Соловьева медицинская психология конспект лекций
Обновлено: 07.07.2024
Медицинская психология : конспект лекций / кн. подгот. Соловьева Светлана Леонидовна. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 154, [1] с.; 18 см. - (Университетская библиотека) (Cogito, ergo sum).; ISBN 5-17-027024-0 (в обл.)
(Университетская библиотека) (Cogito, ergo sum)
В книге описаны разнообразные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов.
Здравоохранение. Медицинские науки -- Психиатрия -- Пособие для специалистов
Психология -- Отраслевая психология -- Медицинская психология -- Конспект лекций
Шифр хранения:
FB 2 04-45/161
FB 2 04-45/160
Электронный заказ
Авакумов С.В. Психологическая модель сновидения в норме и патологии
- формат pdf
- размер 351.13 КБ
- добавлен 21 сентября 2011 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2009. – 48 стр. Специальность: 19.00.04 –медицинская психология. 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна. Аннотация. Целями исследования являлись. Концептуализация психологии сна и сновидений как раздела медицинской и обще.
Авакумов С.В. Психологическая модель сновидения в норме и патологии
- формат doc
- размер 353 КБ
- добавлен 21 сентября 2011 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2009. – 48 стр. Специальность: 19.00.04 –медицинская психология. 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна. Аннотация. Целями исследования являлись. Концептуализация психологии сна и сновидений как раздела медицинской и обще.
Кузнецова С.О. Психологические особенности враждебности при психической патологии (шизофрении, шизоаффективном и аффективном расстройствах)
- формат doc
- размер 330.79 КБ
- добавлен 18 ноября 2011 г.
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. –МГУ. - М., - 2007 - 22 стр. Специальность: 19.00.04 - медицинская психология. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Ениколопов С.Н. Аннотация. Цель исследования: изучение психологических особенностей враждебности у лиц, страдающих психическими заболеваниями; а также характера взаимосвязи враждебности с объективными характеристиками заболе.
Методические рекомендации - Документы, регламентирующие работу медицинского (клинического) психолога
- формат doc, pdf
- размер 132.25 КБ
- добавлен 22 сентября 2011 г.
Методические рекомендации - Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения
- формат doc
- размер 395 КБ
- добавлен 22 сентября 2011 г.
Методические рекомендации - Обоснование законопроекта О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью
- формат doc
- размер 215 КБ
- добавлен 22 сентября 2011 г.
Методические рекомендации - Организация и содержание психотерапевтической и медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях для взрослого населения. Клинико-организационное руководство
- формат pdf
- размер 552.19 КБ
- добавлен 22 сентября 2011 г.
Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии
- формат tif
- размер 21.98 МБ
- добавлен 20 мая 2010 г.
Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии
- формат doc
- размер 267.35 КБ
- добавлен 02 апреля 2010 г.
Учебник для ВУЗов. М. : 1999. - 232 с. В числе наук, развивающих современные подходы к познанию человеческой личности, выделяется медицинская психология, специфическим предметом которой является исследование патологических психических состояний и процессов, в том числе и в их соматических проявлениях, с одной стороны, и психологических проявлений и последствий патологических соматических процессов и явлений - с другой. К настоящему времени она с.
Попеня И.С. Курс лекций по общей медицинской психологии
- формат doc
- размер 670 КБ
- добавлен 12 декабря 2011 г.
Гродно: ГрГМУ, 2008. - 77 с. В данном пособии изложены общие вопросы медицинской (клинической) психологии, отражены основные психологические теории возникновения психических и поведенческих расстройств, рассмотрены психологические аспекты лечебного процесса и психология больного человека, впервые публикуются психологические концепции детской психопатологии. В данном издании предпринята попытка собрать воедино необходимую информацию по общей меди.
В Конспекте лекций кратко изложены основные вопросы медицинской психологии, в частности, патопсихологические синдромы. Здесь описаны разнообразные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов, а также наиболее актуальные проблемы психосоматической медицины.
Конспект предназначен для студентов-психологов, педагогов, психиатров, а также для всех, кто интересуется проблемами медицинской психологии.
В Конспекте лекций кратко изложены основные вопросы медицинской психологии, в частности, патопсихологические синдромы. Здесь описаны разнообразные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов, а также наиболее актуальные проблемы психосоматической медицины.
Конспект предназначен для студентов-психологов, педагогов, психиатров, а также для всех, кто интересуется проблемами медицинской психологии.
Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии
Предмет медицинской психологии
Методология и методы медицинской психологии
Тема 2. Патопсихологические синдромы
Патопсихологический синдром психотической дезорганизации
Тема 3. Психосоматическая медицина
Квалификация психосоматического заболевания
Психосоматическая личностная структура
Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии
Предмет медицинской психологии
Медицинская психология изучает психологические особенности пациентов в лечебно-диагностическом процессе.
При изучении медицинской психологии возникают определенные трудности, которые вызваны отсутствием общих представлений о клинике заболеваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях присутствует терминологическая размытость и путаница в определении медицинской психологии.
Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специалистами. Общим является то, что медицинская психология рассматривает область, пограничную между медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.
Во многих странах распространено понятие кли нической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика. В Польше медицинская психология понимается достаточно широко; в число ее задач включены диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль за эффективностью психокоррекции и психотерапии.
В России К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение и отвечает потребностям клиники — психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Платонов включил, помимо клинической психологии, психогигиену (см. схему).
Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом в патопсихологии используют психологические методы, оперируют понятиями современной психологии. В патопсихологии могут рассматриваться задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).
К патопсихологии близка нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.
Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.
В. А. Ташлыков рассматривает внутреннюю картину болезни как систему психической адаптации больного к своему заболеванию, имеющую в своей основе механизмы психологической защиты и совладания — механизмы, которые интенсивно разрабатываются различными специалистами в самых разных аспектах, в отношении самой разной патологии. По мнению автора, внутренняя картина болезни создается в защитных целях в условиях защитной деятельности для ослабления интенсивности негативных переживаний, связанных с болезнью, компенсации чувства вины, стыда, агрессии. В структуре внутренней картины болезни Ташлыков выделяет познавательный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий аспекты.
Эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания — характерные механизмы совладания, связанные с эмоциональной сферой больного. С поведенческой сферой связаны такие способы копинг-поведения, как отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.
Методология и методы медицинской психологии
Методологической основой для проведения экспериментально-психологических исследований в соматической клинике могут служить методологические принципы, которые относятся к наиболее - фундаментальным, наиболее общим принципам исследования — принципам, заимствованным психологической наукой на этапе ее превращения в самостоятельную научную дисциплину из философии. Это принципы детерминизма, единства сознания и деятельности, формирования сознания и деятельности, развития психического процесса при непосредственном общении и деятельности, а также принцип моделирования и системный подход, используемый при описании сложных объектов, к числу которых, бесспорно, относится и психическая деятельность человека.
Если эти принципы принимаются в качестве фундаментальной основы для исследований, то в качестве предпосылок проведения эксперимента выступают несколько основных положений.
1. Нет ничего случайного в поведении испытуемого во время исследования (принцип детерминизма); все то, что мы можем наблюдать в особенностях поведения, как вербального, так и невербального (в мимике, позе, походке, в жестах, манере сидеть, манере стоять), в особенностях общения и деятельности, отражает некоторые глубинные психологические структуры, подлежащие исследованию. Напротив, весь внутренний психологический мир больного — его переживания, страхи, страсти, комплексы, страдания, его индивидуальные способы реагирования на стресс; методы психологической защиты, характеристики совладающего поведения — в той или иной степени, более или менее ярко проявляется во внешнем поведении.
2. Существует некоторая вероятностная связь между тем, что испытуемый делает (особенности поведения, общения, деятельности), и теми глубинными психическими структурами, которые детерминируют характеристики внешних проявлений (принцип единства сознания и деятельности). Выявляя характерные паттерны деятельности, мы обнаруживаем более или менее устойчивые и более или менее длительные психологические структуры, входящие в личность на правах психического состояния или психической черты. Наличие этой вероятностной связи зафиксировано, в частности, в тех определениях исследуемых психологических феноменов, которые мы находим в словарях, учебниках, энциклопедиях. Так, тревожность как свойство личности, как относительно устойчивая, относительно неизменная в течение всей жизни личностная черта традиционно определяется как склонность к возникновению эмоции тревоги (через эмоциональную реакцию, эмоциональное состояние). Агрессивность как свойство личности определяется как склонность к агрессивному поведению, как навык нападения, как склонность к применению силы в межличностных отношениях (через поведение). Свойства личности и формируются, и проявляются в деятельности, в социальном функционировании человека.
3. Интерпретация результатов экспериментально-психологического исследования является по сути дела построением модели психики испытуемого. Мы не просто перечисляем полученные в результате исследования данные, а устанавливаем между ними определенные взаимосвязи, выявляем некоторую целостную структуру, формирующую более общий контекст, в рамках которого только и может быть понято данное психологическое качество, свойство, данная характеристика. Мы пытаемся выявить психологические механизмы возникновения того или иного свойства, основные этапы и формы его проявления. При этом по мере накопления данных, получаемых в ходе эксперимента, конструируемая модель непрерывно корректируется в зависимости от новых выявляемых фактов; она постоянно уточняется, проверяется, углубляется в эксперименте.
Поэтому непосредственно перед проведением экспериментально-психологического исследования, а также в ходе эксперимента и после него пациент соматической клиники нуждается в постоянной дополнительной мотивации. Эксперимент, в частности, может быть построен так, чтобы больной мог получить информацию о самом себе, выяснить то, что его интересует, что имеет отношение к его болезни, к текущим проблемам, к его актуальной психологической проблематике и конкретной жизненной ситуации. По окончании эксперимента также желательно дать испытуемому какую-либо информацию, которая может быть интересной или полезной.
Следующим после мотивированности испытуемого этапом экспериментально-психологического исследования является его планирование, включающее в себя формулирование цели, определение объекта и предмета, выбор экспериментально-психологических методов, концептуального и понятийного аппарата, адекватного при интерпретации полученных в ходе исследования результатов.
Этап формулирования цели экспериментально-психологического исследования в клинике внутренних болезней более сложен, чем в психиатрической клинике. В психиатрической клинике врач-психиатр, с одной стороны, и психолог — с другой, исследуют один и тот же объект — больного человека и один и тот же предмет — психическую деятельность больного, в то время как в соматической клинике предмет исследования врача и психолога разный: для врача-интерниста предметом исследования является соматическое состояние пациента, для клинического психолога— его психическое состояние. В самом общем виде целью экспериментально-психологического исследования в клинике внутренних болезней может быть патопсихологический диагноз.
Объектом экспериментально-психологического исследования в клинике внутренних болезней является больной с тем или иным соматическим заболеванием. В качестве предмета исследования могут выступать самые разные психические феномены: психологические процессы, состояния, свойства, описывающие когнитивную (познавательную), эмоционально-волевую, мотивационную сферу личности, свойства и подсистемы личностной структуры; предметом может также быть отражение этих психологических феноменов в поведении больного
Сравнительно редко предметом исследования являются когнитивные процессы в структуре интеллектуальной деятельности соматического больного: восприятие, память, внимание, процессы мышления, структура интеллекта, воображение и продуктивность интеллектуально-мнестической деятельности в целом. Как правило, такие задачи ставятся перед психологом, работающим в психиатрической клинике, где результаты исследования интеллектуально-мнестической деятельности больного необходимы врачу для уточнения диагноза и в ряде случаев — терапии. Если же для врача-интерниста по каким-либо причинам является важной профессиональная квалификация когнитивных феноменов в психической деятельности больного, то психолог учитывает при исследовании следующие основные факторы: тяжесть соматического состояния больного, наличие и выраженность у него психогенной или соматогенной астении, влияние которой проявляется прежде всего в оценке процессов памяти и внимания; особенности базовой терапии, которая может существенно влиять не только на соматические процессы, но и на исследуемые психические функции; степень аффективной загруженности, неизбежной в ситуации болезни — ситуации неопределенности и ожидания, когда страдающий человек неизбежно испытывает тревогу, страх перед будущим, перед социальными последствиями болезни, возможной утратой социального, профессионального и материального статуса.
Сравнительно редко исследуются и поведенческие проявления пациента, поскольку его поведенческая активность преимущественно детерминирована теми рамками, которые установлены соматической болезнью, условиями госпитализации и врачом-интернистом. Когда психолог говорит о том, что изучает поведенческие проявления больного, он обычно имеет в виду изучение поведенческих реакций при непосредственном экспериментально-психологическом исследовании.
Наиболее часто в клинике внутренних болезней психолог изучает особенности эмоциональной сферы, личности, а в ряде случаев — особенности мотивации больного. Теоретически бесспорно представление о том, что характеристики эмоциональности человека, как и особенности его мотивационной сферы, непосредственно входят в личностную структуру, однако на практике бывает удобнее исследовать эмоциональную сферу и структуру личности испытуемого раздельно, т. е. независимо друг от друга, иногда с использованием разных экспериментально-психологических методик. Какие же методы исследования применяет психолог в клинике внутренних болезней наиболее часто?
К основным методам психологического исследования относятся наблюдение, клинико-психологический метод (сбор психологического анамнеза) и экспериментально-психологические методы, которые условно можно разделить на две группы — опросники и проективные методики.
Метод наблюдения относится к наиболее ранним и фундаментальным методам психологического исследования; он заключается в профессиональной регистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологической структуры, а также в психологической квалификации этих проявлений. Основой материала для наблюдения является все многообразие сенсорной информации различных модальностей (зрительной, слуховой, тактильной и т. д.), получаемой от испытуемого.
Клинико-психологический метод исследования заключается в профессиональном психологическом опросе, беседе с больным, в ходе которой психолог может получить интересующую его информацию о психологических феноменах, имеющих значение для понимания соматической симптоматики пациента. Метод наблюдения и клинико-психологический метод исследования являются основными, базовыми методами при исследовании пациентов в тяжелом соматическом состоянии, когда проведение экспериментальных методик затруднено. Роль метода наблюдения возрастает при подозрении на симуляцию и диссимуляцию у пациента, при наличии языкового барьера между психологом и испытуемым, дефектах анализаторных систем испытуемого, в ситуациях экспресс-диагностики и в случае мутизма (отсутствия речи) у больного.
При использовании в ходе исследования экспериментально-психологических методик предполагаются достаточная степень мотивированности больного, определенная степень соматической и психической сохранности пациента, в том числе интеллектуальной сохранности, а также соблюдение ряда внешних ситуационных условий, таких как относительная изолированность, конфиденциальность, неразглашение (без необходимости) результатов исследования посторонним лицам. При исследовании эмоций и особенностей личности пациента в клинике внутренних болезней предполагается использование двух основных групп методик — опросников и проективных методов.
Опросник представляет собой перечень вопросов об определенных позициях, установках, мнениях больного, о его соматическом и психологическом самочувствии. Предполагается, что, отвечая на каждый вопрос, пациент абсолютно искренен, объективен, способен адекватно оценить свое собственное состояние. Однако на практике это не всегда так.
Во-первых, испытуемый может быть неискренним, и в этом случае мы либо констатируем сознательный обман, предполагая наличие каких-либо рентных установок, либо, что случается наиболее часто, квалифицируем поведение пациента как избыточно, нормативное: больной предъявляет социально-одобряемую информацию, создавая социально-позитивный, желательный образ самого себя, который и представляет в качестве собственной личности. В последнем случае речь идет обычно о стремлении пациента заслужить одобрение, получить поддержку, снискать расположение окружающих; в основе подобной повышенной зависимости от мнений и оценок окружающих лежит, как правило, неуверенность в себе.
Читайте также: