Урал географическое положение и природа 9 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока

по географии

в 9 классе МБОУ СОШ №1

Разработал: Максимова А.Г.

Проверил: зам по УВР Файзуллина И.Г

г. Менделеевск, 2017

Тема урока . Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.

Дата проведения : 10.02.2017

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Технология урока. Географиче­ское положение ре­гиона, природный и хозяйственный по­тенциал, влияние осо­бенностей природы на жизнь и хозяйство людей. Регионы эко­логического неблаго­получия Урала. Определение геогра­фического положения территории, основные этапы ее освоения. Оценка природных ресурсов и их исполь­зование. Этапы засе­ления, формирования культуры народов, современное хозяйство Урала. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Цель урока . Изучить экономико-географическое положение ( ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Планируемые образовательные результаты. Знать: основные гео­графические понятия и термины, особенности основных отраслей хо­зяйства, природно-хозяйственных зон и районов РФ.

Уметь: выделять, опи­сывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных ис­точниках и анализиро­вать информацию, необ­ходимую для изучения географических объектов и явлений, их обеспеченности природными и человеческими ресурса­ми, хозяйственного по­тенциала, экологических проблем; приводить примеры: использова­ния и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влия­ния на формирование культуры народов; составлять краткую гео­графическую характеристику Урала на основе разнообраз­ных источников геогра­фической информации и форм ее представления; использовать приобре­тенные знания и умения в практической деятель­ности и повседневной жизни

Основные термины, понятия. ЭГП, УЭР, Предуралье и Зауралье. Неоднородность природных условий, разнообразие ископаемых богатств. Природные уникумы. Спектры широтной и высотной поясности.

1. Организационный момент ( 3 мин)

II. Проверка знаний (5 мин)

III. Изучение нового материала (27 мин)

IV. Закрепление (8 мин)

V. Домашнее задание (2 мин)

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

II. Проверка знаний.

Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

Район не имеет выхода к государственным границам, беден полезными ископаемыми, хорошо обеспечен водными ресурсами. Роль района в хозяйственном комплексе страны определяет машиностроение, химическая промышленность, лесной комплекс. ( Волго-Вятский )

Разнообразная, богатая ресурсная база. На северо-западе района находится незамерзающий порт. Дефицит трудовых ресурсов. Наиболее перспективен район для строительства приливных электростанций. ( Северный)

Самый маленький район по числу субъектов Федерации. Одна из областей является свободной экономической зоной. Не богат природными ресурсами. Специализируется на многоотраслевом машиностроении. ( Северо-Западный )

Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район ( показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов)

Учитель: Вашим домашним заданием была совместная творческая работа по созданию образа Поволжского экономического района. Приложение. Посмотрим, как вы с ней справились.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.

Ученики : Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города - миллионники.

Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:

Положение района на территории страны.

Соседние районы, государства.

Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)

Работа с учебником.

Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия?

Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Ученики: Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.

Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Ученики: Минеральные.

Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.

Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.

А с чем связано размещение полезных ископаемых?

Ученики: С геологическим строением.

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)

Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом .

Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

Ученики: Верхнекамский бассейн.

Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова).

Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Вот они, минералы, прославившие Урал! (Презентация).

Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.

Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.

Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

Ученики: на юге района (зона степей)

Учитель : Агроклиматические ресурсы позволяют заниматься земледелием в теплое время года . Что выращивают на Урале?

Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.

Учитель: Какое развито животноводство?

Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Ученики: воды.

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон . Б ерут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Рекреационные ресурсы . Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Ученики: У ральский.

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия ), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные , беден природными ресурсами, за исключением водных.

Ответы учащихся .

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).

Домашнее задание. 1 вариант: § 56, выполнить задания на контурной карте, предложить свой путь решения водной проблемы Урала.

3 вариант: прочитать § 56, составить список памятных мест Урала для включения в туристический маршрут.

Список использованной литературы:

1. Дронов В.П. География России. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. Для

общеобразоват. Учреждений/ В.П. Дронов, В.Я. Ром.- 14-е изд., пересмотр.

– М: Дрофа, 2012.- 320 с.: ил., карт..

2. Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии: природа России,М.:

издательство ВАКО,2005 год ,стр.222-233.

3. Е. А. Жижина.Поурочные разработки по географии: население и

4. И. А. Родионова. Экономическая география,М.: издательство Экзамен,2003

1. Большая Российская Энциклопедия,1998.География России,

ДиректорМедиа Паблишинг,2006,электронная версия.

2. Урал. Социально – экономическая карта. Интерактивное наглядное

3. Урал. Физическая карта. Интерактивное наглядное пособие, ООО

4. География России. Природа и население. 9 класс, 1 С.

Самоанализ урока

Цель урока в 9 А классе: Изучить экономико-географическое положение Урала, природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района – важнейшего минерального источника страны. Изучением данной темы продолжается ознакомление учащихся природным, экономическим потенциалом страны; формирование экономико – географического положения страны в мировом хозяйстве. Урок тесно связан с химией, природоведением, литературой, биологией.

Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

9 А класс является сильным в своей параллели: в классе большинство составляют учащиеся заинтересованные в учебе, имеют широкий кругозор. Для данных учащихся имеется возможным использование как группового, индивидуального, так и коллективного форм работы, так как более половины учащихся активно работают на уроках.

В ходе проведения урока использованы элементы фронтального опроса, групповой и индивидуальной работы с коллективом. Режим по времени соблюден. Подведены итоги, выставлены оценки за ответы.

Триединая цель урока выдержана. Учебный материал подобран правильно, с учетом познавательных возможностей класса; при изучении темы связь практики и теории показан в использовании природных ресурсов Урала в промышленном хозяйстве страны. Начало урока связывает с прошедшей темой изучение нового материала. Класс умеет отвечать на вопросы по пройденным темам, активно участвовал при изучении нового материала.

Методы и приемы обучения применены адекватно, с учетом познавательных возможностей учащихся, с чередованием методов обучения, в результате чего большинство учащихся получили положительные оценки за ответы на уроке.

Структура урока полностью соответствовала поставленной цели, возможностям классного коллектива. Воспитательные и развивающие задачи урока успешно достигнуты. Урок проведен на положительную оценку.


На данном уроке мы узнаем административный состав территории Урала, подробно рассмотрим его географическое положение, а также разберёмся с основными чертами природы региона.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Географическое положение, природа Урала"

Территории Уральского района и Уральских гор не совсем совпадают.


В состав Уральского района не вошли горные цепи Полярного и Приполярного Урала, зато его дополнили степные предгорные равнины Предуралья (восточная окраина Восточно-Европейской равнины) и Зауралья (западный край Западно-Сибирской равнины).

Административный состав района:

· две республики: Башкирия (столица – Уфа) и Удмуртия (столица – Ижевск);

· четыре области: Свердловская (центр – Екатеринбург), Челябинская (центр – Челябинск), Курганская (центр – Курган) и Оренбургская (центр – Оренбург);

· один край (Пермский).

Административный состав Уральского района


Площадь района составляет 824 тыс. км².

Уральский экономический район находится на стыке Европейской и Азиатской частей России. Он граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским и Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном. Урал – это сухопутный район, но по рекам Урал, Волга, Кама и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Чёрное моря. Здесь развита транспортная сеть: транзитные железные и автомобильные дороги, а также нефте- и газопроводы. Транспортная сеть соединяет Урал с Центром России и Сибирью.

С одной стороны, это 2 части света – Европа и Азия. С другой природная граница в пределах России, к востоку от которой - Сибирь и Дальний Восток, а к западу - европейская часть страны. Эта пограничная роль Урала — важнейшая особенность его географического положения.

Общая протяжённость границы по территории России составляет 5524 км, из них вдоль Уральского хребта – 2 тыс. км, а по Каспийскому морю – 990 км.

Экономико-географическая составляющая положения Урала исторически сильно менялась.

Основные этапы изменения экономико-географического положения Урала


Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района.

Уральская горная система протянулась через территорию страны с севера на юг более чем на 2 тыс. км, при ширине от 40 до 150 км.

По характеру рельефа и ландшафтов выделяют Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный Урал. Основная территория – это средневысокие хребты и кряжи от 800 до 1200 м высотой. Только несколько вершин достигают высоты 1500 м над уровнем моря.

Горные цепи тянутся параллельно в меридиальном направлении. Хребты разделены продольными горными понижениями, в которых протекают реки. Горы сложены осадочными, метаморфическими и магматическими породами. На западных склонах развит карст, много пещер. Одна из наиболее известных – Кунгурская ледяная пещера.

Кунгурская ледяная пещера


Природные условия малоблагоприятные. Горная цепь Урала оказала влияние на климат региона. Он меняется в трёх направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножья гор к вершинам. Зима продолжительная, снежный покров удерживается до 140–250 дней. Средние температуры января от -20° С на севере до -15° С на юге. Лето умеренно тёплое. Средние температуры июля также увеличиваются с севера на юг от +9 до +20 °C. Летом солнце может прогреть воздух до +30… +33 °C, а зимой бывают температуры до -57 °C (село Бурмантово, Свердловская область). Количество осадков в средней части и на севере района 600–700 мм, в Зауралье 500–600 мм, на юге и юго-востоке 200–300 мм.

Уральские горы являются климатическим барьером на пути переноса влажных воздушных масс с Атлантики. Несмотря на незначительную высоту гор, они препятствуют распространению воздушных масс на восток. Таким образом, к западу от Уральских гор выпадает больше осадков, климат более влажный и мягкий; к востоку осадков меньше, климат более сухой, с ярко выраженными чертами континентального.

Уральские горы поражают богатством своих недр. Недаром Урал называют подземной кладовой страны. Здесь найдено около тысячи различных минералов и учтено свыше 15 тысяч их месторождений.

Распределение природных ресурсов Урала по территории экономического района неравномерно.

Основное богатство гор — руды металлов, причём руды комплексные, например, железные руды с примесью титана, ванадия и никеля, медные руды с примесью цинка, золота и серебра.

Большинство рудных месторождений находится на восточном склоне, где преобладают магматические породы. Крупные месторождения железных и сопровождающих их руд — Бакальское, Качканарское, Халиловское, Малый Куйбас.

Богат Урал месторождениями цветных металлов. Медную руду добывают на Красноуральском, Кировградском, Гайском и других месторождениях.

Месторождения медных руд на Урале


На Среднем Урале были найдены крупные месторождения бокситов и марганца. Много добывают на Урале никеля и хрома.

Месторождения никеля и хрома на Урале


В горах Среднего и Северного Урала тянется платиновый пояс. Старейшее место золотодобычи в России — Берёзовское месторождение недалеко от Екатеринбурга.

Издавна славится Урал всевозможными драгоценными и поделочными камнями. Известны уральские самоцветы: аметисты, дымчатые топазы, зелёные изумруды, сапфиры, прозрачный горный хрусталь, александриты и другие. Все эти самоцветы добываются в основном на восточном склоне.

Самоцветы - это старинное слово было введено в научный язык в качестве геологического термина в 20-х годах XX века выдающимся русским геохимиком Александром Ферсманом. Он предложил его использовать для драгоценных камней, причём не только цветных, но и бесцветных.


Самоцветами часто называют не только драгоценные, но и поделочные камни. Поделочными камнями считаются все непрозрачные, ярко окрашенные камни. Яшма, гагат, змеевик — наиболее типичные поделочные камни Урала, в особенности ценятся зелёный узорчатый малахит и розовый орлец.


Месторождения асбеста на Урале


В Предуралье пермские соленосные толщи краевого прогиба содержат большие запасы калийных солей, каменной соли, гипса.


Много на Урале строительных материалов — известняка, гранита, цементного сырья. Есть на Урале также нефть и каменный уголь.

Богатство и разнообразие полезных ископаемых способствовали развитию на Урале горной промышленности. В настоящее время Урал остаётся одним из крупнейших горнорудных районов страны. Из 70 элементов таблицы Менделеева, используемых в производстве, на Урале добывается 50.

Кроме минерально-сырьевых ресурсов Урал богат лесными ресурсами. Урал входит в многолесную зону страны, по лесистости (свыше 40 %) уступает только Сибири, Дальнему Востоку и Северу европейской части страны. Преобладают хвойные леса. Основная часть лесных ресурсов расположена в средней части Урала – в Свердловской области и Пермском крае. Там же можно проехать Урал, даже не заметив гор. Это самая низкогорная часть Урала.

Обеспеченность водными ресурсами в разных частях Урала различная. Так, недостаточно обеспечены водой Средний и особенно Южный Урал. И хотя почвенные и агроклиматические ресурсы этих частей Урала благоприятны для занятия земледелием, частые засухи на юге мешают его развитию. Основные запасы поверхностных вод сосредоточены на западе Урала, что не совпадает с районами наибольшей концентрации промышленности.

Многие ресурсы Урала интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому неудивительно, что они сильно истощились. Сейчас здесь не хватает угля, нефти, газа, железной и медной руд.


На ввоз сырья из других районов России расходуются огромные средства. Хозяйство Урала поэтому несёт большие потери. Но вывод об оскуднении ресурсов Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район до сих пор плохо изучен — его недра детально разведаны вглубь всего на 600—800 м.


Цель урока: Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Задачи:

  • Образовательная: познакомить учащихся с составом района, оценить его ЭГП, описать природные условия и ресурсы.
  • Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации.
  • Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой.

II. Проверка знаний.

Учитель: Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. Какие две крупные экономические зоны (макрорегионы) принято выделять при экономическом районировании России? Покажите на карте.

Ученики: Западную (европейскую Россию) и Восточную (азиатскую Россию).

Ученики: на 11(8 экономических районов в Западном макрорегионе и три – в Восточном).

Учитель: С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились?

Ученики: Центральным, ЦЧР, Волго-Вятским, Северо-Западным, Северным, Северо-Кавказским, Поволжским.

Учитель: По описанию определите, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

Учитель: По контурам постарайтесь узнать экономический район (показываю контуры Центрально-Черноземного, Северного и Северо-Кавказского экономических районов)

Учитель: Вашим домашним заданием была совместная творческая работа по созданию образа Поволжского экономического района (Прил.1). Посмотрим, как вы с ней справились.

III. Изучение нового материала.

Эпиграф на доске:

Он весь пропах лесами и цветами
И горьким дымом заводским!
С. Щипачев

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района. Познакомимся с его составом, оценим экономико-географическое положение и природно-ресурсный потенциал.

Определите, какие субъекты РФ составляют УЭР.


Ученики: Две Республики: Башкирия (Уфа) и Удмуртия (Ижевск), Пермский край (с 1 января 2006 года в результате референдума Пермская область объединилась с Коми-Пермяцким автономным округом), 4 области: Свердловская область (Екатеринбург), Челябинская (Челябинск), Курганская (Курган) и Оренбургская (Оренбург).

Учитель: Площадь района составляет 824 тыс. кв. км.

Давайте назовем самый большой и самый маленький субъект по площади в УЭР.

Ученики: Свердловская область, республика Удмуртия.

Учитель: Что вы можете сказать о городах Екатеринбург, Челябинск, Уфа, Пермь?

Ученики: Это города-миллионники.

Учитель: Оцените экономико-географическое положение Урала по плану:

  1. Положение района на территории страны.
  2. Соседние районы, государства.
  3. Выход к морю
  4. Положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам.
  5. Транспортное положение.

Ответы учащихся: Уральский экономический район находится на стыке европейской и азиатской частей России. Граничит с Северным, Волго-Вятским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. На юге граничит с Казахстаном (тесные добрососедские отношения, но большой проблемой является поток наркотиков). Урал – сухопутный район, но по р. Урал, Каме, Волге и каналам имеет выход в Каспийское, Азовское и Черное моря

С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей продукции – с запада, а также вывозит свою продукцию во все экономические районы России благодаря развитой транспортной сети (транзитные железные, автодороги, нефте- и газопроводы).

Учитель: Давайте проанализируем основные этапы изменения экономико-географического положения Урала (табл. 61 на стр. 288 учебника)

Работа с учебником.

Учитель: Сравните ЭГП Урала и Поволжья. Что общего и какие черты различия?

Учитель: Природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Ученики: Природные условия малоблагоприятные. Горный пояс Урала оказал влияние на особенности климата региона, который меняется в трех направлениях: с севера на юг, с запада на восток и от подножий гор к их вершинам. На севере – многолетняя мерзлота, на юге – плодородные почвы. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Таким образом, более благоприятные условия имеет Предуралье и юг Урала.

Учитель: Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Учитель: По разнообразию минеральных ресурсов УЭР не знает себе равных среди экономических районов России. Здесь 15 тысяч месторождений полезных ископаемых.

Главное богатство района - руды черных и цветных металлов.

Учитель: Урал издавна является крупнейшей горнорудной и металлургической базой страны.

А с чем связано размещение полезных ископаемых?

Ученики: С геологическим строением.

Учитель: Итак, обратимся к карте. В какой части района преобладает рудное сырье?

Ученики: В восточных предгорьях и Зауралье (Свердловская, Челябинская области)

Учитель: Две трети железорудных запасов Урала содержится на Качканарском месторождении. Медные руды: Свердловская область (Красноуральск, Ревда), Челябинская область (Карабаш), Оренбургская область (Медногорск).

Какими основными видами представлены топливные ресурсы?

Ученики: нефтью, углем, газом.

Учитель: Где сосредоточены месторождения нефти?

Ученики: Пермский край, Удмуртия, Башкирия, Оренбургская область.

Учитель: В Оренбургской области находится крупнейшее в европейской части страны газоконденсатное месторождение. Небольшие запасы угля расположены в Кизеловском (каменный уголь), Челябинском (бурый уголь - Копейск) бассейнах. Урал обладает крупными запасами калийных и поваренных солей. Назовите месторождение.

Ученики: Верхнекамский бассейн.

Учитель: Следует отметить также Илецкое месторождение поваренной соли в Оренбургской области. Богат Урал и благородными металлами (золотом, серебром, платиной). А о каком богатстве повествует писатель Бажов в своих рассказах? (обращаю внимание на портрет Бажова).

Ученики: о драгоценных и поделочных камнях.

Вот они, минералы, прославившие Урал! (Прил.2. Презентация Упакована совместно со звуковым файлом сопровождения).

Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

40% территории района занимают леса. Большая часть из них выполняет рекреационную и санитарную функции. На севере - леса для промышленного использования. Назовите субъекты, где лесные ресурсы значительны.

Ученики: Пермский край, Свердловская область, Башкирия, Удмуртия.

Учитель: Почвенно-земельные ресурсы. В структуре земельных угодий преобладают обрабатываемые земли и пастбища. Почвы местами истощены вследствие большого антропогенного воздействия. А в какой зоне находятся плодородные почвы?

Ученики: на юге района (зона степей)

Учитель: Агроклиматические ресурсы позволяют заниматьсяземледелием в теплое время года. Что выращивают на Урале?

Ученики: зерновые культуры: просо, рожь, ячмень, яровую и озимую пшеницы, подсолнечник, сахарную свеклу, овощи, картофель.

Учитель: Какое развито животноводство?

Ученик: мясо-молочное скотовотство и свиноводство, тонко-рунное овцеводство, пчеловодство.

Учитель: Одна из острейших уральских проблем – это нехватка …

Учитель: На первый взгляд парадокс! Взгляните на карту района – какое обилие рек. Их на Урале 69 тысяч! Так в чем же проблема?

Ученики: водные ресурсы распределены неравномерно, наиболее обеспечен водой западный склон. Берут начало реки в горах, в верховьях маловодны. Большое потребление воды промышленными предприятиями (особенно металлургическими и химическими).

Учитель: Водная проблема решается путем создания прудов и водохранилищ: сейчас в районе более 300 крупных искусственных водоемов. Уже построены крупные водоотводы от реки Уфы к Екатеринбургу и Челябинску. К последнему планируется перебрасывать воду из реки Тавды.

Рекреационные ресурсы. Неповторимая красота Уральских гор привлекает туристов со всех концов страны. На Урале много районов оздоровительного и спортивного туризма, зон отдыха и санаторного лечения. На территории района расположены важнейшие центры познавательного туризма, историко-архитектурные памятники: Челябинск, Екатеринбург, Пермь, Соликамск, Ижевск. Здесь находятся интересные объекты природы (показываю иллюстрации): знаменитая на весь мир Кунгурская ледяная пещера, длиной 5,6 км, состоящая из 58 ледяных гротов и около 60 озер; Каповая пещера (рес. Башкирия) - в ней обнаружены настенные рисунки верхнепалеотического человека с изображением мамонта, лошади и носорога; река Чусовая - одна из красивейших рек России.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскуднении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологически район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге.

IV. Закрепление.

Учитель: Итак, какой экономический район мы с вами сегодня начали изучать?

Учитель: Давайте закрепим наши знания. Вам необходимо быть предельно внимательными и найти ошибки в данном тексте:

Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией. Близость к сырьевым базам азиатской части страны.

В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Калмыкия), пять областей (Свердловская, Пермская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Коми-Пермяцкий автономный округ).

Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

Учитель: Вот и подошел к концу наш урок (подводятся итоги урока).

V. Домашнее задание:

§ 56, выполнить задания на контурной карте, предложить свой путь решения водной проблемы Урала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок географии

Урал. Географическое положение, природные условия и ресурсы.


Автор: Учитель географии Емельяненко Татьяна Викторовна

Изучить экономико-географическое положение (ЭГП), природные условия и природные ресурсы Уральского экономического района (УЭР).

Образовательная: познакомить учащихся с составом района, выявить особенности ЭГП, оценить природные условия и ресурсы.

Развивающая: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации. Совершенствовать навыки работы с тематическими картами, умение делать выводы. Работа учащихся с картами Урала умение их сопоставлять. Развитие навыков общения, самостоятельности в работе. Продолжать развитие навыков работы с дополнительной информацией и картами. Развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся; коммуникативные навыки при работе в группах; умения анализировать, сравнивать, формулировать выводы.

Привлечение технических средств обучения.

Воспитательная: способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы обучения:
по источнику знаний: словесные (беседа с опорой на субъективный опыт уч-ся, рассказ), наглядный (слайды, атласы, учебник)

по активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

по функции метод устного изложения (беседа, рассказ), метод самостоятельной работы по осмыслению и усвоению нового материала, метод проверки знаний и умений.

Форма урока: урок с элементами интегрирования географии, истории, экономики.
Краткая аннотация урока:

Предложенная модель урока позволяет обучающимся: выявить значимость Уральского района для хозяйства России, оценить природные ресурсы для развития хозяйства региона, выделить основные этапы освоения территории Урала.

При планировании урока большое внимание уделяется организации работы обучающихся на уроке, предполагается смена деятельности детей на уроке..

На уроке применяются различные технологии: коммуникативная, проблемно-исследовательская, дифференцированного подхода и др.

Учебно-методический комплекс:
Физическая карта Урала;

Атласы 8 и 9 класса;

ТСО: (компьютер, проектор);

Оборудование: физическая карта России; учебник В.П. Дронов, В.Я. Ром. География России. Население и хозяйство

1. Организационный момент.

Приветствие, психологический настрой (повернитесь друг к другу и поприветствуйте друг друга улыбками)

II. Изучение нового материала.

(Просмотр кадров из кинофильма).

Ученики: Уральский экономический район.

Учитель: Какая фраза вас особенно затронула?

Учитель: Сегодня на уроке мы приступаем к изучению Уральского экономического района.

(Запись темы урока и приклеивают в тетради контурную карту УЭР).

Учитель: Какую цель мы поставим сегодня на уроке? Какие задачи?

Учитель: А что вы знаете об Урале? Какие ассоциации возникают у вас?

Учитель: С чего мы начинаем изучение экономических районов?

Ученики: С состава.

Выступление ученицы: Рассказ о субъектах, входящих в состав УЭР с обозначение на контурной каре на доске, с пояснением о Пермском крае, образованном 1 декабря 2005 года в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, а также о городе Свердловске переименованном в город Екатеринбург в 1991 году.

(Дети обозначают субъекты на контурных картах в тетради).

Учитель: Сегодня на уроке вы будете работать в группах (каждой группе даны задания, объясняется выполнение работы).

На красных полосках записывают выгодные черты и характеристики, а на синих менее выгодные или невыгодные)

Учитель: После определения состава, с чего мы начинаем изучение территории? Почему характеристика района начинается с оценки его ЭГП? (Предполагаемый ответ учащихся: Потому, что без оценки местоположения района на карте невозможно оценить все остальные характеристики района).

Выступление 1 группы (сопровождают показом на карте и приклеивают полоски на доске).

Вывод о влиянии ЭГП района на развитие его экономики.

(В целом положение района очень благоприятное для его дальнейшего развития. Он входит в

состав Западной экономической зоны России, граничит с районами Восточной зоны, отсюда -

относительная близость к разнообразным минерально-сырьевым и топливно-энергетическим

ресурсам Сибири, и к рынкам сбыта готовой продукции)

Учитель: Что, кроме выгодного ЭГП положения, способствовало развитию Урала? Рассмотрим историю освоения Урала.

Выступление 2 группы (приклеивают полоски на доске).

Учитель: Как вы считаете, только ли выгодное географическое положение способствует развитию региона? (Предполагаемый ответ учащихся: природные условия и ресурсы, как и географическое положение, очень сильно влияют на развитие района. Оценим природные условия.

Учитель: Давайте проведём оценку природных условий и ресурсов Урала.

Выступление 3-ей группы (приклеивают полоски на доске).

Учитель: Рассмотрим следующий фактор развития района - природные ресурсы. Из природных богатств Урала, какие ресурсы принесли ему мировую славу?

Вывод о влиянии природных условий района на развитие его экономики.

Выступление 4- ой группы (приклеивают полоски на доске).

Вывод о влиянии минеральных ресурсов района на развитие его экономики.

Учитель: Продолжаем характеризовать ресурсы Урала.

Выступление 5- ой группы (приклеивают полоски на доске).

Вывод о влиянии лесных, почвенных, агроклиматических, водных, рекреационных ресурсах района на развитие его экономики.

Учитель: Многие ресурсы интенсивно эксплуатируются почти 300 лет. Поэтому, неудивительно, что они сильно истощились, но вывод об оскудении Урала преждевременен. Как это ни странно, геологический район плохо изучен – его недра разведаны вглубь всего на 600-800 метров. Есть где развернуться и вширь: на севере и на юге. Урал - район старого освоения и, по мнению многих специалистов, большинство месторождений истощены, но академик Ферсман писал, что Уральские горы - это только часть огромного геологического образования, границы которого не установлены.

Учитель: Чтобы образ УЭР был полным, что нужно еще рассмотреть?
Ученики: Население, хозяйство и экологические проблемы.

(Дополнение получившейся на доске карты урока).

III. Оценивают работу на уроке.

1. Уральский экономический район имеет не очень выгодное ЭГП: находится на западе европейской части России, на юге граничит с Киргизией.

2. В состав УЭР входят две республики (Удмуртия и Башкортостан), четыре области (Свердловская, Челябинская, Оренбургская, Курганская) и Пермский край.

3. Природные условия Урала в целом очень благоприятные, беден природными ресурсами, за исключением водных.

4. Топливные ресурсы представлены нефтью, углем, газом.

5. Горно-заводская промышленность началась с эпохи Петра I.

Активность на уроке (1-2 балла)

Вклад в работу группы (1-3 балла)

.
IV. Рефлексия (ответить на вопрос или закончить предложение ).

Что ты получил от этого урока?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учителя?

Что ты приобрел?

Что тебя удивило?

Что, на ваш, взгляд удалось?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Зачем нам был нужен этот урок?

Для меня было открытием то, что…

Поделитесь впечатлением о нашем уроке.

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Урок навёл меня на размышления. (заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

5 .Домашнее задание: §51

1 уровень – ответить на вопросы в конце параграфа

Читайте также: