Конспект урока по литературе изучение лирического произведения

Обновлено: 07.07.2024

2. Продолжить формирование умений выразительного чтения стихотворения, умения определять тему и идею произведения, находить изобразительно-выразительные средства и определять их роль в произведении, умение работать со справочной литературой. Формировать культуру устного ответа.

3. Обогащать словарный запас учащихся; создавать условия для воспитания уважения к вере, верующим людям, способствовать эстетическому воспитанию.

Оснащение урока: портрет М.Ю. Лермонтова, стихотворения М.Ю. Лермонтова, Толковый словарь, Этимологический словарь, карточки с заданиями.

Приветствие, психологический настрой.

Проверка готовности класса к уроку – наличие учебников и школьных принадлежностей.

1. Мобилизация.

Педагог: послушайте произведение:

« Господи и владыко живота моего!

Дух праздности, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.

Ей Господи Царю, даруй ми зреть мои прегрешенияи не осуждать брата моего, яко благослови еси во веки веков.

Педагог: Что я сейчас прочитала?

(Вы прочитали молитву)

- Давайте подумаем все вместе: о чем просит человек в молитве?

(Человек просит у Бога помощи.)

- Я только что прочитала вам молитву Ефрема Сирина – выдающегося деятеля христианской церкви четвертого века. Современники прозвали его Сирин (от слова Сирия), соловей. Как бы вы описали, что такое молитва? Действительно, описать это своими словами непросто. Давайте обратимся к словарям.

(Ученики получают карточки с заданиями: определить значение слов, пользуясь Толковым словарем и Этимологическими словарями).

2. Целеполагание.

Педагог: Итак, молитва – обращение верующего к Богу. А почему человек молится?

(Человек молится, если ему трудно, если у него какое- то горе.)

Педагог: Теперь вы можете сформулировать тем нашего урока?

Педагог: Верно, мы будет говорить о молитве. Но не о религиозной, а о стихотворной. На уроке мы будем говорить с вами о чудной молитве знаменитого поэта, о той минуте, когда поэт, не находя жизненной опоры в себе, обращается к Богу. Что он хочет найти и что находит?

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

3. Этап выявления первоначального восприятия.

Педагог: Как вам понравилось стихотворение? Какие эмоции оно вызывает – тоску, грусть, радость?

(Посмотреть в словаре)

Дети зачитывают определение слова в Толковом словаре:

4. Создание проблемной ситуации.

А разве могут слова быть живыми?

(Словами человек передает свои мысли, чувства, поэтому они (слова) могут быть живыми.)

5. Коммуникация (поиск новых знаний).

Педагог: сейчас мы разобьемся на четыре группы. Я дам вам три минуты, подумайте: о чем это стихотворение? Через три минуты каждая группа должна прийти к общему заключению.

(Это стихотворение о молитве. О той минуте, когда человек, не находя опоры в жизни, обращается к Богу.)

- Прочитайте первую строфу. Каково начало стихотворения?

- Выберите из слов, написанных на доске, те, которые характерны для описания настроения героя.

На доске написаны слова:

светлое, радостное, темное, мрачное, грустное, печальное

(Начало стихотворения мрачное, грустное, печальное: трудная минута, в сердце поэта - грусть.)

- Что показано в первой строфе?

(В первой строфе показано описание состояния души человека)

- Прочитайте вторую строфу.

(Лермонтов показывает, что слова молитвы действуют на человека)

- Прочитайте третью строфу. О чем рассказывается в ней?

- Скажите, с помощью какого приема показывает поэт воздействие молитвы на человека?

(Лермонтов использует антонимы: тьмы и света, печали и радости, трудную – легко, теснится грусть – бремя скатится)

- Поэт хочет обратиться к нашим чувствам. Он желает, чтобы мы вместе с ним пережили это движение души от грусти тоски – к надежде и вере. В его стихотворении все живет, движется и все меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

- Давайте обратим внимание, какой гласный создает звуковой фон первой строфы?

- Как вы воспринимаете этот звук?

(Этот звук угрожающий, темный, ночной.)

- Прочитаем еще раз вторую строфу:

Есть сила благодатная

В созвучьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

- Как изменяется все под действием слов молитвы? Какие гласные звучат чаще всего?

- Почему поэт выбрал именно эти звуки? Что они выражают?

(Они символизируют открытость души человека).

- Обратим внимание на звуки третьей строфы:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко.

- Определим размер стихотворения.

- Посмотрите, что даже синтаксические конструкции подчинены общему движению молитвы и передают это движение. Прочитайте предложения первой и второй строфы. Найдите глаголы и определите их лицо. Что они описывают?

- Прочитайте две последние строки стихотворения. Найдите глаголы, назовите их. Что означает слово легко?

Легко – категория состояния – описание состояния души героя.

- Итак, какова идея произведения?

(Человеку после молитвы становится легко)

- Что получает человек после прочтения молитвы?

(Он обретает веру, надежду)

- О чем не просят в молитве?

(В молитве не просят о деньгах или чем-то похожем)

7. Рефлексия .

Педагог: давайте подведем итоги.

Тема стихотворения – рассказ о молитве.

Композиция. Стихотворение состоит из трех строф.

Если в начале произведения герою тяжело на душе, печально, то после молитвы становится легко.

Стихотворение написано ямбом.

Педагог: Итак, мы выполнили с вами анализ лирического произведения.

Что мы узнали нового?

Что запомнилось, какие новые понятия?

8. Объяснение домашнего задания .

Педагог: домашнее задание – найдите в творчестве М.Ю. Лермонтова или других русских поэтов стихотворения, которые близки по теме к молитве. На следующем уроке познакомьте с этими стихотворными молитвами своих одноклассников, мы сравним, кто и какие произведения нашел.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Планируемые результаты:

- Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения ;

- Владеют навыками выразительного чтения .

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют выстраивать логические цепочки рассуждений в процессе беседы.

Регулятивные:

- Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-Оформляют свои мысли в устной речи;

- Умеют вести диалог в процессе беседы.

- Понимают значимость выразительного чтения.

Личностно формирующая направленность урока :

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе

имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового).

Образовательные:

- Сформировать представление об особенностях лирического произведения ;

- На учить учащихся читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение.

Развивающие:

-Развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

- Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

1. Орг. момент (2 минуты)

2. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 минуты)

4. Первичное восприятие произведения и его проверка (5 минут)

5. Физминутка (3 минуты)

6. Вторичное восприятие и анализ текста (25 минут)

7. Рефлексия (4 минуты)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг. Момент (2 мин)

Настроить учащихся на дальнейшую работу

Приём эмоционального настроя на урок

Встаньте ровно, улыбнитесь

Все тихонечко садитесь!

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения

2.Мотивация учебной деятельности(5мин.)

Создать условия для возникновения внутр-ей потребности вкл-я в деят-ть

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, а о каком произведении пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, отгадав загадки:

1) Белые шапки надели дома,
Холодно им — наступила .

2) Вот проснулось в небе солнце, Заглянуло к нам в оконце.

Если без улыбки жить, то будет очень тускло и хмуро, а когда увидишь, что человек тебе улыбается, то сразу светло и ярко.

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 мин.)

Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока

О чем были наши загадки?

Верно, как вы думаете, какая тема нашего урока?

А о чем пойдет речь на нашем уроке?

Будем читать стихотворение зимнем утре или рассказ.

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

4. Первичное восприятие произведения и его проверка(15 мин.)

Обеспечить правильное понимание содержания произведения

Словесные методы : беседа

Практические методы: работа с книгой

Для начала я хочу вас познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами.
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень.
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии.

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная:

Формировать умение анализировать лирические стихотворения.

Развивающая:

Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания;

Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала;

Развивать речь, эмоции, логическое мышление учащихся;

Развивать внимание к авторскому слову, поэтический вкус и образное мышление.

Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и любовь к природе;

Прививать положительные морально-волевые качества;

Воспитывать стремление к знаниям, критичность мышления

Материалы и оборудование:

Этапы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Кристина Гайковна. Давайте уберем со стола все лишнее, оставив только пенал, и дневник и проверим, готовы ли мы к занятию.

Учитель проверяет готовность учащихся.

Проверка д/з

Дети вам на дом задавали написать сочинение про листопад. Кто из вас хочет прочитать вслух его.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они, то косо летели по ветру, то отвесно ложились на сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту не заметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе, и косо начал падать, к моим ногам шелестя.

Каждый лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганный киноварью, и чернью каждый лист был совершенным творением природы, произведением её таинственного искусства.

Вводная беседа

Ребята, сегодня мы будем читать стихотворение уже знакомого и полюбившегося вам поэта Валентина Дмитриевича Берестова. Стихотворение это без названия.

Авторы нашего учебника нарочно не написали его: они хотят, чтобы вы сами придумали его и при этом постарались отразить в нем тему произведения. Это будет вашей основной задачей. Кроме того, на уроке мы решим еще ряд важных задач: будем продолжать наблюдать над особенностями поэтического текста, вспомним то, что уже знаем с первого класса, а также откроем для себя новое.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: повторить, что такое лирическое произведение и каковы его особенности; рассмотреть особенности языка лирического произведения и образ лирического героя в стихотворении.

Планируемые результаты: обучающие научатся

- выразительно читать лирическое стихотворение;

- анализировать лирическое стихотворение по предложенному плану.

Оборудование: компьютер, экран, диапроектор, презентация, портрет А.С. Пушкина, текст стихотворения, картины русских художников, изображающих красоту зимней природы, тетради, ручки.

Организационый момент.

Проверка домашнего задания.

Определение размера стиха в следующих стихотворениях:

Буря мглою небо кроет,

Любви, надежды, тихой славы

Целеполагание. Мотивация к деятельности. Актуализация опорных знаний.

Работа со словарём литературоведческих терминов ( или толковым словарём русского языка).

- исходя из специфики литературоведческих терминов, сделайте вывод, над чем мы будем работать сегодня на уроке? (над литературоведческим анализом лирического произведения).

IV. Работа над темой урока.

Чтение стихотворения учителем.

Беседа с классом.

- какая картина встаёт перед нами при чтении этого стихотворения?

Глухой зимний вечер. На дворе воет метель – ни зги не вижно. В комнате тепло - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Котёнок играет у её ног. Пушкин тут же, у стола, в тёплом домашнем халате. Оплывающая свеча дрожащим светом озаряет его обросшее бакенбардами молодое лицо, погрусневшие глаза. Он смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.

- как поэт описывает снежную бурю? (Небо, покрытое мглою, неистовый ветер, который кружит в поле снежные вихри, вой ветра, напоминающий то плач ребёнка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко запоздалого путника.)

- можно ли сказать, что это стихотворение - самое грустное стихотворение Пушкина? (Стихотворение действительно грустное, но последние две строчки позволяют говорить о том, что поэт сохраняет бодрое, жизнерадостное настроение: нужно преодолеть, победить грустное настроение).

4. Слово учителя.

Анализ лирического произведения требует определённой работы над его содержанием, особенностями языка и стихотворной формы. Он должен включать в себя определение жанра (природы поэтического высказывания), выявление лирического сюжета, обозначение темы, истолкование названия, анализ композиции, характеристику лирического героя, выявление организации поэтической речи, анализ языка (изобразительно-выразительных средств).

Беседа с классом.

- попробуем определить природу поэтического высказывания в этом стихотворении. (Показ конкретной картины - описание зимнего вечера - можно рассматривать как пейзажную лирику. В то же время поэт говорит и о своих чувствах, о своём настроении)

- как можно определить тему и сюжет стихотворения? ( Пушкин пишет о своём одиночестве, оторванности от близких и друзей. Размышление поэта о своей горестной судьбе – тема этого стихотворения)

- что представляет собой композиция этого стихотворения? (Можно выделить три части: в первой части главным действующим лицом является вьюга. Вторая часть целиком посвящена няне и разговору с ней. Третья часть имеет свой художественный смысл: в ней вновьупоминается снежная буря и ветхая лачужка. Мотив преодоления придаёт последней части оптимистическое звучание)

- каким предстаёт перед читателем лирический герой? (Пушкин был очень жизнерадостным, общительным человеком. А его временное затворничество было чрезвычайно тягостно для него.)

Запись в тетрадь плана литературного анализа лирического поэтического произведения.

Жанр (природа поэтического высказывания)

Тема стихотворения.

Истолкование названия.

Идейный смысл стихотворения.

Характеристика лирического героя.

Организация поэтической речи (размер).

Изобразительно-выразительные средства языка поэта.

Читательское восприятие.

V Рефлексия.

Письменно закончить предложения (предложения на экране).

Поэт доносит до читателя свои… ( мысли, чувства, переживания)

Мгла, покрывающая небо, снежные вихри, вой и плач бури - всё это создаёт настроение… (томящей тоски)

Стихотворение помогает читателю увидеть поэта в один из … периодов жизни. (тяжёлых, кризисных).

VI. Домашнее задание.

Повышенный уровень: приготовить выразительное чтение наизусть любого стихотворения А.С. Пушкина (на выбор); произвести литературный анализ выбранного стихотворения, пользуясь планом, предложенном на уроке.

Читайте также: