Учение ч дарвина о естественном отборе конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

- углу бить знания о многообраз ии приспособлен ностей орг анизмов.

- развивать социальну ю и практическу ю значимость естес твенного отбора в

- р азвивать логического мышления обучающихся, умение сравнивать разные

Форма деятельно сти обучающегос я – индивиду альная, гру пповая,

Преподаватель организу ет обучающихся, мотивирует их дальнейшу ю

( Обучающиеся отвечают на во просы и зарабат ывают баллы. )

1. Назовите основ ные положен ия эволюционно го учения Дарвина.

2. Перечислите основные виды борьбы за существование (приведите

Обучающиеся вы полняют тестовые з адания сам остоятельно п о вариантам.

1. Как вы считаете, какие факторы внешней среды могу т приводить к

2. Являются ли взаимоот ношения между человеком и прир одой фактором

Чарлз Дар вин разработал учение о естественном отборе. Он считал, что

сам отбор – это результат борьбы за существование, а его предпос ылкой

является наследственна я изменчивость организмов. Благодаря естественному

отбору избирательно со храняются в попул яции опреде ленные ген отипы.

Естественный отбор изменяет с остав генофонда, генет ический материал


Урок проводится с целью: сформировать понятие о естественном отборе как движущей и направляющей силе эволюции, на примерах доказать, что естественный отбор является результатом борьбы за существование.

Описание разработки

Цели урока:

Сформировать понятие о естественном отборе как движущей и направляющей силе эволюции;

На примерах доказать, что естественный отбор является результатом борьбы за существование;

Воспитание научного подхода к познанию явлений окружающего мира.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация в Power Point.

Ход урока:

Орг. момент.

Организация класса на урок.

Проверка домашнего задания.

- биологический диктант (слайд 1);

1. Реально существующая, генетически неделимая единица органического мира …

2. Признаки, по которым виды отличаются друг от друга …

3. Можно ли по одному критерию вида определить видовую принадлежность особи …

4. Свойство живых организмов передавать свои признаки и особенности развития следующим поколениям …

5. Свойство живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития …

6. Процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с ценными для человека признаками и свойствами …

7. Полезные для человека признаки, могут быть … для самой особи.

8. Вид искусственного отбора, при котором человек ставит конкретную цель развития ценных признаков нового вида это …

9. Данный вид искусственного отбора проходит стихийно, бессознательно это …

10. Среди домашних животных происходит искусственный отбор, а в природе происходит …

- взаимопроверка, оценивание (слайд 2).

2. Критерии вида.

6. Искусственный отбор.

7. Вредными (неблагоприятными).

8. Методический отбор.

9. Бессознательный отбор.

10. Естественный отбор.

Подготовка учащихся к изучению нового материала.

Урок биологии Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

Запись в тетради: число, тема урока.

Изучение нового материала.

Объяснение учителя с элементами беседы

При искусственном отборе ч/ к сохраняет особи с полезными для размножения признаками, а остальные устраняет. А как же это происходит в природе?

Чтобы ответить на этот вопрос Чарльз Дарвин обратился к анализу размножения организмов.

(слайд 5) В одной коробочке мака созревает до 2900 – 3 тысяч и более семян. Если на одном растении мака вырастает 10 коробочек, то в почву ежегодно попадает 30 тысяч семян.

Одна особь осетра живет 50 лет и ежегодно мечет в среднем 3 – 6 млн. икринок.

Одна комнатная муха за 5 дней откладывает 20 тысяч яиц.

Одна хмелиная вошь за лето приносит потомство 13 раз, в каждом поколении откладывает в среднем 100 яиц.

Черви – паразиты ежедневно откладывают около 10 тысяч яиц.

Взрослая самка трески способна стать родоначальницей такой стаи рыб, которая через 10 лет насчитывала бы 800 млн. особей с общей массой более 3 млн. тонн. Через 100 лет ее потомкам не хватило бы океана.

Ребята, все ли особи достигают своей половозрелости?

Как вы думаете, в чём причина гибели живых организмов?

Причины гибели организмов разнообразна: (слайд 6) (запись в тетради)

Действие неблагоприятных факторов среды.

Недостатки пищи, влаги, света.

Нападение врагов. т. е. в природе существует естественный отбор.

Ребята, давайте сравним искусственный и естественный отбор (слайд 7)

Вывод: Выживание наиболее приспособленных к определённым условиям среды видов Чарльз Дарвин назвал естественным отбором. (стр. 43 уч. Запись в тетрадь)

В природе идёт непрерывная борьба за существование. Докажем это на примерах.

Естественный отбор (по Ч. Дарвину) — сохранение полезных индивидуальных различий или изменений и уничтожение вредных. Отбор всегда идёт по фенотипам: точкой отбора является конкретный результат реализации генотипа в виде определённого признака или свойства.

Естественный отбор — это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель наименее приспособленных. Сущность естественного отбора заключается в дифференцированном (неслучайном) сохранении в популяции определенных генотипов и избирательном их участии в передаче генов следующему поколению.

Результаты естественного отбора:

  • Многообразие видов (творческий характер)
  • Приспособление видов к условиям среды (направленный характер)
  • Повышение организации и усложнение живых существ

Естественный отбор

Формы естественного отбора:

Движущий. Отсев мутаций с одним средним значением признака, которые заменяются мутациями с другим средним значением признака в изменённых условиях среды. Пример: ► устойчивость насекомых к ядохимикатам.

Стабилизирующий. Поддержание среднего значения в относительно постоянных условиях среды, выбраковка мутационных отклонений от ранее сформировавшейся нормы. Пример: ► насекомоопыляемые цветки соответствуют размерам насекомых.

Разрывающий (дизруптивный). Благоприятствует более чем одному фенотипу и направлен против средних форм, результат — образование нескольких разных фенотипических групп. Пример: ► сохранение на островах насекомых без крыльев или с хорошо развитыми крыльями

Групповой. Даёт преимущественное размножение особей какой-либо группы, соревнующейся с другими группами в создании и поддержании целостности над организменных систем.

Индивидуальный. Дифференцированное размножение отдельных особей, обладающих преимуществами в борьбе за существование в пределах популяции.

Половой отбор. Естественный отбор, касающийся признаков особей одного пола, ориентированный на успех в размножении (демонстрация оперения или силы).

В природе ни одна из форм естественного отбора не существует в чистом виде, а наоборот, имеются разнообразные их комбинации, и по мере изменения условий среды на первый план выходит то одна, то другая из них.

ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

Искусственный отбор: человек сознательно отбирает особей с полезными (для него) свойствами, осуществляет скрещивание, получает потомство и вновь производит отбор по данным признакам.

Формы искусственного отбора:

  • Бессознательный. Сохранение и размножение наиболее ценных для человека признаков организма за счёт массовой выбраковки менее продуктивных особей.
  • Сознательный (методический). Человек осмысленно выбирает именно те формы организмов, которые ему нужны, при этом сам конструирует их параметры. Сознательный отбор делится на одно- и многократный.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хочется надеятся, что мой труд не пропадёт даром и кому-то пригодится в работе. Плоан-конспект сотавлен в соотвестствии новым ФГОСам.

Урок 4.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Борьба за существование.

Цели деятельности учителя

Тип, вид урока

Формирование новых знаний.

Осознание необходимости охраны окружающей среды, проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Предметные результаты

Метапредметные универсальные

учебные действия

Познавательные: работать с информацией: осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации, систематизацию информации, постановку и формулирование проблемы; осваивать приёмы исследовательской деятельности.

Коммуникативные: строить понятные монологические высказывания, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; отвечать на поставленные вопросы.

Образовательные ресурсы урока

Электронные таблицы по теме.

Организационная структура урока

I. Оргмомент

Приветствие. Организация учащихся к уроку.

II. Актуализация опорных знаний урока

Индивидуальные беседы по вопросам:

Что такое популяция?

Что такое биоценоз?

Что такое биогеоценоз? Экосистема?

Что такое биосфера?

Каков состав биосферы?

Учащиеся отвечают на вопросы. Отмечают ошибки одноклассников.

ПУУД устанавливают иерархию групп.

КУУД принимают и понимают чужое мнение.

III. Мотивация к изучению нового материала

Примеры приспособленности – оса бембекс и юкковая моль. Кто их научил этому? Что это такое с точки зрения биологии. Откуда берется приспособленность организмов?

Стараются ответить на вопросы и сформулировать проблему.

КУУД излагают своё мнение. РУУД выдвигают версии, планируют деятельность.

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Перед учёными–биологами 19 века стояло 2 вопроса, на которые они не могли ответить:

- в чём причина многообразия живых организмов на нашей планете?

- Чем объяснить удивительную приспособленность живых организмов к условиям жизни?

1. Эволюционное учение – учение раскрывающее механизмы происхождения и развития органического мира.

2. Эволюция – необратимое историческое развитие живой природы.

3. Основатель учения об эволюции – Ч. Дарвин. ОН отметил, что живые организмы обладают двумя выдающимися качествами:

А) наследственности – это способность организмов передавать свои признаки и свойства потомкам;

Б) изменчивость – это свойство, противоположное наследственности, - способность живых организмов приобретать новые признаки.

4. Виды изменчивости:

А) Ненаследственная изменчивость возникает у организмов под влиянием факторов внешней среды, но эти изменения не передаются по наследству (одуванчик на огороде и в степи).

Б) Наследственная изменчивость – это появление у отдельных особей новых признаков, которые отсутствовали у их предков и могут быть переданы следующим поколениям (овцы и птенцы).

5. Борьба за существование - это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями окружающей среды. Несоответствие между количеством организмов и ресурсами среды – первопричина возникновения конкуренции, а конкуренция ведет к возникновению борьбы за существования. При этом дожить до зрелого возраста могут лишь немногие.

6. Следствием борьбы за существование является естественный отбор – процесс в результате которого выживают особи с полезными в данных условиях признаками, а лишённые таких признаков погибают. В итоге наиболее приспособленные к конкретной среде организмы оставляют плодовитое потомство и их численность возрастает. (Бабочки березовые пяденицы).

Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по смысловому чтению. Составляют сравнительную таблицу. Выделяют в тексте определение понятий. Выявляют причины явлений. Классифицируют понятия. Оценивают актуальность проблемы.

ПУУД – овладевают смысловым чтением. Преобразуют один вид информации в другой. Устанавливают причинно-следственные связи. Классифицирую понятия. Выделяют в тексте существенное.

ЛУУД осознают целостность мира и многообразие взглядов. КУУД корректируют своё мнение, понимают и принимают позицию другого. РУУД выдвигают версии, работаю по плану, сверяясь с целью.

V. Первичное закрепление изученного материала

Фронтальная беседа по вопросам:

1. Какие два главных вопроса стояли перед учёными-биологами в 19 веке?

2. Что такое эволюция?

3. Какими двумя удивительными свойствами обладают живые организмы?

4. Что такое наследственность?

5. Что такое изменчивость?

6. Какие виды изменчивости бывают?

7. Что такое борьба за существование?

8. Каковы причины возникновения борьбы за существование?

9. Что такое естественный отбор?

Отвечают на вопросы.

КУУД корректируют своё мнение, принимают и понимают чужое мнение. РУУД выдвигают версии.

VI. Рефлексия учебной деятельности

В целом на уроке мне работать было…

Лучше всех работали…. Т.к.

Мне было интересно…..

Но мне не совсем понятно….

Анализ работы на уроке класса, самооценка.

ЛУУД аргументированная оценка своих и чужих поступков.

VII. Подведение итогов

1. Из поколения в поколение в результате борьбы за существование и естественного отбора виды изменяются в направлении всё большей приспособленности к условиям среды.

2. Приспосабливаясь к разнообразным условиям обитания , животные, растения, грибы и микроорганизмы приобретают разные особенности и формируют таким образом многообразие живой природы.

3. Учение Ч. Дарвина доказывает, что движущие силы эволюции – развития природы – находятся в ней самой: это наследственная изменчивость, борьба за существование и её результат – естественный отбор.

Читайте также: