Право на труд дисциплина труда конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд

Метапредметные

Познавательные – объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы
Личностные - формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права
Образовательные ресурсы
Оборудование урока: рабочий лист (Приложение №1), рабочий лист рефлексии (Приложение №2)

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса.

Приветствует учеников.
Предлагает найти ответ на загадку:
Под Новый год
пришел он в дом
таким румяным толстяком,
но каждый день терял он вес,
и, наконец, совсем исчез.
Правильный ответ: календарь.
С чем мы ассоциируется календарь.
Со временем.
Перелистывая страницы календаря, мы можем вспомнить Ваш первый класс, затем пятый, шестой, получение первого аттестата, а теперь Вы на завершающем этапе получения образования.
Какие качества помогли Вам достичь данной цели?
Правильно – ваше трудолюбие.
Итак, о какой теме мы с Вами будем говорить?

Осуществляют подготовку к уроку.


Участвуют в обсуждении.

Формулируют тему занятия, цель работы, основные виды работы.
План работы:
1. Право на труд

2. Современный работник и субъекты трудовых отношений
3. Права и обязанности работника и работодателя

Индивидуальная работа. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество.

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Первый вопрос, который мы рассматриваем – это вопрос права на труд.
У нас с Вами не будет никаких источников, только Ваши предположения и Ваш личный социальный опыт.


Организует обсуждение ситуаций, по итогам предлагает составить кластер.

Принудитель-ный труд запрещен

Объединяются в мини – группы и характеризуют практические ситуации.
Группа №1.
Алина, ученица 11 класса, с детства мечтала стать ветеринаром, но родители пытаются её отговорить, мотивируя тем, что эта профессия низкооплачиваемая. Отец пригрозил, что если она не станет врачом, как её мама он не буде оплачивать её учёбу. Оцените ситуацию с точки зрения права.
Группа №2.
Николай и Михаил устроились разнорабочими на ферму. С ними не заключили письменный трудовой договор, и документы для лучшей сохранности хозяин фирмы поместил в свой сейф. Через некоторое время Николая и Михаила под угрозой физического насилия стали заставлять выполнять дополнительную работу.
Группа №3.
Алексей и Андрей устроились работать в шахту по добыче угля, но приступив к работе, обнаружили, что им не выдали специальной, защитной одежды. Оцените данную ситуацию с точки зрения права.

Участвуют в создании кластера по характеристике труда.

Анализ ситуаций в мини – группах, осуществление инициативного сотрудничества.

Индивидуальная работа, инициативное сотрудничество

Современный работник.
В трудовых отношениях существуют два субъекта: работник и работодатель, которые вступают между собою в трудовые отношения, которые регламентируются трудовым договором. Какие качества необходимы современному работнику?
Организует просмотр видеофрагмента.

С какого возраста можно заключать трудовой договор?
Организует работу в парах, предлагая составить вопрос.

Участвуют в обсуждении видеофрагмента, высказывают свою точку зрения на качества современного работника.

Работают в парах, составляют вопросы, используя методику толстых и тонких вопросов.
1. Кто? Что? Когда?

Права:
Право на работу, предоставленной трудовым договором;
Право нс создание профсоюзов;
выплата заработной платы;

Обязанности:
добросовестно выполнять свои обязанности;
соблюдать трудовую дисциплину;

соблюдать требования по охране труда

Заключать и изменять трудовой договор;

Требовать от работника исполнения трудового договора, бережного отношения к имуществу
Обязанности:
соблюдать законы и условия трудового договора; обеспечивать безопасность труда; обеспечивать равную заработную плату за равный труд

Участие в ролевой игре

Для определения уровня усвоенных знаний, учитель предлагает ответить на вопросы:
1. Перечислите основные принципы труда
2. С какого возраста по общему правилу заключается трудовой договор?
3. При устройстве на какие виды работы допускается возраст менее 1 года?
4. Наименование соглашения между работником и работодателем
5. Основные права работника и основные права работодателя
6. Основные обязанности работника и работодателя.

Предлагает провести рефлексию, используя метод 5 ступенек.

Усвоил информацию Информация полезна В целом понравилось Нейтральный Свой вариант

Совместимость с коллективом

Легко Интересно Сложно Лучше одному

Сложно формулировать вывод Сложно публично выступать

Сложно работать с текстом
Сложно воспринимать информацию учителя Свой вариант

Заполнить таблицу Работать с текстом Работать с видеофрагментом Решать практически задачи

Свой вариант ответа

Отличное Хорошее Скверное Свой вариант ответа

Закрепление и рефлексия

Право; трудовое право; трудовая дисциплина, правоотношения; субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.

Оборудования и материалы:

компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, нормативно-правовые документы, раздаточный материал, карточки с тестовыми заданиями, вспомогательный материал (жетоны для определения лучшей команды, надписи команд, фанты-задания, песочные часы, вопросы в электронном варианте, аудиозапись)

Методические рекомендации: урок можно разделить на два урока – занятия, а можно скооперироваться с учителем обществознания и провести с ним оба урока, один урок ведёт учитель трудового обучения – другой урок – учитель обществознания.

III) Трудовое право

IV) Трудовая дисциплина

V) Источники трудового права

VI) Трудовые отношения

VII) Методы обеспечения дисциплины

VIII) Основные права и обязанности работников

IX) Основные права и обязанности работодателей

X) Правила внутреннего трудового распорядка

XI) Дисциплинарные взыскания

XII) Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

XIII) Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения

X IV) Время отдыха

Как вы понимаете: Что такое дисциплина?

Сознательная дисциплина — разве это не есть истинная свобода?
Николай Константинович Рерих

Дисциплина – мать победы.
Александр Васильевич Суворов

Учитель : О чём эти афоризмы?

- Как вы их понимаете?

- Какое отношение они имеют к сегодняшнему занятию?

2. Основная часть.

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Порядок составления предложения:

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Радует, удовлетворяет, обогащает.

Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими предложения.

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель. Итак, обобщая ваши ответы, и изученные ранее темы мы запишем определение

Учитель. Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе о правах человека? (слайд 6-7)

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель. Обратимся к конституции РФ глава 2 статья 37 .(раздаточный материал статья из конституции) В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

- Как же трактует конституция право на труд?

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Отсутствует статья о тунеядстве.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель. Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

Учитель. А теперь подумайте, какими методами можно пользоваться работодателю для обеспечения трудовой дисциплины?

Учитель: Методами обеспечения трудовой дисциплины являются убеждение, воспитание сознательного отношения работника к труду, его поощрение за добросовестный труд. Трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях, организациях обеспечивается также созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы ( ст. 128 КЗоТ РФ ). (слайд 9)

Учитель. А какими методами пользуется учитель для обеспечения дисциплины на уроке?

Учитель: Кто знает основные права и обязанности работников и работодателей?

Ответы учеников (фронтальный опрос)

Учащиеся: Наиболее общие права и обязанности работников и работодателей закреплены в ст. 2, 127, 129 КЗоТ РФ. Работники обязаны работать честно и добросовестно, блюсти дисциплину труда, своевременно и точно исполнять приказы и распоряжения администрации, повышать производительности труда, улучшать качество продукции, соблюдать технологическую дисциплину, требования по охране труда, технике безопасности и производственной санитарии, бережно относиться к имуществу. (слайд 10)

Учитель: Схожи правила работников с правилами на уроке учащихся?

Учащиеся: Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана правильно организовать труд работников, создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину , неуклонно соблюдать законодательство о труде и правила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшать условия их труда и быта. (слайд 11)

Учитель: А кто этим занимается в школе?

Учитель: Правила внутреннего трудового распорядка состоят из семи разделов: I. Общие положения; II. Порядок приема и увольнения рабочих и служащих; III. Основные обязанности рабочих и служащих; IV. Основные обязанности администрации; V. Рабочее время и его использование; VI. Поощрения за успехи в работе; VII. Ответственность за нарушение трудовой дисциплины. В отдельных правилах может быть предусмотрен раздел, регулирующий вопросы охраны труда работников. (слайд 12)

Учитель. В правилах внутреннего трудового распорядка предусмотрены такие дисциплинарные взыскания, как:

  1. предупреждение о неполном служебном соответствии;
  2. перевод работника с его согласия на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев;
  3. перевод с согласия работника на работу. Не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии ( специальности ) на срок до одного года;
  4. освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии ( специальности );

увольнение за однократное нарушение законодательства Российской Федерации в области использования атомной энергии, если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей. (слайд 13)

Дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную.

К общей дисциплинарной ответственности могут быть привлечены все работники за нарушения правил внутреннего трудового распорядка. Общая дисциплинарная ответственность предполагает применение к нарушителю трудовой дисциплины дисциплинарного взыскания, предусмотренного ст. 135 КЗоТ РФ и правилами внутреннего трудового распорядка. Такими взысканиями являются:

  1. замечание;
  2. выговор;
  3. строгий выговор;
  4. увольнение. (слайд 14)

Учитель: А какие дисциплинарные взыскания могут быть у нас в школе?

Ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины. Порядок наложения дисциплинарных взысканий

В соответствии с трудовым законодательством обеспечение дисциплины труда достигается и с помощью метода принуждения. В необходимых случаях нарушители могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, то есть к ним применяются средства дисциплинарного воздействия - дисциплинарные взыскания.

Основанием для привлечения работника к дисциплинарной ответственности служит один и тот же вид правонарушения - дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, влекущее за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия, а также иных мер правового воздействия, предусмотренных действующим законодательством.

Таким образом, в качестве условий привлечения работника к дисциплинарной ответственности следует выделить: а) неисполнение работником трудовых обязанностей, предусмотренных действующим трудовым законодательством; б) вина работника ( умышленная или неосторожная ); в) противоправный характер действий работника, нарушающих внутренний трудовой распорядок, законодательство о труде. (слайд 15)

Учитель: А за что дисциплинарные взыскания могут быть у нас в школе?

Учитель. Поощрения, установленные трудовым законодательством за успехи в работе, и порядок их применения

Поощрение - это публичное признание результатов труда работников, которое, осуществляется с помощью различных мер поощрения ( морального и материального характера ), а также путем предоставления льгот и преимуществ.

Меры поощрения в зависимости от общественной значимости заслуг работников подразделяются на две группы: поощрения за успехи в работе и поощрения за особые трудовые заслуги.

Поощрения за успехи в работе можно подразделить на носящие материальный и моральный характер. Как правило, поощрения применяются индивидуально. В отдельных случаях могут применяться меры поощрения к коллективам бригад, участков, цехов, предприятий. (слайд 16)

Успехи в труде служат основаниями применения следующих мер поощрения:

  1. объявление благодарности;
  2. выдача премии;
  3. награждение ценным подарком;
  4. награждение почетной грамотой;

занесение в Книгу почета или на Доску почета. (слайд 16)

Учитель: А чем могут поощрить у нас в школе?

Ну и на последок: ещё один афоризм:

Дисциплина в учреждении была железной: если по коридору летела муха, все понимали, что она выполняет указание заведующей.
Михаил Мамчич


В уроке пойдёт речь о важности для любого производства дисциплины труда. Вспомним о порядке заключения и расторжения трудового договора, основных правах и обязанностях работников и работодателей.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Дисциплина труда. Трудовые споры. Рабочее время и время отдыха"

Важным институтом трудового права является трудовая дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определённым в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовым договором.

Трудовая дисциплина на предприятиях, в учреждениях и организациях обеспечивается созданием необходимых организационных и экономических условий для нормальной высокопроизводительной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд, то есть работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.

Согласно нормам законодательства дисциплина труда в каждой конкретной организации определяется в соответствии с положениями Трудового кодекса и правилами внутреннего трудового распорядка – это локальный нормативный акт организации, регламентирующий в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами порядок приёма и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений в организации.

Для отдельных категорий работников, нарушения трудовой дисциплины в деятельности которых могут привести к серьёзным последствиям, действуют уставы и положения о дисциплине, утверждаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.


Работодатель может поощрять работников, которые добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдаёт премию, награждает ценным подарком, почётной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.

Но не все работники заслуживают награды, по отношению к недобросовестным работникам применяются в необходимых случаях меры дисциплинарного и общественного воздействия.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

· увольнение по соответствующим основаниям.

До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен потребовать от работника объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине, а при его наложении должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершён.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Любой работник при исполнении трудовых обязанностей вправе защищать свои трудовые права, свободы и законные интересы, используя при этом все не запрещённые законом способы и процедуры.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственной инспекции труда и (или) органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Трудовой спор – это разногласия между работодателем (или его представителями) и работником (работниками) по вопросам регулирования трудовых отношений, поступивших на разрешение специального юрисдикционного органа.


Конституцией Российской Федерации признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Также индивидуальным трудовым спором признаётся спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Такие споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам или в суде.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Такие споры рассматриваются:

· трудовым арбитражем – временно действующим органом по рассмотрению коллективного трудового спора, который создаётся в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться, в том числе в форме электронного документа, в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Работники имеют право в установленном федеральным законом порядке проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований в период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки – временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

В Конституции Российской Федерации также закреплено одно из основных трудовых прав, вокруг которого частенько возникают трудовые споры – это право на ограничение законом рабочего времени, на выходные и праздничные дни.

Трудовой кодекс определяет рабочее время как время, в течение которого работник В соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законом относятся к рабочему времени. Например, это может быть период простоя, оплачиваемых перерывов в течение рабочего дня, время нахождения в командировке, время междусменного отдыха в период пребывания на вахте и другое.

В целом, мы можем говорить о том, что правовое регулирование рабочего времени направлено в основном на достижение следующих трёх целей:

· производительное использование рабочего времени;

· охрана здоровья, длительное сохранение работоспособности, трудовой активности наёмного работника;

· повышение уровня профессиональной подготовки исполнителя – участника совместного, наёмного, договорного труда.

В Трудовом кодексе закреплены следующие правовые нормативы рабочего времени:

· рабочая неделя – это продолжительность рабочего времени в течение календарной недели, является наиболее общей его мерой, применяемой в условиях как пятидневной, так и шестидневной рабочей недели.

По своей продолжительности рабочая неделя может быть как нормальной, то есть 40-часовой, так и сокращённой либо неполной. Основным видом рабочей недели является пятидневная. По структуре, которую определяет работодатель, пятидневная рабочая неделя, как правило, состоит из пяти рабочих и двух выходных дней.

· рабочая смена – это промежуток времени, по истечении которого сменяются работающие, занятые в одном и том же технологическом процессе. Она может быть дневной и ночной.

· учётный период позволяет установить количество отработанных работником часов за календарный период, соотнести их с установленной по закону нормой рабочего времени;

· лимит занятости – это установленный в законе предел занятости наёмного работника в течение определенного календарного времени;

· рабочий день – это форма занятости, при которой работник работает в течение всего времени, определённого работодателем.

Конституция Российской Федерации говорит нам о том, каждый имеет право на отдых.

Согласно трудовому кодексу, время отдыха определяется как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению.


Можно выделить следующие виды времени отдыха:

· перерывы в течение рабочего дня (смены);

Согласно Трудовому кодексу в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.

Также правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырёх часов.

На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приёма пищи в рабочее время.

На отдельных видах работ предусматривается предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, обусловленных технологией и организацией производства и труда. Например, работникам, работающим в холодное время года на открытом воздухе или в закрытых необогреваемых помещениях, а также грузчикам, занятым на погрузочно-разгрузочных работах, и другим работникам в необходимых случаях предоставляются специальные перерывы для обогревания и отдыха, которые включаются в рабочее время. Работодатель также обязан обеспечить оборудование помещений для обогревания и отдыха работников.

· ежедневный (междусменный) отдых;

Это время с момента окончания работы и до её начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.

Трудовой кодекс не устанавливает минимальную продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха, но по сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену).

Аналогичное правило установлено санитарно-эпидемиологическими правилами, в них предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).

· выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

Согласно Трудовому кодексу, продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов.

При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один выходной день.

Общим выходным днём является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочерёдно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

· нерабочие праздничные дни;

Нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января – Новогодние каникулы;

7 января – Рождество Христово;

23 февраля – День защитника Отечества;

8 марта – Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России;

4 ноября – День народного единства.

Как правило, при совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной день переносится на следующий после праздничного рабочий день.

Как правило, работникам предоставляются ежегодные отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.

До истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

· женщинам – перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

· работникам в возрасте до восемнадцати лет;

· работникам, усыновившим ребёнка (детей) в возрасте до трёх месяцев;

· в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очерёдностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее семи календарных дней предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда были отнесены к вредным либо опасным условиям труда.

Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Работникам с ненормированным рабочим днём также предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трёх календарных дней.

При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.


Оценить 3426 0

ОГКОУ Чернцкая школа – интернат VIII вида

Дисциплина труда.

(конспект урока обществознания 9 класс)

Учитель: Скорых Н.Е.

Тема урока: Дисциплина труда.

Цель: познакомить учащихся с понятиями работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.

Задачи: научить адекватно, анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;

формировать представление об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха.

развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву;

воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации.

Основные понятия: труд; право на труд, рабочее время и время отдыха.

Тип урока: Комбинированный.

I Орг.момент.

Приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку.

II Повторение пройденного материала

- Чем трудолюбие отличается от тунеядства?

Трудолюбие – положительное моральное качество человека к трудовой деятельности.

Тунеядство– отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.

- Какой труд, на ваш взгляд более важен, умственный или физический и почему?(Важность умственного и физического труда для человека одинакова)

- Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не противоречащая закону и приносящая, как правило, заработную плату).

- С какого возраста закон разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (с 14 лет с разрешения одного из родителей)

- Как работник может повысить свою квалификацию? (доп образование, доп. профессии).

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.

2.1 Словарная работа

Сл. слова – работник и работодатель

– а вы сейчас работаете?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Чем труд является для каждого из вас?

И будучи работниками, следует помнить кто работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.

- Скажите, кто такой труженик?

Труженик– человек, который трудится, трудолюбивый человек.

- Какого человека, называют трудолюбивый?

Трудолюбивый– любящий трудиться.

Я желаю Вам, быть в жизни только тружениками.

Пока в пространстве кружится планета,

На ней, залитой солнцем, никогда

Не будет дня, чтоб не было рассвета.

Не будет дня, чтоб не было труда.

Р. Рождественский.

Как и в любом деле в труде тоже очень важна дисциплина.

III Изучение нового материала

Условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность граждан. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, поощрением за добросовестный труд. (зап в тер)

Речь идет не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

- Как вы, думаете, за что?

За причинение ущерба (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества);

виновные несут материальную ответственность (т.е. обязаны возместить ущерб).

Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учебой (сокращение продолжительности раб дня, дополнительные отпуска). Пользуясь льготами, вы можете получить доп образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

Лучше поступать на работу после окончания ПУ.

Трудовой договор – это добровольное соглашение, означающее. Что обе стороны сделали свободный выбор, что предприятию подходит ваша квалификация, а вам условия, которые предложило предприятие.

При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно будет предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.

- Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? ( закон не выдвигает каких – либо ограничений. Нужно только лишь письменно предупредить администрацию за 2 недели. После этого трудовой договор расторгается.)

Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе администрации. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может бытьоснованием для увольнения.

Другими основаниями могут быть систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон четко определяет и другие возможные причины увольнения работника.

Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Работа по Конституции РФ: найдите Ст. 38, прочитайте, что в ней говорится?

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право на отдых, предусматривает, что

работающему по трудовому договору гарантируется установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени

Рабочим временемявляется время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка, трудовым договором должен выполнять свои трудовые обязанности, а также некоторые иные периоды, например внутрисменные перерывы (для обогрева при работе на улице, для кормления ребенка до 1,5-летнего возраста и др.), которые трудовое законодательство относит к рабочему времени (ст. 91 Кодекс.

Установление законом нормального рабочего времени (по мнению академика И. М. Сеченова, для нормального функционирования организма необходимо 8 часов работы, 8 часов отдыха и 8 часов сна) позволяет: обеспечить охрану здоровья работника, способствовать его трудовому долголетию; получить от каждого работника общественно необходимую меру труда; повышать культурно-технический уровень работника, обучаться без отрыва от производства, развивать свою личность, что, в свою очередь, способствует повышению производительности труда. Нормальное рабочее время является основной гарантией права работника на отдых.

Временем отдыха называется свободное от работы время, которое работник может использовать по своему усмотрению. В него входит и время в пути на работу и с работы.

IV Закрепление пройденного материала

V Итог урока.

Д\з Работа по карточкам

1) Добровольное соглашение между работником и работодателем

2. Трудовой договор

2) Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности

3)Документ, подтверждающий трудовую деятельность

4. Трудовая книжка

Читайте также: