Поздняя осень конспект занятия в средней группе

Обновлено: 06.07.2024

Цель: учить детей описывать природу поздней осенью, в ноябре. Задачи: Образовательные: 1. учить замечать изменения природе (как изменилась природа с приходом ноября); 2. учить раскрашивать аккуратно, не выходя за края рисунка.

Содержимое публикации

МДОУ детский сад комбинированного вида № 53

Подготовила воспитатель 1 квалификационной категории: Грачева Л.Ю.

Раменское 2018 год

Цель: учить детей описывать природу поздней осенью, в ноябре.

Образовательные:

учить замечать изменения природе (как изменилась природа с приходом ноября);

учить раскрашивать аккуратно, не выходя за края рисунка.

Развивающая: развивать связную речь (расширять словарный запас: ранняя осень, золотая осень, поздняя осень, серебряная осень, учить использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить отвечать полным ответом).

Воспитывающая: воспитывать отзывчивость, желание оказывать помощь.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

Материалы и оборудование: Интерактивная доска, мяч, цветные карандаши, заготовки листьев.

Встали дети дружно в круг

Ты мой друг и я твой друг,

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

В: Ребята, к нам сегодня пришел необычный гость. Отгадайте загадку, и вы поймете кто это:

Кто колюч? Живет в лесу?

Не боится кто лису?

От нее он не бежит:

В клубок свернется и лежит,

Не видать ни глаз, ни ножек?

Ты узнал? Ведь это –

В: Скажите мне, а какое время года у нас сейчас?

В: А вы помните, что ежик должен делать осенью?

Д: Ежик должен спать.

В: Правильно, но наш ежик никак не хочет спать, потому что он очень хочет узнать, что такое поздняя осень. И просит у нас с вами о помощи. Поможем ему?

Д: Да, мы поможем ежику.

- Беседа по картинкам с изображением ранней, золотой и поздней осени

В: Давайте вместе с ежиком отправимся в осенний лес и посмотрим, что же сейчас там происходит.

Дети под музыку сначала идут змейкой, потом перепрыгивают через палочки, перешагивают лужи.

Воспитатель на интерактивной доске показывает иллюстрации с изображением ранней, золотой и поздней осени.

В: Давайте мы сейчас вспомним и назовем осенние месяцы.

Д: Осенние месяцы — это сентябрь, октябрь и ноябрь

В: А как еще называют осень в разные месяцы?

Д: В сентябре осень ранняя, в октябре осень золотая, а в ноябре осень поздняя.

В: А сейчас на улице какая осень?

Д: Сейчас на улице поздняя осень.

В: Давайте внимательно рассмотрим картину художника с изображением поздней осени.

Какие деревья изобразил художник?

Что есть на земле?

Что появилось на деревьях вместо листьев?

Как становится на улице?

Почему нет птиц на картине?

В: Сейчас мы вместе с вами поговорим о приметах поздней осени. Посмотрите внимательно на доску, здесь я разместила картинки с изображением различных примет осени. Выберите только те, которые относятся к поздней осени. Свой ответ обоснуйте.

Лист – Куст - Ягода -

Дождь – Снег - Еж -

Дети слушают предложения и исправляют ошибки.

В ноябре распускаются почки. В ноябре прилетают из теплых стран птицы. В ноябре люди надевают легкую одежду. В ноябре жарко, светит ярко солнце. В ноябре дождей не бывает.

В: Наш ежик просит вас помочь ему. Ребята, а как ежик готовится к спячке?

Д: Ежик зарывается в сухие листья

В: Верно, только вот наш ежик не успел собрать достаточно листьев, чтобы он мог перезимовать. Как мы можем с вами помочь ежику?

Д: Сделаем ему листочки.

В: А правда нас вон как много и мы сделаем ежику замечательный подарок.

Только перед тем, как рисовать сделаем пальчиковую гимнастику.

Раз, два, три, четыре, пять, - загибаем пальчики, начиная с большого

Будем листья собирать. - сжимаем и разжимаем кулачки

Листья березы, - загибаем пальчики, начиная с большого

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Дети разукрашивают заранее заготовленные листочки и укрывают ими ежика.

В: Замечательно справились, а теперь отправляемся обратно в детский сад.

Дети под музыку сначала идут змейкой, потом перепрыгивают через палочки, перешагивают лужи.

Конспект занятия в средней группе "Поздняя осень". Составила и провела воспитатель Гильязова Татьяна Александровна.

Реализация содержания программы в образовательных областях:

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная деятельность.

Содержание организованной образовательной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поздороваемся!

- Доброе утро! – Птицы запели.

-Добрые люди, вставайте с постели;

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идёт по делам.

Воспитатель читает стихотворение-загадку:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года…зовётся (осенью).

Ответы детей: Осень.

Воспитатель: Давайте и мы с вами прочитаем стихи про осень.

Осень – птица золотая,

Полетела птичья стая,

Мы надели свитера,

Зонтик доставать пора.

Прошла лисица под кустом

И обожгла листву хвостом.

Огонь по веточкам полез

И запылал осенний лес.

Опустел скворечник, улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня всё летят, летят…

Видно тоже в Африку улететь хотят.

Листья жёлтые танцуют,

С веток подают, летят.

Эту сказку золотую

Листья жёлтые летят.

Под ногой они шуршат

Скоро голый будет сад.

За окном ветерок веселится:

То подпрыгнет, а то затаится.

И листочки бегут по дорожке,

Словно жёлтые мышки и кошки.

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин.

Хочет прямо полетит,

Хочет в воздухе висит.

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт.

Воспитатель: Молодцы! Загадку отгадали, стихи прочитали. А сейчас давайте соберём опавшие листья, положим их в корзину и сядем на стульчики.

Сентябрь, октябрь, ноябрь

С дождём и листопадом,

И птицы улетают,

И детям в садик надо.

2. Беседа по вопросам.

- Как называется первый осенний месяц?

- Сейчас уже третий месяц осени. А как он называется?

- На улице тепло или холодно?

- Солнце часто светит?

- Дожди часто идут?

- Дожди тёплые или холодные?

- Трава растёт или засыхает?

- Что происходит с листьями на деревьях?

- Какую одежду носят люди?

а) Закончите предложения:

В октябре тепло, а сейчас - … (холодно).

В октябре листья начинают падать, а сейчас - … (опали).

В октябре птицы начали улетать, а сейчас - … (все улетели).

В октябре солнце немного грело, а сейчас - … (не греет).

В октябре дожди шли редко, а сейчас - … (часто).

В октябре снега нет, а в ноябре выпадает - … (первый снег).

б) Сравните осень с летом. Скажите наоборот:

Летом солнце яркое, а осенью - … (тусклое).

Летом небо светлое, а осенью - … (серое).

Летом день длинный, а осенью - … (короткий).

Летом деревья зелёные, а осенью - … (жёлтые).

Летом люди одеваются легко, а осенью - … (тепло).

Летом колхозники растят урожай, а осенью -… (убирают).

в) Найдите ошибки:

В ноябре дети носят лёгкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из тёплых краёв.

Мы листочки, мы листочки,

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул – полетели.

Тучи в небе кружатся. Дети покачиваются с ноги на ногу.

Что ни шаг, то лужица. Ходьба на месте, высоко поднимая колени.

День осенний хмурится, Руки на поясе – повороты влево-вправо,

Листопад на улице. Кружатся на месте.

По дороге стелется Легко бегут по кругу.

Воспитатель: Об осени есть стихи, которые пишут поэты, есть музыкальные произведения, которые пишут композиторы, а есть картины, которые пишут художники. Посмотрите на эти картины. Подойдите к той картине, где нарисована ранняя осень. Какими красками рисовал художник эту картину? Правильно. Ранней осенью преобладают зеленые краски и немного жёлтого. А сейчас, ребята, подойдите к той картине, где художник изобразил позднюю осень. Какими красками была нарисована эта картина? Правильно. Поздней осенью преобладают серые краски.

5. Описание поздней осени.

Воспитатель: Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают на юг. Животные готовятся к зиме. Люди надели тёплую одежду.

Дети по образцу описывают осень.

Воспитатель читает стихотворение:

Скучная картина! Тучи без конца,

Дождик так и льётся, лужи у крыльца.

Вот с какой просьбой обратился к нам зайчик. Давайте поможем ему и сделаем осенний ковёр из листьев.

Вот, зайчик, смотри какой замечательный ковёр сделали для тебя ребята!

Итог занятия.

Воспитатель: О чём мы сегодня с вами говорили?

Что вы узнали об осени?

Кто приходил к нам в гости?

Во что вы сегодня играли?

Конспект проведения прогулки в подготовительной группе (поздняя осень) Тема: Позаботимся о птицах. Цели: — продолжать закрепление знаний о птичьем мире; - уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект по познавательному развитию в средней группе

1.Организационный момент. Чтение стихотворения.

В золотистом сентябре

Мы забыли о жаре!

Ветер дунул октябрём:

Листьев жёлтых наберём!

Нас ноябрь заморозил,

Первый снег на землю бросил.

2.Беседа по вопросам.

- Воспитатель: Какие осенние месяцы вы услышали в стихотворении?

Дети. Сентябрь. Октябрь. Ноябрь.

Воспитатель. Правильно. Что происходит в природе в сентябре? (ответы детей)

Сентябрь - холоден, да сыт.

Сентябрь - отлётная пора.

Сентябрь - хмурень, ревун. Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. В народе приметили: гром в сентябре предвещает тёплую осень; много жёлудей в сентябре на дубу - к лютой зиме. В давние времена русские люди отмечали в это время осенины. В сентябре люди собирают грибы.

Воспитатель: Одарила гостья - осень

Кузовком лесных грибов.

1. Возле леса, на опушке,

Украшая тёмный бор.

Вырос пёстрый, весь в горошках,

2. Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту –

Зовусь я. (подосиновик)

3. Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще.

4. И под старою сосною,

Где склонился пень-старик,

Окружён своей семьею,

5. Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети.

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу. (опята).

6.Очень дружные сестрички,

Ходим в рыженьких беретах,

Осень в лес приносим летом –

Воспитатель. Всё мрачней лицо природы -

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к вам явился?

Дети. Октябрь.

Воспитатель. А что вы знаете об этом месяце? Почему этот месяц называют листопадником, грязником, капустником? (ответы детей).

Октябрьский гром - зима белоснежная. В октябре луна в кругу - лето сухое будет. Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким льдом. Рыбы забиваются в ямы, лягушки прячутся в тину. Звери - кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. К зиме готовятся.

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

И морковку, и салат-

Все поспело для ребят.

Дети становятся в круг. Под музыку все быстро передают по кругу картошку. Музыка останавливается. У кого в руках осталась картошка, выходит из игры. Побеждает один оставшийся.

Воспитатель. Поле чёрно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало,

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи,

Что за месяц, подскажи?

Дети. Ноябрь.

Воспитатель. Ноябрь - полузимник, сентябрёв внук, октябрёв сын, декабрю родной брат. Третье дело завершает осень: раздев лес, сковав воду, прикрывает землю снежным покрывалом. Но это ещё не зима: только предзимье. Ноябрь - ворота зимы. В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.

-На улице тепло или холодно?

-Часто солнце светит?

-Дожди часто идут?

-Дожди теплые или холодные?

-Трава растет или засыхает?

-Что происходит с листьями на деревьях?

-Какую одежду носят люди?

3. Игра с мячом. Воспитатель кидает по очереди каждому ребенку мяч и просит закончить предложение.

-В октябре было тепло, а сейчас -…(холодно).

-В октябре листья начинают падать, а сейчас -…(опали).

-В октябре птицы начали улетать, а сейчас -…(все улетели).

-В октябре солнце немного грело, а сейчас -…(не греет).

-В октябре дожди шли редко, а сейчас -…(часто).

-В октябре снега нет, а в ноябре выпадает -…(первый снег).

4.Сравните осень с летом. Скажите наоборот.

Летом солнце яркое, осенью…

Летом небо светло, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко…

5.Описание поздней осени.

Воспитатель: «Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Дети по образцу описывают осень.

6.Описание сюжетной картинки.

Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением поздней осени, дождя, людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Цель: Формировать представления об изменениях в природе в ноябре.

Развивающие: Развивать навыки связной речи , наблюдательность, мыслительную активность.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее красоте.

1. Организационный момент.

Дети становятся в круг

« Я здороваюсь везде, дома и на улице.

Здравствуй ,солнце золотое!

Здравствуй , небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Здравствуй утро, здравствуй день,

Здравствуйте мои друзья ,очень рада видеть вас!

«Природа скинула наряды,

Стоят деревья без листвы,

Седые темные туманы,

- Как называется последний месяц осени ? ( ноябрь)

- Сегодня мы с вами поговорим о самом загадочном времени года – осени.

2. Беседа по вопросам.

- Как называется первый осенний месяц?

-На улице тепло или холодно?

-Часто солнце светит?

-Дожди часто идут?

-Дожди теплые или холодные?

-Трава растет или засыхает?

- Что происходит с листьями на деревьях?

-Какую одежду носят люди?

А теперь давайте отгадаем загадки и узнаем признаки осени.

1 .Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто. (листопад)

- Как вы думаете, что такое листопад?

-Листопад –это опадение листьев у деревьев и кустарников. Листья могут опадать одновременно все в определённый период года(осенью)

2 .Стало ночью холодать,

Стали лужи замерзать.

А на травке — бархат синий.

Это что такое? (Иней)

- Как вы думаете, что такое иней?

- Иней - это тонкий снежный слой, получающийся в результате испарения на охлаждающейся поверхности в холодное время (ночью).

3 .Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный. (дождь)

4. Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду. (лужи)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше-

Бом! Бом! Бом!

Дома, дома посидите (Постукивание пальчиками)

Бом! Бом! Бом!

Никуда не выходите-

Бом! Бом! Бом!

Почитайте, поиграйте (Поколачивание кулачками)

Бом! Бом! Бом!

А уйду – тогда гуляйте –

Бом! Бом! Бом!

Дождик бегает по крыше – ( Поглаживание ладошками)

Бом! Бом! Бом!

По веселой звонкой крыше –

Бом! Бом! Бом!

Каждый из вас должен по очереди сказать по одному красивому слову об осени

4 . Игра с мячом. Воспитатель кидает по очереди каждому ребенку мяч и просит закончить предложение .

-В октябре было тепло, а сейчас-…(холодно).

-В октябре листья начинают падать, а сейчас-…(опали).

-В октябре птицы начали улетать, а сейчас-…(все улетели).

-В октябре солнце немного грело, а сейчас-…(не греет).

-В октябре дожди шли редко, а сейчас -…(часто).

-В октябре снега нет, а в ноябре выпадает-…(первый снег).

Мы листики осенние

На ветках мы сидим. ( Присели на корточки)

Дунул ветер – полетели ( Побежали по кругу)

Мы летим, мы летим.

И на землю тихо сели . ( Присели)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Встали и покружились)

Закружились, полетели

И на землю снова сели . (Присели)

- Осенью цветут цветы?

- Осенью растут грибы?

- Тучки солнце закрывают?

- Звери норки закрывают?

- Урожай все собирают?

- Птичьи стаи улетают?

- Часто-часто льют дожди?

- Достаем ли сапоги?

- Солнце светит очень жарко?

- Можно детям загорать?

- Ну а что же надо делать?

- Куртки, шапки надевать?

Летом сонце яркое, а осенью.

Летом небо светлое, а осенью…

Летом день длинный, а осенью…

Летом деревья зеленые, а осенью…

Летом люди одеваются легко…

В ноябре дети носят легкую одежду.

В ноябре набухают почки, распускаются листья.

В ноябре солнце сильно греет.

В ноябре бывают заморозки и снег.

В ноябре птицы прилетают из теплых стран.

8. Описание поздней осени.

Воспитатель: «Поздней осенью становится холодно. Солнце светит редко

и не греет. Небо серое, хмурое. Часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Трава засохла, цветы завяли. Последние птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду.

Дети по образцу описывают осень.

Вот стоит осенний лес!

В нем много сказок и чудес.

(круговые движения глазами)

Слева- сосны , справо- дуб.

Дятел сверху, тук да тук.

Глазки ты закрой – открой

И скорей бегом домой!

(движения глазами вверх – вниз)

9 .Описание сюжетной картинки.

Дети рассматривают сюжетную картинку с изображением поздней осени, дождя, людей.

-Что изображено на картине?

-Какое время года?

-Во что одеты люди?

-Как можно назвать картину?

10.Рефлексия.

Краткое описание документа:

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе

Цель: Формировать представления об изменениях в природе в ноябре.

Задачи:

Развивающие: Развивать навыки связной речи , наблюдательность, мыслительную активность.

Воспитательные: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ее красоте.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2934 человека из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 063 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 15.11.2019 3362
  • DOCX 18.9 кбайт
  • 41 скачивание
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шишулина Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: