Чтение и развитие речи 8 класс 8 вид конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Творчество К.Г. Паустовского – одна из самых ярких страниц в истории русской литературы. Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил? Об этом мы говорили на прошлом уроке. Давайте вспомним основные факты биографии и творчества К.Г. Паустовского.

2. Краткий пересказ ученикам биографии К.Г. Паустовского (слайды с портретами…)

3. Слово учителя.

Быть всегда необходимым людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.

Деятельность его была многообразна: он – автор романов, повестей, рассказов. Его книги – яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоту в самых обычных вещах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

4. Работа над высказыванием о Паустовском.

- Прочитайте высказывание о Паустовском и ответьте на вопрос: что ценит автор этого высказывания в Паустовском?

5. Слово учителя.

Словарная работа: зарубка – отметка рубящим орудием на чем-нибудь, например, на дереве. (слайд)

В течение урока я выслушаю ваши мнения.

III. Формирование знаний, умений, навыков учащихся.

1. Знакомство с темой, целями урока.

б) Катерина Ивановна

в) Мария Петровна

2. Как звали дочь героини?

3. Кто помогал Катерине Петровне по хозяйству?

4. Что отправляла Настя своей маме по почте?

5. Кем работала Настя?

6. Кому помогла организовать выставку Настя?

а) скульптору Тимофееву

б) писателю Трофимову

в) художнику Плетневу

7. Как Настя принимает телеграмму?

8. Успела ли Настя приехать к живой матери?

9. Почувствовала ли Настя вину перед матерью?

3.1. Углубление восприятия произведения.

- О чем этот рассказ?

(Основная тема – взаимоотношения родителей и детей. Также в рассказе речь идет о милосердии, об ответственности человека за свои поступки).

3.2. Работа над композицией рассказа.

- Определим, как построен рассказ.

- Сколько основных частей можно выделить?

(Две, но логически вторую часть можно разделить еще на 2 части. Таким образом, три части).

- О ком и о чем говорится в каждой части?

- Можно выделить еще четвертую часть. Это эпилог.

Словарная работа: эпилог – заключительная часть литературного произведения. (слайд)

Основное действие уже закончено, однако автор оставляет надежду на то, что Настя раскается.

3.3. Постижение авторской позиции.

а) Анализ пейзажа, интерьера.

- Обратимся к тексту. Послушаем начало текста (пейзажную зарисовку) в исполнении ученика.

- Подумайте, для чего автор начинает рассказ с пейзажной зарисовки?

(Она настраивает читателя на определенный лад, подготавливает к восприятию произведения).

- Какие мысли автор передает через этот пейзаж?

Словарная работа: ветла – вид ивы (слайд)

- Как соответствует эта картина природы внутреннему состоянию Катерины Петровны?

- Выражает ли автор прямое сочувствие героине?

- Найдите слова, описывающие комнату и говорящие о том, что жизнь замерла в старом доме.

Вывод: за простой, внешне не проявляемой манерой повествования скрывается глубокое сострадание автора к героине.

б) Характеристика Катерины Петровны.

- Какие чувства вызывает у вас Катерина Петровна?

- Кто виноват в её одиночестве?

- Какие слова подчеркивают одиночество Катерины Петровны?

- Как это одиночество выражено в иллюстрации? (слайд)

- Как выглядит Катерина Петровна?

- Что подчеркивает Паустовский во внешнем облике героини?

(Плохо видит, сгорбленная, маленькая)

- Как вы считаете, были ли у Насти серьезные причины, чтобы не приехать к матери?

- Почему и как пытается оправдать Катерина Петровна свою дочь? Найдите строчки в тексте.

- Как относятся к Катерине Петровне окружающие?

(С уважением, заботясь о ней, оказывают посильную помощь)

- В конце первой части сообщается о том, что Катерина Петровна написала Насте письмо. Почему она это сделала?

(Она предчувствовала смерть)

- Как бы вы откликнулись на такое письмо?

- Итак, о ком говорится в первой части рассказа? Как можно озаглавить её? Подберите словосочетание или предложение, которое характеризует состояние Катерины Петровны.

Физкультминутка (Твист гимнастика)

3.4. Характеристика Насти.

Во второй части рассказа Паустовский резко меняет место действия: он переносит читателя в иной мир – мир большого города, где живет и работает дочь Катерины Петровны, Настя. Во-первых, это естественно, т.к. хочется узнать о том, как девушка получила письмо, и, во-вторых, узнать, что это за бессердечная Настя.

- Где и кем работала Настя?

а) Отношение Насти к письмам матери.

- Какие чувства вызвали у Насти письма матери?

- Как отнеслась Настя к последнему письму матери?

б) Настя в мастерской Тимофеева.

