В а бахревский виктор васнецов глава рябово конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Важность искусства в нравственно-эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Искусство сохраняется людьми, потому что оно оказывает на человека и общество всестороннее воздействие, является важным средством воспитания. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе нравственно-эстетических впечатлений.

Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту живописи. Искусство отражает жизнь, выражает своё отношение к ней, помогает приобщиться к добру, осудить зло. Ребёнок осваивает в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию, которые постепенно по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

В средней группе уже на более высоком уровне, чем в младшей, продолжается работа по приобщению детей к изобразительному искусству - как к его восприятию, так и к самостоятельной художественной деятельности.

На пятом году ребенок начинает выходить за пределы окружающей его действительности. Ребенку становится интересным весь мир. Но для того, чтобы малыш мог проникнуться чувствами и переживаниями, которые царят в окружающем мире, необходимо отобрать содержание, которое доступно его пониманию. Рекомендуется начать работу с постепенного погружения малышей не в реальный, а вымышленный мир сказочных персонажей.

При рассматривании иллюстраций необходимо добиться, чтобы дети поняли, что в произведениях искусства не только рассказывается о чем-либо, но и обязательно присутствует определенное настроение.

Для успешной работы с детьми по данной теме мною были изучены труды:

1. Штанько И. В. «Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход.

Занятие ориентировано на детей среднего дошкольного возраста

Длительность занятия не более 20 мин.

В соответствии с ФГОС работа основывается на следующие принципы:

1. Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

2. Полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащения детского развития;

3. Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

4. Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

5. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

воспитывать эмоционально-эстетические чувства и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера: отношение к положительным и отрицательным поступкам сверстников и других людей, к изображенным в произведениях искусства событиям и образам;

выражение симпатии и антипатии; правильное отношение к доброму и злому, правдивому, спокойному, доброжелательному и хитрому, нечестному, веселому и грустному и к другим общечеловеческим проявлениям;

формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений;

познакомить детей с творчеством художника – сказочника В. М. Васнецова

познакомить детей с биографией художника

прививать интерес к творчеству художника В. М. Васнецова.

формировать установку на внимательное рассматривание картин.

развивать художественное восприятие произведений искусства; подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено) в разных видах искусства;

1. Репродукция портрета художника;

2. Фотографии дома-музея в г. Москве.

3. Фотография усадьбы в с. Рябово.

4. Фотография дома - усадьбы С. Мамантова в с. Абрамцево

6. Репродукции картин В. М. Васнецова :

• Иван-царевич на сером волке

Дети знакомы с творчеством художника – сказочника В. М. Васнецова, с биографией художника.

У детей появился интерес к творчеству художникамим В. М. Васнецова.

Содержание организованной деятельности

Воспитатель: - Ребята сегодня к нам в группу пришла кукла Лиза. Она недавно была в очень удивительном месте, наполненном красотой и сказкой. Ей очень хочется рассказать вам о своём путешествии.

СКАЗКА О СКАЗОЧНИКЕ

Однажды под вечер пошла Лиза со своей мамой гулять, а та встрети-ла подружку, ну и заговорилась с ней. Слушала-слушала Лизуша их разговор, стало ей скучно. И решила она немножко пошутить. Отошла потихоньку за угол, спряталась и ждет, когда же мама хватится дочки да искать начнет.

Вдруг смотрит Лиза — рыжая собака за разноцветной кошкой кинулась. Лиза побежала за ними, посмотреть, что будет. Кошка в подворотню шмыгнула, да и смотрит сверху, будто насмехается. Со-бака убежала, а Лизуша оглянулась и. не узнала ничего: кругом дома большущие, незнакомые. Испугалась Лизуша! Сколько раз говорила мама: заблудишься одна! Вот и заблудилась. Москва-то огромная, ни за что не найдешь свой дом, если не знаешь адреса и читать не умеешь. Эх, зачем вредничала, читать и писать учиться не хотела!

Поплакала Лиза и пошла куда глаза глядят. Шла-шла и вдруг застыла, как вкопанная. Даже рот разинула от удивления. Стоит прямо перед ней сказочный терем-теремок. Из толстых бревен сложенный, с высокой башней. А над башней крыша, шатром изогнутая, точь-в-точь как в книжках, на рисунках к сказкам. Что за чудо расчудесное?

Толкнула Лиза калитку и вошла во двор. Смотрит — нет никого. Постояла немножко, поднялась по ступенькам на высокое крыльцо, потянула за кольцо железное да и попала в дом.

Какой дом удивительный! Комнаты большие, столы-стулья тоже большие, деревянные и все как будто в кружевах — в дереве разные узоры вырезаны. Лампы странные, печи, как в деревне, только наряд-ные полоски на них из разноцветных плиток. На стенах висят фото-графии и картины. А на второй этаж лесенка ведет, да не простая, а за-крученная, как кудрявая прядь.

Взобралась Лиза на второй этаж и очутилась в огро-о-омной комнате. Повернула голову — ой! — прямо на нее Серый Волк скачет. По-смотрела в другую сторону — мамочки! — там Баба-яга в ступе летит. Страашная!

Изо рта клык торчит. А. под мышкой ребеночка держит! Обернулась назад — еще хуже: там Кощей Бессмертный на троне сидит, меч кровавый в руке держит!

Шмыгнула Лизуша в угол за большой аквариум, села на пол и глаза зажмурила. Будь что будет!

Посидела немножко — вроде тихо все. И чуть-чуть один глаз приот-крыла. Да это же. картины! Какие большие! Вон царевна Несмеяна сидит, тоскует, Ковер-самолет летит над горами, над долами. Царевна - лягушка на пиру пляшет: махнула рукавом, а из него лебеди полетели. Ей все эти сказки читали, а теперь все они будто ожили.

А на стенах висят всякие мечи да шлемы, и рубашки какие-то железные, все из маленьких колечек. Подойти бы, потрогать. Но вставать Лизуше не хочется: устала очень. Решила она еще немножко посидеть, отдохнуть.

Вдруг смотрит: открывается дверь, и неслышно входит высокий худой человек. Лицо у него красивое, борода длинная, рыжеватая.

Вошел — и сразу все как-то изменилось вокруг. Те картины, что Лиза видела, куда-то пропали, а посередине комнаты появилась вдруг другая — огромная. А на ней три всадника, первый на белой лошади, второй — на громадом черном коне, а у третьего лошадка рыжая, голову пригнула, уши прижала, будто землю нюхает.

Но, главное, все живые на картине этой. Всадники толкуют, да плохо слышно, о чем — ветер в картине свистит и иногда так подует, что до Лизуши долетает запах травы и молодых сосенок.

Взял человек в руку длинную кисть, помешал-помешал краски на деревянной овальной дощечке и давай кисточкой то там, то тут в картину тыкать. Где прикоснется, там краски сразу как-то вспыхивают. А коня или всадника кисточкой тронет — тот на минутку замирает, а потом опять шевелиться начинает.

Не выдержала Лиза, подошла поближе посмотреть, как это у него так получается. А один из всадников, самый молодой, на рыжей лошадке, ее заметил и стал какие-то знаки делать.

Тут человек оглянулся. Глаза у него небольшие, яркие, а взгляд острый, пронзительный.

— Ты откуда здесь? — говорит. — Я ведь всем запретил приходить в мастерскую, когда я работаю!

— А почему вы так странно разговариваете? — спросила она.

Человек вдруг улыбнулся:

— Меня зовут Лиза, — сказала Лизуша. — А вы кто?

— А я здесь хозяин, — отвечал человек. — И зовут меня Виктор Михайлович.

— Знаю, знаю, — сказала Лиза,— вы художник.

— Правильно, — кивнул Виктор Михайлович. — А вы только сказки рисуете?— Я все умею делать — ответил человек,— и портрет написать, и дом придумать. Нравится тебе мой дом? Я сам его построил.

— Все-все сам? — не поверила Лиза. — Нет, конечно. Тут много строителей было. Но я все нарисовал заранее, чтобы знать, куда каждое бревнышко положить надо. Такого дома ни у кого в Москве нет!— Вы богатый, наверное, раз у вас такой огромный дом? — спросила Лиза.

— Да уж, богач. — усмехнулся Виктор Михайлович. — Давно я мечтал о своем доме, много лет. Я в деревне вырос, там домов десять всего и стояло. Нас, братьев, было шестеро, и на всех одни валенки и полушубок. Летом-то хорошо, весь день на улице да в лесу босиком бегаем, в одних портках. Ну а зимой все больше на печи сидели, да сказки слушали. День короткий, ночи долгие да темные, и зиме, кажется, конца не будет. Электричества-то тогда не было. Зажжем лучину — палочка такая деревянная, она горит, потрескивает, огонь маленький, колеблется из стороны в сторону, а по стенам тени так и ходят. Кажется, вот-вот из темного угла кто-то выскочит, не то леший, не то Баба- Яга. Так и встают они как живые.

— Страшно было? — пожалела его Лиза.

— И страшно, и интересно. А потом надолго забылось все, когда в Петербург поехал.

— Зачем? — удивилась Лиза.

— Как зачем? Учиться хотел. Только в Петербурге, в столице, была Академия, где на художников учили.

.— Вот и неправда! Столица — Москва! — невежливо перебила его Лизуша. — Нам в садике говорили.

— Нет, милая, — улыбнулся художник. — Тогда Петербург столицей был. Да-а. И оказался я там один-одинешенек. Голодал, бедствовал. Мне ведь никто помочь не мог. И учился, и работал. Все сам.

— А почему в Москве дом построили? — удивилась девочка

— Да сказки писать только в Москве и можно! — засмеялся Виктор Михайлович. — Ты Кремль- то видела?

— Видела, видела, — закивала Лиза. — Мы там с мамой и папой были.

— Ну вот. В Петербурге такого нет. Там все почти новое, старины — то не чувствуется. То ли дело в Москве — все древностью русской дышит!

— Нравятся. Только почему они выглядят, как живые.

-Так всегда бывает, пока картину не закончишь. А как сделаешь все, как надо, такими они и остаются навсегда.

— А как их зовут? — спросила Лиза.

— Меня, девонька, зовут Илья Муромец, — улыбнулся самый большой и сильный, что сидел посередине на черном коне.

— А я — Добрыня Никитич, — чуть поклонился строгий богатырь на белой лошади.

А третий вдруг вынул сзади какую-то непонятную штуку со струнами и начал на ней играть веселую песню.

— А что это у него? — шепотом спросила Лиза у Виктора Михайловича.

— Гусли, — так же шепотом ответил он. — Молчи и слушай! Нигде больше такого не услышишь!

Закончил молодой богатырь играть и склонил голову набок, улыбается.

— Алеша Попович я. Слыхала, может?

— Нет, — честно ответила Лиза. — Я еще маленькая. А что вы делаете там?

— Землю русскую охраняем, — ответил Илья Муромец. — На границе стоим, смотрим вокруг. Мимо нас ни зверь не пробежит, ни птица не пролетит не замеченной.

— А где же у вас ружья? — спросила девочка.

— Это так давно было, что и представить нельзя, — вмешался Виктор Михайлович. — Тогда никаких ружей да пистолетов еще не было. Видишь, у Добрыни — меч, у Ильи Муромца — копье да тяжелая палица булатная, вроде дубинки, только железная. А у Алеши — лук со стрелами закаленными.

— А рубашки у них такие же, как на стенах у вас висят, да? — догадалась Лиза.

-Да, они кольчугами называются. Такую кольчугу сразу и мечом- то не разрубишь.

— А откуда вы все это узнали?— удивилась Лиза.

— Читал много. В музеи ходил, смотрел. В музеях вся история и хранится. Там много чего можно увидеть.

Лиза раскрыла рот, чтобы еще что-то спросить, но Виктор Михай-лович приложил палец к губам:

— Все! Молчок! Я должен работать!

Он опять повернулся спиной к Лизе и взял в руки кисти.

Лизуше показалось обидным сидеть тут одной, никому не нужной. Она начала хныкать, сначала тихо, потом все громче и. проснулась. Над ней, широко раскрыв глаза, стояла удивленная тетя в синем халате и со шваброй в руках.

— Откуда ты взялась, девочка? — спросила она Лизу.

— Я заблудилась, — сказала Лиза. — Я хочу домой.

Потом она оглянулась и спросила:

— Какой? — удивилась женщина.

— Ну, который все эти картины написал. Его Виктор Михайлович зовут, — рассердилась Лиза. — Я же тут с ним только что разговаривала!

— Эти картины написал Виктор Михайлович Васнецов! — строго сказала тетя. — Он жил давно. А мы с тобой сейчас в его доме, который стал музеем.

— Все равно, я с ним сейчас разговаривала!

— Значит, повезло тебе, девочка, — улыбнулась тетя. — Ты побывала в сказке. Пойдем-ка, поищем твою маму.

Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами познакомились с замечательным художником. Это Виктор Михайлович Васнецов. Детские годы художника прошли в живописном селе Рябово Вятского края. Село располагалось среди глухих северных лесов. Здесь долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев, будущий художник, впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах русских богатырей. Волшебные чудеса, былин-ные события оживали в воображении, волновали ум и чувства. А когда мальчик вырос и стал художником, его грезы и мечты воплотились в картинах.

Судьба Виктора Михайловича Васнецова тесно связана с Дмитровским краем. Именно здесь он на склоне своих лет приобрел бывшую усадьбу в деревне Ваньково, которое назвал в память о родном селе Рябово на вятской земле — Новое Рябово. Окрестные поля, река Яхрома напоминали ему милую родину. Он начал писать картины о жизни взрослых людей. Эти картины всем нравились, а Виктору Михайловичу - наоборот. Часто летом он гостил, в деревне Абрамцево, у своего друга Саввы Мамонтова. Здесь была очень красивая природа. Вокруг лес, росли могучие дубы, стройные сосны. И Виктору Михайловичу захотелось писать картины на сюжеты сказок. Виктор Михайлович Васнецов вошел в историю искусства, как первый художник нашего фольклора, отразив, в своих произведениях духовную мощь и одаренность народа.

Есть в столице уголок –

Русской сказки островок.

Между каменных ладоней

Еле виден чудо-домик.

Среди каменных громад –

А на крыше - петушок!

Полюбил мальчишкой Вова

Этот домик Васнецова.

А теперь привёл за ручку

Варю - маленькую внучку.

В доме тихом, в доме древнем

Ждёт нас спящая царевна.

Здесь царевич бой ведёт –

Змею головы сечёт.

Здесь Кащей и горы злата.

Но летит ковёр крылатый!

Хорошо на свете жить,

Дверцу в сказку отворить!

Чтобы знала детвора

Больше радости, добра!

Воспитатель: - Теперь вы знаете, что каждый художник пишет картину для чего-либо. Важно знать о художнике, о его жизни, мыслях и чувствах, чтобы понять произведение. И сегодня вы узнали, что Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную русскую природу, русские сказки и былины и эту любовь он передал в своих картинах.

Воспитатель: Какая картина вам понравилась больше чем другие? Почему? (Ответы детей)

- Кто-нибудь из вас хотел бы увидеть другие картины Васнецова по сказкам? (Ответы детей)

- Я предлагаю вам попросить родителей свозить вас в дом-музей В. М. Васнецова в г. Москве. Там вы увидите еще много картин, которые писал художник по сказкам и, я думаю, что увидев его работы вы сразу сможете сказать по какой сказке была написана та или иная картина. - Ребята, вам понравился рассказ Лизы? (Ответы детей)

Воспитатель: - Мне тоже очень понравилось. Давайте скажем кукле Лизе спасибо.

Анализируя проделанную работу, направленную на воспитание эмоционально-эстетических чувств и ориентацию на проявление прекрасного в разнообразных предметах и явлениях природного и социального характера, можно отметить, что у детей сформированы образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих, типичных признаков и свойств, некоторых индивидуальных проявлений, характерных для отдельных объектов, понимание взаимосвязи и красоты природных явлений; дети познакомились с творчеством и биографией художника В. М. Васнецова.

Данная работа может быть использована другими педагогами ДОУ.

Список используемой литературы:

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

8. Штанько И. В. «воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: Методическое пособие. - М. : Сфера, 2007 г.

9. Бахревский В. А. Виктор Васнецов. — М. : Молодая гвардия, 1989. — (Жизнь замечательных людей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить с названием раздела и спрогнозировать его содержание; на основе знакомства с произведением В.А. Бахревского узнать о детстве В.М. Васнецова; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, пониманию содержания текста; способствовать формированию представления об извест­ных людях земли Русской; содействовать воспитанию уважения к своей стране, к своему народу; развивать память, речь, мыш­ление, познакомить с произведением М.А. Булатова и В.И. Порудоминского, с жизнью и творчеством В.И. Даля;

Планируемые результаты: учащиеся будут продолжать учить­ся прогнозировать содержание раздела; выразительно читать вслух целыми словами, обозначая интонационно конец предло­жения; рассказывать о своём отношении к произведению; отве­чать на вопросы по содержанию прочитанного.

Оборудование: выставка книг по теме урока, портреты В.А. Бахревского и В.М. Васнецова; текст загадки для речевой разминки (на доске, слайде, в рабочих тетрадях или распечатан­ный на листочках), портреты и книги М.А. Булатова и В.И. Порудоминского, В.И. Даля;

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Речевая разминка

У меня есть карандаш,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А ещё — мольберт-треножник,

Потому что я . (художник).

— Прочитайте текст с вопросительной интонацией.

— Прочитайте текст с утвердительной интонацией.

— Прочитайте текст с сердитой интонацией.

— Прочитайте текст с весёлой интонацией (с интонацией удивления, сожаления).

— Прочитайте загадку выразительно.

— Ребята, поднимите руки, кто из вас любит рисовать.

— Расскажите, почему вам нравится это занятие. (Ответы детей.)

III. Самоопределение к деятельности

— Как вы думаете, почему урок я начала именно с такой за­гадки? (Предположения детей.)

— Сегодня на уроке мы начнём изучать новый раздел, узнаем, как он называется. Прочитайте, что здесь написано.

(Запись на доске или в рабочих тетрадях.)

ЯИССОР - АНИДОР ЯОМ

(Россия — Родина моя.)

— Как вам удалось это прочитать? (Читать нужно справа на­лево.)

— Как вы думаете, с какими произведениями мы будем зна­комиться в этом разделе? (Мы будем читать стихи, расска­зы о Родине.)

— Как вы понимаете смысл этого названия? (Высказывания учащихся.)

— Откройте учебники на с. 67. Давайте прочитаем вступи­тельную статью к первому произведению. (Дети читают текст.)

— О ком мы будем сегодня читать? (О художнике-сказочнике Викторе Михайловиче Васнецове.)

Материал для учителя

Виктор Михайлович Васнецов — знаменитый русский живописец. Виктор Михайлович появился на свет в 1848 году в семье деревенского батюшки. Детские годы его проходили в селе Рябово, которое издревле славилось искусством народных мастеров и природными красотами.

Семья Васнецовых была большая, жили они небогато. Мальчик рано остался без матери, поэтому его образованием занимался отец. Он был первым наставником для своих детей, сам учил их разным наукам. Дети занимались резьбой по дереву, читали научные журналы, слушали были­ны и сказки о русских богатырях. Обучал батюшка и ребятишек прихода, где проходило его служение. Немалую роль в воспитании внука также сыграла бабушка, она писала картины, её дом был обильно украшен соб­ственными работами.

Виктор начал рано увлекаться рисованием и имел желание в буду­щем продолжить это занятие, но так как его отец пребывал в духовном сане, по религиозным правилам, сына он отправил в Вятское духов­ное училище. Дальше юноша обучается в Вятской духовной академии и не перестаёт заниматься своим любимым делом. С благословения отца он всё же оставляет семинарию и уезжает в Санкт-Петербург для поступ­ления в Императорскую Академию художеств.

Выставлять свои работы В.М. Васнецов начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.

В.М. Васнецов украсил сокровищницу отечественного искусства полотнами на исторические и фольклорные темы. Художник также рас­писывал храмы в разных городах России. Его роспись Владимирского собора в Киеве до настоящего времени вызывает восхищение у жителей и гостей города. В.М. Васнецов занимался оформлением спектаклей.

Умер Васнецов 23 июля 1926 года в Москве в своей мастерской, в доме, который был построен по его проекту (ныне это музей его имени по адресу: переулок Васнецова, д. 13). В настоящее время здесь бывает множество детей. Все они приходят, чтобы познакомиться с жизнью ху­дожника и полюбоваться его прекрасными картинами.

Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную под­держку из личных средств.

IV. Работа по теме урока

1. Знакомство с произведением

(Учитель и хорошо читающие ученики читают текст на с. 67-73.)

2. Словарная работа

— Ребята, как вы понимаете, что обозначают в тексте эти сло­ва и выражения?

(Слова записаны на доске или распечатаны на листочках. Учитель объясняет детям значение слов, которых нет в словаре учебника.)

Стряпуха — работница, которая готовит пищу.

Котомка — дорожная сума, носимая за плечами.

Пожаловал нас воробьиным своим подаянием — дал нам воробьиную еду.

Светец — устройство из подставки и укреплённой в ней лучины.

Птица Сирин — в древнерусском искусстве и легендах райская птица с головой девы.

Душа у тебя, как у птицы, — хочется на свободу, ввысь.

Едемский рай — райский сад в Библии.

Праведник — человек, соблюдающий религиозные заповеди, не имеющий грехов, живущий праведной жизнью.

Людская — здесь: помещение для слуг в господском доме.

Кипень — это устаревшее слово, обозначающее белую пену на по­верхности воды при кипении или бурном волнении (кипень прибоя, кипень водопада). В данном случае: кипень инея.

Солнце щекастое, малиновое — большое, яркое солнце.

Околица — окраина селения.

Выставить с кухни — вывести (прогнать) с кухни.

Наседка — птица, высиживающая яйца.

Дьякон — в православной церкви: священнослужитель, помощник священника.

Псаломщик, пономарь — служители, помогающие в православной церкви священнику во время богослужения.

Ходатай — тот, кто выступает как чей-либо защитник, заступник.

3. Работа над содержанием произведения

— Чем ещё можно подтвердить слова странника о добром доме мальчика — доме Васнецовых? (Хозяева дома пустили в дом четырёх странников, всем им дали приют, накормили и уложили спать на тулупы.)

— Перечитайте диалог мальчика и странников о море.

— Что говорят о море странники? Чьи слова ближе мальчику?

(Слова второго странника ближе мальчику.)

Материал для учителя

Сирин и Алконост — два неразлучных символа, пара противополож­ностей. Горе и радость, несчастье и счастье, черное и белое. На картине В.М. Васнецова эти мифические девы-птицы похожи, как двойники, и одновременно с этим совершенно разные. Сирин — чёрная вестница печали, тоски по утерянному раю. Алконост несёт свет, дарует радость и наслаждение. Согласно славянским поверьям, обе птицы прилетают в райский сад накануне Яблочного Спаса. Сирин оплакивает уходящее лето, Алконост наделяет плоды магическими, лечебными свойствами.

Фоном для картины стало утреннее оранжевое небо. Светлую птицу освещает солнце, тёмная, напротив, укрывается от наступающей зари. Сирин обращена в прошлое, Алконост вся в будущем. Обе девы-птицы едины и неделимы — они являются вечными спутниками жизни каждого человека, одна способна умерить слишком сильную радость, другая — облегчить неподъёмное горе. Образы этих птиц воплощают гармонию.

(По Г. Занегину)

— Почему мальчик думает, что странники улетели на ковре- самолёте? (После их ухода мальчик не увидел никаких следов. Странники для него были словно волшебники.)

4. Чтение произведения

(Учитель и хорошо читающие ученики читают текст до конца (с. 73-78).)

5. Словарная работа

— Что обозначают в тексте эти слова и выражения?

(Слова записаны на доске или распечатаны на листочках.)

Врасплох — неожиданно, внезапно.

Кратер — углубление на вершине вулкана, из которого при изверже­нии выливается лава.

Чётки — это аксессуар, состоящий из нанизанных на прочную нить бусин или плашек, которые применяются для медитации и счёта произ­несённых мантр или молитв.

Флибустьер — пират, морской разбойник.

Барка — деревянное плоскодонное судно без палубы.

Невзначай — случайно, ненароком, ненамеренно, нечаянно.

Сочельник — день накануне церковных праздников Рождества и Кре­щения.

Маг — то же, что колдун, чародей, волшебник, заклинатель. Места, Зовомого Город, — места, называющегося Город.

6. Работа по вопросам и заданиям учебника

(Работа ведётся по вопросам на с. 76, 78. Дети отвечают, опи­раясь на текст.)

— Можно ли сказать, читая этот текст, что рисование в дет­стве было одним из самых любимых занятий Виктора? Обоснуйте свой ответ. (Да, мы видим, что это самое люби­мое занятие мальчика. Он подолгу рассматривает журналы, фантазирует, восхищается тем, как рисует его отец. Витя придумывает свои иллюстрации к рассказу.)

— Чему радуется Витя? Чего он ждёт? (Он ждёт приезда своего брата Коли.)

— Как вы думаете, почему, увидев первую звезду, никто не стал торопиться в дом? (Все смотрели на появление первой звезды, как на чудо. А ещё Коля вынес бенгальскую свечу. Это было настоящим волшебством!)

— Что общего в этих описаниях и в чём различие?

— Как вы думаете, чьими глазами мы видим солнце, когда читаем эти описания? (Мы видим его глазами мальчика Вик­тора Васнецова.)

Материал для учителя

Владислав Анатольевич Бахревский — российский поэт и писа­тель. В.А. Бахревский родился 15 августа 1936 года в Воронеже в семье лесничего. Его семья много переезжала по стране, позже в эти места пи­сатель поселит героев своих книг, таких же мальчишек, каким был он сам. Детство, проведённое им в лесу, жизнь на лоне природы во многом определили характер и судьбу будущего мастера слова, его любовь к Ро­дине и её истории, умение видеть большое в малом, чувствовать и пони­мать красоту родного края.

В 1948 году Бахревские осели в подмосковном Орехово-Зуеве, где Владислав окончил школу, а затем литературный факультет Педагогического института. Именно здесь сформировался самобытный талант писателя. Владислав Бахревский руководил в институте созданным им литературным кружком, а впоследствии возглавлял городское литера­турное объединение.

В сказках, детских повестях и рассказах раскрываются лучшие каче­ства Бахревского-стилиста, они расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и затрагивают те нравственные проблемы, с которыми стал­кивается по мере взросления каждый ребёнок. Произведения писателя учат отличать добро от зла, поступать честно вне зависимости от обстоя­тельств.

(Союз писателей России)

(Выполняются команды по тексту.)

Встанем, глубоко вдохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

VI. Продолжение работы по теме урока

— Что вы знаете о Владимире Ивановиче Дале? (Высказыва­ния детей.)

Самоопределение к деятельности

— Как вы поняли, о ком мы сегодня будем читать и говорить?

(О Владимире Ивановиче Дале.)

— Откройте учебники на с. 78. Прочитайте вступительную статью к произведению. (Дети читают статью.)

— Что вы узнали о В. Дале? Кем он был? (Он был моряком, военным врачом, глазным хирургом, сказочником, писателем, составителем словаря русского языка. А ещё В. Даль собрал два тома русских пословиц. Он знал больше десяти языков и записывал не только русские, но и казахские, башкирские, калмыцкие сказки, пословицы и поговорки.)

Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о жизни и творчестве этого замечательного человека.

1. Знакомство с жизнью и творчеством В.И. Даля

(Учитель рассказывает детям о В.И. Дале.)

Материал для учителя

По окончании русско-турецкой войны Даль продолжил службу в ка­честве военного врача и эпидемиолога. В 1831 году он работал на эпиде­мии холеры, а также принимал участие в польской кампании. Вернув­шись в 1832 году в Петербург, работал в военном госпитале.

Даль сопровождал А.С. Пушкина в его путешествии по пугачёвским местам. В 1837 году, узнав о дуэли поэта, приехал в Петербург и дежурил у его постели до последней минуты. В 1841 году, вскоре после Хивинско­го похода русской армии (1839—1840), в котором он принимал участие, Даль переехал в Петербург и начал работать секретарём и чиновником особых поручений при министре внутренних дел. Все годы службы Вла­димир Иванович продолжал работу над словарём, собирая для него мате­риал во время поездок по Оренбургской губернии. По переезде в Петербург он получал письма с образцами местных говоров, сказок и пословиц со всей России.

(Подробнее см.: Школьный словарик, с. 28.)

— Откройте учебники на с. 79, прочитайте название повести.

— О чём говорит вам это название? Что вы представили?

— Как вы понимаете это название? (Высказывания детей.) (Учитель и хорошо читающие ученики читают главу.)

3. Словарная работа

— Какое значение имеют в тексте эти слова и выражения? (Слова записаны на доске или распечатаны на листочках.) Холст — конопляная или льняная ткань с полотняным переплетени­ем пряжи (то есть перпендикулярным, с чередованием нахлёстов через одну нить). Холст из конопли, имеющий желтоватый цвет, был более распространён в средней полосе России, так как конопля лучше про­израстала в сложных природных условиях. Он обычно толще и грубее серебристого льняного холста, но имеет более высокую износоустой­чивость.

Холщовый (навес) — кровля на столбах или других опорах для защиты от солнца или непогоды.

Не по карману — дорого.

На паях — вместе с кем-либо, совместно участвуя в чём-либо.

Ковыль — травянистое степное растение из семейства злаков, с длин­ными остями, покрытыми у некоторых видов пушистыми волосками.

Козлы — передок конного экипажа, где сидит кучер.

Проведать — навестить.

Отведайте — попробуйте, поешьте.

Поведаю — расскажу.

Изведаю — узнаю.

Лясы точить — болтать, разговаривать.

Далече - далеко.

Верста — старинная русская мера длины, равная 1,06 км.

Печка нежит, а дорожка учит — на печке отдыхаешь в тепле, а в до­роге многому учишься.

4. Работа по вопросам и заданиям учебника

(Дети читают вопросы на с. 83—84, отвечают на них выбороч­ным чтением.)

(Учитель читает текст.)

6. Словарная работа

— Ребята, что обозначают эти слова?

(Учитель вместе с детьми разбирает значение слов, которые встретились в тексте.)

Наст — плотная корка снега на поверхности, которая образуется в результате подтаивания и последующих снегопадов.

Снежный вал — снежная насыпь.

7. Работа над содержанием произведения

(Работа ведётся по вопросам на с. 85—86.)

— Что общего в содержании этих двух глав из повести о Вла­димире Дале? В чём между ними различие? (В этих главах рассказывается о том, как Владимир Иванович проявлял ин­терес к слову. В первой главе он готовится стать кадетом, а во второй главе Владимир Даль уже в звании мичмана, ему исполнилось 18 лет.)

— Почему Владимир Даль забыл про холод? (Он начал записы­вать слова и увлёкся, задумался.)

— Как вы понимаете смысл пословицы Мал почин, да дорог? (Так обычно говорят о малозаметной вещи, которая в ито­ге может раскрыться с неожиданной стороны и оказаться яркой, интересной и удивительной. В контексте этого про­изведения пословица означает, что записаны В. Далем пока всего только несколько слов, но это стало началом большой и важной работы.)

8. Беседа с учащимися

— Как бы вы ответили на вопросы ребят? Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте свой ответ.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Расскажите о своём отношении к изучаемому материалу.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Чем он вам интересен?

— Чему вы учились на уроке?

— Какой важный вывод можно сделать по теме урока? (Чело­век любит свой край, где он родился и живёт.)

— Какие произведения или труды В.И. Даля вам известны? Расскажите о них кратко.

Составить синквейн о В.И. Дале, отразить нём полученные на уроке знания об этом замечательном человеке.

Составленный синквейн может выглядеть следующим образом.

Лечил, собирал (слова), писал.

Познакомить учащихся с творчеством известного русского живописца Виктора Михайловича Васнецова.

Приобщить к великому наследию русского изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

а) личностные : воспитание чувства патриотизма, любви к русскому искусству; формирование положительного отношения к предмету.

б) метапридметные: развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей учеников, расширение общего кругозора учащихся; совершенствование умений применять теоретические знания для приобретения новых.

в) предметные: знакомство с творчеством великого русского живописца В.М. Васнецова. Повторение и закрепление знаний о направлениях и видах в изобразительном искусстве.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения.

Формы учебно-познавательной деятельности:

коллективная, выполнение индивидуальных заданий.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка подготовленности учеников к уроку.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ.

С давних пор художники изображали то, что окружало их в повседневной жизни, это были волнующие всех сюжеты и темы: людей, животных, корабли целые сюжетные и исторические сцены. На основании этого деления в живописи выделилось несколько жанров. Мы с вами уже начали знакомиться с жанрами изобразительного искусства.

Напомните, пожалуйста, какие виды изобразительного искусства мы с вами знаем.

Ответ (Пейзаж, портрет, натюрморт)

Сегодня мы познакомимся с жанровыми картинами, на которых изображен сюжет, то есть жанровая сценка. Художник, о котором мы будем сегодня говорить, писал картины со сказочным и былинно-историческим сюжетами. Можно сказать, что он работал в фольклерном стиле.

Итак, сегодня мы увидим

творчество великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, который писал картины по былинным сюжетам и иллюстрации к русским народным сказкам, расписывал церкви и храмы.

ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Жила – была на свете Палитрачка. У нее были друзья – 7 братьев Красок и красавица Кисточка. Больше всего на свете Палитрачка любила смотреть, как рисует её хозяйка – девочка Катя. Правда Катя была ещё совсем маленькая, и только постигала секреты художественного мастерства. У неё в комнате было очень много книг о художниках, и когда Кати не было дома, она ходила в школу, друзья: Палитрачка, Кисточка и краски взбирались к девочке на стол и с большим удовольствием рассматривали эти книги. Из них они узнали, что такое портрет, пейзаж, натюрморт и многое другое, но больше всего друзья любили книжки с картинками художников, которые рисовали сказки.

И вот однажды Палитрачка обнаружила, что её подружка Кисточка исчезла.

Очень долго она искала свою подругу, но так и не нашла.

И вдруг Палитрачку осенило!

Ворона с радостью согласилась помочь в поисках Кисточки и немедленно отправилась в путь.

Решила Нарисованная Ворона побывать, для начала, в картинах великого русского живописца Виктора Михайловича Васнецова, очень уж любила Кисточка рассматривать его сказочные картины.

Виктор Михайлович Васнецов родился в 1848 году 3 мая в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии. Он был сыном православного священнослужителя.

Получил образование в духовном училище, затем в Вятской духовной семинарии. Учился рисовать у своего гимназического учителя Чернышева. Но с предпоследнего курса взял благословения отца, оставил семинарию и уехал в Петербург, чтобы поступить в Академию художеств. Учился живописи в городе Петербурге — сначала в Рисовальной школе у художника Ивана Крамского общества поощрения художеств, затем в петербургской Академии художеств. По окончании Академии ездил в творческое путешествие за границу. Выставлять свои полотна начал с 1868 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом вместе с художниками-передвижниками.

Был принят Мамонтовым в свой творческий кружок в селе Абрамцево.

В 1893 году Виктор Васнецов стал действительным членом Академии художеств.

С 90-х годах заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (он расписывал Владимирский в Киеве собор и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, выполнил акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).

t1572766866ab.jpg

Видит, сидит грустная Алёнушка на берегу тёмного омута и горюет, братца своего выглядает-зазывает.

Огляделась Ворона по сторонам – везде лес дремучий и вода темная, лишь за Аленушкой деревца молодые сосенки да берёзки, словно подружки собрались утешить сестрицу, вздохнула да полетела дальше.

t1572766866ac.jpg

Попала наша путешественница в лес дремучий. А по лесу бежит во всю прыть серый волк. На нём сидит Иван-Царевич и Василиса Прекрасная.

А нарисованная ворона отправилась в другую картину.

«Ой, опять лес, только холодно тут и зябко. Где это я оказалась? И кто эта девушка в белой шубке?… Так ведь это Снегурочка!

t1572766866ae.jpg

«Ой, и здесь поют! Только странно как-то. В два голоса. Один голос грустный да протяжный, а другой веселый, да задорный. Так ведь это Сирин и Алконост, песнь печали и радости – мифологические райские птицы ; верхняя часть тела у них, как у прекрасных девушек, а нижняя – птичья. Сирин своим пением нагоняет печаль тоску, а Алконост вызывает у слушателей радостные чувства.

«О, чучело какое! Да это же Кощей бессмертный! А рядом с ним Василиса Прекрасная! Бедная девушка! Где же Иван- Царевич? Что–то он не очень-то торопится на выручку своей невесты!

«Ух, высоко-то как! А внизу красота какая: горы, реки, моря, страны дальние - невиданные. Весь мир – как на ладони. Здорово полетать с Иваном Царевичем на ковре-самолёте!

Только даже с такой высоты Кисточку нигде не видать! А жаль!

«Да нет, Воронушка, не видали мы Кисточку в нашем царстве!

«Ох! – только и вдохнула Нарисованная Ворона, да и полетела дальше.

t1572766866ak.jpg

«Ну-ка, ну-ка, что здесь написано: направо пойдёшь – сам умрёшь, налево пойдёшь- коня потеряешь… может что и про кисточку написали? – А прямо пойдёшь – богат будешь… и больше ничего. Это информация только для Витязя. Вот он стоит на распутье и размышляет. Не буду ему мешать!

t1572766866al.jpg

И вот вернулась наша путешественница домой ни солоно хлебавши.

И вот вернулась наша путешественница домой не солоно хлебавши.

Глядь, а за столом сидит Катя, в руках у неё Кисточка и Палитрачка. И рисует наша художница новую картину… Оказывается, это Катюша Кисточку в школу брала.

В школе много ребят, и учатся они там премудростям всяким: и писать, и считать, и читать, и, конечно же, рисовать.

Скажите, в каком жанре живописи работал великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ

Вспомните и назовите в каких картинах написанных на сюжеты русских народных сказок побывала Нарисованная ворона, в поисках кисточки.

Виктория Гаврилюк

Математика
Тема "Закрепление изученного. Математический диктант."
Выполнить с.31 №1, 2; математический диктант ( фото ниже)

Виктория Гаврилюк

Виктория Гаврилюк

Анастасия Ларина

10.02.22 Английский язык
Тема Now I know
Выполнить задания с картинки в тетрадях.
1. Расставить буквы в правильном порядке и записать слова
2. Вставить буквы и записать предложения в тетрадь.
3.Соединить ( записать цифру и букву)
Выполнить до 15.02.22

Виктория Гаврилюк

Русский язык
Тема "Различение имён существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?"
Прочитать правило с. 46
Записать и запомнить написание словарных слов: январь, февраль.
Выполнить с. 47-48 упр. 79

Изобразительное искусство
Тема "Образ человека в скульптуре. Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером.
Сегодня Вам предстоит выполнить скульптуру. Попробуйте изобразить в объеме печального или весёлого клоуна. Обратите внимание на выразительность силуэта, позы.

Читайте также: