Соловьева медицинская психология конспект лекций

Обновлено: 07.07.2024

Медицинская психология : конспект лекций / кн. подгот. Соловьева Светлана Леонидовна. - М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2004 (ГУП Чехов. полигр. комб.). - 154, [1] с.; 18 см. - (Университетская библиотека) (Cogito, ergo sum).; ISBN 5-17-027024-0 (в обл.)

(Университетская библиотека) (Cogito, ergo sum)
В книге описаны разнообразные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов.
Здравоохранение. Медицинские науки -- Психиатрия -- Пособие для специалистов
Психология -- Отраслевая психология -- Медицинская психология -- Конспект лекций
Шифр хранения:
FB 2 04-45/161
FB 2 04-45/160
Электронный заказ

Соловьева С.Л. Медицинская психология

Авакумов С.В. Психологическая модель сновидения в норме и патологии

  • формат pdf
  • размер 351.13 КБ
  • добавлен 21 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2009. – 48 стр. Специальность: 19.00.04 –медицинская психология. 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна. Аннотация. Целями исследования являлись. Концептуализация психологии сна и сновидений как раздела медицинской и обще.

Авакумов С.В. Психологическая модель сновидения в норме и патологии

  • формат doc
  • размер 353 КБ
  • добавлен 21 сентября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. – Санкт-Петербург., - 2009. – 48 стр. Специальность: 19.00.04 –медицинская психология. 19.00.01 – общая психология, психология личности, история психологии. Научный консультант – доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна. Аннотация. Целями исследования являлись. Концептуализация психологии сна и сновидений как раздела медицинской и обще.

Кузнецова С.О. Психологические особенности враждебности при психической патологии (шизофрении, шизоаффективном и аффективном расстройствах)

  • формат doc
  • размер 330.79 КБ
  • добавлен 18 ноября 2011 г.

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. –МГУ. - М., - 2007 - 22 стр. Специальность: 19.00.04 - медицинская психология. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Ениколопов С.Н. Аннотация. Цель исследования: изучение психологических особенностей враждебности у лиц, страдающих психическими заболеваниями; а также характера взаимосвязи враждебности с объективными характеристиками заболе.

Методические рекомендации - Документы, регламентирующие работу медицинского (клинического) психолога

  • формат doc, pdf
  • размер 132.25 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

Методические рекомендации - Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения

  • формат doc
  • размер 395 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

Методические рекомендации - Обоснование законопроекта О психотерапии и специалистах, занимающихся психотерапевтической деятельностью

  • формат doc
  • размер 215 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

Методические рекомендации - Организация и содержание психотерапевтической и медико-психологической помощи в лечебно-профилактических учреждениях для взрослого населения. Клинико-организационное руководство

  • формат pdf
  • размер 552.19 КБ
  • добавлен 22 сентября 2011 г.

Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии

  • формат tif
  • размер 21.98 МБ
  • добавлен 20 мая 2010 г.

Мягков И.Ф., Боков С.Н. Медицинская психология: основы патопсихологии и психопатологии

  • формат doc
  • размер 267.35 КБ
  • добавлен 02 апреля 2010 г.

Учебник для ВУЗов. М. : 1999. - 232 с. В числе наук, развивающих современные подходы к познанию человеческой личности, выделяется медицинская психология, специфическим предметом которой является исследование патологических психических состояний и процессов, в том числе и в их соматических проявлениях, с одной стороны, и психологических проявлений и последствий патологических соматических процессов и явлений - с другой. К настоящему времени она с.

Попеня И.С. Курс лекций по общей медицинской психологии

  • формат doc
  • размер 670 КБ
  • добавлен 12 декабря 2011 г.

Гродно: ГрГМУ, 2008. - 77 с. В данном пособии изложены общие вопросы медицинской (клинической) психологии, отражены основные психологические теории возникновения психических и поведенческих расстройств, рассмотрены психологические аспекты лечебного процесса и психология больного человека, впервые публикуются психологические концепции детской психопатологии. В данном издании предпринята попытка собрать воедино необходимую информацию по общей меди.


В Конспекте лекций кратко изложены основные вопросы медицинской психологии, в частности, патопсихологические синдромы. Здесь описаны разнообразные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов, а также наиболее актуальные проблемы психосоматической медицины.

Конспект предназначен для студентов-психологов, педагогов, психиатров, а также для всех, кто интересуется проблемами медицинской психологии.

В Конспекте лекций кратко изложены основные вопросы медицинской психологии, в частности, па­топсихологические синдромы. Здесь описаны разно­образные нарушения психической деятельности, включая характерные особенности восприятия, вни­мания, памяти, мышления, воображения и эмоций при каждом из представленных синдромов, а также наиболее актуальные проблемы психосоматической медицины.

Конспект предназначен для студентов-психоло­гов, педагогов, психиатров, а также для всех, кто ин­тересуется проблемами медицинской психологии.

Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии

Предмет медицинской психологии

Методология и методы медицинской психологии

Тема 2. Патопсихологические синдромы

Патопсихологический синдром психотической дезорганизации

Тема 3. Психосоматическая медицина

Квалификация психосоматического заболевания

Психосоматическая личностная структура

Тема 1. Предмет и методы медицинской психологии

Предмет медицинской психологии

Медицинская психология изучает психологи­ческие особенности пациентов в лечебно-диагнос­тическом процессе.

При изучении медицинской психологии возни­кают определенные трудности, которые вызваны от­сутствием общих представлений о клинике забо­леваний, целостности образа психики больного. В учебных пособиях присутствует терминологичес­кая размытость и путаница в определении медицин­ской психологии.

Содержание медицинской психологии, ее место, объем до сих пор по-разному понимаются специа­листами. Общим является то, что медицинская пси­хология рассматривает область, пограничную меж­ду медициной и психологией. При этом она изучает проблемы медицины в психологическом аспекте и методами психологии.

Во многих странах распространено понятие кли­ нической психологии, а не медицинской. В клиничес­кую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, пси­хогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефек­тологии, психосоматика. В Польше медицинская пси­хология понимается достаточно широко; в число ее задач включены диагностика, клинико-восстановительная деятельность, реабилитация инвалидов, психотерапия, психокоррекция, контроль за эффек­тивностью психокоррекции и психотерапии.

В России К. К. Платонов рассматривал клини­ческую психологию как часть медицинской психо­логии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение и отвечает потребнос­тям клиники — психиатрической, неврологической, соматической. В медицинскую психологию Плато­нов включил, помимо клинической психологии, пси­хогигиену (см. схему).


Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом в патопсихоло­гии используют психологические методы, опериру­ют понятиями современной психологии. В патопси­хологии могут рассматриваться задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются законо­мерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда иссле­дуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, су­дебной или военной экспертизы).

К патопсихологии близка нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

В. А. Ташлыков рассматривает внутреннюю кар­тину болезни как систему психической адаптации больного к своему заболеванию, имеющую в своей основе механизмы психологической защиты и совладания — механизмы, которые интенсивно разра­батываются различными специалистами в самых разных аспектах, в отношении самой разной па­тологии. По мнению автора, внутренняя картина болезни создается в защитных целях в условиях за­щитной деятельности для ослабления интенсивно­сти негативных переживаний, связанных с болез­нью, компенсации чувства вины, стыда, агрессии. В структуре внутренней картины болезни Ташлы­ков выделяет познавательный, эмоциональный и мотивационно-поведенческий аспекты.

Эмоциональная разрядка, оптимизм, пассивное сотрудничество, сохранение самообладания — ха­рактерные механизмы совладания, связанные с эмо­циональной сферой больного. С поведенческой сфе­рой связаны такие способы копинг-поведения, как отвлечение, альтруизм, активное избегание, поиск поддержки, конструктивная активность.

Методология и методы медицинской психологии

Методологической основой для проведения эк­спериментально-психологических исследований в соматической клинике могут служить методоло­гические принципы, которые относятся к наиболее - фундаментальным, наиболее общим принципам ис­следования — принципам, заимствованным психо­логической наукой на этапе ее превращения в самостоятельную научную дисциплину из филосо­фии. Это принципы детерминизма, единства созна­ния и деятельности, формирования сознания и де­ятельности, развития психического процесса при непосредственном общении и деятельности, а так­же принцип моделирования и системный подход, используемый при описании сложных объектов, к числу которых, бесспорно, относится и психическая деятельность человека.

Если эти принципы принимаются в качестве фундаментальной основы для исследований, то в ка­честве предпосылок проведения эксперимента вы­ступают несколько основных положений.

1. Нет ничего случайного в поведении испытуе­мого во время исследования (принцип детерминиз­ма); все то, что мы можем наблюдать в особеннос­тях поведения, как вербального, так и невербального (в мимике, позе, походке, в жестах, манере сидеть, манере стоять), в особенностях общения и деятель­ности, отражает некоторые глубинные психологические структуры, подлежащие исследованию. Напро­тив, весь внутренний психологический мир больно­го — его переживания, страхи, страсти, комплексы, страдания, его индивидуальные способы реагирова­ния на стресс; методы психологической защиты, характеристики совладающего поведения — в той или иной степени, более или менее ярко проявля­ется во внешнем поведении.

2. Существует некоторая вероятностная связь между тем, что испытуемый делает (особенности по­ведения, общения, деятельности), и теми глубин­ными психическими структурами, которые детер­минируют характеристики внешних проявлений (принцип единства сознания и деятельности). Вы­являя характерные паттерны деятельности, мы об­наруживаем более или менее устойчивые и более или менее длительные психологические структуры, входящие в личность на правах психического состо­яния или психической черты. Наличие этой веро­ятностной связи зафиксировано, в частности, в тех определениях исследуемых психологических фено­менов, которые мы находим в словарях, учебниках, энциклопедиях. Так, тревожность как свойство лич­ности, как относительно устойчивая, относительно неизменная в течение всей жизни личностная чер­та традиционно определяется как склонность к воз­никновению эмоции тревоги (через эмоциональную реакцию, эмоциональное состояние). Агрессивность как свойство личности определяется как склонность к агрессивному поведению, как навык нападения, как склонность к применению силы в межличностных отношениях (через поведение). Свойства личности и формируются, и проявляются в деятельности, в социальном функционировании человека.

3. Интерпретация результатов эксперименталь­но-психологического исследования является по сути дела построением модели психики испытуемо­го. Мы не просто перечисляем полученные в резуль­тате исследования данные, а устанавливаем между ними определенные взаимосвязи, выявляем неко­торую целостную структуру, формирующую более общий контекст, в рамках которого только и может быть понято данное психологическое качество, свойство, данная характеристика. Мы пытаемся выявить психологические механизмы возникнове­ния того или иного свойства, основные этапы и фор­мы его проявления. При этом по мере накопления данных, получаемых в ходе эксперимента, конструируемая модель непрерывно корректируется в за­висимости от новых выявляемых фактов; она посто­янно уточняется, проверяется, углубляется в экс­перименте.

Поэтому непосредственно перед проведением экспериментально-психологического исследования, а также в ходе эксперимента и после него пациент соматической клиники нуждается в постоянной до­полнительной мотивации. Эксперимент, в частно­сти, может быть построен так, чтобы больной мог по­лучить информацию о самом себе, выяснить то, что его интересует, что имеет отношение к его болезни, к текущим проблемам, к его актуальной психологи­ческой проблематике и конкретной жизненной си­туации. По окончании эксперимента также жела­тельно дать испытуемому какую-либо информацию, которая может быть интересной или полезной.

Следующим после мотивированности испытуе­мого этапом экспериментально-психологического исследования является его планирование, включаю­щее в себя формулирование цели, определение объекта и предмета, выбор экспериментально-психо­логических методов, концептуального и понятийно­го аппарата, адекватного при интерпретации полу­ченных в ходе исследования результатов.

Этап формулирования цели экспериментально-психологического исследования в клинике внут­ренних болезней более сложен, чем в психиат­рической клинике. В психиатрической клинике врач-психиатр, с одной стороны, и психолог — с другой, исследуют один и тот же объект — боль­ного человека и один и тот же предмет — психичес­кую деятельность больного, в то время как в со­матической клинике предмет исследования врача и психолога разный: для врача-интерниста пред­метом исследования является соматическое состо­яние пациента, для клинического психолога— его психическое состояние. В самом общем виде целью экспериментально-психологического исследова­ния в клинике внутренних болезней может быть патопсихологический диагноз.

Объектом экспериментально-психологического исследования в клинике внутренних болезней является больной с тем или иным соматическим заболеванием. В качестве предмета исследования могут выступать самые разные психические фено­мены: психологические процессы, состояния, свой­ства, описывающие когнитивную (познаватель­ную), эмоционально-волевую, мотивационную сферу личности, свойства и подсистемы личност­ной структуры; предметом может также быть от­ражение этих психологических феноменов в пове­дении больного

Сравнительно редко предметом исследования являются когнитивные процессы в структуре интел­лектуальной деятельности соматического больного: восприятие, память, внимание, процессы мышле­ния, структура интеллекта, воображение и продук­тивность интеллектуально-мнестической деятель­ности в целом. Как правило, такие задачи ставятся перед психологом, работающим в психиатрической клинике, где результаты исследования интеллекту­ально-мнестической деятельности больного необхо­димы врачу для уточнения диагноза и в ряде случа­ев — терапии. Если же для врача-интерниста по каким-либо причинам является важной профессио­нальная квалификация когнитивных феноменов в психической деятельности больного, то психолог учитывает при исследовании следующие основные факторы: тяжесть соматического состояния больно­го, наличие и выраженность у него психогенной или соматогенной астении, влияние которой проявля­ется прежде всего в оценке процессов памяти и вни­мания; особенности базовой терапии, которая мо­жет существенно влиять не только на соматические процессы, но и на исследуемые психические функ­ции; степень аффективной загруженности, неизбеж­ной в ситуации болезни — ситуации неопреде­ленности и ожидания, когда страдающий человек неизбежно испытывает тревогу, страх перед буду­щим, перед социальными последствиями болезни, возможной утратой социального, профессиональ­ного и материального статуса.

Сравнительно редко исследуются и поведен­ческие проявления пациента, поскольку его пове­денческая активность преимущественно детерми­нирована теми рамками, которые установлены соматической болезнью, условиями госпитализа­ции и врачом-интернистом. Когда психолог гово­рит о том, что изучает поведенческие проявления больного, он обычно имеет в виду изучение пове­денческих реакций при непосредственном экспе­риментально-психологическом исследовании.

Наиболее часто в клинике внутренних болезней психолог изучает особенности эмоциональной сфе­ры, личности, а в ряде случаев — особенности моти­вации больного. Теоретически бесспорно представ­ление о том, что характеристики эмоциональности человека, как и особенности его мотивационной сфе­ры, непосредственно входят в личностную структу­ру, однако на практике бывает удобнее исследовать эмоциональную сферу и структуру личности ис­пытуемого раздельно, т. е. независимо друг от дру­га, иногда с использованием разных экспери­ментально-психологических методик. Какие же методы исследования применяет психолог в кли­нике внутренних болезней наиболее часто?

К основным методам психологического исследо­вания относятся наблюдение, клинико-психологический метод (сбор психологического анамнеза) и экспериментально-психологические методы, кото­рые условно можно разделить на две группы — оп­росники и проективные методики.

Метод наблюдения относится к наиболее ранним и фундаментальным методам психологического ис­следования; он заключается в профессиональной ре­гистрации всех выявляемых во внешнем поведении испытуемого проявлений внутренней психологи­ческой структуры, а также в психологической ква­лификации этих проявлений. Основой материала для наблюдения является все многообразие сенсор­ной информации различных модальностей (зри­тельной, слуховой, тактильной и т. д.), получаемой от испытуемого.

Клинико-психологический метод исследования заключается в профессиональном психологическом опросе, беседе с больным, в ходе которой психолог может получить интересующую его информацию о психологических феноменах, имеющих значение для понимания соматической симптоматики паци­ента. Метод наблюдения и клинико-психологический метод исследования являются основными, ба­зовыми методами при исследовании пациентов в тяжелом соматическом состоянии, когда проведе­ние экспериментальных методик затруднено. Роль метода наблюдения возрастает при подозрении на симуляцию и диссимуляцию у пациента, при нали­чии языкового барьера между психологом и испы­туемым, дефектах анализаторных систем испытуе­мого, в ситуациях экспресс-диагностики и в случае мутизма (отсутствия речи) у больного.

При использовании в ходе исследования экспе­риментально-психологических методик предпола­гаются достаточная степень мотивированности больного, определенная степень соматической и психической сохранности пациента, в том числе интеллектуальной сохранности, а также соблюде­ние ряда внешних ситуационных условий, таких как относительная изолированность, конфиденци­альность, неразглашение (без необходимости) ре­зультатов исследования посторонним лицам. При исследовании эмоций и особенностей личности пациента в клинике внутренних болезней предпо­лагается использование двух основных групп ме­тодик — опросников и проективных методов.

Опросник представляет собой перечень вопросов об определенных позициях, установках, мнениях больного, о его соматическом и психологическом са­мочувствии. Предполагается, что, отвечая на каж­дый вопрос, пациент абсолютно искренен, объекти­вен, способен адекватно оценить свое собственное состояние. Однако на практике это не всегда так.

Во-первых, испытуемый может быть неискрен­ним, и в этом случае мы либо констатируем созна­тельный обман, предполагая наличие каких-либо рентных установок, либо, что случается наиболее часто, квалифицируем поведение пациента как из­быточно, нормативное: больной предъявляет соци­ально-одобряемую информацию, создавая социаль­но-позитивный, желательный образ самого себя, который и представляет в качестве собственной личности. В последнем случае речь идет обычно о стремлении пациента заслужить одобрение, полу­чить поддержку, снискать расположение окружаю­щих; в основе подобной повышенной зависимости от мнений и оценок окружающих лежит, как прави­ло, неуверенность в себе.

Читайте также: