они в пещере высоко в горах.

Когда зайчик взмахивал платочком, всё вокруг становилось волшебным, вот и ружьё стало

волшебным и исполнило желание охотника. Попросил зайчик прощения у старика:

- Я больше никогда не буду обижать старых, больных и своих слуг.

Я буду, о них заботится. Стану доброй, весёлой и заботливой. Прости меня, пожалуйста, дедушка.

- Хорошо, я тебя прощаю! Но помни, если ты нарушишь своё обещание, ты навсегда останешься

зайчиком. Спасло тебя матушкино благословение -твой платочек.

- Хорошо бы оказаться во дворце,- подумала царевна, и волшебное ружьё вновь исполнило

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перессказ сказок с помощью карт Проппа Т.Н.Дерягина (с примерами занятий)

Среди задач коррекционной работы одной из самых сложных является формирование связной речи. С этой целью мною была подготовлена и внедрена методика обучения детей пересказу русских народных сказ.


Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе.В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать .

Тип проекта: Практико- ориентированный,По количеству участников: групповой Характер контактов: среди детей старшей группы По продолжительности: - .


Карты Проппа - замечательный сказочный конструктор для пересказа и сочинения сказок детьми дошкольного возраста

.Доклад по картам ПроппаБлагодаря картам Проппа, вы можете легко проанализировать структуру сказки, разбив ее на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пе.

Индивидуальный план работы по самообразованию.


Мастер-класс "Карты Проппа, как средство обучения дошкольников анализу, пересказу и творческому сочинению сказок"

Цель: познакомить коллег с приемами работы по картам В.Я.Проппа.

карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок

Карточки В.Я. Проппа в обучении дошкольников с ОНР сочинению сказок, помогут педагогу в интересной, игровой форме научить дошкольников сочинять сказки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Сочинение сказок по картам Проппа

Тимощенкова Е.А. МБ ДОУ №99, г. Чита

Цель: Развитие речевой деятельности старших дошкольников посредством карт Проппа.

· Формировать умение придумывать сказки с помощью карт Проппа.

· Развивать связную речь в процессе фантазирования сказки .

· Развивать творческую активность детей в процессе речевого фантазирования.

· Закрепить названия и назначение некоторых карт Проппа.

  • Активизировать словарь детей.
  • Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения.
  • Воспитывать интерес к волшебным сказкам
  • На ковре-самолете
  • В сапогах-скороходах
  • На крылатом коне
  • На сивке-бурке
  • На коньке-горбунке
  • На сером волке
  • На летучем корабле и т.д.

Перенесение в тридесятое царство за тридевять земель (Дети выбирают волшебное средство, звучит музыка ).

2.Воспитатель : Мы стоим на перекрестке трех дорог возле большого камня, а на камне надпись:

“Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь”

“Направо пойдешь – пропадешь (сам пропадешь или с друзьями расстанешься навсегда)

“Налево пойдешь – игру найдешь”

Дети выбирают направление.

3. “Прямо пойдешь – доброе дело сделаешь” - у старушки - Веселушки ураган порвал книгу сказок. Надо помочь старушке.

"Старая сказка по – новому"

Цель: Воспроизведение сказок, дифференциация их на смысловые части и соотнесение с определенной функцией (отлучка, запрет, нарушение запрета, беда, выход из беды, волшебные средства, трудности и испытания, победа).

Отдельно лежат странички из книг по сказкам “Красная шапочка”, “Три поросенка”, “Цветик - семицветик ”, “Доктор Айболит”.

Воспитатель: Вот как замечательно получилось. Перепутались страницы в волшебной книге, но что удивительно, получились новые и интересные сказки.. Эти сказки сочинили мы сами и дарим старушке “Старые сказки на новый лад”.

4.Дыхательная гимнастика "Волшебное перышко" (На ладошке перышко, нужно его сдуть как можно дальше)

5. Возвращаемся к перекрестку. “Налево пойдешь – игру найдешь”

Игра-ходилка “Конструктор сказок” Задания: Подобрать знакомую сказку - соотнести её с картой Проппа. (На карточках элементы знакомых сказок)

6. Возвращаемся к перекрестку.

Игра “Что в дороге пригодится?” ("Волшебные предметы" со звуком Р-Р")

Владимир Пропп выделяет в сказках устойчивые элементы, которые он называет функциями.

Здесь я приведу описание каждой функции сказки своими словами, сопровождая их примерами и собственными комментариями.

Многие сказки начинаются с того, что один из персонажей временно (а порой навсегда) удаляется, оставив героя на произвол судьбы. Родители уходят, оставив девочку с маленьким братцем (впоследствии унесенным гусями). Мать Золушки умирает, оставляя дочь на произвол новой жены отца. Праотец наш Адам, если помните, как раз отлучился, чем дал змею шанс поговорить с Евой.

III. и его нарушение.

Порой сказка описывает благополучную или стабильную ситуацию, в которую вмешивается будто камешек в ботинке, какой-нибудь запрет. "Не пей из лужи - козленочком станешь", "Не бери пера жар-птицы", "В этот чулан не заглядывай" и так далее. Заметим, что запреты эти всегда, в обязательном порядке нарушаются. И дело здесь не только в том, что иначе не было бы сказки. Вспомним самый главный Запрет, о котором рассказывают уже сколько веков - не есть яблока с Древа Познания. Что бы стало с миром, если бы этот запрет не был нарушен?

IV. Выведование антагонистом

V. и выдача сведений о жертве.

Здесь в сказку вступает новое лицо - вредитель, или, как его называет Пропп, антагонист. Его роль - нарушить покой или нанести какой-нибудь вред. Однако не всегда это происходит сразу, иногда ему требуется получить дополнительную информацию. Вспомним мультфильм по сказке "Волшебное кольцо". Царевна Ульянка после свадьбы начинает приставать и выспрашивать: "Ваня, откель у тебя это богатство?". И снова - сказки бы и не было, не выведай Ульянка-вредитель у нашего героя коммереческую тайну. Мачеха получает сведения о Белоснежке у зеркальца - не специально, впрочем, однако информация оказалась ключевой для сказки. Заметим, как мало внимания уделяется этому важному архетипу только потому, что он весь представляет собой исключительно диалог, а не сюжет и не образ. Следуя дальше Сказке-Сказок: Змей вступает в разговор с Евой и обнаруживает то слабое место, в которое можно нанести удар.

VI. Обман

VII. и пособничество

Получив необходимые сведения, мачеха Белоснежки приступает к действиям. Обзаведясь отравленным яблоком, она переодевается в нищенку и идет к домику гномов. Волк надевает шкуру козы и поет ее голосом. Переодевание или превращение в сказке имеет один смысл - вредитель, отправляясь к своей предполагаемой жертве, принимает чужой облик. Иногда в качестве чужого облика выступает "чужое" поведение, обычно неожиданно ласковое, изображающее любовь и заботу. Так, Змей предлагал Еве яблоко, мотивируя это заботой о людях. Иногда обман в сказках выглядит как обманный договор типа "я тебе помогу, а ты отдай то, чего дома не знаешь". Как запреты всегда нарушаются, обманные предложения всегда принимаются и выполняются, пишет Пропп. Поэтому здесь реакцию героя можно смело назвать пособничеством врагу. Ведь если бы герой был сильнее духом, внимательнее, больше доверял бы друзьям и старшим, и не поверил клевете или обману, антагонист ушел бы ни с чем.

Эти семь функций можно рассматривать как подготовительную часть сказки, а со следующей начинается завязка.

VIII. Вредительство

VIII-a. или недостача

Здесь мы имеем дело с абсолютно самостоятельным элементом, который можно определить кодовым словом "неприятность". Неприятности бывают разного вида: нанесенные непосредственно вредителем (это собственно вредительство) и существовавшие до и без вредителя: например, крайняя бедность, тяжелая болезнь, отсутствие детей, невесты, молодильных яблок и т.д. Без беды не будет сказки, ход жизни остановится. Причем обратите внимание: для создания завязки сюжета (того, ради чего вообще все рассказывается) совершенно безразлично, в чем именно будет состоять беда, какую именно гадость сделал враг или чего именно будет нехватать одному из персонажей. Главное то, что будет некое "плохо", в результате чего появится герой, который начнет действовать, чтобы беду устранить. Соответственно, перед нами самый что ни на есть ключевой архетип из всех - архетип "беды, без которой ничего не произойдет".

Вот и разгадка вечного вопроса "почему создатель мира допускает беды?". Можно смело перестать думать, что неприятности - это ошибки и сбои, в которых кто-то виноват, а сравнить их с работающим двигателем этого мира. Представьте, что солнце светило бы в небе постоянно, и не было бы никакой ночи. Представьте, что с неба постоянно шел бы дождь. Представьте, что вас поместили в ванну со специальным раствором, в точности соответствующим температуре тела. Ничего не болит, не чешется, не колется, не холодно, не жарко, не твердо, не мягко, никак. ничего не чувствую. тела нет. ничего нет. меня нет. помогите.

Эксперименты с такой ванной, вызывающей состояние сенсорной депривации (отсутствие любых ощущений) проводились неоднократно, результат один: состояние, близкое к умопомешательству. Разницы, перепады, старое и новое, усталость и отдых, остановка и снова движение - так происходит жизнь.

Здесь важно сказать несколько слов о герое, и о том, каким он вообще бывает. Для надежности процитирую первоисточник.

"Герой волшебной сказки -- это персонаж, или непосредственно пострадавший от действия вредителя в завязке (ощущающий некоторую нехватку), или согласившийся ликвидировать беду или недостачу другого лица. В ходе действия герой -- это лицо, которое снабжается волшебным средством (волшебным помощником) и пользуется или обслуживается им.

(В.Пропп "Морфология волшебной сказки")

IX. Герой узнает о беде

Отдельный элемент сказки - то, каким образом герой становится в курсе произшедшего (если только это не произошло с ним самим, разумеется, или у него на глазах). Обычно кто-то доносит клич от царя о похищенной принцессе, или случайно найденный золотой волос разжигает неутолимую страсть по обронившей его красавице, или член семьи рассказывает о приключившемся в отсутствие героя. Здесь опять же не имеет значения то, каким образом дошло послание, главное зачем оно нужно - обеспечить отправку героя в дорогу. Здесь архетипический образ, знакомый нам - вестник, посредник.


X. Герой-искатель соглашается или решается на противодействие

Герой-искатель, то есть, тот, кто будет что-то добывать или спасать, получает обычно задание, приказ или просьбу. Иногда такой герой уходит из дому по своей воле - погулять, мир посмотреть, а на самом деле "на дело" - бороться и искать. Только герой-искатель исполняет еще один элемент сказки, предназначенный только для него - согласие или осознанное волевое решение идти и что-то делать.

Другой вид героев Пропп называет героями пострадавшими. Это те, кого похитили, изгнали, околдовали, подменили или тайно отпустили обреченного на смерть (например, та же Белоснежка). Такой герой уходит из дома безо всякой цели и не по своей воле, никакого согласия на это они не давали. Однако в любом случае с ним случается то же, что и с героем-искателем: он отправляется из дома, и ему придется пройти весь путь до конца.

XI. Герой покидает дом

"Прыгнул Колобок с окошка и покатился по дорожке", "Вдруг Алиса очутилась на каминной полке и прошла сквозь зеракало", "И изгнал Он человека" (Берейшит, 3:24) и так далее.

Иногда один из персонажей сказки исполняет специальную роль отправителя. Это может быть царь, отправляющий сыновей на поиски молодильных яблок, или фея, отправляющая Золушку на бал. Отправитель - это именно роль, функция, а не характеристика персонажа, поэтому ее может исполнять почти кто угодно, включая самого героя: "Скучно стало Колобку, решил он погулять".

Эти функции: вредительство, извещение героя, согласие героя и его отправка составляют завязку сказки. Дальше развивается сам ход действия.

XII. Герой испытывается, чтобы получить волшебное средство

Для выполнения задания, добывания желаемого или избавления от беды герою обязательно нужно что-то особенное, что поможет ему в этом. Для заполучения этого "особенного" нужно приложить специальные усилия, иногда большие, иногда не очень, но обязательно что-то сделать. Отпустить щуку обратно в прорубь (проявить доброту), выкрасть у старухи волшебные туфли-скороходы, проработать у бабы-яги три дня, прослужить мужичку-с-ноготок три года и так далее. Иногда нужно и подраться, победить кого-то, прежде чем он станет служить герою или сделает ценный подарок, или эту ценность получится у него отобрать. Испытания могут быть самыми разными, суть одна: в результате правильного поведения герою в руки попадает волшебное средство, без которого ему задания не выполнить.

Существо, от которого волшебное средство было получено - добром или худом, называется дарителем. Дарителем часто выступает совершенно отдельный персонаж, например баба-яга, от которой Иван получает волшебный клубочек или коня, фея, дарящая Золушке платье и карету. Кстати, она же, как мы помним, берет на себя роль отправителя героя, в данном случае, на бал. Иногда это просто указание дороги, как в случае Элли, отправляющейся в Изумрудный город.

Существо-даритель архетип достаточно распространенный и любимый. Обычно на эту роль помещают Мудрого Старца или Добрую Фею. Предполагается, что помощь будет бескорыстной и даваться охотно, хотя по сказкам мы видим, что это не обязательно так.

XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя

Реакция бывает в большинстве случаев положительной или отрицательной, герой или выдерживает испытание или нет. Он отвечает или не отвечает на приветствие, оказывает или не оказывает услугу и т.д. Герой, отреагировавший на испытание дарителя отрицательно, дальше попросту не проходит. Он оказывается съеденным, околдованным или просто возвращается домой ни с чем. Герой, правильно прошедший испытание, получает волшебное средство.

XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство

Волшебными средствами могут служить несколько видов. скажем так, объектов. Во-первых, животные (например, конь или волк), во-вторых - предметы, из которых появляются волшебные помощники (например, огниво, которое вызывает собак с деньгами), в-третьих, предметы, имеющие волшебные свойства (например, меч-кладенец), различные помощники с необычными свойствами (например, Объедало и Опивало), а также качества (например, сила, способность превращаться в животное и т.д.).

Если волшебное средство - предмет или качество, герой будет применять его, а если это живое существо - мы назовем его волшебный помощник, то оно будет слушаться приказов героя и оказывать ему всяческую помощь. В случае волшебного помощника часто кажется, что герой теряет всякое значение: помощник все делает за него или диктует буквально каждый шаг. Например, Конек-Горбунок или волк из сказки о молодильных яблоках. Однако реальность сказки такова, что без героя, формулирующего намерение и ситуацию, никакая волшебная сила не сработает. Сам по себе никакой волшебный помощник не может спасти принцессу, получить полцарства, оживить мертвого или излечить больного, ему обязательно нужно делать это для кого-то. Этот кто-то и есть герой сказки. Впрочем, и волшебное средство само по себе совершенно бесполезно, пока кто-то не воспользуется им.

Заметим, что и здесь повторяется архетип запрет-нарушение: волшебный помощник частенько предостерегает героя не делать то или другое, и эти запреты герой исправно нарушает.

XV. Путь Героя

Место, в котором находится нужная цель - похищенная, растущая, живущая, текущая и так далее, почти всегда находится в "другом" царстве или мире. В этот "другой" мир нужно как-то попасть. Обычно он находится очень далеко по горизонтали, или очень глубоко (или высоко) по вертикали. Для преодоления пути используются самые разные методы: подвижные (герой летит по воздуху на ковре-самолете или на спине птицы, едет на волке или в карете и т.д.), неподвижные (взбирается по леснице или поднимается на гору, спускается через подземный ход), или пешком, ведомый специальным предметом-путеводителем, обычно клубочком, или живым существом, показывающим путь. Впрочем, без специального руководства по перемещению герой вполне может обойтись и дойти до цели самостоятельно.

XVI. Бой с антагонистом

Это самая высшая точка сюжета, пик и кульминация. Бой героя с врагом может происходить как в виде реальной драки "в чистом поле", так и в виде карточной игры, загадывания загадок или любого другого состязания. Важно здесь одно: в результате этой битвы в руки героя попадает не волшебное средство для достижения цели, как было описано раньше, а сама цель, сам объект поисков. Собственно судьба антагониста не слишком важна. Он может быть убит, изгнан, покалечен или просто признать себя проигравшим. Герой проявляет себя героем не тогда, когда побеждает врага, а когда в результате победы над врагом достигает своей цели.

VII. Героя метят

Во время решающего боя, либо непосредственно перед или после него, герой может получить особую метку. Это может быть след на теле (ранка, ожог, след от поцелуя), предмет (перстень, который дарит в награду король или платок, которым принцесса перевязывает рану) или что-нибудь еще. Кроме того, меткой может быть и предмет, потерянный героем или героиней (как туфелька Золушки). Внимание: меткой не может быть изначальное свойство героя, даже если по этому свойству его все знают, и не может быть приобретенное волшебное средство, даже если все знают, что оно у героя есть. Приведу пример. В сказке "Ослиная Шкура" собственно шкура является приобретенным уникальным свойством героини. По этой шкуре ее все ЗНАЮТ, но реальной меткой является кольцо, которое она теряет, и по которому принц ее УЗНАЕТ. Именно узнавание является истинной целью, ради которого вообще нужна метка. Это некий специфический знак, по которому героя можно опознать в ситуации инкогнито, которая будет описана позже.

XVIII. Победа

Собственно победа над антагонистом, которая является естественным следствием боя. Почему она является отдельным элементом? Потому, что если на бой вышли несколько героев, например, Иван-Царевич и генерал, то реальным победителем будет только один, а другой спрячется и выйдет только когда все уже закончится. Этот сказочный элемент может оказаться финальным, а может заключать в себе семена продолжения сказки - если при победе присутствовал заинтересованный в том же результате свидетель.


XIX. Ликвидация беды или недостачи

Объект поисков оказывается в руках героя тем или иным путем, убитый оживляется, пленный освобождается, бедность мгновенно изживается и так далее. Это делает либо сам герой, применив волшебное средство, либо волшебный помощник. Многие сказки, собственно, на этом и заканчиваются.

XX. Герой возвращается

Если по сюжету для героя предусмотрено возвращение домой, он может сделать это тем же путем, что и прибытие, а может другим. Путь обратно всегда будет короче и быстрее, чем путь "туда", хотя не обязательно легче. Иногда возвращение обратно - это бегство от преследователей.


XXI. Преследование

Бывает так, что уйти "оттуда" добром герою не удается, тем более с ценной добычей. За ним отправляется в погоню либо сам антагонист, либо его родня, либо его слуги. Гуси-лебеди преследуют девочку и ее братца, змей догоняет Ивана и Марью-Царевну. Нередко оказывается, что для спасения от преследования герою нужно приложить больше сил, чем для того, чтобы заполучить свой объект поисков. Например, молодильные яблоки можно украсть темной ночью, но утром за вором кинутся в погоню, и чтобы спастись, придется попотеть. То есть, достичь цели может оказаться недостаточно, как недостаточно было победить. Теперь нужно сохранить добытое и унести домой, иначе сказка не сможет закончиться и придется начинать сначала.

XXII. Герой спасается от преследования

Герой, спасаясь бегством, часто применяет все имеющиеся у него средства, которые должны защитить от данного конкретного преследователя. Он прячется, как спрятались девочка с братцем от гусей-лебедей, он бросает за собой гребенку, полотенце, зеркальце (они превращаются в непроходимые горы, леса, озера), он быстро превращается в разных животных, прыгает с дерева на дерево и так далее.

На спасении от преследования очень многие сказки кончаются. Герой прибывает домой, затем, если была добыта девушка, женится и т. д.

Но это бывает далеко не всегда.

Помните, во время боя Ивана со змеем присутствовал еще генерал, спрятавшийся в безопасное место? Или братья, провалившие испытание у дарителя, и пропивающие взятые из дому деньги в корчме, или лежащие в лесу заколдованными? Чужой успех не дает им спать. Такой персонаж, назовем его ложным героем, убивает или каким-либо другим способом избавляется от Ивана, крадет его добычу (если это девушка - угрозами заставляет молчать) и отправляется домой, выдавая за героя себя.

Герой должен теперь начинать пусть сначала, встречая дарителя, проходя испытание, получая волшебное средство, ища путь вернуться в свой мир или свое царство. После этого сказка идет по новому пути.

XXIII. Неузнанное прибытие героя

После такого незапланированного похода герой возвращается обычно инкогнито. Он не идет прямо домой, а устраивается на какую-нибудь незаметную должность, часто приобретая заодно неприятный или слишком простой облик.

XXIV. Необоснованные притязания ложного героя

В это время ложный герой предъявляет необоснованные притязания на победу и добычу: царевну, яблоки и так далее, а также полагающуюся награду.

XXV. Трудная задача

XXVI. и решение

Часто герою нужно проучаствовать в сложном испытании и выдержать его. Такие задания могут быть любой степени разнообразности. Часто они необходимы именно для того, чтобы доказать свое право на победу. Например, только победитель змея может поднять срубленные змеиные головы.

XXVII. Узнавание героя

Помните отметку или предмет, которую получил когда-то герой? По ней он будет узнан и распознан.

XXVIII. Изобличение ложного героя или антагониста

Иногда важный свидетель рассказывает, как все было. Иногда правду выдают случайно. Так или иначе, в результате всем становится очевидна лживость или злобность отрицательного героя.

XXIX. Герою дается новый облик

Часто, пока раскрывается правда и изобличается злодей, герой получает новый облик или новое имущество (что сравнимо с обликом). Так, искупавшийся в молоке и трех водах Иван превращается в красавца, а Ослиная Шкура предстает сбрасывает свой маскировочный наряд и предстает перед всеми в прекрасном платье.

XXX. Наказание врага

Читайте также: