Конспект логопедического занятия животные жарких стран средняя группа

Обновлено: 05.07.2024

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Задачи:

Коррекционно — образовательные: актуализировать знания детей о животных жарких стран; упражнять детей в согласовании притяжательных прилагательных с существительными; формировать у детей умение употреблять дательный и родительный падеж имен существительных, упражнять детей отвечать на вопросы логопеда;

Коррекционно — развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие, связную речь, развивать общую и мелкую моторику, плавный длительный выдох; совершенствовать мыслительные процессы;

Коррекционно — воспитательные: воспитывать коммуникативные навыки.

Оборудование: игрушки по теме занятия: жираф, крокодил, бегемот, слон, носорог, фишки для звуко-буквенного анализа, ароматические баночки

Ход занятия:

Сегодня мы отправимся в зоопарк, а кого мы там увидим, вы узнаете, отгадав загадки.

Он ходит, голову задрав, не потому, что важный граф, не потому, что гордый нрав, а потому, что он. (жираф).

По реке плывет бревно. Ох и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит. (крокодил).

Когда он в клетке, то приятен, на шкуре много черных пятен. Он хищный зверь, хотя немножко, как лев и тигр, похож на кошку (леопард).

Он в трубу свою дудит и как дом большой бежит. (слон).

Кто имеет один рог? Отгадайте… (носорог). Все – носороги. Много носорогов.

В жаркой Африке живёт, отрастил большой живот. Чтобы от жары укрыться, забирается в водицу (бегемот).

А теперь мы превратимся в некоторых животных и изобразим их.

  • Бегемот разинул рот, булку просит бегемот.
  • Жираф жует листочки.
  • Обезьянки качаются на лианах.
  • Зебры резвые лошадки –бойко скачут по площадке.

Дыхательная гимнастика, элемент ароматерапии.

Эти животные живут в жарких странах и там растет много экзотических растений. Чувствуете, какой здесь особенный воздух? Давайте подышим правильно. (Дети выполняют дыхательное упражнение: носом вдох, а выдох ртом.)

развитие слуховой памяти и внимания, пространственного восприятия и грамматического строя.

Дети выполняют действия по заданию логопеда: поставь слона между тигром и бегемотом; жирафа справа от носорога…

Кого нет? жирафа, крокодила, тигра, слона, бегемота.

В зоопарке наступило время кормления. Чтобы узнать, сколько еды нужно животному – поделите его название на слоги. Кому дадим мясо, траву, бананы?

Лев, жираф, верблюд, носорог, бегемот, крокодил, тигр, слон, зебра, горилла.

1. Уточнение представления детей о диких животных жарких стран.

2. Обогащение и активизация словаря по теме.

3. Закрепление навыка образования притяжательных прилагательных.

4. Формирование навыка выделять самый существенный признак предмета.

5. Закрепление навыка согласования имен существительных с числительными в роде, числе, падеже.

6. Развитие общей моторики, координации речи с движением.

7. Развитие внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед раздает детям разрезные картинки с изображением диких животных жарких стран (из 6-8 частей).

Л о г о п е д. Перед вами лежат картинки. Соберите их и узнайте, какие животные заболели! Дети выполняют задание.

Л о г о п е д. Поднимите руки те, у кого получились травоядные животные жарких стран. Давайте назовем их (бегемот, слон, жираф, носорог.). У кого были хищники? Назовите их (тигр, пантера, лев, гепард.).

II. Основная часть.

Логопед приносит чудесный мешочек, в котором лежат фигурки диких животных.

Л о г о п е д. Сейчас вы возьмете по одной фигурке дикого животного. никому не показывайте ее. Вы должны назвать только один признак этого животного, который отличает его ото всех остальных. А другие дети догадаются, какое у вас животное (у этого животного длинная шея; у этого животного черно-белые полоски; это животное прыгает по деревьям.).

Логопед объясняет условия игры. Просит детей построиться в шеренгу.

Л о г о п е д. Я буду бросать мяч и называть одно животное. Вы ловите мяч и называете много животных. Например. Тигр - тигры. ЛевЗебраКрокодилСлон – и т. д.

Л о г о п е д. Дети, Доктор Айболит забыл, что у какого животного болит! Давайте напомним ему! Баня, у жирафа болит голова. Чью голову будет лечить Айболит? (жирафа) У слона болят уши. Чьи уши вылечит доктор? И т. д.

Л о г о п е д. Бы хорошо справились со всеми заданиями! Доктор Айболит вылечил животных! Давайте скажем, сколько и каких животных вылечил доктор Айболит! (Логопед заранее положил на столы детей картинки с изображениями разного количества животных.) (Доктор Айболит вылечил пять слонов и двух слонят.)

Л о г о п е д. Доктор Айболит захотел сфотографировать тех животных, которые встретились ему на пути. Но он плохо умеет фотографировать! И его фотографии получились нечеткие. одни лишь контуры! Давайте догадаемся. каких животных пытался сфотографировать Айболит! (Айболит сфотографировал тигра.)

Л о г о п е д. А теперь давайте заштрихуем изображения. Дети, кому достались фото травоядных животных, штрихуют их горизонтальными линиями. А у кого хищники - вертикальными.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. О чем мы говорили сегодня на занятии? В какие игры играли?

Оценить 3313 0

совершенствование грамматического строя речи: образование сложных существительных, образование причастий;

развитие связной речи через умение передать содержание придуманных детьми сказок;

развитие внимания, памяти, зрительного гнозиса;

воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества.

Предварительная работа: расширение словаря, совместное составление плана сказки; придумывание сюжета, интриги сказки; сочинение сказок с родителями по плану, предложенному учителем-логопедом на заданную тему,

– Ребята, к нам на занятие пришёл Незнайка. Он собирается отравиться в жаркие страны и просит нас рассказать ему, какие животные жарких стран там обитают. У вас лежат разрезные картинки животных жарких стран. Соберите их и тогда на доске появятся их изображения. (Приложение 1)

Картинки диких животных появляются, сопровождая загадками:

Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей,
И питается он листьями –
Листьями деревьев.

Этот зверь раскрашен броско
В чёрно-белую полоску.
Под степным высоким небом
В Африке пасутся…

Бегемотик-бегемот
Припеваючи живёт.
Ну а если рот закрыт?
Значит бегемотик сыт.

Очень много силы в нём,
Ростом он почти что с дом
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос

Уж очень вид у них чудной:
У папы – локоны волной,
А мама ходит стриженой.
На что она обижена? (Лев, львица)

– Итак, сегодня на занятии мы будем говорить о животных жарких стран.

2. Незнайка предлагает вам помочь ему назвать семьи животных жарких стран:

У каждого ребёнка на столе лежит картинка:

1-й ребёнок: Лев, львица, львёнок, львята.
2-й ребёнок: Тигр, тигрица, тигрёнок, тигрята.
3-й ребёнок: Жираф, жирафа, жирафёнок, жирафята.
4-й ребёнок: Слон, слониха, слонёнок, слонята.
5-й ребёнок: Медведь Панда, медведица Панда, медвежонок Панда, медвежата Панда.

– Теперь Незнайка знает, как называются члены семьи животных жарких стран.

– Слон какой? (Огромный, могучий, здоровенный, гигантский, сильный, большой, большеухий, длинноносый, спокойный, выносливый, травоядный)
– Зебра какая (Чёрно-белая, быстрая, ловкая, красивая, гривастая, короткошерстная, травоядная)
– Бегемот какой? (Большой, толстый, коротконогий, малоподвижный, ленивый, большеголовый, травоядный)
– Жираф какой? (Высокий, пятнистый, длинноногий, спокойный, длинношеий, травоядный)
– Лев какой? (Лев сильный, большегривый, злой ,ленивый, грозный, хищный)
– Незнайка понял, что слон, зебра, бегемот и жираф – травоядные животные жарких стран. Объясните ему, что значит травоядные?
– А лев – хищное животное. Что это значит? (Это значит, что лев питается мясом)
– Ребята, Незнайка запомнил много новых и сложных слов: большеухий, коротконогий, длинношеий, малоподвижный, чёрно-белая.

– Кенгуру что делает? (Кенгуру прыгает по полю.)
– Кенгуру что делает? Кенгуру какой? (Кенгуру, прыгающий по полю)
– Бегемот что делает? (Бегемот купается в воде.)
– Бегемот какой? (Бегемот, купающийся в воде)
– Лев что делает? (Лев грызёт кость.)
– Лев какой? (Лев, грызущий кость)
– Слон что делает? (Слон пьёт воду.)
– Слон какой? (Слон, пьющий воду)
– Жираф что делает? (Жираф срывает листья.)
– Жираф какой? (Жираф, срывающий листья)

5. Физ минутка

По саванне мы идём.
Путь далёк, далёк наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под пальмой посидим.
Посидим, отдохнём,
На занятие пойдём.

Читает стихотворение:

Я сказочник, я сказочник,
Я сказочник Мерлин!
Художник самых красочных
И праздничных картин!
Я палочкой прекрасною,
Волшебною взмахну
И сказку африканскую
Показывать начну
А сказка не простая:
Она про чудеса,
Про льва,
Про жирафёнка,
Про зебру и слона.

– Мы с вами сейчас поможем оживить картину, которую принёс сказочник. Вы сочинили сказки про животных жарких стран. О ком из зверей расскажете, тот и появится на картине.

Почему у слона длинные уши?

В стародавние времена у слонов были маленькие уши. Слон по имени Яшка любил наблюдать за птицами. Ему очень захотелось летать самому.
Он закрывал глаза и начинал махать ушами, представляя, что парит над облаками. Яшку увлекало это занятие и он часами мог размахивать ими.
Его уши увеличились до гигантских размеров. С тех пор у всех слонов большие уши, которыми они отмахиваются от насекомых и охлаждаются в жару.

Почему у жирафа длинная шея?

Однажды, в субботнее утро жирафёнок потерял своего друга. Ослик очень любил апельсины и уснул на маленьком апельсиновом дереве.
Дерево за ночь выросло, и ослик оказался высоко над землёй. Жирафёнок пошел на поиски друга и увидел, что произошло.
У жирафят в те времена шея не была длинной. Жирафёнок сильно старался помочь ослику. Он стал тянуться к нему, шея потихоньку вытягивалась вверх.
Друзья радовались счастливой встрече. С тех пор у всех жирафов шея длинная.

Почему зебры полосатые?

Давным-давно зебры не были полосатыми. Стояла сильная засуха. Засушливое время кончилось и пошёл сильный ливень, который продолжался долгое время. Образовались реки, озёра и моря. И вот одной зебре очень захотелось стать капитаном дальнего плавания. Она надела черно-белую тельняшку и отправилась в путешествие. Ей так понравился этот наряд, что она его не снимала. С тех пор все зебры стали полосатыми.

Отчего у льва длинная грива?

Однажды в саванне наступила сильная жара. Львы тогда носили длинную и густую шерсть, которая покрывала всё тело. Обезьяна открыла парикмахерскую. Лев был первым клиентом. Обезьяна начала стричь льва. Волосы были очень густыми и поэтому стрижка затягивалась. Мастеру приходилось менять несколько ножниц. Прошло четыре часа. Терпению льва пришёл конец. Он посмотрел на себя в зеркало: тело льва было покрыто короткой шерстью, а грива и кисточка хвоста оставались прежними. С тех пор все львы - длинногривые.

– Посмотри, Мерлин, твоя картина ожила. Сказки ребят помогли появиться на ней животным.

7. Итог занятия


Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Формировать навыки составления рассказа – описания по картине.

Закреплять представление детей об Африке и африканских животных.

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток, артикуляционных упражнений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать любознательность, отзывчивость.

Оборудование: картинки с изображением животных из жарких стран, детские игрушки по теме, доска, письмо.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказок, рассказов, лепка, рисование, конструирование, выкладывание.

Содержимое разработки

Цель: развитие связной речи, расширение словарного запаса у дошкольников.

Формировать навыки составления рассказа – описания по картине.

Закреплять представление детей об Африке и африканских животных.

Сохранять и укреплять физическое здоровье детей через выполнение физкультурных минуток, артикуляционных упражнений.

Развивать память, внимание, логическое мышление.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Воспитывать любознательность, отзывчивость.

Оборудование: картинки с изображением животных из жарких стран, детские игрушки по теме, доска, письмо.

Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение сказок, рассказов, лепка, рисование, конструирование, выкладывание.

- Я сегодня утром получила письмо. Вы хотите узнать, что там написано?

- Ребята, от кого пришло письмо? Что случилось с животными? Поможем доктору Айболиту?

2. Артикуляционная гимнастика.

А, чтобы нам красиво и правильно отвечать на вопросы, нам нужно подготовить наши ротики.

Артикуляционная гимнастика

Рот по шире открываем, в бегемотиков играем,
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

Губки в трубочку сложи-

Хоботок свой покажи.

Загадки Доктора Айболита .

У всех стало весёлое настроение, теперь садитесь поудобней и слушайте внимательно загадки от доктора Айболита.

У него большие ушки,

Длинный хобот носит он.

Он силен, и добродушен,

Потому что это… (слон) Выставляется картинка

- Какие слова помогли вам догадаться?

-Зачем слону такие большие уши?

Энергично взмахивая ушами, слон спасается от перегрева, т.е. себя охлаждает и ещё благодаря таким ушам он очень хорошо слышит.

У слона толстые ноги, большие широкие уши, небольшой хвост, а самое удивительное – это хобот. Им слон всё делает, как рукой.

4. Загадка про жирафа:

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

( жираф) Выставляется картинка

- Сейчас нам Настя прочитает стихотворение про это красивое животное.

Посмотрите, что за диво!

Ах, какой жираф красивый!

Весь пятнистый, очень модный,

Ходит важно он и гордо.

На соседей словно граф

Свысока глядит жираф.

Рассматривание иллюстраций с изображением жирафа. Дети описывают внешний вид жирафа.

Какой жираф? (Высокий, длинный, пятнистый, ростом в двухэтажный дом).

Что у него на голове? (Маленькие ушки, смешные рожки).

Для чего жирафу длинная шея? (Чтобы легко доставать листочки с деревьев; увидеть приближающегося льва).

Жирафы приготовили вам интересную игру. Они хотят посмотреть, какие вы внимательные, поэтому слушайте внимательно и повторяйте движения игрового массажа.

У жирафов – пятна, пятна, пятна, пятнышки везде

На лбу, на ушах, на шее

Есть на носу, на животе, коленях и носках.

(показывают части тела).

-Какие интересные животные живут в Африке: пятнистые, с длиной шеей, с большими ушами. А сможете узнать животное по описанию?

- Слушайте внимательно, Соня опиши

У неё есть копыта, грива, хвост. Она хорошо бегает. У неё сильные ноги. У этой лошадки одежда в полос ку. Выставляется картинка

1 Что есть у зебры?

2 Какие ноги у зебры?

Все зебры отличаются друг от друга. У всех у них полоски располагаются по-разному. У зебр есть полоски даже на гриве и на хвосте.

7.Чистоговорка.

Ащ-ащ-ащ- у зебры полосатый плащ.

Произносят вместе. ( Сидя)

Произносят по группам – у кого лучше получится. ( Стоя)

А у зебры есть полоски, полосочки везде.
На лбу,на ушах, на шее, на носу,
На боках, на животе, на коленях и ногах.

9.Рассказы детей о понравившемся животном.

А теперь я хочу послушать ваши рассказы о понравившемся вам животном. Выходите сюда, берите игрушку и рассказывайте о нём.

-Ребята, а где вы видели живых слонов, жирафов, зебр?

(Высказывания детей из личного опыта: в цирке, зоопарке…)

Родина этих животных-Африка . Послушайте, пожалуйста, стихотворение про Африку. (Кира)

А в Африке, а в Африке
Нет снега и пурги.
А в Африке, а в Африке
Не носят сапоги.
А в Африке, а в Африке
Лишь солнце и жара
И не несётся в Африке
На санках детвора.

-Ребята, а в Африке есть снег?

-А там тепло или холодно?

Вот такая жаркая Африка, такая далекая и такая необччная, где живут самые интересные животные.

11. Рефлексия

-О ком мы сегодня говорили?

Вы сегодня очень хорошо отвечали, этим помогли Доктору Айболиту вернуть всех животных домой. (Звонок от Д. Айболита)

- Ребята, от кого пришло письмо? Что случилось с животными? Поможем доктору Айболиту?

Артикуляционная гимнастика

Рот по шире открываем, в бегемотиков играем,
Закрывать его нельзя, до пяти считаю я.

Губки в трубочку сложи-

Хоботок свой покажи.

-Представим, что нам в рот залетела самая

нас­тоящая смешинка, и нам всем вдруг стало

весело-весело.Прищуриваем глаза, растя-

гиваем губы в радостной улыбке и, нажав

указательным пальцем на «хохотатель-

Весёлые мартышки

Мы весёлые мартышки Дружно прыгнем к потолку.

Мы играем громко слишком, Ручки поднесём к виску.

Мы в ладоши хлопаем, Оттопырим ушки

Мы ногами топаем. Хвостик на макушке!

Надуваем щёчки, Шире рот откроем.

Скачем на носочках Гримасы всем состроим:

Язычки покажем! Все с гримасами замри!


Проект "Путешествие в Африку"

Ромашова Елена Анатольевна, старший воспитатель

Разделы: Работа с дошкольниками


Техническое творчество дошкольников средствами LEGO – конструирования

Схема реализации проекта в рамках образовательного пространства МДОУ № 25 “Дельфиненок” г. Миасс:

Тематика блока: “Мир вокруг нас”.

Название проекта: “Путешествие в Африку”.

Вид проекта: творческий, подгрупповой.

Участники проекта: дети подготовительных групп “Улыбка” и “Лесная сказка”.

Возраст детей: 6-7 лет.

Взаимодействие педагогов и родителей:

Педагог LEGO – конструирования Ромашова Елена Анатольевна.

Воспитатель группы “Улыбка” Попова Галина Геннадьевна.

Воспитатели группы “Лесная сказка” Лановская Надежда Евлампиевна и Шляхтина Светлана Михайловна.

Билиотекарь детской библиотеки Ларина Галина Алексеевна.

Родители детей подготовительных групп “Улыбка” и “Лесная сказка”.

Продукт детской деятельности: проект “Путешествие в Африку”, техническое творчество дошкольников средствами LEGO – конструирования.

Сроки реализации: 1 месяц.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Формулирует проблему (цель).

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Дополнение задач проекта.

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность

Объединение в рабочие группы.

Оказывает практическую помощь (при необходимости)

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Формирование специфических знаний, умений, навыков.

Подготовка к презентации проекта. Презентация.

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представление (зрителям или экспертам) продукта деятельности.

Предварительная работа:

Ознакомление с художественной литературой по теме “Африка”

Просмотр мультфильмов “Король Лев”, “Катерок”, “Крошка Енот”, “Доктор Айболит” и др.

Просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме “Африка”

Составление описательных рассказов и заучивание стихов о животных – обитателях Африки.

Домашнее задание: вместе с родителями нарисовать любое африканское животное и придумать про него сказку. Оформить детскую книжку-малышку.

Выставка африканских игрушек-животных.

Дидактические настольные игры: “Кто, где живет?”, “Где, что растет?”, “Обитатели жарких стран”

Рисование животных, обитающих в Африке.

Прослушивание музыкальных произведений народов Африки и знакомство с детскими песенками про Африку, людей и животных, проживающих на этом континенте.


Тема проекта: “Путешествие в Африку”

Цели проекта: дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Африки; формировать представления о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания; использовать конструкторы LEGO для постройки животного мира континента.

Материалы к проекту: глобус или географическая карта, схемы – подсказки с изображением фауны Африки, иллюстрации с изображением флоры Африки, оборудование к опыту.

Итоговое занятие проекта “Путешествие в Африку”

1. Вступление.

- Дети, предлагаю совершить одно путешествие. Куда же мы отправимся?

Доплывем до Занзибара,

Поплутаем по Сахаре,

Погуляем с Гиппопо по широкой Лимпопо.

- Догадались, куда мы совершим путешествие? В Африку! Попробуйте сами найти ее на глобусе. Сделать это не сложно. Изображая на глобусе Африку, использовали много желтого цвета. Нашли Африку.

- Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. В Африке много пустынь.

- Что такое пустыня, как вы думаете? Пустыня от слова пусто, пустынно. Посмотрите (иллюстрация), земля в пустыне покрыта золотисто-желтым песком, мягкой рассыпчатой пылью, темными камнями. Там очень мало растений, почти нет животных.

- Как вы думаете, на чем мы можем добраться до Африки? Можно лететь на самолете, а можно на пароходе через море.

2. В пустыне Сахара.

На спине своей всегда носит горб он или два.

И в пустыне ходит всюду, все зовут его … (Верблюдом).

Верблюда называют “кораблем пустыни”. Почему? Движения у него плавные, как у корабля. Верблюды перевозят тяжелые грузы, людей. Это очень сильные и выносливые животные. Почему не жарко им в пустыне? Длинная густая шерсть защищает верблюда от палящих солнечных лучей. (Опыт с зажженной лампой, чтобы не обжечь руку между лампой и рукой поставить экран, например, кусок меха). На ногах у верблюда широкие мозоли, чтобы ноги не проваливались в песок. (Опыт с песком: в емкость насыпать песок или манку, взять острый карандаш, попробуйте “пройтись” по песку на каблуках (острие карандаша) и на широкой подошве без каблука (обратная сторона карандаша). Заметили, острые каблучки проваливаются в песок, а широкие подошвы – нет. В природе нет ничего случайного, поэтому и мозоли у верблюда на ступнях - широкие. Перед тем как отправится в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. В горбу верблюда находятся жир и вода, он будет расходовать их в переходах по пустыне. Жарко в пустыне! Так жарко, что иногда можно поджарить яичницу на раскаленных солнцем камнях. Очень хочется отдохнуть где-нибудь у воды, в тени. Вдруг посмотрите небольшое озеро, по берегам которого растут пальмы (иллюстрация). Это оазис. Отдохнем здесь.

Физминутка: “Чунга-чанга” (дети танцуют, имитируют купание)

3. Отправляемся дальше в путь.

саванна (иллюстрация). На глобусе саванна зеленого цвета.

- Чем покрыта земля в саванне? Травой. Она здесь всегда густая: желтая, сухая, когда нет дождя, и зеленая сочная после дождей. Погуляем по саванне, понаблюдаем за ее обитателями.

-Что за зверь рычит (иллюстрация)? Это царь зверей – лев. Где же он, почему его не видно? Цвет шерсти помогает льву быть незаметным среди желтой, сухой травы. Почему льву важно быть незаметным? Он хищник, он выслеживает добычу. Его добычей становятся зебры, жирафы, антилопы, газели (иллюстрации). В саванне очень трудно спрятаться – там нет густых зарослей. Как же животные спасаются от хищников? Зебры, газели, антилопы очень быстро бегают. Львы нападают, главным образом, на слабых, больных животных, они оберегают здоровых животных от болезней.

В саванне живет самое высокое животное на земле. Кто это? Жираф. У него длинные ноги, длинная шея. Он высотой с двухэтажный дом и достает до самых верхушек высоких деревьев, срывая листья. Самое любимое лакомство жирафа – листья акаций. Рядом с жирафом часто пасутся зебры, антилопы, страусы. Чем привлекает их жираф? Высокий рост, чуткие уши и зоркие глаза помогают ему увидеть приближающегося хищника и объявить тревогу. Глаза у жирафа так посажены, что, не поворачивая головы, он видит все вокруг.

В Африке живет самая крупная птица в мире. О ней говорят:

И петь не поет, и летать не летает…

За что же народ его птицей считает? (Б.Заходер)

Это страус. Он не умеет летать. Почему же его считают птицей? У страуса есть крылья, правда служат они лишь украшением. На голове, как и у всех птиц, - клюв. Страусы, как и все другие птицы, откладывают яйца, из которых вылупляются птенцы. Страус очень прожорлив. Его еда – это растения, ягоды, зерна. У страуса есть враги. Как спастись ему от них (внимательно рассмотрите страуса)? О грозящей опасности страус узнает своевременно, благодаря большим зорким глазам, причем длинная шея играет здесь роль сторожевой башни. У страуса длинные и очень сильные ноги, на которых он бегает так быстро, как лошади. Страус – птица сильная и задиристая, заметив опасного зверя, он порой сам бросается ему на встречу. Удар ноги страуса такой же сильный, как удар ноги лошади.

В саванне есть небольшое озеро. Это водопой. ( Детский бассейн с водой) Там собираются все животные саванны, чтобы напиться, искупаться.

Физминутка: “Водопой”. ( Дети показывают, как пьют львы, зебры и антилопы, жирафы, слоны).

Вдруг из воды показались глаза, уши и ноздри огромного зверя. Это бегемот. Пасть у бегемота огромная, клыки достигают 65 см в длину (показать на линейке). Особенно большие клыки на нижней челюсти. Этой челюстью он набирает водоросли со дна, как ковшом экскаватора. Детеныши бегемота часто восседают на спинах своих родителей, как на серых мокрых скалах. А если мать поплывет – маленький бегемот стоит на ней как капитан на капитанском мостике.

4. Наше путешествие по Африке продолжается.

Что еще мы видим на глобусе? Куда дальше отправимся? Всеми оттенками коричневого цвета изображены горы. Они возвышаются посреди открытого, ровного пространства. Это Килиманджаро (показ на глобусе, иллюстрации). Вершина горы увенчана снегами и ледниками. Высокая, гордая, со сверкающими снежными вершинами, гора выглядит совершеннейшим чудом природы. С гор бегут полноводные ручьи, дающие живительную влагу растениям. На склонах горы растут бананы, киви, манго, мандариновые и кофейные деревья.

5. Полюбовались горами, отправляемся дальше к реке Лимпопо.

Это широкая, очень красивая река. Где начинается река? (Глобус) Куда несет свой воды? (Глобус)

По берегам реки растут лимонные и апельсиновые деревья, кокосовые пальмы. В этой корзине тропические плоды: лимоны, апельсины, ананасы, кокосы и др. Узнаем их на ощупь, завязав глаза.

6. Практическая часть: составляем африканский ландшафт.

Фон – ватман, разукрашенный гуашью;

Горы – мятая цветная бумага;

Реки – толстые синие нити;

Животные – постройки конструктора LEGO.

Дети выбирают постройку, объясняют по схеме-подсказке этапы строительства, рассказывают стихотворение или исполняют песню о своем животном.

Дети выбирают постройку, объясняют по схеме-подсказке этапы строительства, рассказывают стихотворение или исполняют песню о своем животном.


Лучшие качели - гибкие лианы,
Это знают с детства даже обезьяны.
Кто на них качается, да, да, да,
Тот не огорчается никогда.


Автор : Хомутская Елена Николаевна,

Тип занятия : Занятие по развитию лексико-грамматических средств языка с детьми с общим недоразвитием речи, второй год обучения (подготовительная группа).

Форма занятия : Подгрупповое логопедическое занятие в условиях логопедического пункта.

Коррекционно-образовательные цели :

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, речевого слуха, фонематического восприятия, развитие голоса и интонации, навыков слогового анализа, тонкой моторики, координации речи с движением, эмоций, воображения, мышления, памяти.

Воспитательные цели:

Воспитание доброжелательности, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности.

Оборудование:

Использование современных технологий:

Ход занятия

1.Организационный этап. (Объявление темы занятия. Создание эмоционального положительного фона).

Логопед приглашает детей в кабинет, на столах расставлены игрушки – животные жарких стран, звучит запись звуков джунглей, а потом отдельных голосов животных жарких стран.

Логопед читает стихотворение:

В жарких странах носороги

Просто ходят по дороге.

Мокнут в речке бегемоты.

Львы выходят на охоту.

Зебры, жители саванны.

И тропические птицы…

Есть чему тут подивиться! (В. Нищев).

Мы с вами оказались в джунглях. Посмотрите, сколько вокруг животных. Назовите их. А чьи голоса вы сейчас слышали?

Ответы детей: Я слышал, как трубил слон. А я слышал рычание тигра. Мне слышалось рычание льва. Были слышны крики обезьяны.

Логопед выключает проигрыватель и приглашает детей подойти к мольберту.

II. Основной этап:

Логопед. Раз уж мы оказались в джунглях, давайте расскажем о животных, которые гуляют вокруг нас. Вспомните план рассказа

Дети: Нужно назвать животное, а потом описать его, рассказать какое оно по размеру, какого цвета, какие особенности внешнего вида можно у него отметить, как называются его детеныши, чем оно питается.

Логопед. Правильно. Подумайте одну минуту и начинайте рассказывать по очереди. Старайтесь говорить четко и красиво, правильно произносите звуки.

Два ребенка составляют рассказы, остальные дети могут составить рассказы в вечерний отрезок времени.

Логопед вновь привлекает внимание детей к плакату.

Логопед. Продолжаем наблюдать за животными. Смотрите на них внимательно и слушайте мои вопросы и задания. Перечислите животных, в названии которых есть звук Р.

Дети. Жираф, тигр, носорог, зебра, крокодил.

Логопед. Есть ли здесь животные, в названии которых есть звук С?

Дети. Носорог, слон.

Логопед. Теперь назовите животных, в названии которых есть звук Л.

Дети. Слон, крокодил.

Логопед. Разделите название животных на слоги. Слова из одного слога нужно закрыть листочком с одной полоской, слова из двух слогов – листочками из двух полосок, слова из трех слогов – листочками с тремя полосками, из четырех – листочками из четырех полосок.

Дети выполняют задания и комментируют свои действия.

В слове тигр один слог.

В слове жираф два слога.

4. Пальчиковая гимнастика. (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением).

Где обедал воробей? (Машут перекрещенными ладошками).

В зоопарке у зверей. (Ладошками изображают раскрывшуюся пасть.)

(Далее на каждое название животного выполняют массирующие движения каждого кончика пальца).

Пообедал я сперва

За решеткою у льва.

Подкрепился у лисицы,

У моржа попил водицы,

Ел морковку у слона,

С журавлем поел пшена.

Погостил у носорога,

Отрубей поел немного.

Побывал я на пиру

У хвостатых кенгуру.

Был на праздничном обеде

У мохнатого медведя.

А зубастый крокодил

Чуть меня не проглотил. (Опять изображают раскрывшуюся пасть).

Логопед приглашает детей к компьютеру посмотреть презентацию.

У жирафа длинная шея, а у бегемота…

У обезьяны тонкий хвост, а у тигра…

У слона большие уши, а у зебры ..

У бегемота широкая спина, а у зебры….

Логопед. Сейчас мы поиграем с вами в игру. Животные спрятались, но вы можете видеть их лапы, хвосты, копыта. Рассмотрите карточки и расскажите части тела какого животного вы видите.

Дети. Я вижу крокодилий хвост, крокодильи лапы, крокодилье туловище.

Я вижу обезьянью голову, лапы, хвост.

Я вижу слоновье туловище, лапы, хвост, голову.

А я вижу тигриные лапы, туловище, голову.

Логопед предоставляет каждому ребенку возможность ответить не менее двух раз. А потом предлагает собрать животных из частей.

Логопед приглашает детей за столы, где лежат трафареты и карандаши.

Логопед. Выберите по одному силуэту, а потом заштрихуйте его простым карандашом прямыми вертикальными линиями, расположенными очень близко друг к другу. Постарайтесь выполнить задание быстро и аккуратно.

Дети выполняют задание. Логопед предлагает им определить того, кто выполнил задание быстрее и аккуратнее всех.

Логопед просит детей рассказать чем защищаются животные, когда на них нападает другое животное (копытами, рогом, лапами, бивнями).

Логопед показывает какие-либо движения, а дети их повторят, затем дети придумывают движения сами: мартышку-кривляку, ленивого льва, грозного льва, крокодила, гиппопотама, злого шакала.

Логопед. Отлично, вы справились с этим заданием.

А теперь давайте покажем голосом как рычит тигр (громко, низким голосом) и как рычит тигренок (тихо, высоким голосом).

Дети выполняют задание.

III. Заключительный этап (оценка работы детей).

Логопед предлагает детям вспомнить, в какие игры они играли, какие задания выполняли, что им было интересно делать. Можно предложить детям оценить работу друг друга.

Затем логопед оценивает работу каждого ребенка (Вася сегодня лучше всех составил рассказ, Петя – лучше всех заштриховал слона, У Иры лучше всех получился грозный лев и т.д.). Каждому ребенку логопед вручает картинку с силуэтом игрушечного слоника, чтобы дома выполнить штриховку животного вместе с родителями.

Читайте также: