Климентьева з а методическая работа в дошкольной образовательной организации краткий конспект лекций
Обновлено: 07.07.2024
Чтобы усовершенствовать и добиться оптимального построения методической работы в ДОУ, необходимо понимать ее сущность, ее основное назначение, ведущие задачи и функции, правильно формулировать важные принципиальные требования к ее организации и осуществлению.
- на достижениях науки и передового педагогического опыта,
- на конкретном анализе образовательного процесса,
- на взаимосвязи мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и педагогического мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом. на совершенствование образовательного процесса, достижения оптимального уровня образования, воспитания и развития.
Т.И. Шамова рассматривает работу с педагогическими кадрами как сложную динамическую и целостную систему, имеющую свои цели и задачи, содержание, структуру, формы и методы организации.
Все исследователи едины в том, что методическая работа – это основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.
Методическая работа в ДОУ является неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации.
Непосредственная цель методической работы – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Самая главная и существенная задача методической работы – оказать реальную помощь педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Методическая работа оказывает существенное влияние на качество и эффективность обучения и воспитания на конечные результаты работы ДОУ.
Принципы организации методической работы
Целостная система методической работы должна развиваться в соответствии с важнейшими принципами:
Принцип научности, который нацеливает на соответствие всей системы повышения квалификации педагогов современным научным достижениям в самых различных областях.
Принципы системности и комплексности, которые требуют реализации подхода к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами, единства и взаимосвязи всех сторон и направлений повышения квалификации педагога.
Принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости, коллективности предусматривают превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы в течение всего учебного года.
Принцип создания благоприятных условий работы – моральных, психологических, гигиенических, наличие свободного времени для творческой деятельности педагога.
Принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода требуют от методистов проявлять способность к быстрому приему образовательной информации и его передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов ОУ.
Принцип постоянного самообразования педагогов, оказание квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности; повышение результативности его педагогического труда.
Принцип креативности предполагает творческий характер методической работы, создание в ДОУ своей системы методической работы.
Функциональные особенности методической работы
Системный подход к повышению квалификации педагогов подразумевает совершенствование всех элементов методической работы – задач, содержания, организационных форм, условий. Особое внимание необходимо уделить определению целей и задач методической работы, так они определяют способ и характер практической деятельности. Определить цели и задачи – значит определить желаемые результаты, а они прежде всего предполагают повышение педагогического мастерства педагогов и воспитателей.
Моделируя комплекс задач методической работы, необходимо за основу взять модель профессионально значимых профессиональных качеств педагога. В связи с этим выделяют три группы взаимосвязанных функций методической работы.
1. Функции по отношению к общегосударственной системе образования, педагогической науке и передовому педагогическом опыту:
– осмысление социального заказа, важнейших требований общества и государства к ДОУ;
– внедрение достижений передового педагогического опыта педагогов-новаторов;
– внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки;
– пропагандирование лучшего опыта педагогов самого ДОУ.
2. Функции по отношению к педагогическому коллективу:
– консолидация, сплочение педагогического коллектива;
– выработка единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций;
– анализ конкретного образовательного процесса и его результатов;
– анализ изменений в уровне знаний, умений, навыков, воспитанности и развития дошкольников;
– предупреждение и преодоление недостатков и затруднений в профессиональной деятельности педагогов;
– выявление, обобщение и распространение ППО педагогов самих ДОУ, обмен ценными педагогическими находками;
– предупреждение и преодоление формализма и перегрузки педагогической деятельности;
– стимулирование педагогического творчества и инициативы педагогов;
– приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе по актуальным проблемам ДОУ.
3. Функции по отношению к конкретному педагогу:
– совершенствование мастерства, обогащение педагогов знаниями;
– развитие мировоззрения, профессионально-ценностных ориентаций и убеждений, соответствующих задачам общества и ДОУ;
– развитие мотивов к повышению творчества в педагогической деятельности;
– развитие устойчивых идейно-нравственных качеств личности
– развитие современного, диалектического стиля педагогического мышления (системность, гибкость, конкретность…);
– развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;
– развитие культуры эмоций и волевых проявлений педагога, саморегуляции деятельности;
– формирование готовности к профессиональному самообразованию, усовершенствованию.
Знание основных задач и функций методической работы необходимо организаторам этой работы для правильного планирования и организации. Также важно довести эти задачи до сознания каждого педагога, превратить их в личные цели, в стремление к профессиональному совершенствованию и постоянной работе над собой.
Правильное определение задач методической работы способствует и оптимальному выбору средств их решения. Главное средство решения задач – содержание методической работы в ДОУ.
- Государственно-правительственные документы о перестройке и социально-экономическом развитии нашего общества, об образовании, перестройке ДОУ, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы.
- Новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы.
- Достижения научно-технического прогресса, новые результаты психолого-педагогического исследования, в том числе исследований по проблемам самой методической работы в ДОУ, повышающие ее научный уровень.
- Инструктивно-методические документы органов образования по вопросам методической работы ДОУ, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами и воспитателями.
- Информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на скорейшее преодоление имеющихся недостатков.
- Данные конкретного анализа образовательного процесса в ДОУ, данные о качестве знаний, умений и навыков, об уровне воспитанности и развитости воспитанников, помогающие выявить первоочередные для данного детского сада проблемы методической работы и самообразования.
Выбор содержания методической работы – дело творческое, не терпящее шаблона и догматизма. В любых конкретных условиях необходимо отбирать содержание в соответствии с общими требованиями к методической работе.
В современных условиях выделяют следующие основные направления содержания методической работы (подготовки педагогов) в дошкольном образовательном учреждении:
Мировоззренческая и методологическая подготовка педагогов
Предполагает важнейшие аспекты:
– сущность и содержание социального, политического, экономического, профессионально-педагогического мышления;
– содержание гуманистических, демократических, общечеловеческих ценностей на современном этапе развития нашего общества и ДОУ;
– философско-методологические основы перестройки образования, новые функции и цели дошкольного учреждения, философия оптимального построения педагогического процесса;
– проблемы образования в условиях рыночной экономики, политики, плюрализма и многопартийности;
– место дошкольного учреждения в меняющемся обществе.
Частнометодическая подготовка педагогов
Выделяют три взаимосвязанных фактора:
– повышение квалификации педагогов в области той науки или совокупности наук, которые лежат в основе преподаваемого предмета, раздела программы или воспитательного процесса;
– повышение квалификации педагогов в сфере содержания своего предмета, изучение новых учебных программ и учебных пособий;
– повышение квалификации педагогов в области методики преподавания своего предмета или раздела программы, по которой осуществляется воспитание и обучение дошкольников.
Дидактическая подготовка педагогов
В ДОУ необходимо обеспечить:
– изучение современных дидактических концепций и идей, как теоретических, так и прикладных, переведенных на язык практических рекомендаций, правил, требований;
– изучение опыта педагогов-мастеров педагогического труда, педагогов-новаторов, создающих индивидульно-неповторимые и высокоэффективные дидактические системы.
Воспитательная подготовка педагогов
Подготовка педагогов к воспитательной работе с учетом изменений, происходящих в обществе. Главным содержанием этого направления являются вопросы воспитания на основе общечеловеческих ценностей.
Психолого-физиологическая подготовка педагогов
Основные источники содержания данного направления:
– знание общей, педагогической, возрастной и социальной психологии, физиологии детей и дошкольной гигиене, о типичных тенденциях и особенностях психологического развития современных воспитанников;
– знание конкретных особенностей психологического и физиологического развития воспитанников данного ДОУ ил конкретной группы; знания приобретают сами педагоги, опираясь на научную психологию и физиологию;
– знание психологии труда и личности педагога, закономерностей его профессионального и творческого роста, развитие педагогических коллективов;
– знания особенностей собственной профессии, деятельности и личности, собственного педагогического коллектива; знания приобретают сами педагоги в ходе образовательной и методической работы.
Этическая подготовка педагогов
Педагогам необходимо знать принципы педагогической этики. В ряде ДОУ вырабатывают свои кодексы профессиональной этики, в которых формируются основные принципы взаимоотношений участников педагогического процесса, правила профессионального поведения педагога и воспитателя в общении с самыми различными лицами и коллективами.
Общекультурная подготовка педагогов
В ДОУ следует создать условия для постоянного повышения общего культурного уровня педагога. Быть в курсе духовных достижений своего времени, ориентироваться в современной и классической литературе, театре, кинемотографе, изобразительном искусстве, музыке, знать основные тенденции научно-технического прогресса и достижений в спорте – вопрос чести и профессионального престижа педагога.
Техническая подготовка педагогов
Организация неформального технического всеобуча в ДОУ с целью освоения педагогами ИКТ и другими техническими (видиотехники) и аудивизуальными средствами.
Выбор содержания методической работы осуществляется на основе развития каждого из направлений подготовки педагогов, сближения, взаимопроникновения всех направлений
Сложность и многообразие функций и задач методической работы в ДОУ, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности того или иного ДОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных и новых форм.
Форма определяется как внутренняя структура, строение, связь и способ взаимодействия частей и элементов явлений; она всегда находится в единстве с содержанием, зависит от него, но обладает и относительной самостоятельностью и может, поэтому оказывать влияние на содержание – на его способность к прогрессивному развитию или же обеспечивать его.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоящих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых находятся дошкольные образовательные учреждения.
Выделяют две группы организационных форм методической работы – коллективные и индивидуальные. К первым относятся семинары и практикумы, научно-практические конференции, методические объединения, творческие группы педагогов, мастер-классы, мозговые атаки и т.д.; ко вторым – стажировка, индивидуальные консультации, наставничество, работа над личной творческой темой, индивидуальное самообразование и т.д.
Для эффективного повышения мастерства педагогов необходимо создать соответствующие условия для осуществления методической работы.
Организационно-педагогические. Предполагают оптимальную организацию трудовой деятельности педагогических кадров. Необходимо оценивать, во что оборачиваются для педагога требования, указания, просьбы, предложения, проверки руководителя. К организационно-педагогическим условиям также относятся скоординированность всех внутрисадовским мероприятий, оптимальность нагрузки и общественных поручений, равномерная загруженность педагога по дням недели и в течение года – все, что в конечном счете обеспечивает экономию времени.
Морально-психологические. Предполагают создание благоприятные морально-психологические условия для методической работы – значит всемерно поощрять самообразование педагогов, учиться предвидеть возможные конфликты в коллективе и уметь предотвращать их, а в случае возникновения – гасить, проявлять внимание к нуждам, бедам, радостям каждого педагога, уметь поддерживать и культивировать любые полезные инициативы педагогов, замечать и раскрывать и ценить в каждом педагоге положительное, его творческую жилку.
Материальные. Предполагают материальную обеспеченность и хорошую материальную базу учреждения (оснащение методического кабинета необходимым методическим материалом, оборудованием, дидактическими пособиями и т.д.)
Санитарно-гигиенические. Предполагают охрану и укрепление здоровья людей – дело первостепенной важности. Забота о здоровье педагогов, профилактика их утомляемости, повышение работоспособности – важнейшие условия хорошей организации методической работы.
Оптимальный вариант системы методической работы определяется свой в каждом конкретном учреждении.
В основе оптимизации любой деятельности лежат три принципа:
Продумывая оптимальный вариант системы методической работы конкретного ДОУ, необходимо начать с изучения процесса и результатов деятельности педагогов и постановки задач. Следует видеть ближние, средние и дальние перспективы методической деятельности, ставить реальные задачи, формулировать их комплексно, так, чтобы решение одних помогало решению других. Обязательным требованием является умение выделить доминирующие в конкретный момент задачи.
- Задачи, поставленные в государственных документах о ДОУ требованиях министерств и местных органов образования.
- Количественный и качественный состав педагогического коллектива.
- Результаты диагностического изучения личности и деятельности педагогов, конечных результатов работы ДОУ.
- Особенности содержания методической работы.
- Накопленные традиции.
- Сравнительную эффективность различных форм методической работы.
- Меру в использовании разных направлений содержания, форм и приемов методической работы.
- Особенности конкретной ситуации в ДОУ.
- Наличие времени для осуществления методической работы.
- Материальные, морально-психологические и прочие условия.
- Реальные возможности у руководителей, руководителей МО и других лиц для участия в организации методической работы.
При оценке подготовленного проекта оптимального варианта системы методической работы необходимо проанализировать его не только с точки зрения охвата всех педагогов и обеспечения качественного повышения квалификации каждого педагога, но и с точки зрения оптимальности расхода времени и сил, чтобы повышение мастерства педагогов достигалось с помощью минимального числа специально подобранных средств и за необходимое время. Об оптимальности системы методической работы будут свидетельствовать показатели результатов.
Результаты методической работы важно рассматривать в соответствии с динамикой итоговых результатов всего педагогического процесса в ДОУ, уровнем образованности, воспитанности и развитости детей, позитивной динамикой уровня этих показателей.
- Критерий результативности достигается, если результаты образования, воспитания и развития воспитанников повышается до оптимального для каждого из них уровня за отведенное время, без перегрузки.
- Критерий рациональных затрат времени, экономичности методической работы достигается там, где повышение мастерства педагогов происходит при разумных затратах времени и усилий педагогов на методическую работу и самообразование, без перегрузки педагогов этими видами деятельности. Наличие данного критерия стимулирует научный, оптимизационный подход к организации методической работы.
- Критерий роста удовлетворенности педагогов свои трудом достигается, если создаются творческая атмосфера, такой морально-психологический климат, при которых усиливается мотивация творческого, инициативного, самоотверженного труда педагога. Наличие удовлетворенности педагогов процессом и результатом своего труда, оптимальный уровень их творческого самочувствия и душевного комфорта – важные психологические критерии действенности методической работы, ее реальной стимулирующей роли.
Данные критерии занимают ведущее место в общей системе критериев оценки эффективности методической работы.
Климентьева З.А.
Методическая работа в дошкольной образовательной
организации: Краткий конспект лекций
/ З.А. Климентьева;
Каз.федер.ун-т. – Казань, 2013. –87с.
В представленных лекциях раскрываются вопросы содержания и организации методической деятельности в современной дошкольной образовательной организации. Несколько тем посвящены изучению функциональных обязанностей и требований к личности старшего воспитателя детского сада, отвечающего за данное направление деятельности ДОО. В частности, важнейшие функции старшего воспитателя – аналитико-прогностическая и функция контроля выделены как отдельные, самостоятельные темы курса. В ряде лекций рассматриваются разнообразные технологии методической работы в
ДОО: традиционные, нетрадиционные, технологии педагогических советов, повышения квалификации педагогов детских дошкольных учреждений. Каждая тема содержит список рекомендуемой для изучения основной и дополнительной литературы. Завершать изучение лекционного материала предлагается выполнением практикоориентированных творческих заданий, приведённых в конце каждой лекции.
Принято на заседании кафедры педагогики и методики
дошкольного образования
Протокол № 13 от 05.06.2013
Краткий конспект лекций. — Казань: Казанский федеральный университет, 2013. — 52 с.
Темы:
Сущность и содержание методической работы в дошкольной образовательной организации (ДОО).
Функциональные обязанности и требования к личности старшего воспитателя ДОО.
Аналитико-прогностическая деятельность старшего воспитателя.
Функция контроля в управленческой деятельности старшего воспитателя.
Организация работы методического кабинета детского сада.
Технологии методической работы в детском саду.
Совет педагогов в ДОО как главное звено в организации методической работы
Виды, формы и методы организации педагогических советов.
Технологии нетрадиционных по форме педагогических советов.
Повышение квалификации и аттестация педагогов ДОО
ГОСТ
Методическое обеспечение деятельности ДОО
Методическое обеспечение представляет собой специальную педагогическую литературу и практические методы воспитательного воздействия, помогающие педагогам осуществлять свою воспитательную работу качественно и эффективно.
Методическое обеспечение позволяет обеспечить нормальный ход учебно-воспитательного процесса, помогает его развить и обновить. Оно разрабатывается в ходе реализации методической работы, которая является основой управленческой деятельности в дошкольном образовательном заведении.
На современном этапе развития общества, научного прогресса и информационных технологий, методическое обеспечение для дошкольной образовательной организации разрабатывается в виде новой модели, призванной обеспечить его переход из режима стандартного функционирования в режим совершенствования и развития.
Методическое обеспечение нацелено на подготовку педагога, наделенного совершенными профессиональными знаниями и навыками деятельности. оно помогает педагогу развить педагогическое мышление инновационного направления, формирует навыки к решению сложных задач в системе дошкольного обучения, развитию педагогического мастерства и освоения инновационных технологий воспитательной работы.
Методическая деятельность ДОО базируется на:
- Современных научных достижениях в области педагогики и иных, связанных с ней научных направлений;
- Аналитических данных о реализации учебно-воспитательного процесса;
- Связи и соотношении действий, мер, мероприятий, ориентированных на повышение квалификационных навыков педагогического состава, развитие творческого потенциала педагогов, совершенствование организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение нормального уровня образования, воспитания и развития.
Методическая работа и ее обеспечение производится посредством специально созданной методической службы дошкольной образовательной организации. Ее миссией является развитие нового типа воспитателя, а именно педагога-профессионала, с высокоразвитой профессиональной культурой деятельности.
Готовые работы на аналогичную тему
Методическая служба занимается реализацией государственных программ в сфере дошкольного образования и обеспечивает качественное развитие образовательных услуг в ДОО, помогает завоевать его авторитет среди дошкольных заведений, придать ему престижный статус. Кроме того, методическая служба занимается разработкой образовательной среды ДОО, которая позволяет ему развиваться и совершенствоваться.
Методическое обеспечение воспитателей дошкольного заведения помогает оснастить педагогов профессиональной педагогической и психологической литературой, которая помогает им реализовать себя в своей работе. Наличие такого обеспечения создает благоприятные условия для повышения компетенции педагогов, развития их профессиональных навыков и раскрытия профессионального потенциала. Педагоги начинают проявлять себя и свою инициативу, участвуют в планировании и практическом воплощении программ развития учебно-воспитательного процесса дошкольной образовательной организации.
Функциональная роль службы методического обеспечения сводится к выполнению ею:
- информационно-аналитической функции, проявляющейся в методическом обеспечении деятельности ДОО, анализе его развития и достижения, поставленных целей и задач;
- прогностической функции, направленной на составление прогнозов развития ДОО;
- планово-проектной функции, ориентированной на составление планов дальнейшей деятельности и разработку проектов их осуществления;
- организационной функции, связанной с оптимальной и продуктивной организацией учебно-воспитательного процесса ДОО;
- контролирующей функции, направленной на проведение оценки реализации программ дошкольного образования, контроля за их нормальным и качественным исполнением;
- коррекционной функции, связанной с внесением поправок в процесс реализации учебно-воспитательных программ ДОО, методик и приемов воспитательной работы.
Основные направления методической работы ДОО
Методическая работа дошкольного образовательного заведения включает в себя такие направления, как:
- Воспитательное – повышение профессионализма педагогов в области теоретических аспектов и методики воспитательного воздействия на дошкольников, исходя из личностно-ориентированного подхода гуманистической направленности учебно-воспитательной работы.
- Дидактическое – формирование инновационных знаний и навыков в области разрешения текущих проблем, связанных с повышением продуктивности обучения детей в ДОО.
- Психологическое – развитие и совершенствование знаний в области детской психологии.
- Техническое – развитие навыков в сфере применения современных технологий для организации воспитательного процесса.
- Физическое – развитие теоретических основ и методик обучения гигиеническим навыкам, ознакомления с физиологическим строением организма.
- Самообразование – регулярное прохождение педагогами курсов, семинаров-практик, освоение знаний самостоятельным путем, из различных информационных источников, отвечающих особенностям развития педагога, его стремлениям и потребностям.
- Частно-методическое – основано на наставничестве, персональном шефстве, проведении индивидуальных консультаций, разработке моделей персональной методической работы для каждого воспитателя.
Условия эффективной организации методической работы ДОО
Целевое назначение методического воспитательной работы в дошкольном учреждении реализуется посредством принципа системности и комплексности. Он предполагает ориентацию на отношение к методической деятельности, как к целостному системному процессу. Оптимальная организация этой деятельности определяется едиными целями, задачами, содержанием, методами и приемами работы с педагогами. Методическая работа, ее обеспечение представляет собой единый, взаимосвязанный процесс всех областей и направлений повышения профессиональной компетенции педагога.
Чтобы методическое обеспечение ДОО помогало эффективно организовывать учебно-воспитательный процесс, должны быть созданы психологические, гигиенические, моральные условия для развития творческого потенциала всего педагогического состава.
Помимо этого, методисты должны обладать навыками своевременного и скорого восприятия и передачи образовательных данных, с учетом индивидуальных особенностей, мастерства, квалификации педагогов дошкольного образовательного заведения.
Педагоги должны быть заинтересованы в постоянном самообразовании, регулярно повышать результативность своей трудовой деятельности и акцентировать внимание на освоении инновационных направлений воспитательной работы.
Читайте также: