Знакомство с миром искусства конспект

Обновлено: 05.07.2024

Задачи:

  • активизировать мыслительную деятельность обучающихся;
  • формировать художественное восприятие обучающихся;
  • развивать творческое воображение обучающихся;
  • развивать зрительную память.
  • побуждать интерес обучающихся к произведениям русского искусства;
  • воспитывать любовь к искусству своей страны;
  • поощрять любознательность обучающихся.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного его закрепления;

Основная форма деятельности обучающихся: фронтальная

Общий метод обучения: словесный, визуальный (по классификации П.И.Пидкасистого)

Пособия и материалы: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).

Дополнительные материалы:

Литература:

План урока

Подготовительная часть урока

Структура урока

Время

Действия учителя и обучающихся

Примечания

Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации

1. Оргмомент

1 мин

Приветствие. Мотивация к обучению

Вводная часть урока

2. Вводная беседа
Целеполагание и актуализация знаний

Основная часть урока

3. Обзорная беседа

Формирование новых понятий, терминов

Формирование познавательной задачи

Формулировка учебных вопросов

4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся

Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию).

5. Рефлексия

Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем.

6. Завершение урока

Домашнее задание, рекомендуемые источники

Урок рассчитан на 1,5 часа (по ФГТ для художественных школ).

Ход урока

Подготовительная часть урока

Действия учителя

Подготовка кабинета
Подготовка аппаратуры, загрузка видеопрезентации.

1. Организационный момент
Приветствие. Мотивация к обучению

Вводная часть урока

По ходу презентации:

Основная часть урока

3. Обзорная беседа

- Причины отказа от следования традициям передвижников.

4. Самостоятельная практическая деятельность обучающихся
Интерактивная работа обучающихся (ученики между собой в парах анализируют предложенную иллюстрацию).

5. Рефлексия.

Выборочная проверка результатов интерактивной работы учеников учителем.

Ссылки

[1]

Влюблённые уединились,
Запрятавшись среди кустов,
И на скамейке позабылись
Уже на несколько часов.

А кавалер довольно смело
Ведёт себя – он грубоват,
Исцеловав лицо и тело,
Но. поощряет женский взгляд!

От наслаждения немеют
И чувства нежного полны
Они, но их порыв осмеян –
Два человечка нам видны.

Забавны и чуть-чуть злорадны,
На пару из кустов глядят:
Целуется та страстно, жадно
Уже который час подряд.

А в глубине, на заднем плане,
Осыпанным слепым дождём,
Под радугою на поляне
Стоит с ракеткой и мячом

Красавица, играть желая
С партнёром, - энергичен вид,
А тот, её не замечая,
Давно на радугу глядит.

Разнообразны персонажи,
И лучше Сомова никто
О них в картине не расскажет! –
По-своему мог лишь Ватто!
Иван Есаулков

[2]

Уже Арлекина не видим мы рядом,
Не жжёт Коломбину он любящим взглядом;
И не нарисован Пьеро-дурачок.
Кому же показан её язычок?

Неужто она своих зрителей дразнит -
Всех тех, кто явился сегодня на праздник?
Играет на сцене - вольна, весела;
С ума многих зрителей, видно, свела!

Блестят озорством Коломбинины глазки,
В них столько томленья, игривости, ласки -
И кажется, что прорывается страсть.
Задумайся, зритель! Ты можешь пропасть!

Учти, что сейчас под огнём фейерверка
Ведётся твоих чувств и нервов проверка:
Подумаешь, что Коломбина сама
В тебя влюблена, - и сойдёшь вдруг с ума.

[3]

Объяснение в любви

Образовательные. Уточнить и закрепить знания у детей о мире искусства, его видах, о том, кто создает произведения искусства. Учить использовать полученные знания в собственном творчестве.

Развивающие. Особое внимание уделить развитию у детей эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, использованию в речи искусствоведческих терминов.

Воспитывающие. Воспитывать у детей интерес, любовь к искусству, желание всматриваться в произведения искусства, соотносить увиденное с личным опытом.

Словарная работа: репродукция, оригинал, экскурсовод.

Материал. Репродукции картин изображающие разные виды живописи: пейзажа, портрета, скульптуры, архитектуры, натюрморта.

Бумага белого фона размером А3, наборы мелких картинок с изображением живой природы.

Предварительная работа. Знакомство с миром искусства, прослушивание музыкальных отрывков, чтение и разучивание стихов,

Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами пойдём на выставку картин, а я буду вашим экскурсоводом.

-Ребята, что вы знаете о профессии экскурсовода?

Дети. –Это человек, который проводит экскурсии и рассказывает.

Дети: - Это мир, красиво изображенный художником, скульптором, иллюстратором, архитектором, мастерами прикладного искусства.

Воспитатель: - Всем людям без исключения присуще чувство прекрасного: всем нравятся красивые пейзажи, красивые лица, одежда, дома, любимые красивые предметы. С древних времён люди украшали себя и окружающие их вещи, а потом стали специально создавать предметы, главное назначение которых – украшать окружающий мир, доставлять людям особое эстетическое удовольствие. Такую деятельность людей называют искусством, а человека, который создаёт произведение искусства, - художником.

Художники пишут картины, лучшие из которых помещают в музеи, чтобы каждый мог прийти и полюбоваться ими. Все картины, написанные красками, называются живописью. Но мир искусства это не только изобразительное искусство, это еще и мир звуков – это музыка, стихи; мир движений - танцев, балет.

У каждого вида искусства есть свои секреты и свои мастера. Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве. Сейчас мы с вами пойдем в музей - студию, где живет искусство.

- Дети, кто знает, какие музеи есть у нас в городе? (Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель. - Иногда художники устраивают временные выставки своих произведений. После того как выставку посмотрят многие люди, её убирают. Вот у нас с вами здесь тоже выставка; но наши картины – это не подлинные произведения, не оригиналы, а репродукции картин.

- Ребята, чем отличаются подлинные картины от репродукции? Репродукции печатают в типографии, а подлинные пишет художник. Посещая выставки и музей, люди очень внимательно рассматривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоящими произведениями искусства.

- Дети, были ли вы в музеях? В каких? Что вам там запомнилось?

(После небольшого разговора воспитатель предлагает детям войти в студию и останавливаются около воспитателя).

Воспитатель: Давайте сначала посмотрим картины, найдем на них нарисованный мир.

(Дается время, чтобы дети огляделись и увидели картины.)

Воспитатель: Что же рисуют художники? О чём все эти картины?

Дети. - Художники рисуют природу, цветы,траву.

Воспитатель. - Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисуют на холсте красками, и изображения на картинах получаются как живые, а картины называются живописными. Это весь мир живописи.

-Ребята, а есть здесь произведения, которые создает художник - иллюстратор?

Дети: - Да, его произведения – в книгах.

Воспитатель: - Давайте рассмотрим их внимательно.

Помните эти книги? О чем они? Мы с вами уже читали их. Какие красивые книжки, и герои их замечательные – и сказочные, и такие, как в жизни. А увидеть всех этих героев нам помогли художники-иллюстраторы.

Ну, а сейчас найдите произведения, которые создаются из камня, дерева, глины.

Воспитатель читает четверостишие.

Кто из камня из гранита

Высекает образ скрытый?

И из глины слепит то,

Что не ведает никто? Кто это?

Да, правильно отгадали, это скульптор. А как называется искусство, которое он создает?

Воспитатель : - А вот вам еще задание, найдите произведения мастеров, которые украшают предметы.

Воспитатель читает стихи Мастерам и мастерицам родной стороны Большое спасибо сказать мы должны. За то, что их руки не устают, Искусство красивое нам создают.

- Правильно, это и посуда, и игрушки.

Как называют этих мастеров? (Мастера прикладного декоративного искусства).

Рассмотрим эти произведения. Какие они?

Дети: - Нарядные, яркие, праздничные.

Воспитатель: - А вы узнали, какие мастера их расписывали?

Дети: - Дымка, хохлома, гжель.

Воспитатель: - А вот вам ещё задание. Как и что же рисуют художники.

Воспитатель читает стихи

Если видишь на картине

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш

(Дети находят пейзажи, показывают)

Воспитатель: - Так как вы хорошо почувствовали настроение картины, предлагаю вам составить пейзаж по временам года: осень, зима, весна, лето.

Воспитатель: Ребята на каждом столе лежит конверт с мелкими картинками с изображением природы, и большой белый лист. Каждой группе нужно составить пейзаж по временам года, а затем сравнить с образцом.

Воспитатель: - Сейчас мы пойдем к другой группе картин. Какой же здесь представлен жанр живописи?

Воспитатель читает стихи

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед,

(Дети находят портреты, показывают)

Воспитатель: - В зависимости от того, что изображено на картине, различают жанры живописи.

Картины, на которых изображены виды природы как называются? Дети: - Картины называются пейзажами, изображения человека портретами.

Воспитатель. - Дети, посмотрите на эти картины. Какой же здесь представлен жанр живописи?

Воспитатель читает стихи

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу

Воспитатель: - Да картина, на которой изображены различные предметы, окружающие нас в жизни, например посуда, фрукты, ваза с цветами называется натюрморт. Дети находят картины, на которых изображен натюрморт.

Воспитатель: - Дети, натюрморт как один из основных жанров живописи. Так о чем же рассказывают натюрморты? Назовите те предметы, которые изображены на них?

Дети: - Фрукты, цветы, продукты, посуда.

Воспитатель: - Художник в натюрморте рассказывает о красоте обычных предметов, цветов, плодов, о загадках, которые они таят в себе, посуды, продуктов. Поставленные вместе предметы, разложенные плоды, собранные в букет цветы рассказывают о себе: одни украшают друг друга, другие спорят, кто из них самый важный. Соответственно своим чувствам, мыслям художник подбирает и краски. Поэтому одни натюрморты звучат радостно, весело. Покажите мне такие натюрморты. (Дети отыскивают.)

Какие краски здесь использовал художник? (Теплые, светлые, звонкие.) Другие натюрморты – задумчивые, спокойные, передают нам ощущение свежести, даже холода. Покажите мне такие. (Дети отыскивают.)

Какие краски здесь использовал художник? (Холодные, задумчивые, прохладные.)

Воспитатель:- Ребята, подойдите, пожалуйста, к этой выставки и обратите внимание на портрет С. Д. Эрзя. Мордовский скульптор Степан Нефёдов известен во всём мире под именем Эрзя. Он вобрал в себя культуру всей земли и поистине стал художником мира. Творчество талантливого скульптора Степана Дмитриевича Нефёдова, раскрывая одну из ярких страниц искусства, принадлежит к подлинно народным ценностям нашей культуры. Этот псевдоним он взял в честь своего малочисленного народа как дань большой любви к нему, заложившему в нем основу художественного мастерства. В своем творчестве Эрзя опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, оставаясь при этом сыном своего народа.

Рядом портрет Ф. В. Сычкова мордовского живописца. Если мы обратимся к репродукциям картин Ф. Сычкова, то увидим, что с большой любовью и теплотой изображает художник родной мордовский край и людей, живущих в нём. Мы заметим, что любимое время года художника – зима – занимает достаточное место в его работах. Зима морозная, снежная, ясная, когда душа каждого человека радуется любому её дню, когда дышится легко и свободно. Недаром для Сычкова зима – время забав, прогулок, праздников. Кажется, само состояние зимней природы приносит ощущение радости, свежести. Живя в Мордовии, будь мы русские или мордва, мы должны знать свою историю, не забывать свои корни, помнить великих людей нашего края, почитать их талант, ценить их творческое наследие.

Затем воспитатель предлагает детям ещё раз посмотреть на все выставленные произведения, постоять у понравившихся, полюбоваться ими.

Воспитатель: - Дети, мы с вами увидели разные произведения искусства. Для чего же художники, скульпторы, иллюстраторы создают их?

Дети: - Для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость. Воспитатель: - Правильно чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность, ещё раз пережить ощущение тёплого, летнего, или холодного зимнего дня. Воспоминание о походе в лес или на реку, радость от наших удач, помогают вспомнить, как нам было тревожно в грозу, как весело мы собирали в лесу ягоды и грибы, составляли на солнечной лужайке букет из полевых цветов. Эти картины, эта скульптура, красивая посуда, могут украсить нашу жизнь и продлить жизнь сорванных цветов, собранных фруктов и овощей. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Воспитатель предлагает детям тихо сесть на стульчики и продолжить занятие

Воспитатель называет 2-3 слова, а дети выбирают из них одно, наиболее подходящее к данной картине.

Воспитатель: Какая эта картина: звучная, звонкая, тихая?

Звучная. Здесь очень яркие, звучные краски.

Тесная. Здесь изображено так много предметов.

Тревожная – беспокойная – спокойная.

Унылая, потому что природа увядает.

Тёплая, здесь много жёлтой краски.

Воспитатель: - Молодцы! Вы очень внимательно смотрели на картины и многое почувствовали, поняли, что нам хотели рассказать своими картинами художники. Какое первое впечатление у вас сложилось от посещения выставки? Хотели бы ещё посетить выставку?

На следующем занятии мы организуем экскурсию по картинной галерее, познакомимся ближе с выставкой работ известного мордовского живописца Ф. В. Сычкова.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека; как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях. Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Материалы и оборудование: специально оформленное помещение, где представлены художественные картины, скульптура, книжная графика, произведения прикладного искусства.

Ход занятия .

Воспитатель собирает ребят вокруг себя и говорит, что сегодня они отправятся в увлекательное путешествие, в волшебный мир искусства.

-Хотите? Давайте сначала сядем на ковёр, поговорим, а потом отправимся в путешествие. Скажите мне: мир искусства-это что за мир? Кто знает? (Ответы детей.) Вот послушайте, я расскажу вам сказку о том, кто создает такой мир.

hello_html_759982a6.jpg

Жил-был художник. Однажды он увидел цветок. Цветок был такой красивый, красный, как огонёк, а капельки росы светились на его лепестках, как драгоценные камешки. Художник не мог налюбоваться цветком и решил нарисовать. Стало два цветка, одинаково красивых. Потом он увидел вазу – и тоже нарисовал её красками на холсте. А потом ему захотелось нарисовать все, что было в его комнате. На улице художник рисовал деревья, небо, дома, людей – весь мир. Художник нарисовал множество красивых картин, в которых рассказал, как удивительна окружающая нас жизнь. Нужно только внимательно всматриваться в предметы, природу, людей – и тогда волшебный мир красоты откроется.

Рядом с художником жил скульптор. Он тоже радовался красоте окружающего и высекал образы людей и животных из камня, дерева, лепил их из глины, лил из металла И они получались как живые и тоже радовали людей своей удивительной красотой. Н асоседней улице жил другой художник. Он любил читать книги, а читая, представлял себе героев этих книг – добрых и злых, хитрых и простодушных, умных и глупых; он видел, как они одеты, как ходят, как говорят, где живут. Он хотел помочь и другим людям увидеть этих героев; вот он и стал их рисовать. А вы знаете, как называется такой художник? (Иллюстратор.) Художник-иллюстратор старался так украшать свои книжки, чтобы они доставляли людям радость.

Но мир искусства – это не только изобразительное искусство. Это еще и мир звуков – музыка, мир волшебных стихов, мир движений – балет, и кино, и театр.

А теперь ответьте мне на вопрос: кто создает мир изобразительного искусства? (Художник, скульптор, архитектор, график, мастер прикладного искусства.) А кто сочиняет музыку? (Композитор.) Кто пишет стихи, сочиняет рассказы? (Поэты, писатели.) Кто может в движении рассказывать сказку? (Артист балета, балетмейстер.)

Да, у каждого вида искусства есть свои секреты и свои мастера. Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве. Сейчас мы пойдем в студию (зал) , где живет это искусство. (Дети входят в студию и останавливаются около воспитателя.)

Давайте сначала посмотрим картины, найдем на них нарисованный мир. (Дается время, чтобы дети огляделись и увидели картины.)

hello_html_50fdb25d.jpg

Что же рисуют художники? О чем все эти картины? Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисуют на холсте красками, и изображения на картинах получаются как живые, а картины называются живописными. Это все мир живописи.

А есть здесь произведения. Которые создает художник – иллюстратор? Да, его произведения в книгах. Давайте рассмотрим их внимательно. Помните эти книги? О чем они? Мы с вами уже читали их. Какие красивые книжки, и герои их замечательные – и сказочные. И такие, как в жизни. А увидеть этих героев нам помогли художники-иллюстраторы.

Ну а сейчас найдите произведения, которые создаются из камня, стекла, дерева. Кто их создает?

Кто из камня из гранита

Высекает образ скрытый?

И из глины слепит то,

Что не ведает никто?

А на дерево сухое вдруг посмотрит

И откроет, будто сказочный ларец.

И в руках его резец

Оживет, как жезл волшебный.

Есть профессия такая.

Вам её не называя, лишь скажу,

Люди в целом мире чтут. ( Р.И. Дмитриева)

Да, правильно отгадали, скульптор. А искусство, которое он создает – скульптура. Какая скульптура вам больше всего понравилась? Чем? (Идет разговор о выразительности образов.)

А вот вам еще задание: найдите произведения мастеров, которые украшают предметы. Правильно, это посуда, и одежда, и мебель. Как называют этих мастеров? (Мастера прикладного декоративного искусства.) Рассмотрим эти произведения. Какие они? (Нарядные, праздничные, яркие.) А вы узнали, какие мастера их расписывали? (Представлены дымковские, городецкие, семеновские изделия.) Затем воспитатель предлагает детям еще раз посмотреть на все произведения, выставленные в музее, постоять у понравившихся, полюбоваться ими. Через некоторое время снова собирает вокруг себя и говорит:

hello_html_m13088a20.jpg

- Дети, мы с вами увидели разные произведения изобразительного искусства. Художники, скульпторы, иллюстраторы создают их для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость, чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность еще раз пережить ощущение теплого летнего или холодного зимнего дня, воспоминание о походе в лес или на реку, радость о наших удач, помогают нам вспомнить, как нам было тревожно в грозу, как весело в лесу собирали мы ягоды или грибы, составляли на солнечной лужайке букет из полевых цветов. Эти картины, эта скульптура, красивая посуда могут украсить нашу жизнь и продлить жизнь сорванных цветов, собранных фруктов и овощей. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Произведения искусства, написанные или сделанные самим художником, называются оригиналами или подлинниками. А знаете ли вы, где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Как называется этот дом? Да, это музей. Тамтхранятся и выставляются многие подлинные произведения живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства. Живут они там сотни лет, радуя людей. Кто знает, какие музеи есть у нас в городе?

Иногда художники устраивают временные выставки своих произведений. После того, как выставку посмотрят многие люди, её убирают. Вот у нас с вами здесь тоже выставка; но наши картины – это не подлинные произведения, не оригиналы, а репродукции картин. Репродукции печатают в типографии. Подлинные здесь только скульптура, иллюстрации в книжках и предметы прикладного искусства.

Посещая выставки и музеи, люди очень внимательно рассматривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим любоваться настоящими произведениями искусства. К посещению музея люди готовятся. Были ли вы в музеях? В каких? Что вам там запомнилось?

Воспитатель: А сейчас, дети, я хочу, чтобы вы ненадолго перенеслись в мир волшебных звуков. Будет звучать музыка, а вы попробуйте представить движениями, о чем или о ком она говорит?

После этого занятия можно предложить родителям посетить с детьми какой-нибудь музей. Первое посещение музея обычно связано с внешним осмотром здания, входа и двух-трех залов.


Задачи:

– Уточнить и закрепить представления детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства;

– о роли изобразительного искусства в жизни человека;

– как к нему относятся люди, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях.

– Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желания всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом.

Ход занятия.

– А теперь ответьте мне на вопрос: кто создает мир изобразительного искусства?

– Художник, скульптор, архитектор, график, мастер прикладного искусства.

– А кто сочиняет музыку?

– Кто пишет стихи, сочиняет рассказы?

– Кто может в движении рассказать сказку?

– Артист балета, балетмейстер.

– Да, у каждого вида искусства есть свои секреты и свои мастера. Сегодня мы будем говорить об изобразительном искусстве. Давайте сначала посмотрим картины и найдем на них нарисованный мир.

– Что же рисуют художники? О чем все эти картины?

– Да, художники рисуют природу, портреты, натюрморты, сцены из жизни людей, сказки, животных. Они рисую на холсте красками, и изображения на картинах получаются как живые, а картины называются живописными. Это всё мир живописи. Произведения искусства, написанные или сделанные самим художником, называются оригиналами или подлинниками. А знаете ли вы где хранятся подлинные произведения изобразительного искусства? Как называется этот дом?

– Да, это музей. Там хранятся и выставляются многие подлинные произведения живописи, скульптуры, графики и прикладного искусства. Живут они там сотни лет, радуя людей. Посещая выставки и музеи, люди очень внимательно рассматривают произведения, ведут себя спокойно, говорят между собой тихо, чтобы дать возможность другим людям любоваться настоящими произведениями искусства. К посещению музея люди готовятся.

– Были ли вы в музеях? Каких? Что вам там запомнилось?

– Сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в музей нескольких картин, рассмотрим их и поговорим о том, что на них изобразили художники.

Итог:

– Скажите, где мы сегодня с вами побывали?

– Какие картины вам понравились?

– Какие художники написали эти картины?

– Дети, сегодня мы с вами увидели красивые произведения изобразительного искусства. Художники создают их для нас, чтобы доставить нам удовольствие, радость, чтобы мы могли вспоминать о наших чувствах, когда в жизни увидим подобное. Они дают нам возможность ещё раз пережить ощущение теплого летнего или холодного зимнего дня, воспоминание о походе в лес или на реку. Они дарят нам счастье и радость красоты.

Описание картин

Ничем непримечательный пейзаж, изображенный А. П. Васнецовым, стал, своего рода, заявкой на изображение обобщенного образа Родины. Васнецов изобразил деревенский пейзаж настолько правдиво, искренне, с такой любовью, что в картине воплотилась вся Русь. Русская природа наделена чертами живых существ. Пологие холмы, что заросли кустарником, освещаются скупыми лучами солнца, робко пробивающимися сквозь плывущие облака. Картину дополняют бедные крестьянские дома с соломой на крыше, участки земли, на одном из которых забыт рабочий инструмент. Колодец — журавль и сельская церковь – тихо и безлюдно кругом. Однако, несмотря на обыденность изображенного, в картине есть особая атмосфера приподнятости, любования природой. Вся простота многострадальной России – это в то же время, ее сила, гордость. Картина выполнена в серо-зеленый гамме. Между двумя холмами силою таланта художника скользит солнечный луч. Скучные краски вдруг вспыхивают, становятся богатыми. А сам пейзаж – глубоким, объемным.

Вечернее небо нависло над старым прудом. Деревья на берегу словно нагнулись специально, чтобы разглядеть свое отражение в тихой воде. Листья кувшинок накрыли пруд зеленовато-бурым одеялом. Все готово погрузиться в сон. Автор откровенно любуется открывшимся пейзажем, пытается передать зрителю свое восхищение русской природой. Многоцветное небо окрашивает растительность на водной глади в серебристый цвет. В картине явно чувствуется атмосфера позднего лета, граничащего с осенью. Последние солнечные лучи запутались в ветвях деревьев, их пытается высвободить легкий ветер. Водная гладь так идеальна, что кажется вот-вот плеснет хвостом, заблудившийся в кувшинках карась, нарушив неестественно идеальное водное зеркало. Золотистые облака растрепаны ветром. Зритель слышит звуки августовского вечера: стрекот кузнечиков. Пейзаж каждому кажется знакомым и близким. Автор сумел сделать его настолько достоверным и точным, что создается ощущение присутствия.

Не для всех художников зима – это деревенские домики, тёмные дорожки, белые сугробы в дремучем лесу, ели и сосны, дети с санками. Это, скорее, лишь наше русское представление, и оно нам ближе и милее всего.
Но некоторые творцы видели зиму несколько иной. Необычной, нам непривычной, даже странной. У людей из других стран этот период может ассоциироваться и с чем-то другим. Николай Рерих в списке наших самых любимых художников. Пожалуй, только он может создать такой эффект всего лишь при помощи нескольких цветов. Ведь по сути, он использует ограниченную палитру. Но при этом ему удаётся создавать визуальную магию.
Кроме того, художник изображает не так много объектов на своих картинах.
Когда смотришь на картины, возникает ощущение простора, свободы и рвение к путешествиям. Ведь этот художник изображает места, которые далеки от нас. Они непривычны русскому взору.

Искусство – неотъемлемая часть жизни человека. История искусств для детей познакомит юных эстетов не только с видами живописи, архитектуры и скульптуры, но и с тем, как они развивались на протяжении эволюции человечества.

Какие бывают виды искусства

Творчество тесно связано с искусством. Недаром талантливых художников, скульпторов и композиторов называют творцами. Они не просто знакомят окружающих со своим внутренним миром, но и расширяют мировоззрение людей, доставляют им эстетическое удовольствие.

Искусство для детей

Существует множество видов искусств, но самые известные из них ведут свое начало еще с древних времен.

Живопись

Живопись – один из древнейших видов искусства. Оно зародилось с появлением человечества.

До нашей эры

Первыми художниками были первобытные люди, которые рисовали на стенах своих пещер сцены из своей повседневной жизни:

  • охоту;
  • природу;
  • животных;
  • ритуалы.

Краски первобытных представителей искусства были сделаны из натуральных пигментов, например, из сажи, угля, сока растений или ягод. Кисти делали из волос животных или же просто рисовали пальцами.

Античность

В период античности художники писали, стараясь добиться более реалистичного изображения. Они пытались изобразить объемное пространство на плоскости. Это можно заметить на уникальных фресках, которые дошли до наших дней (кносские, индийские, итальянские).

Средние века

В Средневековье искусство стало более религиозным. Художники старались подчеркнуть в своих картинах духовность. Большинство сюжетов бралось из Библии. Средневековая живопись кажется более плоской, но при этом имеет четкие контуры и интересную колористику.

Иллюстрации к библейским сюжетам

Ренессанс

В эпоху Возрождения представители изобразительного искусства провозгласили, что главное – это человек и его отношения с природой и окружающим миром. В это время пишется большое количество портретов самых разных людей: от аристократов и церковников до простых граждан. В искусстве возникают новые направления, такие как барокко и классицизм. Изобретаются новые приемы – светотень и перспектива.

Современное изобразительное искусство

В начале XX века появляется абстрактная живопись. Ее главная задача – это не скопировать какой-либо объект, а передать эмоции художника. Привычные вещи предстают в новом свете и фантазию творца уже ничто не ограничивает. Благодаря этому в изобразительном искусстве появляются новые направления: авангардизм, абстракционизм.

История одной картины для детей

Скульптура

Скульптура – одна из самых влиятельных форм искусства. Именно в камне увековечивали себя все римские императоры, и именно благодаря скульптуре мы можем себе представить, как выглядел Аристотель и Александр Македонский, Сенека и Ахилл.

Доисторическая скульптура

Древние цивилизации

В Древнем Египте для украшения зданий широко использовались различные рельефы. Помимо каменных скульптур, у знати и богатых торговцев пользовались популярностью изделия из меди и драгоценных металлов. Особенно известна своими металлическими скульптурами была Минойская цивилизация.

В Древнем Китае успешно работали с бронзой. Знаменитые Саньсиндуйские бронзовые маски были изготовлены еще в 1100 году до н.э. Сегодня эти предметы искусства являются национальным достоянием. Однако самой известной работой древнекитайских скульпторов считается терракотовая армия, состоящая из 8000 терракотовых воинов и лошадей.

Античность

Скульптуру Древней Греции до сих пор называют примером классического пластичного искусства. Она отличается удивительным реализмом. Именно эти традиции переняла древнеримская школа, добавив к греческому реализму римский героизм. Скульптуру этого периода отличает экспрессия, а главными объектами скульпторов становятся герои, боги, императоры.

Статуя Зевса и Геры

Ренессанс

XIX век и современность

Скульптура мыслитель

В качестве материала теперь использовался не только камень, глина или дерево, но и автомобильные детали, войлок, бытовые приборы, сантехника. В искусстве возникли новые направления: концептуализм, поп-арт, минимализм, лэнд-арт.

Скульптура тесно связана с еще одним видом искусства – архитектурой. Самыми известными творениями архитектурной скульптуры являются Статуя Свободы, колонна Нельсона и Колосс Родосский. Последний, к сожалению, не сохранился до наших дней.

Архитектура

Человек всегда стремился возвести укрытие. Изначально это были простейшие объекты из камня. Сегодня используются более современные материалы и конструкции. Некоторые архитектурные строения настолько удивительны, что могут составить конкуренцию предметам искусства: знаменитым картинам и известнейшим скульптурам.

Скульптура из камня

Древний Египет

Первые строения дошли до нас еще с эпохи неолита. Это были простейшие конструкции из балок и плоской крыши. Позже они получили развитие благодаря древнеегипетским зодчим, которые первыми придали смысл архитектурным формам. Именно в Египте впервые появились колонны, которые были украшены резьбой и орнаментом. Сегодня они считаются предметами искусства.

Древняя Греция и Древний Рим

Не остались в стороне и греки, чьи удивительные храмы до сих пор поражают своим великолепием и логичностью постройки. Чего стоит один только Парфенон. Впрочем, если говорить о величии архитектурного искусства, нельзя не вспомнить Древний Рим и его Колизей. Римляне освоили арку, но при этом усердно продолжали традиции греческой архитектуры.

Древний Рим и его Колизей

Византия

После падения Западной Римской империи византийские архитекторы внесли свои коррективы. К стойкам и балкам добавились деревянные стропила – конструкции, позволяющие удерживать кровлю. Появились первые купольные храмы на парусах (хотя купол был изобретен еще в Древнем Риме). Паруса – это двояковогнутые треугольники, символизирующие четырех апостолов, которых называли четырьмя столпами церкви.

Средневековье и Ренессанс

В готике арки и своды стали стрельчатыми, в итоге создавалось впечатление большей торжественности, строгости и порядка. Все это подкреплялось многочисленными витражами, которые активно использовали при строительстве сооружений в готическом стиле.

Эпоха Возрождения подарила архитектурному искусству новые направления, такие как

  • классицизм;
  • ампир;
  • барокко;
  • рококо.

XIX век

Большое влияние на архитектуру оказала промышленная революция. Уже в начале XIX столетия в строительстве начали активно использовать металлические конструкции. Возможность производства стекла больших размеров сделало возможным использовать в архитектуре и этот материал. Яркий пример – Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне к выставке 1851 года.

Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне

Современность

В конце XIX века началось промышленное применение железобетона, который сегодня является одним из основных строительных материалов. В сочетании с металлической арматурой железобетон многократно увеличивает прочность деталей.

Современные конструкции из железобетона могут перекрывать пролеты любой ширины. Больше нет нужды в балках и колоннах, поэтому теперь они носят исключительно декоративный характер. Зато появилась возможность полностью остеклять здания, придавая им современный и привычный нам вид.

Это далеко не все виды искусства, достойные упоминания. Есть еще музыка и литература, театр и балет, кино и фотоискусство.

Музеи, галереи, парки, выставки, кинотеатры и библиотеки – все это места, где можно познакомиться с шедеврами человеческой мысли, воли и фантазии. Даже просто пройдя по улице, можно увидеть уникальный архитектурный ансамбль, а гуляя по парку наткнуться на необычную скульптуру.

Говоря про искусство, нельзя забывать, что оно очень тесно связано с жизнью людей. По нему легко проследить историю человечества даже в самые тяжелые периоды его развития. Но главное, настоящее искусство способно разбудить в людях самые светлые эмоции и чувства.

Читайте также: