Вежливость конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Карабекова Айикат Фархадовна, воспитатель, МБДОУ д/с "Берёзка"
Цель: формировать элементарные правила вежливости; представление о хороших и плохих поступках; умение правильно оценивать себя и других; показать детям важную роль вежливых слов в жизни людей и побуждать детей употреблять в речи вежливые слова в различных ситуациях; развивать у детей коммуникативные качества.

Воспитатель: Дети стоят в кругу
Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, отзывчивым
Пусть доброе утро продлится до вечера!
(Дети присаживаются на места)

Воспитатель: Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть. Дети скажите мне, а кто такой вежливый человек? Как он выглядит? Как он говорит? Может он говорит волшебными словами?
Ответы детей

Воспитатель:Правильно вы говорите. Вежливый человек не забывает произносить слова приветствия при встрече. Так же он всегда прощается при расставании, извиняется, если причинил кому-то неудобства и благодарит за помощь. Всегда употребляет в речи волшебные слова.

Воспитатель: Какие волшебные слова вы знаете?
Ответы детей

Воспитатель: Молодцы, как мне приятно, что мои дети знают так много волшебных слов.

2. Филин в гости ждет лисицу,
Волка, дятла и куницу.
Скатерть белая накрыта
Всем – Приятного аппетита!

3. Стал прощаться с другом чиж:
- До свидания, милый стриж!
Завтра встретимся опять,
Чтобы вместе полетать

4. Котик с мячиком играл.
Вдруг в енота мяч попал.
Промяукал черный кот:
– Извини меня, енот!

5. Медведь в кусты забрался-
Спать мишенька собрался.
Кричит ему зайчишка:
- Спокойной ночи, мишка!

Какие вежливые слова вы услышали? А теперь скажите мне, как правильно нужно здороваться?
Ответы детей

Воспитатель: Нужно посмотреть в глаза, улыбнуться и произнести слова приветствия. Когда к вам обращаются вежливо, что вы испытываете?
Ответы детей

Воспитатель: Вам приятно, радостно. Если к вам обратились грубо, что вы чувствуете?
Ответы детей

Воспитатель:
Ребята, я предлагаю вам поиграть. Я буду называть поступки, а вы на своих местах, будете хлопать, если поступок хороший и топать ножками, если поступок плохой.
1. Обижать маленьких
2. Кричать, громко разговаривать
3. Здороваться при встрече
4. Садиться за стол грязным, неумытым
5. Быть всегда опрятным
6. Уступить место
Ну вот, наше занятие подошло к концу. А мы с вами продолжаем делать добрые дела каждый день и говорить друг другу вежливые слова.

Если будем вежливы каждый день и час, станет мир счастливее в миллионы раз.

Цель:Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим. Развивать способность выражать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников.

Закрепить знания о чайной посуде и способах сервировки стола к чаю.

Ход НОД :

Воспитатель: Ребята, мы с вами уже много раз говорили о вежливости, учились внимательно относиться друг к другу, ко взрослым. Оказывается и у игрушек тоже бывают уроки вежливости. Сегодня я приглашаю вас в Школу игрушек, на урок вежливости.

Утро в Школе игрушек начинается с необычной зарядки :ученики вспоминают вежливые слова. Будете им помогать?

Что нужно сказать, если обращаешься к кому- то с просьбой?

Какие слова приветствия вы знаете?

Что говорят друг другу на прощание?

Какие слова говорят перед сном?

Какие слова благодарности вы знаете?

Чего желают во время еды?

Что вы скажете, если вдруг обидели кого-то?

Молодцы!Отлично справились с заданием! Сейчас я познакомлю вас с Медведем, которому обучение в Школе игрушек дается нелегко. (достаю Медведя, говорю за него)

Я все могу: могу плясать и рисовать, и петь,

Могу стоять на голове, до Марса долететь,

Могу допрыгнуть до Луны, могу найти алмаз,

Могу я даже видеть сны, не закрывая глаз.

Могу я целый день не врать, могу. но не хочу!

Воспитатель: Вам понравился рассказ медведя?Хотите с ним дружить?Почему? Правильно, слушать хвастунов неприятно. Скромные люди не будут хвалиться!

Но Мишка не только хвастун. Послушайте :

Мишка злым сегодня был :

И сестренке нагрубил,

И уткнулся в книжку.

Как можно назвать такого Мишку? Правильно,грубиян. Давайте поможем Медведь стать вежливым? А что нужно делать, чтобы быть вежливым (ответы детей)

Воспитатель: А сейчас я расскажу, что произошло в одном детском саду. а вы подумайте и ответьте,как называют людей, которые поступают так, как девочка Маша?

Принесла сегодня Маша длинношеего жирафа.

Целый день с жирафом этим поиграть хотели дети.

Он бы был подъемным краном, угостился бы бананом.

Чтоб жирафик мог поспать, приготовили кровать.

Но взяла в охапку Маша длинношеего жирафа,

Утащила в уголок, чтоб никто отнять не мог.

Так как называют таких людей как Маша? А как бы вы поступили, ребята (ответы детей)

Воспитатель: Вежливые людт, вежливы во всем : не только в общении с людьми, но и правильно себя ведут за столом, в магазине, в транспорте.

( Предлагаю детям встать и выполнить задание : при перечислении вариантов поведения отметить хлопком в ладоши правильные)

Глотать большие куски

Ковырять в зубах пальцами

Класть в рот небольшие куски

Вытирать рот рукавом

Спешить во время еды

Выплевывать косточки на стол

Хорошо пережевывать пищу

Не говорить с полным ртом

Чистить зубы зубочисткой

Бросать салфетку на пол

Теперь, я думаю, Мишке все понятно. Давайте поможем ему правильно накрыть на стол.

Дети делятся на две команды и из приготовленных предметов (не все предметы подходящие0 пытаются правильно сервироваать стол к обеду или чаю.

После завершения, воспитатель подводит итоги игры, исправляет ошибки, объясняет,как сделать правильно.

Воспитатель: Игрушки сейчас будут пить чай, а нам пришло время прощаться со Школой игрушек.

Уроки вежливости в наше время в образовательных учреждения все чаще ставится акцент на необходимость формировать высокую воспитанность и культуру поведения.

Уроки вежливости и жизнь группы в стихах На заметку педагогам: В течение всего времени пребывания детей в детском саду очень удобно использовать речевки, небольшие стихотворения.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект НОД по развитию речи

старшая группа.

Цель : Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

Развивающие : развивать cвязную, интонационно выразительную речь; обогащать словарный запас; способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам;

Образовательные :систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная : воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

Здоровьесберегающая : осуществлять оздоровительно - профилактические действия.

1. Организационный момент.

Станем все скорее в круг,

Слева друг и справа друг.

Тому, кто справа – улыбнись,

Тому, кто слева – улыбнись,

Тому, кто справа – руку дай.

Тому, кто слева – руку дай.

И в центр круга ты шагай,

С друзьями вместе ты шагай.

Вернись обратно – улыбнись,

Теплом сердечка поделись!

Ребята! Давайте с вами друг другу улыбнёмся и поздороваемся.

- Добрый день! - тебе сказали, - Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали - теплоты и доброты.

А вы, ребята, знаете, какие сейчас прозвучали слова? Вежливые! Давайте с вами разберёмся, какие это слова и для чего они нужны.

2. Основная часть.

Во дворе, в семье, в саду слово это трудится, у того, кто с ним в ладу, все на свете сбудется.

(Для активизации мышления, для создания непринужденной обстановки)

А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми? – (ответы детей.)

Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой, быть внимательным, доброжелательным, помогать друг другим людям.

Что это за шорох? (выдержать паузу). По-моему, он доносится из вон того шкафчика (обнаруживаю в шкафу куклу Буратино). Ребята, у нас в группе гость.

Существует много волшебных слов, которые помогают нам общаться, поднимают настроение. Сегодня мы будем учиться правильно и вежливо обращаться друг к другу с просьбой.

-Давайте представим, что вы обращаетесь с просьбой к знакомому человеку. Как это лучше сделать? Как вы думаете? (ответы детей)

А теперь представим, что вам нужно обратиться к незнакомому человеку на улице, чтобы узнать, как найти магазин. Как вы думаете, как это сделать правильно? (ответы детей). Правильно.

Будьте добры …или Будьте любезны …или Если Вас не затруднит …или Помогите мне, пожалуйста.

-Представьте, что вам нужно обратиться к воспитателю, маме или другому взрослому, а он в это время разговаривает с кем-нибудь. Как это лучше сделать? Как вы думаете?

-Извините, пожалуйста, что перебиваю вас, можно к вам обратиться? - Извините, я вам не помешаю, можно задать вопрос?

-Думаю, что вы не забудете о нашем уроке вежливости и доставите окружающим радость от общения с вами.

По тропинке доброты вместе мы шагаем (маршируем, шагаем на месте),

И про добрые дела никогда не забываем (поклонились).

Всем всегда поможем дружно (взялись за руки),

Потому что это нужно (указательным пальцем показываем).

Добрым быть веселей (руки на пояс, наклоны в стороны),

Улыбнись нам поскорей (улыбаемся).

Мы в ладоши хлопаем (хлопаем в ладоши)

Раз, два, три,

На наши добрые дела, посмотри (руки в стороны)

Воспитатель : (вопросы для мозгового штурма) -Как можно узнать настроение человека? - Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? - Почему бывает грустно? - Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? - А если у твоего друга, мамы плохое настроение, как это заметишь? - Каким бывает лицо у такого человека? - Как вы можете поднять настроение? - Как можно вежливо спросить о причине плохого настроения? - Как вы узнаёте, что у человека хорошее настроение? Отчего оно бывает? - Как погода действует на настроение человека? - Если в доме гости, все веселые, праздник, а у тебя плохое настроение, будешь ли ты показывать его остальным? Как ты думаешь, их это огорчит?

- Давайте возьмём друг друга за руки и заглянем друг другу в глаза, скажем друг другу ласковые слова. Пусть у всех будет хорошее настроение. Каждый день, когда здороваетесь, улыбнитесь своему собеседнику, чтобы у всех было хорошее настроение.

Все мы дружные ребята. Мы ребята - дошколята.

Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем.

Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим.

Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло.

На каждом его лепестке живет какое-нибудь доброе слово. Мы с вами прочитаем эти слова и послушаем о них стихи.

-Добрый день! - тебе сказали. Добрый день! - ответил ты.

Как две ниточки связали теплоты и доброты.

-Здравствуйте! - ты скажешь человеку. Здравствуй! – улыбнется он в ответ.

И наверно, не пойдет в аптеку и здоровым будет много лет.

И мы припомнить не смогли бы, кому сказать и сколько раз…

Нам желают доброго пути – будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь только к доброму чему-нибудь.

Эти слова всем известны давно. Видишь, они и просты, и не новы,

Но я опять повторяю все равно : - Добрые люди, будьте здоровы!

3. Заключительная часть. Рефлексия.

-О каких особенных словах мы сегодня говорили?

-Почему эти слова очень важные?

Мне сегодня было очень приятно с вами беседовать. На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия для детей старшей группы

Речевое развитие: учить детей составлять небольшие рассказы по воображаемым рисунком; развивать объяснительную речь; стимулировать употреблять полными предложениями.

Художественная литература: учить детей внимательно слушать рассказ, понимать его содержание, формировать навыки и умения культуры поведения;

Познавательное развитие: учить придерживаться всех форм вежливости в разговоре; упражнять в умении обращаться с разными просьбами, предложениями к родным или знакомым людям, к детям группы, на улице или в общественных местах.

Словарь: обогащать словарь детей синонимами, активизировать в их употреблении; упражнять в подбирании слов противоположного содержания.

Развивать чувство удовольствия от результатов своей деятельности.

Расширять этический кругозор детей.

Воспитывать желание помогать.

Воспитатель: Тихо стало у нас в группе, слышно шелест страниц.

Это знакомые нам герои уже вышли из книг.

На столе у воспитателя появляются три маленьких зонтика.

- Что это такое? Невиданное-неслыханное чудо! Дети, кто это к нам пожаловал? (Ответы детей)

- Это к нам пришли три мудрых-премудрых Гномыча. Вот послушайте, какая история с ними приключилась.

Воспитатель выставляет на стол три маленьких гнома.

Едва я отворила дверь, как в нее влетели три зонта. Да что же это такое?! Hевиданное-неслыханное диво!

Зонты довольно ловко приземлились в старое кресло. И тут же объявились три мудрых-премудрых Гномыча.

А-а-а. Вот оно в чем дело!

- Уф. - сказали Гномычи.

И огляделись. Заметили на кухонном столе банку черничного варенья. И - даже не спросив у меня разрешения - начали есть его руками и большой ложкой, облизывая ее по очереди.

- Простите. - шепнула я, так как от удивления у меня пропал голос, Hо. так ведь нельзя! Откуда вы взялись? Мне кажется, вы жили-поживали до этих пор в волшебной сказке.

- От сказки до взаправды не так уж далеко! - ответил Гномычдедушка. (Тот самый, который с длинной седой бородой и в красном волшебном колпаке.)

- Тем более, когда попутный ветер. - прошамкал набитым ртом Гномыч-сын. (Тот, который с рыжими усами и в зеленом волшебном колпаке.)

- Что требовалось доказать. - хихикнул Гномыч-внук, сдергивая с головы ярко-синий волшебный колпак и вытирая им испачканные вареньем губы.

Тут гномы опрокинули банку с вареньем на мою любимую скатерть. И застучали по столу, как по барабану.

- Мы пить хотим! Дай нам скорее пить! - закричали они.

- Вот кран. - сердито сказала я. - Вот чашки. А мне не хочется - не нравится сидеть тут с вами.

- Почему? - удивились три мудрых-премудрых Гномыча.

- Потому что я до сей поры не видела таких невежливых гномов, - сказала я. Гномы зарыдали.

- В том и беда! Hесколько дней тому назад мы заразились. Мы заболели страшной болезнью - невежливостью.

- Да как же это с вами приключилось? - спросила я.

Хлюпая носами, перебивая друг друга, размахивая руками так, что посуда со стола летела на пол, - три Гномыча мне рассказали:

- Был на белом свете город. Все жители его болели ужасной болезнью -невежливостью.

При встрече они не здоровались друг с другом.

При расставании не говорили "до свидания" или "всего хорошего".

За столом болтали ногами и разговаривали с набитым ртом.

Сильные тут обижали слабых.

Взрослые ссорились, кричали друг на друга.

Дети никогда не уступали в автобусах или в трамваях место пожилым людям.

Короче, жители этого города вели себя так скверно, что вот-вот должны уж были все до одного однажды стать драконами. К счастью, про их беду проведали три мудрых-премудрых Гномыча.

Hе мешкая, гномы начали собираться в срочную сказочную командировку.

Они прихватили с собой три бадейки, наполненные голубой, серебряной-золотой водой из всех чудесных фонтанов и родников.

Затем мудрые-премудрые Гномычи перевернули свои волшебные колпаки задом наперед. И превратились в невидимок.

Подхватив бадейки с чудесной водой, каждый из гномов раскрыл свой зонтик. И полетели.

Прохожим-проезжим казалось, будто в облаках сами собой парят три зонтика и три бадейки.

Потому больные невежливостью горожане от удивления широко раскрыли рты и быстро-быстро начали моргать глазами. Тут невидимые гномы влили каждому в рот по три глотка волшебной воды. И каждого умыли. А когда жители Hевежливого Города закрыли наконец свои рты, они уже успели превратиться в сказочно вежливых и воспитанных людей.

С этих пор они при встречах здоровались друг с другом.

При расставании говорили: "всего хорошего вам" или "до свидания!".

За столом не болтали ногами. И никогда не разговаривали с набитым ртом.

Сильные тут защищали слабых.

Взрослые были добры и деликатны друг с другом. И с детьми.

Дети уступали в автобусах или в трамваях свое место пожилым людям.

И эта сказочная командировка кончилась бы очень и очень хорошо, если бы три мудрых-премудрых Гномыча сами вдруг не заразились ужасной, страшной болезнью - невежливостью.

Ой! Что тут стало! Ты и представить этого не можешь, дружок.

Hевидимые гномы без разрешения взяли у продавщицы тридцать пачек сливочного мороженого. Громко чмокая, съели его. И бросили на мостовую все обертки.

Они сорвали с большой городской клумбы все цветы.

Потом вдруг начали дразнить большую старую ворону. И бросили в нее все три бадейки, при этом облив ворону остатками голубойсеребряной-золотой воды.

- Карр! Карр! - прокаркала ворона, которая тотчас же стала сказочно вежливой птицей. - Бедные Гномычи! Вы заболели невежливостью. Карр. Если вы станете себя так вести, однажды вы превратитесь вдруг в драконов! Карр!

- Ой! - испугались Гномычи. - Что же нам делать?

Вот так Гномычи оказались в нашем детском саду.

- Непростое это дело: опять превратить гномов в сказочно вежливых. Для этого нам нужна волшебная палочка. Раз!

Появляется волшебная палочка.

- Мы готовы вам помочь и провести с вами несколько уроков вежливости. Но, пожалуйста, запомните: во время этих уроков вы должны быть сказочно внимательными, сказочно терпеливыми учениками, как дети нашей группы.

- Мы постараемся . - заверили гномы.

Воспитатель взмахивает волшебной палочкой.

Дети: Раз! Два! Три! Урок вежливости начнём!

Цель: учить употреблять вежливые слова.

Дети: Добрый день, хорошего здоровья, до свидания, добрый день, добрый вечер, привет, поздравляю, до встречи .

- Но еще существуют "вежливые слова". Вспомните их.

Дети: Пожалуйста, милости просим, прошу покорно, пожалуйста, сделайте милость, спасибо, прости и тому подобное.

- Как нужно проговаривать вежливые слова?

Дети: Нужно смотреть в глаза собеседнику и проговаривать слова тихо, нежно.

- А я предлагаю вам обратиться к словарю-справочнику.

В древности, когда хотели отблагодарить человека за добрые дела, говорили: "Спаси Вас Бог!"

"Спаси бог" превратилось в короткое "спасибо". Забывать это слово никогда нельзя. Есть даже поговорка " Своё спасибо не жалей!"

Давайте вместе с Гномычами выучим её.

- Я вижу, болезнь от вас отошла,

На Гномычев наших подействовала игра.

С нами вы вставайте,

Игру дружно начинайте!

Физкультминутка

«Мы веселые ребята, любим бегать и играть.

На слова «Лови! дети приседают, а ловец пытается дотронуться рукою до тех, кто не успел присесть.

Цель: учить подбирать синонимы и антонимы.

Дети делятся на группы, воспитатель предлагает подобрать синонимы к заданному слову, а потом подобрать антоним. За каждый правильный ответ группа одержует фишку. Выигрывает та группа, которая получила больше фишек.

Добрый – добродушный, сердечны, незлобный (злой);

воспитанный – культурный, галантный, деликатный, интеллигентный (невоспитанный, некультурный);

послушный – благонравная, покорный, подвластный, смирный (норовистый, непокорный, непослушный, избалованный);

весёлый – живой, подвижный, жизнерадостный, шуточный (грустный);

хороший – прекрасный, прехороший (плохой);

щёдрый – богатый, пышный, искренний (скупой, жадный).

- А теперь давайте попробуем обыграть небольшие рассказы по воображаемым рисункам.(Каждая группа получает тему рассказа и обговаривает её согласно плана).

1. Вы встретили человека пожилого возраста.

2. Вы встретили инвалида.

3. Вы встретили нищего.

4. Вы встретили ребёнка, который потерялся и плачет.

Рассказ каждой группы составляется по плану:

1. Подойдёте ли вы к этому человеку? Как именно?

2. Какие слова вы сразу скажите?

3. Что предложите?

4. Чем закончиться ваша встреча?

Рассказы детей

- Вы, дети, сказали красивые,

Хорошие, приятные, чудесные слова!

Тёплые слова эти, как солнце, яркое,

Ключ, который людские сердца открывает.

- Почему слова сравнивают с ключом, что открывает сердца? (Ответы детей).

- Как вы считаете, можно ли продать или купить добрые, вежливые слова?

Дети: Эти слова бесценны.

- Объясните почему. (Ответы детей).

- Вот и закончился наш первый урок вежливости. Наши друзья Гномычи благодарят вас.

- Как сделать, чтоб все на нашей планете были вежливыми? Может ли злой человек быть вежливым? Почему?

Читайте также: