Володимир великий конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

«Был он (Владимир) в язычестве мсти телем свире пым, гн усным…, воином

«…Главное право его (Владимира) на вечн у ю слав у и благодарность

потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но

Карамзин. (Сла йд ) На столах лежат свитки с во просами.

Почему истори ки писали так п ротиворечиво о к нязе Владимире ?

Уч ащимся п редлагается, опира ясь на материал учебника, выявить

характерные особенности перв ой усобицы.( работа с учебн иком)

( Их ответ до лжен указывать на отсутствие четкого порядка

престолонаслед ия (престол переходит от одного князя к другому по праву

Б) Внеш няя полит ика Вла димира. ( Рассказ у чителя , работа с картой и

Вывод: Как м ы увидели, князь Вл адимир сове ршал много по ходов.

- С какими сосе дями продолжил борьбу князь Владими р?

(работа с картой стр.33 Главным врагом оставались печенеги. Владими р

впервые смог у крепить южные границы , п остроив 4 оборонительных рубежа,

состоявших из крепостей, валов, сигнал ьных вышек. (Слай д )

2. Религиозн ая реформа Владимир а .( работа с види офрагментами )

Характеристика первой попытки религиозной реформы может быть дана

учащимися на ос нове анализа д окументов и материалов, п риведенных ниже.

. И стал Владимир княжить в Киеве один, и по ст авил кумиры на холме за

теремным двором: деревянного Перун а с серебряной головой и золотыми

усами, и Хорса, Дажьбога, и Стр ибога, и Симаргл а, и Мокошь. И приносили

им жертвы, н аз ывая их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и

приносили жертв ы бесам, и оскверняли землю жертвопр иношениями своими.

И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Б ог не

захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого

- Кому покровител ьствовали и какие силы при роды отража ли?

3. Крещ ение Руси (работа с вид иофрагментами) В ыбор веры. Принятие

христианства Проблема выбора религ ии может быть освещена одним из

На основе видеофрагмента и сообщен ия ученика ответить на вопросы из

1. Какая религи я была у сл авян до введения христ ианства?

3.Почему кн язь Владим ир, став великим киевским князем, установил

6..Почему князь Вл адимир реш ил ввести христианску ю религию

Вы воды у чеников : Владимир поставил кумиры «на холме за теремным

внутри его, а в самом ц ентре Киева, что делало богослу жение доступным не

только узкому кругу князя и его приближенных. Приверженность князя

Владимира Святосл авича языческой религии, возможно, привела к тому, что

языческое населе ние столицы выступил о против христиан. В 983 г., согласн о

На основе материала па раграфа и просмотра в идеофрагмента учащиеся

самостоятельно в ыделяют причин ы принятия христи анства:

1) интересы разв ивающегося госу дарства (един ое государство, о дин

2) международ ные условия (Евр оп а у же была христианс кой);

4) развитие ку льтуры, письменн ости, ду ховной жизни страны ;

Владимир при шёл к выводу, что удержать под свое й властью в се

славянские земл и, опираясь лишь на военну ю силу, нельзя. Нужна была

другая сила. Вла димир пришёл к в ыводу о необхо димости принятия религии,

основанной на ве ре в су ществование единого Бога, ве дь попытка п ревратить

язычество в госу дарственную религ ию, объединить разли чные веровани я и

Учитель: Христианство проповедовал о миролюбие, милосердие, гуманизм,

равенство людей, свободу выбора, д у ховную самостоятельность личности. З а

свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую

власть и между народный авторитет. П ример Византия.

4. Значени е принятия христианств а и русская православ ная церковь.

Задание: Про читат ь текст на стр . 3 9 и ответ ить на вопр ос: какое соб ытие

Учитель: Получив согласие Владимира, бр атья прислали в Корсу нь Анну.

Там же в Корсуни 988 г, Владимир с многими дружинн иками принял

крещение от епис копа корсу нского, после чего совершил церемонию

бракосочетания. В кр ещен ии Владимир принял имя Василий, в честь

Возвратившись в Киев, в сопровож дении корсунских и гре ческих

священников, Владимир прежде всего кр ест ил св оих двенадцать сыновей.

Все они крестилис ь в одном источнике, известном в Киеве под имене м

Крещатика. Вслед за ними кр естились многие бояре. (Запись в тетради -988

Вопрос к классу : кто готов дать ответ на вопросы из свитк а?

4.Князь Владими р получил прозвище в народе Гр озный? (нет)

приводится пример о крещении (работа с д окументам и). Прочитать текст и

Однако процесс христианизации н а Руси затянулся н адол го. На несколько

веков стало характерно двоеверие, сочетавшее в себе элеме нты христианства

и яз ычества: лю ди молились пере д иконами и продолжали праздновать

Масленицу, Ко лядки, день Ивана Купалы; наряду с почитанием икон люди

продолжали ве рить в домовых, леших, водяных, в заго воры и обереги.

Объединялись христианские и языческие праздники, языческие боги

получали и мена хрис тианс ких святых (Перун – Илья Пророк, Велес – св.

Власий и т.п.). Так им образом, на Руси установ илось двоеверие, которое

После принят ия христианства сло жилась четкая церков ная организация.

Вопрос к классу : кто готов дать ответ на вопросы из свитк а?

- .Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принят ия

- .Что стало мен яться в жизни Ру си после принятия х ристианства.

(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираютс я

в памяти незначи тельные события, на имена великих п равителе й, их

величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в

историю нашей великой Родины, князь Владимир . Чем дальше уходит время,

тем весо м ее становится это событ ие, открывшее для Ру си пути дальнейшего

Учащимся пре дложено составить сравнительну ю характеристику

католической и православной ветви х ристианской религ ии.

2) расширению связей с Визант ией и другими странами Европы;

5) идеологиче скому у креплению власти великого к нязя.

Составление си нквейна по очере ди по изу ченной теме.

Почему историки писали так против оречиво о князе Владим ире? (ответ ы

4. Правление какого князя ознаменован о крещением Руси: 1)

6. К какому веку от н осится зарождени е госу дарс твенности у восточны х

7.К предпосылка м образов ания Древнерусского гос ударства о тносится

4)необходимость организованног о отпора внешним в рагам

8.К какому веку относится правлени е Владимира Мон омаха?

9. Прочтите отры вок из древнерусской ле тописи и укажите, о како м

событии идет речь. «Зачем губим Русскую землю, сами на себя ссор ы

навлекая? А половцы нашу землю расхищают и радуются, что нас раздирают

междоусобные войны. Да с этих пор объединимся чистосе рдечно и охранять

крест: «Если теперь кто на ко го поку сится, против то го – крест честный и вся

10. Установите с оответствие между с обытиями и да тами:

5.В какие страны и земли совершил пох оды князь Святослав ?

6) Кто был последн им последни м князем, при котором сохр анялось

А) к попыткам виза нтийского импе ратора силой подчинить себе Ру сь

Б) к усилению соперничества русских князей за право назначать

Г) к установлен ию власти норман нской династ ии Рюриков ичей

9.Что из перечис ленного произ ошло в княж ение Ольги

10. Устан овите хронологическую последова тельность правлени я князей:

В год 986. Пришли болгары магометанской веры, иноземцы от папы из Рима

, а после них хазарские евреи, и хвалили каждый закон. Затем прислали

греки к Владимиру философа. Он много говорил о жизни и смерти, о бытии

всего м ира. И запала Владимиру на сердце мысль крест иться, и сказал о н:

В го д 987. Созвал Владимир б ояр св оих и старцев гра дских и сказал

им: "Во т приходили ко мне болгары, говоря: "Прими закон наш". З ате м

приходили немцы и хвалили за кон свой. За ними пришли евреи. После же

всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы

И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но

хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей:

послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу ".

И понравилась речь их кн язю и всем людям; избрали мужей славных и

умных, числом 10, и сказали им : "Идите сперва к б олгара м, к немцам и к

Когда же они верну лись в землю свою, созвал князь Владимир бояр

своих и старцев, и сказал им: "Вот пришли посланные н ам и мужи,

послушаем же все, что бы л о с ними", - и обратился к послам: "Говорит е

Они же сказали: "Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в

храме, то есть в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр

закон их. И пришли мы к н емцам, и видели в храмах их различную службу,

но красоты не в идели никакой. И пришли мы в Греческу ю землю, и ввели нас

туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или н а земле мы: ибо

нет на земле такого зрелища и красоты такой, и н е знаем, как и рассказать об

этом, - знаем мы т олько, что пре бывает там Бог с людьми , и слу жба их

лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо

каждый человек, если вку сит сладкого, не возьмет потом горьког о; так и мы

Сказали же бояре: Если бы плох б ыл закон греческий, то не приняла бы

его бабка твоя О льга, а была она му дрейшей из все х людей".

После всего этого Владими р… вернулся в Киев. И когда пришел, повелел

опрокину ть идолы - одних и зрубить, а других сжечь. Перуна же приказал

привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и

Делалось это не потому, что дерево что - нибудь чувству ет, но дл я

поругания беса, ко т орый об ман ывал людей в этом образе, - чтобы принял он

возмездие от людей. "Вел ик ты, Господи, и чу дны дела твои!". Вче ра еще

был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когд а влекли Перу на по Ручью к

Днепру, оплакивали его неверные, так как н е приняли еще они святого

крещения. И, при та щив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему

людей, сказав им: "Если п риста нет где к берегу, отпихива йте его. А когда

пройдет пороги, тогда только оставьте его ". Они же исполнили, что им было

приказано. И когда пу стили Перуна и прошел он порог и, выбросило его

ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется

Затем послал Владимир по всему го роду сказать: "Если не придет кто

завтра на реку - будь то бо гаты й, или бед ный, или нищий, или раб, - будет

Услышав это, с ра достью пошли люди, лику я и говоря: "Если бы не

было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий

же день вышел Владимир с попами … на Днепр, и сошлось там людей без

числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, дру гие по гру дь, молодые же

у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили,

попы же, стоя, совершали молитв ы. И была видна радость на небе и н а земле

по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне!

Прогнан я отсюда! Зд есь думал я обрести себе жи л ище, ибо здесь не было

учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я слу жению тех, кто

служил мне. И вот уже побеж ден я невеждой, а не апостолами и не

мучениками; не смогу уже царствоват ь более в этих странах". Люд и же,

крестившись, разошлись п о д омам. Владимир же был рад, что п ознал Бога

сам и люди его, воззрел на небо и сказал: "Христос Бог, сотворивши й небо и

землю! Взгляни на новых людей эти х и дай им, Госпо ди, познат ь тебя,

истинного Бога, как познали тебя христианские страны. Утверди в них

правильну ю и неуклонну ю веру, и мне помоги, Господи, против дьявола, да

одолею козни его, надеясь на тебя и на твою силу". И сказав это, п рик азал

рубить церкви и ставить их по тем местам, где прежде стояли кумиры. И

поставил церковь во и м я святого Василия на х олме, где стоял идол Перуна и

другие и где творил и им требы князь и люди. И по дру гим городам стали

ставить церкви и опре делять в них попов и приводить людей н а крещение по

всем город ам и селам. Посылал он собирать у лучших людей д ете й и

отдавать их в обучение к нижное. Матери же дете й этих плакали о них; ибо не

утвердились еще они в вере и плакал и о них как о ме ртвых.

В год 9 89. Задумал Владимир создать церковь пресвятой Богородице, и

послал п ривест и мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда

кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Ко рсу нянину, и

поставил служить в ней корсу нских священников, дав ей все, что взял перед

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: изучение деятельности князя Владимира Святославовича, его внутренней и внешней политики; исследование причин и значения принятия Русью христианства.

Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Развивающие:

Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

Уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.

Воспитательные:

Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории, воспитывать уважение к людям, продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Тип урока: изучение нового материала

Методы и приемы:

Репродуктивно-словесный; частично-поисковый; диалогический; проблемный.

Форма: комбинированный урок с элементами самостоятельной, познавательной деятельностью учащихся.

Основные понятия и термины: язычество, пантеон, христианство, церковь, государство.

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомиться с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

О ком идет речь?

  • Его призвали новгородцы,
    Порядок навести в земле словенской.
    Сей князь, делами неприметный,
    Стал основателем династии навечно. (Рюрик)

Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

II. Проверка домашнего задания.

1.У доски: По терминам и датам: вервь, вече, язычество, дружина, народное ополчение, дань, колонизация, погост, урок, реформа, 907, 911, 945, 912-945, 972.
2.Индивидуальные задания по карточкам в письменной форме, по окончанию сдают их на проверку учителю.

Задание1. Восстановить династию Рюриковичей от Рюрика до князя Владимира

Задание 3. Рассказать о приходе князя Владимира к власти и его внутренней и внешней политики до принятия христианства.

Оправляясь в походы, Святослав оставлял княжить русскими землями своих сыновей. В Новгороде он посадил княжить своего младшего сына Владимира, который победил в борьбе за власть после смерти отца.

III. Изучение новой темы.
Ребята, предположите , какую тему мы сегодня будем изучать?

А теперь подумайте и скажите, по какому плану мы будем работать?
Работать сегодня мы будем по следующему плану:
1. Начало правления Владимира Святославовича.
2. Причины принятие христианства на Руси.
3. Крещение Руси.
4. Русской православной церкви и значение принятия христианства.
1. Начало правления Владимира Святославовича.
После смерти Святослава осталось три сына, между которыми началась борьба за власть. В 10 веке великим киевским князем стал князь Владимир, сын Святослава.

На какие вопросы из свитка вы можете ответить?
4. Кто первым крестился на Руси?
5. Почему князь Владимир решил ввести христианскую религию?
Учитель: Христианство проповедовало миролюбие, милосердие, гуманизм, равенство людей, свободу выбора, духовную самостоятельность личности. За свои поступки человек отвечал перед Богом. Религия укрепляла княжескую власть и международный авторитет. Пример Византия.
3.Крещение Руси.
Работа с учебником.
Задание:
Прочитать текст и ответить на вопрос: какое событие предшествовало крещению Руси?

Кто готов дать ответ на вопросы из свитка?
8. Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?
9. Что стало меняться в жизни Руси после принятия христианства.
10. Что построено при князе Владимире?
В чем же значение крещения Руси?
(Обучающиеся заносят в тетрадь основные положения, объясненные учителем).

1.Объединение восточнославянских племен

2.Укрепление власти князя

3.Создание церковной организации

4.Развитие просвещения и культуры

Время уходит, много загадочного и тайного оставляя в прошлом. Стираются в памяти незначительные события, на имена великих правителей, их величайшие деяния сохранились навеки. Среди тех, кто навсегда вошел в историю нашей великой Родины, князь Владимир. Чем дальше уходит время, тем весомее становится это событие, открывшее для Руси пути дальнейшего продвижения вперед.
Проблемный вопрос.
Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире?(ответы обучающихся)
Подведение итогов. Учитель оценивает работу обучающихся
Рефлексия.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с одним из самых значительных событий нашей страны. Если вы на уроке узнали много нового и интересного, то на дерево прикрепите зеленые листочки, если вам было не интересно – прикрепите желтые листочки, если вы не узнали ничего нового – белые.

Домашнее задание: Выучить § 5, ответить на вопросы и задания.

1. Какая религия была у славян до введения христианства?

2. Чем христианство отличается от язычества?

3.Почему князь Владимир, став великим киевским князем, установил языческих идолов?

4.Кто первым крестился на Руси?

5.Почему князь Владимир решил ввести христианскую религию?

6.В каком городе крестился Владимир?

7.Какой год считается годом крещения Руси?

8.Почему князь Владимир, человек жестокий и грубый, после принятия христианства стал добрым, отзывчивым и смиренным?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Владимир Великий.

Цель: рассмотреть деятельность князя Владимира I , его внутреннюю и внешнюю политику; раскрыть причины и значение принятия Русью христианства.

Обучающие:

Определить основные направления политики князя, показать значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

На основании знаний учащихся выяснить общие черты и различия между язычеством и христианством;

Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Развивающие:

Развивать умения ставить цель и задачи учебной деятельности;

Уметь давать развёрнутую характеристику личности – составлять исторический портрет;

Развивать умения работать с учебной литературой, историческим документом, исторической картой.

Воспитательные:

Формировать гуманистическую и гражданскую позицию, понятие о роли личности в истории, воспитывать уважение к людям,

продолжить работу над формированием у обучающийся чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы:

Оборудование:

Организационный момент.

Цель : создать положительный эмоциональный настрой на урок,

активизировать познавательную активность и учебную деятельность учащихся.

Методы организации работы учащихся:

1.Метод стимулирования занимательным содержанием. 2.Демонстрация.

Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, сегодня мы продолжим путешествие по страницам нашей Родины, знакомство с правлением первых русских князей. Давайте вспомним тех князей, с которыми мы уже познакомились?

Загадки: О ком идет речь? (сл. 1, 2)

3.Хитра, княгиня оказалась.
Большую дань взять отказалась.
Потребовав с древлян лишь голубей,
Она смогла их воле подчинить своей. (Ольга)

(Сл. 3). Поставьте в хронологической последовательности события.

Постановка целей и задач урока

Постановка проблемы исследования .

Тема: Русь во времена Владимира (сл. 4).

1. Первая усобица на Руси

2. Начало правление князя Владимира Святославича

3. Крещение Руси

Изучение нового учебного материала.

Цель педагога – восстановление полученных знаний, побуждение интереса к получению новой информации; активизация познавательной деятельности.

Методы: фронтальная беседа, работа с документами.

После смерти Святослава у него осталось трое сыновей (сл.5):

14 - летний Ярополк княжил в Киеве,

13 - летний Олег - в древлянской земле,

11 - летний Владимир - в Новгороде.

Несмотря на столь юный возраст между братьями началась борьба не на жизнь, а на смерть. Хотя в таком юном возрасте вряд ли они были самостоятельны в своих действиях, возможно за ними стояли какие - то влиятельные люди, но кто они и какие цели преследовали - истории неизвестно . Вопрос, что такое междоусобица?

На столе у вас лежат документы.

Прочитайте документ № 1 - отрывок из летописи "Повесть временных лет" Ответьте на вопрос к документу.

Изучение нового учебного материала.

Цель – определить роль деятельность Владимира Великого.

Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника

Борьба за власть закончилась победой Владимира.

Годы его правления 980 - 1015 гг. (сл. №7).

Вопрос: Под какими именами вошёл в историю Владимир? (Как Владимир Красное Солнышко, славный воитель, защитник русской земли, Святой, Великий).

Перед Владимиром Святославовичем стояла непростая задача: не только вернуть территории, которые потеряла Русь за 3 года междоусобицы, но и укрепить государство Киевская Русь. Для укрепления свой власти Владимир Святославович провел ряд реформ. Что такое реформа?

Изучение нового учебного материала.

Цель – определить роль деятельность Владимира Великого.

Методы: фронтальная беседа, работа с текстом учебника и заполнение таблицы.

(слайд №7) Используя учебник & 6страница 57-61

1 ряд – ищет ответ на 1 столбик таблицы.

2 ряд – ищет ответ на второй столбик таблицы.

3 ряд - ищет ответ на 3 столбик таблицы

на эту работу я вам даю 10минут.

Ответы на таблицу и сверка с доской.

Изучение нового учебного материала.

Цель – определить роль деятельность Владимира Великого.

Скажите мне, пожалуйста, какую религию исповедовали славяне? (Язычество).

Что такое язычество?

( Язычество – вера в силы природы, многобожие)

Каких богов славян вы знаете? (сл.9).

В начале своего правления Владимир Святославович решил провести религиозную реформу (Сл. 10). Он собрал всех божеств отдельных племен в одном святилище.

(сл. 11 фрагмент мультфильма).

Как вы думаете почему? Используя учебник стр.63 найдите ответ на вопрос:

Почему эта реформа не имела успеха?

Изучение нового учебного материала.

Цель – определить роль деятельность Владимира Великого.

Тогда Владимир решил принять христианство.

Почему (сл.12-13)?

Крещению Руси предшествовали следующие события. В 987 году в войсках византийского императора вспыхнул бунт. И он обратился к Владимиру за помощью. Князь согласился, но потребовал, чтобы император отдал ему в жёны свою сестру Анну. Этот брак укрепил бы международный авторитет киевского князя, но Анна не соглашалась выходить замуж за язычника. Византийский князь предложил Владимиру принять христианство и окрестить свою страну. Подавив мятеж, византийский император не спешил выполнять своё обещания. Тогда Владимир захватил центр владений Византии в Крыму - Херсонес (Корсунь), и тогда император должен был уступить. В 988 году Владимир принял крещение, женился на византийской принцессе, отдав Корсунь в качестве выкупа за невесту. Вернувшись, домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева (слайд 14-21).

1. Как происходило крещение киевлян?

2. Как восприняли идею крещения наши предки?

Изучение нового учебного материала.

Цель – определить роль деятельность Владимира Великого.

В чем значение христианства?

используя учебник стр.66-67определите

(Слайд 20) на работу 5 минут.

Закрепление учебного материала.

Цель – раскрыть значение деятельности Владимира Великого?

Слайд № 21, 22

Итоги урока

выставление оценок за работу.

Домашняя работа.

&6 читать, пересказывать. Ответить письменно на вопрос: Почему Владимир выбрал именно православие?


в конспекте урока раскрыты тема по истории, которую изучают в шестом классе по программе "Школа России". Ученикам доступно и логично преподнесен изложенный материал.

Содержимое разработки

Методическая разработка урока истории в 6 классе по теме:

Цель урока: Дать характеристику деятельности князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней и внутренней политики в период его правления.

Задачи урока:

Определить основные направления политики князя Владимира, показать значение его деятельности для укрепления государственности на Руси.

Выяснить причины возникновения христианства у восточных славян.

Показать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Создать условия для развития навыков работы с картой, умений работать с текстом учебника и документом, публично выступать, систематизировать материал;

Способствовать воспитанию уважения к истории и прошлому своего народа, формированию гражданских позиций, пониманию роли личности в истории.

Формировать у обучающихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений.

Тип урока - комбинированный

Формы работы: групповая, индивидуальная, самостоятельная работа.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация в MS Power Point, источники, карточки с индивидуальными заданиями

Древнерусское государство при князе Владимире .

Выбор веры и принятие Владимиром христианства

А) причины религиозных исканий;

В) Корсуньский поход.

Основные термины и понятия: Крещение Руси, христианство, усобица

Организационный момент: Приветствие учащихся, актуализация темы.

Ребята, сегодня на уроке, мы продолжим путешествие по страницам истории Древней Руси и познакомимся с деятельностью князя Владимира. Но прежде, вспомним пройденное ( раздача индивидуальных карточек по выбору), работа с историческими задачами.

Проверяем домашнее задание

Тест ( слайд 2)

1.Назовите дату объединения Новгорода и Киева:

2.В каком году произошло восстание древлян, в результате которого был убит киевский князь?

3.Соотнесите имена князей и годы их правления:

1) Князь Олег а) 945- 957 гг.

2) Князь Игорь б) 882 – 912 гг.

3) Княгиня Ольга в) 957 – 972 гг.

4) Князь Святослав г) 912 – 945 гг.

5.Киевляне упрекали князя Святослава:

- Чем был вызван этот упрек?

- Справедлив ли он?

6. Перечислите занятия восточных славян ( земледелие, скотоводство, ремесло , охота, бортничество).

7.Что такое народное ополчение (военное формирование, создаваемое на добровольных началах в случае военных действий)

8. Степные кочевники, с начала IX в. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.

9) Какая вера была у восточных славян ( язычество)

10) Перечислите богов, в которых верили восточные славяне и чему они покровительствовали:

1) Ярило бог солнца

2) Перун бог грома
3 )Стрибог повелитель ветра
4) Волос(Велес) покровитель скотоводства

5) Мокошь (Макошь) божество плодородия
6) Сварог бог света и неба

Изучение нового материала

1.Основные направления политики Князя Владимира

Собираясь во второй поход в Болгарию, Святослав разделил русскую землю между своими сыновьями (5 слайд): Старший сын Святослава, Ярополк, стал княжить в Киеве. Второму сыну, Олегу, досталась Древлянская земля. Младшей сын Святослава, Владимир, был отправлен Святославом в Новгород под присмотр дяди Добрыни . 972 г. - погибает Святослав, и братья, перессорившись между собой, пошли войной друг на друга. Началась первая усобица на Руси. Как вы понимаете значение слова усобица?

Усобицы -войны между князьями за великокняжеский престол.

980 г.- Владимир становится единовластным правителем Руси. (слайд).

Как вы считаете, с какими трудностями столкнулся Владимир став киевским князем? Какие задачи необходимо было решить?

Защита южных границ от печенегов

Укрепление авторитета власти киевского князя

Укрепление международного авторитета Руси.

Для защиты южных границ от набегов печенегов была сооружена система сигнальных башен ( слайд 6.).

Князь Владимир:

-покорил Полоцкое княжество на Западной Двине;

-возглавил поход против Волжской Булгарии;

-отвоевал у Польши города Червень и Перемышль.

Покажите на карте направления походов князя Владимира ( слайд 7).

Однако этого было не достаточно для укрепления авторитета княжеской власти внутри государства и на международной арене.

Как вы считаете, что могло этому способствовать и почему.

Принятие веры с единым богом.

В 983 году Владимир предпринимает попытку превратить язычество в государственную религию. Создается единый для всей Руси пантеон языческих богов во главе с Перуном. По приказу Владимира на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы главных божеств. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Укрепить язычество пантеоном, однако, не удалось. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно. Поэтому Владимир стал искать религию, присматриваясь к соседям. Выслушав их послов, он отправил к ним своих людей. Прочитайте отрывок из летописи. Определите, кто и какую веру предлагал киевскому князю и почему он в итоге выбрал православие? Отрывок из летописи:

Ознакомимся с документом на стр. 55

Какие аргументы, по мнению летописца, оказали решающее влияние на выбор веры Владимиром? Почему, по вашему, именно на христианстве остановил свой выбор князь Владимир?( 9 слайд) Задание: опираясь на текст учебника стр.51, сформулируйте

Причины принятия христианства

1. Византийские христиане не посягали на восточнославянские земли.

2. Русь поддерживала тесные торговые связи с Византией.

3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство.

4. Христианство способно было сплотить племена и укрепить княжескую власть.

5. Стремление укрепить международный авторитет Руси.

Задание: опираясь на текст учебника, определите значение принятия христианства и заполните таблицу

Для экономического развития страны

Для политического развития

Для культурного развития

Установление прочных торговых связей с христианскими странами

Основа для объединения древнерусского общества. Укрепление власти киевского князя

Смягчение нравов; развитие образования, архитектуры, иконописи.

Что я узнал нового на уроке

Что меня заинтересовало

О чем мне хотелось бы узнать по подробнее

Домашнее задание:

Параграф № 6, вопросы 1-5 устно. Задания в ТПО стр. 26,№ 1-6.

Выберите правильный ответ
1. Степные кочевники, с начала IX в. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.

2.Военные формирования, состоявшие из граждан и создаваемые на добровольных началах
в случае военных действий:
а) дружина; б) легион; в) народное ополчение; г) фаланга.
З.В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
а) князь; б) вече в) вервь; г) старейшина.

4.Князь Олег захватил Киев в:
а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г)900г.

5. Столицей своих земель князь Олег объявил:
а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк

6. Установите правильное соответствие:
1) Ярило а) повелитель ветра
2) Перун б) бог света и неба
3 )Стрибог в) бог солнца
4) Волос(Велес) г) бог грома
5) Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства
6) Сварог е) божество плодородия

8.По какому принципу образован ряд:
Охота, рыболовство, бортничество, земледелие, скотоводство.

Ключи к тесту для индивидуальной работы : 1-б; 2-в; 3-б; 4-б; 5-б; 6-1-в;2-г;3-а;4-д;5-е;6-б; 7- жившие в полях, жившие в лесах; 7- занятия восточных славян.

Выберите правильный ответ
1. Степные кочевники, с начала IX в. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.

2.Военные формирования, состоявшие из граждан и создаваемые на добровольных началах
в случае военных действий:
а) дружина; б) легион; в) народное ополчение; г) фаланга.

З.В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
а) князь; б) вече в) вервь; г) старейшина.

4.Князь Олег захватил Киев в:
а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г)900г.

5. Столицей своих земель князь Олег объявил:
а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк

6. Установите правильное соответствие:
1) Ярило а) повелитель ветра
2) Перун б) бог света и неба
3 )Стрибог в) бог солнца
4) Волос(Велес) г) бог грома
5) Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства
6) Сварог е) божество плодородия

7.По какому принципу образован ряд:
Охота, рыболовство, бортничество, земледелие, скотоводство.

Выберите правильный ответ
1. Степные кочевники, с начала IX в. обосновавшиеся в просторах Причерноморья, - это:
а) булгары; б) печенеги; в) авары; г) хазары.

2.Военные формирования, состоявшие из граждан и создаваемые на добровольных началах
в случае военных действий:
а) дружина; б) легион; в) народное ополчение; г) фаланга.
З.В городских центрах Древнерусского государства все важнейшие вопросы решал(о):
а) князь; б) вече в) вервь; г) старейшина.

4.Князь Олег захватил Киев в:
а) 860 г. б) 882 г. в) 879 г. г)900г.

5. Столицей своих земель князь Олег объявил:
а) Новгород б) Киев в) Чернигов г) Полоцк

6. Установите правильное соответствие:
1) Ярило а) повелитель ветра
2) Перун б) бог света и неба
3 )Стрибог в) бог солнца
4) Волос(Велес) г) бог грома
5) Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства
6) Сварог е) божество плодородия

7.По какому принципу образован ряд:
Охота, рыболовство, бортничество, земледелие, скотоводство.


-75%

Читайте также: