Конспект на тему я личность

Обновлено: 06.07.2024

Цель: создание условий для формирования у воспитанниц осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

• Организовать деятельность, способствующую:

• выявлению тенденции нравственного развития учащихся;

• развитию потребности к самоанализу;

• расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

• осознанию воспитанницами значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

• Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для

открытого общения с собой и другими

Оборудование: интерактивный комплекс (презентация с использованием программы SMART Notebook, чистые листы, ручки, 2 набора фигур для головоломок.

Ход КЛАССНОГО ЧАСА

1. Психологический настрой

Здравствуйте те, кто весел сегодня!

Здравствуйте те, кто грустит!

Здравствуйте те, кто общается с радостью!

Здравствуйте те, кто молчит!

На доске появляется слайд 1. (Приложение). Учащиеся выходят к интерактивной доске и дополняют запись своими вариантами (пишут слова маркером)

Я – ученик, ученица;

Я – сосед, соседка;

Я – пешеход ит. д.

На доске слайд 2 (Приложение).

2. Работа с понятиями

На доске слайд 3 (Приложение). На доске 3 определения, которые закрыты шторкой. Открываются и озвучиваются по одному

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

(Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

3. Групповая работа

Учащиеся делятся на три группы.

– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.

Учащиеся обсуждают в группах и высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.

– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

4. Индивидуальная работа

Учащиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одноклассниками.

– Просто ли было определить свои достоинства?

– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?

– Чем полезно данное упражнение?

– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

– По-настоящему зрелой личностью можно назвать человека, которому свойственны черты, выражающие его отношение к другим людям и к себе. Я назову вам эти черты. Это – бескорыстие, верность, уважение, терпимость, трудолюбие, демократичность, сочувствие, доброта, отзывчивость, ответственность, честность, смелость. Попробуйте дать определение каждому из этих понятий. Я предлагаю вам выполнить следующее задание – соотнесите понятие и его определение. Слайд 4 (Приложение)

Каждая группа получает лист с заданием, обсуждают его в группах, а затем демонстрируют на интерактивной доске.

– Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, то мы бы жили в идеальном мире. Также существуют определённые качества личности, которые необходимо в себе развивать, чтобы добиться успеха в жизни и стать деловой личностью. Предлагаю вам немного отвлечься и поиграть. Каждой группе нужно за максимально короткое время собрать предложенную им фигуру, используя все части головоломки.

Каждая группа получает набор геометрических фигур, из которых нужно собрать предложенную фигуру. Для проверки ребятам демонстрируется слайд 5 (Приложение)

На доске – список качеств деловой личности. Слайд 6 (Приложение)

– Существует мнение, что деловая успешная личность должна отличаться оперативностью, расчётливостью, креативностью, организованностью, коммуникабельностью, ответственностью, изобретательностью, дисциплинированностью, собранностью.

От каждой группы выходит представитель и отмечает маркером определённого цвета качества, которые выбрала группа. На доске чётко видно, какие качества больше всего необходимы деловому человеку.

– Обладаете ли вы качествами деловой личности?

– Любая, даже самая успешная личность нуждается в отдыхе. Предлагаю немного расслабиться.

9. Ранжирование ценностей. Групповая работа

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:

Эти слова отображены на доске в двух вариантах. Слайд 7 (Приложение) У каждой группы может получиться свой вариант ранжирования. Учащиеся на интерактивной доске меняют положение ценностей

– А почему вы именно так расположили ценности?

Используя результаты ранжирования, дети на доске рисуют дерево, в котором

корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;

ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;

крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.

– Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

Предполагаемый вариант рисунка на Слайде 8 (Приложение).

11. Работа с персоналиями

– Предлагаю вам ещё раз вернуться к определению понятия личность.

Переход на слайд 2.

– Давайте обратимся к людям, проделавшим большой путь работы над собой, чтобы стать личностью.

– Поделитесь мыслями, как стать успешной личностью, найти своё место в жизни?

12. Подведение итогов классного часа

И в серые и в голубые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

– Закончить наше занятие я хотела бы притчей.

13. Итоговая рефлексия

– Мне было интересно, когда …

Личность с большой буквы

Личность с большой буквы У каждого человека есть образец, есть тот, к кому он хочет приблизиться, на кого хочет быть похожей. Это абсолютно нормальное и естественное.

Воспитательный потенциал поликультурного образования в начальной школе ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Н. А. Колганова Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение,.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : познакомить учащихся с понятием “личность”, с основными чертами характера настоящей личности.

1.Дать учащимся возможность адекватно и полно познавать себя и других людей.

Показать, что каждый человек отличается от другого не только внешними качествами, но, прежде всего своим внутренним содержанием, индивидуальностью в поведении, отношением к людям и себе;

2. развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;

3. воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II .Введение в тему. Мотивация познавательной деятельности.

Я хочу рассказать Вам притчу:

Я думаю, каждый из вас правильно ответит на вопрос, кто же в этой притче личность.

III . Основная часть.

1.Ознакомление с новым материалом.

Сегодня к нам в гости пришел Правунчик . Он считает себя знатоком в предмете “право”,но на некоторые вопросы он хочет услышать ваши ответы.

(На доске картинка Правунчика и он указывает на вопросы, которые хочет задать.)

– Что означает слово терпимость?

( Терпимость – качество характера, при котором человек может без вражды относиться к чужому мнению, характеру, внешнему виду). Быть терпимым- значит любить человека даже тогда, когда мы не согласны с его выбором, сохранять спокойствие, когда человек говорит о тебе не приятные вещи.

– Зачем человеку терпимость?

(Чтобы не обидеть человека, быть к нему добрым, внимательным)

– Только ли лицом отличаются люди?

(Нет. Но и своим внутренним миром. Одни люди внимательные, добрые, вежливые. А другие злые, грубые, равнодушные к чужой беде.)

- Значит, чем люди отличаются друг от друга? (Характером.)

Что такое характер? После ответа детей.

Характер – это постоянные свойства человека, которые проявляются в его отношении к людям, к вещам, к себе.

Пояснение воспитателя: Часто бывает, что человек не хочет делать какую-то работу, но ему надо ее выполнить, тогда он заставляет себя ее сделать: – не хочет учить уроки, а он учит. Мама просит сходить в магазин, а мальчик смотрит мультфильм. Он все равно идет в магазин, хотя хочет досмотреть м/ф. Говорят, что у него сильный характер. А когда человек поступает наоборот, говорят, что он “бесхарактерный”.

А у кого из вас есть характер?

А в чем это проявляется?

На экране таблички определяющие положительные и отрицательные черты характера, а вы должны расположить их в два столбика, в один только положительные, а в другой отрицательные.

Я буду называть поступки и положительные и отрицательные, которые иногда совершают дети. Если поступок , с вашей точки зрения , хороший- похлопайте в ладошки, если плохой- потопайте ногами.

Анюта выучила много вежливых слов, но применяет их только в обращении со старшим, с одноклассниками же грубит.

Олежка при входе в школу всегда пропускает вперёд учителей, завуча, директора, но не делает этого по отношению к уборщицам.

Марина перед сном всей семье желает спокойной ночи, даже кошке Дуняше.

Антон старательно выполняет домашнее задание, но только в том случае, если ему за это родители пообещали денежное вознаграждение.

Юра обожает читать, он делает это даже на уроках, заглядывая в книжку под партой.

Денис встаёт в 6 часов утра, чтобы совершить утреннюю пробежку.

Вася очень весёлый мальчишка- он придумал каждому однокласснику прозвище- дразнилку.

Лена каждый день после уроков заходит в гости к одинокой соседской бабушке, чтобы навестить её, помочь по хозяйству.

Намусорив в коридоре возле окна принесёнными из дома семечками, Женя не стал убирать, заявив, что для этого в школе есть уборщицы.

В свой день рождения Ирочка принесла в класс конфеты и угостила всех одноклассников.

Наш веселый человечек Правунчик, опять решил устроить нам испытание. Он хочет узнать как вы понимаете, что обозначают понятия

Внешний вид человека – это то, во что человек одет, как он выглядит, опрятный ли он, следит ли за своим внешним видом.

Внутренний вид человека – это характер, настроение, интересы, потребности, отношение к окружающим, поступки.

А как вы считаете, что важнее внешний человека или его внутренний мир?

Есть даже пословица: “Встречают по одежке, а провожают по уму”.

Как вы ее понимаете?

Мы сейчас много говорили о хороших качествах человека. А теперь давайте посмотрим, какими качествами обладаете вы. Мне нужны два смелых человека, которые смогли бы перед всеми ребятами ответить на мои вопросы.

Учащиеся тоже работают с сигнальными карточками, которые лежат у них на столах. Если согласен – поднимаешь зеленую карточку, а если нет, то красную.

1. Ты играешь во дворе с ребятами, но мама зовет тебя домой. Как ты поступишь?

А) Пойдешь домой.

Б) Сделаешь вид, что не услышал маму.

В) Начнешь просить маму погулять еще.

Г) Договоришься с друзьями встретиться завтра.

2. Твоего друга вызвали к доске решать задачу, а у него не получается:

А) Ты будешь ему подсказывать.

Б) Поможешь разобраться после уроков.

В) Будешь смеяться и подшучивать.

Г) Ничего не предпримешь.

3. Ты нашел бездомного щенка, но у тебя уже есть собака:

А) Ты начнешь с ним играть, а потом бросишь его и побежишь домой.

Б) Постараешься найти хозяина.

В) Пройдешь мимо.

4. В автобусе бабушке не хватило места, ты:

А) Уступишь бабушке место.

Б) Сделаешь вид, что не заметил.

В) Притворишься, что спишь.

5. Ты поймал “золотую рыбку”, но она выполнит только одно желание, что ты выберешь?

А) Купить компьютер.

Б) Помочь бездомной собаке.

В) Чтобы друг научился решать задачи и был отличником.

(Видно, что ребята воспитывают в себе хорошие качества.)

Ребята, скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово “Я ”? Слайд 12

(Я человек, я – это мой внутренний мир, мои мысли, мои поступки, то, как я стараюсь жить, общаться с другими.)

– Вот вы, ребята, сами и объяснили такое непростое слово “ЛИЧНОСТЬ”.

Согласны ли вы с тем, что в классном коллективе личность ученика оценивается порой не по результатам его нравственных, человеческих качеств, а по учебным достижениям?

В любом классе есть учащиеся, не отличающиеся выдающимися способностями в учении, спорте, искусстве, но забери их из коллектива – и коллектива нет. Почему так происходит? Потому что именно эти люди – личности. Им присущи чувство справедливости, правдивости, бескорыстия, сострадания, ответственности за каждое слово, порученное дело. К большому сожалению, их достоинства не приносят ни медалей, ни первых мест, ни аплодисментов, единственное поощрение –благодарность от взрослых, уважение .Но именно такие личности ценятся особенно высоко в школе и в дальнейшей жизни.

Личность – это индивидуальное лицо человека. Личность – это человек, который работает над собой, воспитывает в себе хорошие черты характера, старается быть полезным обществу.

Личность способную к добрым делам, желающую оказать бескорыстную помощь, быть терпимым к недостаткам других по научному называют толерантной личностью. Для вас это слово незнакомое, но вы должны знать что оно означает. Проявлять толерантность-это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому -что у нас разный характер, вкусы, потребности, желание учиться. Но мы можем и должны жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. Быть толерантными. ООН с 1996 года объявила 16 ноября Международным днем толерантности.

– Поднимите руки, кто считает себя личностью. А что надо сделать, чтобы стать личностью?

Вывод. Конечно, все мы уже личности, и у каждого из нас свой характер, свои привычки (надеюсь хорошие) Но, чтобы стать настоящей личностью нужно много над собой трудиться. А в дальнейшем это выразится в ваших поступках и действиях, и покажет хороший ли вы человек, настоящая ли вы личность. И я желаю вам всем стать личностями с большой буквы.

4. Творческая работа.

Воспитатель : Есть игра, в которую играют даже взрослые люди, давайте поиграем и мы. Вот перечень качеств: воспитанный, добрый, ласковый, спокойный, терпеливый. Поставьте себе на листках бумаги напротив всех этих черт характера оценку.

Ученики пишут.

Воспитатель: Теперь поменяйтесь листками с соседом и поставьте оценки за те же качества соседу.

-Ребята, давайте мы каждый нарисуем свою звездочку и напишем на ней те качества характера, которые как вы считаете нужно в себе развить, чтобы стать настоящей личностью.

IX. Итог занятия.

С каким понятием мы познакомились сегодня на уроке?

Так что такое личность?

Кто хочет стать хорошей личностью?

Что для этого надо делать?

Много славных дел ждёт вас в будущем, но пре жде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность и доброта делают их стойкими и весёлыми.

Не стой в стороне равнодушно,
когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
в любую минуту, всегда.

И если кому-то, кто-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для формирования у обучающихся осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения.

Организовать деятельность, способствующую:

выявлению тенденции нравственного развития обучающихся;

развитию потребности к самоанализу;

расширению представлений о себе, определению важных сторон своей личности;

осознанию студентами значимости определения ценностных приоритетов, жизненных целей.

Создать атмосферу доверия и взаимопонимания в группе как основу для открытого общения с собой и другими

Оборудование: презентация, чистые листы (ватман), ручки, 3 набора фломастеров.

Ход классного часа:

Сообщается тема классного часа.

Эпиграф:

«Человек, без сомнения, хорош куда менее, чем он о себе думает или чем ему хотелось бы быть. Каждому из нас сопутствует в жизни Тень, и чем меньше она присутствует в сознательной жизни индивидуума, тем чернее и больше эта Тень.

Вопросы для обсуждения:

Всякий ли человек личность?

На доске 3 определения, которые закрыты. Открываются и озвучиваются по одному

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, устойчивая система социально – значимых черт, характеризующих индивида как члена общества ( Советский энциклопедический словарь, 1986 г.)

Обучающиеся делятся на три группы.

– Подумайте и скажите, какое из них вы считаете наиболее точным или дайте своё определение.

Идет обсуждение в группах, высказывают своё мнение, зачитывают составленные ими определения.

– Таким образом, можно сказать, что личность – это человек, с одной стороны, обладающий определённым набором качеств, с другой стороны, неразрывно связанный с обществом и, в-третьих, прошедший в своём развитии долгий путь.

Индивидуальная работа

Обучающиеся в течение 2 минут выполняют задание, после чего делятся написанным со своими одногруппниками.

– Просто ли было определить свои достоинства?
– Что вы испытали, когда рассказывали о себе?
– Чем полезно данное упражнение?

А теперь назовите качества настоящей личности.

Ребята отвечают.

Что должен делать человек, чтобы воспитать себя настоящей личностью?

2 этап. Групповая работа.

Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.

Задание № 2. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.

Обучающиеся на листе ватмана выполняют задания и выступают у доски.

3 этап. Письменные задания.

А сейчас мы все вместе письменно выполним предложенные задания. Каждый из вас должен предельно откровенно ответить на вопросы. Анализируя свои ответы, вы сможете сделать вывод о своих личностных качествах. Может быть, кто-то из вас поставит перед собой ещё и цели самосовершенствования.

Задание № 6. Выбираем свой вариант и заканчиваем выбранное предложение:

а) Я в основном хороший, потому что …

Я в основном плохой, потому что …

б) Я отвечаю за свои поступки, потому что …

Я зависим и не отвечаю за свои поступки, потому что …

в) Я в основном эгоистичен, потому что …

Я в основном заботлив и добр, потому что …

г) Мои убеждения воздействуют на мою личность, потому что …

Моя личность воздействует на мои убеждения, потому что …

– Мы уже говорили о том, что каждый человек неповторим, по-своему уникален, обладает определённым набором качеств, что вы сейчас и показали в своих работах. Осознавая свои достоинства, человек становится увереннее, внимательнее к себе и другим людям, получает возможность открыто высказать своё мнение, почувствовать поддержку со стороны окружающих его людей, оценить свои положительные стороны. Как вы считаете, достаточно ли этих качеств для того, чтобы назвать вас зрелой личностью?

Обучающиеся высказывают свою точку зрения, идет дискуссия.

Совместно с классным руководителем обучающиеся определяют современный идеал гармоничной личности.

Идеал культурного человека, как считал А.Швейцер, «Альберт Швейцер – нем.-франц. мыслитель, протестантский теолог, миссионер, врач, музыковед и органист(1875-1965)).

После чего делается обобщение, сообщаются признаки зрелой личности и качества деловой личности. Они распечатаны для каждого обучающегося. Эти распечатки могут помочь им в составлении плана самовоспитания.

Материал для обучающихся:

Признаки зрелой личности

По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами. Основой всех мыслей или поступков такого человека является любовь, обращённая к другим людям. Зрелая личность – это, прежде всего, человек, умеющий любить. Поэтому ему свойственны этические черты, выражающие его отношение к другим людям.

Бескорыстие – ставит интересы других людей выше своих собственных, великодушен, неэгоистичен.

Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.

Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.

Жертвенность – готов пожертвовать собой в интересах других людей или важного дела.

Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.

Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.

Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.

Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.

Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.

Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.

Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.

Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.

Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:

Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.

Ответственность – отвечает за собственные действия.

Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.

Отвага – храбр, умеет преодолеть страх.

– Это набор качеств зрелой личности. Если бы каждый из нас обладал набором этих нравственных качеств, то мы бы жили в идеальном мире. Также существуют определённые качества личности, которые необходимо в себе развивать, чтобы добиться успеха в жизни и стать деловой личностью. Предлагаю вам немного отвлечься и поиграть.


На доске – список качеств деловой личности.

Итак, мы выяснили, что деловая успешная личность должна отличаться оперативностью, расчётливостью, креативностью, организованностью, коммуникабельностью, ответственностью, изобретательностью дисциплинированностью, собранностью.

– Обладаете ли вы качествами деловой личности?

В отличие от взрослых, молодые люди более активно приспосабливаются к новым обстоятельствам, вырабатывая свои ценности, каковы же эти ценностные приоритеты современной молодёжи?

Учащимся предлагается проранжировать в двух группах следующие нравственные ценности:

Семья
Здоровье
Материальные ценности
Любовь
Дружба
Отечество
Творчество
Образование
Свобода
Интересная работа

– А почему вы именно так расположили ценности?

Используя результаты ранжирования, представители от групп на доске рисуют дерево, в котором

корни – это ценное, на что опирается человек в прошлом, что его поддерживает и является опорой в жизни;

ствол – это ценности в настоящем, то, что является стержнем в нынешней жизни;
крона – это будущее, то, на что человек надеется в будущем, к чему стремится, что будет его согревать и поддерживать в дальнейшей жизни.

– Давайте, определим, какие ценности символизируют корни, какие – ствол, а какие – крону.

Как вы думаете, почему именно дерево хорошо иллюстрирует расположение этих важных понятий?

Нажмите, чтобы узнать подробности

БЕСЕДА НА ТЕМУ

Мать, окружающие ребенка люди учат его говорить, знакомят с различными предметами, их назначением. В общении с членами семьи, близкими, сверстниками, затем в образовательных учреждениях и, наконец, самостоятельно с помощью книг человек познает мир, овладевает опытом, накопленным предшествующими поколениями, различными видами деятельности, приобретает и актуализирует возможности для самовыражения, самореализации.

Что же отличает людей от животных? Есть, например, признак, присущий только людям: из всех живых существ лишь человек имеет мягкую мочку уха. Но является ли этот факт тем главным, что отличает человека от животных?

Великие мыслители пришли к выводу: самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения – самое неприспособленное к жизни из всех живых существ. И человек из него вырастет только в семье, в обществе, которые учат его жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться.

Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться раз-личными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.

А сейчас послушайте стихотворение и подумайте, согласны ли вы с автором? Свою точку зрения аргументируйте.

Для человека мысль – венец всего живого.

А чистота души есть бытия основа.

По этим признакам находим человека:

Всех тварей на земле превыше он от века.

А если он живет не мысля и не веря,

То человек не отличается от зверя.

Анвари

Как же человек обычно узнает сам о себе? Человек может определить себя только в сравнении с другими людьми (вспомните слова К. Маркса).

Давайте попробуем с вами немного узнать о себе с помощью теста. Помните, что отвечать надо искренне.

Легко ли вы сходитесь с людьми?

(да – 1; не очень – 3; нет – 5).

(да – 1; иногда – 3; нет – 5).

Если вы совершаете дурной поступок или лжете, то:

(никогда не признаюсь в этом – 1; иногда признаюсь – 3; признаюсь – 5).

Если бы друзья предложили, вы попробовали бы наркотики?

(да – 1; не знаю – 3; нет – 5).

(да – 1; не уверен – 3; нет – 5).

Если бы к вам обратились за помощью настоящие погорельцы, отдали бы вы им последние деньги?

(да – 5; не все – 3; нет – 1). 3

Если бы вы увидели, как ваши друзья унижают малыша или слабого, вступились бы вы за него?

(да – 5; не уверен – 3; нет – 1).

Если бы слепому потребовалась ваша помощь при переходе улицы, то вы помогли бы?

(да – 5; если бы не спешил – 3; нет – 1).

Когда родители пытаются вас чему-то научить, то вы:

(учусь – 5; делаю вид, что учусь, – 3; стараюсь отделаться – 1).

Когда родители просят помочь по дому, делаете ли вы то, о чем просят?

(да – 5; иногда – 3; по принуждению – 1).

РЕКОМЕНДАЦИИ: прекратите думать, что хорошие и добрые поступки совершают одни дураки. Не ищите дешевой популярности. Стремитесь к свету.

РЕКОМЕНДАЦИИ: помните, что индивидуальность проявляется в поступках, направленных на благо других людей. Спешите делать добро, и оно к вам вернется.

РЕКОМЕНДАЦИИ: продолжайте в том же духе.

Из теста мы не только узнали что-то новое о себе, но и познакомились с собственной индивидуальностью. А что это такое?

Трудно представить общество, в котором все люди абсолютно одинаковы. Как прекрасно, что все люди разные! Прекрасна жизнь, расцвеченная многими красками.

Уже в первые минуты знакомства с человеком мы составляем определенное представление о нем. Вспомните свои ощущения в момент знакомства с людьми. Один мог произвести впечатление пустого и неинтересного человека. Это от того, что с первых минут он уже 4

Давайте, выполним следующее задание: попытайтесь воспроизвести свои ощущения, возникающие в первые минуты знакомства с людьми. Выпишите на листочке наиболее распространенные проявления в поведении, которые:

а) сразу привлекают;

б) сразу отталкивают.

Вспомните, какими оказались эти люди в дальнейшем? Идет выполнение задания и обсуждение полученных результатов.

Что же такое индивидуальность? Это неповторимое сочетание психологических особенностей человека – характера, темперамента, воли, чувств, мотивов деятельности, способностей.

А сейчас давайте выполним следующий тест.

Я должен помнить, что почти ежеминутно в течение дня меня пристально оценивают те, с кем приходится общаться.

У человека должно быть достаточно развито чувство независимости, чтобы обсуждать с друзьями свое хобби, независимо от того, разделяют они его увлечение или нет.

Самое мудрое – это сохранять достоинство даже тогда, когда это кажется не-возможным.

Если человек замечает ошибки в речи других, он должен их поправлять.

Когда вы встречаетесь с незнакомыми людьми, вы должны быть достаточно остроумны, общительны и привлекательны, чтобы произвести на них впечатление.

Когда вас представляют другому человеку, а вы не расслышали его имя, вы должны попросить его повторить.

Вы уверены, что вас уважают за то, что вы никогда не позволяете другим подшучивать над собой.

Вы должны быть всегда настороже, не то окружающие начнут подшучивать над вами и выставлять вас в смешном виде.

Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, лучше не ввязываться в соревнование, а отдать ему должное и выйти из разговора.

Человек всегда должен стараться, чтобы его поведение соответствовало настроению компании, в которой он находится.

Вы должны всегда помогать своим друзьям, потому что может настать время, когда вам понадобится их помощь.

Не стоит оказывать слишком много услуг даром, потому что, в конце концов, очень немногие оценивают эти услуги по достоинству.

Лучше, если другие зависят от вас, чем, если вы зависите от других.

Настоящий друг старается помогать своим друзьям.

Человек должен выставлять напоказ свои лучшие качества, 5

чтобы его оценили по достоинству и одобрили.

Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны остановить рассказчика.

Если в компании рассказывают анекдот, который вы уже слышали, вы должны быть достаточно вежливы, чтобы от всего сердца посмеяться над анекдотом.

Если вас пригласили к другу, а вы предпочитаете сходить в кино, вы должны сказать, что у вас болит голова, или придумать какое-либо другое объяснение, но не рисковать возможностью обидеть друга, сообщая ему действительную причину.

Настоящий друг требует, чтобы его близкие поступали всегда наилучшим образом для него, даже когда они и не хотят этого.

Люди не должны упрямо и настойчиво защищать свои убеждения всякий раз, когда кто-нибудь выразит противоположное мнений.

Сложите сумму баллов:

Чем выше сумма баллов, тем больше у вас оснований считать, что окружающие вас любят.

Стремление познать себя, сформировать свой характер, развить способности и волю на благо людей – все это необходимо человеку для полноценной жизни. Знаменитый ученый-физиолог И.П. Павлов писал, что у человека наряду с низшими рефлексами (пищевым, например) есть рефлекс – стремление к преодолению преград. Надо сознательно развивать у себя этот рефлекс.

Читайте также: