Учимся рассуждать 4 класс пнш развитие речи конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема. Учимся рассуждать.

Цель: обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определённом типе речи - рассуждении, наблюдать за особенностями

назначения и строения рассуждения.

Ø Открыть особенности назначения и строения рассуждения

Ø Познакомить с языковыми средствами текста-рассуждения

Учиться распознавать тексты-рассуждения

1. Организационный момент

- С добрым утром, ребята. Сейчас у нас урок русского языка.

- Я желаю вам дружно работать, открыть что-то новое.

2. Словарная работа

- Почему некоторые слова помещают в орфографический словарь?

(Некоторые слова помещают в орфографический словарь для того, чтобы ученик мог быстро и легко проверить правописание тех слов, в которых он сомневается.)

- Составьте диктант (с.143-145) из 12 слов: 5 наречий, 7 названий спортивных игр и дней недели

-Записывая слова, помните о красивом каллиграфическом письме.

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений

-Кто может высказать свои наблюдения за погодой сегодняшнего дня?

- Какие части речи чаще использовали? (существительные и прилагательные)

-Как называется такой тип речи? (описание)

-Запишем это в таблицу- помощницу.

(У учеников на столах карточки с таблицей.)

-Мы были на экскурсии в школьном музее.

Расскажите, что узнали, что понравилось?

-Какие чаще употребляли части речи? (существительные, глаголы)

-Как называется такой тип речи?

-Что добавим в таблицу? (повествование)

-Что вы ещё хотели бы узнать?

(-Какие ещё есть типы речи?)

-Запишите в таблицу во второй столбик.

Какие ещё есть тексты?

Как их построить?

4. Формирование новых знаний и умений

Знакомство с типом речи - рассуждение.

1.Работа с текстами.

1. Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на всём белом свете. Почему? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь - сплошная мука.

-Определите главную мысль

(О Иване Семенове, главная мысль – несчастен, потому что не любит учиться)

-Читаем следующий текст.

2.Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.

- О ком этот текст?

- Какова главная мысль?

( О породе собак – водолазы, главная мысль – способность собак спасать людей на воде)

- Перед вами ещё один текст, прочитаем

3.Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.

- О чём этот текст?

- Какова главная мысль?

(О стремлении быть грамотным, главная мысль – грамота необходима, чтобы понимать друг друга.)

-Решите, можно ли сказать, что тексты чем-то похожи?

(Темы текстов и выраженные в них мысли различны, но в отрывках есть что-то общее. Что? (есть мысль, которая объясняется, доказывается)

- Что значит - рассуждать? Важно ли владеть этим умением? (объяснять, искать ответ на вопрос, высказывать свои мысли, мнения, делать определенные выводы).

-Все названное вами является строительным материалом рассуждения.

-Чему учиться будем на уроке? (Учиться рассуждать)

- это и есть тема сегодняшнего урока. Слайд 1

- Какие учебные задачи вы считаете необходимо поставить? Слайд 2

ü Уточнить, для чего нужен текст-рассуждение

ü Познакомиться с особенностями строения рассуждения

ü Выявить, какие языковые особенности имеет текст-рассуждение

-Понаблюдайте, какие части речи используются в текстах- рассуждениях? (существительные, прилагательные, глаголы)

2.Основные части текстов-рассуждений.

- Как строятся тексты-рассуждения?

- Чтобы удобнее было запомнить информацию, можем её преобразовать в схему, план-алгоритм. Запишите на своих листках схему, по которой вам будет удобно работать.

Слайд 3 (мысль-объяснение-вывод-пример)

- Могу предложить вам свой вариант схемы.

- Рассмотрим, пронаблюдаем строение каждого текста.

Найдите и отметьте части рассуждения.

- Перед началом ставьте знак [

Слайд (текст1) Работает у экрана ученик, указкой отделяя части.

Начало объяснения: [ Да потому, что…]

Вывод: [Вот и стала для него… ]

Второй текст – распознание частей рассуждения ведётся в парах.

ТЕКСТ II . Мысль: [Есть порода…]

Доказательство: [ Это потому…]

Вывод. Пример: [ Поэтому…]

Каждое предложение соответствует части рассуждения.

Третий текст обсуждается коллективно, обращаем внимание на его особенность. ТЕКСТ III . Мысль.

Объяснение: [потому, что…]

Вывод. Пример: [ Вот и …]

Объяснение начинается во второй части сложного предложения и продолжается в следующем.

3.-Назовите основные части рассуждения.

доказательство

РАССУЖДЕНИЕ

4.Работа с научным текстом по учебнику (правило)

-Прочитаем правило на стр.80 учебника.

«Часто мы встречаем в речи и сами создаём тексты, в которых что- то объясняем, доказываем, о чём- то размышляем, делаем выводы. Такие тексты называются РАССУЖДЕНИЕМ….

Между первыми двумя частями рассуждения часто используют специальные слова: ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК,

-Что нового узнали?

-Запишите в таблицу то, что вы узнали.

какие ещё есть тексты? как их построить?

5. Применение полученных знаний и умений

-Найдите в тексте ту часть, которая называется рассуждением.

-Как будешь её искать?

-Обозначь знаком [ , где начинается мысль, которая впоследствии будет объясняться,

где начинается объяснение, рассуждение.

-Учти, что вторая часть начинается в одном предложении, а кончается в другом.

Мы не разговаривали. [ Разговаривать на рыбалке нельзя, потому что может услышать рыба. Услышит, что о ней говорят, и уйдёт.]

-Чего нет в этом рассуждении? ( вывода).

Решение орфографических задач.

1. Работа в группах.

- Используя свои знания, выберите текст-рассуждение, докажите свой ответ.

1) Прекрас?ны эти птиц.. в тёмных шапоч?ках и с ярк..ми грудк..ми, точно прил..тевшими в наш мир из сказоч?ной стр..ны. Ч..ще всего они с..дят неподвижно, словно специально давая людям полюбоваться своей кр..сотой. Каждый рад снегирям.

2) Снегирь — птица довольно доверчивая и общительная поэтому не составляет труда приблизиться к снегирям впл..тную и ра..мотреть их.

- Спишите текст-рассуждение, решая орфографические задачи

-Прочитай ещё одно рассуждение.

Снегирь

Своё название эта птица получила не за свой цвет. [Она не белая как снег. Грудь у неё красная, спина - голубовато-серая, а крылья- чёрные.]

Слова ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК не всегда пишутся в рассуждении. Иногда они предполагаются, подразумеваются.

-Какое предложение получится? Запиши его.

(Своё название эта птица получила не за свой цвет, а потому, что она не белая как снег.)

-Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать? (да)

-А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали?

-Продолжи начатое рассуждение.

Для этого спиши первую часть предложения и дополни её второй.

-Чем начало фразы является в предложении? (мысль)

(Снегирями этих птиц называют потому, что они появляются на виду только с наступлением зимы.)

Почему Незнайку так назвали?

-Как вы начнёте своё рассуждение?

(Незнайку так назвали потому, что…)

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоём нельзя пройти-

Чёрный брат ответил: « Ме- е,

Ты в своём, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоём нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,

А внизу река течёт.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

(Почему в речке утром рано утонули два барана?)

-Попробуйте ответить на поставленный вопрос. .

-С каких слов начнёте рассуждение?

-В рассуждении вам помогут слова в скобках.

Умнее, находчивее, никогда не теряется, умеет найти выход из любого положения.

-Запиши рассуждения в тетрадь.

-Заяц умнее, находчивее Волка. В этом утверждении можно усомниться. Нужны доказательства, конкретные примеры. Вот один случай.

Однажды Заяц поливал и подрезал цветы на балконе, а Волк увидел его и полез по верёвке на балкон. Заяц не растерялся и обрезал верёвку ножницами, Волк упал прямо в мотоцикл к милиционеру!

-Какие ещё примеры находчивости Зайца вы можете привести?

-Какую роль выполняет пример, конкретный случай в рассуждении?

(Помогает сделать рассуждение убедительнее, доказательнее.)

-С каким типом речи познакомились?

-Что вы узнали о рассуждении?

-Используя таблицы, которые составили, систематизируем знания.

-Правила такие. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре - это наша тема, вокруг неё планеты- крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты- спутники, у них - свои спутники.

-Вместе составляем схему по теме урока, обобщаем сведения, полученные на уроке.

Называют слова (буква и её позиция в слове выбираются учителем).

II. Усвоение новых знаний. Знакомство с новым типом речи – рассуждение.

- Прочитайте три текста (тексты – на листочках у каждого ученика и на слайде).

Учащиеся знакомятся с текстами.

Чтение каждого текста вслух.

Текст 1. Иван Семёнов – несчастный, а может быть, самый несчастный человек на белом свете. Почему? Да потому, что Иван не любит учиться. Вот и стала для него жизнь – сплошная мука. (По Л.Давыдычеву.)

Текст 2. Есть порода собак, которую называют водолазом. Это потому, что они хорошо плавают и ныряют. Поэтому их даже специально учат спасать людей.

Текст 3. Каждый человек должен стремиться писать грамотно, потому что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали, – пиши грамотно.

- Определите тему каждого текста и главную мысль. (Слайд №3)

Вспоминают, что такое ТЕМА и ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ текста.

Тема текста Главная мысль текста
Текст №1. Несчастный человек. Если не любишь учиться, то жизнь превратится в мучение.
Текст №2. Собаки-водолазы. Собак-водолазов используют для спасения людей на воде.
Текст №3. Грамотное письмо. Грамотно писать – необходимое умение.

- Темы текстов и выраженные в них мысли различны. Но в отрывках есть что-то общее. ЧТО?

- Сформулируйте тему урока.

- Как определите цель урока?

- Учиться рассуждать, правильно строить текст-рассуждение.

Работа в группах.

Дети делятся на группы, повторяют правила работы в группе, выполняют задание.

Предъявление модели текста-рассуждения (группами).


- Основные части: мысль + объяснение.

- Продолжая работать в группах, найдите в наших текстах эти части рассуждения.

Предъявление результатов работы:

Текст № Мысль Объяснение Вывод
1 Иван Семёнов – несчастный человек. Да потому, что . Вот и стала для него жизнь .
2 Каждое предложение соответствует части рассуждения.
3 Каждый человек должен стремиться писать грамотно. потому, что ошибки затрудняют чтение. Текст с ошибками труднее понимать. Вот и получается: хочешь, чтобы тебя хорошо понимали – пиши грамотно.

III. Первичное закрепление.

1) Упр. № 507 (стр.63).

- Прочитайте задание. Как будете искать рассуждение? Какой части в рассуждении нет?

Запись в тетрадях: Разговаривать на рыбалке нельзя, потому что может услышать рыба. Услышит и уйдёт.

(Слайд №6) Проверка работы с объяснением орфограмм.

2) Упр. №508 (устная работа).

- Прочитайте ещё одно рассуждение. Выделите его части.

Снегирь.
Своё название эта птица получила не за свой цвет. Она не белая как снег. Грудь у неё красная, спинка – голубовато-серая, а крылья – чёрные.
(По Ю.Дмитриеву.)

- В чём особенность этого рассуждения?

- Где мог бы быть мостик?

- . не за цвет, а потому что.

- Какая частица использована в рассуждении? Какое значение она вносит?

- Частица НЕ вносит значение отрицания.

- А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали? (Слайд №7)

Запись объяснения в тетрадях.

(Слайд №8) Проверка: снегирями этих птиц назвали потому, что они прилетают к нам зимой.

- А знаете ли вы почему птицы поют? (Слайд №9)

- А почему некоторые птицы – перелётные?

Птицы улетают на юг совершенно не потому, что становится холодно. Пух, растущий под оперением, отлично защищает их от мороза. Улетают они из-за куда более важной причины – отсутствия пищи зимой (насекомых, лягушек, грызунов).

- Мы говорили с вами о том, почему снегиря назвали снегирём. А кто из вас знает ещё названия птиц, которые сами говорят о своём происхождении?

Приводят примеры таких названий и пробуют их объяснить (кукушка, . ).

- Как называется словарь, открывающий тайны происхождения слов?

Работа со словарём.

- По каким признакам птицы могут получить своё название? Записать ответы детей в таблицу: почему их так называют?

Внешний вид Поведение Место обитания Способ питания Звукоподражание

- Послушайте описание-характеристику, определите название птицы и признак, по которому она его получила:

Задание для групп.

- Составить текст-рассуждение: 1 гр. – о зяблике, 2 гр. – о зарянке, 3 гр. – о канарейке.

Группам даются наборы разрозненных предложений.

Итоги работы групп:

- А сейчас я предлагаю вам самок интересное задание!

- Почему глухаря так назвали? Он что – глухой? (Слайд №17)

(Слайд №18) Чтение текста детьми.

IV. Итог урока.

- Нужно ли уметь рассуждать? Зачем? (В результате рассуждений приходим к выводу, доказываем свою точку зрения.)

- Как нужно строить рассуждение? (Модель.)

- Какую роль в рассуждении выполняет пример, конкретный случай? (Примеры помогают делать рассуждение убедительнее.)

Конспект урока по теме: УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ(4 класс)

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Урок 125 УЧИМСЯ РАССУЖДАТЬ Цель: познакомить с двумя видами рассуждений (объяснение и размышление), обучать построению рассуждений. Планируемые предметные результаты: Участвовать в устном общении на уроке, соблюдать правила речевого поведения. Самостоятельно читать тексты учебника, извлекать из них информацию. Наблюдать за использованием языковых средств, анализировать их. Формируемые УУД: Понимать и сохранять учебную задачу. Находить в материалах учебника нужные сведения и использовать их для решения практических задач. Осознавать общий способ действия при решении обсуждаемых задач, применять его. Участвовать в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, слушать собеседников, проявлять интерес к их высказываниям, выражать своё отношение к ним.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

г. Ясный Оренбургской области

Конспект к уроку русского языка в 4 классе

Автор: Москаленко Любовь Ивановна,
учитель начальных классов

Предмет : русский язык.

Цель деятельности учителя: обучать умению логически мыслить и оформлять свои мысли в определенном типе речи – рассуждении, наблюдать за особенностями назначения и строения рассуждения.

- систематизировать знания учащихся о типах текстов;
- формировать умение распознавать текст- описание, повествование, рассуждение и составлять тексты разного типа;

- способствовать развитию умения дифференцировать типы текста в зависимости от выбранной ситуации;

- стимулировать познавательную активность учащихся.
- воспитывать умение общаться со сверстниками, учитывая разные мнения и соблюдая правила культуры общения и культуры речи.

Формы организации деятельности детей: групповая, коллективная, индивидуальная.

экран, компьютер, мультимедийный проектор;

мультимедийное приложение к уроку (презентация, звуковые файлы);

Толковый словарь русского языка С. И.Ожегова, Н. Ю. Шведовой;

цветные таблички с названиями типа текстов;

конверты с заданиями для групповой работы;

заготовка для газеты (лист ватмана с заголовком).

Титульная страница – слайд 1.

I. Организационный момент .

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок подарит нам радость общения друг с другом.

II. Целеполагание. Слайд 2
- Сегодня у нас не обычный урок русского языка, а мастерская.
- Как вы понимаете, что такое мастерская? Слайд 3
- Кто в ней работает?
- Я предлагаю вам стать мастерами по выпуску школьных газет и совместно выпустить номер нашей классной газеты.(Показ заготовки газеты)

III. Словарная работа.
1)- Что же такое газета ? (Работа с толковым словарём) Слайд 4

ГАЗЕ́ТА, -ы, ж . Периодическое издание в виде больших листов, обычно еженедельное, посвящённое событиям текущей политической и общественной жизни.

- Какие вам известны профессии людей, которые трудятся над выпуском газет? Слайд 5. Краткое объяснение понятий.

Запись в тетрадях : журналист, корреспондент, корректор, редактор.

Корреспондент (журналист) - автор корреспонденций в газете, журнале, на радио и телевидении.

Корректор - работник типографии или издательства, занимающийся чтением и правкой текстов.

Редактор - лицо, обрабатывающее и подготовляющее, редактирующее текст для печати или оформляющее издание.

IV . Определение учебной задачи.

V . Актуализация знаний.

1. Определение типа текста.
- Начнем мы нашу работу с того, что вспомним, что такое текст и какие бывают тексты. Слайд 6
- Дайте определение, что такое текст.

а) Чтение текста учителем .
Однажды щенок Мурзик полез в лодку и нашёл там единственную вещь, которую можно было сжевать, - резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух из надувной лодки. Мурзик лёг, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться.

- О чём или о ком этот текст?
- Давайте вспомним, как называется текст, в котором повествуется о событиях, поступках героев?
На доску вывешивается табличка красного цвета, на которой написано – ПОВЕСТВОВАНИЕ . Слайд 7(1)

б) Чтение текста учителем .

Я поднял голову и при свете костра увидел мохнатую, мокрую от слёз Мурзикову морду.
Он визжал от радости, но не забывал извиняться – всё время подметал хвостом сухую хвою на земле. На шее его болтался обрывок разгрызенной веревки. Он дрожал, в шерсть его набился мусор, глаза покраснели от усталости и слёз.

- А о чём или о ком этот текст?
- Что можно представить, читая его?
- Так как же называются тексты, в которых описываются люди, природа, предметы?
На доску вывешивается табличка синего цвета, на которой написано – ОПИСАНИЕ .

в) Чтение текста учителем . Слайд 7(2)

И взрослым, и мальчику стало жаль Мурзика, потому что все поняли, какой трудный путь он проделал в ночном лесу. Ведь ему, щенку, было страшно, он слышал крики совы, может быть, вой волка, не раз сбивался с дороги, прежде чем нашёл своих хозяев.

- Что объясняется в этом тексте?
- Тексты, в которых объясняются причины событий, явлений, доказывается что–либо, о чем – то размышляется, называются рассуждением.
На доску вывешивается табличка желтого цвета, на которой написано – РАССУЖДЕНИЕ . Слайд 7 (3)

- Автором текстов, с которыми мы с вами работали, является Константин Паустовский. Слайд 8. Он в своих произведениях часто рассказывает о забавных приключениях животных. С некоторыми из них мы знакомились на уроках литературного чтения.

Вывод: Итак, мы повторили, что такое текст и вспомнили, с какими типами текстов мы знакомы.

- Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания в работе над нашей газетой?

- Для следующей работы нам понадобятся сигнальные карточки . Они соответствуют цвету таблички, на которой записан тип текста. Слушайте внимательно и поднимите карточку такого цвета, которая соответствует типу текста в данной ситуации:
а) Твои родители собираются ехать в другой город и спрашивают, какой тебе привезти подарок ко дню рождения? Ты подробно описываешь подарок.
б) Ты только что был свидетелем смешного происшествия и звонишь другу, чтобы рассказать об этом.
в) Друг спрашивает тебя, почему ты не пришёл на занятия спортивного кружка. Ты объясняешь ему причину своего отсутствия.
- Для чего нужно различать типы текстов? (Чтобы грамотно говорить в зависимости от ситуации).
- Если мы с вами сегодня мастера слова, то должны не только отлично различать типы текстов, но и уметь выделять в них важные части.

VI . Знакомство с типом речи - рассуждением.

- Для этого давайте поближе познакомимся со строением текста-рассуждения.

– Что нового вы узнали?

– Как строятся рассуждения?

– Запомните ступени-части рассуждения.

– Сейчас мы потренируемся в нахождении этих основных частей рассуждения в текстах.

2. Работа в ТПО – у.505. Слайд 10

– Найдите в каждом отрывке эти части, отметьте их значком [ .

Начало объяснения: [Да потому что…

Вывод: [Вот и стала для него…

Каждое предложение соответствует части рассуждения [Есть порода… [Это потому… [Поэтому…

Объяснение начинается во второй части сложного предложения [потому, что… и продолжается в следующем.

– Помните, что выделение частей рассуждения часто бывает условным.

- Так на какой вопрос должен отвечать текст- рассуждение? (Почему?)

Физкультминутка - слайды 11, 12.

VII . Работа по теме урока.

– Прочитайте еще одно рассуждение.

– Выделите части в рассуждении.

– Какое значение вносит в рассуждение частица?

– Изменится ли смысл сказанного, если частицу убрать?

– А вы могли бы объяснить, почему снегиря так назвали?

– Прочитайте начало фразы (упр. 509). Чем это является в рассуждении? Продолжите начатую мысль.

Есть сердитые – почему не приготовил урок?

Почему Незнайку так назвали?

– Как вы начнете свое рассуждение?

(Незнайку так назвали, потому что…) Запись предложения в тетрадь.

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь вдвоем нельзя пройти –

Черный брат ответил: «Ме-е,

Ты в своем, баран, уме-е?

Пусть мои отсохнут ноги,

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами…

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

– Попробуйте ответить на поставленный вопрос.

– С каких слов начнете рассуждение?

VIII . Работа в группах. Слайд 15

Почти в каждой газете есть вопросы, над которыми должен задуматься каждый.

Задание для 1 группы:

- А еще в каждой газете есть реклама.

Задание для 2 группы:

Соедините предложения так, чтобы прорекламировать наш класс.
Наш класс самый лучший, потому что… нам уютно и хорошо вместе.
Наш класс очень хороший, потому что… здесь учатся мои друзья.
Наш класс особенный, так как… нам легко и весело.
Наш класс замечательный потому, что… мы поддерживаем друг друга, когда трудно.

Задание для 3 группы:

- Заполните пропуски в тексте так, чтобы получился рассказ о нашем классе.

Дружные, добрые и весёлые.
Уже 4 года мы вместе учимся в одном классе! Наше утро начинается с того, что мы говорим друг другу___________________. Каждый день мы рады видеть своих_______________________. Мы скучаем, когда долго _____________________.
В нашем классе учатся 11 __________________ и 14 __________________. Девочки _______________ и ________________ , а мальчики ___________________ и _________________. В нашем классе никогда не бывает ______________________.

- И конечно, в каждой газете есть фотоснимки.

Задание для 4 группы:

IX . Итог урока. Рефлексия.

– С каким типом речи познакомились?

– Что вы узнали о рассуждении? Слайд 16

Читайте также: