Великие старцы оптиной пустыни опк 7 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Суета современности, гонка за материальным благополучием, потеря духовного ориентира вынуждают человека искать истину бытия в жизни предыдущих поколений. Мир потребления не в силах заглушить внутреннюю тягу личности к духовной целостности.

Как и в прежние времена, сегодня Господь не оставляет людей, не позволяет по свойственной нам греховности отпасть от Истины. Он помогает нам познать Правду через братьев, которые подвигами отречения от грехов, дьявольских искушений сыскали живительную Божью благодать. Даруют ее всем ищущим помощи, даже окончив собственный жизненный путь.

Интерес современников вызывают подвижники благочестия — оптинские старцы, помогавшие людям восстановить жизненный стержень, свернуть с широкого пути своеволия, индивидуализма на узкую тропу духовности, жертвенности, кротости, ведущую в Царство Бога. Почему старцы — оптинские? Всё просто — место их обитания называлось как прежде, так и по сей день Оптина пустынь.

История Оптиной пустыни

В живописном месте Калужской области, в четырёх километрах от города Козельска, у опушки соснового бора расположился мужской монастырь. От мирской суеты его отделяют спокойные воды реки Жиздра. Археологические раскопки свидетельствуют, что жизнь в данной местности существовала в далёком 1213 году. Подлинная дата появления монастыря неизвестна. В древних книгах 1629 года впервые упоминается эта территория, как Макарьевская Оптина пустынь.

Существуют три версии возникновения обители. Каждая основана на тех или иных скудных сведениях, добытых из древних книг, либо дошедших до современников преданий.


Версия первая

Князь Владимир Храбрый возглавлял русское войско, защищавшее Московское княжество от Орды и литовских захватчиков в восьмидесятых годах XII века. Рождённый на сороковой день после смерти отца, Владимир с детских лет трепетно относился к Божьему промыслу событий собственной жизни. В зрелые годы питал уважение к монахам, их образу жизни. Покончив с ратными подвигами основал монастырь на берегу реки Жиздра. Есть мнение, что обитель построили наследники князя, повинуясь его предсмертному желанию.

Версия вторая

В семидесятых годах XIV в месте, где сейчас располагается святыня, проходил путь, соединяющий местных жителей с Козельским княжеством. Дорога шла через лес, в котором промышляли разбойники. Самым жестоким из них был грабитель по имени Опта.

Версия третья

В период правления Бориса Годунова — девяностые года XV века, пустующая местность близ Козельска царским разрешениям была отдана монахам и монахиням, желающим жить отдельно от мирского люда. Отшельники выстроили обитель, разделив её на две части — мужскую и женскую половины. Проживающих в одном месте монахов и монахинь в прежние времена называли оптины. Так появилось название Оптина пустынь.

Каково бы ни было истинное происхождение пристанища стяжателей Божьей благодати, неизменно одно — житие Оптинских старцев учит людей духовности, благочестию, состраданию, жизни в гармонии с волей Бога. Наставления святых отцов актуальны и в наши дни.

Кто такие Оптинские старцы

Духовная жизнь — нелегкий процесс. Иные люди считают, что достаточно соблюдать Божьи заповеди, чтобы душа пребывала в благости. Но чтить эти наставления можно по-разному. Одно дело сознательно ограничивать себя в желаниях, страстях, искушениях, другое — ощущать в ограничениях радость жизни, великий дар свыше, возможность приблизиться ко Спасителю.

Законы Правды не в насильственном воздействии на личность, а во внутренней потребности к Истине. Такие духовные правила и раскрывали простым людям Оптинские старцы. Каждый из них приходился духовным руководителем сотням мирян, обращавшихся за советом, помощью, поддержкой.

Житие Оптинских старцев — наглядный пример превосходства духовности над физическими потребностями. Быт монахов был прост, пища однообразна. Молитва, труд, помощь ближним — составляли единственную потребность обитателей обители.


Цвет монашества Оптины пришелся на тридцатые годы XVIII века. В этот период наставником обители был иеросхимонах Антоний. Под руководством старцев находились иноки — послушники и молодые монахи, жившие в монастыре. Принимали мирян игумен Моисей, старцы Лев, Макарий, Амвросий.

Не только личный приём вели преподобные отцы. Многие нуждающиеся в совете, наставлении не могли прибыть в пустынь. Мешки писем поступали в Оптину. И каждое не оставалось без внимания. Как удавалось монахам проникнуть в каждую судьбу, найти для человека нужное слово — одному Богу известно. Для старцев не существовало мелочей. Они понимали — всё в жизни имеет цену и последствия.

Старец Лев

Ярким пример монашеского подвига, служения ближним продемонстрировал собственной жизнью старец Лев Оптинский.


Решение посвятить себя Богу зрело в его сердце с юности. Родившись 24 октября 1768 года в бедной семье, с юных лет Лев Наголкин трудился работником у купца в городе Болхове Орловской губернии. Видя усердие, расторопность, добродетельную жизнь Льва, хозяин предложил ему жениться на своей дочери. Имея иные жизненные планы будущий старец отказался от выгодного предложения.

В Оптину пустынь Лев поступил в 28 лет. Служба у купца пошла молодому человеку на пользу — он хорошо знал как жизнь дворянства, так и быт простого народа, изучил территорию почти всей России, разбирался в военной и морской службе.

Знания пригодились отцу Льву как духовному наставнику. Так как в его помощи нуждались люди в разных краях России — ему пришлось сменить много обителей. Где бы он ни жил — везде его знали как смиренного слугу Божьего, проявившего к ближним необычайное человеколюбие.

Пошатнувшееся на исходе седьмого десятка лет здоровье вынудило его прекратить разъезды. Старец вернулся в Оптину пустынь. Там и застал его выпускник Тамбовской духовной семинарии Александр Гренков — будущий Амвросий Оптинский .

Старец Амвросий

Саша Гренков родился 23 ноября 1812 года в многодетной семье пономаря Михаила и его жены Марфы, живших в селе Большая Липовица Тамбовской губернии. У супругов было восемь детей — четыре сына и четыре дочки. Саша стал шестым ребёнком. Перед его рождением отец Михаила, будучи священником села, принимал много гостей. Так как в доме и перед ним толпился народ, Марфу перевели в баню. Там и родился Саша.


Наутро, тайно от всех он бежал в Оптину. Не стал даже получать разрешения епархиального руководства, необходимого в те времена для выпускников духовных семинарий. Шёл октябрь 1839 года.

В обители молодого человека встретил старец Лев Оптинский . Он искренне полюбил послушника Сашу, уладил формальности с начальством, и до скончания своих дней был духовным наставником Александра.

В 1842 году старец Лев скончался. Через год инок Александр был пострижен в монахи и наречен Амвросием.

Имея слабое здоровье отец Амвросий редко покидал обитель. В последние годы жизни по личному желанию переселился в келью у границы монастыря. Там проводил дни в молитве, по мере сил принимал посетителей. Отличался старец Амвросий Оптинский прозорливостью в сочетании с рассудительностью. Его наставления передавались людьми из поколения в поколение. И в наши дни высказывания святых отцов актуальны.

Изречения и поучения Оптинских старцев

Наставляя своих духовных детей, Оптинские старцы подарили нам возможность услышать их мудрость в сохранившихся изречениях. Каждый человек найдёт в высказываниях святых отцов нечто близкое собственному сердцу, жизненной ситуации, мыслям.

Наставления старца Льва

Поучения старца Амвросия

Иисусова молитва

В завершении остановимся на ассоциируемой с привилегией Оптинских старцев молитвой. Иное ее название — Иисусова молитва.


Православные люди знают текст этой молитвы. Ежедневное обращение к Спасителю с просьбой о милости — знак осознания личной греховности, веры в спасение собственной души силой милостивого Бога. Иные люди предают молитве особый, тайный смысл. Некоторые полагают, что читая молитву можно впасть в прелесть — поддаться искушению выдающихся возможностей. Потому избегают её прочтения.

В действительности же — это пустые суеверия. Молитва — есть общение с Богом. Суть духовного подвига не в словах, а в кротости, смирении, помощи ближним, веры во всемогущество Бога. Иисусова молитва — не заклинание, а покаянное прошение избавления от грехов.

Мифы об исихазме

В контексте Оптинских старцев история Иисусовой молитвы связана с аскетическими практиками, иначе именуемыми, как исихазм. Неверно их мистикой. Исихазм — есть спокойное, покаянное освобождение от греховности. Не только действий, но и мыслей. Оптинские старцы практиковали умную молитву достигнув возможности в тишине собственной души уединенно общаться с Господом. Слова молитвы не произносились вслух, а словно протекали духовной мыслью, направленной к Богу.

История Оптинских старцев свидетельствует о стремлении наших предков к православной жизни, истинной вере, общению с Господом. Помогая людям они верили, что такая возможность — не что иное, как дарованная Богом Правда. Потому и по сей день сила старцев помогает людям найти спокойствие, покаяние, умиротворение души.

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Оптина пустынь – известный старинный монастырь в Российской глубинке. Обитель расположена в Калужской области.

Многие историки относят начало основания Оптиной пустыни к XV веку.

За время существования обители в ней просияло 14 Оптинских Старцев, ныне причисленных к лику святых. В 1923 году богоборцы закрыли обитель. Монастырь стоит на берегу реки Жиздры.

В центре находится главный храм монастыря — Введенский собор.

Вокруг собора крестообразно расположены церкви, на севере — церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 году из старой трапезной.

На юге — Казанская церковь построенная в 1811 году.

На востоке — Владимирская.

За монастырской рощей расположен скит, в котором происходят круглосуточные богослужения.

Это домик где принимал и жил Амвросий Оптинский.

Рядом со скитом находится колодец Амвросию Оптинскому.

Не далеко от врат Оптиной пустыни находится колодец и купальня Пафнутию Боровскому.

Ещё в Оптиной пустыне есть часовня где похоронены три насельника обители: иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт.

Не далеко от Оптиной пустыни находится монастырь Шамордино. Основали этот монастырь Амвросий Оптинский и св. София.

В Шамордино главный храм – Казанский.

В этом храме многие иконы вышиты бисером, а вышивают их сёстры монастыря.

Русский язык. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по руссому языку за курс основной школы. 9 класс. Изд. 9-е. Дрофа. М.2005г.

Эпиграф: “Вошел я к Старцу одним, вышел – другим”. (Н.В.Гоголь)

Ход урока.

II Подготовка к восприятию нового материала.

Беседа по заранее прочитанному (в качестве домашнего задания) тексту №8 “Исповедь” из сборника экзаменационных изложений для 9 класса по следующим вопросам:

  • Таинство – священное действие, через которое Спасительное Сила Божия тайным образом действует на человека.
  • Таинство исповеди и покаяния – врачевание от духовных болезней и грехов, когда человек невидимо предстоящему Богу при посредстве священника исповедует свои грехи.
  • Духовник – священник, у которого исповедуются и получают духовные советы.

И завершающее задание – прокомментировать последнее предложение текста.

“Но вдруг мне пришла счастливая мысль: завтра утром чем свет идти или ехать в монастырь к духовнику и снова исповедаться, – и я успокоился.”

III Объяснение нового материала.

1. Рассказ об Оптиной Пустыни и старце Амвросии.

К концу XIX в. в России было более 1000 монастырей и около 100000 храмов. Оптина Пустынь – один из древнейших русских монастырей. Расположен он в живописной местности на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Земли обители пожертвовали Романовы по воцарении и строили ее сами подвижники “по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой”.

При Петре I из-за своей малочисленности Пустынь была упразднена, но 1727 г. ее вновь открыли. В конце XVIII в. митрополит Московский и Калужский Платон принял меры для восстановления в ней “общежительной жизни”. При митрополите Филарете Киевском началось духовное возрождение Пустыни. Она больше чем памятник архитектуры, культуры и истории. Это место где сообщество людей приблизилось к идеалу христианских отношений. Духовный расцвет Оптиной связан с именами ее великих старцев.

Старчество – это особое благодатное дарование. Сам Бог призывает на это служение тех, кто имеет сострадательную жертвенную любовь; тех, кто чужие горести и падения воспринимает как свои собственные. Старцы – христианские пророки-утешители. Они “направляют души ко спасению и врачуют их от страстей”. Именно сюда, в Оптину, приезжали многие представители русской культуры: В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь, П.А. Вяземский, Ф.М. Достоевский, Ф.И. Тютчев, И.С. Тургенев, П.И. Чайковский, Н.Г. Рубинштейн, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин и многие другие.

Гоголь пишет следующее: “Нигде я не видел таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Самые служки меня поразили светлой ласковостью ангелов, лучезарной простотой обхождения; самые работники в монастыре, самые крестьяне и жители окрестностей. За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь ее благоуханье; все становиться приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше”.

Знаменитый монастырь стал реальным воплощением Святой Руси, центром подлинно христианского опыта и просвещения в России, и опыт старцев неотъемлемым элементом входит в духовную традицию русской культуры.

После Октябрьского переворота специальным декретом монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Обитель была разорена и разграблена.

Прошли годы, приближался великий юбилей – 1000-летий крещения Руси. 17 ноября 1998 г. Оптина Пустынь была возвращена Русской Православной Церкви. В год Тысячелетия произошло прославление преподобного Амвросия и причисление к лику святых Собора преподобных отцев и Старцев Оптинских.

Великий Оптинский старец Иеросхимонах Амвросий (в миру Александр Гренков) родился в 1812 г. в селе Большая Липовица Тамбовской губернии.

По окончании духовного училища и духовной семинарии был домашним учителем, а затем – преподавателем духовного училища в Липецке.

Еще в семинарии он заболел и дал обед стать монахом. Но только в 1839 г. по совету одного старца пришел в монастырь. В 1842 г. Александр был пострижен в Оптиной Пустыни с именем Амвросий, и через два года рукоположен в иеромонаха.

Продолжим словарную работу:

преподобные – святые из монахов, праведные люди;
иереи –священники, совершающие богослужения и таинства;
схима – высший этап в принятии монашества.

Рассудительность и прозорливость в отце Амвросии совмещались с удивительной материнской нежностью сердца, благодаря которой он умел облегчить самое тяжелое горе и утешить самую скорбную душу. Молва о старце, обладающем даром чудотворения, распространилось по всей России. И тысячи людей потянулись в Оптину к отцу Амвросию, ища духовной помощи. Несколько раз старец принимал Л.Н. Толстого. “Этот отец – святой. Я просто побеседовал с ним, и мне уже стало легче на душе. Когда говоришь с такими людьми, чувствуешь себя ближе к Богу” – вот отзыв великого писателя о старце.

Следует сказать, что отец Амвросий был тяжело болен. Врачи говорили, что если бы это был обыкновенный человек, то жизни ему оставалось не более полугода. Он прожил в таком состоянии более 30 лет.

С утра до поздней ночи с небольшими перерывами на обед и отдых принимал он посетителей. В краткие минуты отдыха батюшка прочитывал одну или две басни Крылова – ему нравились их народный язык, меткость и остроумие. Он и сам иногда высказывал в шутливом тоне заключенные в рифмованную форму, но духовно глубокие мысли и наставления. Вот некоторые из них:

“Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного”;
“Жить – не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение”;
“Кто уступает, тот больше приобретает”;
“Скука – унынию внука, а лени – дочь”;
“Мы должны жить на Земле так, как колесо вертится: только чуть одной точкой касается Земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы как заляжем на Землю, и встать не можем”;
Самооправдание – большой грех. Самооправдание и обвинение других, правильное и неправильное, не успокаивает, а лишь более возмущает дух наш”.

Скончался преподобный старец в 1891 г. День памяти отмечается 10 (23) октября. Святые мощи его ныне почитают в возрожденной Свято – Введенской Оптиной Пустыни.

2. Работа по тексту “Письма…”.

Чтение “Письма…” вслух. Выявление уровня восприятия.

Письмо, послание – эпистолярный жанр, возникший в древней Греции, широко представлен в литературе светской и духовной. Так всем хорошо известны Послания Апостолов. В русской литературе известны эпистолярные рассказы (“Ванька” А.П. Чехов), повести (“Бедные люди” Ф.М. Достоевский). Лирические стихи в форме послания есть у Пушкина и Лермонтова. С. Есенин написал в стихах “Письмо к матери” и “Письмо деду”.

  1. Наличие адресата и адресанта.
  2. Своеобразная композиция.
  3. Обращение к лицу или группе лиц.
  4. Обсуждения важных для адресанта и адресата проблем.
  5. Ярко выраженная публицистичность и эмоциональность.

Письмо старца Амвросия обращено к “превосходительной NN”.

  1. Человек должен жить по заповедям.
  2. В духовной жизни человек должен иметь наставника.
  3. Главное дело нашего исправления и спасения зависит от нас самих.
  4. Все дела без смирения (а слово “смирение” этимологически связано со словом “мера”) бесполезны. Нравственная христианская свобода заключается не в своеволии, а в самоограничении.

Давайте прочитаем молитву Оптинских старцев текст молитвы оформлен как раздаточный материал. Следует обратить внимание на такие слова: “Руководи моею волею и научи меня: верить, надеяться, терпеть, прощать и любить”. Это и есть самые главные нравственные качества человека.

IV Подведение итогов.

Подводя итоги, мы с вами должны сказать о традициях и новаторстве в “Письме…”. Произведение отражает те традиции духовной литературы, которые вошли в русскую литературу, придав ей общечеловеческую значимость. Новаторство заключается в том, что в XIX в. старцы Оптинские возродили дело духовного воспитания человека вне идеологий и времени и доказали примером своей жизни, что “чистый идеальный христианин – дело не отвлеченное, а образно реальное”.

Духовная санатория многих израненных душ.
П.Флоренский

Иногда и много говорится, а слушать нечего, а в другое время и одно услышишь слово, и оно останется на всю жизнь в памяти.
Преподобный Антоний

I. Вступительное слово учителя

В конце 1980-х годов в России вновь стали появляться монастыри. Они возникали не на пустом месте, а возрождались после шестидесяти–семидесятилетнего перерыва.

С первых веков христианства на Руси монастыри стали центром просвещения, распространения письменности, монахи вели летописи, собирали медицинские, агрономические и другие полезные знания. В XIX веке Свято-Введенская Оптина пустынь не просто привлекла внимание, а стала судьбой многих известных людей. Наша задача: понять, чем отличалась она от остальных 1025 православных монастырей, существовавших к 1917 году, какую роль сыграла в жизни таких писателей, как Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой.

II. Основная часть

Судьба испытывала Оптину пустынь не раз. Через столетие после своего основания она вместе с городом Козельском пережила жестокое время литовского разорения. Но уже с 1630 года обитель оправилась от набега иноземных поработителей, и вновь собралось в ней небольшое братство.

В 1724 году Пётр I приказал закрыть Оптину пустынь. Через два года она была восстановлена указом императрицы Екатерины I. Период процветания Оптиной пустыни начинается с конца XVIII века. В 1821 году при Оптиной пустыни был построен скит, а вскоре на его территории возводится Иоанно-Предтеченский собор.

Своим расцветом Оптина обязана старчеству.

Начало старчества в Оптиной пустыни относится ко времени переселения в неё преподобного Льва в 1839 году. Это был человек, опытный в духовно-аскетической жизни, обладающий даром рассуждения, твёрдый и смелый. Старчество укрепилось благодаря деятельности преподобного Макария и продолжало процветать при преподобном Амвросии и последующих их великих преемниках.

Стол справок. Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий, в миру Александр, родился в 1812 году в семье пономаря Михаила Гренкова. В юности, будучи учеником Тамбовской духовной семинарии, он тяжело заболел и дал обет в случае выздоровления уйти в монастырь. Но живой, общительный юноша не торопился его исполнять. Новые несчастья со здоровьем подействовали вразумляюще — в 1839 году он поступил во Введенскую Оптину пустынь Калужской губернии в послушники к знаменитому старцу Льву (Наголкину). У него он учился опыту великих святых древности. В 1845 году началась новая тяжёлая болезнь, ставшая крестом преподобного Амвросия до конца жизни. Вскоре он начал помогать старцу Макарию как духовник: начал принимать посетителей, участвовать в издательской деятельности обители. После кончины старца иеросхимонаха Макария в 1860 году преподобный Амвросий стал духовным наставником братии.

В 1919 году монастырь преобразовали в сельхозартель, но богослужения всё же продолжались. Прекратились они в 1923 году, когда в монастыре обосновался музей, но в 1928 году был закрыт и он. Оптиной пустыни не стало.

Впоследствии на её территории поочерёдно размещались Козельский концентрационный лагерь НКВД СССР, исправительная колония, воинская часть, интернат, а в 1987 году — СПТУ сельскохозяйственного профиля.

17 ноября 1987 года Оптину пустынь передали церкви. Монастырь выглядел так, будто пережил тяжёлую осаду, штурм и длительное пребывание неприятеля: полуобвалившиеся стены, разрушенные башни, кучи мусора на территории. 3 июня 1988 года в монастыре освятили первый престол. К нашему времени монастырь полностью восстановлен, паломники могут приезжать на эту святую землю. Что же они могут увидеть?

2. Описание монастыря (заранее подготовленный ученик в роли экскурсовода).

1) Главный храм обители — собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Северный придел освящён в честь преподобного Амвросия.

2) Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери — это храм-усыпальница семи оптинских старцев: Льва, Макария, Иллариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова). Храм восстановлен на месте существовавшего здесь и не сохранившегося больничного храма, построенного в 1809–1811 годах при игумене Авраамии и значительно расширенного в 1853 году при архимандрите Моисее.

3) Храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Построен в 1805–1811 годах при игумене Авраамии. Храм имеет три престола. Центральный — во имя Казанской иконы Божией Матери. Южный — в честь воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Северный — во имя святых мучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата. После закрытия монастыря богослужения продолжались только в этом храме до 1923 года. Последняя литургия была совершена преподобным Никоном (Беляевым). Храм восстанавливался с 1994 по 1996 год.

4) Сердцем Оптиной пустыни, местом, где бился пульс её жизни, откуда исходила та благодатная сила, которая освящала жизнь насельников монастыря, был знаменитый оптинский Иоанно-Предтеченский скит.

(На фоне музыки Рахманинова звучат стихотворения старца схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова), в начале XX века — начальника Оптинского скита.)

Наследие веков — тенистый бор
По сторонам её раскинулся дремучий:
В нём тишина, безмолвию простор,
Свобода полная для чувств святых и дум;
Лишь слышен там порой деревьев шум,
Когда вершины их колеблет ветр летучий.
Ясней здесь небеса и чище их лазурь.
Мирской ярем неся и скорбный совершая
Средь мрака и стремнин тернистый жизни путь,
Сподобился я видеть отблеск рая.

Исчезнет без следов твоя печаль,
И ты увидишь, полный изумленья,
Иной страны сияющую даль,
Страны живых, страны обетованья.

Дух монастыря помогут понять писатели, которым пришлось искать уединения, утешения в Оптиной.

3. Гоголь и Оптина пустынь. Из письма Николая Васильевича гр. А.П. Толстому от 10 июля 1850 года: ". За несколько вёрст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание: всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше”.

В следующий свой приезд в Оптину пустынь в июне 1851 года Гоголь не застал в живых своего друга. Братия рассказала писателю о кончине о. Порфирия и отвела на кладбище, где ещё чернел свежий могильный холм.

Последний, третий раз Гоголь был в Оптиной пустыни 23–25 сентября 1851 года. В это посещение он беседовал с о. Макарием не один раз, так как верил, что это поможет восстановить силы и обрести утраченное душевное равновесие.

Задание 1 (по группам). Прочитайте характеристику о. Порфирия, данную Гоголем; ответьте на вопрос: "Созвучны ли слова Гоголя теме урока?”; обоснуйте своё мнение.

". У меня в монастыре есть человек, которого я очень люблю. Некто Григорьев (Григоров), дворянин, который был прежде офицером, а теперь сделался усердным и благочестивым монахом и говорит, что никогда в свете не был так счастлив, как в монастыре. Он славный человек и настоящий христианин: душа его такая детская, светлая, прозрачная! Он вовсе не пасмурный монах, бегающий от людей, не любящий беседы. Нет, он, напротив того, любит всех людей, как братьев; он всегда весел, всегда снисходителен. Это высшая степень совершенства, до которой только может дойти истинный христианин. Покуда человек ещё не выработался, не совершенно воспитал себя, хотя он и стремится к совершенству. Таковы все монахи в Пустыни: отец Моисей, отец Антоний, отец Макарий; такой и мой друг Григорьев (Григоров)”.

4. Достоевский и Оптина пустынь.

Задание 2 (по группам):

2) В чём, по мнению Б.Зайцева, "состояла необычайность” о. иеросхимонаха Амвросия?

3) Зачем поехал Достоевский в Оптину и что приобрёл там?

И отец Сергий, и старец Зосима в прошлом были офицерами. Но жизненный путь привёл их в монастырь, и каждый из них стал поддержкой и спасением для других людей.

И чем больше грехов человек совершал, тем больше любви и внимания к нему было, например, от старца Зосимы.

Вчитываемся в очерк Бориса Зайцева и отмечаем, что очень многие черты иеросхимонаха Амвросия отражены в образе старца Зосимы.

Зайцев находит необычайность старца Амвросия в его кажущейся обыденности. Но толпится народ, но верит в его целительные способности. Почему? Душа старца светлая и нежная; он пережил много болезней, но не озлобился. Принимая всех, помогал, никого не выделяя, понимал каждого, зная, как и чем утешить, находил особенное слово. Б.Зайцев подчёркивает прозорливость отца Амвросия, который "иногда читал письма, не вскрывая их, и диктовал ответы”.

И к такому человеку Анна Григорьевна, жена Ф.М. Достоевского, уговорила философа Соловьёва увезти писателя в Оптину пустынь. Это был год, когда глубокое потрясение произошло в душе Фёдора Михайловича: тяжело заболел и впоследствии умер его любимый трёхлетний сын. Причём Достоевский стал винить себя в его смерти из-за болезни, которой страдал сам и которая передавалась по наследству, — эпилепсии.

Зайцев назвал этот роман даром русской литературе. Как же связано его появление с путешествием в Оптину пустынь?

Именно в этом романе описал Достоевский состояние гармонии, о которой мечтал всю жизнь и которая снизошла теперь на его героя Алёшу Карамазова "в мистическом озарении, заливая светом все противоречия, все бездны”. Это произошло благодаря воздействию на душу простора, святости, величия и в то же время простоты Оптиной пустыни. В своей статье Б.Зайцев подчеркнул, что жизнь Достоевского "кончилась вместе с писанием”. Значит, всё, что мог, он уже сказал.

Задание 3. Прочитать (по группам) отрывки из бесед и поучений старца Зосимы (кн. 6, гл. 3, д, е, ж, з) и подумать, как эти строки соотносятся с темой урока и эпиграфом 2. Какое слово может запомниться на всю жизнь?

Данное задание видоизменялось уже на самом уроке. При подготовке к нему мною были выписаны цитаты, предполагаемые ответы учеников. Во время урока стало понятно, что появились не только совпадения, но и отличия. Это оказалось более интересным: дети отнеслись к заданию серьёзно и стали искать в поучениях старца Зосимы советы, более необходимые и важные в их возрасте. Вот что сообща мы нашли и отметили.

Нечто об иноке русском и о возможном значении его.

Основная мысль этой беседы — цель жизни человека, которая заключается, по мнению старца Зосимы, в служении человечеству. Старец упрекает людей в неправильном понимании свободы как стремлении приумножить материальные блага, отвергнув духовный мир. Важно не просто получить свободу, но и уметь ею пользоваться, не предаваться зависти, плотоугодию, чванству. Старец предостерегает людей от будущего, от последствий такой жизни. "Вещей накопили больше, а радостей стало меньше”. Удивительно современны и следующие слова Зосимы: "От народа спасение Руси”. "Народ верит по-нашему, а неверующий деятель у нас в России ничего не сделает, даже будь он искренен сердцем и умом гениален”.

Нечто о господах и слугах и о том, возможно ли господам и слугам стать взаимно по духу братьями.

Рассказывая историю встречи со своим бывшим денщиком Афанасием, старец Зосима утверждает равенство всех людей, независимо от происхождения, чинов, обеспеченности. Нет того, кто бы преобладал над другим, считает отец Зосима. "Лишь в человеческом духовном достоинстве равенство, и сие поймут лишь у нас”; "И неужели сие мечта, чтобы под конец человек находил свои радости лишь в подвигах просвещения и милосердия, а не в радостях жестоких, как ныне, — в объедении, блуде, чванстве, хвастовстве и завистливом превышении одного над другим?”

О молитве, о любви и соприкосновении мирам иным.

Старец Зосима говорит о важности молитвы, о том, что любовь — чувство, правящее миром, помогающее выжить, преодолеть трудности. "Любите человека и во грехе его. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Деток любите особенно. ” Настоящая любовь — это редкость, её надо распознать, заслужить. "Братья, любовь — учительница, но нужно уметь её приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работою и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок”.

Проповеди старца Зосимы ещё раз убеждают в том, что прежде всего во всех бедах человек должен обвинить себя, оценить ситуацию критически. И тогда-то можно будет лучше понять её и найти выход, спастись. "Одно тут спасение себе: возьми себя и сделай себя же ответчиком за весь грех людской. Друг, да ведь это и вправду так, ибо чуть только делаешь себя за всё и за всех ответчиком искренно, то тотчас же увидишь, что оно так и есть в самом деле и что ты-то и есть за всех виноват. А скидывая свою же лень и своё бессилие на людей, кончишь тем, что гордости сатанинской приобщишься и на Бога возропщешь”.

Можно ли быть судиёю себе подобных? О вере до конца.

Многие безапелляционно могут ответить на вопрос, вынесенный в заглавие беседы, — "Нет!”. Но, к сожалению, в жизни всё происходит наоборот. Судят люди друг друга, да ещё как! Обсуждают одежду, внешность, поступки, слова и забывают о том, что, совершая какие-либо действия, тоже вызывают недоумение. И старец Зосима считает не лишним обратиться в беседе к одной из заповедей Христа: "Помни особенно, что не можешь ничьим судиёю быти”. Оптинский старец подсказывает, что не следует совершать и добрых поступков ради похвалы, напоказ: "Награды же никогда не ищи, ибо и без того уже велика тебе награда на сей земле: духовная радость твоя, которую лишь праведный обретает”.

"Не бойся ни знатных, ни сильных, но будь премудр и всегда благолепен. Знай меру, знай сроки, научись сему”, — говорит Зосима, и эти слова можно принять как девиз жизни. Они напоминают человеку, что он должен всегда быть самим собой, стремиться к мудрости, к самосовершенствованию.

Впервые Лев Николаевич побывал в Оптиной подростком на похоронах своей тётки и опекунши А.Н. Остен-Сакен, которая состояла в переписке с отцом Леонидом.

Первая встреча великого писателя с великим старцем Амвросием состоялась в 1877 году, когда Толстой вместе с Н.Н. Страховым посетил Оптину пустынь. Толстой, по его собственному признанию, почувствовал духовную чистоту и мудрость Амвросия, его святость.

В 1881 году Толстой посетил Оптину, переодевшись в крестьянское платье. Его сопровождали слуга Сергей Арбузов и яснополянский учитель Дмитрий Фёдорович. Арбузов сообщает слова Толстого: "Этот о. Амвросий совсем святой человек. Поговорил с ним, и как-то легко и отрадно стало у меня на душе. Вот когда с таким человеком говоришь, то чувствуешь близость Бога”. В дневнике Толстого мы можем прочитать: "Ищите совершенства, но не отдаляйтесь от Церкви”. Отношение к старцу — "бедный”. В 1890 году состоялась следующая встреча писателя со старцем. Амвросий рассказывал: "При входе в мою келью я благословил его, и он поцеловал мне руку. А когда стал прощаться, то, чтобы избежать благословения, поцеловал меня в щёку. Горд очень”. В августе 1896 года Толстой заезжал в Козельский монастырь, повидав проживавшую монахиней в Шамординской пустыни свою сестру Марию Николаевну.

28 октября 1910 года Толстой покинул Ясную Поляну, к вечеру был в Козельске, добрался до монастыря, переночевал в гостинице, утром уехал к сестре в Шамордино. Но в скит так и не пошёл.

III. Подведение итогов

В 1929 году Б.Зайцев, поражённый картиной монастырского запустения, писал: "Место, где бывал Гоголь, куда приезжали Соловьёв и Достоевский, где жил Леонтьев и куда наведывался сам Толстой, ушло на дно таинственного озера — до времени”.

В 1989 году журналист К.Михайлов назвал возрождение Оптиной экспериментом. И тоже прозвучало: "Временно?”.

Хоть и риторически звучит последний вопрос, но ответить на него хочется. Почему же, несмотря на столько потрясений, Оптина пустынь возрождается вновь и вновь? И приходят, и приезжают сюда люди, не перестающие восхищаться тем, как монахи выводят Оптину пустынь из забвения, жаждущие исцелить свою душу. Автор первого эпиграфа Павел Флоренский называет монастырь духовным санаторием.

Стол справок. Санаторий — стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха (Словарь С.И. Ожегова).

И если в Оптину пустынь приезжали люди, голос которых звучит и сегодня на весь мир, если и в наше время люди находят спасение и утешение здесь, значит, она того заслуживает.

"Здесь невольно человек заглядывает в себя и смиряется, вспомнит своё зло и содрогнётся. Так мелочны кажутся все вожделения, которыми живут люди, и так хочется забыть их и уйти подальше от всего, и станет тоскливо, что так любится то, что так недостойно любви” (Е.Н. Поселянин).

Читайте также: