Труд конспект урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Знать определение трудовых правоотношений; иллюстрировать примерами значимость заключения трудового договора; знать особенности трудовых отношений несовершеннолетних; знать понятия работник, работодатель, принудительный труд

Метапредметные

Познавательные – объяснять особенности труда по Конституции РФ; характеризовать основные виды прав и обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
обязанностей работника и работодателя; объяснять, какие документы необходимы при устройстве на работу.
Регулятивные – составлять план действий; владеть навыками самоконтроля; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, качество и уровень усвоения.
Коммуникативные – вступать в диалог и осуществлять взаимодействие с учащимися, учителями; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой, парной, фронтальной работы
Личностные - формирование правового самосознания; умение приводить примеры трудового правоотношения, выделяя основные права и обязанности субъектов трудового права
Образовательные ресурсы
Оборудование урока: рабочий лист (Приложение №1), рабочий лист рефлексии (Приложение №2)

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

Стадия вызова
(мотивация к учебной деятельности)

Осуществляет организацию класса.

Приветствует учеников.
Предлагает найти ответ на загадку:
Под Новый год
пришел он в дом
таким румяным толстяком,
но каждый день терял он вес,
и, наконец, совсем исчез.
Правильный ответ: календарь.
С чем мы ассоциируется календарь.
Со временем.
Перелистывая страницы календаря, мы можем вспомнить Ваш первый класс, затем пятый, шестой, получение первого аттестата, а теперь Вы на завершающем этапе получения образования.
Какие качества помогли Вам достичь данной цели?
Правильно – ваше трудолюбие.
Итак, о какой теме мы с Вами будем говорить?

Осуществляют подготовку к уроку.


Участвуют в обсуждении.

Формулируют тему занятия, цель работы, основные виды работы.
План работы:
1. Право на труд

2. Современный работник и субъекты трудовых отношений
3. Права и обязанности работника и работодателя

Индивидуальная работа. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество.

Стадия осмысления (изучение нового материала)

Первый вопрос, который мы рассматриваем – это вопрос права на труд.
У нас с Вами не будет никаких источников, только Ваши предположения и Ваш личный социальный опыт.


Организует обсуждение ситуаций, по итогам предлагает составить кластер.

Принудитель-ный труд запрещен

Объединяются в мини – группы и характеризуют практические ситуации.
Группа №1.
Алина, ученица 11 класса, с детства мечтала стать ветеринаром, но родители пытаются её отговорить, мотивируя тем, что эта профессия низкооплачиваемая. Отец пригрозил, что если она не станет врачом, как её мама он не буде оплачивать её учёбу. Оцените ситуацию с точки зрения права.
Группа №2.
Николай и Михаил устроились разнорабочими на ферму. С ними не заключили письменный трудовой договор, и документы для лучшей сохранности хозяин фирмы поместил в свой сейф. Через некоторое время Николая и Михаила под угрозой физического насилия стали заставлять выполнять дополнительную работу.
Группа №3.
Алексей и Андрей устроились работать в шахту по добыче угля, но приступив к работе, обнаружили, что им не выдали специальной, защитной одежды. Оцените данную ситуацию с точки зрения права.

Участвуют в создании кластера по характеристике труда.

Анализ ситуаций в мини – группах, осуществление инициативного сотрудничества.

Индивидуальная работа, инициативное сотрудничество

Современный работник.
В трудовых отношениях существуют два субъекта: работник и работодатель, которые вступают между собою в трудовые отношения, которые регламентируются трудовым договором. Какие качества необходимы современному работнику?
Организует просмотр видеофрагмента.

С какого возраста можно заключать трудовой договор?
Организует работу в парах, предлагая составить вопрос.

Участвуют в обсуждении видеофрагмента, высказывают свою точку зрения на качества современного работника.

Работают в парах, составляют вопросы, используя методику толстых и тонких вопросов.
1. Кто? Что? Когда?

Права:
Право на работу, предоставленной трудовым договором;
Право нс создание профсоюзов;
выплата заработной платы;

Обязанности:
добросовестно выполнять свои обязанности;
соблюдать трудовую дисциплину;

соблюдать требования по охране труда

Заключать и изменять трудовой договор;

Требовать от работника исполнения трудового договора, бережного отношения к имуществу
Обязанности:
соблюдать законы и условия трудового договора; обеспечивать безопасность труда; обеспечивать равную заработную плату за равный труд

Участие в ролевой игре

Для определения уровня усвоенных знаний, учитель предлагает ответить на вопросы:
1. Перечислите основные принципы труда
2. С какого возраста по общему правилу заключается трудовой договор?
3. При устройстве на какие виды работы допускается возраст менее 1 года?
4. Наименование соглашения между работником и работодателем
5. Основные права работника и основные права работодателя
6. Основные обязанности работника и работодателя.

Предлагает провести рефлексию, используя метод 5 ступенек.

Усвоил информацию Информация полезна В целом понравилось Нейтральный Свой вариант

Совместимость с коллективом

Легко Интересно Сложно Лучше одному

Сложно формулировать вывод Сложно публично выступать

Сложно работать с текстом
Сложно воспринимать информацию учителя Свой вариант

Заполнить таблицу Работать с текстом Работать с видеофрагментом Решать практически задачи

Свой вариант ответа

Отличное Хорошее Скверное Свой вариант ответа

Закрепление и рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Сформировать начальные знания особенностей трудового права, научить работать с нормативно-правовыми документами.

-Сформировать начальные знания о трудовых правоотношениях несовершеннолетнего работника и работодателя;

-Научить адекватно анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;

Развивающая:

-развить логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву.

-сформировать умения работать и анализировать нормативно-правовые документы,

-грамотно реализовывать на практике свои конституционные права.

Воспитательная:

-повысить уровень правовой грамотности и культуры несовершеннолетних,

-воспитать уважение к праву;

-сформировать представление о культуре труда;

-сформировать активную жизненную позицию учащихся.

Основные понятия:

Право; трудовое право; правоотношения;субъекты права; Трудовой кодекс РФ; несовершеннолетний; труд; право на труд.

Межпредметные связи:

Оборудования и материалы:

компьютер,мультимедийная установка, доска, опорный конспект, карточки с тестовыми заданиями

Учитель.Здравствуйте, ребята, тема нашего сегодняшнего урока:

II.Вводная беседа

III.Изучение новой темы.

Рассказ учителя ( с использованием презентации)

Трудолюбие – моральное качество, характеризующее расположение личности к своей трудовой деятельности. Это значит, что человек работает с желанием, добросовестно, старательно. Такое отношение к труду проявляется в количестве и качестве результатов труда, в материальных и духовных благах, которые созданы трудом. Трудолюбие проявляется в трудовой активности, в усердии работника. В труде человек формируется как личность, развивает свои способности.

Право на труд. Это право относится к основным правам и свободам человека. Оно закреплено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, к которому наша страна присоединилась в 1973 г. Конституция РФ провозглашает свободу труда как неотъемлемый элемент свободы личности. Свобода труда означает, прежде всего, запрещение принудительного труда. Вместе с тем в Конституции закрепляются:

право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

право на труд в условиях безопасности и гигиены;

право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда;

право на защиту от безработицы;

право на трудовые споры работников с работодателями;

право на отдых, гарантией которого являются установленные законом ограничение продолжительности рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

Все эти нормы являются юридической гарантией права на свободный труд.

Трудовые правоотношения. Вы уже знаете, что правоотношения – это общественные отношения, урегулированные нормами права. Трудовые правоотношения – один из видов конкретных правоотношений. Особенность их в том, что они регулируются нормами трудового права. Согласно Трудовому кодексу, трудовые правоотношения – это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным и трудовым договорами. Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путём прямого обращения к работодателям или бесплатное посредничество службы занятости. К числу работодателей относятся физические либо юридические лица: предприятия, учреждения, организации; крестьянские (фермерские) хозяйства; граждане и индивидуальные предприниматели, имеющие право принимать на работу по трудовому договору.

2)Работа с документом (Раздаточный материал)

В обобщённом виде права и обязанности работника и работодателя обстоятельно изложены в Трудовом кодексе РФ.

Среди прав работника отметим такие:

право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;

своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников;

профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.

Работник также имеет право на:

создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

участие в управлении организацией в предусмотренных законами и коллективным договором формах;

защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещёнными законом способами.

В обязанности работника входит:

добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;

соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;

соблюдать трудовую дисциплину;

выполнять установленные нормы труда;

соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

бережно относится к имуществу работодателя и других работников;

незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.

А работодатель имеет право в соответствии с законом заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками; требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации.

Работодатель обязан соблюдать законы и иные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда; обеспечивать работникам равную плату за труд равной ценности. Закон возлагает на него и иные многочисленные обязанности.

При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.

Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? Закон не выдвигает каких-либо ограничений. Нужно лишь письменно (личным заявлением) предупредить работодателя за две недели. После этого трудовой договор расторгается.

Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе работодателя. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может быть основанием для увольнения.

Другими основаниями могут быть неоднократное неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон чётко определяет и другие возможные причины увольнения работника.

Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений осуществляется в системе социального партнёрства. Работники и работодатели через своих представителей заключают коллективный договор, регулирующий социально-правовые отношения в организации. Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляют профессиональные союзы.

Важным условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность работника. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, а также поощрением за добросовестный труд.

Речь идёт не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания. За причинённый ущерб (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества) виновные несут материальную ответственность (т. е. обязаны возместить ущерб).

Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учёбой (сокращение продолжительности рабочего дня, дополнительные отпуска). Если, продолжая учиться в школе или в образовательных учреждениях начального или среднего профессионального образования, вы пожелаете совмещать в течение учебного года учёбу с работой, ваш рабочий день не должен превышать 2,5 часа (пока вам не исполнится 16 лет), 3,5 часа – до 18 лет.

Поступив на работу после окончания 9 класса, вы сможете также одновременно учиться по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения в каком-либо образовательном учреждении среднего образования. При этом, если вы будете успешно учиться, работодатель должен будет предоставлять вам, кроме предусмотренного для всех работников ежегодного отпуска, дополнительный отпуск для сдачи экзаменов, подготовки и защиты выпускной работы.

Если после окончания 11 класса вы поступите на работу, вы сможете учиться в высшем профессиональном образовательном учреждении также по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения. И в этом случае закон предусматривает для вас дополнительные отпуска.

Таким образом, пользуясь льготами, вы сможете без отрыва от работы продолжить образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

4) Работа ученика( опережающее задание)

Чтобы наши права как работника были соблюдены,нам на помощь приходит профсоюз.Что такое профсоюз расскажет нам Кристина.

Рассказ с использованием презентации.

5) А теперь я вам предлагаю закрепить полученные знания и немного поиграть.

Класс разбивается на 2 команды

IV.Итог урока.

Дифференцированное задание

-тест по теме (4 человека)

-беседа по вопросам:

1)Что означает право на труд?

Какие права и обязанности включаются в трудовой договор?

Что такое трудовая книжка?

В каких случаях действие трудового договора прекращается?

В чём значение дисциплины труда?

Какую ответственность несёт нарушитель трудовой дисциплины?

Что вы знаете о льготах, предусмотренных законом для тех, кто совмещает работу с учёбой?

V.Домашнее задание

Нажмите, чтобы узнать подробности

— объяснить, какую деятельность называют трудовой;
— назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ;
— объяснить правила составления резюме;
— объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем;
— составить объявление в газету, резюме;
— приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем;
— выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: защита проектов.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.

Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов

План урока:

2.Вводное слово учителя

4.Комментирование учителя после каждого выступления

7.Задание на дом (с объяснением по ходу урока)

Открытый урок для учащихся 9 класса

Цели занятия:

сформировать представления учащихся о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве;

познакомить учеников с основами трудового законодательства в России;

дать представление учениками о законодательной базе в этой сфере;

ознакомить с основами работы над документами.

способствовать формированию навыков самостоятельно изучать дополнительную информацию в различных источниках;

учить анализировать информацию, обобщать полученные сведения, делать выводы;

продолжить овладению учащимися знаний методов работы с правовой базой и умениями применять эти методы на практике;

продолжить формирование коммуникативных навыков работы в группе;

продолжить умение выступать перед аудиторией с представлением результатов своей работы.

воспитывать уважение к труду;

воспитывать умение слушать другого;

способствовать формированию у учащихся основ трудовой этики;

продолжить формировать положительный мотив учения;

формировать позитивную психологическую атмосферу в классе.

Ожидаемые учебные результаты:

После этого занятия учащиеся могут (должны):

Иметь представление

- о роли труда в жизни человека, об основах законодательной базы РФ, регламентирующей трудовую деятельность

-­ что такое труд, трудовое законодательство, ТК РФ, трудовой договор (контракт)

— объяснить, какую деятельность называют трудовой;
— назвать трудовые права граждан в соответствии с Конституцией РФ;
— объяснить правила составления резюме;
— объяснить правила поведения при собеседовании с работодателем;
— составить объявление в газету, резюме;
— приобрести навыки поведения при собеседовании с работодателем;
— выразить мнение о необходимости участия в трудовой деятельности, умении сделать профессиональный выбор, представить свои профессиональные способности на рынке труда.

Тип урока: изучения нового материала

Форма урока: защита проектов.

Оборудование урока: интерактивная доска, компьютер, презентация, раздаточный материал, Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ.

Подготовительный этап: класс делится на группы, которые в течение недели готовятся в по подготовленному учителем заранее веб – квесту к защите своих проектов

Вводное слово учителя

Комментирование учителя после каждого выступления

Задание на дом (с объяснением по ходу урока)

Организационный момент

Настал новый урок. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе.
Мы спокойны и добры, приветливы и доброжелательны.

“Все в твоих руках”.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая? И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”. Поэтому все, кто сегодня волнуются, переживают, боятся: ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните все обиды, беспокойство, страх. Я желаю всем нам хорошего урока.

2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию материала:

Учитель.
— О чем эта притча?
— Как вы её понимаете?
— Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Ответы учеников.

Ответы учеников.

- Мы по ходу урока будем заполнять каждый свой буклет, и у всех он получится индивидуальный.

4. Изучение нового материала.

Учитель нескольких учеников просит прочитать.

Выступление 1 группы: Организация выставки книг о труде, литературных произведений, воспевающих труд, тружениках, подбор высказываний великих о труде, пословиц о труде. Мини – викторина «А знаете ли вы? (По пословицам о труде)

Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно.

Учитель: Общественные отношения, возникающие при применении труда граждан нашего государства, призвано регулировать трудовое право России.
Трудовое право — это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.

Учащиеся записывают.
Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Трудовое законодательство довольно объемно.

Конституция Российской Федерации

Трудовой кодекс РФ - нормативный акт, специализированно и систематизировано регулирующий трудовые отношения.

Подзаконные нормативные акты (указы Президента, постановления правительства, инструкции министерств)

Корпоративные (или внутриорганизационные) акты издаются на предприятиях, обязательны только для их работников и регулируют трудовые вопросы с учетом специфики конкретного предприятия.

Работа в группах с текстами Конституций в буклетах.
Статья 37 Конституции Российской Федерации определяет основные принципы использования труда:
— труд в нашей стране свободен, это означает, что каждый гражданин вправе по своему усмотрению распоряжаться своими способностями к труду, выбирать себе род занятий и профессию;
принудительный труд запрещен, и из этого правила нет никаких исключений;
— каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
— труд каждого должен быть соответствующим образом вознагражден; какие-либо ущемления, дискриминация людей (то есть разная оплата за равный труд) недопустимы; кроме того, труд должен быть оплачен не ниже минимального размера оплаты труда:
— каждый человек имеет право на защиту от безработицы;
— за каждым человеком признается право на трудовые споры. индивидуальные работника и администрации) и коллективные (трудового коллектива и администрации), включая право на забастовку;
— каждый имеет право на отдых.

Учитель: Так каким должен быть труд в РФ?

В результате обсуждения на доске составляется схема:

Труд должен быть:
— свободным,
— безопасным,

составить несколько резюме (документ, в котором в краткой, но емкой форме изложены основные сведения о профессиональных умениях и навыках, трудовой биографии и личных данных кандидата); при составлении использовать памятку и практические советы;
— подготовить презентацию работы группы (представление резюме).

Учитель: Учитель: Спасибо, очень содержательно и интересно. Таким образом, в чем состоит задача сегодняшнего выпускника школы?

Ответы учащихся: В правильном выборе профессии

Анализ увиденной ситуации:
1. Где произошло это событие?
2. С какой целью молодой человек пришел в агентство?
3. Чем закончилось собеседование?

Ответы учащихся

Запись в дневниках

-Мы представим, что на работу вас согласились принять. Какой документ должны подписать участники трудовых отношений?

Ответы учащихся: трудовой договор

(Записывают в дневники)

Учитель: Сегодня среди нас находятся ребята, которые уже попробовали себя на трудовом поприще. И они хотели бы поделиться своими впечатлениями.

(Показывают фильм о том как дети летом работали на благоустройство посёлка)

Учитель: Надеюсь для вас, ребята, труд стал не тяжелой обязанностью, не средством зарабатывания денег, а доставил удовольствие.

- Какие нормативные документы регулируют трудовые отношения?

- Что такое трудовой договор?

- Каким должен быть труд?

- Решение задачи: После окончания школы самая активная участница театрального кружка Маша Новикова попыталась поступить в театральный институт, но неудачно. Нигде не работая она дни напролёт сидела дома, читая книги и журналы, смотрела телевизор и слушала музыку. Родители пытались устроить её на работу почтальоном, секретарём в одну из контор поблизости, но она отказывалась, отвечая, что, согласно конституции труд в нашей стране свободен и доброволен. Кроме того, в России принудительный труд запрещен. Кто прав в данной ситуации: Маша или её родители?

- Ответы учащихся.

Заключительное слово учителя:

Человек и работа. Человеку надо работать, человек рождается, чтобы работать, и это большое счастье найти в жизни свое назначение, свое призвание.

В рамках этого квеста мы с вами узнали о роли труда в жизни человека и трудовом законодательстве, которое регулирует отношения в процессе трудовой деятельности.


Цель: познакомить учащихся с понятиями работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания. Задачи: научить адекватно, анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу; формировать представление об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха. развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву; воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации.

Содержимое разработки


Цель: познакомить учащихся с понятиями работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.

Задачи: научить адекватно, анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения ошибок при трудоустройстве на работу;

формировать представление об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха.

развивать логическое мышления и речь учащихся через решение задач по трудовому праву;

воспитание правовой культуры и позитивной правовой социализации.
Основные понятия: труд; право на труд, рабочее время и время отдыха.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока
I Орг.момент.

Приветствие, рапорт дежурного, проверка готовности к уроку.
II Повторение пройденного материала

- Чем трудолюбие отличается от тунеядства?
Трудолюбие – положительное моральное качество человека к трудовой деятельности.
Тунеядство – отрицательное моральное качество, характеризующее отвращение к труду.

- Какой труд, на ваш взгляд более важен, умственный или физический и почему?(Важность умственного и физического труда для человека одинакова)

- Что такое занятость? (Это деятельность граждан, не противоречащая закону и приносящая, как правило, заработную плату).

- С какого возраста закон разрешает заниматься самостоятельной трудовой деятельностью? (с 14 лет с разрешения одного из родителей)

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом и возникающие между работником и работодателем.
2.1 Словарная работа

Сл. слова – работник и работодатель

– а вы сейчас работаете?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Чем труд является для каждого из вас?

И будучи работниками, следует помнить кто работник и работодатель, рабочее время и время отдыха; оплата труда и заработная плата; дисциплина труда и дисциплинарные взыскания.

- Скажите, кто такой труженик?
Труженик – человек, который трудится, трудолюбивый человек.

- Какого человека, называют трудолюбивый?
Трудолюбивый – любящий трудиться.

Я желаю Вам, быть в жизни только тружениками.
Пока в пространстве кружится планета,
На ней, залитой солнцем, никогда
Не будет дня, чтоб не было рассвета.
Не будет дня, чтоб не было труда.
Р. Рождественский.

Как и в любом деле в труде тоже очень важна дисциплина.
III Изучение нового материала
Условием нормальной работы является дисциплина труда. Её соблюдение – обязанность граждан. Трудовая дисциплина обеспечивается созданием благоприятных условий для нормальной работы, сознательным отношением к труду, методами убеждения, воспитания, поощрением за добросовестный труд.(зап в тер)

Речь идет не только о своевременной явке на рабочее место и полном использовании рабочего времени, но и о добросовестном, творческом отношении к работе. На каждом предприятии дисциплина регулируется правилами внутреннего распорядка. К их нарушителям применяются дисциплинарные взыскания.

- Как вы, думаете, за что?

За причинение ущерба (порча материалов, изделий, инструментов, спецодежды, необеспечение сохранности имущества);

виновные несут материальную ответственность (т.е. обязаны возместить ущерб).

Законодательство о труде предусматривает льготы для тех, кто совмещает работу с учебой (сокращение продолжительности раб дня, дополнительные отпуска). Пользуясь льготами, вы можете получить доп образование, повысить свою квалификацию, приобрести шанс найти более интересную, с более высокой оплатой работу.

Лучше поступать на работу после окончания ПУ.

Трудовой договор – это добровольное соглашение, означающее. Что обе стороны сделали свободный выбор, что предприятию подходит ваша квалификация, а вам условия, которые предложило предприятие.

При первом поступлении на постоянную работу для вас будет заведена трудовая книжка – документ, подтверждающий трудовую деятельность. В дальнейшем, устраиваясь на другую работу, нужно будет предоставить трудовую книжку, в которой зафиксируется переход с одного предприятия на другое.

- Можно ли сменить место работы, если вас привлекает труд на другом предприятии, более интересный, лучше оплачиваемый, с лучшими условиями труда, а также в связи с переездом или иными причинами? ( закон не выдвигает каких – либо ограничений. Нужно только лишь письменно предупредить администрацию за 2 недели. После этого трудовой договор расторгается.)

Прекращение действия трудового договора возможно и по инициативе администрации. Например, если выяснилось, что вы не соответствуете занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, то это может быть основанием для увольнения.

Другими основаниями могут быть систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, совершение хищений. Закон четко определяет и другие возможные причины увольнения работника.

Есть немало людей, проработавших большую часть жизни на одном предприятии. Как правило, это люди, знающие дело, умеющие взаимодействовать с другими работниками, повышающие свою квалификацию. Обычно их уважают и ценят.

Оценки, д\з
Д\з Работа по карточкам

1) Добровольное соглашение между работником и работодателем

2. Трудовой договор

2) Отношения между людьми в процессе трудовой деятельности

3)Документ, подтверждающий трудовую деятельность

4. Трудовая книжка

5) Человек, любящий трудиться.

6) Человек, который трудится, трудолюбивый человек

Ответы: 1-4); 2 – 1); 3 – 2); 4 – 3); 5 -6); 6 -5)


-80%

Читайте также: