Урок обучения грамоте буква к в технологии тдм куликовская о п конспект

Обновлено: 03.07.2024

Проблемный урок в 1-м классе по обучению письму
ТЕМА: Заглавная буква К.
Тип проблемной ситуации – с затруднением.
Тип противоречия – между необходимостью и возможностью. Выполнить задание учителя.
Прием создания проблемной ситуации – практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.
Цели урока:
• Познакомить с написанием заглавной буквы К; упражнять в написании слогов, слов; упражнять в самоанализе, в работе в парах.
• Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
• Способствовать воспитанию дружелюбности, взаимовыручки.

Оценить 233 0

Проблемный урок в 1-м классе по письму

ТЕМА: Заглавная буква К.

Тип проблемной ситуации – с затруднением.

Тип противоречия– между необходимостью и возможностью. Выполнить задание учителя.

Прием создания проблемной ситуации – практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались.

Цели урока:

Познакомить с написанием заглавной буквы К; упражнять в написании слогов, слов; упражнять в самоанализе, в работе в парах.

Развивать мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Способствовать воспитанию дружелюбности, взаимовыручки.

Оборудование: "зонтики" из цветной бумаги – красный и синий, рисунки солнышка и тучки, печатные буквы а, о, и, ы, у, н, с, к, слова на карточках Кирилл, Карина, Николка, Карлсон , образец написания буквы.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Повторение.

УЧИТЕЛЬ: Расскажите, что вы знаете о гласных звуках.

ДЕТИ: Гласные произносят с помощью голоса, при произнесении со стороны органов речи не встречается преграды. Гласный образует слог, сколько в слове гласных, столько и слогов. Гласные а, о, ы, у – твердые командиры, которые приказывают согласным звучать твердо, гласный и – мягкий командир, который приказывает согласным звучать мягко.

УЧИТЕЛЬ: Что вы помните о согласных звуках?

ДЕТИ: Согласные произносят с помощью голоса и шума или только с помощью шума, при их произнесении воздух встречает преграду со стороны органов речи. Согласные бывают звонкие и глухие, твердые и мягкие.

УЧИТЕЛЬ: Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?

К доске прикреплены "зонтики" и буквы а, о, и, ы, у, н, с, к. Учитель по ходу своего рассказа прикрепляет к доске солнышко, затем тучи и дождь.

Дети выходят к доске, прячут буквы под зонтики, гласные – под красный (а, о, ы, и, у), согласные – под синий (с, н, к), объясняют свой выбор.

УЧИТЕЛЬ: Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Соотношение письменных букв и печатных.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня к нам в гости пришли куклы: Кирилл, Карина, Николка, Карлсон. Напечатали они свои имена, да вот никак не найдут какое слово лишнее. Помогите им, ребята.

– Карлсон, потому, что сказочный герой.

– Николка, потому что начинается с буквы Н.

– Кирилл, потому что в нем две буквы Л.

– Карлсон, потому что в этом слове ударение падает на первый слог, а в остальных на второй.

– Карлсон, потому что в этом слове спрятались два слова: Карл и сон.

УЧИТЕЛЬ: Слово Карина можно исключить. Догадайтесь, почему?

ДЕТИ: Можно исключить, потому что это девочка, а остальные мальчики. Это слово женского рода, а остальные мужского.

УЧИТЕЛЬ: Что общего между ними?

– Это имена детей.

– Это имена наших гостей.

– Все они пишутся с большой буквы.

– Это имена собственные.

УЧИТЕЛЬ: Можно ли их разделить на две части?

– Можно имена мальчиков отделить от имени девочки.

– Можно разделить на две группы по слогам. Карлсон и Кирилл – 2 слога, а Николка и Карина – 3 слога.

– Можно разделить по ударению. Карлсон – ударение на первом слоге, Николка, Карина, Кирилл – на втором.

– Можно разделить их по первой букве. Все слова с буквы К написать на одной строке, а с буквы Н – на другой.

3. Создание проблемной ситуации.

(Дети начинают поднимать руки).

– У вас что-то не получается?

УЧИТЕЛЬ: В чем затруднение?

ДЕТИ: Как пишется буква К? Мы же не умеем писать заглавную букву К.

4. Побуждение к формулированию учебной проблемы

УЧИТЕЛЬ: Какой возникает вопрос?

ДЕТИ: Как правильно писать заглавную прописную букву К.

УЧИТЕЛЬ: Какова будет тема сегодняшнего урока?

ДЕТИ: Написание заглавной прописной буквы К.

5. Актуализация проблемы.

Прочитав в прописи слоги возле рисунков, ученики договаривают их до полных слов (имён детей).

УЧИТЕЛЬ: Научившись писать эту букву, мы сможем написать имена наших гостей, написать интересующие нас имена собственные. Что еще мы сможем написать?

ДЕТИ: Имена, фамилии, отчества, клички, названия городов, рек и т.д.

6. Подводящий к решению проблемы диалог.

УЧИТЕЛЬ: Что вы предлагаете сделать, чтобы решить возникшую проблему?

ДЕТИ: Надо посмотреть, как она пишется.

– Сравните, пожалуйста, заглавную и письменную буквы К. Чем они похожи? А чем отличаются?

ДЕТИ: Величиной. У заглавной буквы есть наклонная палочка и петелька, а у строчной их нет.

УЧИТЕЛЬ: Верно. С чего будем начинать написание этой буквы.

ДЕТИ: С линии, которая идет вниз.

УЧИТЕЛЬ: Что это за прямая?

ДЕТИ: Линии похожи на цифру один. Начинается с двух наклонных линий.

(Учитель предлагает выйти к доске и написать первый элемент буквы).

УЧИТЕЛЬ: Что дальше?

ДЕТИ: Надо писать петельку.

УЧИТЕЛЬ: Какая она по толщине?

ДЕТИ: Как у буквы У.

УЧИТЕЛЬ: Куда нужно ее довести?

ДЕТИ: В середину.

УЧИТЕЛЬ: Кто может написать?

(Ученик выходит к доске и прописывает петельку. Остальные ученики уточняют написание элемента.)

УЧИТЕЛЬ: Как писать букву дальше?

ДЕТИ: Надо написать плавную прямую с закруглением вправо вниз.

(Следующий ученик прописывает, проговаривая правило ее написания).

УЧИТЕЛЬ: А дальше?

ДЕТИ: Надо вернуться и прописать последний элемент.

УЧИТЕЛЬ: Какие правила будем выполнять при его написании?

Дети вместе с учителем проговаривают написание этой буквы.

Письмо буквы К. Прописывают в воздухе, затем прописывают в прописях.

7. Взаимопроверка.

УЧИТЕЛЬ: Кто написал, поменяйтесь тетрадями, найдите самую красивую букву и обведите ее карандашом.

– Поднимите руку, у кого есть такая красивая буква.

8. Применение знаний.

Письмо слогов Ко, Ки, Ка, Ку, договаривание их до полных имён.

УЧИТЕЛЬ: Посмотрите на следующее задание. Что предлагает написать пропись, прежде чем мы напишем слова?

УЧИТЕЛЬ: Трудны ли они в написании?

(Дети уточняют соединения букв и самостоятельно прописывают их. Учитель наблюдает за работой детей, при необходимости оказывает помощь).

УЧИТЕЛЬ: Поднимите, пожалуйста, руку, кто доволен написанием своих слогов.

Письмо по образцу слова кони (сани, санки).Комментирование соединений. Написанные слова сверяются с образцом.

Чтением предложений: Кони у нас! Но! (Обращается внимание детей на восклицательный знак.)

Физкультминутка для глаз

9. Повторение:

Письмо (в сопоставлении) букв Н, К.

Словарно-лексическая работа.

– У кого из домашних животных два названия? (Конь — лошадь, собака — пёс). У какого животного есть когти? У какого — копыта?

10. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ: Какую букву учились писать?

– Я вас поздравляю. Сегодня вы сами нашли способ написания еще одной буквы – заглавной прописной буквы К, научились писать не только букву, но и слоги, слова. В каких словах будем писать заглавную букву К? Молодцы!

Познакомить со звуками [к], [к’] и буквой К к, чтение слогов, слов и предложений с новой буквой.

Планируемые

образовательные

Личностные: соблюдать правила поведения на уроке, проявлять познавательный интерес к учебному материалу.

Метапредметные: развитие фонематического слуха и устной речи, умение определять цели и задачи урока, делать выводы, анализировать выполняемые задания.

Предметные: распознавать в словах новый звук [к], [к’] , обозначить новый звук буквой, проводить слого-звуковой анализ слова с новым звуком, читать слоги, слова и предложения с буквой К к.

Методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, практический;

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Основные понятия

Образовательные ресурсы

Оборудование

Азбука, АРМ педагога, раздаточный материал , карточки со схемами , цветные карандаши

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Промежуточный контроль

1.Орг. момент

Развивающий элемент, развивает ответственность к подготовке на урок.

– Желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

– Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки; с согласного – мальчики.

– Умницы! (садятся девочки)

– Молодцы! (садятся мальчики)

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других.

- Ребята послушайте и разгадайте загадку, чтобы назвать тему нашего урока.

Кошка, миленькая кошка,
Поиграй ты с ней немножко,
С кошкой ты, наверняка,
Не забудешь букву.

Как думаете какую новую тему мы сегодня изучим? (Слушаю предположения детей) - Сегодня мы научимся распознавать в словах звуки [к], [к`] и обозначать их буквой, Читать слоги, слова и предложения с буквой к. “Ка”, на прямую палочку, справа села галочка, там поныне и сидит, буквой к на нас глядит.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

3. Повторение ранее изученного

Развивает сравнительную способность.

– В каком домике живёт каждая буква?

-Ребята, проверьте как выполнила задание …(имя) если всё верно сядьте правильно.

– Почему А, О, У, Ы, И живут в красном домике? Как произносятся гласные?

– Почему буквы Н, С живут в синем домике? Как произносятся согласные?

Какими они могут быть? (мягкими, твёрдыми, звонкими, глухими)

Ребята, какую букву и звуки вы узнали на прошлом уроке?

Дайте полную характеристику буквы.

-А какие слова пишутся с заглавной буквой? (Имена, отчества, фамилии, названия городов, первое слово в предложении.)

Приведите примеры, где будет заглавная буква С. Молодцы! Вот мои примеры:

Имена: Света, Слава, Сёма, Соня.

Отчества: Семёнович, Сергеевна.

Фамилии: Суворов, Суслов, Сомова.

Самара- город в Российской Федерации, центр Самарской области, один из крупнейших промышленных , культурных и научных центров России.

Сочи- курортный город, расположенный на Черноморском побережье Краснодарского края.

Саратов- крупный город и речной порт на юго-востоке России, расположенный на высоком правом берегу Волги.

Сегодня хороший день!

Давайте покажем ему какие мы внимательные, встаньте из за парт так, чтобы вам было удобно присесть. Я буду называть слова, если вы услышите мягкий звук с, то поднимаете руки вверх, а если твёрдый, то садитесь. Кто ошибся, садиться на своё место.

Стул, свечка, беседка, люстра, месяц, сентябрь, снег, солнышко.

Дети выполняют действия

Хорошо, ребята! Самыми внимательными оказались Оля, Геля, Полина. Давайте похлопаем им и продолжим.

Один ученик выходит к доске и перетаскивает буквы в домики, остальные ребята сидят на местах и наблюдают

-Потому что они гласные.

Гласные произносятся свободно и им ничего не мешает.

-Потому что они согласные. При произношении согласных, воздух встречает препятствие в виде зубов

-Согласные могут быть мягкими, твёрдыми, звонкими и глухими.

-Буква С с, звуки [с] и [с*]

-Буква С с – согласная, бывает строчной и заглавной, имеет два звука [с] и [с*], звук глухой.

-Имена, названия городов, начало предложения.

Приводят свои примеры.(Света, Сергеевна, Суворов, Суздаль, Снег шёл весь день.

Регулятивные УУД: отвечают и задают вопросы; принимают и понимают учебную задачу.

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной форме.

Правильный устный ответ

4. Выделение нового звука

Слогозвуковой анализ

Упражнение слышанья звука

Артикуляция звука

Знакомство с новым звуком. Слого-звуковой анализ слова. Развивает восприятие новой информации, ее анализ и закрепление Воображение.

Ребята, кот в сапогах приготовил для нас сюрприз, он хочет познакомить нас с новыми звуками.

Послушайте слова.(произношу слова чётко выделяя новые звуки.)

Кит, Кот, Круг, Книга, Кино.

На какие звуки начинаются эти слова?

Как вы думаете, с какими звуками хочет нас познакомить кот в сапогах?

Послушайте загадку, о каком слове идёт речь?

Длинный тонкий стебелёк , Сверху – алый огонёк. Не растенье, а маяк – Это ярко-красный …(мак)

1) Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

Давайте проверим хлопком 3.4. мак

2) Назовите каждый слог по порядку

3)Назовите ударный слог.

4)Назовите новый изучаемый звук.

5)Определите какой он: гласный или согласный.

6)определите у согласных: звонкий или глухой, твердый или мягкий.

-Давайте закроем ладошками уши и проговорим звук, чтобы убедиться правильно ли мы определили, что он глухой.

Молодцы! И так, в слове мак звук к согласный, твёрдый, глухой.

Ребята, один-мак, а если много? (маки)

1) Произнесите данное слово по слогам, определите количество слогов.

-Проверим хлопками 3.4. ма-ки

2) Назовите каждый слог по порядку

3)Назовите ударный слог.

4)Назовите новый изучаемый звук.

5)Определите какой он: гласный или согласный.

6)определите у согласных: звонкий или глухой, твердый или мягкий.

Давайте проверим закрыв уши ладошками.

7) Дайте полную характеристику звуку.

Хорошо! Давайте сделаем вывод. В слове маки, звук к* согласный, мягкий, глухой.

Умницы, коту в сапогах очень понравилось, как вы поработали со словами. А сможете ли вы услышать звуки [к] [к'] на слух. Сейчас я буду называть вам слова, если звук стоит в начале слова, то вы поднимаете руки вверх, если в середине, то вы вытягиваете руки вперёд, если в конце слова, то садитесь правильно. Давайте начнем. (Кошка, книга, буклет, окно, блок, урок, крот, укол, букварь.

Все верно! Мы с вами узнали, что звук [к]-согласный, парный, глухой. Может быть, как твердым, так и мягким, а также буква находится в начале, середине или в конце слова.

Давайте попробуем произнести правильно звук к

При произнесении звука [к] органы артикуляции занимают следующее положение:

  • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
  • зубы разомкнуты:
  • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
  • передняя и средняя части спинки языка опущены,
  • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
  • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
  • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
  • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

Верно! Со звуками к и к*

В слове мак один слог, так как одна гласная буква

-маак, ударный слог -мак

-Звук к согласный, так как воздух при произношении встречает препятствие в виде зубов.

Закрывают уши и проговаривают звук.

Так как две гласные буквы.

-Ударный слог в слове маки – мА

-Новый изучаемый звук - [к ’ ]

-Звук - [к ’ ] согласный, так как воздух при произношении данного звука встречает препятствие в виде зубов.

-звук [к ’ ] – глухой и мягкий

-звук [к ’ ] – согласный, глухой, мягкий.

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы учителя.

Познавательные УУД: извлекать информацию из иллюстраций, текста

Правильный устный ответ

5. Физминутка

Поддерживает тонус организма помогает расслабиться и в будущем сосредоточиться на новом материале.

-Пора нам отдохнуть.

Первый раз показываю я , второй раз повторяете движения за мной , третий раз повторяем движения со словами.

Рыжий котик потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развёл,

И как будто бы пошёл,

Туловищем повертел,

И за парту тихо сел.

Теперь можем продолжить работу.

Дети выполняют физминутку

Регулятивные: организация своей деятельность

Правильное выполнение упражнений

6. Знакомство с новой буквой

Знакомятся с алфавитным названием буквы.

Звук [к] на письме обозначается буквой К. В таком виде буква К встретится вам в учебниках и книжках. Она может быть, как заглавной, так и строчной. Кот в сапогах хочет, чтобы мы расположили эту букву на ленте памяти. Она стоит на нижнем ряду, значит звук всегда глухой. С кем стоит буква к на ленте памяти с гласными или согласными? Мы с вами умницы, познакомились со звуками и буквой. Давайте посмотрим, что же дальше случилось у кота в сапогах. Видеофрагмент

-Буква к стоит с согласными

Предметные: Изучение новых букв русского языка

7. Чтение слогов

Читают жужжащим чтением.

Работа со слогами.

Чтобы помочь коту в сапогах нам надо научиться читать слоги с буквой к. Кот в сапогах подготовил для нас слоги на странице учебника 49. Ставим пальчик на первый слог и читаем жужжащим чтением. Умницы, а теперь читаем вслух. 3.4. читаем слоги вместе.

Вера, прочитай 2 слог

Полина, прочитай 4 слог

Геля, прочитай 1 слог

Марина, прочитай 3 слог.

-В каких случаях звук к мягкий? А в каких твёрдый?

Делаем вывод, что смотря с какой гласной поставишь звук к, от этого будет зависть твёрдый он или мягкий.

Хорошо прочитали слоги …(имена)

С слоге –ки звук к мягкий, в слогах –ка, -ко, -ку звук к твёрдый.

Формирование умения ориентироваться в учебнике и выполнять нужное задание.

8. Чтение слов с пометами

Читают жужжащим чтением по столбикам.

Читают в слух по столбикам.

Работа со словами.

Давайте посмотрим, что же дальше.

Давайте научимся читать слова с новой буквой и поможем коту в сапогах. Прочитайте жужжащим чтением (ко-ни, ки-но). Первое слово прочитает …(имя).

Второе слово прочитает … Ребята, а чтобы узнать чем похожи, а чем различаются данные слова мы поиграем в игру составь слово.

Имея данный набор букв, составьте 2 слова.

…(имя) выйди к доске и составь слова, которые у тебя получились.

Хорошо, спасибо. Присядь на своё место.

Какие слова у вас получились?

Кто знает значение данных слов?

-Ребята, слово кино пришло к нам из немецкого языка, это сокращение от слова кинематограф.

Слово кони обозначает, то это лошади, но мужского пола.

Чем схожи эти слова?

А чем же они отличаются?

Подведём итог. Вот так, ребята оказывается может быть, что из одних и тех же букв можно составить разные слова. Хорошо! Мы справились с этим заданием. Мне очень понравилось, как читала….и…

Составляет слово из букв на доске

Слова кони и кино

Эти слова схожи тем, что они состоят из одних букв.

-данные слова отличаются значением.

Формирования умения сравнивать.

9. Чтение текста

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность.

Давайте посмотрим, что было дальше Видеофрагмент.

Эх, коту в сапогах снова нужно помочь. И поработать с текстом. Переходим к чтению текста. Прочитайте текст жужжащим чтением, попутно выделяя слоги слияния и звуки вне слияния в словах с новыми звуками.

-Кто косит?

- Антон косит.

И Никита косит.

Коси, коса!

А теперь читаем текст вслух по одному предложению. Начинает читать… Что делает Антон ?(Косит)

А что делает Никита? (косит)

Ребята, обратите внимание на первую строчку. Что интересного вы здесь заметили?

Что это означает?

Правильно, значит предложение вопросительное.

Посмотрите на 2 и 3 строчки, что стоит на конце этих строчек?

Посмотрите на 4 строчку, что же здесь интересного?

Что это означает?

Правильно, значит предложение восклицательное.

Молодцы, а теперь давайте ещё раз прочитаем, но уже с выражением. Читаем по одному предложению.

Хорошо! Ребята, о чём говориться в тексте?

Кто главные герои в данном тексте?

Теперь подумаем, как можно назвать рассказ. Я назвала рассказ помощники, а какие у вас варианты? (отвечаем по поднятой руке) Все варианты очень интересные!

Вот мы с вами научились читать слоги, слова и предложения с данной буквой. Ребята вы большие молодцы !

Активнее всех работала ..(имя)

В конце предложения стоит знак вопроса.

-это означает, что предложение вопросительное.

-На конце этих строчек стоят точки.

-На конце стоит восклицательный знак.

-это означает, что предложение восклицательное

- в тексте говориться о том, что ребята косят

-главные герои текста, Антон и Никита.

Коммуникативные УУД: владеют диалоговой формой речи;

Правильный устный ответ

10. Развитие речи

Развивает мышление и анализ информации. Развивает умение слушать и понимать других. Развивает сравнительную способность.

Прежде чем перейти к следующему заданию кота, послушайте стихотворение.

Как бы мне хотелось
Жить в волшебном доме,
Где хранятся сказки,
Как стихи в альбоме.
Где старушки-стены
Сплетничают ночью
Обо всем, что в сказках
Видели воочию.
Где огонь свечи
Создает уют
И на книжной полке
Чудеса живут.
Где в старинном кресле,
Чуть скрипя пером
Сочиняет сказки
Друг мой – Шарль Перро.

Работа по иллюстрации и тексту на стр. 48. Ребят, посмотрите теперь на стр. 48. Нужно рассмотреть иллюстрацию, понять к какому произведению Шарль Перро она подходит. Давайте посмотрим видеофрагмент. (видео)

Вы можете взять сказки Шарль Перро в библиотеке, дома или у знакомых и прочитать их вместе с родителями.

Посмотрите на доску, здесь представлена схема.

Что это за схема?

А как вы поняли, что это схема к предложению?

А из чего состоит предложение?

Сколько слов должно быть в предложении по этой схеме? Составьте предложение по схеме к данной иллюстрации, так, чтобы слова были связанны по смыслу.

Хорошо! Теперь составьте предложения из 3 слов, так, чтобы слова были связаны по смыслу

А кто сможет составить из 4 слов?

Вы большие молодцы! Мы повторили с вами что такое предложение, его обозначения и составляли предложения по схеме к иллюстрации. У вас очень интересные предложения, лучшие получились у …(имя) и …(имя).

Технологическая карта урока обучения грамоте (чтение).

Учитель: Шипаева Марина Викторовна

Школа: МБОУ СШ №2 г. Сычевки

Звуки [ к ] и [ к’ ], буква К.

Познакомить обучающихся с буквой к и со звуками, которые обозначает эта буква.

- сформировать у обучающихся чёткий образ буквы К;

- учить читать слоги, слова предложения с новой буквой;

- продолжать работу по звуковому анализу слов и словообразованию;

- развивать наблюдательность, умение оценивать свою работу и работу коллектива;

- развивать монологическую речь учащихся;

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей

деятельности на уроке.

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основании классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Нацеливание на работу.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок. Урок обучения грамоте.

- Что мы изучаем на уроке обучения грамоте?

Строят речевые высказывания.

Регулятивные:
- овладевать умением прогнозировать свою деятельность.

- давать характеристику звука.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

- самостоятельно формулировать познавательную цель.

- Путешествие в мир букв и звуков русского языка мы совершим вместе с одним интересным животным. Догадайтесь, кто это?

Даже по железной крыше
Ходит тихо, тише мыши.
На охоту ночью выйдет
И, как днем, она все видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она. (кошка)

- Сформулируйте цель нашего урока, используя написанные фразы…

ПОЗНАКОМИТЬСЯ С (новыми звуками и буквой, которая их обозначает)

УЧИТЬСЯ ЧИТАТЬ (слоги, слова, предложения с новой буквой)

Дают характеристику звука.

Формулируют цель урока с помощью написанных фраз.

Предметные :
- правильно называть буквы и звуки;
- давать характеристику звука.

Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений;
-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации.

- Перед тем, как начать изучение новой буквы, мы вспомним, какие буквы мы уже знаем.

- На улице светило яркое солнышко. Буквы вышли погулять. Вдруг набежала тёмная туча, пошёл дождь. Кошечка укрылась под крышей, а буквы спрятались под зонтиками. Какие буквы спрятались под красные зонтики, а какие под синие? (Дети перемещают согласные буквы под синие зонтики, а гласные – под красные, объясняя свой выбор)

- Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

детей, решение проблемы.

Распознавание гласного и согласного звука.

Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала.

Предметные :
- давать характеристику звука.

Познавательные :
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию.

Предметные :
- определять на слух твёрдость и мягкость звуков [к], [к’];

- совершенствовать навыки чтения слогов.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:
-выполнять классификацию;
- обосновывать основание для классификации;

- проводить анализ учебного материала.

Знакомство с новыми звуками.

- Ребята, я думаю, что надо дать нашей кошечке кличку. Какая кличка подойдёт: Кира или Сима ? Почему?

(Ей подойдёт кличка Кира, так как в этом слове первый звук [к’])

- Произнесите кличку кошки. Выделите первый звук и охарактеризуйте его.

Знакомство с новой буквой.

- Найдите место буквы К в ленте букв.

Работа с лентой букв (буква К живёт на нижнем этаже, потому что звуки, которые обозначает буква К, согласные, глухие)

Вывод: буква К может обозначать звуки [к] и [к’].

Чтение слогов с буквой К.

- Решила Кира побегать по лесенкам дома и познакомить букву К с другими буквами. Давайте прочитаем, какие получались слоги, когда буквы встречались. (чтение слогов)

Учитель определяет условия физминутки.

- А знаете места, где любит бывать Кира? Конечно же там, где в названии мест есть новые звуки. Если услышите слово с этими звуками, то поднимите руки вверх и потянитесь, как кошечка. Если же этих звуков нет, наклоняйтесь вперёд и выгибайте спинку.

Называю слова: речка, крыша, улица, кресло, комната, двор, печка, коврик, огород , озеро.

Выбор решения с доказательством.

Дают характеристику звука.

Нахождение места буквы К в ленте букв с доказательством того, что она обозначает согласный глухой звук.

Чтение слогов с буквой К хором и индивидуально.

Нахождение ответа на проблемный вопрос.

Выполнение физминутки по предложенным условиям.

Предметные:
- безошибочно узнавать букву к среди других букв;
- совершенствовать навыки чтения слов с буквой к;
- правильно изменять слова в соответствии с предложенным заданием;

- давать характеристику звука.

Познавательные:
- выбор оснований и критериев для классификации объектов;
- построение логической цепи рассуждений.

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- уметь составлять звуковую схему слова.

Регулятивные :
-работать по предложенному плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
-отличать верно, выполненное задание от неверного;
-осуществлять самоконтроль.

- совершенствовать навыки чтения слов с буквами К,к.

Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- уметь находить и выделять необходимую информацию

Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные :
- работать по предложенному плану.

Личностные: нравственно –этическая ориентация.

Чтение слов, предложений с новой буквой.

- Кошечке очень понравилось, как вы выполнили задание.

- Чем, ребята, мы смогли бы Киру угостить? (её можно угостить теми продуктами, в названии которых есть новая буква)

- Подчеркните названия продуктов, в названии которых есть буква К (на интерактивной доске с помощью пера)

- Но остались продукты, которые Кира тоже очень любит. Измените слова так, чтобы в них появилась буква К (сметана – сметанКа, суп – супчиК, рыба – рыбКа)

- Решила Кира себе на обед позвать друзей. Но их оказалось так много, что она налила молоко в разные блюдца. Прочитайте названия животных вслух и по первому звуку распределите каждого гостя к своей миске.

(с помощью волшебного пера)

Работа со звуковыми схемами.

- Найдите в столбике прочитанных слов такое, которое начинается с гласного звука, в нём 5 звуков, звук [к] твердый.

Составьте звуковую схему этого слова. (1 человек с помощью звуковых моделей с использованием документ камеры)

Физминутка под музыку.

- Давайте вместе с Кирой проведём зарядку под музыку.

Чтение текста на карточках о кошках. Предлагаются разноуровневые задания на карточках ( читающим детям – текст, нечитающим – отдельные слова: кот, котик, кошка, сон, молоко)

Задаются вопросы по тексту.

- Кира любит слушать, когда читают. Прочитайте самостоятельно напечатанный текст у вас в карточке. Подумайте, о ком он, и найдите слова с новой буквой.

Родина кошек - Африка. Они любят тепло. Кошки - полезные животные. Они хорошо влияют на здоровье людей.

Цель занятия: Ознакомление со звуками [К], [К'] и буквой К.

-уточнение артикуляции звуков [к-кь];

-ознакомление с буквой К;

-закрепление образа буквы;

-формирование навыка чтения слогов с буквой К.

Обобщение представлений о посуде: названия предметов, посуды, материал;

Формировать умение делить слова на части — слоги.

Развитие фонематического восприятия, мелкой моторики, координации движений, логического мышления и зрительного восприятия. Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова к заданным звукам.

Воспитание положительного отношения к учебной деятельности, самостоятельности, активности и взаимопомощи.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте все поздороваемся с гостями.

1. Организационный момент:

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Ночью совсем не спит,

Дом от мышек сторожит,

Молоко из миски пьет,

Ну конечно же это … (кот)

Кота зовут Кирилл и он приглашает нас с вами в путешествие в удивительный город Звукоград, в котором живут звуки и буквы. Кирилл отправляется в гости к своим любимым звукам и букве и просит помочь найти их.

Ну, что ребята отправимся с ним.

Путешествие пора нам начинать.

Какие же его любимые звуки?

Ребята! Давайте вспомним! В Звукограде живут звуки!

Чем буквы отличаются от звуков? (звуки слышим, произносим; буквы мы видим, пишем, читаем).

В Звукограде есть улица Гласных и улица Согласных звуков.

2. Артикуляция и характеристика звуков [к-кь].

Произнесите звук К

При произнесении звука [к] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка опущена. А теперь произнесите звук К*

При произнесении звука [кь] губы приоткрыты, зубы приоткрыты, кончик языка опущен за нижние зубы, спинка языка поднимается дугой.

Скажите, легко ли вам произносить этот звук? (трудно).

Верно. Какой же это звук? Согласный.

На картинке изображен (слайды)

Как слышится звук [ к ] в слове кот? (твердо). Твёрдый звук [К] обозначим – кружком синего цвета.

Давайте произнесем слово

Как слышится звук в слове кит? Мягкий согласный [КЬ] мы произнесём мягко, по-доброму и обозначим — кружком зелёного цвета.

Значит звук [ к ] может быть твердым и мягким.

Ребята давайте мы с вами определим, какой звук [ к ] звонкий или глухой?

(Приложите ладонь к горлышку. Оно дрожит? Нет значит звук К глухой)

Согласный, бывает твердым и мягким, глухой.

Игра Из чего сделана посуда? (слайды)

Из металла – металлическая,

Из стекла – стеклянная

Из пластмассы – пластмассовая

Из глины – глиняная

Из фарфора – фарфоровая

Из золота – золотая

3. Гимнастика для глаз

Сядет на стульчик тот кто назовет слово которое начинается на звук К

4. Знакомство с буквой К.

«На прямую палочку справа села галочка.

Там поныне и сидит,

Звуки [ к, кь ] на письме обозначается буквой К. Буква К: состоит из трех палочек, одну большую прямую палочку поставим вертикально, две под наклоном приставляем к середине.

давайте пропишем в воздухе букву К.

5. Деление слов на слоги.

На доске картины посуды, назвать их и сказать сколько слогов в каждом слове.

Кастрюля, чайник, чашка, тарелка.

6. Упражнение в чтении прямых и обратных слогов:

7. Физминутка

8. Работа в тетрадях.

Откройте свои тетради и запишите букву К.

Кот Кирилл нас благодарит.

Вот спасибо, помогли,

Вам я очень благодарен,

Вы, ребята, молодцы!

«1,2,3,4,5-путешествие пора нам завершать, (пальчики по 1, хлопки (ладонь-кулак)

Вам понравилось путешествие в Звукоград. Что понравилось?

9. Отгадай ребус

Ребята, буква К очень любит разгадывать ребусы, давайте и мы попробуем! (рыба К, К оса)

10. Итог занятия

Какими звуками мы познакомились? Какой буквой обозначается этот звук?

Сюрпризный момент

Молодцы! Мне тоже понравилось, наше занимательное путешествие.

И коту Кириллу тоже, он передал вам одно угощение которое начинается на звук К. Угадали?

Читайте также: