В ф миллер очерк истории русского былинного эпоса конспект

Обновлено: 06.07.2024

Сын по­эта, пе­ре­во­дчи­ка и из­да­те­ля Ф.Б. Мил­ле­ра, из об­ру­сев­ших нем­цев. Окон­чил ис­то­ри­ко-фило­ло­гический фа­куль­тет Московского университета (1870 год). Изу­чал сан­скрит и древ­нюю ис­то­рию Во­сто­ка в Гер­ма­нии, Фран­ции, Че­хии. С 1877 года в Московском университете (профессор с 1886 года). Председатель эт­но­гра­фического от­де­ла Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей ес­те­ст­во­зна­ния, ан­тро­по­ло­гии и эт­но­гра­фии (с 1881 года), пре­зи­дент это­го об­щест­ва (с 1889 года); хра­ни­тель Даш­ков­ско­го эт­но­гра­фического му­зея в Мо­ск­ве (1884-1897 годы), ди­рек­тор Ла­за­рев­ско­го ин­сти­ту­та вос­точ­ных язы­ков (1897-1911 годы). Член Об­ще­ст­ва лю­би­те­лей рос­сий­ской сло­вес­но­сти (с 1872 года), Императорского Московского ар­хео­ло­гического общества (1875 год), Об­ще­ст­ва ис­то­рии и древ­но­стей рос­сий­ских(1887 год).

Сочинения:

Очер­ки арий­ской ми­фо­ло­гии в свя­зи с древ­ней­шей куль­ту­рой. М., 1876. Т. 1: Ас­ви­ны - Дио­ску­ры;

Ру­ко­вод­ст­во к изу­че­нию сан­скри­та. (Грам­ма­ти­ка, тек­сты, сло­варь). СПб., 1891 (совм. с Ф.И. Кна­уэ­ром);

Экс­кур­сы в об­ласть рус­ско­го на­род­но­го эпо­са. М., 1892;

Очер­ки рус­ской на­род­ной сло­вес­но­сти. М.; Л., 1897-1924. Т. 1-3;

На­род­ный эпос и ис­то­рия / Сост., вступ. ст., ком­мент. С.Н. Аз­бе­ле­ва. М., 2005;

Фольк­лор на­ро­дов Се­вер­но­го Кав­ка­за: тек­сты, ис­сле­до­ва­ния / Сост. А.И. Алие­ва; под­гот. тек­ста, пер. М.И. Исае­ва. М., 2008.

Но исторические построения Миллера и его учеников исходили из ошибочного, ненаучного понимания исторического процесса; в дальнейшем же ошибки школы были усугублены попытками вульгарно-социологической интерпретации истории фольклора.

Народный театр, его виды (балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп). Народная драма.

1. Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообраз­ны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.

В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеатральный и театральный этапы народного драматического твор­чества


· Специфические признакифольклорного театра: отсутствие сцены,

· разделение исполнителей и аудитории

· действие как фор­ма отображения действительности

· перевоплощение исполни­теля в иной объективированный образ

· эстетическая направлен­ность представления.

Пьесы нередко распространялись в пись­менном виде, предварительно репетировались, что не исключа­ло импровизации.

В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищ­ных представлений были ярмарки, на которые собиралось мно­го людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались.

Виды народного театра.

Балаган.Во время ярмарок строились балаганы. Балаганы — времен­ные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых пред­ставлений. В России они известны с середины XVIII в. Балага­ны обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцо­ры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились неболь­шие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с кото­рого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы выработали свою манеру оде­ваться, обращаться к зрителям.

Раёк.Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.). Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" — "по ухваткам отставной солдат, бывалый, лов­кий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода". Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерно­сти числа и расположения слогов не было. Этот народный стих был назван "раеш­ным". Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.

Театр Петрушки. Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщи­ка, ходил от двора ко двору и давал традиционные представле­ния о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время на­родных гуляний, на ярмарках.
Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: "У куклы корпуса нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху под­шита пустая картонная голова, а с боков — руки, тоже пустые. Куколь­ник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки — первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом". Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. Образ Петрушки — олицетворение праздничной свободы, рас­крепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и сло­ва Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведе­ния и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, по­мещиков, начальства.

Вертеп.Кукольный театр вертеп получил название от своего назна­чения: представлять драму, в которой воспроизводился еван­гельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (старосл. и древнерус. "вертепъ" — пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В Рос­сию вертеп проник с Украины и Беларуси в конце XVII — нача­ле XVIII в. Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных 3 . Нижняя , часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами — персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.

2. Народные драмы.Первые народные драмы создавались в XVI—XVII вв. Их фор­мирование шло от простых форм к более сложным.

Малая народная драма не угасла со временем. Генетически она могла восходить к архаичным игрищам ("Гробокопатель", "Маврух"), к бытовым анекдотическим сказкам ("Барин и Афонь-ка", "Мнимый барин"), к анекдотам ("Доктор и больной"), к песням ("Ермак", "Атаман-буря", "Степан Разин"), к духовным стихам ("Аника-воин"), к вертепным представлениям ("Царь Ирод") и т. д,

Постепенно под влиянием любительских, придворных и про­фессиональных театров, литературы, лубочных изданий народ­ные драмы обогатились новыми темами, персонажами, в них совершенствовалась характеристика образов.

По содержанию народные драмы можно разделить на две группы: бытовые сатирические и героико-романтические.


Читайте также: