Правонарушения и юридическая ответственность 9 класс конспект урока и презентация

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (779 кБ)

Цели и задачи урока:

1. Раскрыть сущность понятий “правонарушение” и “юридическая ответственность”.

2. Рассмотреть виды правонарушений и юридической ответственности.

3. Развивать умения: поиска и выделения информации в тексте; анализа с целью выделения признаков; отображение учебного материала в знаково-символической форме (составление схем и таблиц).

4. Способствовать формированию правового сознания и правовой культуры учащихся

Оборудование: раздаточные материалы, компьютер, проектор.

Новые понятия: правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

Ход урока

1. Актуализация знаний и постановка целей и задач урока

Учитель задаёт вопросы для повторения предыдущего материала (презентация, слайды 1, 2):

1) Расставьте нормативные документы в порядке возрастания их юридической силы;

2) Выделите элементы правоотношений в предложенных ситуациях

После анализа учеником последней ситуации (работник полиции задержал нарушителя общественного порядка) ученикам предлагается сравнить её с предыдущими и определить различие. Ученики отмечают, что в последней ситуации один из субъектов правоотношения совершил противоправное действие.

Учитель описывает следующую ситуацию: девятиклассник во время перемены завязал драку в коридоре, в ходе которой было разбито большое окно, и один из учеников поранил лицо осколками стекла.

Как вы думаете, каким будет наказание за этот поступок?

Выслушав ответы учащихся, учитель поясняет, что если бы на этот казус посмотрел юрист, то он, прежде всего, задал себе вопрос: а к каким видам правонарушений можно отнести данный поступок? Ведь именно от этого зависит и наказание.

Тема нашего занятия как раз и называется “Правонарушения и юридическая ответственность”. После этого занятия вы будете знать виды правонарушений; называть виды юридической ответственности.

Презентация, слайд 3

2. Изучение нового материала

1) Правонарушение и его виды

Учитель в ходе эвристической беседы с учащимися выделяет основные признаки правонарушения: противоправность, общественная опасность, виновность; просит учеников дать определение понятию правонарушение. Ученики, участвуя в беседе, формулируют определение правонарушения как виновного, противоправного, общественно опасного деяния.

(презентация, слайд 4).

Учитель характеризует два вида правонарушений с помощью схемы “Виды правонарушений” (презентация, слайд 5). В ходе беседы с учащимися выявляются различия между проступком и преступлением.

Ученики получают задание: составить схему “Преступление”, используя извлечения из Уголовного кодекса Российской Федерации” (приложение 1).

1 апреля П. решил подшутить над своим приятелем С.: он позвонил и сказал, что на даче С. Вспыхнул пожар. У С. закружилась голова. Падая, он сильно ударился головой и попал в больницу с сотрясением мозга.

Гражданин Р., управлявший своим автомобилем в нетрезвом состоянии, стал виновником ДТП, в котором пострадали люди.

2) Юридическая ответственность

Древние говорили: “Каково твоё деяние, таково и воздаяние” (презентация, слайд 7).

Ученики отвечают на вопросы: “Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним?”

В ходе беседы с учениками делается вывод о том, что строгость наказания должна зависеть от тяжести правонарушения, формулируется определение: “Юридическая ответственность – это ответственность перед законом, выраженная в форме наказания”.

Затем предлагается определить, какие формы ответственности выделяет законодательство и каковы особенности наказания в каждой из них.

Ученикам даётся задание – в мини-группе рассмотреть на основе текста один из видов юридической ответственности, определить особенности оснований для её возникновения, виды наказания, устанавливаемого в соответствии с данным видом ответственности

Результаты своей деятельности группа должна представить в виде таблицы.

(презентация, слайд 8).

В процессе выступления каждой группы учащиеся заполняют общую таблицу.

(презентация, слайд 9)

3. Закрепление нового материала

Учитель предлагает вернуться к ситуации, предложенной в начале урока и ответить на вопрос: “Какие виды юридической ответственности возможны в этом случае?” Ученики, отвечая на вопрос, выделяют возможность наступления административной ответственности (нарушение правил поведения в общественном месте), дисциплинарной (нарушил правила поведения учащихся в школе); гражданской (причинил вред школьному имуществу) и уголовной (причинён вред здоровью другого человека).

4. Подведение итогов урока

Ученики оценку своей работе на уроке и работе в мини-группе, вместе с учителем выставляются отметки за урок.

Домашнее задание

Параграф 10, эссе по теме: “Что есть право и в чём состоит правонарушение, это должен определить закон” (латинское изречение)

Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе

- расширить и углубить представления учащихся о правонарушении как юридическом понятии;

- познакомить учащихся с особенностями юридической ответственности;

- развивать умения учащихся применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

- продолжать воспитание правовой культуры.

I. Изучение нового материала.

Здравствуйте, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с хорошим настроением начнем урок.

(Постановка целей урока вместе с учащимися)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (слушаются ответы)

Учитель: поведение человека в обществе с точки зрения права может быть правомерным, т.е. соответствовать нормам права или противоправным, т. е. нарушающим правовые нормы. Противоправное поведение является опасным и совершаемые в его рамках поступки называют правонарушениями.

Но не любой поступок можно назвать правонарушением, а только тот, который имеет ряд признаков.

2. Деяние (действие или бездействие)

3. Причинение вреда

4. Наличие вины (неосторожность и умысел)

Т.о. правонарушение – виновно совершенное антиобщественное противоправное деяние, за которое предусмотрено наказание, определенное законом.

1. Преступление – виновно-совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.

2. Проступок – отличается меньшей степенью вреда.

"Каково твоё деяние, таково и воздаяние", - говорили древние.

Вопрос: "Как вы думаете, что они имели в виду?"

(речь идет об ответственности за правонарушения).

Одним из средств борьбы с правонарушениями с целью обеспечения правомерного поведения является юридическая ответственность.

Вопрос: а как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки?

Уголовная ответственность с 16 лет, а по ст.20, п.2 УК РФ – с 14 лет. (работа со статьей 20 УК РФ)

Вопрос: за какие преступления уголовная ответственность наступает с 14 лет?

Юридическая ответственность – применение мер государственного принуждения за совершенное правонарушение, т.е. это ответственность перед законом, перед судом, выражена в форме наказания.

Вопрос: как вы думаете, от чего зависит строгость наказания?

Строгость наказания зависит от характера правонарушения.

Но и наказание бывает разным, значит и ответственность делится на несколько видов.

Виды юридической ответственности:

1. Уголовная (за преступление, УК РФ, осуществляется только по приговору суда: лишение свободы, конфискация имущества) Причем, уголовная ответственность наступает не только за совершение преступления, но и за приготовление к преступлению, покушение на преступление, соучастие в преступлении.

Давайте разберем ситуации:

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Выстрел прогремел из двух стволов. Страшная сила отбросила молодое, полное жизни тело, и Эдуард Вишнев упал, как подкошенный колос, все еще сжимая в руке два белых цветочка. Последний подарок, который он хотел сделать любимой.

Нет, это не умещается в нашем сознании: в наши дни на окраине большого индустриального города обезумевшая от ненависти личность зверски убивает цветущую молодую жизнь…

В этой ситуации мы видим совершение преступления, но я вам предлагаю другую ситуацию

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

Одноклассники договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и, обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в тот момент, когда компьютер уже был перевязан, в кабинете появились полицейские. Их успел вызвать сторож, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника – под окнами. Ничего украдено не было, но уголовная ответственность наступила после возбуждения уголовного дела.

Определите, какая из причин наступления уголовной ответственности описана?

11 августа в 9 часов вечера я собралась на танцы. Со мной были Люба и Надя Кирилловы, мои одноклассницы. В 21 час 30 минут мы за клубом распили три бутылки вина, после чего пришли на танцы. В перерыве мы вышли в парк, где встретили Ольгу Ковалеву. Я начала ее бить кулаками по лицу. После всего этого вернулись на танцы, но никак не могли успокоиться, вызвали в парк Таню Васильеву. Мы ее избили, нанося удары кулаками по лицу, разорвали ей костюм… По окончании танцев мы встретили на улице Татьяну К., к которой беспричинно придрались и избили.

2. Административная (за проступок, КоАП РФ: штраф, лишение специальных прав)

3. Дисциплинарная (за проступок, ТК РФ: замечание, выговор, увольнение)

4. Материальная (за проступок, ТК РФ: возмещение ущерба)

5. Гражданская (за проступок, ГК РФ: компенсационный характер наказания – возмещение вреда, восстановление нарушенных имущественных и личных неимущественных прав)

Презумпция (от лат. предположение ) невиновности – принцип, согласно которому каждый обвиняемы считается невиновным, пока его вина не будет доказана судом.

II. Закрепление изученного материала.

Задание № 1. Определите, к каким видам правонарушений относится деяние и какая ответственность последует: (фронтальный опрос) НА СЛАЙДЕ

1. Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора (административный проступок).

2. Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова (административные проступок).

3. Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья (гражданские проступок).

4. Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики (уголовное преступление).

5. Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей (административный проступок).

Задание № 2. О каких видах юридической ответственности идет речь? (работа в группах)

1. Этот вид ответственности был установлен судом. Иного порядка ее установления, кроме судебного, законом не предусмотрено. (уголовная)

2. Ответственность за данный проступок была установлена органами ГАИ, наложившими на нарушителя штраф в размере трех минимальных окладов. (административная)

3. Этот вид ответственности всегда имеет имущественный характер. На этот раз суд потребовал возмещения нанесенного материального и морального ущерба. (гражданская)

4. Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего. (дисциплинарная)

III. Подведение итогов.

Т.о. что мы сегодня нового узнали на уроке?

IV. § 10, стр.93, зад.№ 1, 2.

И напоследок . интересные факты из судебной практики.

Англия. Начиная с XII века для мужчин противозаконным поведением считается бить жену после 9 часов вечера.

Запрещается сажать и парковать летающие тарелки в виноградниках по всей территории Франции.

Канада. Подниматься на борт летящего самолета запрещено законом.

США. Пассажирам запрещается выходить из самолета во время полета.

Передвижение на моторной лодке по городским улицам считается правонарушением.

США (штат Колорадо). В ходе свадебной церемонии противозаконным считается бросать туфли в жениха и невесту.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Правонарушения и юридическая ответственность

Правонарушение – противоправное поведение (деяние) гражданина или должностного лица, злоупотребляющего властью, служебным поведением.

общественный вред деяние виновные противоправность действие бездействие умысел неосторожность

1. Преступление - признается виновно совершенно общественно опасно деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания. 2. Проступок - виновно, общественно опасное, противоправное деяние. От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности(вредности).

Классифицируйте указанные противоправные деяния на проступки и преступления грабеж торговля с рук в неустановленных местах кража невыполнение договора неоплаченный проезд в транспорте вымогательство повреждение телефона-автомата мошенничество

Определите ситуации в качестве проступка или преступления Дмитрий Сонин, 20 лет, торопясь в зоомагазин, перебежал улицу перед близко идущим транспортом, хотя в 20 метрах находился подземный переход. Десятиклассник Сергей шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое подвыпивших ребят, Вадим и Игорь. Они начали оскорблять его, жестоко избили и нанесли ему несколько ножевых ранений, затем скрылись в неизвестном направлении.

Юридическая ответственность - это ответственность пред законом, перед судом. Выражается она в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения, государство его наказывает: штрафует, обязывает возместить причинённый ущерб, лишает свободы Строгость наказания зависит от характера правонарушения. *

Виды юридической ответственности ВидыХарактеристикаНаказание УголовнаяЗа преступлениеАрест, лишение свободы, конфискация имущества АдминистративнаяЗа нарушение в сферах государственного управления и общественного порядкаАдминистративные работы, штраф, краткосрочный арест до 15 суток ДисциплинарнаяЗа нарушение в сфере служебных отношенийВыговор, понижение, увольнение Материальная За нанесение имущественного ущербаВозмещение ущерба ГражданскаяЗа нарушения имущественных правВозмещение ущерба, принудительное восстановление

К гражданско-правовой — частично с 15, полностью с 18 лет; К дисциплинарной - с 16 лет; К административной - с 16 лет; К уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, - с 14 лет.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими. Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Выберите ситуации, за которые наступает уголовная ответственность Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один направил ружье на другого и нажал курок. Неожиданно для обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло. На перемене подросток зашел в раздевалку и забрал понравившуюся чужую меховую шапку. Подростки курили в школьном туалете. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору школы и сообщил, что в школе заложена бомба. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

Презентация урока обществознания

Для изучения темы "Правонарушения и юридическая ответственность" целесообразно выделить 2 часа. Презентация содержит материал, раскрывающий понятие и признаки правонарушения, виды правонарушений и др. Для более полного и прочного усвоения материала используются схемы и таблицы. В ходе урока проводится закрепление материала - обучающиеся анализируют ситуации и дают им правовую характеристику.Презентация урока "Правонарушения и юридическая ответственность" 9 класс обществознание по учебнику Боголюбова Л.Н.

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Тема: Право. Тема урока: Правонарушения и юридическая ответственность. Обществознание 9 класс Гудзишевская Н.В. МБОУ СШ № 1 Г.Вилючинск

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

План: 1. Правонарушение и его признаки. 2. Виды правонарушений. 3. Юридическая ответственность. 4. Виды юридической ответственности. 5. Презумпция невиновности.

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

деяние Правонарушение – общественно на опасное(вредное), социальные ценности, противоправное, наказуемое или бездействие). посягающее (действие

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Признаки правонарушения. Краткая характеристика Признак Противоправ­ ность Обществен­ ная вредность Виновность нарушение требований закона • действующего правового (норм действующего права) • юридическая оценка поведения людей с т.зр. права • вредные последствия могут быть связаны людей, причинением вреда их здоровью или повреждением имущества • осознанно­волевой противоправного деяния со смертью характер

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

 правонарушение предполагает связь с волей и сознанием людей  нарушение малолетними или душевнобольными людьми (т.е. не способными понимать значимость своих поступков) правовых норм нельзя считать правонару­ шением. ? Проанализируйте фотографию. Какие правонарушения на ней зафиксированы? Кто в данной ситуации будет нести ответствен­ ность за правонарушения?

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Умысел Косвенный Прямой • правонарушитель предвидит общественно опасные последствия своего деяния • желает его наступления характер • правонарушитель осоз­ нает общественно опас­ ный своего деяния, предвидит вред­ ные последствия • наступления не желает их

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Неосторожность Самонадеянность • субъект предвидит нас­ тупление вредных пос­ ледствий своего деяния, но легкомысленно рассчи­ тывает их избежать Небрежность • лицо не предвидит возможность наступления общественно опасных по­ следствий своих деяний, хотя могло и должно было их предвидеть

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

2. Виды правонарушений. ? Вспомните и назовите известные вам чем различие между ними? правонарушения. В

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Преступление: • высшая степень общественной опасности Правонарушения • меньшая степень общественной опасности Административ­ • посягают на отдельные стороны правопорядка ные безбилетный в • нарушение правил дорожного движения • проезд общественном транспорте • нарушение правил противопожарной бе­зопасности • мелкое хищение Гражданско­ правовые: • связаны с наруше­ нием имущественных или личных неиму­ щественных прав лю­ дей и их объеди­ нений Дисциплинар­ ные: • прогулы • опоздания на рабо­ ту • невыполнение тру­ довых обязанностей

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

3. Юридическая ответственность. Юридическая ответственность — это применение мер государственного принуждения к нарушителю совершение противоправного деяния. за

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Юридическая ответственность ­ одна из форм социаль­ной ответственности. Ее особенности:  всегда бездействие) оценивает прошлое (действие или  устанавливается за нарушение правовых требований, а не за их выполнение.

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Вид ответ­ ственности Вид право­ нарушения Уголовная Преступле­ ние Администра тивная Администра тивное Нормы пра­ ва, регламен­ тирующие ответствен­ ность УК РФ Кодекс РФ об админис­ тративных правонару­ шениях Форма ответ­ ственности • лишение сво­ боды • конфискация имущества и др • предупрежде­ ние • штарф • конфискация • специальных прав лишение

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Дисципли­ нарная материаль­ ная Дисципли­ нарные и Трудовой Кодекс РФ Гражданс­ кая Граждан­ ские Граждан­ ский Ко­ декс РФ из исключение • замечание • выговор • увольнение • учебного заведения • возмещение мате­ риального ущерба • возмещение вреда • восстановление на­ рушенных имущест­ венных и личных не­ имущественных прав

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

5. Презумпция невиновности. Презумпция невиновности (от лат. praesumptio — предположение), в праве положение, которому обвиняемый не считается виновным, пока его в установленном законом порядке. доказана согласно вина не будет

Презентация урока обществознания "Правонарушения и юридическая ответственность" ( 9 класс, обществознание)

Презентация урока обществознания

Презумпция невиновности Никто не может быть признан виновным, кроме как по приговору суда Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность Все сомнения толкуются только в пользу обвиняемого

Читайте также: