Вежливость как часть жизни конспект

Обновлено: 07.07.2024

Оформление: плака ты с определениями вежливости и пог оворками:

Сильный телом поб едит любого, а сильный умом – тыс ячи.

Ничто не обходит ся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.

Истинная вежлив ость заключается в благожелательном от ношении к людям.

Таким человеком м ожно назвать каждого? ( Ответы детей)

Как думаете вы, о чём сег одня будем говорить? Как ая те ма для нашег о

Правильно! Ве жливость как часть нашей жизни! Без неё очень трудно жит ь и

В толковом с ловаре под р едакцией С. Ожегова с казано, что это человек,

С рождения ребёнка учат законам жизни, нормам совместн ого проживания .

Каждый должен з нать, как вести себя в общественных местах, транспорте,

как общаться со знакомыми люд ьми и вес ти разговор с незнакомцем, когда

Да, надо быть вежливым со вс еми! Как это? (О тветы дете й)

Это просто! Надо и спользовать слова, о т которых буде т всем прия тно. От

Какие волшеб ные слова употр ебляем мы в разных ситуац иях? ( Ответы детей)

На доске с лова стихотворения, которое вслух читает учитель:

А) Задания для детей: составить пр авила поведения и з ащитить их, используя

Давайте повторим волшебные с лова! Кто больше их знает?

Назвать их будьт е любез ны – эти слова всем полез ны!

Здравствуйте, до свидания, пожалуйст а, спасибо, извини те, бу дьте

любезны, бу дьте добры, счастлив ого пути, в добрый путь.

Очень приятно с лышать так ие добрые слова! С ними легко общаться с

людьми. Именно эт и слова даря т доброту и чуде сное отношение др уг к

другу. Они как солнце в каждом из нас и освещают наш ми р своим с ветом и

дают те пло в любых отношениях в нашей жиз ни. Пусть жела ние согр еть всех

Что узнали сег одня вы? Зачем нужна вежлив ость в жиз ни? Хотите вы быть

Быть вежливым – это быть добрым, культурным. Добро никогда не де лает

зла. Оно несёт нам положител ьное, хорошее , полезное. До бреть – значит

Научно практиче ский журнал № 7. З авуч нача льной школы. 2008 г.

Конспект клас сного часа актуален и буде т полезен для мног их дете й. Научить

вежливости - совместная з адача школы и р одителей. Начинать этот процесс

надо как можно ра ньше и следить за своими словами и правильными

Воспитание ве жливости – это важная составляю щая личности каждого

человека. Это с редство для доброго отн ошения к окружающим людям.

Вежливость необ ходима для общения с людьми и ми ром. Это условие для

выстраивания личности р ебёнка, которое помогает в повседневн ой борьбе

за лучшее в жизни. Отноше ние к вежли вости всег да говорит о культур е

человека и понима нии на уровне эмоций того, что все хотят уважения к себе

1 Будите ребёнка спокойно. Пр оснувшис ь, он должен вашу улыбку и

ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоря йте

Пожелайте удачи, подбодрит е, найдит е несколько ласко вых слов. У нег о

3 Встречай те ребёнка из школы спокойн о, не обрушивайте на него тыс ячу

вопросов, дайте расслабитьс я (вспомните , как вы себ я чувствуете после

тяжёлого рабочего дня, после много часового об щения с люд ьми). Если же

ребёнок черес чур возбуждён, если жаж дет поделитьс я чем – то, не

отмахивайтесь, не откладывайт е на потом, выслушайте, это не займ ёт много

4 Если вид ите, что ребёнок огорчё н, но молчит, не допытыв айтесь. Пуст ь

5 Лучшее время для домашних заня тий с р ебёнком с 15 до 17 часов – первая

смена, с 9 до 11 часов – вторая смена. Занятия вечерами бесполезны, ведь

6 Не зас тавляйте делать все задания в один прис ест. Это должно заним ать не

больше 15 – 20 минут времени, и только после 20 минутного отдыха мо жно

7 Во время занятий с ребёнком необходим ы: спокойный то н, поддержка

8 В общении с ребёнком стар айтесь из бегать условий: «Если ты сде лаешь,

9 Будьте вним ательны к жалобам ребёнка на г оловную боль, ус талость,

плохое настрое ние и с остояние. Чаще вс его это объективны е показате ли

10 Учтите, что все дети любят сказ ку перед сном, пес енку, ласковые слова.

Всё это успокаивае т их, помогает с нять напря жение, спокой но уснуть.

Старайтес ь не вспоминать перед сном о неприятнос тях.

никто не бес покоит, ког да он хочет поб ыть один. Надо прид авать значение и

Красный цвет . Возбуждает, бодрит, делает человека с мелей. Однако

агресс ивного ребёнка может спровоцир овать на бунт, капр изы, нер возность.

Основная цель проведения: объяснить детям, что значит культурный человек. Показать, что вежливость - неотъемлемая часть жизни.

ВложениеРазмер
vezhlivost_kak_chast_zhizni.docx 12.89 КБ

Предварительный просмотр:

Автор – составитель: Тотмянина И.В

Временной интервал: 30 мин

Категория участников : 11-16 лет

Основная цель проведения: объяснить детям, что значит культурный человек. Показать, что вежливость - неотъемлемая часть жизни.

Форма проведения: беседа

В толковом словаре под редакцией С. Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек вежливый, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

С рождения семья учит ребёнка законам жизни, законам совместного проживания. Вы должны знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте.

2. Знакомство с темой.

Сегодня мы с вами поговорим о вежливости и о том, какую роль она играет в жизни.

Как же стать вежливым?(высказывания детей). Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами , от которых становится теплее, радостнее на душе.

3. Творческая работа в группах .

Составить правила поведения:

Давайте повторим волшебные слова (говорим). Эти слова в разговоре полезны, с ними легко общаться с людьми. Есть солнце большое, оно на небе, а есть солнце маленькое. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит природу, любит людей, а эта любовь и желание помочь согревает нас самих подобно солнцу. Вежливый человек неотделим от добра. А добро означает всё положительное, хорошее, полезное. Вежливый человек всегда поможет в трудную минуту, простит вам ошибку и поможет стать лучше.

5. Заключительная часть.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ КАК НЕОТЪЕМЛИМАЯ ЧАСТЬ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Стресс, одна из главенствующих проблем в современном обществе, но при этом нет единого мнения, о его роли в жизни человека. Простому обывателю навязывается стереотип единой причины неприятностей челов.


Беседа на тему: "Здоровый образ жизни"

Цель: закрепление знаний и умений обучающихся по соблюдению личной гигиены, познакомить обучающихся с принципами здорового образа жизни, формировать убеждения о необходимости сохранения личного здоров.


Основы компьютерной грамотности сегодня — неотъемлемая часть жизни

В наш прогрессирующий век компьютерная грамотность важна для каждого человека. Большинство рабочих мест требуют знание компьютера. А таких мест становится все больше с каждым днем. Зная, как работать .

Открытая беседа. "Правила вежливости".

Воспитывать вежливое отношение к окружающим людям.Научить правильно , употреблять слова вежливости.

Ход беседы:1.Что такое семейная традиция?Традиция – правило поведения, события, регулярно повторяющиеся.2.Почему в каждой семье должны быть свои традиции?3.Какие традиции должны быть в каж.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Беседа

Цель: объяснить детям, что значит культурный человек. Показать, что вежливость -неотъемлемая часть жизни.

1.Вступительное слово.

В толковом словаре под редакцией С. Ожегова сказано, что воспитанный человек-это человек вежливый, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Возможно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

С рождения семья учит ребёнка законам жизни, законам совместного проживания. Вы должны знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте.

2. Знакомство с темой.

Сегодня мы с вами поговорим о вежливости и о том, какую роль она играет в жизни.

Как же стать вежливым?(высказывания детей). Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами , от которых становится теплее, радостнее на душе.

3. Творческая работа в группах.

Составить правила поведения:

Давайте повторим волшебные слова (говорим). Эти слова в разговоре полезны, с ними легко общаться с людьми. Есть солнце большое, оно на небе, а есть солнце маленькое. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек любит природу, любит людей, а эта любовь и желание помочь согревает нас самих подобно солнцу. Вежливый человек неотделим от добра. А добро означает всё положительное, хорошее, полезное. Вежливый человек всегда поможет в трудную минуту, простит вам ошибку и поможет стать лучше.

5. Заключительная часть.

Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.

воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное

отношение к людям; развивать познавательный интерес, расширить кругозор детей.

Словарная работа: вежливость, доброта, вежливые слова

Ход занятия

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

Пусть улыбка и хорошее настроение будут на занятие вашими помощниками.

Сегодня у нас будет необычное занятие, вот чему оно посвящено, вы мне скажете сами. Мы отправимся в волшебную страну.

Здесь люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, заботятся друг о друге.

А еще в этой стране люди любят делать друг другу подарки.

-Кто из вас любит получать подарки? Почему?

-А вам самим нравится делать подарки другим людям?

-Что вы испытываете, когда дарите что-то другому человеку? (Чувство радости, удовлетворения оттого, что ты сделал другому человеку приятно.)

-Подарки, сюрпризы приятно получать близким людям: маме, папе, другу, подруге. А испытываете ли вы чувство радости, удовлетворения, когда дарите подарки не родным людям, а знакомым?

- А как без подарков могут люди делать приятное друг другу?

-Вы помните с какого слова я начала сегодняшнее занятие? (Доброе утро.)

-Приятно ли вам было услышать его? Почему?

- Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, знакомым приятного

настроения, чтобы весь день у них был радостным, светлым, добрым.

Солнышко ясное встало.

-Кричу я прохожим,

На утро похожим.

Но если, проснешься,

-А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Друзья, все ровно.

- Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, нужно все равно говорить:

А какие еще слова вам приятно слышать от других людей?

(Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь в добрый час, доброе утро, спасибо, всего хорошего, спокойной ночи.)

.- Чувствуете, как стало теплее и уютнее от этих слов в группе?

Откуда взялось это слово? Давайте узнаем.

В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:

(Что прощаемся не на долго и рады будем увидеть вас снова).

- А как называются все эти слова? (Вежливые).

- Может, кто - то догадался, как называется наша страна? (ВЕЖЛИВОСТЬ).

Поднимите, пожалуйста, руки!

Будьте добры, похлопайте!

Тихо сядьте, пожалуйста! Молодцы.

(Еще раз повторяется физкультминутка, только в роли ведущего будет

ребенок по желанию)

- Кто понял, о каких подарках шла речь в самом начале занятия? (о вежливых словах)

Ребята, скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи? (вежливым, воспитанным, культурным)

А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком по имени

Обещал отцу Петрусь:

- Я за вежливость возьмусь :

Буду всех благодарить.

Вот мальчишка со стараньем

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет:

- С добрым утром, дед Федот!-

Дед ругнул его спросонок:

Вот Петрусь догнал Яринку

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Ярина, стой,

Я здороваюсь с тобой!-

Та отпрянула в сторонку.

Как невежливая девчонка.

Нес вожатый горку книг,

А Петро с ограды - прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

- Ты, вожатый закричал,-

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он!

Какие вежливые слова произносил Петрусь? (Доброе утро, извините, добрый

Можно ли назвать Петруся вежливым, ведь он употреблял в своей речи

вежливые слова? (Нет. Поступки его были не красивые, не правильные.)

Чтобы Вы посоветовали Петрусю? (он должен извинится, знать где и как

употреблять вежливые слова)

Значит для того, чтобы быть вежливым, достаточно ли употреблять в своей

- Как их нужно употреблять? (правильно, нужно сначала подумать - уместны

твои слова, нужны ли они в данной ситуации, а потом только говорить и что -

1. У Вити день рождения. Он принёс угощение, а дети у него отобрали и кричат: Ещё, ещё….

- А как надо? (Надо было подождать пока Витя угостит и сказать спасибо.)

- Не так! (Надо было поздороваться.)

- Так, так! (Когда входишь и видишь, что дети едят нужно пожелать приятного аппетита.)

- Не так! (Надо говорить дайте, пожалуйста, шоколадку.)

- Не так! (Надо сказать спасибо большое.)

Ко мне бежит огромный Гусь.

Ото Гусь - ручной,

Но у гуся свирепый вид-

Он угрожающе шипит.

Он головой кивнул в ответ.

Что хотел сделать Гусь? (Ущипнуть мальчика]

Почему он мальчика не тронул? (мальчик с ним поздоровался. >

Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (нет)

Так как же Гусь понял, что мальчик с ним поздоровался? (по приветливому

взгляду, доброй улыбке).

Ребята, значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, искренне,

добрым взглядом, то их понимают не только люди, но и животные.

Не даром, наверно, в народе говорят, что вежливое слово и кошке приятно.

Я вам сегодня хочу открыть еще один маленький секрет. Вы знаете, что нашу землю освещает большое солнце. Оно где (на небе). Это солнце светит каждый день, согревая нас своим теплом. Но оказывается, что бывает еще и маленькое солнышко.

Может быть, вы можете предположить, где оно находиться?

- Оно, ребята, светит в каждом из нас. Это маленькое солнце своим теплом согревает людей, которые находятся вокруг нас, делая их добрее. Это солнышко вызывает у нас стремление помогать больным, несчастным, жалеть того кого обидели.

И если человек смог зажечь внутри себя это солнце, то он никогда не причинит зло другому человеку. Что же это за солнышко, которое есть в каждом из нас?

Правильно, это ДОБРОТА!

Так без чего не может быть вежливого человека? (без доброты)

-Вежливости открываются все двери.

-Если доброта, как солнце светит, радуется и взрослые и дети.

-От худого слова, навек ссора.

- Доброе слова лечит, а худое калечит (разбор пословицы) Как вы это понимаете? (хорошое слово может поднять настроение, а плохое может расстроить человека и он будет переживать)

-Поэтому, прежде чем что-то сказать нужно подумать: не обидят ли ваши слова?

Кто из вас, проснувшись бодро,

Кто из вас, скажите, братцы,

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит как рыба

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?

Спасибо – говорят, когда хотят поблагодарить

Пожалуйста – когда просят о чём–нибудь

Очень приятно –говорят при знакомстве

Простите – когда хотят извиниться

До свидания – когда прощаются

- Как можно по-другому попрощаться (до встречи, всего хорошего, прощайте, всего доброго, пока).

Здравствуйте – когда приветствуем друг друга

- Как можно ещё поприветствовать (добрый день, добрый вечер).

- Что мы желаем человеку этим словом? (здоровья).

- Спокойно ночи – желают когда ложатся спать.

Приятного аппетита – желают когда кто – то кушает.

Посмотрите, а что это? (сердце)

Итог. О каких понятиях мы говорили сегодня?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение.

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись.

- И закончить сегодняшнее занятие мне хотелось бы такими строками:

Как много на свете полезных,

Красивых и ласковых слов.

Пожалуйста, только будь вежлив.

Ведь это основа - основ.

А вежливым быть очень просто :

Будь добрым - обычный совет,

Не важно, какого ты роста

И сколько тебе уже лет.

Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.

Мальчик и дедушка, рукопожатие

Что такое вежливость

Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.

Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.

Зачем нужна вежливость

Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:

  • помогает соблюдать границы общения с людьми, т. е. не задавать лишних/ неуместных вопросов, уважать личное пространство других;
  • позволяет достичь внутренней гармонии с самим собой, не испытывать внутренней агрессии, злобы, зависти;
  • помогает стать примером для других, образцом для подражания, т. е. вызывать уважение у собеседников, чувство гордости у родственников;
  • позволяет сохранить человечность даже в экстренных ситуациях, заставляет думать не только о себе, но и заботиться об окружающих;
  • пополняет запас положительных эмоций, которые благоприятно влияют на состояние здоровья, внешность (продлевает молодость).

Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.

Правила вежливости

Коллеги жмут руку друг другу

Основные правила вежливости:

    ;
  • прощаться при расставании;
  • интересоваться жизнью других людей;
  • просить прощение за провинность;
  • не перебивать оппонента;
  • не переходить на крик в беседе;
  • не толкаться в очереди или общественном транспорте;
  • уступать место старшим;
  • не кричать знакомому на расстоянии;
  • не затрагивать темы, неприятные собеседнику.

Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.

Формы вежливости

Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:

  • деликатность;
  • галантность;
  • вежливость;
  • обходительность;
  • любезность.

мужчина открывает дверь в машине

Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.

Виды вежливости

Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:

Официальная

Ритуально-обрядовая

Бытовая (обиходная) вежливость

В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.

Неофициальная или дружеская

Безличная

Речевой этикет и вежливость

По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.

Шепчет на ухо

Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:

Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.

Основные правила речевого этикета:

  • уважительно относиться к собеседнику;
  • не давать личностную оценку оппоненту, тем более отрицательную;
  • проявлять скромность в общении, не навязывать субъективное мнение;
  • не использовать ненормативную лексику;
  • не оскорблять, не унижать собеседника.

Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.

Почему важно быть вежливым человеком

Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:

Мужчина разводит руками

Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.

Почему вежливость важна для устойчивых отношений?

Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.

Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:

Thank you

Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).

Как стать вежливым

Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.

Основные правила, как быть вежливым:

У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.

Читайте также: