Состав и значение инфраструктурного комплекса виды транспорта конспект

Обновлено: 06.07.2024

Ин­фра­струк­ту­ра – это со­во­куп­ность со­ору­же­ний, зда­ний, си­стем и служб, необ­хо­ди­мых для нор­маль­но­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния и обес­пе­че­ния по­все­днев­ной жизни на­се­ле­ния.

Без ин­фра­струк­тур­но­го ком­плек­са невоз­мож­но пред­ста­вить себе ра­бо­ту пред­при­я­тий или жизни на­се­ле­ния. Чем лучше осво­е­на тер­ри­то­рия, тем боль­ше на ней учре­жде­ний, ока­зы­ва­ю­щих раз­но­об­раз­ные услу­ги. В го­ро­де ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс раз­вит лучше, чем в сель­ской мест­но­сти. Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс под­раз­де­ля­ет­ся на две от­но­си­тель­но са­мо­сто­я­тель­ные части: ком­му­ни­ка­ци­он­ную си­сте­му, в ко­то­рую вхо­дят транс­порт, связь, а также сферу об­слу­жи­ва­ния, в ко­то­рую вхо­дят: тор­гов­ля и пи­та­ние (ма­га­зи­ны, кафе, сто­ло­вые), бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние (ре­монт­ные ма­стер­ские, ате­лье, па­рик­ма­хер­ские, бани), ЖКХ (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное хо­зяй­ство – предо­став­ле­ние жилья, с его бла­го­устрой­ством), куль­ту­ра и ис­кус­ство (кон­церт­ные, вы­ста­воч­ные залы, те­ат­ры, биб­лио­те­ки, радио и те­ле­ви­де­ние), наука и об­ра­зо­ва­ние (выс­шие учеб­ные за­ве­де­ния, школы), здра­во­охра­не­ние и физ­куль­ту­ра (по­ли­кли­ни­ки, боль­ни­цы, спорт­ком­плек­сы, ста­ди­о­ны), со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние (со­дер­жа­ние домов для пре­ста­ре­лых, дет­ских домов, ин­тер­на­тов, ор­га­ни­за­ция пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния и стра­хо­ва­ния), фи­нан­со­во-кре­дит­ная сфера (банки, стра­хо­вые и фи­нан­со­вые ор­га­ни­за­ции, ин­ве­сти­ци­он­ные фонды), го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние (обо­ро­на, охра­на пра­во­по­ряд­ка).

Услу­ги. Их виды

Ин­фра­струк­тур­ный ком­плекс со­сто­ит из от­рас­лей, про­из­во­дя­щих услу­ги.

Услу­га – это осо­бый вид про­дук­ции. Она по­треб­ля­ет­ся не в виде вещи, а в ка­че­стве де­я­тель­но­сти.

По ха­рак­те­ру услу­ги де­лят­ся на две груп­пы: ма­те­ри­аль­ные (тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ния и бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние) инема­те­ри­аль­ные (об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние) (рис. 1). По пе­ри­о­дич­но­сти по­треб­ле­ния услу­ги де­лят­ся тоже на две груп­пы: по­сто­ян­ные (жи­лищ­но-ком­му­наль­ное об­слу­жи­ва­ние, тор­гов­ля, транс­порт) и пе­ри­о­дич­ные, т. е. нуж­ные ино­гда(здра­во­охра­не­ние, па­рик­ма­хер­ские или ре­кре­а­ци­он­ные услу­ги).

Ма­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Тор­гов­ля, об­ще­ствен­ное пи­та­ние, жи­лищ­но-ком­му­наль­ное, бы­то­вое об­слу­жи­ва­ние

Нема­те­ри­а­ли­зу­е­мые в пред­ме­тах сво­е­го воз­дей­ствия

Транс­порт и связь

Об­ра­зо­ва­ние, куль­ту­ра, здра­во­охра­не­ние, фи­зи­че­ская куль­ту­ра

Го­су­дар­ствен­ное управ­ле­ние, обо­ро­на, охра­на об­ще­ствен­но­го по­ряд­ка

Рис. 1. Клас­си­фи­ка­ция услуг по их ха­рак­те­ру и видам

Услу­ги обес­пе­чи­ва­ют нор­маль­ную ра­бо­ту сель­ско­го хо­зяй­ства, про­мыш­ле­но­сти и дру­гих зве­ньев эко­но­ми­ки, обес­пе­чи­вая ка­че­ствен­ный уро­вень жизни людей.

Транс­порт. Транс­порт­ная си­сте­ма

Ос­нов­ная за­да­ча транс­пор­та – обес­пе­чить на­дёж­ную связь между от­рас­ля­ми хо­зяй­ства, ре­ги­о­на­ми го­су­дар­ства, а также между Рос­си­ей и дру­ги­ми стра­на­ми. Для этого су­ще­ству­ют раз­ные виды транс­пор­та, между собой они долж­ны быть вза­и­мо­свя­за­ны, об­ра­зуя транс­порт­ную си­сте­му. Транс­порт­ная си­сте­ма со­сто­ит из всех видов транс­пор­та, объ­еди­нён­ных транс­порт­ны­ми уз­ла­ми.

Транс­порт­ный узел – это центр, в ко­то­ром схо­дят­ся несколь­ко видов транс­пор­та, и про­ис­хо­дит обмен гру­зов между ними.

Круп­ны­ми транс­порт­ны­ми уз­ла­ми яв­ля­ют­ся Москва, Санкт-Пе­тер­бург, Мур­манск, Вла­ди­во­сток, Ниж­ний Нов­го­род и дру­гие го­ро­да (рис. 2).

Крупные транспортные узлы России

Рис. 2. Круп­ные транс­порт­ные узлы Рос­сии

Вы­де­ля­ют несколь­ко видов транс­пор­та: су­хо­пут­ный (же­лез­но­до­рож­ный, ав­то­мо­биль­ный), вод­ный (мор­ской и реч­ной), воз­душ­ный, а также осо­бый вид транс­пор­та – тру­бо­про­вод­ный. Еди­ная транс­порт­ная си­сте­ма Рос­сии – это около 160 000 км же­лез­но­до­рож­ных путей, 680 000 км ав­то­мо­биль­ных дорог с твер­дым по­кры­ти­ем, 100 000 км внут­рен­них вод­ных путей и более 210 000 км тру­бо­про­во­дов. В это от­рас­ли за­ня­то около 4,5 млн че­ло­век. Ра­бо­та транс­пор­та оце­ни­ва­ет­ся та­ки­ми по­ка­за­те­ля­ми как гру­зо­обо­рот и пас­са­жи­ро­обо­рот.

Гру­зо­обо­рот – эко­но­ми­че­ский по­ка­за­тель ра­бо­ты транс­пор­та (по­ка­за­тель объ­е­ма пе­ре­воз­ки гру­зов), рав­ный про­из­ве­де­нию массы пе­ре­во­зи­мо­го за опре­де­лен­ное время груза на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки.

Ве­ду­щее место по гру­зо­обо­ро­ту при­над­ле­жит вод­но­му и тру­бо­про­вод­но­му транс­пор­ту, ко­то­рый транс­пор­ти­ру­ет боль­шие объ­ё­мы гру­зов на даль­ние рас­сто­я­ния. По объ­ё­му пе­ре­во­зи­мых гру­зов вы­де­ля­ют­ся же­лез­но­до­рож­ный, тру­бо­про­вод­ный, а также ав­то­мо­биль­ный транс­порт. Быст­ро рас­тёт удель­ный вес ав­то­мо­биль­но­го транс­пор­та.

Пас­са­жи­ро­обо­рот – по­ка­за­тель от­ра­же­ния объ­ё­ма пе­ре­во­за пас­са­жи­ров в пас­са­жи­ро­ки­ло­мет­рах, ко­то­рый ис­чис­ля­ет­ся как про­из­ве­де­ние ко­ли­че­ства пас­са­жи­ров на рас­сто­я­ние пе­ре­воз­ки по каж­до­му виду транс­пор­та.

В пас­са­жи­ро­обо­ро­те его удель­ный вес при­бли­жа­ет­ся к 60%, а в объ­ё­ме пе­ре­воз­ки пас­са­жи­ров он пре­об­ла­да­ет (около 90%).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Образовательные:

- сформировать представление о значении транспорта для работы хозяйства и жизни населения России;

- сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;

- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека.

Воспитательные:

- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;

- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;

- содействовать физическому воспитанию.

Новые знания: инфраструктура, инфраструктурный комплекс, коммуникационная система, сфера обслуживания, услуга.

Опорные знания: пищевая промышленность, легкая промышленность, текстильная промышленность, технологический цикл.

Форма проведения: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии 9 класс;

2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.

Кто сегодня в классе дежурный? Отсутствующие есть?

I . Актуализация опорных знаний.

– Что составляет третье звено АПК?

– Правильно, на какие 2 группы подразделяются отрасли, входящие в состав пищевой промышленности по характеру используемого сырья?

– Верно, какие районы страны являются лидерами в производстве продуктов питания?

– Да, на какие группы подразделяются отрасли легкой промышленности по особенностям размещения?

– Отлично, какая отрасль в легкой промышленности занимает особое место?

– Верно, из каких стадий состоит процесс изготовления тканей?

II . Изучение нового материала.

Что же такое инфраструктура? Инфра структура – это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения. Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

Услуга – это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим. Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны – Центральном – инфраструктурной занято 10% территории. А на Дальнем Востоке – только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн. долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой, 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой.

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию).

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

– Пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России.

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Состав и значение инфраструктурного комплекса"

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Без инфраструктурного комплекса невозможно представить себе работу предприятий или жизнь населения.

Услуга — особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности.

По характеру услуги делятся на две группы: материальные (торговля, общественное питания и бытовое обслуживание) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение).


По периодичности потребления услуги делятся тоже на две группы: постоянные (жилищно-коммунальное обслуживание, торговля, транспорт) и периодичные, т. е. нужные невсегда (здравоохранение, парикмахерские или рекреационные услуги).


Чем лучше освоена территория, тем больше на ней учреждений, оказывающих разнообразные услуги. Так, в городе инфраструктурный комплекс развит лучше, чем в сельской местности.

К инфраструктурным объектам обычно относят дороги, школы, детские сады, больницы, магазины и тому подобное.

Освоение и использование любой территории невозможно без соответствующей инфраструктуры. Например, в наиболее развитом районе страны — Центральном — инфраструктурой занято 10 % территории. А на Дальнем Востоке — только 0,5 % территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, средняя стоимость 1 км трассы в 2016 году составила 44 млн рублей, по данным Росавтодора. И это при том, что в России строительство обходится примерно в два раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

В России развитию инфраструктурного комплекса долгое время не уделялось должного внимания. Вопреки мировой практике он считался второстепенным подразделением хозяйства. Поэтому его доля в экономике России намного ниже, чем в развитых странах мира, а в самом комплексе накопилось много сложных проблем.

Доля инфраструктурного комплекса в экономике отдельных стран


Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: коммуникационную систему, а также сферу обслуживания, в которую входят: торговля и общественное питание (магазины, кафе, столовые), бытовое обслуживание (ремонтные мастерские, ателье, парикмахерские, бани), ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство – предоставление жилья, с его благоустройством), культура и искусство (концертные, выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение), наука и образование (высшие учебные заведения, школы), здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорткомплексы, стадионы), социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, детских домов, интернатов), финансово-кредитная сфера (банки, страховые и финансовые организации, инвестиционные фонды), государственное управление (оборона, охрана правопорядка).


Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Её главная задача — перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определённые грузы (нефть, газ, электроэнергию). Например, железнодорожный транспорт - универсальный. Вы сами не раз путешествовали таким способом и, наверняка, видели, как идут загруженные ценным грузом поезда. А вот трубопроводный вид транспорта перевозит только ценные продукты, а не людей.

Основная задача транспорта — надёжно связывать между собой отдельные звенья хозяйства и районы страны. Какой-либо один вид транспорта решить эту задачу не может. Поэтому все виды транспорта взаимодействуют и дополняют друг друга, образуя транспортную систему.

Транспортная система — совокупность всех видов транспорта, объединённых между собой транспортными узлами, т. е. пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

Виды транспортных узлов


В России несколько сотен транспортных узлов разных типов. Крупнейший из них — Москва.

Выделяют несколько видов транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный), водный (морской и речной), воздушный, а также особый вид транспорта – трубопроводный. Единая транспортная система России – это около 160 000 км железнодорожных путей, 680 000 км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, 100 000 км внутренних водных путей и более 210 000 км трубопроводов. В этой отрасли занято около 4,5 млн человек.

Роль различных видов транспорта в транспортной системе определяется их долей в работе транспорта. Работа транспорта оценивается несколькими показателями: 1) количеством перевезённых грузов (млн тонн) и пассажиров (млн человек); 2) грузо- и пассажирооборотом.

Грузооборот (т • км) — произведение количества перевезённого груза (т) на дальность его перевозки (км). По грузообороту лидирует трубопроводный транспорт, доля его составляет 48,5 %.

Пассажирооборот – показатель отражения объёма перевоза пассажиров в пассажирокилометрах, который исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозки по каждому виду транспорта. По пассажирообороту лидирует железнодорожный транспорт, включая метрополитен (35, 7 %).

При выборе вида транспорта обычно учитывают себестоимость и скорость транспортировки, грузоподъёмность и влияние природных условий на его работу.

Себестоимость перевозок по отдельным видам транспорта очень сильно различается. Грузы дешевле всего перевозить морем. Но скорость этих перевозок невысока (25—35 км/ч).

Второй по экономичности транспорт — железнодорожный. Он всего на 30 % дороже морского, но примерно в 2 раза быстрее.

Автомобильные перевозки почти в 15 раз дороже морских и в 10 раз — железнодорожных.

Самый дорогой, но и самый быстрый вид транспорта — авиационный.

Наиболее дешёвый вид пассажирских перевозок — автобусами.

Развита транспортная сеть в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Волго-Вятском и Поволжском районах.


Транспорт оказывает огромное влияние на географию населения и хозяйства. Населённые пункты тяготеют к транспортным путям ради экономии времени. Затраты рабочего и личного времени у людей, живущих вблизи магистралей, намного ниже, чем в удалённых от них поселениях. Перемещение грузов по транспортным магистралям изменяет их стоимость. Величина транспортных затрат в общей стоимости продукции влияет на размещение предприятий.

Влияние транспорта на размещение отраслей промышленности


Практически все звенья российской инфраструктуры сейчас находятся в глубоком кризисе:

· Почти 1/3 железных и 1/6 автомобильных дорог нуждаются в серьёзном ремонте. Плохие дороги резко снижают скорость движения автомобилей и поездов, увеличивают расход топлива. Ежегодные потери из-за плохих дорог оцениваются примерно в сто двадцать млрд рублей.

· Нуждаются в модернизации многие морские порты.

· Снижается число аэродромов.

· Остро нуждается в жилье почти 1/3 населения страны.

· В некоторых российских городах и посёлках городского типа нет водопровода и канализации.

Изношенная инфраструктура не только снижает эффективность всего хозяйства, но и создаёт угрозу для жизни населения. Быстро реконструировать инфраструктурный комплекс невозможно, поскольку отдельные его элементы довольно дорогостоящи.

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый, рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

- знать и объяснять что такое инфраструктурный комплекс;

- определять состав и значение инфраструктурного комплекса, виды транспорта;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы.

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Личностные : действие смыслообразования

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Мы с вами изучили пищевую и легкую промышленность, как эта продукция доходит до потребителя?

К какой отрасли мы можем с вами отнести магазины? Что они производят?

Назовите еще, где нам оказывают услуги?

Что такое услуга?

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

Выявление места и причины затруднения.

Какие основные вопросы мы рассматриваем при изучении стран?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные : формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить состав и значение инфраструктурного комплекса, виды транспорта .

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

  1. Определить значение.
  2. Определить отраслевой состав.
  3. Определить факторы размещения.

Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

  1. Определить значение.
  2. Определить отраслевой состав.
  3. Определить факторы размещения.
  4. Что является показателем работы транспорта

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы по заданию.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Определите эффективность работы различных видов транспорта по таблице рис. 58 на стр. 104

Анализ диаграмм на рис 59, стр. 104

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

постоянно и всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

п. 18, задание школа географа- исследователя

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

1.Понятие инфраструктура из набора слов (Инфра - - ( infra -) приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

2. Инфраструктура-совокупность зданий сооружений, систем и служб необходимых для нормального функционирования и обеспечения жизни населения и хоз-ва страны.

3.Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.

Транспорт и связь

Состав инфраструктурного комплекса

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Какую продукцию производит инфраструктурный комплекс?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги .

Значение комплекса в определении услуги и комплекса.Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

  1. – Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности

Работа с таблицей в тетради

Виды услуг по характеру использования

постоянно и всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Инфраструктурный комплекс России

Презентация позволяет сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса России. Знакомит с проблемами и перспективами данного комплекса. Учащиеся знакомятся с отраслями инфраструктурног.

Инфраструктурный комплекс. Транспорт.

Данная презентация составлена к урокам географии 9 класса.к учебнику Алексеева А.И, параграфы 37,38. по теме:" Инфраструктурный комплекс.Транспорт.".


Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс Транспортный комплекс


Инфраструктурный комплекс

Материал дл помощи детям понять что такое инфраструктура, её состав, значение.

Тест по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт России" 9 класс

Тест предназначен для закрепления и обощения знаний учащихся по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт.".


Урокт на тему "Инфраструктурный комплекс"

Познакомить учащихся с одним из межотраслевых комплексов.


План-конспект урока "Инфраструктурный комплекс России"

Представленный материал является планом-конспектом урока географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс России". В процессе разработки и подготовки урока была использована проектн.

Автор: Арсентьева Елена Александровна

Населенный пункт: Рязанская область, р-н Скопинский, с. Лопатино

Предмет география

Тема урока: Состав инфраструктурного комплекса. Роль транспорта

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включение в неё новых элементов и понятий

Задачи:

-сформировать представление об инфраструктурном комплексе: составе,

месте и значении в хозяйстве; об услугах, их классификации по

характеру и видам, периодичности потребления и распространенности;

о видах и работе транспорта.

- развивать умение творческого восприятия географических объектов;

-продолжить формирование приёмов работы с текстом учебника (читать, анализировать, обобщать информацию).

Воспитательные: показать значимость транспорта и его влияние загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

Формировать УУД:

-оценивание усваиваемого содержания, овладение основными навыками конспектирования,

- использования и преобразование географической информации;

-умение определять понятие, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы;

-умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение; выполнять учебное действие в соответствии с алгоритмом действий.

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группах;

Читайте также: