Конспект мероприятия по психологическому просвещению педагогов

Обновлено: 04.07.2024

Цель: создание благоприятных условий для развития психологических компетенций педагогов детского сада с учетом реализации ФГОС ДО.

повышение психологической грамотности воспитателей и педагогов посредством фильмотерапии;

развитие сочувствия и сопереживания;

формирование навыков ведения дискуссии после просмотра фильма;

диагностика содержания проекции в высказываниях педагогов;

мониторинг эмоционального состояния участников мероприятия во время просмотра фильма и его обсуждения;

обобщение знаний педагогов по правам ребенка;

коррекция негативных эмоциональных состояний;

формирование благополучной развязки сюжета.

Участники: воспитатели и педагоги детского сада.

Ход мероприятия:

Звучит музыка, педагоги заходят в кабинет педагога-психолога и присаживаются на удобные пуфы.

1. Приветствие.

Педагоги демонстрируют навыки невербального общения.

2. Психологический настрой.

Все участники выполняют знакомые упражнения для пальцев рук и дыхания.

Правила работы в группе:

- говорите от своего имени;

- задавая вопросы, высказывайте свою точку зрения;

- интерпретируйте увиденное в фильме, а не высказывания других участников;

- сознавайте субъективность своего восприятия;

- высказывайтесь по очереди;

- Вы отвечаете за все, что Вы делаете в группе.

5. Диагностика-обсуждение просмотренного фильма.

Содержание деятельности составляет высказывания участников группы, на основе которых строится дискуссия. Ведущий на этом этапе поддерживает дискуссию.

Участникам по кругу предлагается описать свои чувства и ощущения от просмотренногофильма и обозначить наиболее запомнившиеся эпизоды.

- Что Вы увидели в этом фильме?

- Что Вы увидели такого, что позволяет Вам так говорить?

Наблюдая за педагогами, ведущий определяет, какие эмоции у них в переизбытке накопились и как помочь им освободиться от них. Педагог-психолог составляет общую психологическую обстановку и проводит коррекцию.

Педагог-психолог осуществляет мониторинг состояния членов группы во время просмотра кинофильма и его обсуждения (помощь, поддержка). Содержание фильма во время просмотра может вызывать у участников группы заметные эмоциональные реакции.

Работа с негативными переживаниями.

6. Мини-беседа с участниками встречи по нарушениям прав ребенка в просмотренном видео фильме:

- Какие права ребенка были нарушены педагогом?

- Какие права есть у дошкольников?

- Каким образом можно было бы решить сложившуюся ситуацию?


После завершения обсуждения ведущий подводит итог.

7. Рефлексия.

Завершается встреча обратной связью участников мероприятия.

1. Фильмотерапия: гибкий метод коррекции психологических проблем

2. Березин С.В. Кинотерапия и кинотренинг. Практическое пособие для психологов и социальных работников.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конспект мероприятия по психологическому просвещению педагогов

Бурлай Татьяна Васильевна

hello_html_m6ea68557.jpg

Форма проведения : ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ САЛОН

Тема : ИМИДЖ ПЕДАГОГА

Композиция : МОДНЫЙ ПРИГОВОР

Действующие лица : ведущий педагогического салона, судья,

прокурор, адвокат, ответчик (обвиняемый), свидетели защиты,

свидетели обвинения, эксперт-психолог в области техники общения, независимые эксперты гости педагогического салона

Участники : педагоги Калтанского СУВУ

Гости педагогического салона: преподаватели КузГПА

Зрители : работники Калтанского СУВУ

Место проведения : актовый зал Калтанского СУВУ

Ход мероприятия:

Ведущий: Великая сила воображения позволяет не только перенестись в 19 век, но и самим очутиться хоть на мгновение на балу Екатерины II или стать гостем литературного салона А.С.Пушкина. Но я предлагаю ощутить всю прелесть XXI века, и мысленно оказаться в реалиях нашего времени.

Сегодня слушается дело о белой вороне, кандидате педагогического коллектива Кривицкой Нелли Эдуардовне. Примем её в наше учреждение или нет, будет зависеть от результатов судебного заседания.

Истец (показывает рукой) подал в модный суд на свою коллегу ( они раньше вместе работали) за неумение влиться в коллектив, пренебрежение правилами имиджа современного педагога. Суд выслушает истца и ответчика, затем мы посмотрим видео - подтверждение предъявленному обвинению.

Слово предоставляется истцу. Истец, изложите суду ваши обвинения.

Истец: Уважаемый суд. Я знаю Нелли Эдуардовну давно, и мне не безразлично её положение в коллективе, которое в первую очередь зависит от её внешнего вида и манеры общаться с детьми и коллегами.

Судья : Расскажите поподробнее о ваших претензиях к коллеге, что конкретно не устраивает вас в её образе.

Истец. Нелли Эдуардовна замечательный человек, талантливый педагог, неординарная личность, острый ум и неиссякаемая энергия которой помогали внедрять инновации, модернизировать воспитательно – реабилитационный процесс. Но её внешний облик не соответствует богатому внутреннему миру, и воспринимается окружающими неоднозначно. Например, на педсовет она может прийти в короткой юбке, с ярким вечерним макияжем. А в рабочие дни Нелли Эдуардовна может позволить себе одеться неподобающим образом: обтягивающие лосины-легенцы, трикотажные просвечивающиеся блузки. А наши воспитанники - подростки неадекватно отреагируют на такие наряды. Но эту кандидатуру в ряды наших педагогов надо рассмотреть, потому что очень сильный педагог.

Судья : Ответчик, вы согласны с предъявленными обвинениями? Слово предоставляется стороне защиты.

Ответчик: Нет, меня всё устраивает! Я считаю, что в профессии педагога самое главное – результат. А результат у меня есть, Мои воспитанники призёры областных и региональных соревнований, лауреаты различных конкурсов, одним словом, талантливые ребята. И мой образ не только не мешает, а я даже, сказала бы, помогает в работе с детьми. По одёжке встречают, а по уму провожают. А меня всегда встречают улыбкой, вниманием, меня просто невозможно не заметить в толпе! Я яркая внутри, я яркая снаружи. Мне комфортно в этой одежде и я чувствую себя уверенно.

Судья: Мы выслушали разные мнения. Предлагаю обратиться к материалам дела. Внимание на экран.

Видео-презентация, осмотр вещей обвиняемой.

Прокурор: Какой кошмар, эти вещигодятся только на ёлку. Но ни в коем случае не являться в таком виде на работу, к подросткам! Какая пестрота!

Судья: Слово предоставляется стороне защиты.

Прокурор: Смею возразить, уважаемый адвокат, что, не смотря на педагогические заслуги, никто не даёт право не соблюдать деловой этикет. Ответчик очень тонко подметил, что она выделяется из толпы. По сути именно на это направлены все её усилия. Только нельзя забывать, что учреждение, в котором предстоит работать, это не случайная, стихийная толпа, а коллектив пе-да-го-гов. Вы – эталон стиля для воспитанников, они с вас пример брать должны! Я не думаю, что такой пример будет для них положительным.

Судья: Слово предоставляется свидетелям обвинения. Вам есть, что добавить к выше сказанному в адрес обвиняемой?

Судья: Спасибо стороне обвинения, нам понятны ваши претензии. Свидетели защиты, желаете возразить?

Свидетели защиты: Конечно! Господин судья, я считаю, что обвинения со стороны истца не имеют никакого основания. Нелли Эдуардовна – современный педагог и она идёт в ногу со временем. Ребята находят с ней общий язык, делятся своими проблемами, как ни с каким другим воспитателем. Своим стилем общения она располагает ребят на контакт.

Давайте, проводим нашу героиню аплодисментами и пожелаем ей удачи! А пока наши друзья наслаждаются шопингом, мы окунёмся в историю.

Судья: Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, оно означает “образ”. Причем под “образом” нужно понимать не только визуальный зрительный образ, но и образ мышления, действий, поступков.

Вместе с тактом, образованием, деловыми качествами наша внешность является продолжением наших достоинств, либо еще одной отрицательной чертой, мешающей жизни, карьере. В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательности имиджа делового человека, который рассматривается как составная часть культуры делового общения. К понятию имидж очень близко понятие репутация.

Слово предоставляется нашему специалисту в области психологии имиджа .

Психолог: В нашем учреждении был проведён следующий эксперимент: мы отобрали фотографии “красивых”, “обыкновенных” и “некрасивых” людей. Затем показали эти фотографии сотрудникам и попросили их высказаться о внутреннем мире изображенных. Люди оценили “красивых” как более уверенных, счастливых, уравновешенных, энергичных и более богатых духовно, чем других. Психологи называют это “эффектом ореола”. И педагог просто обязан использовать его в своей работе. Конечно, успешная самоподача требует усилий по поддержанию созданного впечатления. Первым шагом на пути к созданию “эффекта ореола”, можно считать работу над собственным имиджем. Визуальная привлекательность – первостепенная составная имиджа педагога.

Иногда бывает, что все элементы мощного имиджа на месте, но он все равно не работает. Вам может не хватать самого важного аспекта вашего личного успеха – привлекательности в глазах окружающих.

Все учителя и воспитатели, в школе и в дошкольных учреждениях, в первом и в старших классах, молодые и опытные, обязательно сталкиваются в своей работе с проблемами дисциплины.

Распознать истинный мотив проступка.

В соответствии с ним выбрать способ, чтобы немедленно вмешаться в ситуацию и прекратить выходку.

На этом семинаре мы рассмотрим все три вида навыков, позволяющие педагогу вести себя твердо, но доброжелательно с детьми, нарушающими правила поведения в классе, а также изучим разнообразные приемы партнерского взаимодействия в ситуациях нарушения дисциплины, вызванного разными целями.

Нам педагогам важно не только исправлять (корректировать) поведение, но и формировать, строить личность ученика.

Поведение ваших учеников, кем бы они ни были, подчинено трем основным законам.

1-й закон Ученики выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

Когда мы поймем, что поведение базируется на выборе, мы сможем начать влиять на решения наших учеников о том, как себя вести, гораздо эффективнее. Учитель, влияя на этот выбор, сможет чувствовать себя увереннее. Право выбора должно быть признано учителем за каждым из учеником.

2-й закон Любое поведение учеников подчинено общей цели - чувствовать себя принадлежащими к школьной жизни.

Ощущать свою состоятельность в учебной деятельности (интеллектуальная состоятельность),

Строить и поддерживать приемлемые отношения с учителем и одноклассникам и (коммуникативная состоятельность),

Тема 1. Привлечение внимания

Есть дети, которые своим поведением все время стремятся привлечь внимание, и никогда не удовлетворены получаемым вниманием, требуя его все больше и больше. Такие ученики придумывают различные выходки, суть которых - демонстративность.

Такое поведение проявляется в активной и пассивной формах.

Активная форма поведения

Активные механизмы привлечения внимания действуют беспроигрышно. Такие поступки отвлекают весь класс, учиться и работать становится уже невозможно. Н-р, ученик входит в класс, когда урок продолжается уже минут 10, вдруг начинает причесываться во время объяснения нового материала, передает записки через весь класс, задает учителю вопросы, не относящиеся к теме, стучит по парте карандашом, корчит рожи и мн. др.Если применять адекватные методы экстренного вмешательства, то поведение демонстративных детей может сильно измениться.

Пассивная форма поведения

Родители и учителя больше внимания уделяют детям, которые ведут себя плохо.

Дети не научены просить или требовать внимания в приемлемой форме.

Властолюбивые ученики постоянно задевают учителя, бросают вызов.

Активная форма поведения

- Вспышки негодования. Они нужны для манипулирования взрослыми и для достижения желаемого. Н-р, ученики младших классов демонстрируют свое негодование криком, визгом, катанием по полу и нежеланием ничего слушать.

I вариант. Более взрослые ученики просто хамят - неуважительно и вызывающе отвечают учителю на задание сделать что-то.

Пассивная форма поведения

- Оправдание ленью. Лень - это выбранное поведение. И если разгадать его как пассивное властолюбие, то можно начать работать, чтобы изменить его.

- Оправдание плохим вниманием. Хотя часами может сосредоточенно играть в компьютерные игры.

- Оправдание забывчивостью. Дети постоянно забывающие делать д\з хорошо помнят программу телевидения на несколько дней вперед.

- Оправдание физическим состоянием. Если ученик ссылается на плохой слух, зрение, внезапное ухудшение состояния здоровья лишь в ситуациях, когда ему надо выполнять требования учителя, но не жалуется, когда решает даже более сложную задачу по собственному выбору, то скорее всего имеем дело с пассивным властолюбцем.

Социальные установки изменились: от отношений господства-подчинения в ролевом обществе прошлого к отношениям эмансипации и равных социальных прав.

Ученики, выходки которых продиктованы местью, часто выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют. Это - самый тяжелый случай для воспитателя.

Ученик устраивает выходки с целью отомстить, он мстит за нанесенные ему обиды, реальные или воображаемые. Такое поведение часто является следствием детского властолюбия, на которое учитель ответил применением силы. Итак, зерна глубокой обиды прорастают мстительностью. Такая выходка может последовать через 2 минуты, 2часа, 2 дня, 2 недели, а может и через 2 года после нанесения обиды, но она обязательно последует.

Провоцировать мстительность могут не только учителя, но и родители, др. ученики, администрация школы. Но при этом многим из этих людей мстить довольно рискованно, а учитель, находящийся рядом - отличная мишень, чтобы отомстить за боль и обиду, нанесенную другими.

Активная форма поведения

- Прямые физические акты насилия.

-Непрямые физические акты насилия (не на учителя, а на то, что с ним связано). Н-р: портят мебель в кабинете, могут украсть вещи личные, срезать цветы и т.д.

- Оскорбления действиями. Ученик старается подвергнуть атаке ценности, которые важны учителю. Н-р, учитель высоко ценит вежливость, такой ученик при виде этого учителя примется расталкивать малышей при входе в столовую, ругаться матом и т.д.

Пассивная форма поведения

- Отчужденное избегание. Такие дети замкнуты, угрюмы, некоммуникабельны. Они задевают учителя неподатливостью. Учитель чувствует неспособность что-то сделать.

Причины мстительного поведения

Насилие в стенах школы существует, потому что его много в мире за стенами школы. Особенно много насилия на экране телевизора, в компьютерных играх. Дети редко видят приемлемые способы переживания гнева и обиды. Обычная же модель - это ответный удар (н-р, в боевиках).

Тема 4. Избегание неудачи.

Такие ученики стараются быть незаметными, не нарушать школьные правила и требования. Часто не делают ничего из задаваемого учителем, надеясь, что он этого не заметит.

Активная форма поведения

- Припадок в ситуации полного отчаяния (приступ гнева). Это взрыв, чтобы выпустить пар и спрятаться от очевидной или возможной неудачи (хлопают крышкой парты, бормочут ругательства и т.д.).

Пассивная форма поведения

- Недоведение до конца (начинание, которое никогда не будет закончено, не может быть оценено, в том числе не может получить низкую оценку).

- Временная потеря способности выполнить необходимое действие (н-р: ученик хорошо успевает по академич. предметам, как только приходит время идти на физ-ру, у него появляются приступы головной боли или зубной боли, коликов в животе - все что может быть причиной не идти ).

- Оправдание официальными медицинскими диагнозами.

Причины поведения, направленного на избегание неудачи.

2. Неоправданно высокие ожидания.

3. Перфекционизм (требование от себя совершенства).

4. Упор на соревнование.

Выбор техники экстренного педагогического вмешательства

Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведение) ученика, а не на его личности.

- Будьте твердым, но доброжелательным. Мы должны быть твердыми в отношении конкретного проступка, чтобы прекратить его, и в то же время доброжелательными, чтобы у ученика не возникло желание защищаться и не пропал интерес к общению с нами.

Займитесь своими негативными эмоциями.

общение с друзьями

Не усиливайте напряжение ситуации.

Это правило тесно связано с предыдущим. Не делайте и не говорите то, что может усилить напряженность ситуации.

оставляем последнее слово за собой,

разговариваем с сарказмом,

даем оценку характеру ученика,

действуем с превосходством, используем физическую силу,

втягиваем в конфликт других людей, непричастных к нему,

настаиваем на своей правоте,

ставим учеников в угол,

сравниваем одного ученика с другим,

Обсуждайте проступок ученика позже.

Поговорить о некрасивом поведении ученика нужно обязательно, но только не в момент самой выходки, а возможно через час, может быть завтра. Когда каждый успокоится и сможет разумно обсудить инцидент. А не действовать в момент, когда оба разгорячены, взаимодействия конструктивного не получится. (Пример о Саше с.84).

- строят гримасы, выполняя вашу просьбу,

-демонстрируют вам какой-то жест, свидетельствующий о неуважении,

Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Крик, обвинения, унижения, ругань - все это черты агрессивного общения. Учитель тоже человек и может быть агрессивным, но … только в своем воображении. С учениками мы должны вести себя по-другому.

Помните! Если мы позволяем себе вести себя агрессивно, то и они позволяют себе это. Как только учитель меняют модель поведения на неагрессивную, дети довольно быстро перенимают это.

Меры экстренного педагогического воздействия при поведении, направленном на привлечение вниманияСтратегии

Часть 1. Объективное описание плохого поведения, которое имеет место здесь и сейчас.

Часть 2. Называет чувства учителя в этот момент.

Часть 3. Описывает эффект от плохого поведения.

Если вы искренне, это действует на много учеников.

Разрешается какое-то нарушение поведения, но только в том объеме, кот. оговорено заранее и с условием, что ежедневно объем будет уменьшаться.

Будьте внимательны, избегайте благодарить одних и тех же учеников слишком часто!

- помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.

Необходимые материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, бумага, ручки, доска, мел

Ход занятия:

Сократ, философ – 400 лет до н. э.

Притча о ценностях жизни.

Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму, чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.

Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына :

— Как тебе понравилось путешествие?

— Это было замечательно, папа!

— Ты увидел, насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.

— И чему ты научился из этого?

— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.

Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.

У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.

Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:

— Спасибо, папа, что показал мне, насколько богаты эти люди.

Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?

Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!

Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.

Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!

Ответы детей на вопросы педагога по содержанию текста.

Помочь понять смысл рассказа.

Продолжаем наше занятие. Представьте, что внезапно в горах пошел снег, поднялся сильный ветер. Перед нами открывается одиноко стоящая хижина. Мы в ней останавливаемся. Так как каждый совершает восхождение на свою собственную вершину жизни, то вы оказываетесь одни в горной хижине. У вас есть запас воды, еды и топлива, тренажерный зал, магнитофон, телевизор, библиотека, компьютер с играми. Связь с внешним миром потеряна. Что вы будете делать, пока переживаете бурю?

На следующий день повторилась та же ситуация. Что вы будете делать?

А если ситуация продолжается месяц?

Ценность- человеческое общение.

Цель - упражнение направлено на развитие ассоциативного мышления, снятие напряжения.

Цель – развитие умения понимать свои ценности и потребности, нести ответственность за себя.

Участники по кругу продолжают предложение.

- Прошу в середину круга выйти тех, кто хочет пройти испытание. Теперь вы стоите в центре круга, в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга- жизнь. Ваша задача- выйти в жизнь, доказать нам что вы настойчивый, жизнелюбивый человек, сам строящий свою жизнь. Вы должны любым способом покинуть круг, разорвать руки стоящих в кругу, упросить, потребовать и т. п.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и выпустить игрока, но не забывайте, что в жизнь нужно выпустить человека активного, полезного для общества.

Выбирается ответчик (проголосовавший за жизнь для себя, который под воздействием аргументов двух групп должен выбрать свое отношение к ситуации.

- Представьте, что в вашей компании произошло несчастье- одна девочка попала в автомобильную аварию и ей срочно нужно переливание крови. Все ребята готовы сдать кровь, но ей подходит только кровь вашей группы. Вы категорически отказываетесь ее сдавать. Остальные дети разбиваются на две группы, одни стараются его оправдать (те, кто голосовал за жизнь для себя, а вторая группа (кто голосовал за жизнь для других)обвинить и убедить изменить свое мнение и помочь девушке. (Высказать свое мнение должен каждый)

Выслушав доводы обеих групп, ответчик должен принять правильное решение.

- Жизнь прекрасна и удивительна.

"Жизнь прекрасна и удивительна!

Хоть и кажется, что обыденна,

но вглядись ты в счастья мгновения -

и поймешь красоту, без сомнения!

Каждым мигом и вздохом прекрасная,

хоть, порою бывает ненастная,

но дана тебе жизнь лишь одна -

пусть счастливою будет она!

Ты храни ее чистой и трепетной!

Счастлив будь ты и детским лепетом!

Наслаждайся судьбы ты наградой -

и пусть беды не встанут преградой!

Пусть любовь тебе будет спутницей,

а удача будет попутчицей!

И тогда жизнь, такая прекрасная,

будет долгая и не напрасная!

Занятие педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста Занятие педагога-психолога по подготовке к школе, для детей подготовительной группы. Задачи : • Развитие внимания, фонематического слуха,.

Читайте также: