В ф миллер очерк истории русского былинного эпоса конспект
Обновлено: 06.07.2024
Сын поэта, переводчика и издателя Ф.Б. Миллера, из обрусевших немцев. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1870 год). Изучал санскрит и древнюю историю Востока в Германии, Франции, Чехии. С 1877 года в Московском университете (профессор с 1886 года). Председатель этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1881 года), президент этого общества (с 1889 года); хранитель Дашковского этнографического музея в Москве (1884-1897 годы), директор Лазаревского института восточных языков (1897-1911 годы). Член Общества любителей российской словесности (с 1872 года), Императорского Московского археологического общества (1875 год), Общества истории и древностей российских(1887 год).
Сочинения:
Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой. М., 1876. Т. 1: Асвины - Диоскуры;
Руководство к изучению санскрита. (Грамматика, тексты, словарь). СПб., 1891 (совм. с Ф.И. Кнауэром);
Экскурсы в область русского народного эпоса. М., 1892;
Очерки русской народной словесности. М.; Л., 1897-1924. Т. 1-3;
Народный эпос и история / Сост., вступ. ст., коммент. С.Н. Азбелева. М., 2005;
Фольклор народов Северного Кавказа: тексты, исследования / Сост. А.И. Алиева; подгот. текста, пер. М.И. Исаева. М., 2008.
Но исторические построения Миллера и его учеников исходили из ошибочного, ненаучного понимания исторического процесса; в дальнейшем же ошибки школы были усугублены попытками вульгарно-социологической интерпретации истории фольклора.
Народный театр, его виды (балаган, раёк, театр Петрушки, вертеп). Народная драма.
1. Фольклорный театр — традиционное драматическое творчество народа. Типы народной зрелищно-игровой культуры разнообразны: обряды, хороводы, ряженье, клоунада и т.д.
В истории фольклорного театра принято рассматривать дотеатральный и театральный этапы народного драматического творчества
· Специфические признакифольклорного театра: отсутствие сцены,
· разделение исполнителей и аудитории
· действие как форма отображения действительности
· перевоплощение исполнителя в иной объективированный образ
· эстетическая направленность представления.
Пьесы нередко распространялись в письменном виде, предварительно репетировались, что не исключало импровизации.
В зарождении, функционировании и распространении всех форм и видов фольклорного театра важную роль играли города. В городах излюбленным временем и местом народных зрелищных представлений были ярмарки, на которые собиралось много людей, в том числе селян. Они не только торговали, но и развлекались.
Виды народного театра.
Балаган.Во время ярмарок строились балаганы. Балаганы — временные сооружения для театральных, эстрадных или цирковых представлений. В России они известны с середины XVIII в. Балаганы обычно располагали на рыночных площадях, вблизи мест городских гуляний. В них выступали фокусники, силачи, танцоры, гимнасты, кукольники, народные хоры; ставились небольшие пьесы. Перед балаганом сооружался балкон (раус), с которого артисты (обычно два) или дед-раёшник зазывали публику на представление. Деды-зазывалы выработали свою манеру одеваться, обращаться к зрителям.
Раёк.Раёк — вид представления на ярмарках, распространенный главным образом в России в XVIII-XIX вв. Свое название он получил от содержания картинок на библейские и евангельские темы (Адам и Ева в раю и проч.). Во время народных гуляний раешник со своим ящиком обычно располагался на площади рядом с балаганами, каруселями. Сам "дед-раешник" — "по ухваткам отставной солдат, бывалый, ловкий и сметливый. На нем серый, обшитый красной или желтой тесьмой кафтан с пучками цветных тряпок на плечах, шапка-коломенка, также украшенная яркими тряпками. На ногах у него лапти, к подбородку привязана льняная борода". Объяснения и прибаутки раешников делились на строки, с рифмой (обычно парной) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов не было. Этот народный стих был назван "раешным". Он употреблялся также в прибаутках балаганных дедов, в народных драмах и проч.
Театр Петрушки. Театр Петрушки — русская народная кукольная комедия. Главным его персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Его всегда можно было видеть и во время народных гуляний, на ярмарках.
Об устройстве театра Петрушки Д. А. Ровинский писал: "У куклы корпуса нет, а только подделана простая юбчонка, к которой сверху подшита пустая картонная голова, а с боков — руки, тоже пустые. Кукольник втыкает в голову куклы указательный палец, а в руки — первый и третий пальцы; обыкновенно напяливает он по кукле на каждую руку и действует таким образом двумя куклами разом". Представление театра Петрушки состояло из набора сценок, имевших сатирическую направленность. Образ Петрушки — олицетворение праздничной свободы, раскрепощенности, радостного ощущения жизни. Действия и слова Петрушки противопоставлялись принятым нормам поведения и морали. Импровизации петрушечника были злободневны: в них содержались острые выпады против местных купцов, помещиков, начальства.
Вертеп.Кукольный театр вертеп получил название от своего назначения: представлять драму, в которой воспроизводился евангельский сюжет о рождении Иисуса Христа в пещере, где нашли пристанище Мария и Иосиф (старосл. и древнерус. "вертепъ" — пещера). Первоначально представления вертепа были только во время Святок, что подчеркивалось и в его определениях. В Россию вертеп проник с Украины и Беларуси в конце XVII — начале XVIII в. Вертеп представлял собой переносной прямоугольный ящик из тонких досок или картона. Внешне он напоминал домик, который мог состоять из одного или двух этажей. Чаще всего встречались двухэтажные вертепы. В верхней части игрались драмы религиозного содержания, в нижней — обычные интермедии, комические бытовые сценки. Это определяло и оформление частей вертепа. Верхняя часть (небо) обычно оклеивалась изнутри голубой бумагой, на задней ее стене были нарисованы сцены Рождества; или же сбоку устраивались макет пещеры или хлева с яслями и неподвижные фигуры Марии и Иосифа, младенца Христа и домашних животных 3 . Нижняя , часть (земля или дворец) оклеивалась яркой цветной бумагой, фольгой и т.п., посредине на небольшом возвышении устраивался трон, на котором находилась кукла, изображающая царя Ирода. В дне ящика и в полочке, разделявшей ящик на две части, были прорези, по которым кукловод передвигал стержни с прикрепленными к ним неподвижно куклами — персонажами драм. Передвигать стержни с куклами можно было вдоль ящика, куклы могли поворачиваться во все стороны. Справа и слева каждой части были прорезаны двери: из одной куклы появлялись, в другой исчезали.
2. Народные драмы.Первые народные драмы создавались в XVI—XVII вв. Их формирование шло от простых форм к более сложным.
Малая народная драма не угасла со временем. Генетически она могла восходить к архаичным игрищам ("Гробокопатель", "Маврух"), к бытовым анекдотическим сказкам ("Барин и Афонь-ка", "Мнимый барин"), к анекдотам ("Доктор и больной"), к песням ("Ермак", "Атаман-буря", "Степан Разин"), к духовным стихам ("Аника-воин"), к вертепным представлениям ("Царь Ирод") и т. д,
Постепенно под влиянием любительских, придворных и профессиональных театров, литературы, лубочных изданий народные драмы обогатились новыми темами, персонажами, в них совершенствовалась характеристика образов.
По содержанию народные драмы можно разделить на две группы: бытовые сатирические и героико-романтические.
Читайте также:
- Конспект дифференциация звуков с з
- Имя числительное 4 класс конспект урока школа россии презентация
- Алгоритм конструирования социальных ситуаций стимулирующих речевую культуру детей в доу конспект
- Конспект урока по теме либеральные реформы 60 70 годов 19 века
- Конспект лекций по неорганической химии дроздов