- Как связан эпизод в мастерской с историей жизни Катерины Петровны?

(Оба одиноки, забыты людьми)

- Как вы думаете, почему Настя так самоотверженно помогает скульптору Тимофееву?

- Как это сочетается с безразличием к матери?

в) Выставка Тимофеева.

Устраивая выставку Тимофеева, Настя ходила к председателю Союза художников.

- Бездушна ли, по-вашему, Настя?

(Нет: она сочувствует Тимофееву, тратит много времени на устройство его выставки)

- Как хлопотала Настя о выставке?

И при этом за 3 года не могла написать матери ни одного письма.

- Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите ответ в тексте.

Ничего Настя не забыла. Сама структура предложения передает нежелание ехать. Даже упоминание о материнских слезах выдает Настино раздражение. Паустовский дает нам предостережение: нельзя в повседневной суете забывать о главном, о близких.

- Какая главная мысль повторялась на открытии выставки?

- Сравните отношение Насти к художнику и к своей матери.

- Итак, заканчивается вторая часть рассказа. О ком говорится во второй части произведения? Озаглавьте её. Подберите цитату, которая характеризует отношение Насти к матери.

- Продолжим анализ произведения. Как Настя принимает телеграмму? (Спокойно. Она даже не поняла, о какой Насте речь.)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду?

(Ей было стыдно признаться в том, что в то время, когда она наслаждается похвалой, у нее умирает мать.)

(Неприятное известие, не вовремя, это нарушило её планы.)

-Таким образом, о чем говорится в третьей части рассказа?

Как можно озаглавить эту часть? Найдите предложение о том, что подумала Настя, получив телеграмму.

Зарядка для глаз.

- Прочитайте отрывок, описывающий природу и состояние Насти после беседы со старым художником.

- Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать?

- Успела ли Настя приехать к живой матери?

(Нет, но соседи проводили Катерину Петровну в последний путь, похоронили по-человечески.)

- Какие факты свидетельствуют о том, что совесть у Насти все же пробудилась?

- Итак, закончилась четвертая часть рассказа. О чем говорится в этой части? Как можно озаглавить её? Какие слова в тексте точно передают раскаяние Насти?

5. Работа над эпиграфом к уроку.

- Как вы понимаете смысл этой русской народной пословицы?

- Как соотносится эпиграф к уроку с тем, о чем мы говорили, с произведением?

6. Смысл названия рассказа.

- На дом вам были заданы вопросы:

1. Какие зарубки на сердце оставил у вас этот рассказ?

- Давайте ответим на них сейчас.

- Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно.

- Одной из задач урока было: научиться определять тему и идею рассказа.

- Итак, о чем говорится в произведении?

(О взаимоотношениях родителей и детей, о милосердии, об ответственности человека за свои поступки.)

- Чему учит рассказ?

(Рассказ учит тому, чтобы не быть равнодушным к жизни других людей. Нельзя, увлекаясь работой и заботясь о чужих людях, забывать о самых близких, о матерях. Каждый человек должен чувствовать свою личную ответственность за все, что совершается в жизни. В любых обстоятельствах человек должен оставаться человеком.)

В ходе работы над произведением учащиеся учатся умению составлять характеристики героев, иллюстрировать черты характера героев примерами из текста, обосновывают своё отношение к действующим лицам, отрабатывают навыки беглого выразительного чтения с соблюдением русской орфоэпии. Урок помогает формированию нравственных качеств учащихся.

Составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.

развитие навыков беглого выразительного чтения целыми словами; познакомить учащихся с содержанием рассказа.

учить составлять характеристики героев на основе анализа текста с помощью учителя;

корректировать словесно – логическое мышление, зрительное восприятие, связную устную речь в процессе работы над темой урока;

воспитание милосердия, отзывчивости, любви к близким на примере художественной литературы через анализ поведения, поступков главных героев.

Оборудование: учебник, ксерокопии отрывков из рассказа Г. Паустовского

Основная часть.

Текст лежит у вас на партах.

(проверка д/з проходит при составления характеристики героев)

У. - Что вы можете сказать о Катерине Петровне?

( слабая, больная, старая, кроткая женщина, уставшая жить)

У. - А какова ее дочь Настя? Какое у вас сложилось о ней мнение?

(очень занятая на работе, к матери не приезжает)

У. - Давайте попробуем разобраться в этом человеке.

- Прочитайте письмо Катерины Петровны к Насте. (полный вариант)

- Почему она решается написать дочери письмо? Чем оно вас поразило?

(Старая женщина как-то удивительно просто пишет о приближающейся смерти, не упоминает никого из знакомых, как это обычно делают в письмах, а пишет о саде, об осени. Она пишет о родной земле, в которую ей вскоре суждено лечь навсегда. Она пишет о самом главном - о своей любви к дочери, хотя прямо не говорит об этом ни слова. И только желание увидеть дочь, удерживает ее на этом свете.)

Давайте подумаем об этом и подышим. Встали. (Во время физминутки проводится дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой – 3 упражнения)

Садитесь, продолжим работу,

У. – Как отнеслась Настя к письму матери? (зачитать стр. 197, 2ч.) Почему сразу не прочитала? (понимала, что раз мать написала письмо, значит случилось что-то. По пустякам К.П. старалась дочь не тревожить)

У. – Когда она прочитала письмо? (стр.196, прочитать этот эпизод)

У. – Почему она не поехала к матери? (была занята устройством выставки скульптора Трофимова)

У. – А можно было эту выставку устроить позже? (да) Устройство выставки могло подождать. Ее можно было провести и через месяц, и через полгода.

А какое дело не могло ждать? (…поездка к матери)

У. – Значит, Настя черствый, эгоистичный человек?

Но как же ее работа в союзе художников? Какой она работник? (очень хороший, бескорыстно помогает незнакомым людям)

У. – Забота о матери требует большого терпения, и никто этого не видит, никто этого не публично не оценит, не похвалит.

Оказывается, одно дело - увлекаться работой, делать ее от души, отдавать ей все силы. О другое – помнить о своих близких. О матери. Не ограничиваться денежными переводами и короткими записками. Вот такого испытания на истинную человечность Настя не выдерживает.

У. – как оценили деятельность Насти по устройству выставки в Союзе художников? (зачитать стр.198)

У. – почему телеграмма от Тихона приходит именно в тот момент, когда Першин говорит о заботе о человеке? (потому что забота должна быть настоящей, а не показной. Этот момент показывает противоречивость в характере Насти, которая заботится о чужих, забывая о своей матери.)

У. – как выглядит Настя? Попробуйте найти описание ее внешности.(ничего нет)

У. – почему она не признается в том, что телеграмма о матери? (стыдно)

У. – с кем провела эту последнюю осень Катерина Петровна? (с Тихоном и Манюшкой, соседской девчонкой).

А что это были за люди? Кратко охарактеризуйте их. Ищем в дополнительных материалах (Манюшка – стр.197, Тихон – стр.195)

Как провожали Катерину Петровну в последний путь? (читает учитель)

Хочется надеяться, что Настя изменится. Ведь у нее вся жизнь впереди.

Чтение текста заповеди на доске. Как вы ее понимаете?

Настя нарушила эту заповедь: она оставила мать без помощи душевной, моральной в тяжелое для нее время, не заботилась о ней в старости.

Митрополит Алексий Сурожский сказал: «Пока мы нуждаемся в родителях, мы остаемся рядом с ними. Взяв же с них все, что можно взять, поворачиваемся к ним спиной, снимаем с себя всякие обязательства по отношению к нашим близким.

Исключаем себя из тайны любви, потому что больше ничего не можем получить, не способны давать сами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: - познакомить детей со звуком [а], буквами А а, и их употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласный звук [а] , узнавать графический образ этих букв. Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.

2.Разминка. -А теперь вместе со мной повторяем: Астра, азбука, айва Начинается на А, И кончаются на А Астра, азбука, айва.(с.12) -Очень хорошо!

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра) - С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].(с.13)

Он большой, как мяч футбольный, Если спелый все довольны. Так приятен он на вкус, И зовут его….(арбуз)(с.14) -Правильно, арбуз.

Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины. И тогда, поднявший пыль, Побежит …(автомобиль)(с.15) -Правильно , автомобиль.

Вот два столба наискосок, Между ними поясок. Ты эту букву знаешь ? А? Перед тобою буква… (с.16) -Молодцы! С заданием справились.

-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной. (с.17)

-А теперь придумайте слова со звукам [а]. -Молодцы!

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы? - Буквы бывают из всего! Смотрите!( с.18, 19,20) - Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста) - Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки. - Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов). - Молодцы. Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка. -А теперь ребята, немножко отдохнем.

- А сейчас определим в словах : астра, азбука, айва ударный звук.

Тема: Гласный звук [а] и буквы Аа.

Цель: изучить звук и буквы А а.

Образовательная: - познакомить детей со звуком [а], буквами А а,

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и речь детей.

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в беду.


Ход занятия.
I. Организационный момент.

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.(с.2)

II. Актуализация темы урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

-Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а!)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)

- Молодцы! Мы сегодня с вами познакомимся со звуком [а] .

-А каких зверей он лечил? Назовите только тех из них, в название которых слышится звук [а].(с.4) (обезьяна, лиса, белка, заяц, жираф)

- Скажите, какие фрукты , имеющие в названии звук [а], растут в Африке?(с.5) (Мандарин, апельсин, айва, абрикос, авокадо).

-Айболит очень любит лечить зверей лекарственными травами. А какие лекарственные травы знакомы вам? (Малина, ромашка, липа, мята и т.д.) (с.6)

-Сколько звуков [а] слышится в словах : малина, ромашка, липа, мята?

-Ребята, звук [а] обозначают буквой А . А теперь познакомимся с этой буквой.(с.7)

-Первая-заглавная буква-А, вторая-строчная буква а. Заглавные буквы нужны для того, чтобы показать на письме начало предложения, кроме того, некоторые слова принято писать с большой буквы. Например, имена людей, название рек, городов и т.д. Постепенно вы узнаете об этих правилах русского языка.

2. Чтение учителем стихотворения.

-А теперь слушайте стихотворение про букву А.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.(с.8)

III. Изучение нового материала.

1.– Найдите в своих кассах печатную букву А и покажите.

– Какой звук обозначен этой буквой, произносим хором а- а- а- а. – какой он гласный или согласный? (гласный)(с.9)

-А теперь вместе со мной повторяем:

Астра, азбука, айва

Начинается на А,

И кончаются на А

Астра, азбука, айва.(с.12)

3.Ребята, назовите что изображено на рисунке? (Арбуз, апельсин, ананас, астра)

- С какого звука они начинаются?( все слова начинаются со звука [А].(с.13)

- Какая картинка лишняя? (Лишняя - астра. Это цветок. Его нельзя есть. Он не съедобный.)

_Молодцы! А теперь продолжим урок, поиграем в такую игру:

-Я начинаю стихотворение, вы должны закончить.

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый все довольны.

Так приятен он на вкус,

И зовут его….(арбуз)(с.14)

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины.

И тогда, поднявший пыль,

Вот два столба наискосок,

Между ними поясок.

Ты эту букву знаешь ? А?

Перед тобою буква… (с.16)

-Молодцы! С заданием справились.

-Ребята! Звук [А] на письме обозначается буквой А. Раскрасьте букву А в красный цвет. Буква А, как и звук [А], называется гласной. (с.17)

-А теперь придумайте слова со звукам [а].

- Как вы думаете. Из чего бывают буквы?

- Буквы бывают из всего! Смотрите!( с.18, 19,20)

- Из чего эти буквы? (Из листиков, веревочки, прутика, бусинок, из теста)

- Попробуйте и вы сделать букву А. Что вам необходимо? Выбирайте: карандаши, счетные палочки, разноцветные кружочки.

- Напишите букву в воздухе, на столе;( выложить печатную букву из выбранных материалов).

- Молодцы. Прочитаем? Эту букву читают так же, как и зовут – просто а. Давайте ее читать! Сначала шепотом, вполголоса. Теперь погромче. Теперь так громко, чтоб тебя услышали во всем мире.

IV. Физминутка.

-А теперь ребята, немножко отдохнем.

V. Закрепление.

-Мы с вами отдохнули. А теперь давайте поможем аисту.

1.Помоги Аисту собрать все буквы А.

-Молодцы! Вы помогли аисту собрать буквы. Она очень рада.

-А теперь аист дает вам задание. Слушайте очень внимательно.

2. Зачеркни все буквы А (а) в стихотворении.

(У каждого ученика есть это задание)

- –Ребята, скажите, звук может быть каким? (Ударным, безударным.)

- А сейчас определим в словах : астра, азбука, айва ударный звук.

1-й раз – арбуз- встали, тетради – хлопаем, дома – топаем,

2-й раз – апельсин – встать, лекарство - топаем,доска- хлопаем.

3-й раз-Амур, лошади, лягушка.

5.Запомните слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.(с.24)

-Ребята, вы любите сказки? Сейчас я прочитаю вам сказку, но сказка с заданием. Вы должны запомнить слова со звуком [а] , которые встретятся вам в сказке.

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Что же это делается, а?- шипели шипящие. –Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…

- Все правильно,- молча думали гласные буквы,-ведь недаром самые вкусные вещи- арбуз , апельсин, абрикос, ананас-начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

-Я не понимаю, почему все же первая А, а не Я?!

- А потому, -сказала молчавшая до сих пор А, -что самое первое слово каждого малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово?-неунималась Я.

- Агу, -сказала А. –И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике . А всем известно , что адмирал должен быть всегда впереди!

-Так!-сказал твердый знак.

Вот такая история случилась с буквой А. После того случая буквы жили дружно и никогда не ссорились.

-Какие слова вы запомнили?

-Молодцы! Много слов вы запомнили.

-А теперь ребята мы с вами попробуем сочинить сказку. Поможете мне?

На лесной опушке жил зверек, в названии которого был звук [а]. Отгадайте, кто это мог быть? (Заяц)(с.24) Правильно.

У него был огород , в котором он выращивал овощи, в названии которых был звук [а]. Как вы думаете, что это за овощи? (Капуста, репка, картофель, кабачки.)(с.25) Осенью он собрал урожай и позвал на обед своих соседей. Каждый принес зайцу игрушку для его детей –зайчат. Как вы думаете , что это были за игрушки? (с.26)(Машина, кукла, пирамидка , мозайка и т.д.) Зайчатки были рады!

Предмет: Русский язык и литература
Категория материала: Конспекты
Класс: 8 класс
Автор: Галиуллина Наталья Николаевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 25.24 Kb

Учитель: Галиуллина Н.Н.

Конспект урока чтения и развития речи.

Тип урока: комбинированный.

- развивать слуховое внимание на этапе рассказа учителя;

3) Коррекционно – воспитательные – воспитывать чувство гордости за Родину, при знакомстве с героическим прошлым нашей Родины (ВОВ 1812 года);

- воспитывать умение работать в паре, группе, выслушивать друг друга, уважать мнение одноклассников.

Оборудование: учебник чтения, проектор, презентация, оценочные листы, таблица результатов оценивания, правила работы в группе.

Орг. момент. Актуализация знаний по биографии А.С. Пушкина.

- С творчеством, какого писателя мы познакомились на предыдущем уроке?

- В каком городе родился Александр Сергеевич?

- В каком закрытом учебном заведении он обучался?

- Самое сильное увлечение Пушкина в годы обучения в лицее?

- За что был сослан в ссылку в село Михайловское?

- Какое историческое событие произошло 14 декабря 1825 года в Петербурге?

- Перечислите известные вам произведения Александра Сергеевича.

Опрос домашнего задания.

1 группа – причины гибели Пушкина, где был похоронен поэт?

2 группа - за что царское правительства преследовало Пушкина? (найдите в тексте отрывок).

3 группа – с каким стихотворением впервые публично выступил Пушкин, где это произошло?

Тест по биографии.

а) Назовите годы жизни А.С. Пушкина.

1.1799-1837 2.1889 – 1937 3.1789 – 1837

1.Жуковский 2.Гоголь 3.Державин.

в) Назовите произведение после прочтения которого Жуковский написал: «Победителю ученику от побежденного учителя в пот высокоторжественный день, в который он окончил…..

г) Фамилия француза смертельно ранившего А.С. Пушкина на дуэли.___________

- Вы правильно ответили на блиц - вопросы. Сегодня мы продолжим знакомиться с жизнью и творчеством великого русского поэта, писателя А.С. Пушкина. Подумайте, о чем бы вы еще хотели узнать из его биографии?

- Что вы знаете о годах его учебы в лицее?

- А известно ли вам, как проходили выпускные экзамены у Царскосельских выпускников?

- Как думаете, о каком времени жизни Александра Сергеевича мы сегодня будем говорить?

- Правильно сегодня мы поговорим о годах учебы А.С. Пушкина в Царскосельском лицее.

А в конце урока при подведении итогов мы посмотрим, все ли вы узнали, или останутся еще тайны в учебной жизни Александра Пушкина.

(Слайд с расписанием режима дня лицеистов).

4 января экзаменовали по закону божьему, логике, географии, истории, немецкому языку и нравственным наукам

8 января – по латинскому языку, математике, физике, российскому языку.

(Слайды 9, 10 выпускные экзамены).

Края Москвы, края родные,

Где на заре цветущих лет

Часы беспечности я тратил золотые,

Не зная горести и бед,

И вы их видели врагов моей отчизны!

И вас багрила кровь и пламень пожирал!

И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни;

Вотще лишь гневом дух пылал.

- Сейчас вы будите работать в паре.

Словарная работа: конторки, почили, сень, вотще, келья, плисовые сапоги.

Работа в группе.

- Я предлагаю вам разделить данный текст на части по плану:

1. Волнение среди лицеистов.

2. Присутствие Державина на экзамене.

3. Чтение стихов Пушкиным.

4. Восторг Державина.

На эту работу вам 3 -5 минут.

После этого кратко пересказать рассказ по данному плану, в пересказе нужно использовать словарные слова, которые записаны на доске.

- Тема нашего урока?

- Узнали ли вы на уроке то, что хотели узнать об лицейских годах Пушкина?

- Где вы можете найти ответы на свои вопросы?

- Что вам запомнилось на сегодняшнем уроке?

- Что было сложным?

Оценивание по оценочным листам.

Запись домашнего задания.

1 гр. Стр. 35 -38, краткий пересказ, выучить отрывок.

2, 3 группа – стр. 37, выучить отрывок.

Чтение с заданием.

Учитель индивид. проверяет задание (за правильный ответ 1 балл)

Оценивание за урок:

Физ.пауза для глаз

Обучающиеся получают задание:

1 гр. Какие отметки получил Пушкин в свидетельстве об окончании лицея?

3 гр. Сколько лет длилось обучение в Царскосельском лицее?

Итоги во фронтальной беседе по предварительным вопросам, оценивает учитель.

Чтение отрывка из стихотворения подготовленным учеником.

Фронтально, слова записаны на доске.

Правила в тематическом уголке.

Ответы обучающихся оценивает ребята из другой группы.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Цели урока:
• расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы;
• помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал;
• формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя
Задачи урока:
а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;
б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;
в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;
в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

Оценить 189 0

расширить знания обучающихся о личной и творческой биографии писателя, вписанной в контекст русской и мировой литературы;

помочь обучающимся понять Тургенева как человека и писателя, его отношение с действительностью; помочь обучающимся активно воспринимать материал;

формировать самостоятельность, внимательность, ответственность, воспитывать интерес к творчеству писателя

а) показать роль русской усадьбы в формировании личности писателя;

б) познакомить с произведениями, созданными писателем в Спасском-Лутовинове;

в) пробудить чувство любви и уважения к родной земле;

в) вызвать интерес к духовному и историческому наследию русского народа.

2 Актуализация знаний обучающихся. Проверка и контроль выполнения домашнего задания.

3.Знакомство с жизнью и творчеством Тургенева

Вступительное слово учителя.

Иван Сергеевич Тургенев (1818—1883) принадлежит к числу писателей, внесших значительный вклад в развитие русской литературы второй половины XIX века.
Иван Тургенев был одним из самых значимых русских писателей XIX века. Созданная им художественная система изменила поэтику романа как в России, так и за рубежом. Его произведения восхваляли и жестко критиковали, а Тургенев всю жизнь искал в них путь, который привел бы Россию к благополучию и процветанию.

Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле, но Орлу не суждено было стать городом его детства. Память о первых детских радостях, где он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки, была у него неразрывно связана со Спасским. Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте

Мать Ивана Сергеевича - женщина властная, умная и достаточно образованная, красотой не блистала. Бала она небольшого роста, приземистой, с широким лицом, попорченной оспой. И лишь глаза были хороши: большие, темные и блестящие.

Рано потеряв отца, Варвара Петровна воспитывалась в семье отчима, где чувствовала себя чужой и бесправной. Не выдержав притеснений, она вынуждена была сбежать из дома и нашла приют у своего дяди, Ивана Ивановича Лутовинова, человека сурового и нелюдимого. На свою племянницу он мало обращал внимания, однако держал ее в строгости и за малейшее ослушание грозил выгнать из дома. Внезапная смерть дяди неожиданно превратила забитую приживалку в одну из богатых невест в округе, владелицу ограмных поместий и почти пяти тысяч крепостных крестьян.

Варваре Петровне было уже тридцать лет, когда она познакомилась с молодым офицером Сергеем Николаевичем Тургеневым, который произвел на нее неотразимое впечатление.

В начале 1816 года состоялось бракосочетание, и молодые поселились в Орле. Своего мужа Варвара Петровна боготворила и побаивалась. Она предоставила ему полную свободу и ни в чем не ограничивала. Варвара Петровна, в основном, занималась воспитанием детей. Перенесенные в свое время в доме отчима и дяди страдания не лучшим образом отразились на ее характере. Своенравная, капризная, истеричная, к детям своим она относилась неровно. Порывы заботливости, внимания и нежности сменялись приступами ожесточения и мелкого тиранства. По ее приказу детей наказывали за малейшие проступки, а иногда и без всякой причины.

"Мне нечем помянуть моего детства, - говорил много лет спустя Тургенев. - Ни одного светлого воспоминания. Матери я боялся, как огня. Меня наказывали за всякий пустяк - одним словом, муштровали, как рекрута. Редкий день проходил без розог; когда я отважился спросить, за что меня наказали, мать категорически заявляла: "Тебе об этом лучше знать, догадайся".

Когда Тургенев подрос, его ужаснули картины насилия и несправедливости, с которыми он сталкивался на каждом шагу. Мальчик видел жестокость своей матери по отношению к дворовым людям. Она не выносила, когда кто-нибудь ей осмеливался перечить. И гнев ее был страшен. Редкий день проходил без того, чтобы со стороны конюшни не раздавались крики наказываемых плетьми людей.

На всю жизнь сохранились в сознании писателя горечь за несправедливо нанесенные обиды и унижения.

Отец Тургенева - Сергей Николаевич, отставной полковник-кирасир, был человек замечательно красивый, ничтожный по своим качествам нравственным и умственным. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его, как "великого ловца пред Господом".

Усадьба Тургенева Спасское-Лутовиново - родное гнездо великого писателя. Здесь прошло его детство, сюда он не раз приезжал и подолгу жил в зрелом возрасте.

Дворовые слуги рассказывали ему страшные истории о старом барине Иване Ивановиче, о том, что он и теперь ходит по Варнавицкой плотине и ищет разрыв-траву, чтобы выбраться из могилы; о жестоком управителе, убитом крестьянами в овраге возле Ивановского пруда, и что с тех пор овраг этот зовется Злодеев верх.

Мальчик был одарен. В нем поразительно рано стали проявляться необыкновенно острая чувствительность, живая образная память, независимый и быстрый ум. Все эти качества крепли и развивались в Спасском-Лутовинове, но, может быть, самым важным было то, что здесь у него зародилось чувство родины, сознание кровной связи со своим народом, здесь он увидел красоту родной земли.

Самым привлекательным местом для Вани был парк. Здесь мальчик чувствовал себя на воле, наедине с природой. Крепостные учили его распознавать по голосам птиц, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Иногда ему удавалось тайком поиграть с деревенскими ребятами или убежать на дворню, чтобы послушать песни, посмотреть хороводы. Одним из самых сильных впечатлений детства стала для Вани неожиданно завязавшаяся дружба с Леоном Серебряковым, крепостным слугой матери. Леон был грамотен, пел в церковном хоре и даже пытался сам сочинять стихи. Он приучил мальчика читать книги из домашней библиотеки. Библиотека занимала самую большую комнату дома. Она была расположена в специальной пристройке, с окнами, выходящими на обе стороны. Стены библиотеки были сплошь заставлены книжными шкафами, в середине комнаты стоял тяжелый домодельный бильярд, крытый зеленым сукном.

Писатель любил и ценил книгу, но никогда не был накопителем, библиоманом. Тургенев охотно дарил книги близким людям, школе, основанной им в Спасском-Лутовинове. Книгами его библиотеки пользовались и гости, и все живущие в доме. Это одна из любимых комнат дома: здесь писатель в моменты творческого подъема работал по восемь часов в день.

Слайд(8)- Годы учения

В 1827 г. Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве; на Самотеке был куплен ими дом. Тургенев учился сначала в пансионе Вейденгаммера; затем его отдали пансионером к директору Лазаревского института Краузе.

В 1833 г. 15-летний Тургенев поступил на словесный факультет Московского университета. Год спустя, из-за поступившего в гвардейскую артиллерию старшего брата, семья переехала в Санкт-Петербург, и Тургенев тогда же перешел в Петербургский университет.

Студентом 3-го курса он представил на его суд свою написанную пятистопным ямбом драму "Стенио", по собственным словам Тургенева - "совершенно нелепое произведение, в котором с бешеною неумелостью выражалось рабское подражание байроновскому Манфреду".

В 1836 г. Тургенев кончил курс со степенью действительного студента. Мечтая о научной деятельности, он в следующем году снова держал выпускной экзамен, получил степень кандидата, а в 1838 г. отправился в Германию. Поселившись в Берлине, Тургенев усердно взялся за занятия. Ему не столько приходилось "усовершенствоваться", сколько засесть за азбуку. Слушая в университете лекции по истории римской и греческой литературы, он дома вынужден был "зубрить" элементарную грамматику этих языков.

Сильное впечатление произвел на Тургенева и весь вообще строй западноевропейской жизни. В его душу внедрилось убеждение, что только усвоение основных начал общечеловеческой культуры может вывести Россию из того мрака, в который она была погружена. В этом смысле он становится убежденным "западником".

В 1841 г. Тургенев вернулся на родину.

Но в Тургеневе уже простыл жар к профессиональной учености; его все более и более начинает привлекать деятельность литературная. В 1843г. он начинает печататься.

Вынужденного по воле судьбы многие годы находиться вдали от Родины, на краю чужого гнезда”, Тургенева не покидают тяжкие раздумья о судьбе своей Родины.

После трагических событий французской революции творческой силой истории Тургенев начинает считать интеллигенцию. Он замечает, что века крепостной неволи отучили народ чувствовать себя хозяином земли. Итогам этих раздумий является романы. “Накануне”, “Отцы и дети”.

Белинский и его единомышленники давно мечтали иметь свой печатный орган. Эта мечта осуществилась в 1841 году, когда Некрасов и Панаев приобрели в аренду журнал "Современник", основанный в свое время А.С.Пушкиным и после его смерти издававшийся П.А.Плетневым. Тургенев принял непосредственное участие в организации нового журнала. По словам П.В.Анненкова, Тургенев был "душой всего плана, устроителем его. Некрасов советовался с ним каждодневно; журнал наполнялся его трудами".

В январе 1847 года первый номер обновленного "Современника" вышел в свет. Тургенев опубликовал в нем несколько произведений: цикл стихотворений, рецензию на трагедию Н.В.Кукольника "Генерал-поручик Паткуль.", "Современные заметки". Но подлинным украшением первой книжки журнала явился очерк "Хорь и Калиныч", открывший целый цикл произведений под общим названием "Записки охотника". "Записки охотника" - это книга о народной жизни в эпоху крепостного права. Писатель нарисовал в ней широкую картину русской действительности середины прошлого века, запечатлел образ великого народа, его живую душу, не сломленную крепостническим гнетом и сохранившую высокие духовные и нравственные качества, чувство собственного достоинства, жажду воли, веру в жизнь, достойную человека.

Некрасов постоянно советовался с писателем, посылал свои произведения с просьбой высказать свое мнение о них! Тургенев займет мою роль в редакции "Современника" - по крайней мере, до тех пор, пока это ему не надоест",- писал Некрасов Л.Н.Толстому.

В июле 1858 года Тургенев возвратился на родину после долгого пребывания за границей. Многое изменилось в "Современнике". На общественно-политическое и литературное направление журнала все большее влияние стали оказывать Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов. Тургенев с опасением следил за укреплявшейся идейной близостью Некрасова с революционерами-демократами. Его пугала откровенная проповедь идей крестьянской революции, с которой выступали на страницах "Современника" Чернышевский и Добролюбов, считавшие, что только революционным путем народ может завоевать себе полную свободу. Сам Тургенев был сторонником постепенных преобразований.

В начале 60-х годов выходит роман "Накануне", который вызвал горячие споры. Наиболее глубокое истолкование нового произведения Тургенева дал Добролюбов в статье "Когда же придет настоящий день?". Открытый призыв к революции, прозвучавший в статье, испугал Тургенева. Познакомившись с содержанием статьи до ее публикации, он попросил Некрасова не печатать ее. Некрасов оказался перед выбором между Тургеневым и Добролюбовым. И он его сделал.: статья "Когда же придет настоящий день?", хотя и с некоторыми сокращениями, была опубликована в "Современнике", после чего Тургенев отказался от дальнейшего участия в журнале

Слайд(14-15) –Тургенев и Виардо. История любви

КОГДА МЕНЯ НЕ БУДЕТ.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мою могилу. Тебе там делать нечего.
Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.
Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.
Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.
И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

Декабрь 1878

В 80-е годы И.С.Тургенев создавал произведения оригинального жанра, которые он назвал “старческие”. Это небольшие стихотворения в прозе, написанные на разные темы: политические, философские, психологические. Одно из таких стихотворений вам известно “Русский язык”, в котором Тургенев пропел гимн родному языку. В одних стихотворениях Тургенев передал свои мрачные, грустные раздумья о смерти, о ничтожности человека в сравнении с величественной, бессмертной природой, в других чувствуется, как Тургенев преодолевал эти настроения, стремился заразить читателя жаждой жизни, борьбы.

Об этом его стихотворение “Мы еще повоюем”.

(Чтение стихотворения учителем).

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!

Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.

Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.

Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.

И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!

Особенно один из них так и надсаживал бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и чёрт ему не брат! Завоеватель — и полно!

А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.

Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.

И пускай надо мной кружит мой ястреб…

Мы еще повоюем, чёрт возьми!

Ноябрь, 1879 г.

В 1879 году Тургенев делает последнюю попытку обзавестись семьей. Молодая актриса Мария Савинова готова стать его спутницей жизни. Девушку не пугает даже огромная разница в возрасте — в тот момент Тургеневу было уже за 60.

В 1882 г. Савинова и Тургенев отправляются в Париж. К сожалению, эта поездка определила конец их отношений. В доме Тургенева каждая мелочь напоминала о Виардо, Мария постоянно чувствовала себя лишней и мучилась ревностью. В том же году Тургенев тяжело заболел.

Скончался писатель 22 августа 1883 года.

Тело писателя было отправлено в Россию и согласно завещанию, похоронено на Волковом кладбище. Причем, в Петербурге ему устроили такое торжественное погребение, какого не видывали со времен кончины Пушкина.

А в Париже на проводах гроба с телом писателя в Россию французский писатель и публицист Эдмон Абу сказал: “Франция с гордостью усыновила бы Вас, если бы Вы того пожелали, но Вы всегда оставались верным России. ”

Читайте также: