Развитие речи наблюдение над изобразительными возможностями языка конспект урока 1 класс

Обновлено: 06.07.2024

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Целевой план действий для учащихся:

-развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

-активизировать творческие способности учащихся

ВложениеРазмер
Конспект урока по теме:«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Набл 41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.

Целевой план действий для учащихся:

-развивать аналитическое и образное мышление, умение выделять главное, обобщать, развивать фантазию

-воспитывать ответственность, добросовестное отношение к выполняемой работе

-активизировать творческие способности учащихся

а) входной контроль

-Из чего состоит наша речь?

-Из чего состоят предложения?

-Из чего состоят слова?

-Из чего состоят слоги?

б) объяснение нового материала ( лекция с элементами беседы (адаптирование для всех) )

Сегодня мы повторим знания о звуках и буквах, научимся отличать звуки от букв.

Рассмотрите рисунок. Герои какой сказки на нем изображены? Составь по рисунку предложения о лисе и произнесите его. Сколько в нем слов? Кто изображен на рисунке, кроме лисы? Ответьте одним словом.

Из каких звуков состоит слово-ответ? Произнесите это слово.

Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим, пишем, читаем.

В русском языке существуют определенные обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках.

Прочитай. Какая буква заблудилась?

Врач напомнил дяде Мите:

- Не забудьте об одном:

Десять цапель перед сном.

Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.

Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют свое место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

в) закрепление нового материала

Цель: закрепить теоретический материал лекции.

Методический комментарий для учащихся : собери из букв слова – названия животных. Запиши их.

емдевьд ацукин фриаж

Цель: закрепить теоретический материал лекции

Методический комментарий для учащихся : прочитайте слова. В каждом из них найдите спрятавшееся слово.

Волк, удочка, полк, мрак,

Коса, зубр, укол, щель,

Столб, уточка, хлев

Цель: закрепить теоретический материал лекции

Методический комментарий для учащихся : составьте слова, изменяя порядок букв в слове.

Кукла - …, маяк - …, лапка - .

Парк - …, кот - …, нос - …,

Марка - …, нора - …, пила - …

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

Сегодня на уроке я узнал/а…

Самым интересным для меня было…

Методический комментарий для учащихся :

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

Сегодня на уроке я узнал/а…

Самым интересным для меня было…

Методический комментарий для учащихся :

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока, научить ясно и логично высказывать свою точку зрения.

Сегодня на уроке я узнал/а…

Самым интересным для меня было…

Методический комментарий для учащихся :

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект урока "Сочетания букв ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков"

УМК "Перспективная начальная школа".


Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков

презентация к уроку.



Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку

Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв.


Цели: формирование умений отличать буквы от звуков, соотносить количество звуков и букв в слове.



Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи урока:

- знакомить с научной и разговорной речью;

-повторить приём развёрнутого толкования, помогающий установить словообразовательные связи между словами;

-повторить разделительный мягкий знак;

Организационно – мотивационный этап.

Цель: организовать направленное внимание на начало урока.

У: - Здравствуйте ребята.

Прозвенел уже звонок,

Сядьте тихо и неслышно,

И скорей начнём урок.

Будем мы писать, трудиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

Цель: выявить систему опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала обучающимися; фиксировать на экране необходимые понятия, формировать способность к работе с оглавлением учебника.

1. Работа по учебнику. С.153

У: - Итак, начинаем наш урок русского языка. Сегодня на уроке мы будем с вами исследователями. Нам предстоит интересная и увлекательная работа. (слайд 1)

Ребята, найдите страницу в учебнике, на которой будем сегодня работать.

- Назовите номер страницы?

У: - Ребята, назовите номер урока?

Д: - Урок номер 47.

У: - Правильно.

У: - Кто знает, какая рубрика начинает наш урок?

У: - Правильно.

- Выполним упражнение1. Прочитайте задание. (слайд 2)

2.Работа по учебнику.

Упражнение 1 (речь) — наблюдение за различными типами речи на основе сравнения приведённых высказываний. Выполняется фронтально. Текст и вопросы к тексту читает учитель. Ученики должны прийти к выводу сами.

Упражнение 1. Прочитай два текста.

— Снег — снегирь. Догадалась.

— К нам со снегом прилетают?!

2. Снегирь. Птица размером с во­робья, с чёрной шапочкой, красной грудкой или щёчками. Гнездится на деревьях в лесах. Кормится ягодами. В России встречаются три вида: обык­новенный снегирь, уссурийский сне­гирь, серый снегирь.

-Что мы будем выполнять? Как? Зачем?

- Как ты думаешь, какой текст взят из разговорной речи, а какой — из книжной? Почему вы так думаете? В каком тексте даётся на­учная, то есть точная, верная, ин­формация о птице? Какую информацию мы узнаём из первого текста? Из второго?

Птица названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.

-Получите ключ от тайны языка. Чем отличается разговорная речь от научной? Прочитайте. В научной речи не всегда понятно, как образовано слово.

Устной разговорной речью ты пользуешься, когда общаешься в обычных для тебя ситуациях: дома, по дороге в школу, на уроках, с родителями и друзьями. Научная речь, как правило, письменная. С её помощью даётся научная, проверен­ная информация о нашем мире.

Давайте сформулируем тему нашего урока. (Научная и разговорная речь. Образование слов) (слайд 4)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какие цели урока? (по знакомимся с научной и разговорной речью , узнаем, чем они отличаются, где используются эти тексты, будем учиться работать в группах)

- Можно ли утверждать, что слова снег и снегирь имеют общую часть снег-?

3. Словарная работа.

У: -Давайте дадим точное определение слова снегирь. Прочитает значение этого слова в словаре Ожегова … (слайд 5)

(Небольшая певчая птичка из отряда воробьиных, серая, с красной грудью)

-Выполним упражнение 4. Что мы будем выполнять? Как? Зачем?

- Давайте запишем эти слова в тетрадь - снегирь- снег, снежный. Выделим общую часть- корень. (слайд 6)

Физкультминутка. Упражнения для кистей рук.(слайд 7)

- 1,2,3 (хлопаем в ладошки 3 раза)

– Слушай (показываем руками на уши) - и смотри ( показываем руками на глаза)

- 3,2,1 (хлопаем в ладошки 3 раза)

- Мы начнём сейчас! (круговые движения кистей)

- Положите правильно тетрадь.

-Покажите, как правильно нужно сидеть при письме. На следующей строчке, запишите слова с маленькой буквы.

У: - Написание какой буквы можно проверить? Подберите проверочные слова.

У: -Выделим её зелёной ручкой.

Этап усвоения новых знаний (работа в группах по 4 человека)

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, выявить осознанное понимание смысла текста (выражается в речи детей)

1. Работа по учебнику, упражнение 2 , стр.154

-Ребята, прочитайте задание к упражнению, рассмотрите схемы. Помогают ли они понять, как образовались названия птиц, и представить их особенности?

-Что мы будем выполнять? Как? Зачем? (слайд 10)

1) Вертишейка - вертеть + шея

Она названа так за своё поведение, вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками, она сумеет защитить свое потомство! Она вытягивает свою шею и шипит, как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?

2) Горихвостка - гореть + хвост

Птица названа так за свой хвост красного цвета, который все время как бы подрагивает. Интересно, что, когда птичка летит, - хвост “горит”, сядет на ветку – огонек исчезает. Объясняется это просто: птичка подлетает, хвостик развертывает, и перышки его огоньком вспыхивают. Сядет на ветку, свернет хвостик, и “огненные” перышки спрячутся.

3) Зимородок - зима + родиться

Это лесная птичка с красивым оперением синеватого цвета, а название происходит от того, что потомство появляется к концу зимы

4) Нырок - нырять.

Нырки потому так и называются, что умеют и любят нырять глубоко и далеко.

- Догадайся, от каких слов образова­ны названия кукушка и мухоловка.

5) кукушка — ку-ку

- Как, по-вашему, за что кукушка получила свое имя? Конечно, за то, что она кукует, кричит; “Ку-ку! Ку-ку!” Вы, вероятно, уже догадались, что кукушка сама подсказала людям, как ее надо называть. Услышали это не только русские. Во многих странах название этой птицы звучит очень похоже на наше “кукушка”. У чехов она – кукачка, у болгар – кукувица, у немцев – кукук, у французов – куку, у итальянцев – куконо. Все эти народы обратили внимание на один и тот же признак – крик кукушки.

6) мухоловка — муха + ловить

Эта птица получила свое название в соответствии с тем, чем питается. Она питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит. На то она и мухоловка.

Физкультминутка, направленная на все группы мышц.

Вот на ветках, посмотри, 4 хлопка руками по бокам

В красных майках снегири. 4 наклона головы.

Распушили перышки, Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

Греются на солнышке.

Головой вертят, 2 поворота головы на каждую строку.

Улететь хотят. —

Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! Взмахивают руками, как крыльями.

V . Закрепление полученных знаний.

Цель: проконтролировать умения учеников использовать правила в новых условиях.

(работа в группах по рядам) (слайд 12)

-Что мы будем выполнять? Как? Зачем?

- Мы будем определять, какой это текст: научный или разговорный. Докажите.

1) -- А всё-таки я не могу понять, что же такое дождь!

-- Дождь – это водичка!

-- А, значит, дождь льётся из крана?

-- Нет, дождик капает из тучки!

-- Дождь – это водичка, которая капает с неба?

-- Выходит, что так!

2) Дождь – это прозрачные капли, тонкие струйки или блестящие потоки воды, льющиеся с неба. В летнюю жару всё живое ждёт прохладного, освежающего ливня, а в осеннюю сырость мы прячемся даже от моросящего дождя под зонтиками.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА УРОКА: Звуки и буквы. Условные звуковые обозначения слов. Развитие речи. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

ТИП УРОКА: урок изучения нового материала.

ЦЕЛИ УРОКА: дать первоначальное представление об условном обозначении звуков речи в звуковой записи слов; учить умению сопоставлять звуковые и буквенные записи слов; различать звуки в услышанном слове и правильно обозначать звуки буквами, познакомить с правописанием словарных слов пальто, весело.

• учащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить звуки, выделять звуки из слова, составлять звуковые модели слов.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки с мимическим изображением лиц: веселье, горе, удивление; звуковые модели слов; ПК, мультимедиа, электронное приложение к учебнику.

1. Организационный момент

Приветствие. Организация рабочего места.

2. Проверка домашнего задания

Проверка правильности выполненного задания в рабочей тетради, упр. 2.

3. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки. Ответы запишите под соответствующими звуковыми схемами.

На ветке не птичка —

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это? . (Белка)

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля . (Енот)

Я взял муки, я взял творог,

Испёк рассыпчатый . (Пирог)

Портфель у меня

Не велик и не мал:

Лежат в нём задачник,

Букварь и . (Пенал)

hello_html_2409f.jpg

— Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв.

— Какова познавательная задача нашего урока? (Чем отличаются звуки от букв?)

Сегодня на уроке мы познакомимся с условными обозначениями звуков речи в звуковой записи слов, будем учиться сопоставлять звуковые и буквенные записи слов, а также познакомимся с правописанием новых словарных слов.

5. Работа по теме урока

1. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоение исходных знаний

Определите, что вы обязательно должны запомнить. (Звук записывается буквами в квадратных скобках. Мягкий согласный звук отмечен запятой.)

2. Первичная проверка понимания

Работа по учебнику (с. 48, упр. 5)

— Сравните звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи? Чем различаются?

— Назовите мягкие согласные звуки.

Назовите твёрдые согласные звуки.

Прочитайте слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Ель.)

Работа со словарными словами.

— Прочитайте предложение. Замените рисунок словами.

Даше купили новое

Пальто — это верхняя одежда, которую надевают поверх платья, костюма.

— Запишите слово пальто. Поставьте ударение.

На доске записаны варианта звукового обозначения слова пальто.

— Определите верное звуковое обозначения слова пальто. ([пал'то])

Учитель демонстрирует рисунки с мимическим изображением лиц: веселье, горе, удивление.

— Что вы можете рассказать о настроении этих людей? Кто из них удивлён? Кому из них грустно? Кому из них весело? Обоснуйте свой выбор.

Постарайтесь объяснить значение слова весело.

Весело — от слова весёлый.

1. Полный веселья, жизнерадостный.

2. Так говорят о наличии веселья, о радостном настроении, о весёлом чувстве, испытываемом кем-либо.

— Прочитайте строчки из стихотворения А. Пушкина.

Догадайтесь, какое слово пропущено. (Весело.)

Мимо острова Буяна,

К царству славного Салтана.

— Спишите первые две строчки стихотворения, вставляя вместо точек слово весело. В конце второй строчки поставьте три точки.

3. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (в том числе смена вариантов) по образцу

Работа по учебнику (с. 50, упр. 8)

4. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 49, упр. 7)

— Прочитайте стихотворение, заменяя выделенную букву, чтобы стихотворение имело смысл.

Говорят один рыбак

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (Сом.)

6. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Работа по учебнику (с. 49, упр. 6)

Можно ли сочетение этих звуков назвать словом? Обоснуйте свой ответ.

Попробуйте составить их предложенных звуков слова.

Работа по учебнику (с. 51, упр. 10)

— Прочитайте стихотворение А. Барто.

Выразительное чтение строк стихотворения и текста о языке (учебник, упр. 10)

— Перечитайте строки так, чтобы слушатель услышал грома громыханье, шуршание мышек и кукование кукушки.

Запишите в тетрадь предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома.

7. Самостоятельная работа

Выполнить задание из рабочей тетради, упр. 5.

8. Домашнее задание

Выполнить письменно задание по учебнику на с. 50, упр. 9.

9. Подведение итогов урока

— Расскажите, что вы узнали о звуках и буквах русского языка?

Постарайтесь объяснить, что обозначают буквы, а что звуки? Для чего нам нужны буквы?

— Попробуйте закончить предложения.

Мне на уроке было интересно.

Мне было трудно.

Я выполнял задания.

Я узнал новые словарные слова .

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 610 858 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.04.2018 2492
  • DOCX 44.5 кбайт
  • 156 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Молова Индира Руслановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Конспект урока по русскому языку

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Цель: развивать навыки правописания слов с сочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. Планируемые результаты: Личностные: 1.Положительное отношение к учению, учебно-познавательный интерес, готовность преодолевать трудности; 4.Эстетические чувства, в т.ч. чувство точного, яркого слова; стремление к аккуратному, красивому письму. Регулятивные (способность организовать свою деятельность): 1.Понимать, принимать и сохранять учебную задачу; 2.Действовать по плану и планировать свои действия; 3.Адекватно оценивать свои достижения; 4.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; Познавательные (искать, получать и использовать информацию): 1.Осознавать познавательную информацию; 3.Структурировать информацию, фиксировать её различными способами; 4.Понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; переводить её в словесную форму; 7.Проводить анализ, синтез, аналогию, сравнение, классификацию, обобщение; Коммуникативные: 2.Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи; 4.Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность. Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха). Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку. Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Читайте также: