Конспект урока мороз красный нос 2 класс

Обновлено: 09.07.2024

* учить основам смыслового чтения, выделять существенную информацию..

* слушать и вступать в диалог, формулировать собственное мнение и позицию;

* участвовать в коллективном обсуждении;

* строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками

* принимать и сохранять учебную задачу;

* выделять необходимую (существенную) информацию из текста;

* оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые

коррективы в исполнение.

* формировать мотивационную основу учебной деятельности, учебно-

познавательный интерес к новому учебному материалу;

* развивать способность к самооценке на основе критерия успешности

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Как вы думаете, ребята, трудности всегда можно преодолеть ? Трудности всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошими мыслями, с хорошим настроением. Вместе мы сможем решить любую задачу!

II. Формирование темы урока Я прочитаю несколько отрывков из знакомых вам произведений. Отгадайте, что это за произведение и кто автор?

«Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка. Каждый день они ходили за водой.

Подумайте, какой отрывок может быть лишним и по какому признаку?

(Лишний первый отрывок. Это рассказ. А вторые два это русские народные сказки). Сколько осталось произведений. Два. Это будет первое слово в названии темы урока.

-Определим вторую часть в названии темы урока.

Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы

И заросли роз? (Мороз).

Сформулируйте тему урока полностью .

Сформулируйте цель урока :

III. Изучение нового материала.

(Ассоциации с праздником, волшебством, чудесными картинами, с исполнением желаний, счастьем и добром.)

- Можно ли изменить его заголовок любыми из тех слов, которые вы сейчас назвали?

Прошу детей сформулировать свои догадки. Учащиеся рассуждают, ищут обоснования своим ответам.

- В сказке встретятся незнакомые слова. Посмотрите и прочитайте слова, объясните их значение.

издавать звук, щелчок

жмётся от холода

богатый человек, живущий в городе, владелец торговой лавки или магазина

бедный человек, живущий в деревне, занимается обработкой земли, беден

По названию и данным словам попробуйте определить, о ком сказка.

Сказка русская народная, так как нет автора, по иллюстрациям можем предположить, что в сказке есть олицетворение - когда предметы неживой природы изображаются как живые существа.

5. Первичная проверка понимания

- Понравилась сказка? Докажите , что это сказка? Это произведение придуманное, в нём есть герои, которых нет в настоящей жизни – Морозы. Докажите что это русская народная сказка ( барин , мужик, лапти, бубенчик, колокольчик)

- Подумайте, для чего в сказке нужны Морозы?

- Они – волшебные предметы и испытывают других героев, на какие – то качества характера.

- А что такое мороз?

- Мороз – это явление природы, холод – погода с низкой температурой.

- А как в сказке представлены морозы?

- Как живые существа, но только наделённые волшебной силой.

6. Закрепление изученного .Работа с текстом

- Два Мороза были родными братьями? (да)

- Синий нос – это старший брат? (да)

- Старший брат Красный нос – погнался за барином? (нет)

- Купец не замёрз, его спасла шуба? (нет)

- Дровосек бежал за санями , чтобы согреться? (да)

- Красный нос заморозил дровосека? (нет)

- Прочитаем сказку вслух. Будьте внимательны, после прочтения будем отвечать на вопросы.

- Назовите действующих лиц сказки. ( 2 мороза, купец, крестьянин)

Б ) Выборочное чтение.

- Найдите в тексте и прочитайте:

- Как решили позабавиться два Мороза?

- Куда едет купец? А крестьянин? (- Купец едет в город, а крестьянин – в лес по дрова.)

- Как одет купец? Как одет крестьянин? (Найдите в тексте) (- На купце была шуба медвежья, шапка лисья, сапоги волчьи. У крестьянина полушубок старый да рваный, шапка худая, рукавицы дырявые.)

- Как спасались от холода купец и дровосек?

- Про кого из героев сказки можно сказать:

Ленивый, вялый, не привык работать – это …. (купец)

Трудолюбивый, умелый, труженик, работящий – это ….. (крестьянин)

-Как Мороз – Синий нос заморозил купца? Почему ему это удалось? (Мороз-Синий нос забрался к купцу и в шубу, и в шапку, и в сапоги. Купец не хотел вылезать из саней, потопать ногами, похлопать руками, вот Мороз его и заморозил.)

- Удалось ли Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге? Почему? (Морозу – Красному носу заморозить крестьянина по дороге не удалось, потому что он бежал.)

- Мороз решил заморозить его в лесу, когда крестьянин остановится.( Дровосек начал работать, топором махать и ему стало жарко – жарко, а Мороз жары боится.)

А в третий раз почему не удалось заморозить? (- Полушубок был мокрым от пота и когда Мороз в него забрался, то он стал твёрдым, негнущимся. Крестьянин побил полушубок поленом, чтобы размять его.)

В) Работа в парах: Выберите слова, которые описывают действия крестьянина? - + …. Купца? - V …… Какие слова остались? Действия кого описывают они?

Гуляли, кряхтит, едет, рубит, позабавиться, машет, бежит, поморозить, лежит, выколачивает, кутается.

- Из чего это следует? (Сразу согласился с его решением, при встрече в бороду посмеивался, был доволен.)

- Почему не предостерёг, не предупредил младшего брата?

(Хотел проучить его на собственных ошибках. Мороз Красный Нос совета

не спрашивал, он был молод).

Молодость хороша сама по себе, но не имеет опыта, поэтому не нужно

пренебрегать советами старших.

Теперь мы нарисовали словесные портреты всех героев. Каков же финал у каждого?

- Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась.

- Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил.

- Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос.

- Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз.

7) Рефлексия . Подведение итогов

Сказка обязательно учит людей, и сказочный выдуманный мир всегда несет с собой мудрую мысль. Над кем и над чем посмеялся народ в этой сказке?

- Над ленью купца - барина; над неопытностью младшего братца Мороза – Синего носа.

- Что поучительного хотел передать народ своим детям?

Какая пословица выражает основную мысль сказки? Топор лучше шубы греет.

1. Своей работой на уроке я…

2.Урок для меня показался

5.Материал урока мне был

Я хочу вам дать советы, чтобы победить в себе лень и воспитать трудолюбие.

Любую работу делай на совесть;

Не оставляй работу, если видишь, что она не завершена;

Не будь равнодушен к выполняемой работе.

1. Что решили сделать братья Морозы?

а) поиграть б) порезвиться в) позабавиться

2. Богатый купец ехал:

а) с колокольчиками б) с бубенчиками в) со звоночками

3. За кем побежал младший брат, Мороз – Красный нос?

а) за рыбаком б) за охотником в) за дровосеком

4. Какая у купца была шуба?

а) медвежья б) лисья в) волчья

5. Чем дровосек стал выколачивать мороз из полушубка?

а) кнутом б) поленом в) палкой

6. Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет?

а) печка б) костёр в) топор

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Бубенчик круглый, почти закрытый с небольшими прорезями (для лучшего звучания) и внутри него находится один или несколько шариков которые издают звук. Колокольчик это открытый снизу конус с язычком внутри, который и издает звук, ударяясь о стенки.

Сравнительная характеристика купца и крестьянина.

- Розвальни с бубенчиком. - В лес. - Сани с колокольчиками. - В город. Во что были одеты? На чём ехали? Куда? Шуба медвежья. Сапоги волчьи. Шапка лисья. Полушубок старый да рваный. Шапка худая. Рукавицы дырявые.

Бегом за санями бежит. Топором машет. Скинул тёплую одежду. Лежит себе да кутается. Как себя вели, когда замерзали?

Сравнительная характеристика двух братьев Морозов

Мороз – Синий нос справился с купцом, его забава удалась. Мороз – Красный нос – проучен за свою торопливость, неопытность – его дровосек поленом поколотил. Для крестьянина всё кончилось хорошо – он и дров нарубил и не замёрз. Купец наказан за свою лень и важность – его заморозил Мороз – Синий нос. Топор лучше шубы греет.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Литературные тайны. Обобщение изученного" (с использованием игровой технологии, ИКТ)



План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"


Конспект урока литературного чтения в 4 классе "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина "Как Илья из Мурома богатырём стал"

Представлен конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Система Л.В.Занкова" по теме "Подвиги русских богатырей. Литературные жанры: былина " Как Илья из Мурома богатырём с.



Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI.


-совершенствовать умение читать текст правильно, осознанно, выразительно, целыми словами.

-развивать умения: работать с содержанием поэтического произведения; определять авторский замысел, понимать главную мысль произведения; выстраивать логические цепи рассуждений; формулировать на основе прочитанного несложные выводы; читать отрывок из поэмы выразительно, наизусть;

-развивать интерес к творчеству Н.А.Некрасова.

1 .Организационный момент

Дорогие мои я очень рада видеть ваши умные глазки и мы с вами отправимся в путешествие по литературному чтению.

Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как авторы литературных произведений любят родную природу, стараются передать её привлекательность и необычность нам - читателям, будем учиться характеризовать события в произведении, отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать и конечно же фантазировать.

3 Проверка домашнего задания :

-Давайте вспомним какую большую тему мы изучаем?

_Какое время года ? (Зима).

Какие зимние месяцы? (Декабрь, январь ,февраль)

-Как зовут автора, который написал стихи про зимние месяцы? (С.Я.Маршак)

Расскажите как он говорит про зимние месяцы?

Дети рассказывают домашнее задание.

-Но не только авторы любили и почитали зиму, но и простой народ.

Народная любовь к зиме выражается в приметах. Какие народные приметы вы помните или записали.

.4.Подготовка к восприятию.

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Н.А.Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов - великий русский поэт, жил в середине ХIХ века. Детство он провел в деревне близ Волги.

Его отец был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в большом и просторном доме, а неподалеку от дома стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что зазорно сыну дворянина водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту, тайком убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят. Он купался с ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную малину, чернику, грибы, а когда наступала зима, уходил с той же ватагой на Волгу - кататься с крутых берегов на салазках. Так с самого раннего детства Некрасову стала близка и мила жизнь простого народа.

Его няня была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие довелось ему услышать от няни, были старинные русские народные сказки, те самые, что в течение многих столетий рассказывали в каждой крестьянской семье. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.

Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную природу: красоту полей, рек, лугов, весенний "зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.

Стихи Некрасова написаны прекрасным, певучим, богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в деревне. Он чувствовал крестьянскую речь, она звучала в его стихах так просто, естественно и так хорошо!

Много сравнений, образных выражений он брал из народных загадок, поговорок и сказок.

В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы - могучего богатыря, чародея.

Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова "Мороз, Красный нос" - "Мороз-воевода", как его называет поэт. Но сначала уточним значение некоторых слов, которые встретятся в тексте.

. Воевода - предводитель войска в Древней Руси, а также управляющий городом или округом. Воеводы избирались из богатых, знатных фамилий. Это были родовитые бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.

Дозор -охрана.

5. Первичное восприятие.

Всмотритесь в картины родной природы и послушайте стихотворение.

Попробуйте представить себе мороза -воеводу.

Чтение стихотворения учителем.

6.Проверка первичного восприятия.

-О чём стихотворение? На какую оно тему?

(Высказываются предположения.Стих-ние о зиме,так как здесь нарисован Дед Мороз).

-Как называется стих-ние?

(Своего названия не имеет.Это отрывок из поэмы "Мороз, Красный нос").

-Почему слово "красный"с большой буквы?

(Прозвище одушевлённого лица.

- Понравилось ли вам стих-ние?

- Сам поэт назвал этот отрывок "Мороз-воевода".

Слово "воевода" имеет два значения. В каком значении оно используется в этом тексте: "начальник войска" или "начальник большого владения"? (Во втором).

Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)

Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)

Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)

Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)

8. Вторичное восприятие

-Чтение по цепочке, по строчке.

- Какой жанр напоминает это стихотворение? (Сказка).

-Назовите сходство со сказкой. (Главный герой стихотворения сказочный. Он не существует, но поступает, как живой человек).

-Он совершает поступки вполне человеческие. Какие?

(Обходит владенья, глядит, идёт,).

-Что значит "Мороз-воевода дозором обходит владенья свои"?(сторожит).

-Почему он так тщательно проверяет каждый уголок? (Хозяин своих владений).

Он кажется нам всемогущим владыкой. Он всё может).

-Какие звуки мы слышим в его присутствии?

(Трещит по замёрзлой воде,

-Какой Мороз -воевода?

(Строгий, ответственный, хозяйственный).

На кого похож -Воевода ?

(Он похож на сказочного царя, ).

-А у мороза есть ноги? (Нет).

-Какой литературный приём использует автор ? (Сравнение)

-Что такое сравнение? (Ответы).

-Как автор относится к герою? (Уважительно, любит, радуется с ним, по- доброму, как к живому.)

-Если мороз живой то он может выполнять какие - то действия? Назовите их (обходит, глядит, идёт, шагает).

-При помощи чего автор помогает нам увидеть и понять красоту зимней природы? (Ппри помощи слова).

-Как нужно читать стихотворение? (Выразительно)

-Что нам помогает читать выразительно? (Знаки препинания, интонация )

Давайте попробуем расставим паузы в тексте.

На листочках карандашом.

Какова основная мысль стих-ния?

(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

-Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?(художники-красками,музыканты-нотами).

Давайте и мы с вами побудем художниками и попробуем нарисовать картинку к произведению. На листочках нарисуйте.

-С произведением какого автора познакомились? (Н.А.Некрасова).

-Что показывает читателям автор? (Красоту и призывает к бережному отношению к природе?).

-Чему учились? (выразительно читать).

Как мы работали на уроке? (Кто работал отлично квадратик закрасит красным цветом, кто работал замечательно квадратик закрасит зелёным цветом, кто работал хорошо квадратик закрасит жёлтым цветом).

Цели урока:

  • создать, условия для знакомства обучающихся с отрывком из произведением Некрасова;
  • обеспечить осознанное восприятие обучающихся стихотворения Н.Некрасова.
  • исследовать содержание, язык произведения;
  • сравнить образ Мороза в творчестве Н. Некрасова со сказочным образом.
  • создать условия для написания обучающимися спнквейна - как способа характеристики персонажа.
  • формировать позицию читателя путём включения учащихся в эмоционально–творческую деятельность;
  • развивать умения проводить мини-исследования художественного текста;
  • умения высказывать и доказывать свою точку зрения.
  • формирование интереса (исследовательского) к художественной литературе;
  • воспитание культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты смысла художественного текста

Форма урока: урок-исследование.

Формирование УУД:

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую (словесное рисование, составление характеристики, написание синквейна);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • выделять существенные признаки объекта;
  • строить рассуждения.
  • высказывать свои предположения на основе изученного материала;
  • формулировать тему и цель урока;
  • планировать свои действия;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
  • строить речевые высказывания; работать в паре, согласовывать свои действия с партнёрами.
  • развивать умения выказывать своё отношение к герою; выражать свои эмоции;
  • формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Планируемые результаты:

  • читать осознанно, выразительно, без ошибок;
  • работать с текстом: описывать героя (составлять словесный портрет литературного героя), его характер, на основе анализа произведения;
  • высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе и к художественной стороне текста.
  • проявлять: интерес к чтению русской поэзии; свои чувства при анализе произведения;
  • интерес и творческое отношение к выполнению заданий.
  • уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  • выстраивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • уметь слушать и понимать речь других;
  • оформлять свою речь в устной и письменной форме;
  • уметь работать в паре;
  • уметь находить в тексте ответы на вопросы;
  • уметь ориентироваться осуществлять анализ произведений;
  • уметь производить самооценку успешности учебной деятельности.

Основные понятия: олицетворения, эпитеты, сравнения, синквейн.

Межпредметные связи: русский язык, окружающий мир.

Оборудование: проектор, презентация к уроку, учебник “Литературное чтение”, 4 класс, Л.Ф. Климанова, (УМК “Перспектива”). Приложение.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент. (1 мин.)
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в классе гений
Но без труда талант не впрок.
Скрестите шпаги ваших мнений,
Мы вместе сочиним урок.

- Давайте поприветствуем гостей нашего урока аплодисментами.

(Слайд 2) Прочтите эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?

- Значит, в какой форме пройдёт наш урок сегодня?

Девиз нашего урока:

читать – слышать,
читать – думать,
читать – чувствовать,
читать – жить!

- А разве можно исследовать литературное произведение? Как?

Он вошёл - никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

- Какой бывает мороз?

- Посмотрите на экран.

(просмотр видеоролика, в презентации кликнуть на снежинку)

– Знаком ли вам этот отрывок? Из какой сказки? (Морозко)

– А знаете ли вы, кто создал этот фильм? Слайд

трескучий, слабый, сильный

- Прослушайте отрывок и вспомните, о какой сказке идёт речь.

“Мальчик оглянулся.

Позади стоял высокий старик в шубе, шапке и валенках из чистого пушистого снега. Борода и усы старика были ледяные и позванивали тихонько, когда он говорил. Старик смотрел на мальчика не мигая. Не доброе и не злое лицо его было до того спокойно, что у мальчика сжалось сердце.

А старик, помолчав, повторил отчетливо, гладко, как будто он читал по книжке или диктовал:

- Я. Распорядился. Чтобы холод. Не причинил. Тебе. До поры до времени. Ни малейшего вреда. Ты знаешь, кто я?

- Вы как будто Дедушка Мороз? - спросил мальчик.

- Отнюдь нет! - ответил старик холодно. - Дедушка Мороз - мой сын. Я проклял его, - этот здоровяк слишком добродушен. Я - Прадедушка Мороз, а это совсем другое дело, мой юный друг. Следуй за мной.

- Каким здесь нам представляется Прадедушка Мороз?

- Итак, что будет предметом нашего исследования?

- Предположите, какой мороз – мороз – природное явление или мороз – литературный персонаж? Почему?

- Вы совершенно правы.

Мороз - литературный персонаж

– Давайте откроем учебник на с.125 и прочитаем название произведения, с которым будем работать. Прочтите имя поэта.

Что вы знаете об этом человеке?

С какими произведениями этого автора вы знакомы?

Выдвижение гипотез.

– Давайте попробуем предположить, каким будет Мороз в стихотворении Некрасова

- Сформулируйте гипотезу исследования. Слайд

– Какую же цель мы поставим для работы на уроке?

Цели:

познакомиться . с новым произведение

исследовать . характер героя

Гипотеза: предположим, что Мороз в произведении Некрасова добрый, весёлый, крепкий.

– При помощи, каких видов работ мы сможем это узнать? Как мы сможем это сделать?

Провести анализ произведения

Составить характеристику героя. (Найти в стихотворении эпитеты, олицетворения, сравнения (т.е. такие приёмы описания, при помощи которых мы можем точнее, полнее представить образ этого героя)

– Я предлагаю вам прослушать это стихотворение в исполнении народного артиста СССР Алексея Николаевича Грибова. Но во время прослушивания ваша задача – следить за текстом и подчёркивать непонятные слова. Но в учебнике подчёркивать не рекомендуется, поэтому вы будете работать в листах.

- А теперь мы сами будем читать это стихотворение с остановками и составлять характеристику Мороза.

Нам нужно передать образ Мороза через интонацию.

Как будем читать первую часть?

неспешно, важно, строго

- чтение 1 четверостишия

– Какие непонятные слова вам встретились в этой части?

Бор – сосновый лес. Воевода – в старину предводитель войска на Руси. Дозор – сторожит.

- чтение 2 четверостишия

- А здесь, вы каким его представили?

- Что вы можете сейчас о нём сказать?

- Как движется Мороз?

- Какой внешний вид у Мороза?

- Как Мороз себя тешит, развлекает?

– Какое непонятное слово встретили?

–Прочитаем стихотворение до конца.

Казна – ценности, деньги.

Не скудеет – не становится беднее

- Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блеском и твёрдостью превосходящий все другие минералы, переливается на свету яркими разноцветными искристыми цветами.

жемчуг – сокровище, состоящее преимущественно из перламутра, он бывает белого цвета с перламутровым, блеском,

серебро – драгоценный блестящий металл серовато – белого цвета. Это всё драгоценности, богатство, украшения, оттенки цвета очень красивые, но у всех разные, они дополняют друг друга своей красотой.

– Каким здесь показан Мороз?

– Найдём строчки, подтверждающие это:

строгий (Покорны метели, снега и туманы),

пугающий (Реки надолго упрячу под лёд),

Представьте, что в классе мороз.

Как дышится в морозную погоду?

Но иногда и полезно вдохнуть глоток свежего воздуха.

Я говорю слова, а вы показываете действия.

- Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом-

Шаг на месте, не спеша,

как погода хороша!

Не боимся мы пороши,

ловим снег – хлопок в ладоши.

– Найдите олицетворения, присущие Морозу. Прочитайте

– Найдите эпитеты, относящиеся к Морозу.

Метафора – название одного предмета переносится на другой на основании их сходства

Проведём исследования в группах

1 группа: “Реалисты”

Дополните образ Мороза, ответив на вопросы:

1. О каких ледяных мостах говорится в песне?

2. Почему Мороза можно назвать “строителем”, “созидателем”?

3. Какими богатствами он владеет?

2 группа: “Оптимисты”

Докажите, что Мороз – положительный герой

3 группа: “Пессимисты”

Докажите, что Мороз – отрицательный герой

4 группа: “Журналисты”

– Вспомните фрагмент из фильма “Морозко”. Похож ли Некрасовский Мороз-воевода на героя фильма Александра Роу? В чём отличия и сходство?

- Какова основная мысль стих-ния?

А теперь разделимся на 2 группы.

(У каждой группы – лист А3 со смайликом и маркеры)

– Предлагаю составить портрет Мороза – воеводы.

– Какой он? Подберите и запишите 2 прилагательных.

– Какие действия он совершает? Запишите 3 глагола

– Составьте предложение из 4 слов, выражающее ваше личное отношение к Морозу-воеводе.

– Какие ассоциации вызывает у вас слово Мороз-воевода? Запишите одним словом.

ОПТИМИСТЫ (рис) ПЕССИМИСТЫ (рис)
1. Мороз – воевода 1. Мороз - воевода
2. Внимательный, заботливый 2. строгий, пугающий
3. играет, заботится, строит 3. шагает, трещит, морозит
4. Мороз и солнце – день чудесный 4. Холод до костей костей пробирает
5. Хозяин 5. Владыка.

Произведение какого поэта мы читали на уроке?

– Как оно называется?

– Какую цель мы ставили в начале урока? (Слайд).

– Достигли ли мы поставленной цели? (Да).

- Подтвердилась ли наша гипотеза?

– Соответствует ли наше описание Мороза, которое мы составляли в начале урока, описанию Мороза в стихотворении Некрасова?

– С чем это связано?

– Какие приёмы использовал Некрасов, чтобы показать нам Мороза - воеводу во всей своей красе?

- Каким мы его увидели?

- Какой, по-вашему мнению, образ соответствует стихотворению?

– Какая работа показалась вам самой интересной?

– В чём вы испытали затруднения?

– Закончите предложение: Слайд

Мы строили свои предположения, не прочитав произведения.

Сравнения, эпитеты, олицетворения.

– Как вы думаете, зачем эту историю рассказал поэт читателю?

Какую важную мысль он доверяет каждому из нас?

- Некрасов нам говорит: “Остановись хотя бы на мгновение, посмотри на мир земной красоты и, в обычном увидишь необычное”.

Какую оценку за урок вы бы себе поставили?

Взаимооценка.

Кому на уроке вы хотели бы сказать спасибо за плодотворную работу? Без кого бы наш урок не получился?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.

1. Беседа. Представьте образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины).

- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

- Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

2. Чтение отрывка, анализ.

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях".Ответы на вопросы:

3. Повторение.

А) Определение рифмы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.

По будням не любит безделья,

Зато вам её не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать. (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма

В) Найдите в тексте сравнения, эпитеты:

Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит! (сравнение)

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (эпитеты)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

- Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

С) Составление кластера.Создайте образ идеальной русской женщины-крестьянки. (кластер составляют по ответам учащихся.Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины)

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья – это часть общего мира.

- Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи.

(Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем.А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

- Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения.Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька)

Вывод: образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.Образ русской женщины – прекрасен.

Е) Самостоятельная работа с текстом.

Найдите в тексте описание:

• внешней красоты женщины;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

Выпишите в тетрадь.

Ж) Создание синквейна:

Любить, восхищаться, любоваться

IV. Итог урока:

- Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

- Какие фразы стали крылатыми?

(В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет, спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет).

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

Цели: познакомить учащихся с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины; развивать чувство уважения к крестьянскому труду; на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.

1. Беседа. Представьте образы русских женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины).

- Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие)

- Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

2. Чтение отрывка, анализ.

Чтение отрывка из поэмы "Мороз, красный нос" со слов "Есть женщины в русских селениях". Ответы на вопросы:

Какой перед вами предстала Дарья? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

Какими качествами характера обладает Дарья?

Найдите строки, в которых речь идет о том, как трудится Дарья.

3. Повторение.

А) Определение рифмы.

Смежная - рифмовка смежных стихов: первого со вторым, третьего с четвертым (аабб)

Перекрестная - рифмовка первого стиха с третьим, второго - с четвертым (абаб)

Кольцевая (опоясанная, охватная) - первый стих - с четвертым, а второй - с третьим.(абба)

Сплетенная рифма имеет множество схем. Это обще наименование сложных видов рифмовки, например: абвабв, абввба.

По будням не любит безделья,

Зато вам её не узнать,

Как сгонит улыбка веселья

С лица трудовую печать. (1 – 3, 2 – 4) перекрестная рифма

В) Найдите в тексте сравнения, эпитеты:

Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит! (сравнение)

Красавица, миру на диво, Румяна, стройна, высока.

Во всякой одежде красива,

Ко всякой работе ловка. (эпитеты)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле – т.е. удобно, надежно и т.д.)

- Найдите слова, которыми Некрасов описывает русскую женщину.

(Румяна, величава, стройна, всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех)

С) Составление кластера. Создайте образ идеальной русской женщины-крестьянки. (кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины)

Назовите центральное событие поэмы. (Смерть крестьянина)

Но вот парадокс: поэму все считают эпической, посвященной судьбе русского народа. Намеренно сузив проблематику до описания одной крестьянской семьи, Некрасов, тем не менее, рисует общую эпическую картину судьбы русского народа. Эта идея весьма характерна для литературы XIX столетия. Одна семья – это часть общего мира.

- Найдите в тексте, как описывает Некрасов глаза плачущей Дарьи.

(Они как бы растворяющиеся в сером, пасмурном небе, плачущем ненастным дождем. А потом они сравниваются с хлебным полем, истекающим перезревшими зернами-слезами.)

К горю крестьянской семьи в поэме прислушивается природа: как живое существо, она отзывается на происходящие события, вторит крестьянским плачам суровым воем метелицы, сопутствует мечтам народным колдовскими чарами Мороза.

- Как автор убеждает нас в реалистичности созданного образа? (Женщина показана с разных точек зрения. Автор упоминает и себя, и какого-то прохожего, и соседку, и незнакомого паренька)

Вывод: образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный. Образ русской женщины – прекрасен.

Е) Самостоятельная работа с текстом.

Найдите в тексте описание:

• внешней красоты женщины;

• женщина в работе;

• женщина на отдыхе;

• женщина как хранительница домашнего очага;

Выпишите в тетрадь.

Ж) Создание синквейна:

Любить, восхищаться, любоваться

IV. Итог урока:

- Как Некрасову удается создать реалистичный образ русской женщины?

- Какие фразы стали крылатыми?

(В игре ее конный не словит,

В беде не сробеет, спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет).

V. Домашнее задание: выучить отрывок из поэмы "Мороз, красный нос" наизусть.

Читайте также: