Трудовое законодательство конспект урока 10 класс

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока обществознание 10 класс

Трудовое право

Цель: ознакомить учащихся с основами трудового права, порядок приема и увольнения с работы; развивать умение составлять сравнительные таблицы; воспитывать уважение к труду, понимание важности труда для формирования сущности человека и его развития.

Основные понятия: трудовой договор, прогул.

Тип урока: изучение нового материала.

И. Организационный момент урока

ИИ. Актуализация опорных знаний

1. Какие группы прав человека вы знаете?

2. Какие права относятся к каждой из групп?

III. Изучение нового материала

Трудовое законодательство Украины

1. Отношения, которые регулируются трудовым правом (отношения, которые касаются наемного труда).

2. Источники трудового права (Кодекс законов о труде Украины, законы Украины). 3. Недопустимость ухудшения положения работника по сравнению с нормами законодательства.

1. Выскажите мнение относительно того, какие условия будут интересовать работников на работе.

2. Распределите приведенные условия на группы — условия, которые могут быть общими для всех, кто работает на предприятии (начало и окончание смен, общий выходной день и т. п), и индивидуальные, касающиеся конкретного работника (должность, заработная плата, срок работы Трудовой договор — это договор между работником и работодателем, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную в договоре, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать надлежащие условия труда.

Ознакомьтесь со ст. 24 Кодекса законов о труде и выскажите мнение, почему именно в этих случаях предусмотрено обязательное заключение трудового договора в письменной форме.

Заключение трудового договора

Рассказ учителя с использованием ролевых ситуаций

1. Виды трудовых договоров (на неопределенный срок, срочный, на время выполнения определенной работы).

2. Возраст, с которого возможно заключение трудового соглашения.

1. Представьте себя директорами предприятий.

2. Назовите те документы, которые они желали бы получить от работника, которого принимают на работу.

Документы, необходимые для приема на работу: (паспорт (или свидетельство о рождении — до 16 лет), трудовая книжка, при необходимости — документ о наличии квалификации или необходимого образования (удостоверение водителя, диплом врача т. д), разрешение от родителей (для лиц до 16 лет). Недопустимость требование любых других документов, а также сведений о партийности, национальности, прописки при устройстве на работу.

Порядок прекращения трудового договора

Рассказ учителя1. Порядок увольнения по инициативе работника (срок подачи заявления, право отозвать заявление об увольнении). 2. Порядок увольнения по инициативе администрации (основания, порядок

увольнения и тому подобное). 3. Обязанности администрации при увольнении работника (вовремя рассчитаться с работником и выдать трудовую книжку, ответственность администрации за задержку увольнения или выдачи трудовой книжки).

Ознакомьтесь со ст. 36, 40, 41 Кзот и определите, в каких случаях трудовой договор может быть прекращен.

IV. Закрепление изученного материала

1. Назовите виды трудовых соглашений.

2. Назовите документы, которые необходимо предоставить для поступления на работу.

3. Назовите основания увольнения с работы по инициативе администрации.Решение юридических задач.

Установить, допущены ли нарушения в этих ситуациях.

1. 17-летний выпускник школы обратился с просьбой принять на работу токарем. Директор фирмы предложил ему подать паспорт, трудовую книжку, характеристику из школы и документ об окончании средней школы. Кроме того, он предупредил, что намерен назначить парню испытание сроком на 1 месяц.

2. 23-летняя гражданка Л. работала на фабрике ткачихой. После трех лет работы она подала заявление об увольнении. Через десять дней ее вызвал начальник отдела кадров и предложил переписать заявление об увольнении, указав причину увольнения. В случае отказа сделать это она не может быть уволена.


Трудовое право

Трудовое право. Раздел ОГЭ: 6.15. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Раздел ЕГЭ: 5.9. Порядок приёма на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора

Право на труд

Всеобщая декларация прав человека (ООН, 1948 год) в статье 23 провозглашает, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд; каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи, и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

Трудовые правоотношения

Трудовые правоотношения возникают между работодателем и наёмным работником и включают в себя следующие признаки:

  • между работником и нанимателем заключается трудовое соглашение (договор);
  • личное выполнение работником за плату трудовой функции;
  • основаны на подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка;
  • работодатель должен обеспечивать работнику условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Регулирование трудовых правоотношений между работником и работодателем происходит на основании трудового договора.

Трудовой договор — соглашение между субъектами труда, в котором прописаны права и обязанности каждого. Договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и вступает в силу со дня его подписания обеими сторонами.

В каждом трудовом договоре должны быть прописаны следующие основные пункты:

  • Ф. И. О. работника;
  • Ф. И. О. работодателя (если работодатель физическое лицо) или наименование юридического лица и Ф.И.О. уполномоченного представителя юридического лица (например, руководителя);
  • место работы;
  • дата начала работы;
  • профессиональные характеристики работника (должность, специальность, квалификация);
  • права и обязанности работника;
  • условия труда;
  • условия оплаты труда;
  • режим труда и отдыха;
  • условия социального страхования.

Дополнительно могут быть прописаны в зависимости от специфики работы: условия испытательного срока; оплата транспорта; предоставление льгот.

Трудовой договор может быть двух видов: срочный (от 1 года до 5 лет); бессрочный.

Порядок приема на работу

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с Правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью. Он также обязан подготовить и заключить трудовой договор. Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании этого договора. Работника должны ознакомить с приказом о приеме на работу под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы.

При заключении трудового договора работник предъявляет работодателю:

  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
  • трудовую книжку и (или) сведения о трудовой деятельности, за исключением случаев, если трудовой договор заключается впервые;
  • документ, подтверждающий присвоение страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), в том числе в форме электронного документа;
  • документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
  • документ об образовании, квалификации или наличии специальных знаний — при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;
  • медицинскую книжку — для работников торговли, образования, медицины, общественного питания.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка (бумажная или в электронном виде) оформляется работодателем. Если работнику не был присвоен СНИЛС, работодатель сам направит в Пенсионный фонд сведения, необходимые для регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Если работник потерял бумажную трудовую книжку, работодатель обязан на основании его письменного заявления (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую.

Порядок расторжения трудового договора

Трудовое право предусматривает прекращение трудовой деятельности:

  1. по инициативе работника (по собственному желанию);
  2. по соглашению сторон;
  3. по инициативе работодателя.

Увольняясь по собственному желанию, работник должен предупредить работодателя о своем намерении не позднее чем за две недели. Если он согласится, расторгнуть трудовой договор можно и до того, как истечет этот срок. Если же работник передумает в течение этих двух недель, то он может в любой момент отозвать свое заявление.

Работодатель вправе расторгнуть трудовой договор, например, в следующих случаях:

  • в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации;
  • несоответствие работника занимаемой должности;
  • систематическое нарушение работником трудовых обязанностей и дисциплины;
  • появление работника на рабочем месте в нетрезвом виде;
  • совершение работником хищений.

Если работника хотят уволить в связи с ликвидацией предприятия или сокращением штата, работодатель должен предупредить об этом работника не позднее чем за два месяца. Уведомление вручается под роспись. При сокращении штата работодатель обязан предложить работнику другую работу (при наличии). Работник может либо согласиться, и тогда его переведут на другую работу, либо отказаться, и тогда его уволят.

Права и обязанности работодателя

Права работодателя:

  • принятие локальных нормативных актов;
  • требование от работников исполнения трудовых норм;
  • поощрение работников за труд;
  • ведение коллективных переговоров;
  • заключение с работниками трудовых договоров, их изменение и расторжение;
  • заключение с работодателем трудового договора, его изменение и расторжение;
  • привлечение работников к ответственности за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей материально и дисциплинарно.

Обязанности работодателя:

  • соблюдение нормативных правовых актов и трудового договора;
  • предоставление работы по договору;
  • своевременная выплата заработной платы;
  • обеспечение безопасности труда;
  • ведение коллективных переговоров.
  • бережное отношение к имуществу работодателя.

Права и обязанности работника

Права работника

  • получение актуальной и достоверной информации о трудовых условиях;
  • повышение квалификации, профессиональная подготовка и переподготовка;
  • защита своих прав и свобод;
  • возмещение вреда, полученного во время исполнения трудовых обязанностей;
  • предоставление отдыха;
  • создание профессиональных союзов;
  • предоставление безопасного рабочего места;
  • разрешение трудовых споров.

Обязанности работника

  • добросовестное исполнение трудовых обязанностей, предусмотренных договором;
  • соблюдение правил внутреннего распорядка и трудовой дисциплины;
  • своевременное информирование работодателя о чрезвычайных ситуациях;
  • выполнение норм труда.

Рабочее время (в неделю)

  • До 16 лет ⇒ до 24 часов в неделю
  • Для инвалидов I или II группы ⇒ до 35 часов в неделю
  • С 16 до 18 лет ⇒ до 36 часов в неделю
  • Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда ⇒ до 36 часов в неделю
  • С 18 лет ⇒ 40 часов в неделю

Трудовое право несовершеннолетних

Трудовой договор может заключаться с лицами, достигшими 16 лет, или с 14 лет при согласии одного из родителей (опекунов, попечителей).

Глава 42 Трудового кодекса РФ устанавливает особенности регулирования труда работников в возрасте до 18 лет, а именно: 1) работы, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, 2) ежегодный основной оплачиваемый отпуск таким работникам, 3) запрещение направления в служебные командировки, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, 4) дополнительные гарантии работникам в возрасте до восемнадцати лет при расторжении трудового договора, 5) нормы выработки и оплата труда несовершеннолетних работников при сокращенной продолжительности ежедневной работы, 6) особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет.

Официальное трудоустройство несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет разрешено, когда ребенок проходит обучение не по очной форме, имеет законченное общее образование или если учеба прекращена с учетом законодательных норм. С 14 лет детям в период, не занятый учебными занятиями, разрешен только невредный и несложный труд, не нарушающий учебной деятельности. Граждане младше 14 лет могут работать в некоторых структурах (концертных, цирковых, театральных), но подобная деятельность не должна наносить вред физическому или моральному здоровью ребенка.

Методическая разработка урока по обществознанию в 10 классе по теме

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

В материале представлена технологическая карта урока по обществознанию (тематический раздел -Право) по теме "Правовое регулирование трудовых отношений". Данный урок направлен на практическое освоение основ трудовых отношений, предусматривает работу с документами (Конституция, ТКРФ). Данный урок является комбинированным и кроме основных образовательных задач, предусматривает и чисто педагогическую цель - подготовку к ЕГЭ. В разработке урока используются задания с сайта Дмитрия Гущина "Решу ЕГЭ".

Методическая разработка урока в 10 кл Правовое регулирование трудоых отношений. Гудукас ИМ..docx

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи урока: образовательные Дать общее представление о трудовой деятельности, выявить общие черты и отличия этого вида деятельности от других

развивающие Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогли бы показать умение составлять логические схемы, коммуникативную компетенцию, творческую активность на уроке

воспитательные Содействовать формированию установки на сознательный выбор профессии

Тип урока: Урок - изучение нового материала

Форма проведения: Комбинированный урок

Методы обучения: Словесный, практический

Методы учения: составление кластера, мини-диспут, анкетирование

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УРОКА

Задачи урока:

образовательные

Дать общее представление о трудовой деятельности, выявить общие черты и отличия этого вида деятельности от других

развивающие:

Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогли бы показать умение составлять логические схемы, коммуникативную компетенцию, творческую активность на уроке

воспитательные:

Содействовать формированию установки на сознательный выбор профессии

Урок - изучение нового материала

Форма проведения:

Методы обучения:

Методы учения:

составление кластера, мини-диспут, анкетирование

Средства обучения:

Л.Н.Боголюбов, Обществознание, 10 класс, профильный уровень, М., Просвещение,2011

Т.А.С.Прутченков, Школа жизни, методические разработки социально-психологических тренингов, М., Новая цивилизация, 2009

«На строительстве Шартрского собора проходящий мимо путник спросил работающих, что они делают:

Актуализация темы. Вопросы к классу:

-Что такое деятельность?

- Какие виды деятельности вы знаете?

-Основываясь на содержании притчи определите, о каком виде деятельности пойдёт речь на сегодняшнем уроке? ( о трудовой деятельности)

Тема урока: Трудовая деятельность. Запишите её в тетрадь.

Класс объединяется в 3 группы и получает задание: изучить термины по карточке и составить логическую схему ( кластер) по заданной теме.

По одному человеку от группы выходят к доске и комментируют составленные схемы, закрепив листы ватмана на доске (если у присутствующих есть вопросы, задают их). Учащиеся переносят логические схемы в свои тетради.

5.Давайте вернёмся к притче, с которой я начала наш урок. Подумайте, какое отношение к труду у каждого строителя?

( 1) принудительное, 2) как средства к существованию, 3) как сопричастность к чему-то важному)

6. Осознанные работниками потребности стимулируют их поведение. Различают 2 вида мотивов: материальный и нематериальный. Первый заключается в интересе к денежным или иным материальным ценностям. Ко вторым можно отнести потребности в общении, самореализации, знаниях и т.д.

7. Этап применения знаний на практике. А теперь давайте рассмотрим трудовую деятельность на примере профессии — учителя.

Вопросы к классу:

- Кто является субъектом, а кто объектом в профессиональной деятельности учителя?

- Какова цель этой деятельности?

- Какие средства труда возможно здесь использовать?

- От чего зависит конечный результат труда врача?

Читайте также: