Влияние космоса на землю и жизнь людей 5 класс конспект урока

Обновлено: 17.06.2024

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2012 г. География. Землеведение.

Цель : сформировать представление о Земле как части Вселенной, её месте в нашей Галактике.

Задачи урока :

Образовательные : ввести новые понятия ближнего космоса, приливы, отливы ; дать первоначальные сведения о Солнечной системе; познакомить с единственным спутником Земли - Луной; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь.

Развивающие : развивать умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР. Способствовать формированию географической культуры. Развитие памяти, логики и интеллекта.

Воспитательные : осознание себя как части целостности природы.

Планируемые результаты:

Личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные : понимание уникальности планеты Земля и её спутника - Луны, как части Солнечной системы.

Универсальные учебные действия:

Личностные: необходимость изучения окружающего мира, осознание целостности мира и себя как неотъемлемой части Солнечной системы

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям ближний и дальний космос, приливы и отливы; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Тип урока : комбинированный

Форма работы учащихся : групповая

Техническое оборудование : интерактивная доска, схема и модель Солнечной системы, фотографии, интернет, ЭОР, персональный компьютер.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

города Гаврилов-Яма Ярославской области

Конспект урока по географии

Кириллова Елена Вячеславовна

Кириллова Елена Вячеславовна,

учитель географии и биологии

МОБУ СШ № 2 г. Гаврилов-Яма, Ярославской области

Конспект урока по географии в 5 классе

Конспект урока предназначен для учителей, работающих в инклюзивных классах. Задания имеют разный уровень сложности, при этом все учащиеся вовлечены в процесс выполнения проекта. Этот прием создает ситуацию успеха у каждого ученика и позволяет в полной мере раскрывать в коллективной работе индивидуальность каждого ребенка.

Домашнее задание дифференцировано по возможностям учеников.

Тип документа: конспект урока.

Целевой возраст: 11-12 лет, 5 класс

Тип урока : Изучение нового материала

Цель : сформировать представление о влиянии космоса на Землю.

Знакомство с влиянием космоса на Землю и жизнь людей;

Выявление отличий метеоров от метеоритов и комет.

Развитие информационной компетенции по выделению главного из информации;

Развитие коммуникативной компетенции – умения высказываться как можно более четко, умения слышать другого.

Планируемые результаты :

- понимать, какое влияние на жизнь человека оказывают космические тела, следствия вращения Земли вокруг своей оси и ее движения вокруг Солнца, приводить примеры (Л);

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию (П);

-получать информацию из различных источников: словаря, графических источников информации, географических моделей; оценивать результаты своей учебной деятельности; анализировать информацию , оформлять результаты работы (М).

Получат возможность научиться:

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде (Л);

приводить примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности (П);

воспринимать и оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ (П);

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный, проектная деятельность.

Лобжанидзе А.А. География: планета Земля: учеб. для 5 - 6 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2017.

Бахчиева О.А. География: планета Земля: 6 кл.: метод. Рекомендации. – М.: Просвещение, 2011.

Учебник, дополнительные источники информации: тексты из сети Интернет, словари, энциклопедии,

Картинки, цветные карандаши, листы бумаги, клей.

Электронное приложение к учебнику,

Листы самооценки (приложение № 1).

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты обучения

Необходимые условия и ресурсы

Формы и виды контроля

приветствие, проверка готовности рабочего места к уроку.

Знакомит с листом самооценки - приложение № 1

-Проверяют готовность к уроку, организуют свое рабочее место.

Целеполагание, планирование деятельности

Демострация слайда 1 презентации.

Предлагает сформулировать цель и задачи урока, исходя из темы урока.

Демонстрирует 2 слайд с целями и задачами.

- Даёт устную оценку деятельности учеников.

Высказывают предположения, заполнение листа самооценки

Регулятивные: Целеполагание; Личностные: самооценка.

Коммуникативные

участвовать в коллективном обсуждении проблем

компьютер, мультимедийное оборудование, экран, презентация к уроку Слайд 1 презентации

3. Получение новых знаний

1 Работа с текстом, определением.

_ определения нет. Что такое на ваш взгляд, космос?

Демонстрация слайда 3.

Выдает карточки с определением – космос (приложение №2).

Строят предположения и высказывают их.

Заполнение листа самооценки

П: извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации.

2.Работа с приложением № 3.

Организует фронтальную работу.

- Предлагает работу с текстом.

Вопрос: - Из прочитанного текста выберите и подчеркните, что оказывает, на ваш взгляд, влияние на планету Земля?

Работают в парах и отвечают.

Проверяют правильность выполнения задания

Заполнение листа самооценки

Р: синтез как составление целого из частей;

П: соотношение своих предположений с текстом слайда.

Коммуникативные

умение слушать и вступать в диалог, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

Выполненная работа в приложении 3.

3.2 Проектная деятельность

получать информацию из различных источников: словаря, графических источников информации, географических моделей; оценивать результаты своей учебной деятельности; анализировать информацию, оформлять результаты работы (М).

воспринимать и оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ (П);

1 Мотивационный этап

- Мы перечислили явления и объекты космоса, влияющие на Землю, теперь мы должны подробно охарактеризовать каждое влияние. А это очень долгий процесс, если мы будем работать все вместе. Эта тема рассчитана на один урок. Какой выход?

Предлагает работать в парах по каждому пункту на слайде.

- Но, чтобы создать полную картину урока, нам нужно кое-что добавить. Слайд – определение космоса у нас есть. Что можно ещё добавить?

Демонстрация слайда 5.

- Вот и получился план нашей общей деятельности. Позвольте мне самой распределить задания (раздаёт задания и дополнительный материал).

- Каждая группа должна представить оформленный отчёт по данной ему теме на альбомном листе. Можно в виде таблицы, схемы, краткого текста (не более 8 строк), хотите – даже мини – спектакля.

В результате у нас получится целая презентация из слайдов в виде альбомных листов. Приложение № 4, Приложение № 5

- Предлагают разбиться на группы, строят предположения.

Приступают к выполнению работы

К: умение слушать и вступать в диалог,

продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

П: умение анализировать текст, выделяя основное, делать краткую чёткую запись;

К: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.

Отработка приема смыслового чтения: преобразование текста, используя новые формы представления информации.

Учебник, дополнительные материалы, приложение 4.

2. Отчёт групп по выполненной работе.

- Демонстрация получившихся в ходе работы слайдов, сопровождающиеся наглядным материалом (фото, 3 D модели из ЭП к учебнику).

Проверяет, исправляет ошибки при необходимости, дает устную оценку.

Выступления, слайды прикрепляют к своему пункту плана.

- Достигли ли мы поставленной цели урока? Что нового узнали?

- Дозаполните лист самооценки и вместе соотнесём наши результаты.

Отвечают на вопросы учителя.

Оценивают свою работу на уроке.

Р: коррекция знаний;

Л: оценка и самооценка.

установление причинно-следственных связей удач и неудач при выполнении работы.

Правильно выполненная работа, правильно найденные ошибки.

Учебник пар 24 (с 62-63); По выбору: тетрадь-тренажёр, с. 38 (№ 8), с 42 (№ 5);

Приложение № 1

Участвовал – 1 балл

Не участвовал – 0 баллов

Высказывал своё мнение – 1 балл

Молчал – 0 баллов

3. Работа в паре (с приложением 3)

Работал в паре - 1 балл

Работал один – 0,5 балла

Не хотел работать – 0 баллов

Выбрал всё правильно – 2 балла

Допустил ошибки – 1 балл

Не работал с текстом – 0 баллов

4. Проектная деятельность

Выступал на защите проекта – 3 балла

Был активным участником при выполнении работы – 2 балла

Делал только то, что скажут ребята – 1 балл

Отказывался что – либо делать – 0 баллов

ИТОГОВАЯ ОТМЕТКА ЗА УРОК

Приложение № 2

КОСМОС (греч. kosmos — вселенная) — мир в целом, вся совокупность движущейся материи. Материя во Вселенной сосредоточена в звездах, планетах, астероидах, спутниках, кометах и других небесных телах; 98% всей видимой массы сосредоточено в звездах.

граница между Землей и Космосом, так и Космосом и остальной вселенной остается обычно неопределенной.

Приложение № 3

Задание : из прочитанного текста выберите и подчеркните, что оказывает, на ваш взгляд, влияние на планету Земля?

Космос всегда влиял на жизнь человека, а человечество ещё много тысяч лет назад заинтересовалось космосом. Космос тесно связан с нашим прошлым, настоящим и будущим.

Люди научились определять стороны света по солнцу, звёздам, даже циклы луны научились использовать в своё благо. Люди живут на Земле, а на неё влияет множество разных космических тел.

Например, на землю очень сильно влияет Солнце. Солнечная активность, вспышки на нем, солнечный ветер создают на земле магнитные бури или такие красивые проявления как северное сияние. Солнечный свет содержит в своей основе опасное ультрафиолетовое излучение, от которого Земля защищена озоновым слоем — скоплением озона в верхних слоях атмосферы. Любая брешь в озоновом слое грозит живым организмам смертельными дозами ультрафиолета. Магнитные бури, периодически происходящие на Земле, также оказывают большое, хотя и не всегда ощутимое, влияние на нашу жизнь. Солнечный ветер — опасный поток ионизированных частиц — вступая во взаимодействие с магнитным полем земли, приводит к его колебаниям, которые некоторые из нас ощущают в виде недомогания и слабости. Смена времён года, вызванная вращением Земли вокруг Солнца, до неузнаваемости изменяет нашу биосферу: животные впадают в спячку, деревья сбрасывают листву, люди кутаются в пальто и болеют — всё это происходит оттого, что наша планета наклонена к плоскости своей орбиты.

Иногда прямо из космоса к Земле летят разные тела. Некоторые тела, которые поменьше, сгорают в земной атмосфере, оставляя на небе яркие полосы - это метеоры, а некоторые редкие тела – метеориты долетают до поверхности. За всю историю человечества, за многие тысячелетия люди не изучили и 5% ближайшего космоса.

Помимо их на нашу жизнь влияют Луна и более мелкие космические объекты, такие как астероиды, кометы. Метеориты и астероиды разной величины периодически падают на Землю, вызывая настоящие катастрофы в биосфере.

Наша планета — часть огромной Солнечной системы, которая, в свою очередь, расположена на краю одной из многочисленных галактик. Поэтому космос влияет на нашу с вами жизнь ежесекундно.

Приложение № 4

Проблемы, с которыми … ОВЗ учебник стр 63 последний абзац.

- Выписать проблемы и последствия

3. Тунгусский метеорит. ОВЗ г еофокус стр 63

Заполните пропуски в тексте и расскажите устно у доски всей группой.

«Если внимательно посмотреть на небо в августе ночью, можно увидеть падающие звезды. Это - ……………… Они представляют вспышки сгорающих ……………….. частиц в Атмосфере. Самый яркий метеор снят на пленку в Чехии в 1974г, по яркости он превосходит полную Луну в 10000 ………. Самый сильный ……………дождь был в 1966 на западе Северной Америке, в одну минуту вспыхивало до 2300 метеоров.

В космическом пространстве летят небольшие тела одни из камня, другие из железа, третьи из смеси того и другого. Попадая в Атмосферу Земли, они сгорают и разрушаются. При ударе крупных метеоритов о земную поверхность возникают метеоритные кратеры. Самый крупный из них обнаружен учеными на полуострове Таймыр в 1970 г. его диаметр 100 километров, а максимальная глубина 400 метров. Самый старый метеорит обнаружен в Австралии в 1978 его пылевые частицы древнее, чем Солнечная система.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди природных явлений, воздействующих на геологическую среду и географическую оболочку, немаловажную роль играют космические процессы. Они вызываются приходящей энергией и веществом падающих на Землю космических тел разного размера — метеоритов, астероидов и комет.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Наибольшее количество знаний о Вселенной и её влиянии на Землю люди получили в 20 веке, когда стали использовать самые современные способы изучения космоса (космические корабли, спутники и т.д.). Действие космоса изучено слабо.

Первый искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года.

Первый человек, который полетел в космос – Юрий Гагарин (12 апреля 1961 года).

Первый человек на Луне – Нил Олден Армстронг (начал свой полёт 16 июля 1969 года, а ступил на поверхность Луны – 20 июля 1969 года).

Виды космоса:

Ближний – Солнечная система.

Дальний – за пределами Солнечной системы.

Воздействие ближнего космоса.

Солнце притягивает Землю, тем самым упорядочивает её движение.

Земля получает от Солнца тепло и свет.

Солнце испускает потоки частиц, которые порождают на Земле магнитные бури.

Столкновение с небесными телами разной величины:


метеоритами - тела космического происхождения, упавшие на поверхность крупного небесного объекта.


Воздействие дальнего космоса.

Изучено меньше, чем ближнего космоса. Учёные выяснили, что Вселенная пронизана космическими лучами, но как они влияют на Землю, пока ещё не знают.


Луна и Земля

Луна – единственный естественный спутник Земли

Луна в 3,7 раза меньше Земли

Расстояние от Земли до Луны – 384 400 км, до Солнца - около 150 млн. км.

Время оборота Луны вокруг своей оси совпадает со временем её полного оборота вокруг Земли = 27 суток 7 часов 43 минуты.

Луна отражает солнечный свет, поэтому мы её видим (сама свет не излучает).

Так как Луна вращается вокруг Земли, то и освещается по-разному.

Фазы Луны – наблюдаемая с Земли освещённая поверхность Луны.

Выделяют основные лунные фазы: полнолуние (видна полная Луна), первая и последняя четверть (видим половину диска Луны), первая, вторая, третья и четвертая фазы Луны (видим месяц), новолуние (Луну мы не видим). Начинаем считать фазы с новолуния.


Действие Луны на Землю

Приливы и отливы (периодические колебания уровня суши и моря под действием притяжения Луны). Колебания суши мы не замечаем, так как горные породы с трудом поддаются лунному притяжению.



Гипотезы (предположения) происхождения Луны.

Она отделилась от Земли в результате столкновения с крупным космическим телом.

Земля захватила уже сформировавшуюся Луну и сделала её своим спутником.

Земля и Луна образовались совместно около 4,6 млрд. лет назад при формировании Солнечной системы из газопылевого облака, которое окружало Солнце.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научаться: организовывать собственную учебную деятельность; описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника –Луны.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, сеждения

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

Изучение нового материала

Показать влияние космоса на все процессы, протекающие на Земле

Образовательные
ресурсы

1.Земля и космос

Личностно значимая проблема

Какое воздействие на Землю и жизнь людей оказывает космос?

методы и формы
обучения

Методы: частично-поисковый, наглядный, практикум, контроль

Формы: индивидуальная, парная, групповая

Основные понятия

Ближний космос; дальний космос; приливы; отливы

Планируемые результаты

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научаться: организовывать собственную учебную деятельность; описывать воздействия на Землю ее единственного естественного спутника –Луны.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника, высказывать собственное мнение, сеждения

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока, дают определение понятиям; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; делают анализ и отбор информации для получения необходимого результата.

Коммуникативные: сотрудничают с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, учатся выражать свои мысли.

Регулятивные: ставят учебные цели и задачи урока; планируют свою деятельность под руководством учителя, оценивают работу одноклассников, работают в соответствии с поставленной задачей, сравнивают полученные результаты с ожидаемыми.

Развивают устойчивую познавательную мотивацию и интерес к изучаемой теме, формируют способности к самоопределению, развивают сопереживание, уважительное отношение к иному мнению

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Читайте также: